Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к изменениям,
вносимым в государственную программу
Амурской области "Развитие транспортной
системы Амурской области"
2. Характеристика сферы реализации государственной программы
Транспорт как инфраструктурная отрасль обеспечивает базовые условия жизнедеятельности и развития государства и общества.
В последние годы значительно возросла системообразующая роль транспорта и повысилась взаимосвязь задач его развития с приоритетами социально-экономических преобразований Амурской области.
Географическое положение Амурской области уникально и в высочайшей мере способствует развитию мощного транспортного комплекса. Территория Амурской области, расположенная в Дальневосточном федеральном округе, имеет площадь 361,9 тыс. кв. км. Амурская область включает в себя 14 муниципальных районов, 6 муниципальных и 7 городских округов, одно закрытое административно-территориальное образование и поселок городского типа. Соседними с областью субъектами Российской Федерации являются богатейшие в ресурсном отношении Республика Саха (Якутия), Еврейская автономная область. По территории Амурской области протекают крупнейшие в Азии реки Амур и Зея.
Амурская область является транспортным транзитным центром Дальнего Востока и всей Российской Федерации, ее роль возрастает из-за увеличения межрегионального грузооборота и в результате развития экспортно-импортных связей российских территорий со странами Азиатско-Тихоокеанского региона.
Транспортный комплекс занимает видное место в структуре валового регионального продукта Амурской области, его доля колеблется в последние годы в пределах 20%. Таким образом, эффективное функционирование транспортной системы Амурской области имеет не только высокое региональное, но и государственное значение.
Транспортная система обеспечивает единство экономического пространства Амурской области и по типу взаимосвязи с различными секторами экономики имеет особое значение. Через региональную территорию проходит Транссибирская магистраль, выходя через территорию Хабаровского края к морским портам Приамурья - Восточный, Находка, Владивосток. Кроме того, здесь действует участок Дальневосточной железной дороги (БАМ), выходящий на порты Ванино и Советская Гавань в Хабаровском крае.
На конец 2012 года транспортная сеть Амурской области включала 3,0 тыс. км железнодорожных, 2,6 тыс. км внутренних водных путей, 16,7 тыс. км автомобильных дорог общего пользования.
Сдано в эксплуатацию по завершении строительства и реконструкции 27,1 км автодорог и 37,4 пог. м мостов.
Также по сравнению с 2012 годом наблюдался рост грузооборота (на 6,4%). На долю железнодорожного транспорта в общем объеме выполнения грузооборота приходилось 99,5%. Грузовым автотранспортом предприятий всех видов экономической деятельности и предпринимателями, занимающимися грузовыми коммерческими автоперевозками, перевезено грузов на 26,6% больше, чем в 2011 году.
Перевозка грузов автомобильным транспортом занимает 16,1% от общего количества перевезенных грузов в Дальневосточном федеральном округе.
Объем перевозок грузов внутренним водным транспортом за навигацию 2012 года составил 1158,1 тыс. тонн (рост - 4,2%).
Объемы обработанных аэропортом грузов и почты за 2012 год составили 2,55 тыс. тонн, что соответствует росту на 28,2% по сравнению с объемами грузовых авиаперевозок за 2011 год.
Перевозки пассажиров в транспорте общего пользования в 2012 году составили 73525,3 тыс. человек, что меньше показателя 2011 года на 2,2%. Пассажирооборот уменьшился на 5,9%.
Автобусами предприятий автомобильного транспорта и привлеченным транспортом предпринимателей на маршруты общего пользования в январе - декабре 2012 года перевезено 65717,8 тыс. человек. Пассажирооборот за этот период составил 421,6 млн. пасс./км, что на 4,6% меньше января - декабря 2011 года.
Амурская область в общем объеме перевезенных пассажиров автобусами общего пользования в Дальневосточном федеральном округе занимает четвертое место, ее доля составляет 13,2%.
Услугами железнодорожного транспорта воспользовались 2799,0 тыс. человек, что меньше 2011 года на 7,0%.
Предприятиями внутреннего водного транспорта в январе - декабре 2012 года перевезено 644,1 тыс. человек, что также меньше на 9,4%.
За 2012 год по социально значимым маршрутам на местных воздушных линиях авиаперевозчиком перевезено 8966 пассажиров. Увеличились перевозки пассажиров по сравнению с 2011 годом на 22% на маршруте Благовещенск - Свободный - Февральск - Экимчан - Благовещенск, на 0,6% - на маршруте Благовещенск - Свободный - Октябрьский - Зея - Благовещенск.
