Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 9 ноября 2020 г. N 1303
"Об утверждении программы "Развитие муниципальной системы образования Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы"
На основании постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110 "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" постановляет:
1. Утвердить прилагаемую программу "Развитие муниципальной системы образования Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы".
2. Опубликовать настоящее постановление на официальном сайте Лениногорского муниципального района.
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя руководителя Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" - начальника МКУ "Управление образования" Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район".
Руководитель |
З.Г. Михайлова |
Программа
"Развитие муниципальной системы образования Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы"
(утв. постановлением Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" РТ от 9 ноября 2020 г. N 1303)
Введение
В современных условиях модернизации образования, реализаций федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и общего образования, национального проекта "Образования" все шире и динамичнее становится переход системы образования на качественно новое содержание, инновационное технологическое и методическое сопровождение образовательного процесса.
Основными чертами современных преобразований являются - системно-деятельностный подход, информатизация образования, внедрение современных образовательных ресурсов и педагогических технологий, сетевое взаимодействие и социальное партнерство, ориентация на достижение обучающимися планируемых предметных, метапредметных и личностных результатов.
При этом центром инновационных преобразований становится муниципальная система образования Лениногорского муниципального района как именно то пространство, в рамках которого осуществляется реальный образовательный процесс, что обусловливает качественно новые требования к функционированию и динамичному развитию муниципального образования, способного на практике обеспечить новое качество как дошкольного, так и общего образования.
Среди возможных эффективных социальных инструментов (средств, условий), способных не только содействовать, но и придать процессу модернизации образования научно-обоснованную и практико-ориентированную динамику, является программирование развития муниципальной системы образования, по-другому говоря, создание программы развития муниципальной системы образования (далее - Программа) в соответствии с новыми задачами и вызовами времени.
Актуальность и социальная значимость программы развития муниципальной системы образования Лениногорского муниципального района, ее создания заключается в том, что Программа - это основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления развития образовательной системы. Этот документ носит государственно-общественный характер и предполагает эффективное сотрудничество администрации Лениногорского муниципального района, подведомственных образовательных учреждений всех видов и типов, а также институтов общественного управления.
Главными общими результатами реализации Программы на 2021-2025 гг. должны стать:
реализация национального проекта "Образование";
укрепление гражданского характера образования, основанного на принципах уважения прав и свобод личности в демократическом обществе;
совершенствование содержания образования, реализация в образовательных учреждениях Лениногорского муниципального района Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования и основного общего образования;
освоение педагогическими работниками новых педагогических технологий, ориентированных на развитие личности учащихся;
дифференциация образовательных услуг, развитие вариативных образовательных программ обучения и воспитания с учетом особенностей детей и ресурсной базы;
развитие предшкольной подготовки, предпрофильной подготовки и профильного обучения;
укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
Паспорт
Наименование программы |
Программа развития муниципальной системы образования Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы |
||||
Основания для разработки Программы |
Государственная программа "Развитие образования и науки Республики Татарстан на 2014-2025 годы", утвержденная постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 22.02.2014 N 110. Национальный проект "Образование на 2020-2024 гг. Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы". Государственная программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2023-2030 годы". Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации до 2025 года. Стратегия развития воспитания обучающихся в Республике Татарстан на 2015-2025 годы. Стратегия развития воспитания обучающихся в Российской Федерации на период до 2025 года. |
||||
Муниципальный заказчик Программы |
Исполнительный комитет муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" |
||||
Руководитель Программы |
Начальник МКУ "Управление образования" Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" |
||||
Разработчик Программы |
МКУ "Управление образования" Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" (далее Управление образования) |
||||
Цель программы |
Создание условий для обеспечения доступности качественного образования и инновационных механизмов развития системы образования Лениногорского муниципального района как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района, обеспечение высокого качества образования в муниципальном районе |
