Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 17.02.2021 N 90-р
Региональная программа
Красноярского края "Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на 2021-2023 годы"
1. Паспорт региональной программы
Основания создания и реализации региональной программы |
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р; Соглашение N 01-01-06/17-149 между Министерством финансов Российской Федерации и Правительством Красноярского края о сотрудничестве в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, заключенное 11.04.2018 (далее - Соглашение о сотрудничестве) |
Координаторы региональной программы |
министерство финансов Красноярского края; Отделение по Красноярскому краю Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Отделение Красноярск) |
Основные исполнители и участники региональной программы |
министерство финансов Красноярского края; министерство образования Красноярского края; министерство социальной политики Красноярского края; министерство культуры Красноярского края; агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края; агентство труда и занятости населения Красноярского края; агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края; агентство развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края; Отделение Красноярск*; Управление Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю (далее - Управление ФНС по краю)*; Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Красноярскому краю (далее - Отделение ПФ по краю)*; Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю (далее - Управление Роспотребнадзора по краю)*; федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Сибирский федеральный университет" (далее - Сибирский федеральный университет)*; Красноярское краевое государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования "Институт государственного и муниципального управления при Правительстве Красноярского края" (далее - Институт управления); региональный центр финансовой грамотности, созданный на базе краевого государственного автономного учреждения дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования" (далее - РЦФГ) |
Цели и задачи региональной программы |
целью региональной программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Красноярского края. Задачи региональной программы: 1. Повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий. 2. Разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка |
Важнейшие целевые (контрольные) показатели реализации региональной программы |
количество педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности, - ежегодно не менее 200 человек; количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности, - ежегодно не менее 709; количество школ, принимающих участие в проекте "Онлайн-уроки по финансовой грамотности": в 2021 году - не менее 180; в 2022 году - не менее 190; в 2023 году - не менее 200; количество мероприятий по финансовой грамотности с охватом не менее 20 человек: в 2021 году - не менее 2013; в 2022 году - не менее 2100; в 2023 году - не менее 2150; процент граждан, понимающих соотношение "риск - доходность": в 2021 году - не менее 57,5 процентов; в 2022 году - не менее 59,0 процентов; в 2023 году - не менее 60,0 процентов; средний балл по базовой финансовой грамотности в области финансовых вычислений (по пятибалльной шкале): в 2021 году - не менее 4,0; в 2022 году - не менее 4,2; в 2023 году - не менее 4,4; количество публикаций в средствах массовой информации по тематике финансовой грамотности: в 2021 году - не менее 1336; количество пользователей, подключенных к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" в Красноярском крае: в 2021 году - не менее 1120,0 тысяч человек; в 2022 году - не менее 1180,0 тысяч человек в 2023 году - не менее 1240,0 тысяч человек; процент граждан, осведомленных о порядке формирования пенсии, о функциях Пенсионного фонда РФ и оказываемых им услугах: в 2021 году - не менее 93,5 процента; в 2022 году - не менее 94,0 процента; в 2023 году - не менее 94,5 процента; позиция Красноярского края в рейтинге финансовой грамотности регионов Российской Федерации - не ниже группы С (средний уровень) |
Сроки и этапы реализации региональной программы |
2021-2023 годы, этапы не выделяются |
Объемы и источники финансирования региональной программы |
общий объем бюджетных ассигнований на реализацию региональной программы составляет 37 695,2 тыс. рублей, в том числе: 37 695,2 тыс. рублей - средства краевого бюджета; объем финансирования по годам реализации региональной программы: 2021 год - 19 538,4 тыс. рублей, в том числе: 19 538,4 тыс. рублей - средства краевого бюджета; 2022 год - 9 078,4 тыс. рублей, в том числе: 9 078,4 тыс. рублей - средства краевого бюджета; 2023 год - 9 078,4 тыс. рублей, в том числе: 9 078,4 тыс. рублей - средства краевого бюджета |
Ожидаемые конечные результаты реализации региональной программы |
развитие институционального, экспертного и кадрового потенциала, включая подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг; разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения; увеличение численности финансово грамотных жителей Красноярского края различных возрастных групп; обеспечение межведомственного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке жителей Красноярского края; повышение индекса финансовой грамотности Красноярского края, рассчитываемого по методике, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития |
*Определение в качестве исполнителей и участников носит рекомендательный характер.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
1. Общие положения
Региональная программа Красноярского края "Повышение финансовой грамотности населения Красноярского края на 2021-2023 годы" (далее - региональная программа) определяет приоритеты, цели и задачи, способы эффективного достижения целей и решения задач в сфере повышения финансовой грамотности населения, создания системы финансового образования и информирования в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг в Красноярском крае.
Региональная программа основывается на Законе Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", других федеральных законах, а также на правовых актах Правительства Российской Федерации, регулирующих отношения, возникающие в сфере повышения уровня финансовой грамотности населения и развития финансового образования.
Повышение финансовой грамотности населения в Красноярском крае ориентировано на приоритеты, обозначенные в Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.09.2017 N 2039-р (далее - Стратегия).
При подготовке региональной программы учитывались совместные методические рекомендации по разработке региональных программ по повышению финансовой грамотности (или региональных программ (подпрограмм) с иным наименованием, направленных на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг) для органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвержденные Министерством финансов Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации 26.12.2019 (далее - Методические рекомендации).
2. Характеристика сферы реализации региональной программы, описание основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
В последние 10 лет в Российской Федерации большое внимание уделяется вопросам повышения уровня финансовой грамотности как важнейшего фактора экономического развития страны, финансового потенциала домашних хозяйств и, следовательно, повышения качества жизни населения.
В 2011 году Правительством Российской Федерации было принято решение о реализации совместно с Международным банком реконструкции и развития проекта "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (далее - проект). Целью проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов), содействие формированию у российских граждан разумного финансового поведения, обоснованных решений и ответственного отношения к личным финансам, повышение эффективности в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг.
Непосредственным исполнителем проекта стало Министерство финансов Российской Федерации. Проект реализуется при взаимодействии с Центральным банком Российской Федерации, федеральными органами власти, в том числе Министерством образования и науки Российской Федерации, Министерством экономического развития Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной налоговой службой России, а также с регионами России. К реализации проекта также привлечены общественные объединения потребителей и представители экспертного и образовательного сообществ.
