Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Удмуртской Республики
от 24 февраля 2021 г. N 140-р
"Бюджетный прогноз
Удмуртской Республики на долгосрочный период
(утв. распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 20 февраля 2017 г. N 159-р)
1. Введение
Бюджетный прогноз Удмуртской Республики на долгосрочный период до 2028 года (далее - Бюджетный прогноз) разработан в соответствии с требованиями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основании постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период".
Бюджетный прогноз разработан на 12 лет (с 2017 по 2028 год) с учетом стратегических целей, сформулированных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года") (далее - Указ Президента Российской Федерации N 204), Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года, утвержденной Законом Удмуртской Республики от 9 октября 2009 года N 40-РЗ, Указа Главы Удмуртской Республики от 13 октября 2020 года N 191 "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов", положений государственных программ Удмуртской Республики, на основе Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
В условиях продолжающейся санкционной политики западных стран по отношению к России, складывающейся конъюнктуры цен на сырьевых и валютных рынках, а также эпидемиологической ситуации, связанной с распространением новой коронавирусной инфекции, актуальность долгосрочных ориентиров бюджетной политики приобретает особое значение, позволяя путем выработки и реализации соответствующих решений в сфере налоговой, бюджетной и долговой политики обеспечить сбалансированность бюджета и достижение стратегических целей социально-экономического развития Удмуртской Республики.
Основной целью Бюджетного прогноза является определение финансовых возможностей консолидированного бюджета Удмуртской Республики для исполнения принятых и принимаемых расходных обязательств, тенденций изменения доходной и расходной частей бюджета, условий привлечения и обслуживания заимствований. Повышение степени предсказуемости реализуемой бюджетной политики способствует росту привлекательности экономики региона для потенциальных инвесторов и повышению эффективности действий органов управления в целом.
2. Основные итоги реализации бюджетной политики, условия формирования Бюджетного прогноза в текущем периоде
Подходы к формированию Бюджетного прогноза во многом обусловлены итогами реализации бюджетной политики за предыдущие годы.
Анализ показателей исполнения консолидированного бюджета Удмуртской Республики за 2017 - 2019 годы отражает:
1) обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
2) положительную динамику налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
3) увеличение объема безвозмездных поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики за счет увеличения объема поступлений дотаций из федерального бюджета и целевых межбюджетных трансфертов;
4) социально ориентированный подход в бюджетной политике Удмуртской Республики. Доля средств консолидированного бюджета, ежегодно направляемых на социальную сферу, составляет более 70 процентов от общего объема расходов бюджета;
5) сдержанную политику в области бюджетных расходов, базирующуюся на оптимизации расходных обязательств, их приоритизации на значимых направлениях социально-экономического развития региона;
6) достижение и сохранение достигнутого соотношения между уровнем оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы и уровнем средней заработной платы в регионе;
7) обеспечение реализации региональной составляющей федеральных проектов, ориентированных на достижение целей, задач и целевых показателей, установленных Указом Президента Российской Федерации N 204;
8) снижение объема государственного долга Удмуртской Республики и долга муниципальных образований, входящих в ее состав, долговой нагрузки и процентных расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Достижению положительных результатов способствовали как рост налоговой базы, реализация системных мер по наращиванию доходного потенциала, корректировка системы планирования, расходования и контроля за использованием бюджетных средств, так и реализуемая политика бюджетной консолидации, направленная на оздоровление государственных финансов, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов.
В целях увеличения имущественных налогов актуализирована кадастровая стоимость помещений и объектов незавершенного строительства, в том числе помещений в крупных торговых центрах. Внесены изменения в Закон Удмуртской Республики от 27 ноября 2003 года N 55-РЗ "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике" в части отмены неэффективных налоговых льгот и расширения перечня объектов, облагаемых исходя из кадастровой стоимости. С 1 января 2019 года налоговая база по налогу на имущество организаций расширена за счет отмены ограничений общей площади (свыше 1 000 кв. м) административно-деловых и торговых центров, облагаемых по кадастровой стоимости, а также включения товарных квартир и нежилых помещений в перечень объектов налогообложения от кадастровой стоимости. Пересмотрены ставки по транспортному налогу, реализованы мероприятия по приватизации государственного имущества, а также по легализации теневой занятости.
В рамках финансового оздоровления региональных финансов проведены оптимизационные мероприятия, направленные на укрупнение сети учреждений, сокращение административно-управленческого персонала, повышение эффективности функционирования государственных учреждений.