||||
Задачи Программы |
Задачи программы: 1. Создание условий для развития муниципальной системы образования: через кадровую политику, обновление материально-технической базы образовательных учреждений, научно-методическое сопровождение образовательного процесса 2. Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования, реализация в образовательных учреждениях Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, дошкольного образования 3. Развитие системы дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности 4. Совершенствование технологии муниципальной системы оценки качества образования в рамках единой региональной оценочной системы 5. Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью 6. Создание условий для формирования в образовательных организациях здоровье сберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие. Организация оздоровления и летней занятости детей и подростков 7. Развитие новых форм систематической методической работы, повышения квалификации, ориентированных на профессиональное развитие и саморазвитие педагогических и управленческих кадров |
||||
Целевые индикаторы |
уровень доступности образования в соответствии с современными стандартами для всех категорий граждан независимо от места жительства, социального и имущественного статуса и состояния здоровья; уровень соответствия образования Федеральным государственным образовательным стандартам. |
||||
Объемы и источники финансирования с разбивкой по этапам реализации Программы |
Общий объем финансирования Программы из муниципального бюджета 6081569,73 тыс. руб. |
||||
Образовательные учреждения |
год |
Местный бюджет (тыс. руб.) |
Родительская плата (тыс. руб.) |
Внебюджетная деятельность (тыс. руб.) |
|
Дошкольные учреждения |
2021 |
430223,50 |
145667,0 |
6942,0 |
|
Общеобразовательные учреждения |
601051,60 |
|
26353,7 |
||
Внешкольные учреждения |
34010,2 |
|
2215,5 |
||
Всего |
1065285,30 |
145667,0 |
35510,7 |
||
Дошкольные учреждения |
2022 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
|
Общеобразовательные учреждения |
568570,00 |
|
26353,7 |
||
Внешкольные учреждения |
32820,7 |
|
2215,5 |
||
Всего |
1043420,00 |
145667,0 |
35510,7 |
||
Дошкольные учреждения |
2023 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
|
Общеобразовательные учреждения |
547475,31 |
|
26353,7 |
||
Внешкольные учреждения |
32820,70 |
|
2215,5 |
||
Всего |
1022325,31 |
145667,0 |
35510,7 |
||
Дошкольные учреждения |
2024 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
|
Общеобразовательные учреждения |
547475,31 |
|
26353,7 |
||
Внешкольные учреждения |
32820,70 |
|
2215,5 |
||
Всего |
1022325,31 |
145667,0 |
35510,7 |
||
Дошкольные учреждения |
2025 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
|
Общеобразовательные учреждения |
547475,31 |
|
26353,7 |
||
Внешкольные учреждения |
32820,70 |
|
2215,5 |
||
Всего |
1022325,31 |
145667,0 |
35510,7 |
||
Ежегодный объем ассигнований из местного бюджета на реализацию Программы подлежит уточнению при разработке бюджета муниципального образования на соответствующий финансовый год и плановый период. Объем средств муниципального бюджета на финансирование Программы устанавливается решением Совета Депутатов муниципального образования на очередной финансовый год и плановый период | |||||
Показатели оценки эффективности Программы |
В результате выполнения Программы в системе образования будут обеспечены: внедрение и поддержка механизмов и моделей хозяйственной самостоятельности общеобразовательных организаций создание и внедрение основных образовательных программ на всех уровнях системы образования внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения предоставления в электронном виде гражданам и организациям значительной части государственных услуг в сфере образования совершенствование процедур независимой оценки деятельности общеобразовательных организаций и процессов создание ресурсов и программ для одаренных детей При выполнении Программы особое внимание будет уделено вопросам повышения эффективности экономики образования |
||||
Ожидаемые результаты |
Обеспечение соответствия муниципальной системы образования требованиям инновационного развития экономики района, современным потребностям общества повышение доступности качественного образования: дошкольного, общего, дополнительного обновление содержания и технологий образования, обеспечивающих оптимальное сочетание фундаментальности и компетентностного подхода развитие вариативности основных образовательных программ; обеспечение функциональной грамотности и социальной компетентности выпускников основной и средней школы интеграция ресурсов дополнительного и общего образования улучшение кадрового обеспечения системы образования повышение эффективности использования бюджетных средств расширение общественного участия в управлении образованием повышение эффективности управления образованием улучшение условий обучения, повышение эффективности использования материально технической базы образовательных организаций расширение образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья снижение вероятности и масштаба асоциальных явлений среди детей |
1. Общая характеристика сферы реализации Программы, в том числе формулировка основных проблем
Уровень образования населения в Лениногорском муниципальном районе достаточно высок. Охват общим образованием населения в возрасте от 7 до 17 лет составляет 100 процентов.
