Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
Правительства Белгородской области
от 24 февраля 2021 г. N 57-пп
II. Основные итоги исполнения консолидированного бюджета Белгородской области, условия формирования бюджетного прогноза в текущем периоде
Основные показатели прогноза социально-экономического развития Белгородской области на период до 2030 года разработаны органами исполнительной власти Белгородской области на основе анализа тенденций развития, итогов социально-экономического развития области за 2019 год и оценки 2020 года, с учетом базового варианта сценарных условий развития российской экономики, а также стратегических направлений развития региона и намерений хозяйствующих субъектов.
Социально-экономическая политика Правительства области в долгосрочной перспективе будет проводиться на основе целей, поставленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года", от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", положений Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 года, региональными составляющими национальных проектов, государственными программами области.
При разработке долгосрочного прогноза учитывались ключевые риски устойчивого социально-экономического развития области, обусловленные как внешними для региона и страны факторами, так и внутренними ограничениями.
2.1. В 2019 году в области обеспечено увеличение промышленного и сельскохозяйственного производства, объема работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", оборота розничной торговли, общественного питания, объема платных услуг населению, сохраняется стабильной ситуация на рынке труда, создается основа для повышения уровня и качества жизни населения области. Этому способствовал системный подход к решению поставленных задач и конструктивное сотрудничество с региональными бизнес-структурами и населением.
Активная реализация Правительством области антикризисных мер, своевременные действия регионального штаба по обеспечению устойчивости экономики и исполнение показателей национальных проектов в 2020 году обеспечили сохранение и положительную динамику основных макроэкономических показателей, региональные темпы развития выше среднероссийских.
Объем валового регионального продукта области по оценке в 2020 году составит в текущих основных ценах 964,1 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,1% выше уровня 2019 года, ВРП на душу населения достигнет 622,3 тыс. рублей. Реализация мероприятий по развитию промышленного производства позволяет оценивать индекс промышленного производства в области за 2020 год на уровне 102,2%. Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами по промышленным видам деятельности по оценке составит 942,6 млрд рублей. Выпуск продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств за 2020 год достигнет 265,8 млрд рублей или 100,7% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. В результате реализации комплекса мер, направленного на повышение инвестиционной привлекательности области, объем инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в 2020 году оценивается в объеме 159,3 млрд рублей или 91,5% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. В текущем году будет сдано в эксплуатацию 1148 тыс. кв. метров жилья, в том числе населением - 958 тыс. кв. метров, что составит 83,4% в общем объеме введенного жилья. Оборот розничной торговли в 2020 году достигнет 369 млрд рублей и составит 100% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года, объем платных услуг - 82,5 млрд рублей. Среднемесячная начисленная заработная плата работников организаций по области за 2020 год превысит 36 тыс. рублей и увеличится по сравнению с 2019 годом на 6,1 процента. В 2020 году в результате естественного и миграционного движения среднегодовая численность населения области составит по оценке 1549,2 тыс. человек.
Индекс потребительских цен (среднегодовой) в долгосрочном периоде не превысит 104 процентов. Планируемые Правительством области мероприятия в рамках достижения национальной цели "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" по укреплению конкурентоспособных позиций региона, привлечению инвестиций в инновационные сектора экономики и высокотехнологичные проекты развития производств, повышение качества инфраструктуры, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, улучшение социальных параметров развития позволяют прогнозировать валовой региональный продукт области в 2030 году в объеме 1697 млрд рублей с ростом к 2019 году в сопоставимых ценах в 1,4 раза. Основной объем валового регионального продукта области в прогнозируемом периоде будут обеспечивать виды экономической деятельности "Обрабатывающие производства", "Добыча полезных ископаемых", "Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство", "Оптовая и розничная торговля", "Строительство", "Транспортировка и хранение", на долю которых приходится более 80% производимого валового регионального продукта.
2.2. В промышленности деятельность Правительства области в долгосрочном периоде будет направлена на создание новых современных конкурентоспособных производств и инновационных производственных технологий, рост производительности труда, увеличение высокопроизводительных рабочих мест, подготовку квалифицированных рабочих кадров, сохранение и дальнейшее развитие достигнутых предприятиями позиций на внешнем и внутреннем рынках.
На предприятиях горно-металлургического комплекса в долгосрочном периоде будут реализовываться инвестиционные проекты по вводу в эксплуатацию новых современных производственных мощностей, совершенствованию технологии добычи, транспортировки и обогащения железной руды для наращивания объемов производства продукции с более высокой степенью добавленной стоимости. Ведущие предприятия горно-металлургического комплекса: АО "Лебединский ГОК", АО "Стойленский ГОК" осуществляют добычу железных руд открытым способом; АО "Комбинат "КМАруда" и ООО "Корпанга" - подземным способом; АО "Оскольский электрометаллургический комбинат".