С 2012 года Центральный банк Российской Федерации ведет системную работу по выработке и реализации образовательных моделей повышения уровня финансовой грамотности населения, обобщению лучших частных и общественных инициатив в сфере финансового образования, доработке учебников для образовательных организаций и созданию учебных пособий по основам финансовой грамотности. Значительное внимание уделяется повышению уровня финансовой грамотности и предпринимательской грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства с акцентом на выявление рисков при использовании различных финансовых услуг и инструментов, с учетом которых реализуются соответствующие обучающие программы.
Системная работа в указанной области позволила обеспечить к 2017 году прирост уровня финансовой грамотности и позитивные изменения финансового поведения различных групп населения. Вместе с тем уровень финансовой грамотности в Российской Федерации оставался достаточно низким, что являлось следствием двух групп проблем.
Первая группа проблем связана с фрагментарным характером преподавания основ финансовой грамотности в образовательных организациях, недостатком доступных образовательных программ и образовательных материалов для всех слоев населения (в первую очередь для школьников и студентов), а также с недостатком квалифицированных преподавателей основ финансовой грамотности.
Вторая группа проблем связана с:
возложением ответственности за личные финансовые решения и принимаемые финансовые риски на государство (патернализм), а также отсутствием со стороны населения доверия к финансовой системе;
отсутствием механизма взаимодействия государства и общества, обеспечивающего повышение финансовой грамотности населения и развитие финансового образования граждан;
несовершенством законодательного и нормативного обеспечения;
отсутствием четкого распределения полномочий и ответственности за принятие финансовых решений как на уровне индивида, так и на уровне участников финансового рынка;
низкой информированностью о защите прав потребителей и пенсионных прав граждан;
недостаточным уровнем ресурсного (финансового, кадрового, информационно-технологического) обеспечения необходимых программ и мероприятий.
Начиная с 2017 года повышение финансовой грамотности населения стало одним из приоритетных направлений работы Правительства Российской Федерации. С целью создания основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества, утверждена Стратегия.
Согласно Стратегии современный финансово грамотный гражданин должен как минимум:
следить за состоянием личных финансов;
планировать свои доходы и расходы;
формировать долгосрочные сбережения и финансовую "подушку безопасности" для непредвиденных обстоятельств;
иметь представление о том, как искать и использовать необходимую финансовую информацию;
рационально выбирать финансовые услуги;
жить по средствам, избегая несоразмерных доходам долгов и неплатежей по ним;
знать и уметь отстаивать свои законные права как потребителя финансовых услуг;
быть способным распознавать признаки финансового мошенничества;
знать о рисках на рынке финансовых услуг;
знать и выполнять свои обязанности налогоплательщика;
вести финансовую подготовку к жизни на пенсии.
Для формирования финансово грамотного поведения возникает необходимость создания эффективных и доступных информационных и образовательных ресурсов, внедрения образовательных программ и постоянной их актуализации, а также ведения информационных кампаний в сфере финансового просвещения граждан.
Масштабность задачи по повышению финансовой грамотности населения предполагает участие в ее решении большого количества заинтересованных лиц, которые могут вносить определенный вклад в развитие данного процесса в рамках своей компетенции. Важным условием эффективности деятельности по повышению финансовой грамотности является координация деятельности всех участников процесса на основе единых целей и подходов к реализации различных инициатив и программ в области финансового просвещения.
В целях реализации Стратегии Красноярским краем с Министерством финансов Российской Федерации заключено Соглашение о сотрудничестве, которое определило следующие основные направления деятельности:
повышение качества финансового образования и информирования населения Красноярского края в области финансового образования, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества;
разработка механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения Красноярского края, в том числе в части информирования о правах потребителей финансовых услуг и способах их защиты, а также формирования социально ответственного поведения участников финансового рынка;
проведение иных мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности с учетом реализации положений Стратегии.
В течение 2018-2020 годов в регионе на постоянной основе функционировала межведомственная рабочая группа для разработки предложений по решению вопросов повышения финансовой грамотности населения в Красноярском крае, созданная в соответствии с распоряжением Правительства Красноярского края от 29.12.2017 N 973-р (далее - рабочая группа).
Рабочая группа осуществляла свою деятельность в соответствии с ежегодно утверждаемыми планами мероприятий по повышению финансовой грамотности населения в Красноярском крае (далее - Планы мероприятий).
Планы мероприятий были призваны объединить усилия всех ведомств, занимающихся вопросами финансового просвещения в регионе: органов исполнительной власти Красноярского края, Отделения Красноярск, Управления ФНС по краю, Отделения ПФ по краю, Управления Роспотребнадзора по Красноярскому краю, Сибирского федерального университета, Института повышения квалификации и других. Координатором данной работы является министерство финансов Красноярского края.
С 1 сентября 2019 года в Красноярском крае создан РЦФГ, основными задачами которого стала реализация образовательных программ для детей и молодежи, взаимодействие с волонтерами финансового просвещения и коммерческими банками, развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности.
Ежегодно в рамках совместной деятельности членов рабочей группы и РЦФГ реализуются мероприятия по сорока различным направлениям федерального и регионального значения.
Так, Красноярский край является активным участником просветительских мероприятий в рамках Всероссийской недели сбережений и Всероссийской недели финансовой грамотности для детей и молодежи, которые ежегодно организуются автономной некоммерческой организацией "Национальный центр финансовой грамотности", а также Всероссийской программы "Дни финансовой грамотности в учебных заведениях".
В 2020 году Красноярский край принял активное участие в первом Всероссийском чемпионате по финансовой грамотности среди школьников, а также во Всероссийской онлайн-олимпиаде по финансовой грамотности.
Особое внимание уделяется организации региональных этапов в рамках ежегодных всероссийских конкурсов, среди них такие, как конкурс эссе "День Рубля", приуроченный к профессиональному празднику "День финансиста", конкурс "Дружи с финансами" на лучшую журналистскую работу по теме финансовой грамотности.
В октябре 2020 года в Красноярском крае состоялся первый краевой финансовый фестиваль. В рамках фестиваля было организовано более тысячи мероприятий для участников разного возраста, в том числе "Площадка для родителей", "Площадка для педагогов", "Площадка для взрослых", "Финансовая игротека", "Начальная школа финансовой грамотности" для детей в возрасте от 5 до 10 лет, "Финансовая беседка" для подростков, "Дети детям о финансах", "Финансовый кинотеатр для детей 11-13 лет", "Творческая мастерская", "Финансовый кинотеатр для старшеклассников".
