Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2 изменено. - Распоряжение Главы Республики Саха (Якутия) от 25 марта 2021 г. N 106-РГ
Приложение N 2
Утверждена
распоряжением Главы
Республики Саха (Якутия)
от 17 октября 2020 г. N 399-РГ
Концепция
(описание) создания Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников Республики Саха (Якутия)
25 марта 2021 г.
На территории Республики Саха (Якутия) будет создан Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников (далее - ЦНППМПР) как структурное подразделение автономного образовательного учреждения Республики Саха (Якутия) дополнительного профессионального образования "Институт развития образования повышения квалификации им. С.Н. Донского II" (далее - институт) (по модели "стандарт"). Институт находится в центре города Якутска с удобной транспортной доступностью по адресу: 677000 г. Якутск, проспект Ленина, дом 3.
Обоснование потребности в реализации создания ЦНППМПР
Создание ЦНППМПР, соответствующего целям и задачам федерального проекта "Современная школа" национального проекта "Образование", основным принципам национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста, для Республики Саха (Якутия) является актуальным.
По статистическим данным в системе образования Республики Саха (Якутия) работают 23 652 педагога, в том числе 18 182 - в общеобразовательных организациях, 3479 - в организациях дополнительного образования детей, 1991 - в средних специальных образовательных организациях.
В общеобразовательных организациях доля педагогических работников с высшим образованием составляет 82,5 процента, в дошкольных образовательных организациях - 56,9 процента, в организациях дополнительного образования - 64 процента. Несмотря на реализацию комплекса мер по привлечению молодых специалистов, доля учителей со стажем работы до 5 лет составляет 14 процентов (по Российской Федерации - 9 процентов). Региональная специфика Республики Саха (Якутия) показывает, что 70 процентов общеобразовательных учреждений республики находятся в сельской местности, из них являются малокомплектными - 204.
В Республике Саха (Якутия) имеется опыт организации повышения квалификации педагогических работников и реализации дополнительных профессиональных программ, нацеленных на адресное удовлетворение образовательных запросов педагогических работников по результатам выявления уровня владения профессиональными компетенциями посредством индивидуализации образовательных траекторий. Лидирующую позицию среди всех организаций занимает институт. В институте созданы условия для обеспечения права педагогов на повышение квалификации 1 раз в 3 года. Обновление профессиональных компетенций и усиление требований к педагогическим работникам требуют большей мобильности и гибкости системы повышения квалификации. Учителям должна быть обеспечена эффективная личностная и профессиональная поддержка на протяжении всей карьеры.
С 2018 года проводится тестирование педагогических работников посредством автоматизированной системы объективной и комплексной аттестационной оценки учителей общеобразовательных организаций Республики Саха (Якутия) (по программе Климина С.).
С 2019 года на единой электронной платформе института "Новые возможности" (https://lk14.ru) формируется электронная база данных и создаются личные кабинеты всех педагогов республики, где они проходят тестирование по 4 компетенциям (предметным, методическим, психолого-педагогическим и коммуникативным). На данный момент в базе зарегистрировано 19 299 педагогов республики.
Результаты тестирования по педагогическим компетенциям работников образования выявили, что не у каждого педагога сформированы способности профессионального общения, не все умеют подбирать необходимые средства, методы для формирования успешной мотивации обучающихся. Также не в полной мере созданы условия для приобретения и повышения человеком профессиональных и надпрофессиональных компетенций в течение всей жизни, что требует непрерывного повышения квалификации. Особенно актуальны вопросы применения современных образовательных технологий для формирования ключевых компетенций у детей.
Для восполнения этих дефицитов необходимо изменить подходы к системе подготовки и повышения квалификации управленческого и педагогического корпуса, осуществить разработку новых селективных программ повышения квалификации, соответствующих требованиям профессионального стандарта, модернизировать системы методических служб, интегрировать системы повышения квалификации.
Анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет также вычленить ряд противоречий:
между необходимостью обеспечить персонифицированное повышение квалификации педагога с использованием современных форм и технологий (сетевое повышение, цифровые технологии и др.) и неразработанностью механизмов и норматива финансирования повышения квалификации по индивидуальному образовательному маршруту по сетевой программе дополнительного профессионального образования;
между необходимостью создания условий для приобретения и повышения человеком профессиональных и надпрофессиональных компетенций в течение всей жизни и отсутствием надлежащих подходов в системе методической работы в межкурсовой период;
между достаточно высокой долей педагогических работников с высшей и первой квалификационными категориями по результатам аттестации и недостаточно качественными результатами государственной итоговой аттестации обучающихся республики в форме ГИА по сравнению с общероссийскими показателями;
между необходимостью кардинального улучшения качества работы педагогических кадров, непрерывного профессионального роста педагогов и отсутствием независимой оценки качества образования, профессионально-общественной аккредитации дополнительных профессиональных программ и общественной аккредитации организаций и специалистов;
между необходимостью трансформации аттестации педагогов в реальный механизм профессионального роста и отсутствием новых должностей педагогических работников, отражающих их профессиональные успехи и обеспечивающих переход к горизонтальной системе карьерного роста;
между необходимостью достижения планируемых в ФГОС результатов и несформированностью у педагогов необходимых навыков организации образовательного процесса при деятельностном подходе; отсутствием критериев оценки качества образования на деятельностной основе.
На разрешение этих противоречий направлено создание ЦНППМПР, который призван изменить подходы к системе непрерывного повышения квалификации управленческого и педагогического корпуса.
Деятельность ЦНППМПР позволит:
внедрить систему адресного и персонифицированного повышения квалификации и индивидуального сопровождения педагогов в курсовой и межкурсовой период, в том числе с помощью технологических ресурсов электронного обучения, цифровой образовательной платформы;
разработать и внедрить инновационные дополнительные профессиональные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также пакет диагностических инструментов и методических рекомендаций по их использованию;
осуществить комплекс мер по сопровождению внедрения профессиональных стандартов в сфере образования;
развить коллективную интерактивную среду для сетевого взаимодействия научно-методических и образовательных организаций;
совершенствовать работу региональных и муниципальных методических служб, в том числе через взаимодействие в сетевых профессиональных сообществах;
совершенствовать систему конкурсов профессионального мастерства педагогов;
выявить и продвигать эффективные модели педагогических практик, способствующих непрерывному профессиональному развитию педагогических работников, через создание виртуальных лабораторий, стажировочных площадок корпоративного обучения.
Новые информационные и методологические ресурсы, правовые, организационные, финансовые механизмы ЦНППМПР обеспечат модернизацию системы методической поддержки педагогических работников, будут достигнуты целевые индикаторы (приложение N 1 к настоящей Концепции, таблица индикаторов). Центр на территории Республики Саха (Якутия) обеспечит своевременную адаптацию педагогов к меняющимся условиям (технологии и содержания образования) на основе диагностики профессиональных компетенций педагогических работников и анализа запросов педагогических работников по овладению новыми профессиональными компетенциями, окажет помощь в построении индивидуальных образовательных маршрутов.
В результате в процессе обучения в ЦНППМПР педагоги будут иметь возможность:
актуализировать знания и компетенции в области применения передовых образовательных технологий;
выявить степень владения профессиональными компетенциями и оценить возможности их развития;
разнообразить цифровые компетенции;
получить направление для дальнейшего профессионального развития по уникальной траектории развития.
Создание ЦНППМПР позволит своевременно восполнить профессиональные дефициты педагогов на уровне общего образования, высшего, среднего профессионального образования и дополнительного образования; будет способствовать развитию условий для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников, в том числе на основе использования современных цифровых технологий.
Иная дополнительная информация.
Зонирование и дизайн-проект в соответствии с брендбуком
Зонирование и дизайн-проект спроектированы в соответствии с брендбуком.