Продолжится динамичное развитие перспективных высокотехнологичных, экспортно ориентированных секторов экономики за счет внедрения передовых производственных и бережливых технологий, повышения ресурсо- и энергоэффективности производственных процессов, что позволит добиться значительных темпов роста производительности труда и увеличить добавленную стоимость выпускаемой продукции.
В рамках национального проекта "Производительность труда и поддержка занятости" в регионе решается задача вовлечения всех предприятий реального сектора экономики и формирования философии бережливого производства. Белгородская область в 2019 году вошла в топ-5 регионов по достижению основных показателей проекта, а также является первой среди регионов - участников национального проекта по созданию и сертификации Регионального центра компетенций.
В целях получения практических навыков оптимизации производственного потока и оценки экономических показателей деятельности предприятий при содействии Федерального Центра Компетенций создана и сертифицирована учебная производственная площадка "Фабрика процессов". С начала реализации национального проекта оптимизирована работа на приоритетных производственных потоках 30 предприятий области, что способствовало увеличению выработки на 15%, снижению времени протекания процесса на 25%, незавершенного производства - на 18% соответственно.
Основной задачей является обеспечение к 2024 году роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики области не менее чем на 4,4 процента. Для ее решения в реализацию национального проекта будут вовлечены не менее 179 предприятий региона и обучено инструментам повышения производительности труда не менее 1,6 тыс. сотрудников организаций.
2.3. Деятельность предприятий пищевой промышленности будет направлена на модернизацию, реконструкцию действующих и создание новых производств для обеспечения переработки возрастающих объемов сельскохозяйственной продукции, улучшение качества и расширение ассортимента продукции, что будет способствовать снижению зависимости от импортного производства.
В рамках развития биофармацевтического кластера на территории Белгородской области продолжится реализация проектов по производству фармацевтических субстанций и готовых лекарственных средств, а также по созданию производств ветеринарных препаратов.
В области продолжится развитие индустрии строительных материалов с использованием имеющихся в регионе запасов полезных ископаемых на основе повышения качества, экологичности выпускаемой продукции.
В целях повышения надежности энергоснабжения предприятий области, удовлетворения растущей потребности в энергоносителях продолжится реализация инвестиционных программ предприятий топливно-энергетического комплекса. Для обеспечения бесперебойных и надежных поставок энергоресурсов потребителям намечается строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов топливно-энергетического комплекса, внедрение цифровых технологий и систем управления, проведение мероприятий, направленных на дальнейшее развитие электросетевого и газового хозяйства области.
Продолжится реализация Плана мероприятий по комплексному развитию Белгородской агломерации на 2016 - 2025 годы и программы по созданию индустриальных (промышленных) парков на территории области, что во многом обеспечивает благоприятные условия для ведения производственной деятельности субъектов предпринимательства.
Принимаемые меры дают возможность прогнозировать в 2030 году объем отгруженной продукции по промышленным видам экономической деятельности в сумме 1568,7 млрд рублей, что в действующих ценах в 1,7 раза выше уровня 2019 года. Рост промышленного производства в 2030 году составит в 1,4 раза в сопоставимых ценах к уровню 2019 года. Наибольший удельный вес в структуре промышленного производства по-прежнему будут занимать предприятия обрабатывающих производств, в том числе по производству пищевых продуктов, металлургическому производству, производству готовых металлических изделий, производству прочей неметаллической минеральной продукции. В прогнозируемом периоде сохранится тенденция опережающего роста выпуска продукции предприятиями обрабатывающих производств.
В настоящее время в регионе создана крупнейшая агропродовольственная инфраструктура в стране. Дальнейшее развитие агропромышленного комплекса региона будет направлено на формирование новой цифровой технологической основы для устойчивого развития агробизнеса, расширение экспортного потенциала и увеличение объема экспорта продукции, развитие малых форм хозяйствования на селе, а также реализацию сельскохозяйственными предприятиями инвестиционных программ, ориентированных на глубокую переработку и повышение качества сельскохозяйственной продукции.
Ускоренный переход на цифровые технологии, включающий использование спутниковой навигации, искусственного интеллекта, беспилотных летательных аппаратов в технологиях точного земледелия, обследовании земель сельскохозяйственного назначения в рамках АгроНТИ, внедрение различных систем контроля в производстве и переработке сельскохозяйственной продукции, применение компьютерных технологий в селекции и семеноводстве - это настоящее и будущее агропромышленного комплекса региона.
В результате принимаемых мер по развитию агропромышленного комплекса области выпуск продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2030 году планируется в объеме 410,6 млрд рублей с ростом 110,7% в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.
Реализация национального проекта "Международная кооперация и экспорт" обеспечит увеличение объемов несырьевого неэнергетического экспорта в прогнозируемом периоде. Этому будет способствовать реализация Экспортной стратегии области, деятельность созданной в области инфраструктуры продвижения и поддержки экспорта, а также внедрение регионального экспортного стандарта 2.0., который позволит стимулировать экспортную деятельности компаний. Наиболее перспективным направлением расширения экспортных возможностей региона является производство экологичных и безопасных продуктов питания высокой переработки, конкурентоспособных на международных рынках.