Кроме того, в рамках краевого масштаба ежегодно порядка 200 педагогов школ и более 100 преподавателей высшего образования проходят повышение квалификации, проводятся образовательные мероприятия в различных форматах (онлайн-уроки финансовой грамотности, открытые уроки в школах и организациях среднего профессионального образования, в Сибирском федеральном университете). Реализуются мероприятия по финансовой грамотности для иных целевых групп, в том числе для детей из малообеспеченных семей и детей-сирот, для субъектов малого и среднего предпринимательства, для взрослого населения, для пенсионеров.
Важным каналом коммуникации с населением, включая представителей приоритетных целевых групп, является отрасль "Социальная защита населения". По состоянию на 01.12.2020 около 50% жителей края состояли на учете и пользовались услугами организаций социальной защиты и социального обслуживания населения. Это 980 тысяч граждан пожилого возраста и инвалидов, 332 тысячи семей с детьми, в которых воспитываются более 520 тысяч детей, более 430 тысяч малообеспеченных граждан.
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей для получателей социальных услуг организуются различные по формату просветительские и обучающие мероприятия, направленные на формирование финансовой грамотности несовершеннолетних, повышение уровня финансовой грамотности их родителей. Проведение таких мероприятий способствует повышению финансовой дисциплины, планированию своих доходов и расходов, осознанному потреблению, формированию ответственности за риски, связанные с самостоятельным выбором и пользованием различными финансовыми услугами и финансовыми инструментами, информированности граждан о правах потребителей и способах их защиты.
В учреждениях социального облуживания совместно с представителями Отделения ПФ по краю, коммерческих банков и других организаций для граждан пожилого возраста проводятся обучающие семинары, мастер-классы в рамках проектов "Клуб новых возможностей" и "Школа молодого пенсионера", в ходе которых граждан обучают пользованию банковскими картами, в том числе с использованием системы Интернет, а также устройствами самообслуживания, осуществлению денежных операций через онлайн-приложения.
В целях профилактики мошеннических действий в отношении граждан пожилого возраста - получателей социальных услуг, обслуживаемых на дому, в Красноярском крае созданы "школы безопасности", в рамках которых проводится обучение способам предотвращения противоправных действий, доводится информация о финансовых рисках и защите своих прав, разработаны и распространяются памятки "Осторожно, мошенники!", "Защити себя от манипуляций" и другие.
Повышению уровня финансовой грамотности граждан старшего поколения способствуют мероприятия, организованные на базе Красноярского краевого народного университета "Активное долголетие", филиалы которого в муниципальных образованиях края работают с 2012 года. Лекции по финансовой грамотности проводятся в более 40 филиалах университета на факультетах "Основы компьютерной грамотности", "Основы правовой и компьютерной грамотности", "Финансовая грамотность". В результате сотрудничества с Отделением Красноярск в филиале университета города Красноярска в процесс обучения введены новые темы: "Как защититься от мошенников: финансовые махинации и мошеннические схемы", "Банковские карты и безналичные расчеты".
Активными участниками повышения финансовой грамотности населения в Красноярском крае являются федеральные органы власти в лице их территориальных подразделений.
Налоговыми органами проводится большая работа по повышению налоговой культуры жителей региона. В последнее время наблюдается значительный ее подъем, который выражается в уплате налоговых платежей через многочисленные онлайн-сервисы для налогоплательщиков. Благодаря проведению разъяснительной работы в образовательных учреждениях с ранних лет дети понимают важность уплаты налогов и относятся к своим родителям с большим уважением, понимая, что уплата налогов способствует развитию и процветанию государства.
Налоговыми органами на постоянной основе проводится информационно-разъяснительная работа с налогоплательщиками, в том числе через средства массовой информации (подготовка специальных программ, тематических публикаций, проведение пресс-конференций, брифингов, горячих линий) и с использованием средств наглядной агитации (в виде баннеров, плакатов, брошюр, буклетов и памяток, которые размещаются в местах массового посещения людей). В результате прогрессивные методы работы с налогоплательщиками обеспечивают открытый диалог государства и общества.
Деятельность налоговых органов Красноярского края направлена на обеспечение информационной поддержки налогоплательщиков в период уплаты налогов и сборов и повышение собираемости платежей во все уровни бюджетов.
Приоритетным направлением работы в рамках повышения финансовой грамотности населения Красноярского края как на федеральном, так и на региональном уровне является подготовка граждан к жизни в старости. Указанное направление реализуется в регионе прежде всего при поддержке Отделения ПФ по краю. В связи с изменением с 2015 года порядка формирования пенсионных прав граждан в системе обязательного пенсионного страхования с усилением роли страхового стажа и уровня дохода от трудовой деятельности основной задачей стало формирование новой пенсионной культуры. Ориентируясь на положения Стратегии, для эффективной организации деятельности по подготовке граждан к жизни в старости является:
стимулирование у граждан мотивации и навыков заботиться о своей будущей пенсии, в том числе путем участия в формировании дополнительных источников дохода после выхода на пенсию;
повышение финансовой грамотности граждан по пенсионной тематике путем привнесения достоверных и актуальных знаний из компетентных источников;
информирование граждан об основных положениях и изменениях в пенсионном законодательстве о порядке формирования пенсионных прав, расчете пенсий в системе обязательного пенсионного страхования;
популяризация среди населения, в первую очередь среди работающих граждан, практики получения информации по пенсионной тематике, в том числе связанной с формированием личных пенсионных прав и прогнозированием размера пенсии.
Наряду с вышеуказанными подразделениями федеральных органов власти активное участие в мероприятиях по повышению уровня финансовой грамотности населения Красноярского края принимает Управление Роспотребнадзора по краю.
Управлением Роспотребнадзора по краю проводятся обучающие и просветительские мероприятия для пенсионеров, трудовых коллективов, учащихся образовательных учреждений Красноярского края. На постоянной основе осуществляется консультирование потребителей и хозяйствующих субъектов в рамках Всероссийского дня приема граждан, акции "Дни открытых дверей" для предпринимателей, Межрегионального Форума предпринимательства Сибири, Дня бесплатной юридической помощи, организованного Красноярским региональным отделением Общероссийской общественной организации "Ассоциация юристов России", горячей линии и общественной приемной, функционирующих в Управлении Роспотребнадзора по краю.
В рамках информационно-разъяснительной деятельности на официальном сайте Управления Роспотребнадзора по краю размещены электронные образцы брошюр и буклетов по различным видам финансовых услуг, размещаются статьи, содержащие результаты судебной практики по делам в отношении финансовых организаций, новые требования законодательства по финансовым услугам, формы документов (претензий, исковых заявлений).
