Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел II. Анализ системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области
3. Во исполнение Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" на территории Омской области реализуется единый подход в решении вопросов предупреждения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, осуществляется индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними.
4. Органами исполнительной власти Омской области и органами местного самоуправления Омской области совместно с органами внутренних дел осуществляется планомерная работа по развитию системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области, принимаются комплексные меры по улучшению положения несовершеннолетних, совершенствованию межведомственного взаимодействия при организации и проведении индивидуальной профилактической работы с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, которые оказывают влияние на негативные процессы в подростковой среде.
5. Координацию деятельности субъектов системы профилактики осуществляет комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав при Правительстве Омской области (далее - областная комиссия).
В соответствии с Законом Омской области "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Омской области", Законом Омской области "О системе профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области" систему комиссий в Омской области составляют областная комиссия, комиссии в муниципальных районах Омской области, комиссия в городе Омске и комиссии в административных округах города Омска (далее - муниципальные комиссии).
6. При формировании государственной политики Омской области в сфере защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, главным приоритетом деятельности органов исполнительной власти Омской области является индивидуальная профилактическая работа по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Совершенствование подходов в решении данных вопросов нашло отражение в принятии программ в сфере профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, которые обеспечивают достаточно высокий уровень межведомственного взаимодействия, являются действенным инструментом реализации мер по предупреждению детского и семейного неблагополучия, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
7. По итогам 2019 года на территории Омской области зарегистрировано снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, на 14,7% (с 516 до 440).
Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними в общем объеме преступлений, составила 2,8% (общероссийский показатель - 3,9%, Сибирский федеральный округ - 4,6%).
Снизилось на 21,2% количество преступлений, совершенных несовершеннолетними в составе группы лиц (с 198 до 156), и на 15,8% - совершенных несовершеннолетними, ранее привлекавшимися к уголовной ответственности (с 127 до 107).
Отмечается снижение количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, обучающимися в образовательных организациях, расположенных на территории Омской области, на 14,2% (с 423 до 363).
Рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними, зарегистрирован в 12 муниципальных районах Омской области: Большеуковском (с 1 до 6), Исилькульском (с 4 до 11), Любинском (с 8 до 9), Нижнеомском (с 6 до 12), Нововаршавском (с 1 до 4), Омском (с 22 до 24), Русско-Полянском (с 10 до 23), Саргатском (с 1 до 7), Тарском (с 10 до 26), Тюкалинском (с 12 до 24), Усть-Ишимского (с 2 до 7), Черлакском (с 10 до 16 преступлений).
Удельный вес преступлений, совершенных несовершеннолетними, в 20 муниципальных районах Омской области превысил среднеобластной показатель (2,8%): Азовском немецком национальном (6,8%), Большеуковском (7,6%), Исилькульском (3,1%), Колосовском (3%), Кормиловском (5%), Марьяновском (3,3%), Москаленском (7,1%), Муромцевском (3%), Называевском (4%), Нижнеомском (8,2%), Омском (4,4%), Павлоградском (4,3%), Полтавском (4,6%), Русско-Полянском (18%), Саргатском (4,2%), Таврическом (3,1%), Тарском (7,7%), Тюкалинском (9%), Усть-Ишимском (5,8%), Черлакском (5,1%) муниципальных районах Омской области.
Увеличилось количество несовершеннолетних, совершивших преступления в состоянии алкогольного опьянения (с 43 до 51).
Рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения, зарегистрирован в 5 административных округах города Омска: Кировском (с 1 до 5), Ленинском (с 3 до 8), Советском (с 4 до 6) и в 8 муниципальных районах Омской области: Знаменском (с 0 до 1), Муромцевском (с 0 до 1), Оконешниковском (с 0 до 1), Омском (с 3 до 4), Русско-Полянском (с 1 до 2), Усть-Ишимском (с 0 до 3), Черлакском (с 2 до 5), Шербакульском (с 0 до 2).
