Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к приказу министерства здравоохранения
Новосибирской области
от 16 ноября 2020 г. N 2867
Порядок
межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке
(утв. на заседании комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области 15 мая 2015 г. N 2)
1. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Новосибирской области по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке (далее - Порядок взаимодействия), разработан в целях организации эффективного взаимодействия по профилактике социального сиротства, предупреждению отказов от детей и устранению причин нарушения их прав и законных интересов.
1.2. Порядок взаимодействия разработан в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации и Новосибирской области.
1.3. В деятельности по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, участвуют следующие органы, учреждения и организации:
а) на областном уровне:
комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав Новосибирской области;
министерство социального развития Новосибирской области;
министерство образования, науки и инновационной политики Новосибирской области;
министерство здравоохранения Новосибирской области;
министерство труда, занятости и трудовых ресурсов Новосибирской области;
министерство региональной политики Новосибирской области;
департамент физической культуры и спорта Новосибирской области;
ГУ МВД России по Новосибирской области (по согласованию);
ГУ ФСИН России по Новосибирской области (по согласованию);
иные органы, учреждения и организации.
Взаимодействие областных органов исполнительной власти и иных организаций по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, организует министерство социального развития Новосибирской области.
б) на уровне муниципального образования:
отделы опеки и попечительства муниципальных районов и городских округов Новосибирской области (далее - отдел опеки и попечительства);
учреждения социального обслуживания семьи и детей;
учреждения здравоохранения;
органы управления образованием и образовательные учреждения;
органы и учреждения по молодежной политике, физической культуре и спорту;
отделы (подразделения) органов внутренних дел;
центры занятости населения;
иные организации.
В целях обеспечения межведомственного взаимодействия муниципальных органов исполнительной власти, учреждений и иных организаций по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, по решению органов местного самоуправления могут создаваться межведомственные координационные советы.
в) на уровне сельских и городских поселений муниципальных образований таковыми являются:
администрации сельских и городских поселений;
учреждения социального обслуживания, здравоохранения, образования, сотрудники органов внутренних дел, иные организации, действующие на данной территории.
Советы помощи семье и детям, созданные на базе сельских поселений.
1.4. Деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по раннему выявлению и оказанию помощи детям и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в социальной поддержке, осуществляется на основе принципов:
- межведомственного взаимодействия (порядок формирования отношений между субъектами системы профилактики определяется посредством согласования планов мероприятий и действий по их реализации, контроля за их выполнением);
- раннего (своевременного) выявления факта нуждаемости ребенка и семьи в государственной защите (выявление случаев необходимости оказания психологической, социальной, медицинской, образовательной, правовой, материальной, гуманитарной и иной помощи ребенку и семье, фактов жестокого обращения с ребенком, пренебрежения его правами до превращения ситуации в систему действий, носящих постоянный характер и наносящих вред и угрозу нормальному развитию ребенка);
- распределения сфер ответственности между органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (назначение ответственных должностных лиц, закрепление за ними определенного круга задач в рамках ведомственной компетенции, осуществление которых должно быть реализовано на качественном уровне для достижения поставленных целей);
- индивидуального подхода (осуществление реабилитационного процесса с учетом выявленных потребностей и индивидуальных особенностей конкретного ребенка и семьи).
2. Основные понятия
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, - дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии; дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, техногенных и экологических катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети - жертвы насилия; дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, проживающие в малоимущих семьях; дети с отклонениями в поведении; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Жестокое обращение с детьми - нанесение физического, психологического, эмоционального вреда ребенку путем умышленного действия, бездействия, а также пренебрежения родителями, воспитателями, другими лицами обязанностями по отношению к нему, наносящее вред его физическому и психическому развитию.
Насилие - умышленное применение физическим лицом или социальной группой различных форм принуждения в отношении ребенка, ущемляющее его конституционные права и свободы как гражданина, наносящее ущерб или содержащее угрозу его физическому, психическому состоянию и развитию.
План по защите прав ребенка, нуждающегося в государственной защите, - акт, утверждаемый органом опеки и попечительства, включающий перечень обязательных мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в защите государства, а также определяющий ответственных и сроки реализации указанных в плане мероприятий.
