Федеральной налоговой службой в целях выработки единообразных подходов при формировании доказательственной базы в рамках мероприятий налогового контроля по вопросам налогообложения расходов по оплате услуг, оказываемых в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми организациями (далее - внутригрупповые услуги), направлено письмо от 06.08.2020 N ШЮ-4-13/12599@, в котором, среди прочего, указано, что налоговому органу также необходимо убедиться, что заявленные налогоплательщиком расходы не являются компенсацией затрат на акционерную деятельность. С учетом вопросов, возникающих в ходе рассмотрения материалов налоговых проверок в части подходов к определению акционерной деятельности и квалификации выплат, осуществляемых в качестве компенсации расходов на такую деятельность, ФНС России сообщает следующее.
Как уже отмечалось ранее, при оценке экономической обоснованности расходов, понесенных на основании внутригрупповых договоров на оказание услуг, а также признания доходов от такой деятельности, налоговому органу следует разграничивать такие услуги и понятие "акционерная деятельность". При этом сам по себе факт оказания услуги со стороны акционера (участника) налогоплательщика не свидетельствует об акционерном характере такой деятельности.
Акционерная деятельность обусловлена потребностью владельцев международной группы компаний (далее - МГК) контролировать свои инвестиции в дочерние компании, обеспечивать выполнение МГК ее целей (включая максимизацию дохода МГК от ее деятельности и снижение рисков), в том числе путем осуществления стратегического управления и планирования. В ходе мероприятий налогового контроля налоговые органы могут сталкиваться как с ситуацией, при которой налогоплательщик компенсирует иностранной организации, входящей с ним в одну МГК, ее расходы на акционерную детальность, так и с ситуацией, когда российские организации, являясь акционерами одной или нескольких компаний, несут акционерные расходы.
Следует иметь в виду, что часть преимуществ и выгод, которые получают участники МГК, являются сопутствующим результатом, свойственным синергетическому эффекту от деятельности МГК, и в этом случае услугой не является. Оценить, является ли то или иное преимущество (выгода) сопутствующим или результатом осознанных скоординированных действий участников МГК, можно в случаях, когда такое преимущество очевидно и определимо, и может быть продемонстрировано налогоплательщиком. Оценка этого эффекта может потребовать глубокого экономического анализа. Аналогичный подход закреплен в Руководствах ОЭСР 1 и ООН 2 по трансфертному ценообразованию.
На практике МГК может состоять из нескольких подгрупп (далее, именуемые также операционные сегменты или бизнес-сегменты и, если не установлено иного, входящие в понятие МГК). Акционерная деятельность может осуществляться головной холдинговой организацией или любой иной компанией, входящей в МГК, если такая деятельность была должным образом санкционирована головной холдинговой компанией, о чем будут свидетельствовать соответствующие установочные корпоративные документы.
Исходя из правоприменительной практики акционерная деятельность имеет следующие основные характеристики:
- такая деятельность осуществляется исходя из потребностей самих акционеров, а не отдельных участников МГК;
- экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне МГК в целом, а не на уровне отдельных компаний МГК (аналогичным образом в отношении акционерной деятельности для операционного сегмента или бизнес-сегмента экономическая выгода от такой деятельности прослеживается на уровне сегмента в целом);
- участники МГК не привлекли бы третьих независимых лиц для оказания такого рода услуг на возмездной основе и не осуществляли бы такую деятельность самостоятельно.
К акционерной деятельности по стратегическому управлению МГК могут быть отнесены, в частности, следующие функции:
1. Разработка стратегии развития МГК в целом либо по отдельным сегментам и (или) регионам.
2. Проведение рыночных исследований, включая изучение конъюнктуры и особенностей рынков, на которых МГК планирует осуществлять финансово-хозяйственную деятельность, при условии, что такие исследования не имеют взаимосвязи с уже реализуемыми на рынке проектами. Например, если МГК уже осуществляет проект по реализации своей дочерней компанией потребительских товаров на рынке, то рыночные (маркетинговые) исследования в этой области относятся к расходам локальной операционной компании. В то же время, если рыночные (маркетинговые) исследования направлены на анализ возможности построить новую линию бизнеса по производству и продаже товаров в конкретной юрисдикции, такое исследование относимо к акционерной детальности. Аналогичным образом это относится к исследованиям, касающимся отдельных продуктов, не выведенных на рынок.
