Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 3
к приказу министерства здравоохранения
Новосибирской области
от 16 ноября 2020 г. N 2867
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им необходимой помощи
(утв. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области 5 марта 2019 г. N 2)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им необходимой помощи (далее - Порядок взаимодействия) разработан в целях организации эффективного взаимодействия и согласованной работы органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области (далее - субъекты системы профилактики) по выявлению и организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
1.2. Порядок взаимодействия разработан в соответствии с следующими нормативными правовыми документами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних";
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
- Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции";
- Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации";
- постановление Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2013 г. N 995 "Об утверждении Примерного положения о комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав";
- Закон Новосибирской области от 05.12.2017 N 224-ОЗ "О порядке создания и осуществления деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Новосибирской области";
- Закон Новосибирской области от 02.10.2014 N 469-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Новосибирской области отдельными государственными полномочиями Новосибирской области по созданию и осуществлению деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав";
- иные федеральные законы и нормативные правовые акты, а также законодательство Новосибирской области.
Деятельность субъектов системы профилактики по выявлению и организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- межведомственного взаимодействия (порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики определяется посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением);
- распределения сфер ответственности между субъектами системы профилактики (назначение ответственных должностных лиц, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых должно быть реализовано на качественном уровне для достижения поставленных целей);
- индивидуального подхода (осуществление реабилитационного процесса с учетом выявленных потребностей и индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи);
- законности (осуществление деятельности субъектов системы профилактики при выявлении и организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, в соответствии с действующим законодательством);
- комплексности (реализация системного подхода в организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении);
- конфиденциальности (обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных).
1.3. Цели межведомственного взаимодействия:
- обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних, проживающих в условиях, представляющих действиями или бездействием родителей (законных представителей) угрозу их жизни или здоровью либо препятствующих их нормальному воспитанию и развитию;
- профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- обмен информацией между субъектами системы профилактики;
- контроль эффективности деятельности субъектов системы профилактики при оказании помощи несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении.
1.4. Субъекты взаимодействия.
В деятельности по выявлению и организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, участвуют следующие органы, учреждения и организации:
а) на областном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
министерство труда и социального развития Новосибирской области;
министерство образования Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство физической культуры и спорта Новосибирской области;
ГУ МВД России по Новосибирской области;
ГУ ФСИН России по Новосибирской области;
иные органы, учреждения и организации;
б) на уровне муниципального образования:
отделы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - отдел опеки и попечительства);
учреждения социального обслуживания семьи и детей;
учреждения здравоохранения;
органы управления образованием и образовательные организации;
органы и учреждения по молодежной политике, физической культуре и спорту;
отделы (подразделения) органов внутренних дел;
учреждения уголовно-исполнительной системы;
центры занятости населения;
иные организации.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия муниципальных органов исполнительной власти, учреждений и иных организаций по выявлению и организации работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении, могут создаваться межведомственные координационные советы или иные совещательные органы;
в) на уровне сельских и городских поселений муниципальных образований таковыми являются:
администрации сельских и городских поселений;
учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, сотрудники органов внутренних дел, иные организации, действующие на данной территории.
Советы помощи семье и детям, созданные на базе сельских поселений.