С 2017 года с 36 до 28 единиц сокращено количество органов государственной власти Удмуртской Республики. При этом численность государственных служащих снизилась на 230 штатных единиц, фонд оплаты труда уменьшился на 10 процентов. Ежегодная экономия бюджетных средств от сокращения численности госслужащих составляет 161,6 млн руб. За счет централизации функций кадрового делопроизводства исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики сокращено 10 штатных единиц должностей государственной службы. Ежегодная экономия от централизации информационных систем и функций по их обслуживанию составляет 46,9 млн руб. В 2019 году начата работа по централизации бюджетного (бухгалтерского) учета государственных учреждений Удмуртской Республики.
Утверждены и реализуются планы мероприятий ("дорожные карты") по совершенствованию управлением расходами 21 органа государственной власти Удмуртской Республики. За период 2017 - 2019 годов количество государственных и муниципальных учреждений сокращено на 137 единиц.
Общий бюджетный эффект от реализации мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики по итогам 2017 года составил 3,03 млрд рублей, по итогам 2018 года - 3,09 млрд рублей, 2019 года - 1,96 млрд рублей.
В 2019 году в Удмуртской Республике завершены мероприятия по централизации закупок регионального и муниципального уровней в Региональном центре закупок Удмуртской Республики. Создана эффективно функционирующая Единая система закупок Удмуртской Республики, которая позволяет эффективно управлять расходами и осуществлять предупреждающий контроль. Общая экономия за 2018 год составила 1,18 млрд рублей, 2019 год - 3,1 млрд рублей. По результатам рейтинга эффективности и прозрачности закупочных систем регионов Российской Федерации, проводимого Общероссийской общественной организацией "Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по закупкам и продажам", Удмуртская Республика третий год подряд признается лидером в номинации "Исполнение требований законодательства о закупках для муниципальных нужд", по итогам 2019 года - в номинации "Исполнение требований законодательства о закупках для региональных нужд". Показатели деятельности в сфере государственных и муниципальных закупок получили высокую оценку еще в тринадцати номинациях.
Реализуется проект "Эффективный Муниципалитет". За 2018 - 2019 годы количество работников органов местного самоуправления сократилось на 588 штатных единиц. Прорабатывается вопрос изменения территориального устройства местного самоуправления Удмуртской Республики посредством укрупнения (объединения) сельских поселений республики и создания муниципальных округов. Процесс объединения поселений позволит обеспечить повышение эффективности муниципального управления, исключение дублирования функций, интегрирование органов местного самоуправления и органов государственной власти в единую систему публичной власти в Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации от 14 марта 2020 года N 1-ФКЗ "О поправке к Конституции Российской Федерации о совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти", а также экономию бюджетных средств.
В 2018 году Удмуртская Республика стала участником федерального проекта "Развитие инициативного бюджетирования в субъектах Российской Федерации в 2018 - 2020 годах". Являясь одним из инструментов повышения эффективности расходования бюджетных средств, проект инициативного бюджетирования "Наша инициатива" позволяет вовлечь граждан в процессы решения вопросов и проблем местного значения, повысить финансовую грамотность граждан и обеспечить высокий уровень общественного контроля за расходованием бюджетных средств.
В целом реализованные за 2017 - 2019 годы меры по обеспечению сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики, а также по ограничению уровня долговой нагрузки принесли положительные результаты. Согласно рейтингу качества управления региональными финансами Удмуртская Республика ежегодно сохраняет позицию в категории "Субъекты Российской Федерации с надлежащим качеством управления региональными финансами". В 2019 году кредитный рейтинг региона повышен с "ВВ+" до "ВВВ-".
По итогам инвентаризации расходных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, проводимой Министерством финансов Российской Федерации, за 2017 - 2019 годы фактические расходы консолидированного бюджета Удмуртской Республики не превышают расчетный объем расходных обязательств субъекта Российской Федерации и муниципальных образований ("модельный бюджет").
В 2020 году Удмуртия, как и многие другие регионы, оказалась в сложной экономической ситуации, связанной с введением карантинных мер. При этом сложившаяся конъюнктура цен на сырьевых рынках для Удмуртии, как нефтедобывающего региона, в большей степени оказала влияние на наполняемость бюджета. После стабильного роста доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на протяжении последних лет по итогам исполнения за 2020 год снижение налоговых и неналоговых доходов к уровню 2019 года составило 13 процентов. На фоне снижения доходных поступлений имел место объективный рост расходов, связанный, в том числе с реализацией мероприятий, направленных на профилактику и лечение новой коронавирусной инфекции, поддержку отраслей экономики, категорий граждан, наиболее пострадавших от введения ограничительных мер. Совокупность двух факторов: объективный рост расходов на фоне падения доходных источников привела к росту дефицита бюджета, источником погашения которого являются кредитные заимствования.
В соответствии с положениями статьи 170.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Удмуртской Республики от 29 декабря 2015 года N 594 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения Бюджетного прогноза Удмуртской Республики на долгосрочный период" прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики и бюджета Удмуртской Республики на 2021 - 2023 годы приведен в соответствие с Законом Удмуртской Республики от 25 декабря 2020 года N 85-РЗ "О бюджете Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов".