Основную долю в структуре преступлений, совершенных несовершеннолетними, занимают преступления, связанные:
1) с тайным хищением чужого имущества, - 69% (304);
2) с причинением телесных повреждений различной степени тяжести, - 8,6% (38);
3) с открытым хищением чужого имущества, - 5,2% (23);
4) с незаконным оборотом наркотических средств, - 3,6% (16).
По итогам 2019 года зарегистрирован рост количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии наркотического опьянения, в частности совершенных несовершеннолетними, имеющими диагноз "наркомания", на территории Ленинского, Октябрьского, Центрального административных округов города Омска, а также на территории Горьковского, Нововаршавского, Тарского муниципальных районов Омской области.
Зарегистрировано снижение количества совершенных несовершеннолетними преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств (с 58 до 16), количества несовершеннолетних, совершивших данный вид преступлений (с 55 до 19). Вместе с тем зарегистрирован рост количества данного вида преступлений, количества несовершеннолетних, совершивших данный вид преступлений, на территории Тарского муниципального района Омской области.
Снизилось количество преступлений, совершенных несовершеннолетними, не достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности (с 350 до 313), а также количество несовершеннолетних, не достигших возраста привлечения к уголовной ответственности, их совершивших (с 385 до 351).
В Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Омской области в 2019 году помещено 123 несовершеннолетних (2018 год - 100), из них 38 (2018 год - 44) - в целях недопущения повторных преступлений и защиты их прав и законных интересов, 12 (2018 год - 8) - для направления в специальные учебные заведения закрытого типа.
Количество несовершеннолетних, потерпевших от преступных посягательств общеуголовной направленности, снизилось на 16% (с 487 до 409), из них 10% несовершеннолетних пострадали от психического насилия, 25,2% - от физического насилия, 38,1% - от преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, 21,7% - от преступлений против собственности, 4,8% - от иных преступлений.
Зарегистрировано снижение на 65,3% количества преступлений, совершенных родителями (законными представителями) в отношении несовершеннолетних (с 97 до 39).
Зарегистрировано 171 преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности. Из общего числа преступлений данного вида 46,2% совершены на территории города Омска, 53,8% - на территориях муниципальных районов Омской области.
Несмотря на стабильность статистических показателей, характеризующих деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в 2019 году каждый 14-й (5284), достигший возраста 13 лет, поставлен на учет в органы внутренних дел, при этом каждый 30-й совершил административное правонарушение (2495), 256 несовершеннолетних помещены в специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, в целях защиты их жизни и здоровья. В действиях 5435 родителей (законных представителей) усмотрены нарушения, связанные с выполнением обязанностей по воспитанию и обучению.
В 2019 году на учете в органах внутренних дел состояло 70 несовершеннолетних участников неформальных групп деструктивной направленности, 28 из них совершили преступления, связанные с экстремизмом.
Зарегистрировано 569 фактов безвестного исчезновения несовершеннолетних, в том числе 479 - из дома.
Находясь в обстановке стрессовой ситуации, непонимания близкими людьми и безысходности, 18 несовершеннолетних совершили суициды.
Причинами всех вышеперечисленных негативных тенденций являются недостаточный контроль родителей (законных представителей) за поведением несовершеннолетних и кругом их общения, проблемы при формировании у несовершеннолетних нравственных качеств и правопослушного поведения, незанятость подростков общественно-полезной деятельностью, активное влияние отрицательного контента социальных сетей на правосознание несовершеннолетних и формирование ценностей у них.
Анализ количества и характера преступлений, совершенных несовершеннолетними, показывает, что имеются предпосылки для увеличения количества преступлений, совершаемых несовершеннолетними, а также проблемы, требующие принятия дополнительных мер, направленных на их устранение со стороны субъектов системы профилактики.