Активную позицию в повышении финансовой грамотности населения занимает Отделение Красноярск. В течение 2018-2019 годов Банком России в лице Отделения Красноярск были заключены соглашения о сотрудничестве с Сибирским федеральным университетом и Сибирским государственным университетом науки и технологий имени академика М.Ф.Решетнева соответственно. В рамках организованного сотрудничества налажено взаимодействие по популяризации образовательных программ в области финансовой грамотности в педагогическом сообществе, что позволяет проводить необходимую работу по развитию кадрового потенциала и подготовке педагогов в указанной сфере.
Одновременно Отделением Красноярск ежегодно проводится комплекс просветительских и обучающих мероприятий в различных форматах для взрослого населения, для представителей бизнеса, реализуются проекты "Онлайн-уроки финансовой грамотности. Профессионалы финансового рынка придут в каждую школу" и "PensionFG" для пенсионеров, а также просветительская программа в рамках Дня открытых дверей Банка России.
В связи с принятием Федерального закона от 03.04.2020 N 106-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа" повышение финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего бизнеса, а также обеспечение доступности финансовых услуг законодательно закреплено среди основных функций Банка России. Ожидается, что это поможет в дальнейшем продолжить работу на системной основе и будет способствовать росту доверия к рынку финансовых услуг.
К реализации мероприятий по повышению финансовой грамотности населения привлечен широкий круг иных кредитных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Красноярского края, которые также проводят семинары, выездные и онлайн-мероприятия, освещая вопросы доступности банковских продуктов и использования банковских карт, в том числе кибербезопасности.
Вся проводимая в Красноярском крае работа по повышению финансовой грамотности населения активно освещается в региональных средствах массовой информации. На краевом портале создан раздел "Повышение финансовой грамотности населения в Красноярском крае", на котором аккумулируется актуальная информация о текущих мероприятиях. Разработан логотип кампании по финансовой грамотности в Красноярском крае, который используется при проведении мероприятий, направленных на повышение финансовой грамотности, а также при их освещении в средствах массовой информации и в социальных сетях.
Организованная в Красноярском крае работа, с одной стороны, выявила высокий спрос жителей региона на финансовое образование, с другой стороны, показала эффективность межведомственного взаимодействия в данном направлении. Так, по итогам исследования, проведенного аналитическим центром "Национальное агентство финансовых исследований" (далее - НАФИ) в 2019 году с целью определения уровня финансовой грамотности регионов России, Красноярский край вошел в число субъектов Российской Федерации со средним показателем, повысив его по сравнению с 2018 годом.
Вместе с тем, несмотря на позитивные изменения, уровень финансовой грамотности в Красноярском крае остается недостаточным, что негативно влияет на личное благосостояние и финансовый потенциал домашних хозяйств, ухудшает ресурсную базу финансовых организаций, препятствует развитию финансового рынка, затормаживает инвестиционные процессы в экономике и приводит к ухудшению социально-экономического положения региона. Сохраняются многие системные проблемы, к которым можно отнести:
отсутствие должной системы финансового образования граждан (образовательной инфраструктуры, образовательных технологий, низкий уровень профессионализма учителя);
недостаточная информированность населения о широком спектре финансовых услуг, правилах цивилизованного поведения на финансовом рынке, а также о возможностях получения содействия в защите прав потребителей финансовых услуг;
отсутствие (или предельно короткий горизонт) планирования семейного бюджета, отсутствие семейных стратегий планирования доходов и расходов;
неумение населения адекватно оценивать риски;
отсутствие правовых знаний в области защиты прав потребителей на финансовых рынках;
недоступность для большинства граждан профессионального финансового консультирования;
отсутствие понятной и доступной информации о пенсионной реформе, отсутствие привычки и навыков планирования пенсионных сбережений;
неумение использовать государственные инструменты (льготы, имущественные вычеты и т.д.);
низкий уровень доверия населения к финансовым структурам;
неготовность населения нести ответственность за финансовые решения в расчете на то, что государство должно компенсировать угрозы и риски.
На федеральном уровне в рамках утвержденной Стратегии наиболее эффективным методом решения всех вышеперечисленных проблем признано усиление межведомственного взаимодействия в рамках региональных программ повышения финансовой грамотности населения.
Начиная с 2020 года в рамках государственной программы Красноярского края "Управление государственными финансами", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 501-п (далее - государственная программа), реализуется подпрограмма "Повышение уровня финансовой грамотности населения". В качестве исполнителя подпрограммы выбрано министерство финансов Красноярского края. Реализация мероприятий осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных министерству образования Красноярского края и агентству печати и массовых коммуникаций Красноярского края.
Вместе с тем реализация государственной программы с ограниченным количеством участников не обеспечивает целостного восприятия проводимой на территории Красноярского края политики в области повышения финансовой грамотности населения. С учетом обозначенных на федеральном уровне решений, в рамках утвержденной Стратегии, требуется формирование комплексного программного документа с привлечением большего круга участников из различных сфер деятельности.
Привлечение на системной основе всех заинтересованных сторон к ее реализации должно создать реальные возможности для повышения уровня финансовой грамотности населения, формирования единого информационного пространства и наполнения его доступной, актуальной, достоверной информацией по финансовой тематике, а также дальнейшего развития финансового просвещения граждан.
Таким образом, разработка региональной программы с одной стороны, является эффективным механизмом межведомственного взаимодействия в рамках Стратегии, с другой стороны актуальной и необходимой мерой для стимулирования экономически рационального поведения населения и, как следствие, повышения его благосостояния и качества жизни граждан, в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.
3. Анализ уровня финансовой грамотности населения
Для оценки эффективности реализации проводимых мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, в регионах Российской Федерации проводятся периодические замеры уровня финансовой грамотности по методологии, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). На данный момент указанная методология используется более чем в 30 странах мира.
В целом по данным исследований уровень финансовой грамотности россиян на сегодняшний день обладает большим потенциалом роста.
Для оценки общего уровня финансовой грамотности конкретного региона используется индекс финансовой грамотности (далее - Индекс), который отражает способность человека к разумному управлению личными финансами и определяется по результатам социологического опроса.
Для применения Индекса используется буквенное обозначение, указывающее на его место в общероссийском рейтинге, который формируется по убыванию Индекса: группа А (высокий уровень), группа В (выше среднего), группа С (средний уровень), группа Д (ниже среднего), группа Е (низкий уровень).