В планируемом трехлетнем периоде 2021 год будет годом адаптации бюджетной системы Удмуртской Республики к преодолению последствий, связанных с распространением новой коронавирусной инфекции. В 2022 - 2023 годах ожидается, что по мере нивелирования последствий от распространения новой коронавирусной инфекции, темпы роста экономики ускорятся, что благоприятно отразится на наполняемости доходной базы бюджета.
3. Основные подходы к формированию бюджетной, налоговой и долговой политики на долгосрочный период
Бюджетная политика, реализуемая Правительством Удмуртской Республики, сохраняет преемственность бюджетной политики предыдущих лет и ориентирована в первую очередь на реализацию основных задач, определяемых Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, а также Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года.
Основные направления бюджетной политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
обеспечение сбалансированности и повышение устойчивости консолидированного бюджета Удмуртской Республики, в том числе за счет мер бюджетной консолидации;
стратегическая приоритизация расходов, гарантированное исполнение социальных обязательств;
обеспечение достижения целей и показателей региональных проектов, разработанных в рамках реализации Указа Президента Российской Федерации N 204;
недопущение необоснованного роста государственного и муниципального долга и неисполнения долговых обязательств;
привлечение объема государственных и муниципальных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач по развитию республики;
проведение мероприятий, направленных на снижение расходов по обслуживанию долговых обязательств;
формирование основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики с учетом:
приоритетов, направлений и механизмов развития экономики и социальной сферы, определенных Стратегией социально-экономического развития Удмуртской Республики до 2025 года;
ожидаемого исполнения бюджета за 2020 год и прогноза показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов;
сохранения достигнутого соотношения средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы к среднемесячному доходу от трудовой деятельности;
индексации в плановом периоде фондов оплаты труда категорий работников бюджетной сферы, которые не подпадают под действие региональных "дорожных карт" по заработной плате работников бюджетной сферы в отраслях образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания, утвержденных Правительством Удмуртской Республики;
повышения с 1 января очередного финансового года минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации за второй квартал текущего года;
предоставления социальных выплат и льгот отдельным категориям граждан, установленных нормативными правовыми актами Удмуртской Республики, с учетом адресности и критериев нуждаемости;
обеспечения требуемого уровня софинансирования мероприятий, реализуемых в рамках национальных проектов;
совершенствования финансирования системы образования в Удмуртской Республике;
объема целевых межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального бюджета;
повышение эффективности управления бюджетными ресурсами, в том числе за счет:
расширения применения проектных принципов управления;
оптимизации деятельности органов государственной власти Удмуртской Республики и органов местного самоуправления в Удмуртской Республике за счет повышения эффективности использования финансовых, кадровых и информационно-коммуникационных ресурсов;
реализации планов мероприятий ("дорожных карт") по совершенствованию управления расходами исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики;
актуализации расходов бюджетной сферы за счет интенсификации деятельности государственных (муниципальных) учреждений в соответствии с показателями повышения эффективности оказания государственных услуг (работ);
совершенствования системы финансового обеспечения выполнения государственных (муниципальных) работ (услуг), формирования государственных (муниципальных) заданий государственным (муниципальным) учреждениям Удмуртской Республики в соответствии с общероссийскими и региональным перечнями услуг и работ;
оперативного освоения средств федерального бюджета, в том числе поступивших в рамках реализации национальных проектов;
недопущения принятия новых расходных обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
дальнейшего развития контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Удмуртской Республики посредством:
использования заказчиками регионального каталога товаров, работ, услуг Удмуртской Республики и типовых контрактов, условий типовых контрактов, утвержденных в соответствии с постановлением Правительства Удмуртской Республики от 29 марта 2018 года N 80 "Об установлении Порядка разработки типовых контрактов, типовых условий контрактов, заключаемых для обеспечения нужд Удмуртской Республики, а также случаев и условий их применения";
автоматизации процесса осуществления малых закупок в подсистеме "Управление в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд Удмуртской Республики" государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики";
централизации закупок муниципальных образований в Удмуртской Республике в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 26 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
увеличения доли конкурентных процедур в общем объеме проводимых автономными и бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями закупок за счет применения типового положения о закупке, принятого в порядке, предусмотренном частью 2.1 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц";
снижение рисков возникновения просроченной кредиторской задолженности;
реализация мероприятий Программы оздоровления государственных финансов Удмуртской Республики;
обеспечение открытости бюджетного процесса в Удмуртской Республике и вовлечения в него граждан;
формирование и продвижение положительного инвестиционного имиджа Удмуртской Республики, работа с инвесторами, содействие в организации финансирования инвестиционных и инфраструктурных проектов, повышение их социальной и бюджетной эффективности;
ориентация бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений на решение следующих задач:
повышение качества формирования и обоснованность прогноза доходов и расходов местных бюджетов;
контроль за эффективностью выполнения утвержденных органами местного самоуправления в Удмуртской Республике планов мероприятий по росту доходов местных бюджетов, оптимизации расходов местных бюджетов и сокращению муниципального долга в целях оздоровления муниципальных финансов (программ оздоровления финансов муниципальных образований);
соблюдение муниципальными образованиями в Удмуртской Республике требований бюджетного законодательства и повышение качества управления бюджетным процессом в муниципальных образованиях в Удмуртской Республике;
повышение предсказуемости предоставления субсидий бюджетам муниципальных образований в Удмуртской Республике за счет максимального распределения субсидий между муниципальными образованиями в Удмуртской Республике законом о бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период;
расширение практики общественного участия в управлении муниципальными финансами посредством развития механизмов инициативного бюджетирования и самообложения граждан;
реализация проактивного подхода по выявлению и минимизации рисков финансовых нарушений. Мониторинг состояния процессов без фактического выхода на объект контроля;
создание вертикально-интегрированной системы бухгалтерского и кадрового учета;
автоматизация бюджетного процесса на основе развития государственной информационной системы "Автоматизированная информационная система управления бюджетным процессом Удмуртской Республики".
Основные направления налоговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
укрепление доходной базы консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
повышение качества администрирования доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики на основе межведомственного взаимодействия исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, органов местного самоуправления в Удмуртской Республике, Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике;
расширение налоговой базы на основе повышения инвестиционной привлекательности Удмуртской Республики, обеспечение роста объемов налоговых доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
повышение прозрачности системы формирования доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики;
регламентация процедур контроля, учета и оценки эффективности налоговых льгот на основе концепции "налоговых расходов", развития механизма и методики оценки их эффективности;
содействие вовлечению граждан в предпринимательскую деятельность и сокращение неформальной занятости, в том числе путем перехода граждан на применение налога на профессиональный доход.
Основные направления долговой политики Удмуртской Республики на долгосрочный период:
повышение эффективности государственных заимствований Удмуртской Республики и муниципальных заимствований;
сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований;
обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями бюджета Удмуртской Республики и бюджетов муниципальных образований в Удмуртской Республике в привлечении заемных средств;
оптимизация структуры государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга;
развитие финансовых инструментов заимствований и инструментов управления государственным долгом Удмуртской Республики и муниципальным долгом;
поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга Удмуртской Республики;
обеспечение своевременного и полного исполнения долговых обязательств Удмуртской Республики и обязательств муниципальных образований;
минимизация расходов на обслуживание государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга.
4. Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики и бюджета Удмуртской Республики, показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики на долгосрочный период
В процессе разработки Бюджетного прогноза использованы основные показатели Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года.
Прогноз поступлений по налоговым и неналоговым доходам на долгосрочный период до 2028 года основывается на данных о базе налогообложения по отдельным источникам доходов, оценки поступлений доходов в текущем году с учетом основных показателей Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на среднесрочную перспективу.
В прогнозируемом периоде ожидается поступательный рост налоговых и неналоговых доходов. В целом структура налоговых и неналоговых доходов сохраняется.
Прогнозирование безвозмездных поступлений из федерального бюджета осуществляется с учетом проводимой на федеральном уровне политики поэтапного снижения зависимости бюджетов субъектов Российской Федерации от финансовой помощи из федерального бюджета и определения ее объемов в зависимости от расчетного размера расходных обязательств субъектов Российской Федерации по итогам инвентаризации расходных полномочий, проводимой ежегодно Министерством финансов Российской Федерации ("модельного бюджета").
В целях обеспечения сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики в долгосрочной перспективе размер финансовой помощи из федерального бюджета с 2024 до 2028 года сохранен на уровне объема 2023 года с учетом объемов, предусматриваемых в федеральных программах, соглашениях, договорах, паспортах региональных проектов либо других документах.
Расходная часть Бюджетного прогноза сформирована исходя из планируемого объема поступлений доходов, соблюдения установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации ограничений и условий реструктуризации бюджетных кредитов на период до 2029 года.
Прогнозирование расходов на период до 2028 года осуществлено в соответствии с расходными обязательствами, отнесенными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к полномочиям субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, и предполагает относительную стабильность структуры расходов в долгосрочной перспективе.
Приоритетные расходы бюджета планируется сосредоточить на следующих направлениях: развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, обеспечение социальной поддержки населения. Будут сохранены расходы на развитие производственной инфраструктуры, в том числе сельского хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, дорожного хозяйства.