2.4. Особое внимание по-прежнему будет уделяться жилищному строительству. В соответствии с национальным проектом "Жилье и городская среда" предполагается реализация комплексных проектов развития городской среды для создания достойных условий жизни граждан. Принципиальным условием остается максимальное вовлечение граждан в решение вопросов городского развития, в том числе с широким использованием цифровых технологий.
На территории области продолжится реализация мероприятий, направленных на развитие инфраструктуры, улучшение качества дорог и жилья, благоустройство населенных пунктов и общественных зон. В рамках проекта "Умный город" продолжится внедрение передовых цифровых и инженерных решений в городской, транспортной, коммунальной и социальной инфраструктурах. Проект ориентирован на человека и позволит создать комфортную и безопасную среду, повысить качество управления городскими ресурсами.
В целях благоустройства населенных пунктов и микрорайонов массовой жилой застройки, развития дорожной сети, обеспечения качественного транспортного обслуживания населенных пунктов области продолжится реализация мероприятий национального проекта по созданию безопасных и качественных автомобильных дорог и государственной программы области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области".
В 2020 году был выполнен ремонт 551 км участков автодорог общего пользования и 38 мостов на автодорогах регионального значения, построено около 290,0 км автодорог в населенных пунктах и микрорайонах массовой жилищной застройки и отремонтировано 515,7 км автомобильных дорог общего пользования местного значения, из них в рамках реализации национального проекта "Безопасные и качественные автомобильные дороги" - 103,4 км автодорог.
Было завершено строительство 2 транспортных развязок в двух уровнях на пересечении ул. Сумская и ул. Чичерина, а также ул. Студенческая- ул. Калинина в городе Белгороде, строительство автодороги п. Чернянка - с. Волоконовка в Чернянском районе. Завершено строительство обхода с. Бессоновка протяженностью 5,8 км, автодороги Бульвар Юности- ул. Молодежная в городе Белгороде протяженностью 0,6 км.
В 2021 году планируется завершить строительство подъезда от автомобильной дороги Короча - Губкин - Горшечное к микрорайону "Журавлики" в г. Губкин протяженностью 3,5 км.
В прогнозируемый среднесрочный период на реализацию мероприятий государственной программы Белгородской области "Совершенствование и развитие транспортной системы и дорожной сети Белгородской области" в 2021 - 2023 годах планируется направить за счет всех источников финансирования около 30 млрд рублей.
Будет продолжена работа по реализации региональных составляющих национальных проектов "Безопасные и качественные автомобильные дороги" и "Жилье и городская среда".
За период с 2019 года по 2024 год прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального и местного значения, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, в результате ремонта автомобильных дорог в рамках федерального проекта "Региональная и местная дорожная сеть" составит более 1000 км. Доля дорожной сети городских агломераций, находящихся в нормативном состоянии, увеличится с 77,9% до 85%.
Для развития транспортной инфраструктуры Белгородской области в рамках национального проекта "Безопасные и качественные дороги" на строительство и реконструкцию капиталоемких объектов в 2021 - 2023 годах планируется привлечение средств из федерального бюджета.
Наиболее крупными инвестиционными проектами являются:
- строительство автодороги "ул. Калинина - ул. Корочанская в г. Белгороде";
- реконструкция автомобильной дороги "ул. Красноармейская - мкр. Юго-Западный 2 в г. Белгороде" со строительством транспортной развязки;
- строительство автомобильной дороги "мкр. Новый-2 - ул. Костюкова в г. Белгороде";
- строительство обхода г. Губкин на участке км 61 + 900 - км 68 + 260 автодороги "Короча - Губкин - граница Курской области" в Губкинском городском округе.
Прирост протяженности автомобильных дорог с твердым покрытием в микрорайонах массовой жилищной застройки в рамках национального проекта "Жилье и городская среда" за 2018 - 2023 годы составит 530 км, более 175 км новых автодорог в год.
В результате объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", в 2030 году планируется в сумме 345,6 млрд рублей с ростом в 2,1 раза в сопоставимых ценах к уровню 2019 года.
Развитие современной торговой инфраструктуры, увеличение общего количества торговых площадей, уровня доступности товаров для населения, в том числе в сельской местности, совершенствование традиционных форм торговли, стимулирование деловой активности торговых организаций и производителей товаров, выставочная деятельность, внедрение информационных технологий и в дальнейшем будут положительно воздействовать на функционирование потребительского рынка области и наиболее полное удовлетворение спроса покупателей. Продолжится реализация стратегий развития торговли и общественного питания в Белгородской области в целях создания благоприятных условий для развития торговой деятельности, повышения качества предоставляемых услуг.
В результате по прогнозным расчетам в 2030 году оборот розничной торговли достигнет 716 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2019 года в 1,3 раза.
