Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение А
Классификация и возможные причины возникновения дефектов аэродромных покрытий
А.1 Характерными дефектами аэродромных покрытий из цементобетона (армобетона, железобетона) являются:
- трещины продольные, поперечные, угловые, со сколами кромок и без, раскрытые и нераскрытые (волосяные);
- сколы углов и кромок плит;
- шелушение;
- сетка трещин;
- D-образное растрескивание;
- просадка плит;
- уступы кромок плит;
- коробление;
- выбоины;
- раковины;
- оголение арматуры;
- нарушение герметизации швов;
- разрушенные плиты (плиты, разделенные сквозными трещинами на несколько частей, блоков, размером менее 3,75x3,75 м);
- разрушенный участок ремонта.
Виды дефектов с указанием возможных причин их возникновения и характером проявления приведены в таблице А.1.
Таблица А.1 - Виды дефектов аэродромных покрытий из цементобетона (армобетона, железобетона)
Вид дефектов |
Возможные причины возникновения |
Проявление дефекта |
Продольные, поперечные и угловые трещины, трещины, делящие плиту на две и более частей |
Воздействие повторяющихся эксплуатационных нагрузок, а также температурные напряжения и недостаточная несущая способность основания |
Проявляются в нарушении целостности плит. При двухслойной конструкции покрытия возможно отраженное трещинообразование |
Сколы углов и кромок плит |
В результате: воздействия эксплуатационных нагрузок, засорения швов несжимаемым материалом и возникновения сверхрасчетных напряжений, нарушения технологии строительства |
Сколы представляют собой разрушение углов и кромок плит (или раскрытых трещин) в зоне до 0,6 м от шва. Плоскость скола обычно проходит под углом к плоскости грани плиты и не на всю толщину плиты |
Шелушение |
В результате: нарушения технологии укладки и отделки поверхности бетона, применения антигололедных реагентов, агрессивных к бетону, замораживания-оттаивания бетона при его пониженной морозостойкости, температурного воздействия газовоздушных струй авиадвигателей |
Шелушение проявляется в отслоении цементного камня с поверхности плиты и последующем оголении крупного заполнителя (щебня). В результате на поверхности плиты появляются неровности глубиной от 0,3 до 4 см. Шелушение дифференцируется по глубине: на поверхностное (глубиной до 0,5 см) и глубокое (свыше 0,5 см), а также по площади распространения на плите: на очаговое и сплошное |
Сетка трещин |
В процессе твердения бетона в результате его усадки при недостаточном уходе за твердением, а также над арматурной сеткой |
Сетка трещин, в т.ч. усадочные трещины, представляет собой волосяные трещины (шириной раскрытия до 0,1 мм), как правило, замкнутого контура, длиной от нескольких сантиметров до нескольких десятков сантиметров, которые распространяются не на всю толщину плиты |
D-образное растрескивание |
В результате: щелочной реакции между составляющими цемента и щебня, обжатия бетона при температурных деформациях плит и возникновения сверхрасчетных напряжений |
D-образное растрескивание проявляется виде узора (сетки) трещин, идущих параллельно шву в виде концентрических трещин в углу плиты. Вокруг этих трещин может наблюдаться потемнение покрытия вследствие концентрации влаги в трещинах |
Просадка плит |
В результате деформационных процессов грунтового и/или искусственного основания |
Просадка проявляется в виде вертикального смещения плиты или нескольких плит с образованием уступов или понижения поверхности покрытия |
Уступы кромок плит |
Пучение или просадка плит, вызванные неудовлетворительной работой основания или разрушением нижележащего слоя. На сборном покрытии из плит ПАГ - нарушение технологии укладки плит |
Уступы кромок плит и трещин представляют собой разницу в высоте краев шва или трещины |
Коробление |
В результате неудовлетворительной работы швов расширения. Коробление также может произойти в зоне прохода линий коммуникаций или дренажа при морозном пучении грунтов |
Коробление - подъем края плиты (фрагмента плиты) в районе поперечного шва, сопровождающийся разрушением, скалыванием, выкрашиванием кромки плиты в зоне шва |
Выбоины |
Механическое повреждение покрытия, попадание в бетонную смесь при укладке и отделке посторонних предметов |
Выбоины - участок покрытия, от поверхности которого откололся небольшой фрагмент бетона |
Раковины |
Применение в смеси грязного крупного наполнителя (щебня), недостаточная морозостойкость щебня, отклонения в технологии при укладке смеси |
Раковины - участок покрытия, на котором произошло отделение крупного заполнителя - щебня или постороннего включения. Как правило, раковина представляет собой лунку округлой формы 1-10 см в диаметре |
Оголение арматуры (арматурной сетки) |
Из-за нарушения технологии выполнения арматурных работ при возведении покрытий и вследствие дефектов бетона (недостаточная толщина защитного слоя, глубокое шелушение, сколы и т.д.) |
Оголение арматуры проявляется в выходе на поверхность отдельных арматурных стержней или сетки, которое происходит в местах разрушения защитного слоя бетона |
Нарушение герметизации швов |
Механическое повреждение герметика в швах, старение герметика под воздействием климатических факторов, нарушение (отсутствие) адгезии герметика к стенкам камеры шва вследствие его старения или нарушения технологии заливки |
Основными проявлениями нарушения герметизации шва являются: отслоение герметика, выдавливание герметика из шва на поверхность бетона, прорастание травы, отсутствие герметика в шве |
Разрушенные плиты |
Эксплуатация сверхрасчетными нагрузками, недостаточная несущая способность покрытия в комплексе с основанием |
Плиты разделены сквозными трещинами на несколько частей, блоков, размером менее 3,75x3,75 м |
Примечание - В железобетонных покрытиях трещины шириной раскрытия под проектной нагрузкой менее 0,3 мм не считаются дефектом и не учитываются при оценке технического состояния покрытия. |
А.2 Характерными дефектами аэродромного покрытия с асфальтобетонной поверхностью (нежесткий и смешанный тип покрытия) являются:
- продольные и поперечные трещины, в том числе со сколами кромок;
- отраженные трещины, в том числе со сколами кромок;
- блочное растрескивание;
- сетка трещин (крокодиловая кожа);
- сдвиговые (проскальзывания) трещины;
- эрозия поверхности;
- выбоины;
- колееобразование (колея);
- просадка;
- пучение;
- нарушение герметизации;
- разрушенный участок ремонта.
