Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
администрации города
от 11.02.2021 N 7-СОЦ
Концепция развития
дополнительного образования в системе образования в городе Красноярске
Дополнительное образование детей в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени.
Государственная политика относительно дополнительного образования реализуется в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов, предоставляющих образовательные услуги в интересах детей, семей и образовательных организаций.
Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности.
В отличие от задачи, решаемой в общем образовании по обеспечению доступности качественного образования и по повышению качества общего массового образования, дополнительное образование предоставляет пространство возможностей для каждого в персонально проектируемом развитии личности. Дополнительное образование играет роль интегратора, обеспечивающего вхождение в социум как в мир человеческой деятельности с пониманием и освоением общих ценностей, норм, культурных образцов в контексте позитивной социализации.
Развитие общественных и экономических отношений, изменения технологического уклада, трансформация запросов семей и детей формируют новые вызовы, стимулируя использование конкурентных преимуществ отечественной системы дополнительного образования детей и поиск новых подходов и средств. В настоящее время наблюдается растущий спрос на образовательные услуги, что порождает различные инициативы различных ведомств и сфер в привлекательных предложениях от музеев и библиотек, в создаваемых парках и музеях науки, кванториумах, студиях робототехники, 3-d моделирования и прототипирования и т.п. Возрастает активность подростков и молодежи в использовании образовательных ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, в связи с чем расширяется применение новых образовательных форм (сетевое электронное обучение) и технологий (компьютерных, визуальных, сетевых). Развивается рынок услуг и сервисов информального образования (образовательные онлайн-ресурсы, виртуальные читальные залы, мобильные приложения и др.).
Стратегическая задача заключается в том, что город Красноярск, как столица Ангаро-Енисейского макрорегиона, должен стать генератором новых модельных образцов и механизмов образовательных технологий и образовательной политики Енисейской Сибири, удерживая многообразие и вариативность, поддерживая и распространяя лучшие образовательные практики.
В рамках реализации стратегической задачи выделяются следующие "ключевые фокусы", которые неразрывно связаны с образовательной политикой г.Красноярска:
развитие человеческого потенциала;
культурная политика;
инновационная политика;
политика безопасности жизнедеятельности;
финансово-бюджетная политика.
К дополнительным задачам дополнительного образования относятся:
обеспечение доступности;
расширение спектра дополнительных образовательных программ;
развитие кадрового потенциала системы дополнительного образования детей;
модернизация инфраструктуры;
развитие системы управления качеством реализации дополнительного образования;
внедрение негосударственного сектора в оказании услуг дополнительного образования, а также механизмов государственно-частного партнерства.
Дополнительное образование принципиально расширяет возможности обучающегося, предлагая большую свободу выбора для целеполагания в стратегии индивидуального развития, предполагая свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков.
Вариативность содержания и форм организации дополнительного образования позволяет обеспечить многообразие видов деятельности с соответствующим содержанием с возможностью свободного выбора для личностного развития человека на основании его потребностей, склонностей и интереса. Таким образом, создаются условия, побуждающие к познанию, творчеству, труду, мотивирующие на самоактуализацию и самореализацию личности. В дополнительном образовании познавательная активность обучающегося выходит за рамки собственно образовательной среды в сферу самых разнообразных социальных практик, благодаря чему осознается смысл непрерывного процесса саморазвития и самосовершенствования человека как субъекта культуры и деятельности.
Дополнительное образование предполагает:
участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
вариативный характер оценки образовательных результатов;
тесную связь с практикой, ориентацию на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию, возможность на практике применить полученные знания и навыки;
разновозрастный характер объединений;
возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Важной отличительной чертой системы дополнительного образования детей является открытость, которая проявляется:
в нацеленности на взаимодействие с социально-профессиональными и культурно-досуговыми общностями взрослых и сверстников, занимающихся тем же или близким видом деятельности;
в возможности включать в образовательный процесс актуальные явления социокультурной реальности, опыт их проживания и рефлексии;
в создании благоприятных условий для генерирования и реализации детских и подростковых общественных инициатив и проектов, в том числе направленных на развитие волонтерского движения и социального предпринимательства.
Политика развития человеческого потенциала понимается как повышение стартовых возможностей и жизненных шансов людей, проживающих в городе Красноярске. Политика развития человеческого потенциала является одним из наиболее самых очевидных способов прописать место города на российской и международной карте городов-лидеров.
Таким образом, задача развития человеческого потенциала - это задача формирования современной человеческой инфраструктуры, инновационных проектов и стратегий территориального развития.