2. Основные понятия
- выявление и учет несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, - комплекс профессиональных действий органов, учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и иных организаций по установлению фактов, угрожающих благополучию, здоровью и жизни несовершеннолетних и обусловливающих необходимость вмешательства государства с целью нормализации ситуации, устранения причин и условий неблагополучия;
- несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении, - лицо в возрасте до восемнадцати лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия;
- семья, находящаяся в социально опасном положении, - семья, имеющая детей, находящихся в социально опасном положении, а также семья, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними;
- дети, оставшиеся без попечения родителей, - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного родителя или обоих родителей в связи с лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), объявлением их умершими, установлением судом факта утраты лицом попечения родителей, отбыванием родителями наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклонением родителей от воспитания своих детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, а также в случае, если единственный родитель или оба родителя неизвестны, в иных случаях признания детей оставшимися без попечения родителей в порядке, установленном законом;
- безнадзорный - несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц;
- беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания;
- ведомственная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, направленных на социально-педагогическую реабилитацию категорий лиц, указанных в статье 5 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ и не признанных находящимися в социально опасном положении, отдельно взятым субъектом системы профилактики в рамках его компетенции на основании нормативных правовых актов, регулирующих сферу деятельности данного субъекта;
- комплексная индивидуальная профилактическая работа - комплекс мероприятий, отражающих согласованные действия субъектов системы профилактики, направленные на своевременное выявление несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, социально-педагогическую реабилитацию несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и (или) предупреждение совершения ими правонарушений и антиобщественных действий, которые реализуются на основании постановлений комиссий;
- Программа реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите, и его семьи (далее - Программа). Программа разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния ребенка и реабилитационных ресурсов семьи, Программа рассматривается Консилиумом специалистов и утверждается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав;
- территориальный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам;
- Куратор - орган или учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, ответственный за реализацию программы реабилитации и обеспечивающий взаимодействие несовершеннолетнего и семьи с различными субъектами системы профилактики.
3. Основания признания несовершеннолетних и (или) семей находящимися в социально опасном положении
Основания, по которым несовершеннолетний и (или) семья могут быть признаны находящимися в социально опасном положении, вытекают из смысла определений "несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении", "семья, находящаяся в социально опасном положении", закрепленных в статье 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ.
3.1. Несовершеннолетний признается находящимся в социально опасном положении в случае:
3.1.1. Нахождения в обстановке, представляющей опасность (угрозу) для его жизни или здоровья в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
3.1.2. Нахождения в обстановке, не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию в связи с отсутствием контроля за его поведением вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц либо в связи с отсутствием у него места жительства и (или) места пребывания.
С учетом положений статьи 65 Семейного кодекса Российской Федерации обстановкой, не отвечающей требованиям к воспитанию или содержанию несовершеннолетнего, можно считать нахождение несовершеннолетнего в условиях, когда причиняется вред его физическому и психическому здоровью и нравственному развитию, что подтверждается Актом жилищно-бытовых условий семьи, заполненным по форме, указанной в приложении 5 к настоящему Порядку.
3.1.3. Совершения несовершеннолетним правонарушения. В данном случае под правонарушением понимается как преступление, так и административное правонарушение.
Преступлением в соответствии с частью 1 статьи 14 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное данным Кодексом под угрозой наказания.
Административным правонарушением в соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
3.1.4. Совершение несовершеннолетним антиобщественного действия.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ под антиобщественными действиями признаются действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц.
3.2. Семьи признаются находящимися в социально опасном положении при наличии следующих оснований.
3.2.1. Наличие в семье ребенка (детей), признанного находящимся в социально опасном положении.
3.2.2. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к административной ответственности в соответствии с частью 1 статьи 5.35 КоАП РФ за неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию.
3.2.3. Привлечение родителя, законного представителя несовершеннолетнего к уголовной ответственности по статье 156 УК РФ, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним.
3.3.3. Лишение родителя(ей) родительских прав в отношении 1 или более несовершеннолетних детей (с момента лишения и в течение не менее чем полугода с момента лишения).
3.3. Все вышеприведенные основания, как признание несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, так и признание семьи, находящейся в социально опасном положении, подлежат выяснению и должны подтверждаться документально.
К документам, подтверждающим указанные основания, относятся:
3.3.1. Обращение несовершеннолетнего, его родителей или иных законных представителей, иных граждан, органов либо должностных лиц, журналы учета обращений граждан.
3.3.2. Информация, изложенная документально, субъектов системы профилактики.
3.3.3. Постановление комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
3.3.4. Постановление органов внутренних дел, следственного органа Следственного комитета Российской Федерации, прокуратуры, суда в отношении несовершеннолетних.
3.3.5. Приговор или постановление суда.
