г. Брянск 3 апреля 2019 года
Брянский областной суд в составе:
председательствующего судьи Стоян Е. В.
с участием прокурора Бойкачевой О.А.
при секретаре Сонькиной М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белаш Светланы Викторовны об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1330 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 23 августа 2018 года N 1079), установил:
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1330 (далее - Приказ) утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (далее - Перечень). Данный Приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 30 ноября 2017 года.
В пункты 221, 222 Перечня включены объекты с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81, расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строения 9Е и 10В.
Приказом управления имущественных отношений Брянской области от 23 августа 2018 года N 1079 указанный Перечень изложен в новой редакции, подлежащей применению к правоотношениям, возникшим с 1 января 2018 года. Данный приказ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru/ 29 августа 2018 года.
В новой редакции Перечня объекты с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81, расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строения 9Е и 10В значатся под пунктами 221 и 222.
Белаш С.В. обратилась с административным исковым заявлением об оспаривании включения в Перечень объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 - здание прачечной и 32:13:0450206:81 - здание столовой с кинотеатром, расположенных по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строения 9Е и 10В.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что принадлежащие ему нежилые здания включены в Перечень с нарушением требований статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, так как не обладают признаками объектов, в отношении которых налоговая база по налогу на имущество исчисляется исходя из кадастровой стоимости. Включение зданий в Перечень на 2018 год неправомерно возлагает на собственника обязанность по уплате налога на имущество в завышенном размере. На момент включения объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81 в Перечень обследования с целью определения фактического использования, проведено не было.
Уточнив требования, административный истец просил признать недействующими с 1 января 2018 года пункты 221 и 222 Перечня, утвержденного приказом управления имущественных отношений от 27 ноября 2017 года N 1330 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 23 августа 2018 года N 1079), в части включения объектов недвижимости - нежилых зданий с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81, расположенных по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строения 9Е и 10В, принадлежащих Белаш С.В.
Белаш С.В. в судебное заседание не явилась, заявила ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие. Суд с учетом требований статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие административного истца.
В судебном заседании представитель административного истца Погорелец А.В. поддержал заявленные требования, просил суд признать недействующими пункты 221, 222 Перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, в редакции приказа от 23 августа 2018 года N 1079. Пояснил, что здание столовой с кинотеатром, и здание прачечной входят в инфраструктуру санатория "Затишье", и функционально от него неотделимы. Оспариваемые объекты предназначены для обеспечения потребностей сотрудников и отдыхающих, оплативших стоимость санаторно-курортной путевки, без взимания отдельной платы. Платные услуги питания и бытового обслуживания гражданам либо организациям не оказываются, доступ на территорию санатория "Затишье" ограничен.
Представитель управления имущественных отношений Брянской области Савенко О.В., действующий на основании доверенности, заявленные требования не признала, пояснив, что включение спорных объектов в Перечень соответствует пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объект недвижимости здание столовой с кинотеатром включено в Перечень, как объект общественного питания, а здание прачечной, как объект бытового обслуживания. В момент включения объектов в Перечень обследование не проводилось, за основу были взяты документы технического учета, а также данные, полученные в рамках межведомственного взаимодействия. Административный истец Белаш С.В. имеет статус индивидуального предпринимателя, основным видом деятельности которой является, в том числе предоставление услуг общественного питания.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, мнение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
Статьей 14 и пунктом 1 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации должен не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу на имущество организаций определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и направить перечень в электронной форме в налоговые органы по месту нахождения соответствующих объектов недвижимого имущества, а также разместить перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению об управлении имущественных отношений Брянской области, утвержденному Указом Губернатора Брянской области от 29 января 2013 года N 66 (в редакции от 26 мая 2016 года N 186), управление имущественных отношений Брянской области является исполнительным органом государственной власти Брянской области по обеспечению проведения единой государственной политики в области управления и распоряжения государственным имуществом Брянской области. Управление в пределах своей компетенции вправе принимать нормативные правовые акты (пункты 1.1 и 1.3 Положения). Управление имущественных отношений Брянской области является уполномоченным органом по определению перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость и определяет вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений согласно пункту 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемый Приказ издан уполномоченным органом в пределах его компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к форме издаваемых им нормативных правовых актов, правил введения в действие и опубликования.
Объектами налогообложения для российских организаций согласно пункту 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено статьями 378, 378.1 и 378.2 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 3 статьи 12 и пункту 2 статьи 372 Налогового кодекса Российской Федерации субъекту Российской Федерации предоставлено право устанавливать особенности определения налоговой базы отдельных объектов недвижимого имущества в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Статьей 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З "О налоге на имущество организаций" на основании статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлены особенности определения налоговой базы по налогу на имущество организаций в отношении отдельных объектов недвижимого имущества.
Налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них; нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания, либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания (подпункты 1 и 2 статьи 1.1 Закона Брянской области от 27 ноября 2003 года N 79-З).
В соответствии с пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Согласно пункту 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Анализ указанного федерального и регионального законодательства позволяет прийти к выводу, что в Перечень подлежит включению такое недвижимое имущество, которое отвечает критериям, установленным названными выше правовыми нормами.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 14 апреля 2014 года на основании договора купли-продажи от 18 марта 2014 года Белаш С.В. принадлежит на праве собственности нежилое здание (прачечная) с кадастровым (условным) номером 32:13:0450206:54, площадью 144.6 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Клинцовский район, санаторий "Затишье".
Согласно кадастровой выписке из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строение 9Е, имеет кадастровый номер 32:13:0450206:54, площадь - 144.6 кв. м.; назначение: нежилое здание; наименование: здание (прачечная), включает в себя 1 этаж, расположен в пределах кадастрового квартала 32:13:04502066:27; правообладатель - Белаш С. В.
Судом установлено, что на основании договора купли-продажи недвижимости от 18 марта 2014 года Белаш С.В. также принадлежит на праве собственности нежилое здание - столовая с кинотеатром, с кадастровым (условным) номером 32:13:0450206:81, площадью 1236.6 кв. м., расположенное по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строение 10В.
По кадастровой выписке Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимости, расположенный по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строение 10В, имеет кадастровый номер 32:13:0450206:81, площадь - 1236.6 кв. м.; назначение: нежилое здание; наименование: столовая с кинотеатром, включает в себя 1 этаж, расположен в пределах кадастрового квартала 32:13:0450206; правообладатель - Белаш С. В.
Судом установлено, что по указанному адресу, в собственности у административного истца с января 2016 года находятся земельные участки с кадастровыми номерами 32:13:0450206:27 и 32:13:0450206:28 площадью 73146 кв. м. и 17893 кв. м., расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, участки 9 и 10 находится
Как следует из кадастровых выписок Единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером 32:13:0450206:27, площадью 73146 кв. м. и земельный участок с кадастровым номером 32:13:0450206:28, площадью 17893 кв. м., расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, участки 9 и 10, относятся к категории земель: земли населенных пунктов, имеют вид разрешенного использования - для рекреационно-оздоровительных целей.
На основании кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 32:13:0450206:27, судом установлено, что спорный объект с кадастровым номером 32:13:0450206:81, столовая с кинотеатром, находится в границах указанного земельного участка.
Здание - прачечная, с кадастровым номером 32:13:0450206:54, расположенное по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строение 9Е, согласно кадастровых паспортов на земельные участки с кадастровыми номерами 32:13:0450206:27 и 32:13:0450206:28 не включено в перечень объектов капитального строительства на указанных земельных участках.
В судебном заседании установлено, что земельный участок под зданием - прачечная не сформирован и не поставлен на кадастровый учет. Согласно ответа по запросу суда филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Брянской области сведения о земельном участке на котором расположен объект недвижимости с кадастровым номером 32:13:0450206:54 в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют.
Согласно представленной информации ООО "Агентства недвижимости "Интехгарант" здание прачечной с кадастровым номером 32:13:0450206:54 является объектом подсобного назначения санатория "Затишье"; земельный участок под зданием прачечной не отмежеван и на кадастровом учете не состоит; в результате постановки на кадастровый учет, формировании межевого дела и оформлении прав на земельные участки, здание прачечной выведено за их пределы.
Таким образом, на момент принятия оспариваемого Приказа, документов безусловно свидетельствующих о том, что здание прачечной является самостоятельным объектом бытового обслуживания или о том, что данный объект располагается на земельном участке предназначен для размещения объектов бытового обслуживания, не имелось
Учитывая, что цели предоставления земельных участков - рекреационно-оздоровительные, принимая во внимание, что разрешенное использование земельных участков в настоящее время не изменено, по правоустанавливающим документам и сведениям кадастрового учета, нельзя сделать вывод, что по виду разрешенного использования спорные объекты относятся к объектам, в отношении которых налоговая база может быть определена как их кадастровая стоимость.