Сфера дополнительного образования должна учитывать данный фактор, он напрямую влияет на государственный заказ в сфере образования, а это ведет к следующим изменениям и трендам:
экономическая переорганизация территорий приводит к миграциям, прежде всего это касается молодого поколения, которое должно быть мобильным, должно уметь менять место жительства, при необходимости следовать за рынками занятости;
изменение и развитие экономических профилей территорий требуют специалистов нового поколения, способных реализовывать современные технологии;
появились новые практики в связи с переходом страны в постиндустриальное измерение;
большая часть молодого поколения уже мечтает как о гуманитарном образовании, так и о технологическом одновременно (в отличие от молодого поколения тоталитарно-индустриальной страны).
Дополнительное образование детей является важным фактором возможностей для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. Оно выполняет функции "социального лифта" для значительной части детей, которая не получает необходимого объема или качества образовательных ресурсов в семье и общеобразовательных организациях, таким образом компенсируя их недостатки, или предоставляет альтернативные возможности для образовательных и социальных достижений детей, в том числе таких категорий, как дети с ограниченными возможностями здоровья, дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Подводя промежуточный итог, можно выделить специфические городские черты, существенные для концепции дополнительного образования г.Красноярска:
территориально-транспортные сети;
стратегии развития региона и города;
образовательная миграционная мобильность;
развитие новых отраслей экономики и возникновение гуманитарно-технологических кластеров (наука, искусство и т.д.);
социально-политическое позиционирование города.
Таким образом, развитием сферы дополнительного образования является ее направленность на поддержание позитивной специфики и процессов городского развития на уровне формирования условий развития человеческого потенциала.
Развитие дополнительного образования в г.Красноярске неразрывно связано с реализацией следующих документов: Стратегия социально-экономического развития города Красноярска до 2030 и Красноярский стандарт качества образования.
Согласно этим двум документам муниципальная система образования является ключевым ресурсом для реализации всех положений, связанных с развитием города Красноярска по "столичному" сценарию посредством формирования компетенций горожанина будущего. Центральным вектором в рамках реализации этих документов в области образования является "Город высокообразованных людей", в котором создана развитая система образования всех уровней, обеспечивающая высокий уровень человеческого капитала; существует большое количество учреждений культуры, искусства, креативная индустрия для развития человека.
Эти характеристики горожанина отражают базовые результаты целенаправленной деятельности образовательных организаций г.Красноярска, которые задаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и проявляются в социально значимой практике, в общественной жизни города.
Муниципальная система дополнительного образования расширяет возможности по реализации федеральных государственных стандартов образования, которые обеспечиваются общеобразовательными организациями, с одной стороны, а с другой стороны обуславливает актуализацию интересов детей на более качественное освоение общеобразовательных программ, предоставляя вместе с этим возможность гармоничного и разностороннего развития.
В муниципальной системе образования города Красноярска функционируют 18 учреждений дополнительного образования детей. Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в муниципальных учреждениях дополнительного образования, в общей численности детей данной возрастной группы составила по итогам 2019 года 26,1%, что на 3,6% выше от планового показателя.
Доля детей в возрасте 5-18 лет, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности, в общей численности детей данной возрастной группы составила 76,5%, что на 4,5% больше от планового показателя 2019 года.
На базе общеобразовательных учреждений действует 71 структурное подразделение, реализуется более 2 000 программ дополнительного образования по 6 направлениям: технической, естественно-научной, физкультурно-спортивной, художественной, туристско-краеведческой, социально-педагогической в секциях и кружках, физкультурно-спортивных клубах с охватом около 50 тыс. детей.
Охват детей по состоянию на 01.12.2019 в соответствии с направленностями:
техническая - 5 673 человека;
естественно-научная - 1 739 человек;
физкультурно-спортивная - 2 970 человек;
художественная - 12 139 человек;
туристско-краеведческая - 234 человека;
социально-педагогическая - 8 400 человек.
Содержание дополнительных общеобразовательных программ, в основном, ориентировано:
на создание необходимых условий для личностного развития, позитивной социализации и профессионального самоопределения;
на удовлетворение индивидуальных потребностей в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном развитии, а также в занятиях физической культурой и спортом, научно-техническим творчеством;
на формирование и развитие творческих способностей, выявление, развитие и поддержку талантливых учащихся;
на обеспечение духовно-нравственного, гражданского, патриотического, трудового воспитания учащихся.