Важнейшим приоритетом образовательной политики в сфере дошкольного образования является реализация комплексных мер по обеспечению доступности и качества образования. Определяющую роль в обеспеченности детей дошкольного возраста местами в образовательных организациях имеет развитость сети соответствующих учреждений.
К 2020 году в результате реализации Республиканской программы "Бэлэкэч" за счет средств бюджета Республики Татарстан построено 3 новых детских садов на 360 мест. За счет средств муниципалитетов в действующих дошкольных образовательных организациях открыто 3 дополнительных групп на 60 мест.
В результате в Лениногорском муниципальном районе к 2015 году 100% дети старше 3 лет были обеспечены местами в детских садах.
Сложившаяся на сегодняшний день система общего образования в Лениногорском муниципальном районе характеризуется серьезными достижениями, с одной стороны, и наличием ряда проблем и противоречий - с другой.
В районе осуществляется целенаправленная подготовка обучающихся старших классов к будущей профессиональной деятельности на основе профильных учебных планов. Создан банк данных профильных классов, разработаны и утверждены базисный учебный план и учебные планы для учащихся профильных классов по физико-математическому, социально-экономическому, социально-гуманитарному, филологическому, оборонно-спортивному направлениям.
Наиболее востребованные профили: физико-математический и социально-экономический.
В системе профильного обучения Лениногорского муниципального района функционируют различные профильные классы, внутри одной многопрофильной школы, построенные преимущественно на основе тех или иных примерных профилей, а также различные однопрофильные школы старшей ступени (а также в составе школы, включающей в себя и начальную, и основную ступени).
Ресурсный центр на базе Лениногорского Политехнического колледжа позволяет получать качественное профильное образование.
В городских и сельских базовых общеобразовательных школах создана система автоклассов, в которых учащиеся старших классов получают профессии водителей категории "В" и автослесарей.
Для решения проблемы доступности образовательных услуг для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) реализуется проект по развитию системы обучения на дому с использованием дистанционных технологий. В процесс обучения детей с ОВЗ активно внедряются дистанционные технологии.
Однако не во всех учреждениях детям с ограниченными возможностями обеспечивается необходимый уровень психолого-медико-социального сопровождения. Дети с ограниченными возможностями здоровья, имеющие возможность обучаться в массовых школах, учатся по месту жительства.
Для детей, не имеющих возможности по состоянию здоровья временно или постоянно посещать общеобразовательную организацию, проводится обучение на дому.
Однако одним из важных индикаторов развития системы национального образования является показатель организации обучения детей на родном языке и изучение родного языка в школах. С целью удовлетворения этнокультурных потребностей народов, населяющих Лениногорский муниципальный район, функционируют 13 общеобразовательных учреждений с родным языком обучения. Новосережкинской ОШ преподается чувашский язык. Укрепляется учебно-материальная база кабинетов по изучению государственных языков современным оборудованием, иллюстративным материалом и наглядными пособиями нового поколения.
Возможность получения дополнительного образования детьми обеспечивается организациями, подведомственными органам управления в сфере образования, культуры, спорта и др. В утвержденных федеральных государственных образовательных стандартах общего образования дополнительное образование присутствует как обязательный компонент обучения.