Услугами аэропорта Благовещенск в 2012 ходу воспользовались в общей сложности 241,3 тыс. пассажиров, что на 29% больше, чем в 2011 году.
Наибольший прирост пассажиропотока наблюдался на международных воздушных линиях, на которых обслужено 26,6 тыс. пассажиров, что превышает показатели 2011 года в 3,4 раза.
Таким образом, увеличение перевозок пассажиров в 2012 году произошло только на воздушном транспорте.
Учитывая указанные тенденции в работе отдельных видов транспорта, следует отметить, что транспортная система не в полной мере отвечает существующим потребностям и перспективам развития Амурской области.
В результате проведенного SWOT-анализа текущего состояния транспортного комплекса Амурской области выявлены как благоприятные, так и неблагоприятные факторы, которые способны повлиять на стратегию развития транспортной системы Амурской области.
Таблица
SWOT-анализ текущего состояния транспортной системы Амурской области
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Выгодное географическое положение, позволяющее получать значительные доходы от осуществления транзитных перевозок по своим коммуникациям. 2. Значительный удельный вес транспортного комплекса в валовом региональном продукте (в 2012 году - 20%), в инвестициях в основной капитал (в 2012 году - 45%). 3. Наличие крупных инвестиционных проектов транспорта Амурской области в федеральных целевых программах. 4. Высокий уровень дисциплины организации перевозок со стороны муниципальных и крупных предприятий с частной формой собственности. 5. Наличие нормативно-правовой базы по организации автомобильных пассажирских перевозок по Амурской области |
1. Отсутствие сформированной опорной сети путей сообщения круглогодичного действия. 2. Высокая степень износа основных производственных фондов, изношенный парк большинства транспортных средств (всех видов транспорта). 3. Отсутствие у организаций транспорта достаточных собственных оборотных средств для осуществления программ обновления и модернизации основных фондов. 4. Низкая транспортная доступность для населения. 5. Отсутствие альтернативных видов транспорта. 6. Снижение доходов предприятий перевозчиков из-за сокращения объема перевозок. 7. Отсутствие единой транспортно-логистической системы. 8. Наличие значительного количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий |
Возможности |
Угрозы |
Увеличение спроса на услуги пассажирского транспорта |
1. Финансовый кризис, снижающий активность экономической деятельности в реальном секторе экономики. 2. Секвестирование объемов финансирования объектов транспорта Амурской области в рамках федеральных целевых программ. 3. В связи с убытками транспортных предприятий дальнейшее ухудшение финансового положения предприятий-перевозчиков вплоть до банкротства. 4. Снижение качества и безопасности перевозок в связи с физическим и моральным износом основных фондов пассажирского транспорта. 5. Снижение инвестиционной активности транспортных предприятий вплоть до ухода с рынка в связи со снижением рентабельности перевозок и отсутствием компенсаций. 6. Рост автомобилизации |
Оценивая состояние транспортной системы, в настоящее время нельзя считать его оптимальным, а уровень ее развития достаточным.
Анализ транспортной системы Амурской области в 2013 году выявил следующие основные проблемы, определяющие актуальность деятельности по развитию транспортной системы.
Во-первых, характеристики объектов транспортной инфраструктуры Амурской области не соответствуют нормативным требованиям.
Количество автомобильных дорог общего пользования, находящихся в неудовлетворительном состоянии, составляет около 25,7%.
Высокая степень изношенности автомобильных дорог общего пользования в связи с увеличением движения по ним также является существенной проблемой развития транспортной системы Амурской области.
Серьезные проблемы существуют в сфере водного транспорта. На водных путях рек Амур и Зея недостаточное проведение работ по их дноуглублению создает угрозу обмеления рек, что приводит к снижению грузопотока на водном виде транспорта. На побережье Зейского водохранилища проживают 6049 человек, в том числе коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока. На сегодняшний день они не имеют круглогодичной устойчивой транспортной связи с районным центром г. Зея в связи с отсутствием судоходной обстановки на водохранилище.
Большинство аэропортов, расположенных на территории Амурской области, имеют низкий уровень технического оснащения, не соответствуют современным требованиям состояние взлетно-посадочных полос и иных объектов наземной инфраструктуры. Также повышаются требования, предъявляемые к мерам безопасности полетов и качеству обслуживания населения. Для обеспечения устойчивой работы пассажирских маршрутов на воздушном виде транспорта и обеспечения безопасности пассажирских перевозок требуется активное государственное участие в реконструкции и капитальном ремонте аэропортовых комплексов и наземной инфраструктуры.
