Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение В
Расчёт
жёсткого покрытия участка автомобильной дороги 5-й категории из ПНЖП в Белгородской области
В.1 Исходные данные для расчета
Габаритные размеры плиты в плане (длина x ширина): 6000x3500 мм;
- для однополосной дороги толщина плиты принимается 120 мм;
- для двухполосной дороги толщина плиты принимается 130 мм.
Плита изготавливается из бетона класса В60, подвергнутого тепловой обработке при атмосферном давлении. Расчетные сопротивления бетона согласно СП 63.13330.2018. Бетонные и железобетонные конструкции:
- при расчете по предельным состояниям первой группы
- (33.0 МПа) - осевому сжатию;
- (1.65 МПа) - осевому растяжению;
- при расчете по предельным состояниям второй группы
- (43.0 МПа) - осевому сжатию;
- (2.5 МПа) - осевому растяжению при расчете предварительно напряженных элементов по образованию трещин;
- (4.75 МПа) - скалыванию при изгибе;
- (36.2 МПа) - осевому сжатию при расчете на стойкость против образования продольных микротрещин (mc) при предварительном напряжении, транспортировании и монтаже;
- (30.0 МПа) - осевому сжатию при расчете под эксплуатационной нагрузкой по формулам сопротивления упругих материалов (расчет на совместное воздействие силовых факторов и неблагоприятных влияний внешней среды).
Модуль упругости бетона (40.0 МПа) принят из СП 35.13330.2011. Мосты и трубы.
Коэффициент условий работы бетона (СП 63.13330.2018). Коэффициент, учитывающий снижение модуля упругости бетона при тепло-влажностной обработке согласно СП 35.13330.2011 принимается равным 0,9.
Напрягаемая арматура по длине плиты - арматура периодического профиля класса прочности А1000 (Ат-VI) 012 мм, согласно ГОСТ 34028-2016 её характеристики следующие:
- (980 МПа) - нормативное сопротивление арматуры растяжению;
- (815 МПа) - расчетное сопротивление арматуры растяжению;
- (
МПа) (СП 35.13330.2011) - модуль упругости арматуры;
- коэффициент надежности при расчете по предельным состояниям 1-й группы , коэффициент надежности при расчете по предельным состояниям 2й группы
(СП 63.13330.2018).
В качестве напрягаемых канатов для стягивания плит в пакеты взяты канаты защищенные в оболочке К7-12.5-1770 согласно СТО-71915393-ТУ100-2011. Канаты защищенные и в оболочке для предварительного напряжения. Скользящие канаты. Технические условия.
Характеристики профиля:
- МПа - нормативное сопротивление растяжению;
- тс - максимально допустимое разрывное усилие (табл. 3 СТО-71915393);
- МПа - расчетное сопротивление арматуры растяжению (СП 63.13330.2018);
- (18 МПа) - модуль упругости арматуры согласно СП 63.13330.2018.
В.2 Сбор нагрузок
Расчет конструкции плиты (СП 35.13330.2011) должен производиться на действие постоянной и временной нагрузок.
В качестве постоянной нагрузки приняты:
- собственный вес плиты
(однополосная дорога),
(двухполосная дорога),
где - объемный вес бетона; h - высота плиты;
- коэффициент надежности по нагрузке (СП 63.13330.2018, СП 35.13330.2011);
- усилие предварительного натяжения арматуры - 6 тс;
- усилие предварительного натяжения канатов - 11 тс.
Нормативную временную вертикальную нагрузку от подвижного состава на автомобильных дорогах (общего пользования, внутрихозяйственных в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях), на улицах и дорогах городов, поселков и сельских населенных пунктов следует принимать (с учетом перспективы) согласно СП 35.13330.2011 от автотранспортных средств в виде полос АК (рис. В.1), каждая из которых включает одну двухосную тележку с осевой нагрузкой P = 20 тс и равномерно распределенную на обе колеи нагрузку интенсивностью тс/м (класс нагрузки К следует принимать равным 11 для всех мостов и труб).
Рисунок В.1 - Схема нагрузок от подвижного состава для расчета автомобильной плиты по ГОСТ Р 52748-2007
Коэффициент надежности по нагрузке (СП 35.13330.2011): для нагрузки ; для нагрузки
. Коэффициент динамичности (СП 35.13330.2011) для автодорожных мостов:
.
С учетом коэффициентов надежности по нагрузке и динамичности (СП 35.13330.2011) будем иметь:
тс,
При этом от одной колеи на плиту будет действовать половина вычисленной нагрузки.