Однако, наряду с позитивными тенденциями, в деятельности системы дополнительного образования имеются проблемы.
Серьезную озабоченность вызывают сегодня материально-техническая база большинства учебных заведений; недостаточный спектр программ дополнительного образования детей, востребованных подростками, недостаточное количество преемственных программ; невысокая востребованность программ, направленных на сохранение культурно-исторического наследия республики; низкий уровень эффективности деятельности отдельных учреждений дополнительного образования детей.
В рамках реализации стратегической линии развития системы образования предусмотрено включение образовательных организаций всех уровней образования в единое информационное образовательное пространство. Образовательные учреждения района эффективно работают в информационной системе "Электронное образование в Республике Татарстан".
Таким образом, обеспечен высокий уровень доступности образования на всех уровнях. Вместе с тем прослеживается ряд проблем в секторах, важных для удовлетворения потребностей граждан и развития человеческого потенциала: инклюзивное образование, непрерывное образование.
1.1. Качество дошкольного, общего, дополнительного образования
Качество дошкольного образования в целом представляет собой многомерное синтетическое понятие. Именно эта многогранность определяет подходы и задает логику формирования информационной базы его оценки.
Качество дошкольного образования определяется:
содержанием дошкольного образования,
требованиями к подготовке выпускников (результаты образовательной деятельности), созданием предметно-пространственной среды.
В последние годы в проведена масштабная модернизация сети общеобразовательных учреждений. В Лениногорском муниципальном районе реализована муниципальная целевая программа развития организаций образования на период 2015-2020 годов.
Программами предусмотрено проведение мероприятий по выстраиванию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем реорганизации малокомплектных общеобразовательных организаций и присоединения их к базовым школам. К 2020 году в городе 1 основная школа, в сельской местности 16 основных школ.
Созданы базовые школы, обеспечивающие транспортную доставку детей из близлежащих населенных пунктов. К 2020 году осуществляется подвоз к 11 базовым школам по 17 маршрутам.
В районе продолжается работа по созданию оптимальной сети общеобразовательных организаций путем присоединения к лучшим общеобразовательным учреждениям неконкурентоспособных школ.
К 2002 году уменьшилось число средних общеобразовательных школ до 14 школ.
Как правило, это школы, работающие со сложным контингентом обучающихся (низкий социально-экономический статус семей, трудности в обучении и социальной адаптации). Для успешного обучения и социализации таких детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе организовывать дополнительные занятия с отстающими школьниками, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство. На практике такая группа школ, напротив, испытывает дефицит ресурсов и стимулов.
Негативные тенденции в подростковой и молодежной среде (алкоголизм, употребление наркотиков, насилие, ксенофобия) свидетельствуют о необходимости усиления участия образования в решении задач воспитания, формирования социальных компетенций и гражданских установок.
В последние годы сделан важный шаг в обновлении содержания общего образования: внедряются федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Тем не менее, остается актуальной задача повышения уровня обучения в таких областях, как естественные науки, иностранный язык, технологии. Это связано с тем, что существующий механизм обновления содержания образования нуждается в дополнительной настройке, в повышении гибкости и оперативности.
Реализация прогноза развития системы оценки качества образования в контексте отмеченных проблем в условиях Лениногорского муниципального района предполагает постановку и решение следующих задач:
формирование целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых в районе, соотносимой с республиканской оценочной системой;
создание в муниципальном районе системы мониторинга качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования (далее - ФГОС) и ФГОС ДОО;
обеспечение максимально возможной прозрачности и доступности информации о качестве образования и результатах работы образовательных учреждений;
усиление роли внешней государственно-общественной оценки качества образования и достижения оптимального взаимодействия внутренней и внешней оценки;
создание системы сбора и анализа информации об индивидуальных образовательных достижениях, обеспечивающих как выбор образовательных услуг их потребителями, так и корректировку содержания и технологий образования;
уменьшение отчетности и бюрократической нагрузки на образовательные учреждения за счет принятия регламентов представления информации вышестоящим органам и введения электронного паспорта образовательного учреждения, обобщающего необходимую статистическую и иную информацию о качестве образовательных результатах, ее деятельности, формирование целостной и сбалансированной системы процедур и механизмов оценки качества образования, реализуемых в районе, соотносимой с республиканской оценочной системой.
Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования предполагает обеспечение надежной и актуальной информацией процессов принятия решений руководителей и работников системы образования, а также потребителей образовательных услуг для достижения более высокого качества образования.
1.2. Кадры системы образования.
Важным фактором, неблагоприятно влияющим на качество образования в Лениногорском муниципальном районе, распространение современных технологий и методов преподавания, является состояние кадрового потенциала на всех его уровнях.
В 2020 году обеспеченность отрасли педагогическими кадрами составляла 100% за счет замещения вакантных мест совместителями (городская местность - 100%, сельская - 100%). Образовательный уровень работников образования заметно вырос.
Важным фактором, определяющим привлекательность педагогической профессии, является уровень заработной платы.
Рост заработной платы педагогов актуализирует введение эффективного контракта с педагогическими работниками, учитывающего профессиональные стандарты деятельности и соответствующую оценку качества работы педагогов.
Все учителя и руководители общеобразовательных организаций получили персональные ноутбуки, установлены точки беспроводного доступа к сети. Доля школьных учителей-предметников, достаточно уверенно владеющих навыками работы с компьютерными программами, возросла до 100 процента. Реализация проекта "Электронное образование" привела к росту охвата педагогических и управленческих кадров сетевыми формами обучения на 86 процентов. Формируется и функционирует новая система повышения квалификации учителя на основе бюджетного именного сертификата и модульного принципа обучения, в наибольшей степени отражающая профессионально-личностные интересы педагогов. Программы повышения квалификации педагогов должны обеспечивать формирование мотивации инновационного поведения педагога.
Особое место в ряду этих мероприятий занимает грантовое движение (гранты "Наш лучший учитель", "Наш новый учитель", "Наш лучший директор" и т.д.), направленное на повышение статуса учителей республики, активизацию их успешной профессиональной деятельности на основе материального стимулирования по результатам государственно-общественной экспертизы профессионально-личностных достижений.
Система аттестации и оплаты труда педагогов должна ориентирована на повышение качества преподавания, на непрерывное профессиональное развитие, создавать пространство для их карьерного роста.
Обновление профессиональных компетенций и повышение уровня подготовки управленческого и педагогического корпуса требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации, основанной на единых рамках профессиональных умений, но адресно отвечающей на персональные запросы педагогов и школ.
В этой сфере на муниципальном уровне реализован комплекс мер: введена новая система оплаты труда, стимулирующая качество результатов деятельности педагогов и мотивацию профессионального развития, утверждены современные квалификационные требования к педагогическим работникам и правила аттестации, реализованы масштабные программы повышения квалификации, в том числе на базе созданной сети стажировочных площадок.
1.3. Инфраструктура системы образования
В рамках реализации приоритетного национального проекта "Образование", республиканских ведомственных и целевых программ существенно обновляется инфраструктура общего образования.
Все школы Лениногорского муниципального района подключены к сети "Интернет". Существенно улучшилось обеспечение школ современным информационно-технологическим оборудованием.
Лишь только в школе СОШ N 6 обучение ведется во вторую смену.
Приведение всей инфраструктуры общего образования к уровню, соответствующему современным стандартам, позволило бы перейти от масштабных инвестиций к систематическому текущему финансированию, обеспечивающему поддержку этой инфраструктуры.
1.4. Институциональные и структурные реформы
Отличительными особенностями государственной политики в сфере образования последних лет стало использование программно-целевых и проектных методов и существенное изменение законодательной базы.