3. Оценка целесообразности и затрат при реализации инвестиционных проектов, в том числе приобретения акций (долей) независимых организаций, исследование инвестиционных условий, перспективных участков недр (до момента приобретения лицензии/заключения договора на геологоразведочные работы) по новым направлениям деятельности МГК либо новым регионам.
К акционерной деятельности по планированию и контролю бизнеса МГК могут быть отнесены, в частности, следующие функции:
1. Стратегическое планирование и бюджетирование;
2. Подготовка консолидированной финансовой и управленческой отчетности;
3. Анализ эффективности инвестиций во входящие в МГК компании;
4. Контроль финансово-хозяйственной деятельности МГК, в том числе посредством проведения внутреннего аудита и внутреннего контроля в интересах головной холдинговой организации и (или) акционеров МГК, контроль соответствия всех форм отчетности установленным акционером (участником) требованиям, обеспечение соблюдения применимых требований законодательства государства постоянного местонахождения акционера (участника) и внутренних регулирующих документов МГК, а также контроль за соблюдением участниками МГК требований российской или иностранной фондовой биржи;
5. Организация финансирования МГК в части взаимодействия с финансовыми институтами от имени МГК, получения рейтингов, осуществления мероприятий по снижению стоимости финансирования для МГК, эффективного использования свободных денежных средств в рамках МГК, обеспечения финансовой безопасности МГК. При этом, для финансовых (банковских, страховых и инвестиционно-банковских) групп участие акционера в данных функциях должно анализироваться с учетом основного вида деятельности МГК;
6. Разработка стандартов, методик, политик и (или) иных внутренних нормативных актов, действие которых распространяется на МГК, за исключением стандартов, методик, политик и (или) иных внутренних нормативных актов, которые являются целенаправленными измеримыми разработками, направленными на развитие предпринимательской деятельности и прибыльность отдельных компаний МГК;
7. Внедрение и контроль исполнения таких стандартов, методик, политик и (или) иных внутренних нормативных актов, в том числе согласование решений участников МГК в целях установления единых принципов осуществления деятельности в МГК, обеспечения предсказуемости и долгосрочности доходов, а также управления рисками в МГК;
8. Согласование существенных решений и сделок, в том числе инвестиционных программ, не относящихся к текущей деятельности участников МГК.
Таким образом, в рамках осуществления акционерной деятельности не происходит оказания услуг. Расходы, связанные с акционерной деятельностью, может нести компания МГК, которая является акционером по отношению к одной или нескольким компаниям группы, либо отдельная компания специального назначения, должным образом уполномоченная на это указанной выше компанией-акционером.
В тех случаях, когда расходы (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса Российской Федерации, далее - Кодекс) на акционерную деятельность несет российская организация по отношению к организациям, в которых она имеет прямое или косвенное участие, такие расходы не могут быть признаны экономически необоснованными лишь на основании направленности на получение дохода МГК в целом. Такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли акционера (участника) при условии их надлежащего документального подтверждения в соответствии с положениями статьи 252 Кодекса.
Одновременно, российские организации не должны компенсировать затраты на акционерную деятельность иностранных организаций. При этом в случае, если в рамках налоговой проверки налоговый орган придет к выводу, что платежи российского налогоплательщика за услуги в адрес иностранной организации, входящей с ним в одну МГК, являются компенсацией расходов, понесенных иностранной организацией в рамках акционерной деятельности, помимо исключения из состава расходов по налогу на прибыль российского налогоплательщика затрат на такие услуги следует также рассмотреть вопрос о квалификации выплат в части налогообложения доходов иностранной организации с применением соответствующих положений статей 309, 310 Кодекса.
Государственный советник |
Ю.В. Шепелева |
------------------------------
1 https://www.oecd.org/tax/transfer-pricing/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-20769717.htm
2 https://www.un.org/development/desa/financing/sites/www.un.org.development.desa.financing/files/2020-03/UN_Manual_TransferPricing.pdf
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Расходы по оплате услуг, оказываемых в адрес российских организаций иностранными взаимозависимыми компаниями (внутригрупповые услуги), не должны представлять собой компенсацию затрат на акционерную деятельность.
ФНС разъяснила, когда факт оказания услуги свидетельствует об акционерном характере деятельности, а когда - нет.
Письмо Федеральной налоговой службы от 12 февраля 2021 г. N ШЮ-4-13/1749@ "Об отдельных вопросах налогообложения внутригрупповых услуг (акционерная деятельность)"
Текст письма опубликован не был