Суд полагает, что оснований для включения в Перечень спорных объектов, по наименованию - нежилое здание (прачечная) и нежилое здание (столовая с кинотеатром), а также по виду разрешенного использования земельных участков, предоставленного непосредственно для рекреационно-оздоровительных целей, не имеется. Названный вид разрешенного использования земельного участка не предусматривает размещение объектов общественного питания и бытового обслуживания, в связи с чем по признаку вида разрешенного использования земельного участка объект не подлежал включению в Перечень.
Исходя из пункта 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Брянской области от 29 августа 2016 года N 471-п, действовавшим на момент включения в Перечень принадлежащего административному истцу помещения, в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации утвержден Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, расположенных на территории Брянской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, для целей налогообложения (далее Порядок).
Согласно пункту 4 Порядка информационной базой для проведения мероприятий по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества является информация: территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, государственных органов Брянской области; органов местного самоуправления муниципальных образований Брянской области; юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимости; средств массовой информации.
В соответствии с пунктом 5 Порядка мероприятия по определению перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества проводятся в форме:
1) межведомственного взаимодействия управления имущественных отношений Брянской области с территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, государственными органами Брянской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Брянской области;
2) запросов сведений и документов, необходимых для определения перечня и вида фактического использования объектов недвижимого имущества, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, являющихся собственниками объектов недвижимого имущества;
3) обследований объектов недвижимого имущества.
Пунктом 6 Порядка установлено, что вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется на основании актов обследования объектов недвижимого имущества, проводимых рабочими группами администраций муниципальных районов и городских округов Брянской области; информации, полученной от государственных органов; и документов, представленных собственниками объектов недвижимого имущества в органы местного самоуправления и (или) полученных в установленном порядке органами местного самоуправления, посредством запроса согласно перечню документов указанных в настоящем пункте.
В судебном заседании представитель административного ответчика пояснил, что объекты недвижимости включены в Перечень по предназначению согласно сведений, полученных в порядке межведомственного взаимодействия. Обследование объектов на предмет фактического использования нежилого помещения перед включением в Перечень, не производилось.
В ходе рассмотрения дела, судом установлено, что здания, отнесенные административным ответчиком к объектам питания и бытового обслуживания, предназначены для размещения столовой с кинотеатром, а также прачечной, используемых для осуществления деятельности санатория "Затишье".
Спорные объекты с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81, принадлежащие на праве собственности Белаш С.В., учтены, как нежилые здания, с количеством этажей - 1, на земельных участках с целевым использованием - рекреационно-оздоровительные, в связи с чем нельзя сделать однозначный вывод, что данные объекты предназначены для размещения самостоятельных объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В материалы дела представлен технический паспорт от 20 февраля 2004 года на здание - столовая с кинотеатром, по которому назначение и использование указанного объекта определено как: столовая с кинотеатром.
Согласно экспликации к плану строения технического паспорта от 20 февраля 2004 года здания - столовая с кинотеатром, на одном этаже в состав нежилого помещения входят: три моечных, площадью 30.8 кв. м., 9.1 кв. м., 9.1 кв. м.; сушилка, площадью 9.8 кв. м.; кухня, площадью 49.7 кв. м.; четыре коридора, площадью 31.2 кв. м., 23.2 кв. м., 10.5 кв. м., 41.2 кв. м.; пять подсобных, площадью 8.8 кв. м., 22.6 кв. м., 7.7 кв. м., 7.7 кв. м., 4.1 кв. м.; два овощных цеха, площадью 10.1 кв. м., 10.9 кв. м.; две раздевалки, площадью 25.8 кв. м., 46.6 кв. м.; кинотеатр, площадью 372.6 кв. м.; хлеборезка, площадью 9.6 кв. м.; два зала питания, площадью 79.0 кв. м., 87.4 кв. м.; кабинет терапии, площадью 78.1 кв. м.; кабинет 19.4 кв. м. В данном здании имеется подвал, в который входят: три коридора, площадью 2.2 кв. м., 5.2 кв. м., 11.0 кв. м.; пять складских помещения, площадью 19.5 кв. м., 47.0 кв. м.; 13.0 кв. м., 12,1 кв. м., 9.9 кв. м.; восемь подсобных помещения, площадью 2.0 кв. м.; 26.6 кв. м.; 8.4 кв. м.; 5.6 кв. м., 11.0 кв. м.,4.2 кв. м.,4.2 кв. м.,20.1 кв. м.; душ, площадью 1.9 кв. м.; кабинет, площадью 7.2 кв. м.; помещение электрики, площадью 14.4 кв. м.; компрессорная, площадью 12.6 кв. м.; два холодильника, площадью 11.0 кв. м., 12.6 кв. м.