Основными инструментами государственной политики в сфере образования в Лениногорском муниципальном районе в последние годы является приоритетный национальный проект "Образование; комплекс мер по модернизации общего образования Республики Татарстан.
Ведущими механизмами стимулирования системных изменений в образовании в проектах и программах модернизации образования на всех его уровнях стали выявление и конкурсная поддержка лидеров - "Точек роста" нового качества образования и внедрение новых моделей управления и финансирования, ориентированных на результат.
Институционализация новых образовательных и организационных моделей обеспечивалась за счет внесения изменений в законодательные акты.
В результате проведена комплексная модернизация финансово-экономических и организационно-управленческих механизмов системы общего образования в Республике Татарстан, основные направления которой были определены в 2015 году: система оплаты труда, ориентированная на результат; независимая система оценки учебных достижений учащихся (единый государственный экзамен, основной государственный экзамен выпускников 9 классов, ВПР); общественное участие в управлении образованием и оценке его качества; публичная отчетность образовательных организаций, НОК.
Результатом является повышение ответственности руководителей и педагогов за результаты деятельности, усиление прозрачности системы образования для общества.
Однако до сих пор не завершено формирование общероссийской системы оценки качества образования результатов деятельности системы образования. В связи с этим продолжается совершенствование региональной, муниципальной системы оценки качества образования результатов деятельности системы образования.
1.5. Приоритеты государственной политики в сфере реализации Программы
В связи с введением Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" разработаны и утверждены федеральные государственные образовательные стандарты основного и старшего общего образования.
С целью обеспечения информационной открытости образовательных учреждений приняты нормативные правовые акты, касающиеся предоставления общественности информации об образовательной организации, развития государственно-общественного управления, общественного контроля, системного мониторинга и т.д.
С 2016 года внесены изменений в нормативные правовые акты, связанные с оплатой труда педагогических, с внедрением общероссийской системы оценки качества образования и отдельных механизмов внешней оценки качества образования на разных уровнях образования.
Планируемые меры правового регулирования в сфере молодежной политики направлены на дальнейшее совершенствование форм и методов реализации государственной молодежной политики и обеспечивают достижение таких задач, как:
вовлечение молодежи в общественную деятельность;
обеспечение эффективной социализации молодежи, находящейся в трудной жизненной ситуации;
формирование целостной системы продвижения инициативной и талантливой молодежи;
обеспечение эффективного взаимодействия с молодежными общественными объединениями.
1.6. Анализ рисков и меры по управлению ими
К основным рискам реализации Программы относятся:
финансово-экономические риски: недофинансирование мероприятий Программы, в том числе со стороны муниципалитета;
нормативные правовые риски: непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, влияющих на мероприятия Программы;
организационные и управленческие риски: недостаточная проработка вопросов, решаемых в рамках Программы, недостаточная подготовка управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга реализации Программы, отставание от сроков реализации мероприятий;
Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей Программы.
Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение целей Программы, через институционализацию механизмов софинансирования.
Нормативные риски.
Устранение (минимизация) рисков связано с качеством планирования реализации Программы, обеспечением мониторинга ее реализации и оперативным внесением необходимых изменений.
Организационные и управленческие риски. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень квалификации для работ с новыми инструментами) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации Программы, несогласованности действий основного исполнителя и участников Программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на муниципальном уровне и уровне образовательных организаций. Устранение риска возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга (в том числе социологического) реализации Программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки Программы на основе анализа данных мониторинга.
Важным средством снижения риска является проведение аттестации и переподготовка управленческих кадров системы образования, а также опережающая разработка инструментов мониторинга до начала реализации Программы.