2.5. Роль рынка услуг в жизнедеятельности общества неуклонно возрастает. Продолжится расширение спектра и объема платных услуг, повышение их качества и доступности для всех групп населения. По прогнозу объем платных услуг населению в 2030 году достигнет 148,2 млрд рублей, что выше уровня 2019 года на 15,5% в сопоставимых ценах.
В целях стимулирования предпринимательской деятельности в реальном секторе экономики, улучшения предпринимательского климата, повышения его конкурентоспособности и обеспечения занятости населения региона в долгосрочном периоде Правительством области будет продолжена государственная поддержка малого и среднего бизнеса. Реализация национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" в регионе обеспечит рост числа занятых в данном секторе, а также сервисный и цифровой подход к получению государственных услуг и мер поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства на базе центра "Мой бизнес".
В регионе продолжится реализация Программы "500/10000", которая стала лидером Всероссийского конкурса лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации в номинации "Создание комфортных условий для развития бизнеса на селе", в декабре 2019 года отобрана Министерством экономического развития Российской Федерации в перечень лучших региональных практик содействия развитию конкуренции.
2.6. Важным фактором повышения конкурентоспособности региона как на внутреннем, так и на внешнем рынках являются инновации. В целях обеспечения ускоренного технологического развития и повышения конкурентоспособности экономики региона в долгосрочной перспективе запланированы мероприятия по инновационной трансформации за счет внедрения прорывных сквозных платформ и цифровых технологий в экономике и социальной сфере, развитию интеллектуального потенциала региона, повышению восприимчивости экономики к инновациям, улучшению инвестиционной привлекательности сферы высоких технологий путем использования инструментов федерального уровня для создания и модернизации производств с применением инновационных разработок, масштабной цифровизации экономики, повышению производительности труда во всех сферах экономики, внедрению новых управленческих технологий - "бережливое производство", системы управления качеством.
Реализация национального проекта "Цифровая экономика" позволит вывести на новый конкурентный уровень и преобразовать приоритетные отрасли экономики и социальной сферы посредством внедрения сквозных цифровых технологий и платформенных решений.
В долгосрочной перспективе информационно-коммуникационные технологии будут выступать одним из ключевых драйверов перехода к управлению, основанному на комплексном моделировании событий и явлений.
Их развитие будет способствовать повышению качества жизни населения, эффективности ведения бизнеса и государственного управления, возникновению новых форм получения образования, коммуникации и социализации людей.
В долгосрочной перспективе продолжится работа по созданию современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, трансформации государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронном виде, а также организации электронного межведомственного взаимодействия.
В целях создания новых наукоемких технологий продолжится интеграция региональных университетов и бизнеса в рамках национального проекта "Наука".
В регионе продолжит свою деятельность научно-образовательный центр мирового уровня по пяти научно-производственным платформам, которые являются профильными коммуникационными площадками и центрами управления проектными командами: "Биотехнологии", "Селекционно-генетические исследования, клеточные технологии и генная инженерия в областях растениеводства и животноводства", "Здоровьесберегающие технологии: производство продовольствия и ветпрепаратов", "Рациональное природопользование".
В целях решения задач Стратегии научно-технологического развития России по развитию инновационной экономики на базе НОЦ при участии ведущих вузов области и России, индустриальных партнеров продолжится реализация инновационных проектов и многоуровневая подготовка высококвалифицированных кадров для региона.
2.7. Одним из основных факторов наращивания производственного потенциала выступает улучшение делового климата и привлечение инвестиций в экономику региона. Белгородская область - регион высоких возможностей реализации инвестиционных инновационно-технологических проектов любой сложности и направленности в условиях минимальных региональных инвестиционных рисков.
Правительство области ежегодно уделяет особое внимание мероприятиям по созданию экономических и совершенствованию организационных условий для ведения бизнеса, формированию инфраструктуры эффективной коммуникации между бизнесом и властью, защите прав инвесторов, что способствует реализации крупных инвестиционных проектов на территории региона, созданию новых высокопроизводительных рабочих мест. В целях стимулирования привлечения инвестиций на территорию области и обеспечения стабильных условий реализации инвестиционных проектов внедряются новые инструменты государственной поддержки.
Таким образом, реализация комплекса мероприятий позволит по прогнозным расчетам в 2030 году достичь объема инвестиций в основной капитал в сумме 282,8 млрд рублей, что в сопоставимых ценах выше уровня 2019 года на 24,4 процента.
2.8. В рамках национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни" реализация мероприятий национального проекта "Экология" обеспечит достижение высоких стандартов экологической безопасности и благополучия региона, одной из основных задач реализации которого является формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами и создание условий для вторичной переработки отходов производства и потребления. В рамках проекта "Организация сбора и утилизации вторичного сырья на территории Белгородской области" планируется строительство двух мусоросортировочных линий. В рамках федерального проекта "Чистая вода" реализуется региональный проект "Повышение качества питьевой воды для населения Белгородской области", который обеспечит к 2024 году качественной питьевой водой не менее 87,9% населения области.