Также, в материалы дела представлен технический паспорт от 14 ноября 2003 года на здание - прачечная. Согласно экспликации к плану технического паспорта объекта - прачечная, на одном этаже в состав нежилого помещения входят: гладильный цех, площадью 50.0 кв. м.; приемка белья, площадью 34.9 кв. м.; коридор, площадью 9.6 кв. м.; санузел, площадью 1.2 кв. м.; три шкафа, площадью 0.4 кв. м., 0.4 кв. м., 0.4 кв. м.; стиральный цех, площадью 47.7 кв. м.
Исходя из наименований нежилых помещений, входящих в состав спорных объектов, согласно техническому паспорту, не усматривается, что все без исключения помещения или помещения площадью всего более 20% от общей площади, принадлежащих административному истцу нежилых зданий, предназначены для размещения объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации здание признается одновременно как административно - деловой центр, так торговый центр (комплекс), если такое здание предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Суд полагает, что названные выше помещения, исходя только лишь из технических паспортов на нежилые здания с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81, не могут быть однозначно отнесены к самостоятельным объектам общественного питания и бытового обслуживания, так как учтены, как нежилые здания, на земельных участках с видом разрешенного использования - для рекреационно-оздоровительных целей, то есть не предполагают размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения и не могут быть признаны безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, для того, чтобы признать столовую с кинотеатром и прачечную в целях размещения офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания более 20 процентов общей площади этих зданий должны включать в себя помещения, предназначенные и (или) фактически используемые для перечисленных целей.
В силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в Перечень.
Доказательств, позволяющих сделать вывод о том, что помещения в зданиях используются для осуществления самостоятельной деловой, административной или коммерческой деятельности, прямо или косвенно не связанной с обеспечением деятельности санатория и не являющейся определенным этапом такой деятельности, что согласовалось бы со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, суду не представлено.
Обследования зданий и помещений в них на предмет их фактического использования до утверждения Перечня, не проводилось.
Как усматривается из представленных документов, в состав санатория "Затишье" кроме спорных объектов - столовая с кинотеатром и прачечная, в состав единого комплекса входят и другие здания: артезианские скважины N 874, N 15201777; корпуса N 1, N 7, спальные корпуса N 8, N 2, N 5, N 1, N 4, N 6, овощехранилище, склад инвентаря, хозяйственный корпус, спортсооружение, минеральная скважина N 1/73, минеральная питьевая скважина N 2/73, гараж, лечебный корпус, подпорное сооружение, артезианская скважина питьевой воды, промтоварный склад, спортивный зал, школа, очистные сооружения.
Все указанные объекты недвижимости, составляющие в комплексе санаторий "Затишье" находятся в собственности Белаш С.В. и переданы ею на основании договора от 28 апреля 2017 года в пользование АО "Брянскагроздравница".
Представитель административного истца в судебном заседании пояснил, что оказание услуг общественного питания и бытового обслуживания является самостоятельными видами деятельности, в то время как здание столовой с кинотеатром и здание прачечной составляют инфраструктуру санатория, функционально неотделимы от лечебно оздоровительных комплексов и не предназначены для использования в качестве самостоятельных источников извлечения прибыли. В столовой и прачечной отсутствуют кассовые аппараты и прейскуранты, помещения используются для обслуживания граждан, проходящих санаторно-курортное лечение.
Свою позицию подтвердил письменными доказательствами, представив Лицензию NЛО-32-01-001422 от 9 октября 2017 года на осуществление медицинской деятельности, а также Государственный контракт N 0127200000217000507_135752 на оказание услуг по организации оздоровления, отдыха и лечения детей в лагере санаторного типа (путевки), расположенном в Брянской области в период оздоровительной кампании 2017 года от 14 апреля 2017 года, Государственный контракт N 0127200000218001852_135752 на оказание услуг по оздоровлению детей в загородном лагере (путевки) от 18 мая 2018 года, калькуляцию стоимости санаторно-курортной путевки в АО "Брянскагроздравница" / оздоровление детей льготной категории Брянской области/ 1 марта 2017 года, калькуляцию стоимости санаторно-курортной путевки в АО "Брянскагроздравница" / оздоровление детей льготной категории Брянской области/ 1 марта 2018 года.
Из представленных документов можно сделать вывод, что деятельность санатория "Затишье" направлена на оказание услуг по организации оздоровления, отдыха и лечения граждан разных возрастов.
