Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации муниципального образования -
Путятинский муниципальный район
Рязанской области
от 23 декабря 2020 года N 482
Стандарт
органа внутреннего муниципального финансового контроля "Отбор объектов контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода"
1. Общие положения
Настоящий Стандарт органа внутреннего муниципального финансового контроля "Планирование контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода" (далее - Стандарт) определяет правила отбора объектов контроля, планируемых к включению в План контрольных мероприятий по внутреннему муниципальному финансовому контролю на следующий календарный год.
Понятия и термины, используемые в Стандарте, применяются в значениях, определенных федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий, обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208.
На стадии формирования Плана контрольных мероприятий составляется проект плана контрольных мероприятий с применением риск-ориентированного подхода, выражающегося в необходимости проведения контрольного мероприятия в очередном финансовом году на основании идентификации принадлежности объекта контроля и (или) направления его финансово-хозяйственной деятельности (далее - предмет контроля) к предусмотренным пунктом 11 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208, категориям риска.
Под риском понимается степень возможности наступления события, негативно влияющего на деятельность объекта контроля в финансово-бюджетной сфере и результаты указанной деятельности, а также на законность, эффективность и целевой характер использования средств бюджета (средств, полученных из бюджета).
Целью риск-ориентированного подхода при планировании является определение приоритетности объектов контроля, по которым наиболее вероятен риск причинения объектами контроля в ходе осуществления своей деятельности ущерба бюджету муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области, а также вероятности допущения нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Применение дифференцируемого риск-ориентированного подхода предполагает усиление контроля в зонах повышенного риска, а в более безопасных зонах - снижение. Это позволяет вовремя принимать необходимые меры там, где это необходимо, минимизировать риски причинения ущерба бюджету муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области, а также в значительной мере экономить трудовые ресурсы.
Модель риск-ориентированного подхода предполагает определение критериев отнесения деятельности объектов контроля к определенной группе рисков, которые могут применяться при осуществлении соответствующих контрольных мероприятий. При этом вопрос отнесения объекта контроля к той или иной группе риска решается в зависимости от вероятности возникновения умышленных или повторных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
2. Организация риск-ориентированного планирования
2.1. Планирование контрольных мероприятий включает следующие этапы:
а) формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий;
б) составление проекта плана контрольных мероприятий;
в) утверждение плана контрольных мероприятий.
2.2. Формирование исходных данных для составления проекта плана контрольных мероприятий включает:
а) сбор и анализ информации об объектах контроля;
б) определение объектов контроля и тем контрольных мероприятий, включаемых в проект плана контрольных мероприятий;
в) определение предельного количества контрольных мероприятий в проекте плана контрольных мероприятий с учетом возможностей органа контроля на очередной финансовый год.
2.3. Сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется автоматизированным (при наличии технической возможности) и (или) ручным способом. При автоматизированном способе сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется в электронном виде с использованием прикладного программного обеспечения, предусматривающего в том числе автоматизированную проверку данных на непревышение заданным показателям (параметрам), автоматизированную сверку данных, расчет коэффициентов, сопоставление табличных данных и форм отчетности. При ручном способе сбор и анализ информации об объектах контроля осуществляется путем изучения должностным лицом органа контроля документов на бумажном носителе.
2.4. Информация об объектах контроля, в том числе информация из информационных систем, владельцами или операторами которых являются Федеральное казначейство, Министерство финансов Российской Федерации, иные государственные и муниципальные органы, должна позволять определить по каждому объекту контроля и предмету контроля значение критерия "вероятность допущения нарушения" (далее - критерий "вероятность") и значение критерия "существенность последствий нарушения" (далее - критерий "существенность").
2.5. При определении значения критерия "вероятность" используется следующая информация:
а) значения показателей качества финансового менеджмента объекта контроля, определяемые с учетом результатов проведения мониторинга качества финансового менеджмента в порядке, принятом в целях реализации положений статьи 160.2-1 Бюджетного кодекса Российской Федерации;
б) значения показателей качества управления финансами в публично-правовых образованиях, получающих целевые межбюджетные трансферты и бюджетные кредиты;
в) наличие (отсутствие) в проверяемом периоде значительных изменений в деятельности объекта контроля, в том числе в его организационной структуре (изменение типа учреждения, реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование), создание (ликвидация) обособленных структурных подразделений, изменение состава видов деятельности (полномочий), в том числе закрепление новых видов оказываемых услуг и выполняемых работ);
г) наличие (отсутствие) нарушений, выявленных по результатам ранее проведенных органом контроля и иными уполномоченными органами контрольных мероприятий в отношении объекта контроля;
д) полнота исполнения объектом контроля представлений, предписаний об устранении объектом контроля нарушений и недостатков, выявленных по результатам ранее проведенных контрольных мероприятий;
е) наличие (отсутствие) в отношении объекта контроля обращений (жалоб) граждан, объединений граждан, юридических лиц, поступивших в органы контроля.
В случае необходимости использования иной информации при определении значения критерия "вероятность", такая информация должна быть установлена данным Стандартом.