Для достижения целей и целевых показателей, определенных в Указе Президента Российской Федерации N 204, при формировании бюджета в приоритетном порядке будут предусматриваться бюджетные ассигнования на реализацию региональных проектов, направленных на реализацию национальных проектов (программ) и федеральных проектов, входящих в состав национальных проектов (программ).
Исполнение публичных нормативных обязательств будет обеспечиваться в полном объеме. При этом в целях формирования эффективной системы социальной защиты граждан будет продолжено применение принципа нуждаемости и адресности.
Система межбюджетного регулирования в Удмуртской Республике будет строиться с учетом оптимального баланса бюджетной обеспеченности полномочий регионального и муниципального уровней. Сохранится предоставление бюджетам муниципальных образований дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, дотаций для стимулирования развития муниципальных образований, субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий.
Формирование межбюджетных отношений будет осуществляться с учетом необходимости создания условий для повышения собственной доходной базы бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности расходов местных бюджетов. В рамках этой работы необходимо продолжить реализацию комплекса мер, направленных на укрепление финансовой дисциплины органов местного самоуправления, соблюдение органами местного самоуправления требований бюджетного законодательства, недопущение образования просроченной кредиторской задолженности.
С учетом того, что обеспечение расходных обязательств источниками финансирования является необходимым условием реализации государственной политики, при формировании прогноза расходов подтвержден безусловный приоритет исполнения действующих обязательств. Инициативы и предложения по принятию новых расходных обязательств будут ограничиваться (их рассмотрение будет возможно исключительно после соответствующей оценки их эффективности, пересмотра нормативных правовых актов, устанавливающих действующие расходные обязательства) и учитываться только при условии адекватной оптимизации расходов в заданных бюджетных ограничениях.
Объем государственного долга Удмуртской Республики и муниципального долга спрогнозирован методом прямого счета с учетом сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики и графиков погашения принятых долговых обязательств, соблюдения требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части ограничений по уровню дефицита бюджета и уровню государственного долга.
Прогноз основных характеристик консолидированного бюджета Удмуртской Республики, бюджета Удмуртской Республики и показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики на долгосрочный период приведены в приложении к настоящему Бюджетному прогнозу.
5. Оценка и минимизация бюджетных рисков
Одной из ключевых задач Бюджетного прогноза на долгосрочный период является возможность оценки и создания условий для минимизации рисков несбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики.
Риски реализации Бюджетного прогноза обусловлены возникновением ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на развитие бюджетной системы Удмуртской Республики.
Профилактика бюджетных рисков обеспечивается заблаговременным обнаружением и принятием мер по минимизации негативных последствий реализации соответствующих рисков. Основные механизмы профилактики рисков приведены в следующей таблице.
Основные риски реализации Бюджетного прогноза и механизмы их профилактики
N |
Описание риска |
Источник риска по отношению к бюджету (внешний/ внутренний) |
Негативные последствия воздействия |
Механизмы профилактики рисков реализации Бюджетного прогноза |
1 |
Геополитическая напряженность |
внешний |
ослабление рубля; рост потребительских цен; снижение деловой и потребительской активности; нарушение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
применение консервативных и достоверных прогнозов социально-экономического развития при бюджетном планировании; проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
2 |
Невозможность привлечения заемных средств на финансовом рынке |
внешний |
неисполнение принятых расходных обязательств; снижение реальных доходов населения и покупательской способности |
реализация комплекса мер по увеличению доходов бюджета; поддержание достаточного уровня ликвидности на случай негативной ситуации на финансовом рынке; проведение регулярного анализа и уточнение прогноза доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
3 |
Превышение прогнозируемого уровня инфляции |
внешний |