Индекс рассчитывается как сумма значений трех частных индексов:
частный индекс "Знания" отражает понимание человеком самых распространенных финансовых продуктов (вкладов и займов), инфляции, а также понятий риска и доходности;
частный индекс "Навыки" отражает умение человека принимать взвешенные финансовые решения в повседневной жизни (при планировании расходов и доходов, ведении семейного бюджета, решении финансовых проблем);
частный индекс "Установки" отражает ориентацию человека на достижение долгосрочных финансовых целей, понимание необходимости соблюдения разумного баланса трат и сбережений.
В течение 2018-2019 годов сбор данных в Красноярском крае осуществлялся методом личного интервью по месту жительства респондента по формализованной анкете, состоящей преимущественного из закрытых вопросов.
Была построена выборка взрослого населения по трем социально-демографическим параметрам: пол, возраст, тип населенного пункта. Объем выборки - до 1020 человек. Территории опроса: города Красноярск, Ачинск, Минусинск, Канск, Назарово, Лесосибирск, Заозерный, поселки городского типа Курагино, Балахта, Емельяново, а также Минусинский, Тасеевский, Сухобузимский, Дзержинский, Ужурский, Абанский, Ирбейский муниципальные районы.
По значению совокупного Индекса, рассчитанного НАФИ за 2018 год, Красноярский край входил в группу Д, набрав 12,01 балла из 21 возможного (общероссийский показатель - 12,12 балла). За 2019 год Красноярский край улучшил значение до 12,38 балла (общероссийский показатель - 12,37 балла) и был отнесен к группе регионов С (средний уровень), заняв 51 место из 83.
При этом в 2019 году частный индекс "Знания" позволил Красноярскому краю расположиться в ряду других регионов в группе В (выше среднего), в 2018 году - в группе С (средний уровень).
В 2019 году по значению частного индекса "Навыки" Красноярский край вошел в группу С (средний уровень), в 2018 году входил в группу Д (ниже среднего).
По значению частного индекса "Установки" в 2018-2019 годах Красноярский край находился в группе Д (ниже среднего).
В целом большинство жителей региона считают, что их уровень финансовой грамотности за последний год существенно не изменился. Рост финансовой грамотности отметили 29% жителей Красноярского края, снижение - 7%.
По оценкам экспертов среди взрослого населения региона 12% демонстрируют высокий уровень финансовой грамотности, 48% - средний уровень, 40% - низкий уровень.
В ходе социологических опросов НАФИ жители Красноярского края дали оценку своему умению распоряжаться личными денежными средствами (по 5-балльной шкале). Низко оценили свое умение распоряжаться деньгами 15% жителей региона, на "хорошо" и "отлично" - 52%.
Финансовая грамотность и ее компоненты связаны с материальным положением, один из способов описания которого - самооценка гражданина в категориях "хорошее/плохое". Как "хорошее" или "отличное" охарактеризовали свое материальное положение 24% жителей региона. "Удовлетворительным" его назвали 53% населения. Выбрали варианты ответов "Плохое" или "Очень плохое" 23% опрошенных.
Понимание особенностей потребительских стратегий населения Красноярского края на рынке финансовых услуг возможно через рассмотрение нескольких показателей.
Согласно данным НАФИ в 2019 году 85% жителей Красноярского края пользовались финансовыми услугами или продуктами в той или иной форме. Порядка 15% опрошенных демонстрировали потребительскую инертность, характеризуемую склонностью к сохранению привычного образа поведения, и сопровождаемую низкой мотивацией к выбору альтернатив на финансовом рынке, а в отдельных случаях - нежеланием использовать финансовые услуги. Весьма характерно, что 26% из них составили представители старшей возрастной группы, 22% - опрошенные с низким показателем уровня финансовых знаний по итогам тестовых замеров.
Стратегии сбережения в 2019 году носили выраженный консервативный характер. Согласно статистическим данным Банка России, в структуре инструментов основную долю по-прежнему занимали банковские депозиты, несмотря на существенное уменьшение средних процентных ставок по вкладам. Активного перетока средств населения в другие инструменты сбережений в течение года не наблюдалось. При этом в абсолютных цифрах выросло количество открытых физическими лицами индивидуальных инвестиционных счетов (далее - ИИС), увеличившись с начала года более чем в полтора раза. Согласно информации Московской биржи к концу 2019 года Красноярский край занимал 11-е место в рейтинге российских регионов и 1-е место среди регионов Сибирского федерального округа по количеству открытых ИИС, а также 1-е место по показателю оборотов на ИИС.
В свою очередь, заемное поведение потребителей в регионе в 2019 году складывалось на фоне сравнительно высокой степени финансового оптимизма граждан. Позитивных изменений своего материального положения в ближайший год ожидали 27% жителей региона (в среднем по стране - 19%). С одной стороны, это способствовало тому, что в 2019 году красноярцы продолжили совершать дорогостоящие покупки, привлекая для этого банковские кредиты, что подтверждается данными Банка России об объемах кредитования. С другой стороны, это оказывало влияние на способность граждан правильно соотносить свой уровень дохода с уровнем допустимой долговой нагрузки.
Анализ данных показывает, что практику формирования сбережений посредством использования финансовых инструментов чаще используют жители Красноярского края с высоким уровнем финансовой грамотности и относительно стабильным уровнем доходов. Среди респондентов, демонстрировавших "профиль вкладчика", уровень финансовой грамотности был несколько выше, чем среди тех, кто демонстрировал "профиль заемщика" (13,9% против 13,5% соответственно).
Тенденция к постепенной переориентации потребителей финансовых услуг на дистанционные каналы банковского обслуживания (далее - ДБО) выразилась в значительном приросте в 2019 году доли пользователей интернет-банка и мобильного банка среди жителей региона - до 57% (с 36% в 2018 году). При этом прослеживается четко выраженная обратная зависимость между ростом спроса на ДБО и увеличением среднего возраста потребителей в социально-демографических группах. Низкая вовлеченность (20%) в использование ДБО в большей степени характерна для старшего поколения (60-79 лет), что напрямую связано со сравнительно низким уровнем цифровой грамотности данной группы по отношению к другим возрастным группам. Среди основных психологических установок, препятствующих использованию дистанционного обслуживания, - меньшая "осязаемость" способов управления финансами в безналичной форме; опасения, вызванные уверенностью в большем количестве рисков при пользовании финансовыми услугами в цифровой среде. Прогнозируемое в обозримом будущем улучшение показателя вовлеченности старшего поколения в использование ДБО связано, преимущественно, с естественным обновлением состава данной категории и старением более "продвинутых" пользователей, а также с повышением уровня цифровой грамотности населения, в том числе пенсионеров.