2.6. При определении значения критерия "существенность" используется следующая информация:
а) объемы финансового обеспечения деятельности объекта контроля или выполнения мероприятий (мер государственной (муниципальной) поддержки) за счет средств бюджета и (или) средств, предоставленных из бюджета, в проверяемые отчетные периоды (в целом и (или) дифференцированно) по видам расходов, источников финансирования дефицита бюджета;
б) значимость мероприятий (мер государственной (муниципальной) поддержки), в отношении которых возможно проведение контрольного мероприятия;
в) величина объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля;
г) осуществление объектом контроля закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, соответствующих следующим параметрам:
- осуществление закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд у единственного поставщика по причине несостоявшейся конкурентной процедуры или на основании пунктов 2 и 9 части 1 статьи 93 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд";
- наличие условия об исполнении контракта по этапам;
- наличие условия о выплате аванса;
- заключение контракта по результатам повторной закупки при условии расторжения первоначального контракта по соглашению сторон.
В случае необходимости использования иной информации при определении значения критерия "существенность", такая информация должна быть установлена данным Стандартом.
2.7. При определении значения критерия "вероятность" и значения критерия "существенность" используется шкала оценок - "низкая оценка", "средняя оценка" или "высокая оценка". На основании анализа рисков - сочетания критерия "вероятность" и критерия "существенность" и определения их значения по шкале оценок каждому предмету контроля и объекту контроля присваивается одна из следующих категорий риска:
чрезвычайно высокий риск - I категория, если значение критерия "существенность" и значение критерия "вероятность" определяются по шкале оценок как "высокая оценка";
высокий риск - II категория, если значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка";
значительный риск - III категория, если значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка" или значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка";
средний риск - IV категория, если значение критерия "существенность" и значение критерия "вероятность" определяются по шкале оценок как "средняя оценка" или значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "высокая оценка";
умеренный риск - V категория, если значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка" или значение критерия "существенность" определяется по шкале оценок как "низкая оценка", а значение критерия "вероятность" определяется по шкале оценок как "средняя оценка";
низкий риск - VI категория, если значение критерия "существенность" и значение критерия "вероятность" определяются по шкале оценок как "низкая оценка".
Матрица рисков представлена в таблице N 1.
Таблица N 1
Существенность Вероятность |
Низкая оценка |
Средняя оценка |
Высокая оценка |
Низкая оценка |
VI категория риска |
V категория риска |
III категория риска |
Средняя оценка |
V категория риска |
IV категория риска |
II категория риска |
Высокая оценка |
IV категория риска |
III категория риска |
I категория риска |
2.8. В случае если объекты контроля имеют одинаковые значения критерия "вероятность" и критерия "существенность", приоритетным к включению в план контрольных мероприятий является объект контроля, в отношении которого было проведено идентичное контрольное мероприятие, то есть контрольное мероприятие в отношении того же объекта контроля и темы контрольного мероприятия, с большей длительностью периода между проведением такого контрольного мероприятия и составлением проекта плана контрольных мероприятий.
2.9. При составлении проекта плана контрольных мероприятий в рамках одного контрольного мероприятия может быть использовано несколько типовых тем плановых контрольных мероприятий, указанных в пункте 13 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208 (далее - типовые темы плановых контрольных мероприятий).
По решению органа контроля в проекте плана контрольных мероприятий могут быть указаны темы контрольных мероприятий, являющиеся детализацией типовых тем контрольных мероприятий в части предмета контроля и (или) указания на объекты контроля в соответствии со статьей 2661 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо " статьи 2661 Бюджетного кодекса Российской Федерации" имеется в виду "статья 266.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации"
При составлении проекта плана контрольных мероприятий в рамках одного контрольного мероприятия может быть использовано несколько типовых тем плановых контрольных мероприятий, указанных в пункте 13 федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля "Планирование проверок, ревизий и обследований", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2020 года N 208.
2.10. Определение предельного количества контрольных мероприятий в проекте плана контрольных мероприятий осуществляется на основании следующих факторов:
а) обеспеченность органа контроля кадровыми, материально-техническими и финансовыми ресурсами в очередном финансовом году;
б) выделение резерва временных и трудовых ресурсов для проведения внеплановых контрольных мероприятий. Резерв временных и трудовых ресурсов для выполнения внеплановых контрольных мероприятий определяется на основании данных о внеплановых контрольных мероприятиях, осуществленных в годы, предшествующие году составления проекта плана контрольной деятельности (1 - 2 года).
2.11. При определении количества контрольных мероприятий, включаемых в проект плана контрольных мероприятий, составляемый с применением риск-ориентированного подхода, учитывается необходимость безусловного и первоочередного включения в проект плана контрольных мероприятий объектов контроля на основании поручений главы администрации муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области.
Контрольные мероприятия на основании обращений (поручений) иных органов и организаций включаются в проект плана контрольных мероприятий, составляемый с применением риск-ориентированного подхода, при наличии в указанных обращениях (поручениях) обоснования необходимости проведения соответствующих контрольных мероприятий.