По территории Амурской области проходят основные железнодорожные магистрали - Транссибирская и Байкало-Амурская. На сегодняшний день они требуют усиления, поскольку большая часть их участков работает с критическим уровнем загрузки.
Состояние железнодорожной инфраструктуры не отвечает потребностям роста рынка грузовых перевозок, коэффициент использования производственных мощностей превышает предельно допустимые значения. Текущее состояние Байкало-Амурской магистрали характеризуется наличием однопутных перегонов и тепловозной тягой. С учетом роста объемов перевозок подобная тенденция сохранится.
В ряде населенных пунктов Амурской области железнодорожный транспорт является основным видом транспортного сообщения. В связи с большой протяженностью Амурской области, удаленностью населенных пунктов друг от друга, низкой плотностью населения, отсутствием автомобильных дорог в северных районах Амурской области железнодорожный транспорт является социально значимым и не имеющим альтернативы другим видам транспорта. На сегодняшний день расходы компании, осуществляющей перевозку пассажиров в пригородном железнодорожном сообщении, превышают доходы.
Во-вторых, существующая транспортная инфраструктура не соответствует растущим потребностям населения и экономики Амурской области. Необходимо проведение мероприятий по реконструкции аэропортовых комплексов, что позволит аэропортам соответствовать всем современным требованиям по обеспечению авиационной безопасности, безопасности полетов, предоставлению услуг авиаперевозчикам и пассажирам, что обеспечит надежное круглогодичное авиационное сообщение между населенными пунктами Амурской области.
В-третьих, возрастает угроза выбытия существующих основных фондов в сфере транспорта, происходит моральное и физическое старение основных фондов на всех видах транспорта. Степень износа основных фондов предприятий в сфере автотранспорта составляет 87%, что негативно сказывается на качестве транспортного обслуживания населения. Высокая степень износа основных фондов организаций внутреннего водного транспорта, низкие темпы обновления флота приводят к снижению качества и уровня безопасности перевозки пассажиров, массовому выходу транспорта из эксплуатации, вследствие чего снижается объем пассажирских перевозок. Для обеспечения безопасности перевозок пассажиров внутренним водным транспортом необходимо приобретение и строительство новых судов.
В целях повышения безопасности полетов и качества обслуживания, надежности жизнеобеспечения северных районов необходимо техническое переоснащение и развитие авиационного парка организаций воздушного транспорта. Развитие местных воздушных линий невозможно без введения в эксплуатацию новых экономичных воздушных судов.
Развитие человеческого потенциала, улучшение условий жизни граждан и качества социальной среды требуют качественно нового уровня обеспечения общей транспортной подвижности населения Амурской области.
Кроме того, Амурская область по сравнению с другими субъектами страны не является исключением в плане обеспеченности информационной инфраструктурой управления, которая позволяет оперативно получать достоверную и своевременную информацию и адекватно реагировать на развитие различных ситуаций в физико-географической (природной) и социально-экономической среде. Отсутствие единого информационно-аналитического центра, обладающего достоверной онлайн-информацией и объединяющего усилия различных структурных подразделений (федеральной, региональной и муниципальной власти), затрудняет процессы управления, что сказывается на снижении уровня обеспечения безопасности жизнедеятельности объектов инфраструктуры и граждан, эффективности использования энергетической и ресурсно-сырьевой баз, хищническом использовании лесных и земельных ресурсов и многом другом. Между тем экономическое развитие невозможно без достоверной информации о структуре, территориальном распределении различных видов природных, экономических и социальных ресурсов, инфраструктурных и иных сетях и объектах, основных транспортных и иных потоках.
Актуальной проблемой является низкий уровень внедрения инновационных технологий и материалов при осуществлении дорожной и транспортной деятельности. В настоящее время разрабатывается много инноваций, направленных на повышение экологической безопасности, эффективности управления на транспорте, на совершенствование транспортно-эксплуатационных характеристик дорожных покрытий и повышение их долговечности.
Имеющиеся на сегодняшний день проблемы развития транспортной системы носят системный характер и требуют комплексного подхода к их решению.
3. Приоритеты государственной политики в сфере реализации государственной программы, цели, задачи и ожидаемые конечные результаты
Приоритетом государственной политики в сфере реализации государственной программы является создание условий для повышения транспортной доступности в Амурской области.
Целями государственной программы являются обеспечение транспортной доступности населенных пунктов Амурской области, увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям и потребностям населения и экономики Амурской области в качественных, доступных и безопасных услугах на автомобильном, железнодорожном и водном видах транспорта.
Задачами государственной программы являются:
1. Содействие активизации процессов обновления основных фондов, создание условий для повышения энергетической эффективности, повышения управляемости и контролируемости развития автомобильного, железнодорожного, воздушного и водного видов транспорта.