3.3.6. Акт жилищно-бытовых условий семьи, в которой воспитываются несовершеннолетние, составленный по форме, указанной в приложении 5.
3.3.7. Иные документы.
4. Основные этапы деятельности по выявлению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении, и оказанию им необходимой помощи
4.1. Обнаружение признаков социально опасного положения, прием и регистрация информации в журнале учета поступивших сведений о несовершеннолетних (семьях), оказавшихся в социально опасном положении (далее - журнал), по форме, указанной в приложении 1.
4.2. Признаки социально опасного положения могут быть обнаружены сотрудниками субъекта системы профилактики в ходе исполнения своих служебных обязанностей либо изложены в информации, направленной в субъект системы профилактики, в соответствии с ч. 2 ст. 9 120-ФЗ.
4.2.1. Источниками информации могут быть:
обращение несовершеннолетнего;
обращение родителей (законных представителей, родственников) несовершеннолетних;
сообщения от граждан, государственных, муниципальных и общественных организаций в устной или письменной форме, а также с использованием телефонов доверия, горячих линий и т.п.;
информация из средств массовой информации и информационно-коммуникационной сети "Интернет".
4.3. Проверка сведений о наличии признаков социальной опасности с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите и оказания семье необходимой помощи.
4.3.1. Проверка первичных сведений производится субъектом системы профилактики, в который поступила информация или которым выявлены признаки социально опасного положения несовершеннолетнего и (или) семьи, указанные в пп. 3.1.1 и 3.2.2 настоящего Порядка и зафиксированные документарно, в том числе, в Акте жилищно-бытовых условий семьи, заполненном по форме, указанной в приложении 5 к настоящему Порядку.
В случае, если в сведениях не содержится информация о нахождении несовершеннолетнего в непосредственной опасности, однако есть основания полагать, что ребенок находится в социально опасном положении, его права и законные интересы нарушены, то для получения объективных сведений о ситуации субъект системы профилактики, получивший информацию, самостоятельно или с привлечением иных субъектов системы профилактики организует проверку поступившей информации в пределах своих полномочий.
С целью получения детальных сведений о несовершеннолетних и семьях в соответствии с полномочиями субъекта системы профилактики осуществляется сбор документов, который состоит из получения при необходимости:
документов, необходимых для подтверждения степени участия родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего;
сведений из образовательной организации, иных организаций, которые посещает несовершеннолетний;
обзорных справок, объяснений, актов обследования жилищно-бытовых и материальных условий семьи;
сведений о привлечении к административной и (или) уголовной ответственности;
характеристик с места жительства или места работы родителей;
иных документов.
Для выяснения дополнительных сведений о несовершеннолетнем и родителе субъект системы профилактики вправе направлять запросы за подписью своего руководителя в субъекты системы профилактики, иные заинтересованные органы и организации с целью выяснения сведений о мерах поддержки и иной профилактической работе, предпринятой ими ранее в отношении указанных лиц.
Субъекты системы профилактики по запросу субъекта системы профилактики, выявившего случай социально опасного положения, в течение 7 (семи) рабочих дней с момента получения сообщения представляют имеющуюся у них информацию о несовершеннолетнем и его семье.
Если сведения указывают на то, что несовершеннолетний и (или) семья относятся к категории находящихся в социально опасном положении, субъект системы профилактики, выявивший социально опасное положение, готовит заключение о необходимости организации индивидуальной профилактической работы по форме, указанной в приложении 2 (если иной документ не предусмотрен локальными нормативными актами субъекта системы профилактики), и направляет его в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Если содержание информации о фактах социально опасного положения, полученной субъектом системы профилактики, позволяет сделать вывод, что жизни и здоровью несовершеннолетнего угрожает реальная (объективная, непосредственная) опасность, субъект системы профилактики организует немедленную (экстренную) проверку с выходом в адрес места жительства несовершеннолетнего, на место происшествия. Соответствующая информация незамедлительно, в течение суток, направляется в отделы опеки и попечительства администраций муниципальных районов и городских округов Новосибирской области и органы внутренних дел для проведения проверки.