Одной из целей повышения финансовой грамотности населения является обеспечение его финансовой безопасности, защита прав потребителей финансовых услуг, повышение уровня доверия к финансовым институтам. Большинство жителей региона правильно определяют связь между риском и доходностью инвестиций, понимают, что диверсификация сбережений (размещение их в разных местах) позволяет снизить риск потери всех средств.
Гарантировать доходность и возвратность вложений могут только банки, участвующие в государственной системе страхования вкладов. Осведомленность населения об этой системе позволяет осознанно выбирать надежных поставщиков финансовых услуг, избегая потери вложений. Знают о системе страхования вкладов и могут назвать максимальный размер компенсации вкладчику в случае отзыва лицензии банка 3% жителей региона (общероссийский показатель - 5%).
Ориентируясь на данные исследований НАФИ, Министерство финансов Российской Федерации отмечает следующие основные зоны роста в области финансовой грамотности населения Красноярского края.
В сравнении со среднероссийскими уровнями население региона:
чаще считает, что деньги нужны для того, чтобы их тратить;
чаще за последний год сталкивалось с ситуацией, когда доходов не хватает на покрытие всех расходов на жизнь;
хуже понимает взаимосвязь доходности и риска;
чаще испытывает затруднения при ответе на базовые вопросы из области финансовой грамотности (расчеты простых процентов).
К числу основных проблемных характеристик Красноярского края Министерство финансов Российской Федерации относит:
сравнительно небольшое количество банковских и других финансовых учреждений на душу населения;
относительно высокий уровень закредитованности населения;
относительно высокий уровень просроченной задолженности по банковским кредитам;
высокая доля населения с доходами ниже прожиточного уровня.
Таким образом, в последние годы намечены положительные тенденции в изменении финансового поведения жителей Красноярского края. Вместе с тем оценка общего уровня финансовой грамотности населения остается в пределах среднероссийских показателей. Это свидетельствует, с одной стороны, об относительной эффективности предпринимаемых мер, а с другой стороны - о целесообразности дельнейших усилий по повышению уровня финансовой грамотности.
При этом согласно исследованиям НАФИ, регионы, реализующие программы повышения финансовой грамотности населения, демонстрируют лучшую динамику показателей по сравнению с общероссийской.
4. Цели, задачи и основные ожидаемые конечные результаты
Цели и задачи региональной программы обусловлены приоритетами, которые определены принятой на федеральном уровне Стратегией.
Целью региональной программы является содействие формированию финансово грамотного поведения граждан и повышение защищенности их интересов в качестве потребителей финансовых услуг как необходимого условия повышения уровня и качества жизни населения Красноярского края.
Для достижения цели региональной программы необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
повышение охвата и качества финансового образования и информированности населения, а также обеспечение необходимой институциональной базы и методических ресурсов образовательного сообщества с учетом развития современных финансовых технологий;
разработку механизмов взаимодействия государства и общества, обеспечивающих повышение финансовой грамотности населения и информированности в указанной области, в том числе в части защиты прав потребителей финансовых услуг, пенсионного обеспечения и социально ответственного поведения участников финансового рынка.
Региональная программа направлена на получение финансового образования различными целевыми группами, среди которых можно выделить:
группу населения, составляющего потенциал будущего развития России, - обучающиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
группу населения, склонного к рискованному типу финансового поведения в сложных жизненных обстоятельствах, - граждане с низким и средним уровнем доходов;
группу населения, испытывающую трудности при реализации своих прав на финансовое образование и их защиту, - граждане пенсионного и предпенсионного возраста и лица с ограниченными возможностями здоровья.
Предполагается, что мероприятия для этих групп будут реализованы и обеспечены в приоритетном порядке.
Вместе с тем региональная программа предусматривает реализацию мероприятия и для иных групп, например, таких как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, субъекты малого и среднего предпринимательства.
Имеющиеся между целевыми аудиториями различия потребуют применения дифференцированного подхода, который предусматривает учет сложившихся условий и возможностей повышения финансовой грамотности для определенных групп населения. Предполагается, что это будет достигнуто за счет участия в реализации региональной программы различных структур и ведомств.
Ожидается, что в результате реализации обозначенных целей и задач будет обеспечено достижение следующих результатов:
формирование институционального, экспертного и кадрового потенциала, включая подготовку компетентных специалистов и преподавательского состава для образовательных организаций в сфере финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг;
разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, образовательных, просветительско-информационных и иных мероприятий, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения;
увеличение численности финансово грамотных жителей Красноярского края различных возрастных групп;
обеспечение межведомственного подхода к решению проблем недостаточного уровня финансовой грамотности, информированности, безопасности и защищенности на финансовом рынке жителей Красноярского края;
повышение индекса финансовой грамотности Красноярского края, рассчитываемого по методике, разработанной Организацией экономического сотрудничества и развития.
Итогом реализации региональной программы станут сформированная инфраструктура для обеспечения постоянного процесса повышения финансовой грамотности населения в Красноярском крае, повышение качества финансового образования и информирования граждан по вопросам управления личными финансами, личной финансовой безопасности и защиты прав потребителей финансовых услуг, формирование ответственного типа поведения на финансовом рынке и приобретение населением финансовых компетенций, в том числе по осуществлению долгосрочного планирования личных финансов (финансов домохозяйства) на всех этапах жизненного пути.
5. Основные мероприятия региональной программы
Основные мероприятия региональной программы сформированы с учетом основных направлений деятельности, обозначенных в рамках ежегодно утверждаемых планов мероприятий и государственной программы, а также с учетом компонентов, определенных Методическими рекомендациями.
Основными направлениями деятельности являются:
1. Развитие кадрового и институционального потенциала в области повышения финансовой грамотности.
Реализация данного направления предусматривает проведение комплекса мероприятий по подготовке специалистов и популяризации образовательных программ в области финансового просвещения, в том числе:
повышение квалификации воспитателей дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов общеобразовательных организаций, педагогических работников основного общего и среднего общего образования, педагогических работников организаций дополнительного образования, преподавателей профессиональных образовательных организаций, а также педагогических работников и воспитателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществление методической поддержки специалистам в сфере образования (методистам, тьюторам, педагогическим работникам, воспитателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей) в Красноярском крае;
проведение конкурсов профессионального мастерства по реализации программ повышения финансовой грамотности среди педагогических работников;
функционирование школы вожатых детских центров, пришкольных и загородных лагерей по финансовому просвещению;
расширение практики использования информационных и образовательных ресурсов по повышению финансовой грамотности населения и информированию о защите прав потребителей.