Дополнительные общеобразовательные программы по каждому направлению разрабатываются и реализуются для решения задач с тремя предназначениями:
1) общеразвивающее для выявления склонностей и задатков при ознакомлении с важными для становления личности областями деятельности человека, для определения степени достижения необходимого уровня развития в соответствии с возрастом, предоставляя полный спектр аспектов развития и возможность коррекции в том или ином западающем аспекте;
2) продвигающее в максимальном раскрытии выявленных склонностей и задатков по определенному направлению с доминирующим аспектом развития;
3) предпрофессиональное с пробами в основных сферах деятельности человека для осознания уровня владения сформированными способностями и имеющимися навыками при самоопределении в той или иной профессиональной деятельности.
Таким образом, согласно предназначениям задаются уровни освоения программ, но это не предполагает "возрастную обязательность", так как их выбор и освоение определяют проявляемые склонности и задатки.
В рамках реализации возможных сценариев развития городской системы дополнительного образования детей выделяются следующие ценностные основания, положенные в основу муниципальной системы дополнительного образования:
качество образования как основа жизненного успеха;
каждый человек незаменим для полноценного образовательного процесса;
здоровье каждого для здорового поколения;
семейные отношения как основа общественного уклада;
непрерывное образование в течение жизни как условие готовности к изменениям;
социальное партнерство и сотрудничество в решении сложных жизненных задач;
будущее строится в осознании желаемого и возможного.
Это позволяет говорить о следующих сценариях развития системы дополнительного образования:
Сценарий 1 "Мотивационный": городской центр проводит серию мероприятий по повышению квалификации сотрудников учреждений дополнительного образования в общем направлении развития современного образования (проектный подход, компетентностный подход).
Сценарий 2 "Экстенсивный": в лучшие муниципальные учреждения дополнительного образования, определенные по общим критериям, вкладываются дополнительные муниципальные ресурсы на реализацию их целей, увеличение охвата целевой аудитории, повышение качеств и доступности образовательных услуг.
Сценарий 3 "Оптимизационный": городской центр определяет приоритетные направления деятельности муниципальных учреждений дополнительного образования и определяет их перепрофилирование.
Сценарий 4 "Модернизационный": в городском центре создается модель, совмещающая сеть муниципальных учреждений дополнительного образования и сеть покрывающих региональных образовательных программ. Муниципальные учреждения становятся элементами региональной сети, обеспечивающих реализацию программ.
Сценарий 5 "Инновационный": городской центр определяет приоритеты модульных образовательных программ. Эти программы реализуются инфраструктурой, не зависящей от системы учреждений дополнительного образования. Муниципальные учреждения могут сохранять свою независимость либо включаться в эти программы как исполнители определенных заказов. Таким образом, создаем систему открытого образования для желающих детей и родителей, тем самым запуская процессы самоопределения по отношению к сфере образования.
В каждом сценарии заложены индивидуальные (уникальные) принципы, определяющие развитие муниципальной системы дополнительного образования, но при этом есть базовые, которые являются основными векторами для дополнительного образования:
принцип доступности качественного образования (учет территориальных особенностей; построение образовательного процесса с опорой на выявляемый уровень развития и здоровья при определении зоны ближайшего развития каждого);
принцип индивидуализации образовательного процесса (ориентир на особенности развития как основание для организуемой образовательной деятельности и определения прогрессивного результата, подбор маршрута и способов освоения обязательного содержания образования, самостоятельность в образовательной деятельности);
принцип диверсификации в организации образовательного пространства (предоставление возможности выбора образовательной организации и образовательных услуг, многообразие и разнообразие вариантов образовательных программ и форм организации образовательного процесса, модульное и уровневое структурирование содержания образования);
принцип сотрудничества и взаимопомощи в образовательной деятельности и социальном партнерстве (выстраивание сетевых взаимодействий и паритетных отношений в решении проблем и задач общего образования с организациями разной ведомственной принадлежности);
принцип опережающего развития (формирование желаемого образа будущего с программными представлениями его построения, организация и поддержание рефлексивно-аналитических процессов с проектированием предстоящей деятельности).
Основные проекты дополнительного образования:
решение проблемно-деятельностных технологических задач (в том числе в режиме профессиональных проб на предприятиях города);
организация навигации в цифровых образовательных ресурсах (в том числе тренингов такой навигации);
программы социализации учеников из неблагополучных районов, в том числе за счет общих проектов с "благополучными" сверстниками;
изучение возможностей города и самоопределение к ним (в режиме практико-ориентированных уроков, квестов, работы школьных научных обществ учащихся и т.д.);
знакомство с "рекордными" современными профессиональными задачами, в том числе в режиме интенсивных школ, экскурсий, стажировок, цифровых тренажеров;
конкурсы инновационных проектов учеников (в том числе в режиме "стартапов").
