Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу министерства здравоохранения
Новосибирской области
от 16 ноября 2020 г. N 2867
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке
(утв. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области 15 мая 2015 г. N 2)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке (далее - Порядок взаимодействия), разработан в целях организации эффективного взаимодействия по профилактике социального сиротства, предупреждению отказов от детей и устранению причин нарушения их прав и законных интересов.
1.2. Порядок взаимодействия разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
1.3. В деятельности по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, участвуют следующие органы, учреждения и организации:
а) на областном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
министерство социального развития Новосибирской области;
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
министерство региональной политики Новосибирской области;
департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;
ГУ МВД России по Новосибирской области (по согласованию);
ГУ ФСИН России по Новосибирской области (по согласованию);
иные органы, учреждения и организации.
Взаимодействие областных органов исполнительной власти и иных организаций по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, организует министерство социального развития Новосибирской области.
б) на уровне муниципального образования:
отделы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - отдел опеки и попечительства);
учреждения социального обслуживания семьи и детей;
учреждения здравоохранения;
органы управления образованием и образовательные учреждения;
органы и учреждения по молодежной политике, физической культуре и спорту;
отделы (подразделения) органов внутренних дел;
центры занятости населения;
иные организации.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия муниципальных органов исполнительной власти, учреждений и иных организаций по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, по решению органов местного самоуправления могут создаваться межведомственные координационные советы.
в) на уровне сельских и городских поселений муниципальных образований таковыми являются:
администрации сельских и городских поселений;
учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, сотрудники органов внутренних дел, иные организации, действующие на данной территории.
Советы помощи семье и детям, созданные на базе сельских поселений.
1.4. Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, осуществляется на основе принципов:
- межведомственного взаимодействия (порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики определяется посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением);
- раннего (своевременного) выявления факта нуждаемости ребенка и семьи в государственной защите (выявление случаев необходимости оказания психологической, социальной, медицинской, образовательной, правовой, материальной, гуманитарной и иной помощи ребенку и семье, фактов жестокого обращения с ребенком, пренебрежения его правами до превращения ситуации в систему действий, носящих постоянный характер и наносящих вред и угрозу нормальному развитию ребенка);
- распределения сфер ответственности между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (назначение ответственных должностных лиц, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых должно быть реализовано на качественном уровне для достижения поставленных целей);
- индивидуального подхода (осуществление реабилитационного процесса с учетом выявленных потребностей и индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи).
2. Основные понятия
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, техногенных и экологических катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального вреда ребенку путем умышленного действия, бездействия, а также пренебрежения родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Насилие - умышленное применение физическим лицом или социальной группой различных форм принуждения в отношении ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию.
План по защите прав ребенка, нуждающегося в государственной защите, - акт, утверждаемый органом опеки и попечительства, включающий перечень обязательных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, а также определяющий ответственных и сроки реализации указанных в плане мероприятий.
План реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите, и его семьи. План разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния ребенка и реабилитационных ресурсов семьи. План рассматривается консилиумом специалистов и утверждается органом опеки и попечительства.
Территориальный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам.
Куратор случая - специалист органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеющий навыки консультирования семьи и детей.
3. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждению отказов от детей и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка.
3.2. Проверка сведений о возможности нарушения прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите.
3.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая) и утверждение Плана по защите прав ребенка отделом опеки и попечительства.
3.4. Передача случая в организацию, ответственную за работу с ребенком, разработка Плана реабилитации ребенка и семьи (далее - План реабилитации).
3.5. Согласование Плана реабилитации на Территориальном консилиуме специалистов (далее - Консилиум).
3.6. Утверждение Плана реабилитации отделом опеки и попечительства.
3.7. Координация куратором работы междисциплинарной команды по выполнению Плана реабилитации.
3.8. Контроль исполнения Плана реабилитации, мониторинг куратором состояния и развития ребенка, оценка динамики ситуации в семье, согласование на Территориальном консилиуме решений, принятых на основании анализа результатов мониторинга.
3.9. Утверждение отделом опеки и попечительства результатов проведения мониторингов состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи, рекомендаций консилиума, принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье либо об окончании работы с ребенком и семьей (о закрытии случая).
4. Механизмы взаимодействия органов, учреждений и иных организаций Новосибирской области по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка.
4.1.1. Выявление признаков нарушений прав и законных интересов ребенка осуществляют специалисты учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций (специалисты учреждений и организаций):
/-\
\-/ в ходе исполнения основной деятельности;
/-\
\-/ по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.
Алгоритм действий специалистов по выявлению признаков нарушений прав и законных интересов ребенка прилагается (приложение N 1.1).
4.1.2. Сбор, обработку и учет сведений о случаях выявления признаков нарушения прав и законных интересов детей осуществляет ответственное лицо, назначенное руководителями учреждений или иных организаций, обозначенных в пункте 4.1.1 (далее - Ответственное лицо).
4.1.3. Принятые Ответственным лицом от специалистов учреждений и организаций сведения о возможных нарушениях прав детей фиксируются в журнале (приложение 1.2) и в течение одних суток по установленной форме (приложение 1.3) передаются в отдел опеки и попечительства.
4.1.4. Специалист отдела опеки и попечительства фиксирует поступившие сведения в специальном журнале (приложение 1.4) и проводит оценку экстренности сигнала.
4.1.5. В случае наличия сведений о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства действует в рамках ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
4.1.6. В случае, если в сообщении указывается на наличие признаков возможного нарушения прав детей, не связанных с непосредственной угрозой их жизни и здоровью, специалист органа опеки и попечительства передает информацию в уполномоченную службу для организации проверки в установленном порядке сигнала о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка.
4.2. Проверка сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите.
4.2.1. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений отдел опеки и попе
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.