2. Реализация образовательных программ по повышению финансовой грамотности.
В рамках данного направления планируется поддерживать и осуществлять образовательные и просветительские мероприятия для различных целевых групп, в том числе с использованием современных учебных материалов, программ, инновационных технологий, включая различные интерактивые, дистанционные, онлайн-программы и инструменты. Особенностью предлагаемых образовательных программ является то, что они направлены на формирование навыков финансового планирования и рационального поведения на протяжении всей жизни.
3. Реализация информационной кампании по повышению финансовой грамотности.
Информационная кампания запланирована с использованием всех доступных информационных каналов, в том числе телевидения, радио, электронных средств массовой информации, интернет-каналов, официальных сайтов участников региональной программы и социальных сетей.
В рамках взаимодействия со средствами массовой информации в сфере освещения проблематики повышения финансовой грамотности населения и защиты прав потребителей финансовых услуг запланировано проведение систематической работы по информированию средств массовой информации о мероприятиях региональной программы, вовлечение журналистов в публичные мероприятия, направленные на повышение финансовой грамотности.
Кроме того, в целях информирования населения в рамках региональной программы планируется разработка и распространение информационных материалов (включая тематические буклеты и брошюры) в печатном и электронном виде. Распространение материалов и информирование населения планируется организовать на системной основе с использованием сети многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг, социальных служб, библиотек, общественных объединений по защите прав потребителей, образовательных организаций, финансовых и других организаций.
4. Упрощение процедур и повышение комфортности доступа к информации для потребителей финансовых услуг, защита прав потребителей.
При реализации данного направления запланировано использование эффективных механизмов обратной связи с потребителями финансовых услуг на основе современных технологий, в том числе организация тематических горячих линий и онлайн-приемных населения, консультирование в социальных сетях.
5. Мониторинг и оценка уровня финансовой грамотности населения.
В рамках данного направления запланировано исследование уровня финансовой грамотности населения Красноярского края, в том числе в рамках образовательных программ, с целью определения текущего уровня финансовой грамотности и изменения в отношении, восприятии, поведении населения, уверенности потребителей при пользовании финансовыми услугами.
Оценка региональной программы с целью определения эффективности реализации ее мероприятий осуществляется по целевым (контрольным) показателям реализации региональной программы, указанным в паспорте.
Перечень мероприятий региональной программы приведен в приложении N 1 к региональной программе.
6. Ресурсное обеспечение региональной программы
Финансирование мероприятий региональной программы обеспечивается участниками региональной программы в соответствии с приложением N 2 к региональной программе с учетом особенностей, установленных разделом 7 региональной программы.
7. Механизм реализации региональной программы
Реализация мероприятий региональной программы осуществляется органами исполнительной власти Красноярского края, территориальными органами федеральных органов власти, Отделением Красноярск, образовательными организациями, РЦФГ и другими заинтересованными лицами.
Мероприятия, указанные в строках 1.1-1.9, 2.2.1-2.2.4, 4.1-4.2, 5.1-5.3 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных министерству образования Красноярского края в соответствии с подпрограммой "Повышение финансовой грамотности населения" государственной программы.
Мероприятия, указанные в строках 1.10, 2.2.29-2.2.38, 4.1 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются Отделением Красноярск в соответствии с годовым планом работы по финансовой грамотности. Банком России в Отделение Красноярск направляются сметные ассигнования на реализацию мероприятий, предусмотренных годовым планом работы по финансовой грамотности.
Мероприятия, указанные в строках 1.11, 2.2.39-2.2.43 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются Сибирским федеральным университетом без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 1.12, 2.2.8-2.2.13 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются министерством культуры Красноярского края за счет средств краевого бюджета без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.5-2.2.6 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных министерству социальной политики Красноярского края в соответствии с подпрограммой "Повышение качества и доступности социальных услуг" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п, и направляемых подведомственным учреждениям социального обслуживания в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ). Мероприятие, указанное в строке 2.2.7 приложения N 1 к региональной программе, осуществляется за счет средств краевого бюджета, предусмотренных министерству социальной политики Красноярского края в соответствии с подпрограммой "Повышение качества и доступности социальных услуг" государственной программы Красноярского края "Развитие системы социальной поддержки граждан", утвержденной постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 507-п. Мероприятия, указанные в строках 2.2.5-2.2.7 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.14, 2.2.15, 4.3, 4.4 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются министерством финансов Красноярского края за счет средств краевого бюджета без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.16-2.2.20 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются агентством молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края за счет средств краевого бюджета без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.21, 3.3 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных агентству труда и занятости населения Красноярского края и направляемых краевому государственному бюджетному учреждению дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой центр профориентации и развития квалификаций" в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Мероприятия, указанные в строках 2.2.22, 2.2.23 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных агентству развития малого и среднего предпринимательства Красноярского края и направляемых автономной некоммерческой организации "Красноярский краевой центр развития бизнеса и микрокредитная компания" в форме субсидий без выделения расходов на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.24-2.2.27, 3.8-3.12 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются Управлением ФНС по краю за счет средств федерального бюджета без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.28, 3.5-3.7, 4.7 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются Отделением ПФ по краю без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.2.44, 2.2.45 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных Институту управления в форме субсидий на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ), без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятие, указанное в строке 3.1 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются за счет средств краевого бюджета, предусмотренных агентству печати и массовых коммуникаций Красноярского края в соответствии с подпрограммой "Повышение финансовой грамотности населения" государственной программы.
Мероприятия, указанные в строках 3.4, 4.5, 4.6 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются Управлением Роспотребнадзора по краю за счет средств федерального бюджета без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
Мероприятия, указанные в строках 2.1.1-2.1.3, 3.13, 5.3 приложения N 1 к региональной программе, осуществляются исполнителями и участниками региональной программы без выделения расходов, направляемых на повышение уровня финансовой грамотности населения.
В целом региональная политика в сфере повышения финансовой грамотности ориентирована на расширение круга участников реализации региональной программы, в том числе за счет включения представителей бизнеса, научных учреждений, некоммерческих организаций, общественных объединений и активных граждан, заинтересованных в развитии финансового образования и улучшении защиты прав потребителей финансовых услуг.
В целях согласования и координации действий, эффективного взаимодействия органов исполнительной власти Красноярского края, территориальных органов федеральных органов государственной власти, Отделения Красноярск, образовательных организаций, РЦФГ и других участников региональной программы создана межведомственная координационная комиссия по вопросам повышения финансовой грамотности населения Красноярского края (далее - комиссия).