Система дополнительного образования должна стать площадкой по формированию "дополненной личности" в условиях развивающейся культурно-деятельностной инициативной среды, что будет отслеживаться в рамках специально организуемого мониторинга. В качестве интегрального показателя будет рассматриваться уровень проявления учащимся культурно-деятельностной позиции, параметрами которой являются:
константность - способность к схематизации в современном социальном цифровом контексте содержания собственной деятельности;
синергетичность - способность к разновозрастной кооперации в собственной деятельности;
самобытность - способность к осуществлению инициативных ответственных действий по изменению норм собственной деятельности.
Развитие дополнительного образования детей и эффективное использование его потенциала предполагает выстраивание государством ответственной политики в этой сфере посредством принятия современных, научно обоснованных решений как в области содержания и технологий, так и в части разработки управленческих и экономических моделей.
Востребованы следующие инновационные инструменты государственного регулирования и управления развитием дополнительного образования детей, сохраняющие фундаментальную для него свободу и неформализованность, основывающиеся на принципах общественно-государственного партнерства в целях мотивирования, вовлечения и поддержки всех субъектов сферы образования (детей, семей и организаций):
интенсивные модульные образовательные программы;
программы летнего развивающего отдыха;
компетентностные чемпионаты;
предметно-практические лаборатории и полигоны;
элективные предметные и метапредметные курсы;
дистанционные курсы;
учебные командные проекты;
развивающие и формирующие пространства;
проблемные и деятельностные клубы;
социальные тренинг-программы индивидуальной поддержки.
Развитие системы управления качеством реализации дополнительных общеобразовательных программ предполагает и наличие развитых институционально-организационных единиц:
институционализированное экспертное сообщество, определяющее приоритеты для образовательных программ в соответствии с ситуацией г.Красноярска и отрасли в нем;
система открытых конкурсов, в которых определяются программы, получающие финансирование и организационную поддержку;
менеджерский центр, осуществляющий координацию и консолидацию материальных, финансовых, кадровых и прочих ресурсов для осуществления образовательных программ;
тьюторский центр, обеспечивающий сопровождение образовательных программ;
специалисты по работе с индивидуальными образовательными траекториями учеников;
краткосрочные кадровые школы, обеспечивающие подготовку кадров (как действующих, так и кадрового резерва) к работе в ситуации открытого и деятельностного образования.
Развитие этих единиц позволяет дополнительному образованию быть стратегическим фактором повышения социальной стабильности и справедливости в обществе посредством создания условий для успешности каждого ребенка независимо от места жительства и социально-экономического статуса семей. На сегодняшний день дополнительное образование детей может стать средством формирования мировоззрения, ценностей, гражданской идентичности подрастающего поколения, адаптивности к темпам социальных и технологических перемен.
Для реализации поставленных задач необходимо предусмотреть качественное годовое планирование, включающее в себя следующие элементы и мероприятия:
образовательные модули программных направлений;
годовую научно-практическую конференцию;
годовой семинар по проектированию содержания образования и организационных механизмов в системе дополнительного образования;
открытый конкурс летних образовательных программ;
систему совещаний-семинаров по развитию образовательных систем;
систему семинаров по дальнейшей разработке и организации проектов;
систему модулей по повышению квалификации педагогов и менеджеров сферы образования;
выпуск научно-практического издания, демонстрирующего позитивный опыт реализации проектов.
Расширение спектра дополнительных общеобразовательных программ предполагает: ресурсную и нормативную поддержку обновления содержания дополнительных общеобразовательных программ, их методического сопровождения и повышения квалификации педагогов; разработку и реализацию модели разноуровневых дополнительных предпрофессиональных программ; разработку и внедрение адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов с учетом их особых образовательных потребностей; увеличение предложения, нормативную регламентацию, методическую и кадровую поддержку программ дополнительного образования, реализуемых в каникулярный период; внедрение инструментов стимулирования расширения спектра программ дополнительного образования, выявления и распространения лучших практик (гранты, конкурсы, стажировочные площадки).
В этой связи программный подход в формировании "Навигатора дополнительного образования" (далее - Навигатор) на территории Красноярского края предполагает внедрение на территории Красноярского края Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей, утвержденной приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 N 467 "Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей".
Предусмотренная Целевой моделью организационно-финансовая структура региональной системы дополнительного образования детей включает персонифицированный учет детей, охваченных дополнительным образованием, персонифицированное финансирование дополнительного образования детей.