Согласно статье 1 Федерального закона от 24 июля 1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", отдых детей и их оздоровление - совокупность мероприятий, направленных на развитие творческого потенциала детей, охрану и укрепление их здоровья, профилактику заболеваний у детей, занятие их физической культурой, спортом и туризмом, формирование у детей навыков здорового образа жизни, соблюдение ими режима питания и жизнедеятельности в благоприятной окружающей среде при выполнении санитарно-гигиенических и санитарно-эпидемиологических требований и требований обеспечения безопасности жизни и здоровья детей.
СанПиН 2.4.4.3155-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы стационарных организаций отдыха и оздоровления детей", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 декабря 2013 года N 73, в качестве обязательных требований к соответствующим учреждениям отдыха и оздоровления детей предусматривают организацию полноценного питания детей, для чего должна быть обустроена столовая (пищеблок), которая располагается в зоне проживания детей, при этом территорию детского оздоровительного лагеря по периметру рекомендуется ограждать забором и полосой зеленых насаждений или другим ограждением естественного происхождения, территория детского оздоровительного лагеря планируется с учетом принципа функционального зонирования, с выделением соответствующих зон в зависимости от их функционального назначения: зона проживания, зона физкультурно-оздоровительных сооружений и зона хозяйственного и технического назначения.
Исходя из указанных нормативно-правовых актов, суд, приходит к выводу, что наличие зданий столовой с кинотеатром и прачечной является необходимым условием осуществления деятельности административного истца по организации отдыха и оздоровления детей.
Поскольку здания столовая с кинотеатром и прачечная входят в состав санатория "Затишье" и обеспечивают выполнение требований по пребыванию людей на лечении или отдыхе, то есть фактическое использование столовой с кинотеатром и прачечной нельзя отнести к оказанию услуг общественного питания и бытового обслуживания в том смысле, который следует из содержания подпункта 2 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Деятельность столовой с кинотеатром и прачечной в качестве объектов общественного питания и бытового обслуживания, самостоятельного значения не имеет, а также в связи с тем, что спорные здания расположены на земельных участках, вид разрешенного использования которых не предусматривает размещение объектов общественного питания и бытового обслуживания, то есть здания не соответствуют критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что оспариваемые объекты входят в инфраструктуру санатория "Затишье", вход на территорию которого ограничен. Согласно выписки из штатного расписания за 1 января 2017 год в штат сотрудников санатория входят один старший сторож и 19 сторожей, которые осуществляют внутриобъектовый и пропускной режимы на территории санатория. Кроме того, вся территория санатория огорожена сплошным забором, что подтверждается представленными фото таблицами.
Таким образом, доказательств того, что на момент включения в Перечень спорных объектов 20 и более процентов от общей площади нежилого зданий с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81 предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, а также фактически используется в этих целях, судом не добыто и административным ответчиком не представлено.
Включение спорных объектов недвижимости в Перечень не основано на сведениях кадастровых паспортов объектов недвижимости, документах технического учета (инвентаризации) о их назначении и сведениях о фактическом использовании объектов.
Суд полагает, что объекты недвижимости - нежилые здания с кадастровыми номерами 32:13:0450206:54 и 32:13:0450206:81, расположенные по адресу: Брянская область, Клинцовский район, поселок Затишье, улица Курортная, строения 9Е и 10В, необоснованно включены в утвержденный оспариваемым нормативным правовым актом Перечень для исчисления налога на имущество на 2018 год, поскольку данные объекты не отвечают признакам, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку при указанных обстоятельствах оснований для включения указанных нежилых зданий в оспариваемый Перечень объектов недвижимого имущества, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации не имелось, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований Белаш С.В.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
Административное исковое заявление Белаш Светланы Викторовны об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1330 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 23 августа 2018 года N 1079) удовлетворить.
Признать недействующими 1 января 2018 года пункты 221 и 222 Перечня, утвержденного приказом Управления имущественных отношений от 27 ноября 2017 года N 1330 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" (в редакции приказа от 23 августа 2018 года N 1079).
Настоящее решение в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу подлежит направлению в управление Федеральной налоговой службы по Брянской области, а также размещению на официальном сайте управления имущественных отношений Брянской области в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Брянский областной суд.
Судья |
Е.В. Стоян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Брянского областного суда от 3 апреля 2019 г. N 3а-408/2019 по административному исковому заявлению Белаш Светланы Викторовны об оспаривании отдельных положений приказа управления имущественных отношений Брянской области от 27 ноября 2017 года N 1330 "Об определении перечня объектов недвижимого имущества, расположенных на территории Клинцовского района Брянской области, в отношении которых в 2018 году налоговая база определяется как их кадастровая стоимость"
Текст решения опубликован не был