повышение цен на товары; снижение реальных доходов населения и покупательской способности; рост социальной напряженности; снижение экономической активности; снижение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
умеренное сдерживание индексации объемов финансового обеспечения расходных обязательств |
4 |
Рост процентных ставок по привлекаемым займам (кредитам) |
внешний |
увеличение расходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
снижение уровня долговой нагрузки как фактора, позволяющего минимизировать зависимость от заемных средств; отказ от заимствований в неблагоприятный период за счет сохранения достаточного уровня ликвидности |
5 |
Изменения (принятие) федерального законодательства по налогам и сборам и в части разграничения полномочий между уровнями власти |
внешний |
нарушение сбалансированности консолидированного бюджета Удмуртской Республики |
мониторинг изменений федерального законодательства; оценка последствий влияния изменений законодательства |
6 |
Риск высокой степени неопределенности объемов безвозмездных поступлений |
внешний |
снижение доходов консолидированного бюджета Удмуртской Республики; замедление темпов экономического роста |
активизация работы по привлечению федеральных средств; обеспечение максимального участия Удмуртской Республики в государственных программах Российской Федерации, федеральных целевых программах, национальных проектах (программах), федеральных проектах и непрограммных мероприятиях |
7 |
Снижение спроса на товары, работы и услуги основных налогоплательщиков региона |
внутренний |
уменьшение объемов производства; ухудшение качества продукции; снижение производительности труда, отчислений налога на прибыль организаций |
мониторинг поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям; анализ достижения целевых индикаторов по доходам |
8 |
Снижение рентабельности основных видов экономической деятельности, сокращение инвестиций в основной капитал |
внутренний |
снижение финансовых результатов, отчислений налога на прибыль организаций |
увеличение объемов инвестиций в основной капитал; мониторинг поступлений в консолидированный бюджет Удмуртской Республики по видам деятельности и по крупнейшим предприятиям; анализ достижения целевых индикаторов по доходам |
9 |
Сокращение численности населения трудоспособного возраста |
внутренний |
сокращение платежей в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и внебюджетные фонды; рост социальной напряженности |
реализация мероприятий в области содействия занятости населения |
10 |
Снижение занятости экономически активного населения |
внутренний |
рост безработицы; сокращение платежей в консолидированный бюджет Удмуртской Республики и внебюджетные фонды; рост социальной напряженности |
реализация мероприятий в области содействия занятости населения |
11 |
Невыполнение контрагентом (концессионером) своих обязательств в рамках инвестиционного проекта (концессионного соглашения) |
внутренний |
срыв срока ввода объектов и риск неполучения услуг населением |
страхование ответственности концессионера и обеспечение исполнения обязательств концессионера |
12 |
Низкое качество бюджетного планирования главных администраторов доходов и главных распорядителей бюджетных средств, выраженное в отсутствии достаточно обоснованных и просчитанных показателей при формировании проектов бюджетов |
внутренний |
нарушение порядка и сроков бюджетного процесса |
повышение профессиональной квалификации специалистов; развитие системы автоматизации процесса бюджетного планирования; повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления |
13 |
Риск недостижения основных параметров регионального проекта в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации N 204: целей, целевых и дополнительных показателей, результатов, задач проекта, эффективности использования средств проекта бюджета |
внутренний |
региональный проект не реализован в полном объеме |
повышение профессиональной квалификации специалистов; корректное формирование проекта бюджета; планирование финансового резерва; повышение ответственности и результативности деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления |
Приложение
к Бюджетному прогнозу
Удмуртской Республики
на долгосрочный период
1. Прогноз основных характеристик бюджета Удмуртской Республики на долгосрочный период
Консолидированный бюджет Удмуртской Республики
тыс. рублей
Наименование характеристики |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Общий объем доходов бюджета |
78 505 848 |
85 440 620 |
94 416 267 |
97 609 987 |
89 159 605 |
86 498 075 |
92 585 298 |
95 455 734 |