Виды дефектов с указанием возможных причин их возникновения и характером проявления приведены в таблице А.2.
Таблица А.2 - Виды дефектов аэродромных покрытий с асфальтобетонной поверхностью (нежесткий и смешанный типы покрытия)
Вид дефектов |
Возможные причины возникновения |
Проявление дефекта |
Продольные трещины |
Нарушение технологии укладки смежных полос асфальтобетона, возникновение сжимающих напряжений в асфальтобетоне в период отрицательных температур, старение битумного вяжущего |
Продольные трещины идут параллельно осевой линии покрытия элемента аэродрома и, как правило, расположены в технологических швах асфальтобетона |
Поперечные трещины |
Возникновение сжимающих напряжений в асфальтобетоне в период отрицательных температур, старением битумного вяжущего, отражение от швов и трещин нижележащего бетонного слоя в смешанных типах конструкций |
Поперечные трещины идут под прямым углом к осевой линии покрытия, перпендикулярно направлению движения ВС. Поперечные трещины также могут быть раскрытыми и волосяными, со сколами кромок и с сеткой трещин вдоль кромок |
Отраженные трещины |
В результате разницы коэффициентов температурного расширения бетона и асфальтобетона |
Отраженные трещины - продольные и поперечные трещины образуются в асфальтобетонном слое аэродромных конструкций смешанного типа |
Блочное растрескивание |
В результате сочетания факторов: возникновение температурных напряжений сжатия и растяжения в асфальтобетоне и повышение хрупкости асфальтобетона вследствие старения битумного вяжущего. Как правило, появление этого дефекта не связано с эксплуатационными нагрузками |
Блочное растрескивание - сетка трещин, которые делят покрытие на прямоугольные фрагменты. Размер ячейки такой сетки трещин, как правило, находится в пределах 0,3-3 м |
Сетка трещин ("крокодиловая кожа") |
В результате накопления остаточных деформаций (прогибов) в асфальтобетонном слое под воздействием эксплуатационной нагрузки с высоким давлением в пневматиках |
Дефект представляет собой серию коротких, параллельно идущих трещин, возникающих в зоне прохода основных опор ВС. В результате нагружения покрытия и старения асфальтобетона трещины образуют мелкие продолговатые фрагменты |
Сдвиговые (проскальзывания) трещины |
В результате недостаточной прочности верхнего асфальтобетонного слоя на сдвиговые усилия, нарушения скоростного режима эксплуатации ВС |
Внешне трещины представляют сдвиговые трещины (деформации) в виде полумесяца, расположенные поперек направления движения в зоне торможения, разворота ВС или руления на РД |
Эрозия поверхности |
В результате старения и выгорания битума под воздействием солнечной радиации или газовоздушной струи от низкорасположенных двигателей ВС |
Эрозия поверхности - проявляется в выкрашивании заполнителя (щебня) с поверхности асфальтобетона. Эрозия может быть поверхностной - глубиной до 0,5 см, и глубокой - глубиной 0,5-4 см |
Выбоины |
Механическое повреждение поверхности асфальтобетона, очаговое развитие глубокой эрозии (глубиной более 4 см) |
Выбоины - локальный участок покрытия, на поверхности которого происходит интенсивное глубокое разрушение |
Колееобразование (колея) |
Накопление остаточных деформаций в слое асфальтобетона от воздействия длительных статических или динамических нагрузок от опор ВС. Наблюдаются, как правило, на местах стоянок ВС. Основная причина - длительная инсоляция и высокие температуры воздуха в летний период эксплуатации |
Колееобразование (колея) - представляет собой понижение поверхности покрытия в зоне прохода и остановки пневматиков опор ВС, как правило, на местах стоянок. По краям колеи может произойти выдавливание асфальтобетона |
Просадка |
В результате нарушения технологии строительства (наличие линз льда в насыпи, участков с недоуплотненным грунтовым основанием), локального наличия неучтенных просадочных грунтов, вымывания грунта искусственного или естественного основания. |
Просадка - понижение участка покрытия, на поверхности асфальтобетонного слоя |
Пучение |
В результате промерзания обводненных или склонных к пучению грунтов основания за счет неудовлетворительного водоотведения |
Пучение - поднятие поверхности покрытия (в виде бугров или плавной протяженной волны). Пучение, как правило, сопровождается растрескиванием асфальтобетона от центра к краям бугра или от вершины поднятия к прилегающей ровной поверхности покрытия |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.