2. Основные цели, задачи и мероприятия Программы, описание конечных результатов, сроков и этапов ее реализации
Цель Программы: Создание условий для обеспечения доступности качественного образования и инновационных механизмов развития системы образования Лениногорского муниципального района как основы формирования человеческого потенциала и социального обновления района, обеспечение высокого качества образования в муниципальном районе
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1. Создание условий для развития муниципальной системы образования: через кадровую политику, обновление материально-технической базы образовательных учреждений, научно-методическое сопровождение образовательного процесса
2. Создание условий для совершенствования содержания и технологий образования, переход образовательных организаций на Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, дошкольного образования
3. Развитие системы дополнительного образования для расширения возможностей выбора индивидуальных образовательных траекторий и развития творческого потенциала личности
4. Совершенствование технологии муниципальной системы оценки качества образования в рамках единой региональной оценочной системы
5. Создание механизмов координации и интеграции сетевого взаимодействия в работе с одаренными детьми и талантливой молодежью
6. Создание условий для формирования в образовательных организациях здоровье сберегающей образовательной среды, учитывающей адаптационные резервы школьников и обеспечивающей сохранение их психосоматического здоровья и духовно-нравственное развитие. Организация оздоровления и летней занятости детей и подростков
7. Развитие новых форм систематической методической работы, повышения квалификации, ориентированных на профессиональное развитие и саморазвитие педагогических и управленческих кадров
Масштабность поставленной в рамках Программы цели требует разработки комплекса специфических мероприятий. В этой связи в Программе сформированы следующие подпрограммы:
1. Развитие дошкольного образования в Лениногорском муниципальном районе на 2021-2025 годы.
2. Развитие дополнительного образования, включая образование детей-инвалидов, и повышение квалификации работников данной сферы на 2021-2025 годы.
3. Программа "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2022 годы".
4. Патриотическое воспитание учащихся Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы.
5. Программа "Одаренные дети" на 2021-2025 гг.
Выделение указанных подпрограмм связано с особенностями структуры системы образования Лениногорского муниципального района и ключевыми задачами повышения качества образования.
В рамках основных мероприятий предусмотрено проведение традиционных и формирование новых муниципальных мероприятий, направленных на развитие творческой, научной, спортивной составляющей деятельности обучающихся.
Обеспечение высокого качества образования связано не только с созданием организационных, кадровых, инфраструктурных, материально-технических и учебно-методических условий. Важной составляющей обеспечения устойчиво высокого качества образовательных услуг и его повышения является объективная и охватывающая все уровни образования система оценки качества.
3. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Объемы бюджетных ассигнований Программы за счет средств муниципального бюджета составят тыс. рублей, в том числе по годам:
|
год |
Местный бюджет (тыс. руб.) |
Родительская плата (тыс. руб.) |
Внебюджетная деятельность (тыс. руб.) |
Дошкольные учреждения |
2021 |
430223,50 |
145667,0 |
6942,0 |
Общеобразовательные учреждения |
601051,60 |
|
26353,7 |
|
Внешкольные учреждения |
34010,2 |
|
2215,5 |
|
Всего |
1065285,30 |
145667,0 |
35510,7 |
|
Дошкольные учреждения |
2022 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
Общеобразовательные учреждения |
568570,00 |
|
26353,7 |
|
Внешкольные учреждения |
32820,7 |
|
2215,5 |
|
Всего |
1043420,00 |
145667,0 |
35510,7 |
|
Дошкольные учреждения |
2023 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
Общеобразовательные учреждения |
547475,31 |
|
26353,7 |
|
Внешкольные учреждения |
32820,70 |
|
2215,5 |
|
Всего |
1022325,31 |
145667,0 |
35510,7 |
|
Дошкольные учреждения |
2024 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
Общеобразовательные учреждения |
547475,31 |
|
26353,7 |
|
Внешкольные учреждения |
32820,70 |
|
2215,5 |
|
Всего |
1022325,31 |
145667,0 |
35510,7 |
|
Дошкольные учреждения |
2025 |
442029,30 |
145667,0 |
6942,0 |
Общеобразовательные учреждения |
547475,31 |
|
26353,7 |
|
Внешкольные учреждения |
32820,70 |
|
2215,5 |
|
Всего |
1022325,31 |
145667,0 |
35510,7 |
4. Механизм реализации Программы
МКУ "Управление образования" Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" является заказчиком-координатором Программы.