В случае обнаружения ситуаций, предусмотренных статьей 9 Закона N 120-ФЗ, субъект системы профилактики в возможно короткие сроки передает сведения в соответствующий субъект системы профилактики для организации профилактической работы по нормализации ситуации:
в органы прокуратуры - о нарушениях прав и свобод несовершеннолетних;
в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав - о нарушенных правах несовершеннолетних на образование, труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
в органы опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию;
в органы и учреждения социального обслуживания - о несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства, в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также семьях, находящихся в социально опасном положении;
в органы внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или иных их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;
в уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушений или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которыми предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонении несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;
в органы управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;
в органы, осуществляющие управление в сфере образования, - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций или иных организаций, осуществляющих обучение, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в образовательных организациях;
в органы по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании содействия в организации отдыха, досуга, занятости;
в органы службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в установленных Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" случаях и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве.
В случае получения информации о преступлении, совершенном несовершеннолетним, а также в отношении него, информация направляется в органы Следственного комитета Российской Федерации.
В случае если факты неблагополучия, нарушения прав, законных интересов несовершеннолетнего не подтвердились, материалы проверки остаются в архиве субъекта системы профилактики, осуществлявшего проверку информации.
Результат проверки поступившей информации о наличии факторов социально опасного положения фиксируется в Журнале.
При этом инициатор сигнала (сообщения) о предполагаемом факторе социально опасного положения информируется о результатах проверки.
4.4. Передача материалов проверки в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав на рассмотрение.
Осуществляется субъектом системы профилактики, производившим проверку, не позднее трех дней с момента окончания проверки.
4.5. Принятие решения о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Материалы, поступившие в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для принятия решения о постановке семьи на учет как находящейся в социально опасном положении, рассматриваются в срок, не превышающий 15 суток, если иной срок не установлен действующим законодательством.
Решение комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в срок не более чем 3 суток оформляется постановлением, в котором указываются:
наименование комиссии;
дата;
время и место проведения заседания;
сведения о присутствующих и отсутствующих членах комиссии;
сведения об иных лицах, присутствующих на заседании;
вопрос повестки дня, по которому вынесено постановление;
содержание рассматриваемого вопроса;
выявленные по рассматриваемому вопросу нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (при их наличии);
сведения о выявленных причинах и условиях, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних (при их наличии);
решение о признании ребенка и (или) семьи находящимися в социально опасном положении либо об организации ведомственной индивидуальной профилактической работы в случае непризнания ребенка и (или) семьи находящимися в социально опасном положении;
меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, которые должны предпринять соответствующие субъекты системы профилактики;
сроки, в течение которых должны быть приняты меры, направленные на устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям;
куратор семьи, который определяется в соответствии с полномочиями субъектов системы профилактики (приложение 3), будет отвечать за предоставление проекта Программы работы с несовершеннолетним и (или) семьей, ее реализации после утверждения на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Копия постановления о признании несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении направляется законному представителю(ям) несовершеннолетнего и в субъекты системы профилактики в срок не более чем 3 суток с момента оформления постановления.
На заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав также предпринимаются необходимые меры по ориентированию граждан, чьи семьи признаны находящимися в социально опасном положении, на оформление заявления о признании нуждающимся в социальном обслуживании в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации".
4.6. Подготовка проекта Программы и согласование проекта Программы на Территориальном консилиуме специалистов (далее - Консилиум).
Руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей (куратором), издается приказ о назначении специалиста, ответственного за работу с семьей, который с участием других специалистов данной и иных организаций, принимающих участие в выявлении несовершеннолетних и (или) семей, находящихся в социально опасном положении, и устранении причин нарушения их прав и законных интересов:
- в течение трех суток осуществляет выход в семью для сбора информации, проводит анализ ее ресурсов;
- совместно с семьей (по возможности) и субъектами системы профилактики разрабатывает проект Программы по форме, указанной в приложении 4, на период от 3 до 6 месяцев, представляет его на Консилиуме специалистов на согласование не позднее 15 дней со дня поступления в организацию постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав; решение Консилиума фиксируется в протоколе соответствующего заседания.