План реабилитации ребенка и семьи - комплекс мероприятий при проведении реабилитации ребенка, нуждающегося в государственной защите, и его семьи. План разрабатывается на срок от 3 до 6 месяцев на основе данных диагностики состояния ребенка и реабилитационных ресурсов семьи. План рассматривается консилиумом специалистов и утверждается органом опеки и попечительства.
Территориальный консилиум специалистов - совещательный орган, созданный в целях обеспечения эффективности реабилитационной работы с семьей и детьми при выявлении нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних, а также оказания информационно-методической, профессиональной поддержки кураторам.
Куратор случая - специалист органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеющий навыки консультирования семьи и детей.
3. Основные этапы деятельности по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, с целью профилактики социального сиротства, предупреждению отказов от детей и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
3.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка.
3.2. Проверка сведений о возможности нарушения прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите.
3.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии случая) и утверждение Плана по защите прав ребенка отделом опеки и попечительства.
3.4. Передача случая в организацию, ответственную за работу с ребенком, разработка Плана реабилитации ребенка и семьи (далее - План реабилитации).
3.5. Согласование Плана реабилитации на Территориальном консилиуме специалистов (далее - Консилиум).
3.6. Утверждение Плана реабилитации отделом опеки и попечительства.
3.7. Координация куратором работы междисциплинарной команды по выполнению Плана реабилитации.
3.8. Контроль исполнения Плана реабилитации, мониторинг куратором состояния и развития ребенка, оценка динамики ситуации в семье, согласование на Территориальном консилиуме решений, принятых на основании анализа результатов мониторинга.
3.9. Утверждение отделом опеки и попечительства результатов проведения мониторингов состояния и развития ребенка и процесса реабилитации семьи, рекомендаций консилиума, принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье либо об окончании работы с ребенком и семьей (о закрытии случая).
4. Механизмы взаимодействия органов, учреждений и иных организаций Новосибирской области по выявлению детей, нуждающихся в государственной защите, и устранению причин нарушения их прав и законных интересов
4.1. Обнаружение признаков нарушений прав и законных интересов ребенка, прием и регистрация сведений о нарушении прав и законных интересов ребенка.
4.1.1. Выявление признаков нарушений прав и законных интересов ребенка осуществляют специалисты учреждений образования, здравоохранения, социального обслуживания, сотрудники органов внутренних дел и иных организаций (специалисты учреждений и организаций):
/-\
\-/ в ходе исполнения основной деятельности;
/-\
\-/ по сообщениям, поступившим от физических и юридических лиц.
Алгоритм действий специалистов по выявлению признаков нарушений прав и законных интересов ребенка прилагается (приложение N 1.1).
4.1.2. Сбор, обработку и учет сведений о случаях выявления признаков нарушения прав и законных интересов детей осуществляет ответственное лицо, назначенное руководителями учреждений или иных организаций, обозначенных в пункте 4.1.1 (далее - Ответственное лицо).
4.1.3. Принятые Ответственным лицом от специалистов учреждений и организаций сведения о возможных нарушениях прав детей фиксируются в журнале (приложение 1.2) и в течение одних суток по установленной форме (приложение 1.3) передаются в отдел опеки и попечительства.
4.1.4. Специалист отдела опеки и попечительства фиксирует поступившие сведения в специальном журнале (приложение 1.4) и проводит оценку экстренности сигнала.
4.1.5. В случае наличия сведений о непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства действует в рамках ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации.
4.1.6. В случае, если в сообщении указывается на наличие признаков возможного нарушения прав детей, не связанных с непосредственной угрозой их жизни и здоровью, специалист органа опеки и попечительства передает информацию в уполномоченную службу для организации проверки в установленном порядке сигнала о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка.
4.2. Проверка сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка с целью установления нуждаемости ребенка в государственной защите.
4.2.1. В течение трех рабочих дней со дня получения сведений отдел опеки и попечительства организует обследование условий жизни ребенка с целью проверки поступивших сведений о возможном нарушении прав и законных интересов ребенка, оценки риска жестокого обращения с ребенком.