заказчик-координатор выполняет следующие функции:
разрабатывает перечень целевых индикаторов для мониторинга реализации программных мероприятий;
согласовывает возможные сроки исполнения мероприятий, объемы и источники финансирования Программы;
разрабатывает в пределах своих полномочий нормативные правовые акты, необходимые для реализации Программы;
несет ответственность за своевременную и качественную подготовку и реализацию Программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
5. Ожидаемые результаты реализации Программы
Всем детям от 3 до 7 лет, зарегистрированным в очередности по устройству в ДОУ, будет предоставлена возможность получения дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, соответствующие требованиям стандартов дошкольного образования,
всем детям школьного возраста обеспечено выполнение государственных гарантий общедоступности и бесплатности общего образования;
всем детям-инвалидам будет предоставлена возможность освоения образовательных программ общего образования в форме дистанционного, специального (коррекционного) или инклюзивного образования;
всем обучающимся независимо от места жительства будет обеспечен доступ к современным условиям обучения;
все старшеклассники получат возможность обучаться по образовательным программам профильного обучения;
будет сокращен разрыв в качестве образования между наиболее и наименее успешными школами;
всем педагогам будет обеспечена возможность непрерывного профессионального развития;
в общеобразовательных учреждениях увеличится доля молодых педагогов, имеющих высокие образовательные результаты по итогам обучения в вузе;
улучшатся результаты обучающихся в национальных мониторингах (готовности обучающихся к освоению программ начального, основного, среднего общего образования;
Оценка эффективности Программы осуществляется на основе индикативных показателей, представленных в следующей таблице:
Наименование показателей |
2021 год |
2022 год |
2023 год |
2024 год |
2025 год |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не сдавших единый государственный экзамен, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных учреждений, процентов |
0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Доля лиц, имеющих профессиональное образование, в общем числе занятых, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля учителей в возрасте до 35 лет к общей численности учителей |
25,5% |
25,7% |
25,8% |
25,9% |
26% |
Обеспеченность детей старше трех лет местами в детских садах, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Охват детей дошкольным образованием, процентов |
74,0 |
74,3 |
74,5 |
74,8 |
75 |
Удельный вес учащихся организаций общего образования, обучающихся в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом, процентов |
99% |
100 |
100 |
100 |
100 |
Удельный вес учащихся, занимающихся в первую смену, к общему числу учащихся, процентов |
92,63 |
93,0 |
93,30 |
100 |
100 |
Удельный вес численности педагогических работников, прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку в текущем году, процентов |
34,5 |
34,7 |
34,8 |
34,9 |
35 |
Доля муниципальных образований, имеющих психолого-педагогические центры и службы в системе образования, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Доля детей, охваченных образовательными программами дополнительного образования детей в возрасте 5-18 лет, процентов |
98,2 |
98,5 |
99 |
99,2 |
100 |
Доля родителей, охваченных сопровождением по повышению психолого-педагогической компетентности, процентов |
99,3 |
99,4 |
99,5 |
99,7 |
99,8 |
Доля муниципальных общеобразовательных учреждений, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных учреждений, процентов |
100 |
100 |
100 |
100 |
100 |
Достижение фактического значения показателя плановому будет свидетельствовать об эффективности реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 9 ноября 2020 г. N 1303 "Об утверждении программы "Развитие муниципальной системы образования Лениногорского муниципального района на 2021-2025 годы"
Текст постановления опубликован на Официальном портале правовой информации Республики Татарстан (PRAVO.TATARSTAN.RU) 25 ноября 2020 г.
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 20 февраля 2024 г. N 408
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 13 февраля 2023 г. N 504
Постановление Исполнительного комитета муниципального образования "Лениногорский муниципальный район" Республики Татарстан от 30 декабря 2021 г. N 1244