Целевая модель призвана предоставить детям в возрасте от 5 до 18 лет возможность получать качественное и соответствующее ожиданиям детей и их семей дополнительное образование без ограничения выбора организации, индивидуального предпринимателя, реализующих соответствующую дополнительную общеобразовательную программу.
Навигатор - общедоступный информационный портал с региональным и муниципальными сегментами, позволяющий семьям выбирать дополнительные общеобразовательные программы, соответствующие запросам, уровню подготовки и способностям детей с различными образовательными потребностями, возможностями.
Программный подход устанавливает образовательную программу ядром региональной системы дополнительного образования.
Новые организационно-управленческие единицы (межведомственный совет; муниципальный опорный центр дополнительного образования детей города Красноярска) призваны усилить менеджмент системы программы дополнительного образования и оптимизировать процесс координации их многообразия.
Система персонифицированного финансирования направлена на персонализацию и навигацию выбора, является инструментом менеджмента программ со стороны благополучателя и инструментом входа негосударственных организаций.
Развитие наставничества - включение в систему дополнительного образования высококвалифицированных специалистов из реальных сфер деятельности.
Сетевое взаимодействие - комплекс инструментов, направленный на формирование и реализацию образовательных программ в сетевой форме.
Развитие профессионального мастерства - совершенствование квалификации педагогов, основанное на современных педагогических трендах и применении новых инструментов в образовательных программах.
Модели доступности направлены на уравнивание доступности дополнительного образования для различных категорий детей и семей.
Инвентаризация ресурсов - инструмент повышения доступности и эффективности материально-технической и инфраструктурной базы в целях, устанавливаемых программами дополнительного образования.
Реализация концепции будет осуществляться в 2 этапа: I этап - 2021-2024 годы и II этап - 2025-2030 годы.
На I этапе планируется разработка механизмов (управления, финансирования, информационного, научно-методического обеспечения) реализации концепции. Действенность и эффективность разработанных механизмов покажут результаты, достигнутые по показателям федерального проекта "Успех каждого ребенка".
К 2030 году реализация концепции обеспечит следующие результаты:
дополнительными общеобразовательными программами охвачено не менее 80% детей в возрасте от 5 до 18 лет;
сформирован образ "дополненной личности" в условиях развивающейся культурно-деятельностной инициативной среды;
сформирована мотивация и обеспечены возможности выбора детьми дополнительных общеобразовательных программ на основе собственных интересов и увлечений из широкого спектра предложений со стороны организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей;
созданы условия и сформированы компетенции для использования детьми и молодежью ресурсов неформального и информального образования в целях саморазвития, профессионального самоопределения и продуктивного досуга;
сформированы механизмы финансовой поддержки прав всех категорий детей на участие в дополнительном образовании;
семьям с детьми предоставлен доступ к полной объективной информации о конкретных организациях и дополнительных общеобразовательных программах, обеспечена консультационная поддержка в выборе программ и планировании индивидуальных образовательных траекторий;
сформированы эффективные механизмы государственно-общественного межведомственного управления дополнительным образованием детей;
реализуются модели адресной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации, одаренными детьми;
обеспечено высокое качество и обновляемость дополнительных общеобразовательных программ за счет создания конкурентной среды, привлечения квалифицированных кадров, сочетания инструментов государственного контроля, независимой оценки качества и саморегулирования;
действуют эффективные механизмы стимулирования и поддержки непрерывного профессионального развития педагогических и управленческих кадров;
создана комплексная инфраструктура современного детства, удовлетворяющая общественным потребностям в воспитании, образовании, физическом развитии и оздоровлении детей;
сокращение асоциальных проявлений среди несовершеннолетних, снижение правонарушений в подростковой среде;
рост физической подготовленности детей и снижение заболеваемости детей и молодежи, формирование мотивации к здоровому образу жизни; увеличение числа детей, регулярно занимающихся спортом и готовых продолжить свое обучение в спортивных школах и профессиональных образовательных организациях в области физической культуры и спорта;
осознание возможности жизненной самореализации и успешности в пространстве города Красноярска на основе сформированных личностных качеств и социально значимых компетенций;
созданы благоприятные условия для деятельности организаций негосударственного сектора, государственно-частного партнерства, инновационной активности, научно-производственной кооперации в сфере разработки развивающих предметно-пространственных сред и продукции для оснащения образовательных программ;
сфера дополнительного образования детей является привлекательной для инвестиций и предпринимательской инициативы.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение администрации г.Красноярска от 11 февраля 2021 г. N 7-СОЦ "Об утверждении концепции развития дополнительного... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.