2.12. План контрольных мероприятий утверждается распоряжением главы администрации муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области не позднее 31 декабря года, предшествующего планируемому году.
2.13. В утвержденный план контрольных мероприятий могут вноситься изменения в случаях невозможности проведения плановых контрольных мероприятий в связи с:
- наступлением обстоятельств непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при наступивших условиях обстоятельств);
- недостаточностью временных и (или) трудовых ресурсов при необходимости проведения внеплановых контрольных мероприятий;
- внесением изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты;
- выявлением в ходе подготовки контрольного мероприятия существенных обстоятельств (необходимость изменения темы контрольного мероприятия, данных об объектах контроля, перечня объектов контроля (включения и (или) исключения и (или) уточнения, в том числе дополнительных объектов контроля), сроков проведения контрольных мероприятий, проверяемого периода, должностных лиц или структурных подразделений органа контроля, ответственных за проведение контрольного мероприятия);
- реорганизацией, ликвидацией объектов контроля.
3. Критерии определения рисков при планировании контрольных мероприятий
3.1. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении планирования контрольных мероприятий в сфере бюджетных правоотношений определены основные критерии риска с точки зрения угроз нанесения ущерба бюджету муниципального образования - Путятинский муниципальный район Рязанской области, допущения нецелевого и неэффективного использования бюджетных средств, допущения иных нарушений бюджетного законодательства и нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения.
Основные критерии отнесения объекта контроля к категории риска (анализ рисков) определены в приложении N 1 к Стандарту.
3.1.1. При планировании контрольных мероприятий по вопросу соблюдения действующего законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на реализацию основных мероприятий муниципальных программ, а также по вопросу полноты и достоверности отчетности о реализации муниципальных программ, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.1.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 30 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 30 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.1.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 30 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 30 млн. руб. - высокая оценка.
3.1.2. При планировании контрольных мероприятий по вопросу осуществления расходов на обеспечение выполнения функций казенных учреждений (органа местного самоуправления) и их отражения в бюджетном учете и отчетности, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.2.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 8 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 8 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.2.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 8 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 8 млн. руб. - высокая оценка.
3.1.3. При планировании контрольных мероприятий по вопросу соблюдения действующего законодательства при расходовании бюджетных средств, выделенных на исполнение муниципального задания, а также по вопросу полноты и достоверности отчетности об исполнении муниципального задания, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.3.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.3.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка.
3.1.4. При планировании контрольных мероприятий по вопросу соблюдения действующего законодательства при предоставлении и (или) расходовании субсидий, предоставленных из бюджета публично-правового образования бюджетным учреждениям, и их отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности, при определении значения критерия "существенность" присваиваются следующие оценки:
3.1.4.1. в части объемов финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка;
3.1.4.2. в части величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля:
- до 5 млн. руб. - низкая оценка;
- от 5 млн. руб. до 7 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 7 млн. руб. - высокая оценка.
3.2. В целях применения риск-ориентированного подхода при осуществлении внутреннего муниципального контроля в сфере закупок по части 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" определены основные критерии риска в сфере закупок с точки зрения угроз для бюджетной системы, к которым относятся избыточное, неэффективное и безрезультативное расходование средств, бесконтрольное отвлечение бюджетных средств или упущенную выгоду при заключении договоров, контрактов.
Основные критерии отнесения объекта контроля к категории риска (анализ рисков) определены в приложении N 1 к Стандарту.
При определении значения критерия "существенность" анализируются следующие показатели:
а) объем финансового обеспечения деятельности объекта контроля в части объема финансового обеспечения для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности объекта контроля (пункт 2.1 в приложении N 1 к Стандарту):
- до 2 млн. руб. - низкая оценка;
- свыше 2 млн. руб. до 5 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 5 млн. руб. - высокая оценка;
б) величины объема принятых обязательств объекта контроля и (или) его соотношения к объему финансового обеспечения деятельности объекта контроля (в части закупок товаров, работ, услуг):
- до 2 млн. руб. - низкая оценка;
- свыше 2 млн. руб. до 5 млн. руб. - средняя оценка;
- свыше 5 млн. руб. - высокая оценка.
К категории низкого риска относятся муниципальные заказчики с объемом закупок, проведённых для муниципальных нужд за предыдущий период (финансовый год) в сумме, не превышающей 2 млн. рублей. В отношении таких муниципальных заказчиков плановые проверки не проводятся.
Критерии отнесения муниципальных заказников к указанным категориям риска определены исходя из возможной частоты возникновения нарушений Закона о контрактной системе, допускаемых муниципальными заказчиками при проведении большего количества закупок, высокой вероятности нарушений при большом объеме закупок.
Методика риск-ориентированного подхода предусматривает возможность понижения либо повышения риска, присвоенного муниципальному заказчику по результатам проведенной в отношении него плановой проверки. В случае отсутствия нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, по результатам плановой проверки принимается решение о понижении категории риска до следующей категории риска.
При наличии установленных нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, по результатам плановой проверки принимается решение об установлении муниципальному заказчику категории высокого риска и включения в план проверок на следующий год.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.