В долгосрочном периоде в области запланировано проведение мероприятий по экологическому оздоровлению водных объектов, биологизации земледелия и расширению новых насаждений.
2.9. В целях снижения вредных выбросов в окружающую среду реализуется пилотный проект "Развитие рынка газомоторного топлива в Белгородской области". В рамках данного проекта будет сформирована сеть из не менее чем 38 объектов газозаправочной инфраструктуры, планируется строительство завода по производству сжиженного природного газа и создание сети модульных топливозаправочных пунктов сжиженного природного газа. Всего к 2025 году более 18 тысяч автотранспортных средств региона будут переведены на природный газ.
Развитие экономики направлено на достижение стратегической цели - сохранение и развитие человеческого капитала, повышение качества жизни и здоровьесбережение населения.
2.10. В рамках достижения национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" продолжится реализация национального проекта "Образование", предусматривающего решение вопросов качества образования, воспитания личности ребенка, формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей, профессиональную ориентацию обучающихся.
2.11. Продолжится реализация мероприятий по формированию солидарного общества, укреплению духовно-нравственных и культурных ценностей в рамках национального проекта "Культура", поддержке талантливых людей, модернизации объектов социальной инфраструктуры, обеспечению доступности сферы культуры и формированию информационного пространства в сфере культуры.
2.12. Приоритетными направлениями развития здравоохранения региона, в рамках реализации мероприятий национального проекта "Здравоохранение", остаются повышение доступности первичной медико-санитарной помощи, высокотехнологичной медицины, развитие детского здравоохранения, создание единого цифрового контура в здравоохранении, развитие телемедицины, экспорта медицинских услуг, поддержка семей при рождении детей, разработка и реализация программы системной поддержки и повышения качества жизни граждан старшего поколения, формирование системы мотивации граждан к здоровому образу жизни. Запланированные мероприятия будут способствовать улучшению состояния здоровья жителей области.
2.13. Демографическая политика направлена на увеличение рождаемости и повышение качества жизни, вследствие реализации мероприятий национального проекта "Демография" и Концепции демографического развития области ожидаемая продолжительность жизни при рождении увеличится. В условиях сформировавшихся тенденций естественного и миграционного движения в 2030 году численность населения области составит по прогнозу 1545,1 тыс. человек.
2.14. В долгосрочном периоде сохранится положительная динамика основных показателей уровня жизни населения. В 2030 году фонд начисленной заработной платы работников организаций в целом по области прогнозируется в сумме 442,2 млрд рублей с ростом к 2019 году в 2,2 раза, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций - в сумме 74,6 тыс. рублей, что в 2,2 раза выше уровня 2019 года.
Реализация инвестиционных проектов, направленных на развитие предприятий, реконструкцию и технологическое обновление их производственных мощностей, выпуск конкурентоспособной продукции, создание новых рабочих мест, улучшение инвестиционного климата, активизация предпринимательства на селе позволят сохранить стабильной ситуацию на рынке труда. Продолжится реализация государственной программы области "Содействие занятости населения Белгородской области". Среднесписочная численность работников организаций в 2030 году составит по прогнозу 493,9 тыс. человек.
Приоритеты социально-экономического развития региона в долгосрочном периоде сосредоточены на создании современной инновационной конкурентоспособной экономики, благоприятных и комфортных условий для жизни и самореализации белгородцев.
2.15. Начиная с 2012 года значительная часть бюджетных расходов направляется на финансовое обеспечение мероприятий, предусмотренных в рамках указов Президента Российской Федерации, среди результатов реализации которых - достижение индикативных показателей повышения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы в полном объеме; выполнение обязательств по обеспечению 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.
По итогам 2020 года доступность дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 100 процентов, для детей в возрасте от 1,5 до 3 лет - 98,47 процента.
Проведена работа по модернизации системы дошкольного образования. За 2019 год создано 2625 дополнительных мест за счет строительства, выкупа, капитального ремонта зданий (1986 мест).
Помимо строительства новых детских садов в рамках национального проекта "Демография" в регионе создано за счет открытия дошкольных групп в школах 120 мест, а также за счет комплектования частных детских садов - 320 мест для детей раннего возраста.
Вместе с тем дефицит мест для детей в возрасте до 3 лет, не обеспеченных услугами дошкольного образования, в 2020 - 2021 учебном году составляет 616.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 в целях достижения к 2021 году 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет Белгородская область принимает участие в реализации федеральных проектов "Создание в субъектах Российской Федерации дополнительных мест для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования" и "Поддержка семей, имеющих детей".
В рамках региональной составляющей федерального проекта "Содействие занятости женщин" - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет, до 2021 года запланировано создание 1980 дополнительных мест для детей раннего возраста.
Таким образом, планируется достижение к концу 2021 года 100-процентной доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет и оказание ежегодно не менее 7000 родителям (законным представителям) детей дошкольного возраста, обеспечивающим дошкольное образование в семейной форме, услуг психолого-педагогической, методической и консультационной помощи.