Министерство финансов Красноярского края и Отделение Красноярск участвуют в управлении реализацией региональной программы на условиях системного партнерства и паритета.
С целью повышения эффективности реализации региональной программы, обеспечения независимой оценки хода ее реализации, а также оказания аналитической поддержки работе комиссии к участию в реализации региональной программы привлекается общественный совет при министерстве финансов Красноярского края.
8. Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы, порядок составления и направления отчетности
Мониторинг хода реализации и оценка эффективности исполнения региональной программы осуществляется по целевым (контрольным) показателям, указанным в паспорте региональной программы, на основании ведомственной статистики (отчетности) членов комиссии, в том числе:
по показателям "количество педагогических работников, прошедших подготовку и повышение квалификации по программам повышения финансовой грамотности", "количество образовательных организаций, реализующих образовательные программы, включающие основы финансовой грамотности", количество школ, принимающих участие в проекте "Онлайн-уроки по финансовой грамотности", - на основании ведомственной статистики министерства образования Красноярского края;
по показателю "количество мероприятий по финансовой грамотности с охватом не менее 20 человек" - на основании ведомственной отчетности членов комиссии;
по показателям "процент граждан, понимающих соотношение "риск - доходность", средний балл по базовой финансовой грамотности в области финансовых вычислений (по пятибалльной шкале) - на основании ведомственной статистики Отделения Красноярск;
по показателю "количество публикаций в средствах массовой информации по тематике финансовой грамотности" - на основании ведомственной статистики агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края;
по показателю "количество пользователей, подключенных к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" - на основании ведомственной статистики Управления ФНС по краю;
по показателю "процент граждан, осведомленных о порядке формирования пенсии, о функциях Пенсионного фонда РФ и оказываемых им услугах" - на основании ведомственной статистики Отделения ПФ по краю.
Позиция Красноярского края в рейтинге финансовой грамотности регионов Российской Федерации определяется по результатам исследований НАФИ.
Для подготовки мониторинга члены комиссии представляют в министерство финансов Красноярского края информацию о достижении запланированных целевых (контрольных) показателей: до 20 июля текущего года - за первое полугодие текущего года и по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Министерство финансов Красноярского края на основе представленной информации осуществляет мониторинг эффективности реализации мероприятий региональной программы.
Члены комиссии направляют в министерство финансов Красноярского края отчет о реализации мероприятий региональной программы: до 20 июля текущего года - за первое полугодие текущего года и по итогам года - до 1 февраля года, следующего за отчетным.
Министерство финансов Красноярского края на основе представленных отчетов осуществляет подготовку сводных отчетов о реализации региональной программы и их утверждение.
Утвержденный годовой отчет о реализации региональной программы, подготовленный министерством финансов Красноярского края с привлечением Отделения Красноярск, подлежит направлению в Министерство финансов Российской Федерации и Банк России в срок до 1 марта года, следующего за отчетным.
9. Факторы риска и описание мер управления рисками реализации региональной программы
Неотъемлемым условием формирования эффективного механизма реализации региональной программы является учет возможных рисков.
Реализация региональной программы связана с влиянием факторов риска как внешнего, так и внутреннего характера, при которых может быть затруднен рост финансовой грамотности населения.
К внешним факторам относятся риски, связанные с исходной макроэкономической ситуацией, - продолжающаяся неблагоприятная санитарно-эпидемиологическая ситуация, вызванная распространением новой коронавирусной инфекции, снижение у населения возможностей к принятию грамотных финансовых решений, рост социальной напряженности в обществе. К негативным последствиям действия таких факторов можно отнести изменение приоритетов в финансовом поведении, смещение акцента в потребительском поведении от долгосрочного финансового планирования к краткосрочному или отказ от планирования.
Важным способом снижения отрицательного воздействия данной группы рисков на результаты региональной программы является повышенное внимание в ходе ее реализации к мероприятиям, направленным на рост доверия к финансовым институтам и формирование у населения представлений об устойчивости финансовой системы. Также важным аспектом управления данной группой рисков можно считать повышение информированности граждан об особенностях управления долгосрочными финансовыми активами.
Особое место в системе внешних рисков занимают социальные риски, связанные с сопротивлением общественности предлагаемым нововведениям в связи с недостаточной информированностью и освещением в средствах массовой информации, в том числе:
непонимание и невосприимчивость тематики региональной программы целевыми группами населения;
низкая заинтересованность населения в повышении уровня финансовой грамотности.
Минимизация перечисленных рисков возможна за счет:
учета возрастных и психолого-педагогических особенностей целевых групп населения при проведении мероприятий региональной программы;
презентации региональной программы на региональных и муниципальных мероприятиях (конференции, семинары, выставки);
широкого привлечения общественности к обсуждению целей, задач механизмов реализации мероприятий в сфере повышения финансовой грамотности, а также публичного освещения, в том числе с привлечением средств массовой информации, хода и результатов реализации региональной программы.
К внутренним рискам относятся организационные и управленческие риски, воздействующие на реализацию региональной программы:
недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках региональной программы;
слабая мотивация участников реализации региональной программы по выполнению задач региональной программы;
недостаточный уровень квалификации кадрового обеспечения мероприятий региональной программы;
слабая координация между исполнителями региональной программы, образовательными организациями и другими участниками, в том числе в части неполучения методической поддержки;
отставание от сроков реализации мероприятий.
Риски данной группы поддаются управлению и могут быть существенно снижены за счет принятия соответствующих мер:
создания координирующего органа - комиссии;
отбора участников региональной программы, обладающих опытом и соответствующими компетенциями, в том числе межведомственного взаимодействия;
привлечения широкого круга участников, включая государственные, коммерческие, образовательные и научные учреждения, некоммерческие организации, общественные объединения, экспертное сообщество, волонтеров и иных участников, заинтересованных в достижении целей региональной программы;
использования лучших практик (в том числе разработанных в рамках проекта Министерства финансов Российской Федерации "Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации" (интернет-ресурс https://www.vashifinancy.ru), а также разработанных Банком России (интернет-ресурс https://www.fincult.info) и другими участниками реализации мероприятий Стратегии) и поддержки частных и общественных инициатив по финансовой грамотности и защите прав потребителей финансовых услуг;
обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации региональной программы, а также внесения изменений в региональную программу на основе данных мониторинга.
Факторы риска, влияющие на реализацию региональной программы, подлежат мониторингу, экспертной оценке и учету со стороны координаторов региональной программы, других исполнителей и участников мероприятий региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.