Для расчета плиты рассмотрим следующие варианты загружений:
- сосредоточенная нагрузка от тележки P посередине плиты и равномерно распределенная по длине плиты нагрузка v, ось полосы нагрузки совпадает с осью плиты (рис. В.2, а);
- сосредоточенная нагрузка от тележки P посередине плиты и равномерно распределенная по длине плиты нагрузка v, ось полосы нагрузки смещена от оси плиты на 0.7 м с сторону края плиты (рис. В.2, б);
- сосредоточенная нагрузка от тележки P у края плиты и равномерно распределенная по длине плиты нагрузка v, ось полосы нагрузки совпадает с осью плиты (рис. В.2, в);
- сосредоточенная нагрузка от тележки P у края плиты и равномерно распределенная по длине плиты нагрузка v, ось полосы нагрузки смещена от оси плиты на 0.7 м в сторону края плиты (рис. В.2, г);
Рис. В. 2 - Схемы нагружений плиты
Примечание - распределенная нагрузка v и собственный вес плиты условно не показаны.
В.3 Расчетная схема плиты
Для оценки несущей способности конструкции участка дороги из ПНЖБ плит расчет произведен по формулам главы 7 в программном комплексе "Лира 9.6".
Моделировалась отдельная плита пластинчатыми конечными элементами с размерами 100x100 мм., при этом размер плиты в плане был принят 6000x3500 мм. Жесткость плиты: пластина толщиной 120 мм для однополосной дороги и пластина толщиной 130 мм для двухполосной дороги, модуль упругости E=3.67x10 , коэффициент Пуассона
.
Для моделирования грунтовых условий заданы коэффициенты постели упругого основания: ,
тс/м.
Жесткость арматуры по длине и по ширине - арматура класса А1000 (Ат-VI) 012 мм. Количество стержней по длине плиты 16 шт (по 8 стержней у верхней и у нижней граней). Защитный слой бетона - 30 мм. Схема расположения арматуры в плите показана на рис. В. 3.
В расчете рассмотрено два варианта стяжки плит в блоки: для однополосной и для двухполосной дороги. В случае однополосной дороги плиты стягиваются в блок только продольными канатами, при двухполосной дороге плиты стягиваются канатами в двух направлениях - по длине и по ширине.
Жесткость стягивающих канатов - канаты 012 мм. Количество канатов:
- для однополосной дороги - 4 шт. в продольном направлении;
- для двухполосной дороги - 8 шт. (по 4 шт. по ширине и по длине плиты).
Схема расположения стягивающих канатов в плане плиты показана на рисунке В.4.
Рисунок В.3 - Схема расположения арматуры в плане плиты
Рисунок В.4 - Схема расположения стягивающих канатов в плане плиты (пунктиром показаны канаты в плите для двухполосной дороги)
В качестве нагрузок на плиту рассматривались 4 варианта загружений, описаных в п. В.2 расчета.
В.4 Результаты расчета
По результатам расчета получены:
- деформированные схемы плит;
- мозаики вертикальных перемещений плиты;
- мозаики напряжений по ;
- мозаики напряжений по ;
Результатами расчета плит для однополосной и двухполосной дороги являются прогибы (столбец 2) и напряжения (столбцы 3-6), которые представлены в таблице В.1. При анализе напряжений не учитывались локальные всплески в местах приложения сосредоточенных сил P от подвижного состава, так как реальный характер распределения нагрузки учитывается по площади из-за того, что нагрузка от автомобиля передается на плиту через колеса, которые, в свою очередь, не являются абсолютно жесткими и деформируются.
Таблица В.1
Нагружение (рис. В.2) |
Максимальное вертикальное перемещение, мм |
(т х м)/м |
(т х м)/м |
(т х м)/м |
(т х м)/м |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
Плита для однополосной дороги | |||||
0 (СВ+ПН) |
-0.060 |
- |
- |
- |
-0.007 |
1 (СВ+ПН+ВН) |
-1.06 0.12 |
1.27 |
-0.621 |
1.29 |
-0.43 |
2 (СВ+ПН+ВН) |
-2.85 0.185 |
1.30 |
-1.54 |
1.63 |
-1.23 |
3 (СВ+ПН+ВН) |
-3.00 |
1.77 |
-1.72 |
1.02 |
-1.58 |
4 (СВ+ПН+ВН) |
-6.77 0.201 |
1.76 |
-3.46 |
2.12 |
-3.13 |
Плита для двухполосной дороги | |||||
0 (СВ+ПН) |
-0.223 |
- |
-1.08 |
0.149 |
-0.077 |
1 (СВ+ПН+ВН) |
-0.998 0.138 |
1.20 |
-1.08 |
1.30 |
-0.391 |
2 (СВ+ПН+ВН) |
-2.73 0.232 |
1.28 |
-1.70 |
1.74 |
-1.21 |
3 (СВ+ПН+ВН) |
-2.78 |
1.67 |
-1.76 |
0.95 |
-1.65 |
4 (СВ+ПН+ВН) |
-6.35 0.054 |
1.73 |
-3.72 |
2.08 |
-3.25 |
Допустимое значение растягивающего напряжения:
.