4.2.2. Специалист отдела опеки и попечительства либо специалист уполномоченной службы в соответствии с п. 4.1.6, 4.1.7 настоящего Порядка проводит оценку безопасности нахождения ребенка в семье (в соответствии с методическим руководством по заполнению формы оценки безопасности и оценки риска) и, в случае необходимости, составляет План безопасности ребенка, включающий неотложные меры по обеспечению безопасности его жизни и здоровья в семье (далее - План Безопасности). По результатам обследования также заполняется форма оценки риска жестокого обращения с ребенком (приложение N 1.5).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Подпункт 4.1.7 отсутствует.
4.3. Принятие решения о начале работы с ребенком и семьей (об открытии "случая") и утверждение Плана по защите прав ребенка отделом опеки и попечительства.
При выявлении нуждаемости государственной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего утверждается План по защите прав ребенка.
4.3.1. План по защите прав ребенка (приложение N 1.6) содержит:
- указание об открытии случая в отношении конкретного ребенка;
- предписания о выполнения плана безопасности (при необходимости); разработке плана реабилитации семьи и ребенка;
- план семейного жизнеустройства ребенка, оставшегося без попечения родителей (при наличии);
- сроки проведения мониторинга эффективности работы.
4.3.2. План по защите прав передается на исполнение в организацию, ответственную за работу с ребенком и его семьей, не позднее чем в течение трех суток после его утверждения.
4.4. Передача случая в организацию, ответственную за работу с ребенком, разработка Плана реабилитации ребенка и семьи (далее - План реабилитации).
4.4.1. Руководителем организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, издается приказ о назначении куратора "случая", который с участием других специалистов данной и иных организаций, принимающих участие в выявлении детей, нуждающихся в государственной защите, и устранении причин нарушения их прав и законных интересов:
- в течение трех суток осуществляет выход в семью для сбора информации, проводит анализ ее ресурсов;
- совместно с семьей разрабатывает План реабилитации семьи и ребенка (приложение N 1.7) на период от 3 до 6 месяцев, представляет его в Территориальный консилиум специалистов на согласование не позднее 30 дней со дня поступления в организацию Плана по защите прав; решение Консилиума фиксируется в протоколе соответствующего заседания;
организует выполнение Плана реабилитации.
К выполнению данных мероприятий могут привлекаться члены совета помощи семье и детям, действующего на уровне сельских и городских поселений муниципальных образований.
В состав Территориального консилиума входят специалисты учреждений здравоохранения, образования, социального обслуживания, горрайорганов внутренних дел, специалисты по работе с семьей и детьми и др. специалисты, взаимодействие с которыми необходимо при разработке мероприятий, направленных на нейтрализацию/минимизацию выявленных факторов риска жестокого обращения с ребенком и причин возникновения случая нарушения прав и законных интересов ребенка. Состав Территориального консилиума специалистов и Положение о территориальном консилиуме специалистов утверждается постановлением главы муниципального образования.
4.4.2. План реабилитации семьи и ребенка содержит цель и задачи реабилитационной работы с ребенком и семьей; комплекс необходимых мероприятий, реализуемых специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а также ответственных за исполнение, сроки контроля и данные об изменениях в семье.
4.4.3. План реабилитации семьи и ребенка утверждается отделом опеки и попечительства.
4.5. Контроль исполнения Плана реабилитации.
4.5.1. В целях обеспечения контроля за исполнением Плана реабилитации куратор "случая":
осуществляет сбор и анализ информации от организаций, участвующих в исполнении Плана реабилитации, по его реализации;
совместно со специалистами органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений, включенных в План реабилитации семьи и ребенка, проводит в установленном порядке диагностику состояния и развития ребенка, процесса реабилитации семьи (далее - Диагностика) в сроки, обозначенные в решении консилиума.
4.6. Принятие решения о дальнейших действиях по отношению к семье.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
5.6.1. Результаты Диагностики рассматриваются Консилиумом с участием руководителя организации, ответственной за работу с ребенком и его семьей, куратора "случая", специалистов иных организаций в сроки, обозначенные в решении консилиума, но не реже одного раза в три месяца.
5.6.2. По результатам Диагностики:
Консилиум согласовывает решение о продолжении работы со "случаем";
начальник отдела опеки и попечительства утверждает решение о закрытии "случая" (приказ/решение).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.