Кроме того, будет продолжена работа по развитию негосударственного сектора дошкольного образования, в том числе создание дошкольных групп в частных детских садах и повышение квалификации специалистов, работающих с детьми раннего возраста, за счет федеральной субсидии.
На сегодняшний день в Белгородской области 2304 ребенка получают услуги дошкольного образования и (или) по присмотру и уходу в 66 частных детских садах, из которых 33 имеют лицензию на реализацию образовательных программ дошкольного образования (1598 детей).
С 2019 года начата реализация федеральных проектов, входящих в состав национального проекта "Образование", в том числе:
"Современная школа";
"Успех каждого ребенка";
"Цифровая образовательная среда";
"Учитель будущего";
"Социальная активность";
"Поддержка семей, имеющих детей";
"Молодые профессионалы" (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)".
Федеральный проект "Современная школа" направлен на вхождение Российской Федерации к 2024 году в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ, вовлечения всех участников системы образования (обучающиеся, педагоги, родители (законные представители), работодатели и представители общественных объединений) в развитие системы общего образования, а также за счет обновления материально-технической базы.
Всего на период с 2020 года по 2025 год запланировано строительство 11 новых зданий общеобразовательных организаций на 7635 новых мест и 2 пристроек учебных корпусов к действующим зданиям общеобразовательных организаций на 400 мест при условии софинансирования из средств федерального бюджета.
В 2019 году построена и введена в эксплуатацию школа на 1000 мест в мкр "Разумное-54" Белгородского района, в 2020 году - школа на 1100 мест в мкр "Степной" Старооскольского городского округа, пристройка блока начальных классов на 200 мест к МОУ "Комсомольская средняя общеобразовательная школа" Белгородского района, начато строительство двух начальных школ на 100 мест каждая в мкр "Майский-8" и "Стрелецкое-59" Белгородского района.
В рамках проекта также запланированы мероприятия по созданию условий для повышения качества общего образования посредством обновления содержания и технологий преподавания общеобразовательных программ во всех муниципальных образованиях Белгородской области. К 2024 году доля муниципальных образований Белгородской области, в которых обновлено содержание и методы обучения предметной области "Технология" и других предметных областей, составит 100 процентов.
В целях реализации данных мероприятий на территории Белгородской области планируется создание 223 центров образования цифрового, естественно-научного и гуманитарного профилей, способствующих формированию современных компетенций и навыков у 46,525 тыс. обучающихся, в том числе по предметным областям "Технология", "Информатика", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также внеурочной деятельности.
К 2024 году в 100 процентах (9 школ) коррекционных школ области будет обновлена материально-техническая база, что позволит реализовать комплекс мер по внедрению современных программ трудового и профессионально-трудового обучения предметной области "Технология" в коррекционных школах по востребованным на рынке труда профессиям.
Целью федерального проекта "Успех каждого ребенка" является обеспечение к 2024 году для детей в возрасте от 5 до 18 лет доступных для каждого и качественных условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности путем увеличения охвата дополнительным образованием до 94,3 процента от общего числа детей, обновления содержания и методов дополнительного образования детей, развития кадрового потенциала и модернизации инфраструктуры системы дополнительного образования.
Основными показателями реализации проекта являются достижение к 2024 году:
- доли детей в возрасте от 5 до 18 лет, охваченных дополнительным образованием, - 94,3 процента детей;
- числа детей, охваченных деятельностью детских технопарков "Кванториум" (мобильных технопарков "Кванториум") и других проектов, направленных на обеспечение доступности дополнительных общеобразовательных программ естественно-научной и технической направленностей, соответствующих приоритетным направлениям технологического развития Российской Федерации, - 39,8 тыс. человек;
- числа участников открытых онлайн-уроков, реализуемых с учетом опыта цикла открытых уроков "Проектория", "Уроки настоящего" или иных аналогичных по возможностям, функциям и результатам проектов, направленных на раннюю профориентацию, - 135,2 тыс. человек;
- числа детей, получивших рекомендации по построению индивидуального учебного плана в соответствии с выбранными профессиональными компетенциями (профессиональными областями деятельности) с учетом реализации проекта "Билет в будущее", - 4768 человек.
Цель проекта "Цифровая образовательная среда" - создание условий для внедрения к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование ценности к саморазвитию и самообразованию у обучающихся образовательных организаций всех видов и уровней, путем обновления информационно-коммуникационной инфраструктуры, подготовки кадров, создания федеральной цифровой платформы.