98 440 988 |
101 545 652 |
104 774 503 |
108 132 507 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
63 123 507 |
67 136 549 |
71 138 971 |
61 908 112 |
64 627 374 |
67 256 595 |
71 760 913 |
74 631 349 |
77 616 603 |
80 721 267 |
83 950 118 |
87 308 123 |
безвозмездные поступления |
15 382 341 |
18 304 071 |
23 277 296 |
35 701 875 |
24 532 231 |
19 241 480 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
Общий объем расходов бюджета |
78 316 991 |
83 726 398 |
96 047 203 |
112 939 939 |
89 390 522 |
86 498 075 |
92 585 298 |
92 455 734 |
97 222 988 |
100 279 652 |
103 457 503 |
106 762 507 |
Дефицит(профицит) |
188 857 |
1 714 222 |
-1 630 936 |
-15 329 952 |
-230 917 |
0 |
0 |
3 000 000 |
1 218 000 |
1 266 000 |
1 317 000 |
1 370 000 |
Бюджет Удмуртской Республики
тыс. рублей
Наименование характеристики |
2017 год |
2018 год |
2019 год |
2020 год |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
2026 год |
2027 год |
2028 год |
Общий объем доходов бюджета |
67 688 011 |
73 196 942 |
80 650 615 |
85 262 660 |
76 499 126 |
73 922 837 |
79 394 721 |
81 737 534 |
84 174 060 |
86 708 047 |
89 343 394 |
92 084 154 |
в том числе: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
налоговые и неналоговые доходы |
52 097 258 |
54 874 398 |
57 430 715 |
49 404 310 |
51 966 895 |
54 681 357 |
58 570 336 |
60 913 149 |
63 349 675 |
65 883 662 |
68 519 009 |
71 259 769 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
безвозмездные поступления |
15 590 753 |
18 322 544 |
23 219 901 |
35 858 350 |
24 532 231 |
19 241 480 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
20 824 385 |
Общий объем расходов бюджета |
67 256 805 |
71 438 585 |
82 948 883 |
100 125 325 |
76 730 043 |
73 922 837 |
79 394 721 |
78 737 534 |
82 956 060 |
85 442 047 |
88 026 394 |
90 714 154 |
Дефицит (профицит) |
431 206 |
1 758 357 |
-2 298 268 |
-14 862 665 |
-230 917 |
0 |
0 |
3 000 000 |
1 218 000 |
1 266 000 |
1 317 000 |
1 370 000 |
2. Показатели финансового обеспечения государственных программ Удмуртской Республики
тыс. рублей
N |
Наименование государственной программы Удмуртской Республики |
Расходы на реализацию государственной программы Удмуртской Республики |
|||||||||||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
||
Всего: |
64 939 117,6 |
69 743 881,4 |
79 886 925,2 |
92 877 624,0 |
75 184 210,5 |
71 669 065,3 |
75 491 618,1 |
74 887 685,2 |
78 931 620,2 |
81 299 568,8 |
83 738 555,8 |
86 334 451,1 |
|
1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" |
10 157 627,9 |
11 450 493.6 |
12 815 410.6 |
16 038 234,5 |
13 149 816,7 |
13 002 047,1 |
12 813 657,3 |
12 711 148,0 |
13 397 550,0 |
13 799 476,5 |
14 213 460,8 |
14 654 078,1 |
2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" |
20 556 960.6 |
24 573 424.3 |
27 011 879.8 |
27 070 324,8 |
24 327 590,4 |
19 183 029,6 |
21 377 004.6 |
21 205 988,6 |
22 351 111,9 |
23 021 645.3 |
23 712 294.7 |
24 447 375,8 |
3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии" |
1 069 159.4 |
1 237 057.7 |
1 309 517,9 |
1 245 675,1 |
932 259,9 |
1 035 133,2 |
909 650,4 |
902 373,2 |
951 101,3 |
979 634,4 |
1 009 023,4 |
1 040 303,1 |
4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений" |
68 498,9 |
72 929,1 |
76 764,5 |
54 271,4 |
32 185,9 |
22 369.9 |
26 411,5 |
26 200,2 |
27 615,0 |
28 443,5 |
29 296,8 |
30 205,0 |
5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы" |
262 262.6 |
284 055,6 |
251 302,9 |
296 696,6 |
179 759,6 |
149 545.5 |
144 327,7 |
143 173,1 |
150 904,4 |
155 431,6 |
160 094.5 |
165 057,4 |
6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела" |
115 835.7 |
131 099.8 |
145 196,9 |
126 743.1 |
101 046,0 |
85 578.6 |
98 079.1 |
97 294,5 |
102 548.4 |
105 624.8 |
108 793,6 |
112 166,2 |
7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" |
107 000,4 |
106 124,9 |
114 199,1 |
109 867,5 |
89 737,5 |
89 110,9 |
87 591,9 |
86 891,2 |
91 583,3 |
94 330,8 |
97 160.7 |
100 172,7 |
8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" |
296 991,0 |
485 994.9 |
1 665 005,0 |
1 181 217.9 |
274 397,6 |
198 237.0 |
439 003,3 |
435 491,3 |
459 007,8 |
472 778.0 |
486 961.4 |
502 057,2 |
9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и потребительского рынка" * |
104 332,0 |
126 624.9 |
110 925,3 |
417 379,4 |
49 591,4 |
35 394,8 |
40 827,8 |
40 501.2 |
42 688,2 |
43 968.9 |
45 288,0 |
46 691,9 |
10 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" |
268 535.6 |
307 457.2 |
415 004,7 |
397 006,1 |
372 354.8 |
364 402,1 |
360 992,0 |
358 104,1 |
377 441.7 |
388 764,9 |
400 427.9 |
412 841,1 |