Также серьезной и значимой проблемой остается злоупотребление продуктами информационно-коммуникационных технологий и их использование для совершения преступлений против несовершеннолетних, которые особенно уязвимы в условиях интенсивного развития новых информационных технологий, доступности средств массовой информации, распространения информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, интенсивного оборота рекламной продукции, электронных и компьютерных игр и иных материалов. Их бесконтрольное использование нередко оказывает на несовершеннолетних психотравмирующее и растлевающее влияние, побуждает их к рискованному, агрессивному, жестокому, антиобщественному поведению, облегчает их вовлечение в криминальную деятельность, развратные действия, азартные игры, тоталитарные секты и иные деструктивные организации. Насыщенность современной информационно-образовательной среды деструктивной информацией приобретает серьезные масштабы.
Обеспечение согласованности действий субъектов системы профилактики, развитие системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области через научно-методическое обеспечение деятельности субъектов системы профилактики, формирование и развитие активной позиции представителей субъектов системы профилактики в реализации межведомственных проектов, накопление информационно-образовательных ресурсов по проблематике профилактики правонарушений несовершеннолетних - главные цели и приоритетные ориентиры социального партнерства в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Развитие кадрового потенциала системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области предполагает организацию мероприятий по повышению профессионального уровня, приобретению новых компетенций руководителями и специалистами субъектов системы профилактики, распространение эффективного опыта профессионального образования и дополнительного профессионального образования специалистов, работающих в субъектах системы профилактики, развитие деятельности педагогических сообществ по актуальным вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Таким образом, к числу причин безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних можно отнести следующие факторы:
1) недостаточный уровень взаимодействия субъектов системы профилактики при организации межведомственного сопровождения несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом, совершивших административные правонарушения и преступления, отбывших наказание;
2) рост раннего употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, который ведет к увеличению количества преступлений, совершенных несовершеннолетними в состоянии алкогольного опьянения;
3) жестокость в подростковой среде;
4) низкая ответственность родителей за воспитание несовершеннолетних;
5) воспитание в социально неблагополучных семьях, в которых часто возникают конфликты;
6) воспитание в неполных семьях, в которых несовершеннолетние испытывают недостаток опеки и контроля;
7) низкий морально-нравственный и культурный уровень развития родителей (законных представителей);
8) неблагоприятные жилищно-бытовые условия;
9) отсутствие необходимых социальных навыков у несовершеннолетнего;
10) социально-педагогическая запущенность несовершеннолетнего, отставание от сверстников;
11) недостаточный уровень профессиональной компетенции специалистов субъектов системы профилактики.
Исходя из вышеизложенного, особый акцент в организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними необходимо сделать на внедрении новых социально-педагогических и психологических реабилитационных технологий сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, а также технологий и методик работы с семьями, в которых несовершеннолетние склонны к совершению преступлений или совершают их.
Несмотря на то, что в Омской области осуществляется комплекс мер по организации преемственности в индивидуальной профилактической работе с семьями и несовершеннолетними, находящимися в социально опасном положении, инфраструктура социально-реабилитационного пространства для несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, недостаточно развита. Необходимо принятие дополнительных мер по решению проблем организации непрерывного межведомственного сопровождения несовершеннолетних, социальной адаптации и реабилитации данных категорий несовершеннолетних.
8. Основополагающий принцип региональной программы - это формирование правильных жизненных целей для будущего несовершеннолетних, а особенно несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом.
9. Использование программно-целевого метода решения проблемы организации комплексной индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и межведомственного сопровождения несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом, и их семей обусловлено необходимостью:
1) взаимодействия органов и учреждений субъектов системы профилактики;
2) разработки и реализации межведомственного комплекса мероприятий, направленных на повышение эффективности системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Омской области, а также обеспечение защиты их прав и законных интересов;
3) оптимизации и использования бюджетных средств и направления их на решение наиболее важных направлений социальной политики;
4) решения задач по созданию условий для социализации и реабилитации несовершеннолетних, склонных к асоциальному поведению или вступивших в конфликт с законом.
10. В рамках реализации региональной программы предусмотрен мониторинг эффективности мероприятий на основе разработанных целевых индикаторов, необходимых для отслеживания промежуточных результатов и проведения необходимой корректировки мероприятий программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.