Основными показателями реализации проекта являются достижение к 2024 году:
- доли образовательных организаций, расположенных на территории Белгородской области, обеспеченных интернет-соединением со скоростью соединения не менее 100 Мб/c - для образовательных организаций, расположенных в городах, 50 Мб/c - для образовательных организаций, расположенных в сельской местности и поселках городского типа, а также гарантированным интернет-трафиком, - 100 процентов;
- доли муниципальных образований Белгородской области, в которых внедрена целевая модель цифровой образовательной среды в образовательных организациях, реализующих образовательные программы общего образования и среднего профессионального образования, - 100 процентов;
- доли обучающихся, для которых формируется цифровой образовательный профиль и индивидуальный план обучения (персональная траектория обучения) с использованием федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды (федеральных цифровых платформ, информационных систем и ресурсов), между которыми обеспечено информационное взаимодействие, в общем числе обучающихся по указанным программам, - 90 процентов.
Также обеспечение вхождения Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования к 2024 году планируется путем внедрения национальной системы профессионального роста педагогических работников, охватывающей не менее 50 процентов учителей общеобразовательных организаций, путем реализации федерального проекта "Учитель будущего".
Основными показателями реализации проекта являются достижение к 2024 году:
- доли учителей общеобразовательных организаций, вовлеченных в национальную систему профессионального роста педагогических работников, - 50 процентов;
- доли муниципальных образований Белгородской области, обеспечивших деятельность центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников и аккредитационных центров системы образования, - 100 процентов;
- доли педагогических работников, прошедших добровольную независимую оценку профессиональной квалификации, - 100 процентов.
2.16. В 2020 году в рамках реализации национального проекта "Культура" проведены следующие мероприятия:
- проведен капитальный ремонт ДК в селе Богородское Новооскольского городского округа;
- приобретено 5 автоклубов в Белгородский, Ивнянский, Краснояружский, Ракитянский и Чернянский районы;
- создана модельная библиотека нового поколения - Пушкинская библиотека - музей в городе Белгороде;
- оснащены музыкальными инструментами 34 детские школы искусств в 18 муниципальных образованиях области;
- создано два виртуальных концертных зала в Валуйском и Яковлевском городских округах.
На модернизацию двух кинозалов (ЦКР поселка Волоконовка и ЦКР поселка Разумное) через Фонд кино выделено 10 млн рублей средств федерального бюджета.
В рамках реализации федерального проекта "Культура малой Родины" партии "Единая Россия" реализованы мероприятия:
- по направлению "Местный Дом культуры" современным звуковым и световым оборудованием оснащены 12 учреждений культуры в 10 муниципальных образованиях области;
- по направлению "Театры малых городов" участниками проекта стали Старооскольский театр для детей и молодежи имени Б.И. Равенских (постановка двух спектаклей, приобретение звукового и светового оборудования, микроавтобуса) и Губкинский театр для детей и молодежи (постановка трех спектаклей, приобретение светового, звукового и цифрового оборудования для зала и цехов);
- по направлению "Театры - детям" в 2020 году участником стал Белгородский государственный театр кукол (постановка одного спектакля, приобретена одежда сцены и оборудования).
Согласно пообъектному перечню строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов социальной сферы на 2020 - 2022 годы отремонтированы 20 учреждений культуры.
Профессиональными театрами области поставлено 16 новых спектаклей, в том числе в рамках реализации федерального проекта "Культура малой Родины".
В целях повышения доступности спектаклей малых форм Белгородский государственный академический драматический театр имени М.С. Щепкина с 2020 года реализует проект по прокату спектаклей на площадке Белгородского государственного музея народной культуры.
2.17. В сфере социального обслуживания населения созданы комплексные центры социального обслуживания населения; оптимизирована сеть учреждений социального обслуживания населения с учетом видов и форм социального обслуживания, территориальных особенностей; проведена профилизация учреждений с учетом основных категорий потребителей услуг.
В рамках реализации мероприятий проекта "Финансовая поддержка семей при рождении детей" в рамках реализации национального проекта "Демография" в Белгородской области осуществляется выплата ежемесячного пособия при рождении третьего и последующих детей до достижения ребенком возраста трех лет. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года N 418-ФЗ "О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей" с 2018 года осуществляется ежемесячная выплата в связи с рождением (усыновлением) первого ребенка.
Демографическая политика направлена на увеличение продолжительности жизни населения, сокращение уровня смертности, рост рождаемости, регулирование внутренней и внешней миграции, сохранение и укрепление здоровья населения и улучшение на этой основе демографической ситуации. Вследствие реализации мероприятий Концепции демографического развития области на период до 2025 года и национального проекта "Демография" ожидаемая продолжительность жизни при рождении в 2022 году составит по консервативному варианту 74,5 года, по базовому - 75,01 года.
В целях социальной поддержки семьи и детей к 2025 году планируется достижение следующих конечных результатов:
- обеспечение доли семей с детьми, получающих меры социальной поддержки, от общей численности семей, обратившихся за получением мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области и имеющих право на них, на уровне 100 процентов ежегодно;
- уменьшение численности детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в семейном устройстве, до 244 человек к 2025 году;
- обеспечение доли многодетных семей, получающих меры социальной поддержки, от общей численности семей, обратившихся за получением мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Белгородской области и имеющих право на них, на уровне 100 процентов ежегодно;
- обеспечение доли семей, родивших ребенка, имеющих право на получение мер социальной поддержки, от общей численности семей, обратившихся за получением мер социальной поддержки в соответствии с нормативными правовыми актами Белгородской области, на уровне 100 процентов ежегодно.
В соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2020 года N 189-ФЗ "О государственном (муниципальном) социальном заказе на оказание государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере" Белгородская область с 2020 года участвует в пилотном проекте апробации механизмов организации оказания государственных (муниципальных) услуг в социальной сфере.
Социальные заказы Белгородской области формируются уполномоченными органами, осуществляющими государственное управление и нормативное правовое регулирование в следующих сферах деятельности: социальное обслуживание (за исключением услуг в сфере социального обслуживания в стационарной форме), санаторно-курортное лечение (за исключением услуг, предоставленных в рамках государственной социальной помощи), оказание паллиативной медицинской помощи, спортивная подготовка и содействие занятости населения.
Основными задачами внедрения социального заказа являются повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг, а также поэтапное привлечение некоммерческих организаций к исполнению социальных услуг.
2.18. С января 2020 года реализуется проект "Создание региональной службы социально-медицинской реабилитации", целью которого является обеспечение к концу 2021 года социализации не менее 65% граждан трудоспособного возраста, временно утративших трудоспособность, от общего количества граждан трудоспособного возраста (1207 человек), проживающих на территории Белгородской области и нуждающихся в социально-медицинской реабилитации.
Развитие здравоохранения в среднесрочном периоде будет осуществляться в рамках реализации мероприятий национального проекта "Здравоохранение" и государственной программы области "Развитие здравоохранения Белгородской области". Предусмотрена модернизация первичного звена здравоохранения, предусматривающая дальнейшее развитие профилактических мероприятий, развитие центров врача общей практики, отделений медицинской профилактики, мобильных комплексов и бригад, отделений неотложной помощи, амбулаторной хирургии, а также дальнейшее развитие паллиативной медицинской помощи в амбулаторных условиях, дневных стационаров, межтерриториальных специализированных центров (отделений), увеличение и расширение видов и объемов оказания высокотехнологичной медицинской помощи и реабилитации в соответствии с потребностью в видах медицинской помощи и уровня заболеваемости населения области.
Бюджетные расходы на уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование увеличились с 2,1 млрд рублей в 2010 году до 5,8 млрд рублей в 2020 году или в 2,8 раза.
2.19. Миграционный прирост в 2022 году прогнозируется по консервативному варианту в количестве 7,5 тыс. человек, по базовому варианту - 8,1 тыс. человек. В условиях сформировавшихся тенденций естественного и миграционного движения по прогнозу в 2022 году численность населения составит по консервативному варианту - 1548,1 тыс. человек, по базовому - 1549,2 тыс. человек.
2.20. Продолжается работа по созданию условий для улучшения качества государственных услуг, в том числе по формированию стимулов для более рационального и экономного расходования бюджетных средств. Данная задача решалась в том числе и посредством оптимизации сети учреждений.
Конечная цель бюджетной политики состоит в повышении уровня и качества жизни населения в условиях сбалансированного бюджета, что подразумевает создание условий для устойчивого повышения уровня жизни граждан, их всестороннего развития, защиту их безопасности и обеспечение социальных гарантий.
V. Структура доходов и расходов областного бюджета
По видам поступлений областной бюджет Белгородской области в 2020 году имеет следующую структуру:
- налоговые доходы - 63,9 процента;
- неналоговые доходы - 4,5 процента;
- безвозмездные поступления - 31,6 процента.
В структуре налоговых и неналоговых доходов областного бюджета ведущее место занимает налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций, акцизы. На долю остальных налоговых и неналоговых доходов приходится около 15 процентов. На плановый период структура платежей существенных изменений не претерпевает.
Структура расходов областного бюджета Белгородской области в 2020 году:
1. Расходы социальной направленности - 60,1 процента, в том числе:
- образование - 25,1 процента;
- культура, кинематография - 0,2 процента;
- здравоохранение - 12,9 процента;
- социальная защита - 18,9 процента;
- физическая культура и спорт - 2,8 процента;
- средства массовой информации - 0,2 процента.
2. Расходы на поддержку отдельных отраслей экономики - 24,7 процента, в том числе:
- жилищно-коммунальное хозяйство - 4,5 процента;
- дорожное хозяйство - 15,9 процента;
- государственная поддержка агропромышленного комплекса - 4,3 процента.
3. Обслуживание государственного долга - 1,2 процента.
4. Иные расходы - 14,0 процента.
Приоритетным направлением расходов областного бюджета продолжают оставаться расходы на социальную сферу, удельный вес которых составляет в общем объеме расходов более 60 процентов.
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Белгородской области от 24 февраля 2021 г. N 57-пп "О внесении изменений в постановление Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.