11 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
4 082 560,4 |
3 283 951.1 |
3 473 737,4 |
4 252 348,6 |
2 871 347.6 |
1 951 931.3 |
2 853 000,6 |
2 830 176,6 |
2 983 006.1 |
3 072 496,3 |
3 164 671.2 |
3 262 776,0 |
12 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие потребительского рынка" * |
867,6 |
0,9 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
13 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" |
73 329,3 |
45 946,5 |
55 585,3 |
139 955,6 |
165 263.0 |
130 760.8 |
141 284,5 |
140 154,2 |
147 722,6 |
152 154.2 |
156 718.9 |
161 577,1 |
14 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики" |
5 578 911,5 |
5 914 098,7 |
7 593 495,4 |
8 641 961,4 |
7 148 753,0 |
8 324 999,7 |
9 223 358,9 |
9 149 572,0 |
9 643 648,9 |
9 932 958,4 |
10 230 947.1 |
10 548 106,5 |
15 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике" |
203 914.0 |
284 366.0 |
372 894,2 |
566 777,2 |
499 673,3 |
428 731,8 |
296 761.4 |
294 387,3 |
310 284.2 |
319 592.8 |
329 180.5 |
339 385,1 |
16 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом" |
50 919,6 |
88 928.4 |
78 670,9 |
75 987,9 |
54 970.3 |
54 894,5 |
61 139.6 |
60 650,5 |
63 925.6 |
65 843,4 |
67 818.7 |
69 921.1 |
17 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" |
7 912 009,2 |
7 623 390,7 |
7 810 227.5 |
8 045 488,4 |
4 707 318.8 |
6 944 685,7 |
7 711 946.3 |
7 650 250,7 |
8 063 364.3 |
8 305 265.2 |
8 554 423.2 |
8 819610.3 |
18 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике" |
566 146,8 |
588 875,8 |
644 768,8 |
667 089,1 |
478 458.0 |
377 303,3 |
410 387.2 |
407 104,1 |
429 087.7 |
441 960,4 |
455 219,2 |
469 331,0 |
19 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" |
4 783.6 |
10 134,1 |
8 561.4 |
7 029,8 |
4 892.7 |
1 385,7 |
247,5 |
245,5 |
258.8 |
266,5 |
274,5 |
283,0 |
20 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике" |
4 372.8 |
5 710,2 |
12 438,9 |
5 901,2 |
3 319.1 |
3 438,2 |
3 207,3 |
3 181,6 |
3 353,5 |
3 454.1 |
3 557,7 |
3 668,0 |
21 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан" |
7 739 698,2 |
8 671 606,8 |
9 686 322,2 |
15 338 557,3 |
13 505 919,6 |
13 898 872,9 |
14 334 360,0 |
14 219685,1 |
14 987 548,1 |
15 437 174,6 |
1 5 900 289,8 |
16 393 198,8 |
22 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" |
942 938,7 |
917 555,2 |
1 359 883,5 |
1 241 188,7 |
873 597.1 |
650 992,2 |
503 234,4 |
499 208,5 |
526 165.8 |
541 950,8 |
558 209,3 |
575 513,8 |
23 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики" |
727 970.8 |
661 780,8 |
1 009 516,5 |
2 252 040.5 |
1 505 802,4 |
992 551.3 |
1 003 975,3 |
995 943.5 |
1 049 724,4 |
1 081 216.2 |
1 113 652,7 |
1 148 175,9 |
24 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" |
1 628 433.8 |
784 873,1 |
1 042 213,1 |
1 651 077,7 |
1 597 139,7 |
1 467 890,5 |
1 151 918,2 |
1 142 702,9 |
1 204 408,8 |
1 240 541.1 |
1 277 757,3 |
1317 367,8 |
25 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций" |
248 591,9 |
255 878,8 |
263 627,5 |
257 331,6 |
129 492,6 |
103 349,6 |
89 975,1 |
89 255,3 |
94 075,1 |
96 897,3 |
99 804,3 |
102 898,2 |
26 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" |
2 002 381,4 |
1 257 700,9 |
1 677 183,8 |
1 977 176.5 |
1 262 517,2 |
1 671 587,6 |
985 402,5 |
977 519,3 |
1 030 305,3 |
1 061 214,5 |
1 093 050,9 |
1 126 935,5 |
27 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике" |
68 746,6 |
161 732,4 |
215 517.2 |
66 546,5 |
239 291,6 |
17 483.4 |
3 118,7 |
3 093.8 |
3 260.8 |
3 358.6 |
3 459,4 |
3 566,6 |
28 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике" |
11 797,3 |
10 689,3 |
10 511,7 |
10 922,1 |
10 389,9 |
3 161,2 |
564,6 |
560,1 |
590,3 |
608,0 |
626,3 |
645,7 |
29 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики" |
- |
330 873,3 |
616614,6 |
675 896.8 |
592 171,0 |
429 401.3 |
417 901.3 |
414 558.1 |
436 944,2 |
450 052.6 |
463 554,1 |
477 924,3 |
30 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Доступная среда" |
83 540,0 |
70 526,4 |
39 948,9 |
66 930,9 |
25 153,8 |
50 795,6 |
2 289,1 |
2 270,8 |
2 393,4 |
2 465,2 |
2 539,2 |
2 617.9 |
____________
* - постановление Правительства Удмуртской Республики от 17 июля 2019 года N 289 "О внесении изменений в постановление Правительства Удмуртской Республики от 20 мая 2013 года N 201 "Об утверждении государственной программы Удмуртской Республики "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности".".
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 24 февраля 2021 г. N 140-р "О внесении изменения в распоряжение Правительства... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.