Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по государственному строительству и законодательству
на проект федерального закона N 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности" внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на защиту прав граждан от незаконных действий кредитных организаций, связанных с взиманием просроченной задолженности по кредитным платежам.
В этих целях законопроектом предлагается внести изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), устанавливающих ответственность за правонарушения в соответствующей сфере.
В настоящее время частью 1 статьи 14.57 Кодекса установлена ответственность за совершение действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности. За совершение указанных правонарушений привлекаются кредиторы и их представители. При этом кредитные организации не входят в круг субъектов административной ответственности по части 1 статьи 14.57 Кодекса.
Законопроектом предлагается включить кредитные организации в число субъектов административного правонарушения за нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 14.57 Кодекса.
Кроме того, согласно проектным изменениям признаются утратившими силу положения части 5 статьи 15.26.1, части 2 статьи 15.26.2, части 5 статьи 15.38 Кодекса, предусматривающие ответственность микрофинансовой организации, ломбарда, кредитного кооператива за совершение неправомерных действий, направленных на возврат задолженности по договорам потребительского займа.
Указанное фактически означает исключение из Кодекса специальных составов с целью их объединения в одной норме, предусмотренной частью 1 статьи 14.57 Кодекса.
Полномочием по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 14.57 Кодекса, планируется наделить должностных лиц Федеральной службы судебных приставов.
Также проектом предусматривается увеличение размеров административных штрафов для должностных и юридических лиц, за совершение кредитором (лицом, действующим от его имени) действий, направленных на возврат просроченной задолженности и нарушающих законодательство РФ о защите прав и законных интересов физических лиц.
Комитет, рассмотрев представленную законодательную инициативу, отмечает следующее.
Необходимость совершенствования законодательства в целях защиты прав и законных интересов физических лиц при совершенствовании действий, направленных на возврат просроченной задолженности, не вызывает сомнений.
Вместе с тем, в дополнительном обсуждении нуждаются проектные изменения, предусматривающие наделение должностных лиц Федеральной службы судебных приставов полномочием по привлечению кредитных организаций за правонарушения по части 1 статьи 14.57 Кодекса. В Положении о Федеральной службе судебных приставов (Указ Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1316), регулирующем правовой статус ФССП, соответствующие полномочия не установлены.
Согласно статье 41 Федерального закона от 02.12.1990 года N 395-1 "О банках и банковской деятельности" надзор за деятельностью кредитной организации осуществляется Банком России. Банк России является органом банковского регулирования и банковского надзора и осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями и банковскими группами законодательства Российской Федерации.
К нарушившим федеральные законы кредитным организациям Банк России применяет меры, предусмотренные статьей 74 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (далее - Федеральный закон N 86-ФЗ). Обращаем внимание на то, что Банк России полномочен применить штраф в размере до 1 процента размера оплаченного уставного капитала, что значительно превышает санкцию, предусмотренную частью 1 статьи 14.57 Кодекса.
Таким образом, введение административной ответственности в отношении кредитных организаций не лишает Банк России ни его обязанностей по осуществлению надзора за деятельностью кредитных организаций, ни его возможности привлечения кредитных организаций к ответственности на основании статьи 74 Федерального закона N 86-ФЗ.
С учетом изложенного, реализация проектных изменений повлечет установление в отношении кредитных организаций двойной ответственности как со стороны Банка России так и со стороны ФССП России.
Также в дополнительном уточнении нуждается предлагаемый унифицированный подход к привлечению ответственности таких субъектов правоотношений как микрофинансовые организации, ломбарды, кредитные кооперативы.
В этой связи обращаем внимание на то, что согласно статье 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 230-ФЗ "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" правовое регулирование деятельности по возврату просроченной задолженности (действий, направленных на возврат просроченной задолженности) осуществляется не только указанным Федеральным законом, но и другими федеральными законами. Однако, в диспозиции административного состава, установленного статьей 14.57 Кодекса содержится ссылка на законодательство Российской Федерации о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
С учетом изложенного, полагаем, что в дополнительном уточнении нуждается признание утратившими силу отдельных норм Кодекса, предусматривающих ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о потребительском кредите (займе) и одновременном их закреплении в общем составе за нарушение законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности.
В этой связи полагаем необходимым скорректировать диспозицию части 1 статьи 14.57 Кодекса в части уточнения отрасли законодательства.
Поддерживая концепцию рассматриваемого проекта федерального закона, Комитет отмечает необходимость проработки обозначенных замечаний при подготовке законопроекта ко второму чтению.
На основании изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе проект федерального закона N 992248-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях по вопросам защиты прав и законных интересов физических лиц при совершении действий, направленных на возврат просроченной задолженности" принять в первом чтении.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.