Допустимое значение сжимающего напряжения:
.
Учитывая, что напряжения в таблице представлены распределенными по площади поперечного сечения конечных элементнов плиты, пересчитаем допустимые значение напряжений для однопролетной плиты ( ,
):
тс;
тс (однополосная дороги);
тс;
тс (двухполосная дороги) (умножение на 100 производится для перевода из МПа в
).
По результатам расчета наибольшее растягивающее напряжение в плите:
- для однополосной дороги - 2.12 тс, что меньше допустимого на 29.3%;
- для двухполосной дороги - 2.08 тс, что меньше допустимого на 36.0%.
Наибольшие сжимающие напряжения в плите:
- для однополосной дороги - 3.46 тс, что меньше допустимого на 93.3%;
- для двухполосной дороги - 3.72 тс, что меньше допустимого на 93.3%.
Согласно СП 35.13330.2011, для обеспечения плавности передвижения транспортных средств вертикальные упругие прогибы не должны превышать величины:
мм.
Наибольший прогиб по результатам расчета:
- для однополосной дороги равен 6.77 мм, что на 32.3% меньше допустимого;
- для двухполосной дороги равен 6.35 мм, что на 36.5% меньше допустимого.
Следует отметить, что указанный в СП 35.13330.2011 допустимый прогиб вычисляется для пролетных строений, в то время как рассчитываемая автодорожная плита лежит на упругом основании и работает совместно с другими плитами в блоке. Кроме того, упругий элемент, размещенный между торцами смежных плит, конструктивно фиксирует кромки плит от взаимного смещения, поэтому фактический прогиб в реальных условиях эксплуатации будет меньше, чем расчетный.
Согласно полученным данным можно сделать вывод, что оба варианта применения плиты удовлетворяют требованиям прочности и жесткости, при этом результаты расчетов достаточно близки между собой.
В.5 Выводы и рекомендации
1 Расчет конструкции жесткой дорожной одежды из преднапряженных плит, стянутых стальными канатами, показал результаты удовлетворяющие требованиям по прочности и жесткости. В случае, когда дорога однополосная, плиты стягиваются канатами только в продольном направлении; для двухполосной дороги плиты стягиваются канатами в двух направлениях - по длине и по ширине.
2 В качестве преднапрягаемой рабочей арматуры принята арматура класса А1000 (Ат-VI) 012 мм в количестве 16-ти стержней - по 8 у верхней и у нижней граней. Плиту необходимо армировать отдельными стержнями для обеспечения более качественного включения арматуры в работу.
3 В качестве напрягаемых канатов для стяжки плит в блок использовать канаты, защищенные и в оболочке для предварительного напряжения К7-12.5-1770-ТУ100 012.5 мм производства ОАО "Северсталь-Метиз". Количество канатов в плите по длине для однополосной дороги - 4 шт., для двухполосной - 8 шт.; по ширине плиты - 4 шт.
4 Для уменьшения толщины плиты при ее изготовлении применяется бетон повышенной прочности (класс В60). С целью отработки процедур монтажного стягивания рекомендуется провести испытания узлов анкеровки канатов, а также узла сопряжения плит (резинового упругого элемента), применяемого в качестве компенсатора температурных деформаций для уточнения его физико-механических свойств.
5 Использование предварительно напряженной высокопрочной арматуры по длине плит и их постнапряжение по ширине, позволяет получить ортотропно обжатое дорожное полотно с жестким покрытием. Такая конструкция значительно снижает растягивающие напряжения в бетоне и уменьшает вероятность появления трещин, а также позволяет уменьшить диаметр и количество арматуры и долговременно обеспечить в работоспособном состоянии верхнюю дорожную одежду.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.