Заседания Консилиума проводятся не реже 1 раза в месяц, на заседаниях специалисты субъектов системы профилактики представляют предложения в проект Программы.
Куратор не позднее 3 дней после заседания Консилиума направляет проект Программы в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав для утверждения на очередном заседании.
Целью деятельности Консилиума является определение первоначального и динамического статуса несовершеннолетнего и (или) семьи, разработка и реализация проекта Программы, анализ реализации Программы.
В состав Консилиума входят специалисты субъектов системы профилактики и иных организаций и учреждений, взаимодействие с которыми необходимо при разработке мероприятий, направленных на реабилитацию ребенка и нейтрализацию/минимизацию причин возникновения случая нарушения прав и законных интересов ребенка.
Состав территориального Консилиума и Положение о Консилиуме утверждается на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
4.7. Утверждение Программы на очередном заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Программа утверждается на очередном заседании комиссии, в постановлении прописываются сроки отчетов по реализации Программы, ответственные исполнители из числа субъектов системы профилактики.
Программа должна содержать цель и задачи реабилитационной работы с ребенком и семьей; комплекс необходимых мероприятий, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ответственных за исполнение, сроки контроля и данные об изменениях в семье.
4.8. Реализация мероприятий Программы субъектами системы профилактики.
4.9. Контроль исполнения Программы, мониторинг куратором состояния и развития ребенка, оценка динамики ситуации в семье, согласование на Консилиуме решений, принятых на основании анализа результатов мониторинга.
В целях обеспечения контроля за исполнением Программы куратор:
осуществляет сбор и анализ информации от организаций, участвующих в исполнении Программы, по его реализации;
совместно со специалистами субъектов системы профилактики, включенных в Программу, проводит в установленном порядке анализ процесса реабилитации семьи в сроки, обозначенные в решении консилиума.
4.10. Подведение итогов проведения мероприятий индивидуальной профилактической работы.
Результаты анализа рассматриваются Консилиумом с участием куратора, специалистов иных организаций в сроки, обозначенные в решении консилиума, но не реже одного раза в три месяца.
Аналитическая справка по результатам анализа направляется в комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав.
Аналитическая справка должна содержать предложения:
по внесению изменений в Программу;
по продолжению работы с несовершеннолетним и (или) семьей;
по снятию с учета несовершеннолетнего и (или) семьи;
по переводу несовершеннолетнего и (или) семьи на ведомственный учет и организации ведомственной индивидуальной профилактической работы.
Итоги реализации мероприятий Программы подводятся не реже 1 раза в три месяца (если ситуация не требует чаще) на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав с участием куратора.
На основании общего анализа результатов выполнения Программы, на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав выносится одно из следующих решений:
- о необходимости продолжения индивидуальной профилактической работы и формирования дополнительных предложений по дальнейшим мероприятиям для включения в Программу;
- о прекращении индивидуальной профилактической работы.
Решение о признании несовершеннолетних и (или) семей утратившими статус находящихся в социально опасном положении может приниматься комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав на основании:
а) предложений, поступивших от председателя, заместителя или членов комиссии;
б) ходатайств, поступивших от субъектов системы профилактики, осуществлявших индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетним и (или) семьей.
В соответствии с пунктом 17 Примерного положения решения комиссии о признании несовершеннолетнего и (или) семьи утратившими статус находящихся в социально опасном положении принимаются большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
Решение комиссии в соответствии с частью 3 статьи 11 Закона N 120-ФЗ оформляется в форме постановления. После вынесения комиссией постановления о признании несовершеннолетнего и (или) семьи утратившими статус находящихся в социально опасном положении органы и учреждения системы профилактики прекращают индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними и (или) родителями и иными законными представителями несовершеннолетнего.