2. Увеличение протяженности автомобильных дорог общего пользования, соответствующих нормативным требованиям, обеспечение транспортной безопасности объектов дорожного хозяйства.
3. Повышение эффективности выполнения функций и осуществления полномочий в сферах транспорта, дорожного хозяйства и государственного надзора в области технического состояния самоходных машин и других видов техники.
Ожидаемыми конечными результатами реализации государственной программы, результатами федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов являются:
1. Транспортная подвижность населения Амурской области к 2020 году достигнет 2,88 тыс. пасс./км в год на 1 жителя Амурской области (в 2012 году - 1,876 тыс. пасс./км, рост на 65,1%).
2. Доля населения Амурской области, обеспеченного услугами транспорта общего пользования, к концу 2025 года составит 97,8% от общей численности населения Амурской области (в 2012 году доля составляла 96,9%, рост на 0,9%).
3. Снижение количества дорожно-транспортных происшествий на 28,3% к концу 2025 года (в 2012 году количество дорожно-транспортных происшествий - 1367 единиц, к 2025 году прогнозируется снижение количества дорожно-транспортных происшествий до 980 единиц).
4. Сокращение количества погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, в том числе детей, к 2025 году на 165 человек (85,9%) по сравнению с 2012 годом.
5. Протяженность автомобильных дорог общего пользования федерального значения, регионального или межмуниципального значения, местного значения в Амурской области составит 16,4 тыс. км к концу 2025 года (в 2012 году протяженность автомобильных дорог общего пользования Амурской области - 15,30 тыс. км), по отношению к 2012 году протяженность автомобильных дорог общего пользования Амурской области увеличится на 6,7%.
6. Доля автомобильных дорог регионального значения Амурской области, соответствующих нормативным требованиям, к концу 2024 года составит 76,8% (в 2017 году доля составляла 75,2%).
7. Доля дорожной сети Благовещенской агломерации, находящаяся в нормативном состоянии, к концу 2024 года составит 85% (в 2017 году доля составляла 60%).
8. Количество мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети составит 50% (в 2017 году доля составляла 100%).
9. Протяженность дорожной сети Благовещенской агломерации к концу 2024 года составит 286,14 км (в 2017 году протяженность составляла 285,84 км).
10. Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта, предусматривающих использование новых технологий и материалов, включенных в Реестр новых и наилучших технологий, материалов и технологических решений повторного применения, к концу 2024 года составит 80% в общем объеме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (в 2017 году доля составляла 0%).
11. Доля контрактов на осуществление дорожной деятельности в рамках реализации регионального проекта, предусматривающих выполнение работ на принципах контракта жизненного цикла, предусматривающего объединение в один контракт различных видов дорожных работ, к концу 2024 года составит 70% в общем объеме новых государственных контрактов на выполнение работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог (в 2017 году доля составляла 0%).
12. Увеличение количества стационарных камер фото-, видеофиксации нарушений правил дорожного движения на автомобильных дорогах федерального, регионального или межмуниципального, местного значения к концу 2024 года достигнет 211% (в 2017 году составляло 100%).
13. Количество внедренных интеллектуальных транспортных систем на территории Амурской области к концу 2024 года составит 1 шт. (в 2017 году данные системы отсутствовали).
14. Количество размещенных автоматических пунктов весогабаритного контроля транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения к концу 2024 года составит 2 шт. (в 2017 году пункт весогабаритного контроля отсутствовал).
15. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях (социальный риск) на 100 тыс. населения к концу 2024 года составит 11,77 человека (в 2012 году составляло 23,5 человека).
16. Количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях (транспортный риск) на 10 тыс. транспортных средств к концу 2024 года составит 2,97 человека (в 2012 году составляло 6,4 человека).
Срок реализации государственной программы - 2014 - 2025 годы.
4. Описание системы подпрограмм
Государственная программа состоит из трех подпрограмм, предусматривающих комплекс взаимосвязанных мер, направленных на достижение цели государственной программы, а также на решение наиболее важных текущих и перспективных задач.
Подпрограмма "Развитие транспортного комплекса" направлена на выполнение следующих задач:
1) внедрение механизмов, направленных на приобретение новых и модернизацию имеющихся основных фондов на транспорте;
2) регулирование рынка транспортных услуг на автомобильном, железнодорожном, воздушном и водном видах транспорта;
3) предотвращение дорожно-транспортных происшествий, вероятность гибели людей в которых наиболее высока;
4) организация и осуществление транспортного обслуживания должностных лиц государственных органов и государственных учреждений, организация работ по обслуживанию населения воздушным транспортом;
5) сокращение удельного расхода топливно-энергетических ресурсов на перевозку пассажиров общественным транспортом.