В дизайне помещений ЦНППМПР присутствует фирменный логотип: "учитель будущего", "magister posterum" с дескриптором "Центр непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников".
Дизайн помещения соответствует основным константам брендбука: фирменной типографике, цветам, фирменной графике.
В целях сохранения самоидентификации региона в дизайн-проект помещений добавлена региональная символика в виде национального орнамента.
При этом цветовая гамма помещения ЦНППМПР выдержана в едином стиле в соответствии с рекомендациями брендбука.
Рис.1. Панорамная визуализация помещения ЦНППМПР
Рис. 2. Пример стены с дверными проемами ЦНППМПР
Рис. 3. Пример стены с оконными проемами ЦНППМПР
Рис.4. Пример глухой стены ЦНППМПР
Площадь помещения ЦНППМПР соответствует требованиям, обеспечена оборудованием для проведения лекционных, семинарских занятий, а также для других видов деятельности сотрудников ЦНППМПР и посетителей. Аудитории оснащены рабочими местами, шкафами-купе для учебных аудиторий, стеллажами для размещения необходимых диагностических, методических материалов, литературы, инструментария, необходимого для проведения лекций. Аудитории, лектории оснащаются системами отображения и озвучивания (видеостены, мультимедийное оборудование, камеры на 360°, интерактивные трибуны). Для индивидуальной и массовой работ с информацией на электронных носителях помещения медиатеки оснащены необходимым оборудованием (МФУ, сканер, моноблоки). Проектная зона содержит необходимое количество комплектов мебели, мультимедийного оборудования для организации мероприятий в формате видео-конференц-связи с одновременным подключением до 100 точек в целях проведения on/off-line трансляции.
Здание ЦНППМПР содержит значительный парк оборудования, имеет сложную сеть освещения, кондиционирования и отопления. Рекреационные зоны представляют собой особую развивающую, здоровьесберегающую среду, позволяющую реализовать ценности, цели и принципы современного образования.
ЦНППМПР как структурное подразделение института будет иметь комфортные условия для непрерывного и планомерного повышения квалификации педагогических работников.
В помещении выделены следующие функциональные зоны:
1. Медиатека (49,4 ), количество мест для посетителей - 25. Представляет собой организованное пространство для индивидуальной и массовой работы с информацией на электронных носителях. Медиатека входит в комплекс с библиотекой фондом 20 000 тыс. экземпляров. Для интенсификации образовательного процесса ресурсы медиатеки объединены с ресурсами компьютерного класса.
2. Коворкинг-пространство (50 ), количество мест для посетителей - 25. Помещение оснащено необходимой оргтехникой. Рабочая зона отделена от переговорной, также есть зоны для рекреации и проведения тренингов.
3. 2 лектория (115 и 71
), количество мест для посетителей - 150. Помещения для проведения публичных лекций, оснащенные проекционным, демонстрационным и звукоусиливающим оборудованием.
4. Административные зоны: рецепция, помещение для персонала (64,2 ), количество мест посетителей - 35. Рабочие места для сотрудников Центра.
5. Помещение для проектной деятельности (48,5 ), количество оборудованных мест участников - 25. Учебная зона, обеспечивающая совместную учебную, творческую и игровую деятельность.
6. 5 многофункциональных учебных аудиторий (от 33,4 - 51 ), включая 2 аудитории-трансформера, количество оборудованных мест участников - 75. Помещения трансформируются под различные формы организации образовательного процесса.
Предварительная калькуляция операционных расходов на функционирование ЦНППМПР представлена в приложении N 2 к настоящей Концепции.
Примерное штатное расписание по модели "стандарт" представлено в приложении N 3 к настоящей Концепции.
Информация о предполагаемом ЦНППМПР с указанием местонахождения, организационно-правовой формы и общей площади представлена в приложении N 4 к настоящей Концепции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.