Решение о признании несовершеннолетнего утратившим статус находящегося в социально опасном положении может приниматься комиссией в одном из следующих случаев:
а) достижение несовершеннолетним 18-летнего возраста;
б) вынесение судом решения об отмене постановления комиссии о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении;
в) смерть несовершеннолетнего;
г) выезд несовершеннолетнего на постоянное место жительство за пределы субъекта Российской Федерации либо за пределы Российской Федерации;
д) устранение обстоятельств, явившихся основаниями для принятия комиссией решения о признании несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, и иные.
Комиссия принимает решение о признании семьи утратившей статус находящейся в социально опасном положении может в одном из следующих случаев:
а) достижение несовершеннолетним, находящимся в социально опасном положении, 18-летнего возраста;
б) достижение несовершеннолетними, проживающими в семье, находящейся в социально опасном положении, 18-летнего возраста;
б) вынесение судом решения об отмене постановления комиссии о признании семьи находящейся в социально опасном положении;
в) смерть несовершеннолетнего(них), проживающего в семье, находящейся в социально опасном положении, и отсутствие в семье других несовершеннолетних детей;
г) смерть родителей иных законных представителей несовершеннолетнего(них);
д) вынесение судом решения о лишении родителей родительских прав или ограничении в родительских правах;
е) улучшение обстановки в семье (родители или иные законные представители устранили недостатки по воспитанию, обучению и (или) содержанию несовершеннолетних детей) и иных.
В случае перемены места жительства несовершеннолетним и (или) семьей, находящимися в социально опасном положении, комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав информирует комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав по новому месту проживания несовершеннолетнего и (или) семьи.
Копия постановления комиссии о прекращении индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним и семьей, находящимися в социально опасном положении, направляется в течение 10 (десяти) рабочих дней в соответствующие субъекты взаимодействия. О принятом решении также уведомляются несовершеннолетний и его родители (законные представители).
5. Сроки проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении
Срок проведения индивидуальной профилактической работы определяется комиссией отдельно в отношении каждого несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении, и (или) родителей или законных представителей несовершеннолетних из семей, находящихся в социально опасном положении, на основании:
а) оценки обстоятельств, ставших причиной для признания их находящимися в социально опасном положении;
б) содержания и сроков, необходимых на реализацию мероприятий, которые направлены на их выведение из социально опасного положения.
В соответствии со статьей 7 Закона N 120-ФЗ индивидуальная профилактическая работа должна быть завершена в следующих случаях:
а) если необходимая для устранения обстоятельств, ставших основанием для признания несовершеннолетнего и (или) семьи находящимися в социально опасном положении, социальная и иная помощь была оказана;
б) если причины и условия, способствовавшие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, были устранены;
в) если несовершеннолетний, признанный находящимся в социально опасном положении, достиг возраста 18 лет.
Примечание. При организации работы следует учитывать, что 1 октября 2013 года в силу вступил ФЗ от 2 июля 2013 года N 142-ФЗ "О внесении изменений в подраздел 3 раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", который гарантирует защиту гражданина от незаконного сбора информации о нем. Закон вводит специальную статью 152.2, посвященную частной жизни гражданина, устанавливающую новые правила охраны частной жизни гражданина.
В соответствии с п. 1 статьи 152.2 ГК РФ без согласия гражданина не допускаются, если иное прямо не предусмотрено законом, сбор, хранение, распространение и использование любой информации о его частной жизни, включая сведения о его происхождении, месте его пребывания или жительства, личной и семейной жизни, а также об иных фактах, имевших место в отношении гражданина, если только указанные действия не осуществляются в публичных интересах и если обозначенная выше информация ранее не стала общедоступной либо не была раскрыта самим гражданином или по его воле.
При осуществлении единого учета, формировании учетных материалов по несовершеннолетним и семьям, находящимся в социально опасном положении, требуется согласие лиц, с которыми будет проводиться профилактическая, реабилитационная работа.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.