Для выполнения указанных задач выделены следующие основные мероприятия подпрограммы:
приобретение и строительство основных фондов на транспорте;
государственная поддержка транспортной отрасли, обеспечение транспортной доступности населения Амурской области;
обеспечение безопасности дорожного движения;
организация и осуществление транспортного обслуживания воздушным транспортом.
Подпрограмма "Развитие сети автомобильных дорог общего пользования Амурской области" направлена на решение следующих задач:
1) обеспечение транспортной доступности населенных пунктов Амурской области;
2) увеличение доли автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям, в том числе создание условий для повышения энергетической эффективности экономики;
3) обеспечение транспортной безопасности объектов дорожного хозяйства.
Для выполнения указанных задач выделены следующие основные мероприятия подпрограммы:
обеспечение дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
финансовое обеспечение объектов капитального строительства и реконструкция автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения;
содействие развитию автомобильных дорог общего пользования местного значения;
совершенствование организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования Амурской области;
национальный проект "Безопасные и качественные автомобильные дороги";
федеральный проект "Коммуникации между центрами экономического роста";
разработка документов транспортного планирования Амурской области;
создание условий для достижения целевых показателей подпрограммы;
содействие юридическому лицу (за исключением государственного (муниципального) учреждения), осуществляющему на территории Амурской области дорожную деятельность в соответствии с государственным контрактом, заключенным с ним от имени Амурской области.
Подпрограмма "Обеспечение реализации основных направлений государственной политики в сфере реализации государственной программы" направлена на обеспечение функций исполнительных органов государственной власти.
Для выполнения указанной задачи реализуется основное мероприятие:
обеспечение функций исполнительных органов государственной власти.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации государственной программы за 2021 - 2025 годы приводится в приложении N 1 к государственной программе.
Система основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей реализации государственной программы за 2014 - 2020 годы приводится в приложении N 1.1 к государственной программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации государственной программы
Государственная программа разработана на основе следующих нормативных правовых актов:
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федеральный закон от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2005 г. N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности";
Закон Амурской области от 7 сентября 2011 г. N 527-ОЗ "О дорожном фонде Амурской области";
постановление Правительства Амурской области от 15 июля 2010 г. N 383 "О Концепции инновационного развития транспортного комплекса и дорожного хозяйства Амурской области на 2010 - 2020 годы";
постановление Правительства Амурской области от 24 мая 2013 г. N 240 "Об утверждении Порядка осуществления регионального государственного надзора за обеспечением сохранности автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения Амурской области".
Предполагаемые к принятию меры правового регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 2 к государственной программе.
6. Сведения об основных налоговых мерах регулирования в сфере реализации государственной программы
Налоговые льготы регламентируются следующими нормативными правовыми актами:
Закон Амурской области от 28 ноября 2003 г. N 266-ОЗ "О налоге на имущество организаций на территории Амурской области";
постановление Правительства Амурской области от 18 апреля 2013 г. N 186 "Об организации работы по предоставлению налоговых льгот".
Планируемые налоговые меры государственного регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
7. Сведения о финансово-экономических мерах государственного регулирования в сфере реализации государственной программы
Планируемые финансово-экономические меры государственного регулирования в сфере реализации государственной программы приведены в приложении N 3 к государственной программе.
8. Ресурсное обеспечение государственной программы
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий государственной программы из различных источников финансирования за 2021 - 2025 годы представлены в приложении N 4 к государственной программе.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий государственной программы из различных источников финансирования за 2014 - 2020 годы представлены в приложении N 4.1 к государственной программе.
Объем финансового обеспечения на реализацию государственной программы подлежит ежегодному уточнению в рамках подготовки проекта областного закона о бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
9. Планируемые показатели эффективности государственной программы, целевые показатели федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов
Значения плановых показателей эффективности реализации государственной программы, целевых показателей федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов в 2021 - 2025 годах приведены в приложении N 1 к государственной программе.
Значения плановых показателей эффективности реализации государственной программы, целевых показателей федеральных и региональных проектов в рамках национальных проектов в 2014 - 2020 годах приведены в приложении N 1.1 к государственной программе.
Прогноз сводных показателей государственных заданий на оказание государственных услуг (выполнение работ) государственными учреждениями Амурской области по государственной программе отражается в приложении N 4.2 к государственной программе.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.