Решение Томского областного суда от 1 декабря 2020 г. по делу N 3а-136/2020 "О признании недействующими пункта 296 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 N 96-о, пункта 284 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, пункта 278 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 N 105-о, пункта 265 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N 99-о" (извлечение)
Именем Российской Федерации
распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год" в соответствии со статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации определен перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень).
В соответствии с пунктом 296 приложения к распоряжению Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год" в указанный Перечень включены помещения, расположенные по адресу: /__/ (кадастровый номер /__/).
Указанные помещения включены также:
- в Перечень объектов для целей налогообложения на 2018 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2017 года N 85-о (пункт 284);
- в Перечень объектов для целей налогообложения на 2019 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29 ноября 2018 года N 105-о (пункт 278);
- в Перечень объектов для целей налогообложения на 2020 год, определенный распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27 ноября 2019 года N 99-о (пункт 265).
У.М.Н. обратилась в суд с административным иском об оспаривании распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год", распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 85-о от 29 ноября 2017 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год", распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 105-о от 29 ноября 2018 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год", распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 99-о от 27 ноября 2019 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год" в части включения в указанные Перечни принадлежащих ей на праве собственности до 5 июня 2020 года помещений, расположенных по адресу: /__/, кадастровый номер /__/.
В обоснование заявленных требований указала, что включение нежилых помещений в Перечень противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку указанные помещения не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Отмечает, что помещения, расположенные по адресу: /__/, кадастровый номер /__/, ею сданы в аренду /__/ и У.М.О. При этом /__/ осуществляет деятельность гостиницы - /__/.
Указывает, что в ответ на ее запрос ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" указало, что 31 августа 2016 года представителями уполномоченной организации проведены мероприятия в соответствии с планом проведения мероприятий на 3 квартал 2016 года в отношении помещений, расположенных по адресу: /__/ (кадастровый номер /__/). По результатам мероприятия составлен акт N 01-28/2016-290/01 от 7 сентября 2016 года, согласно которому процентное соотношение торговой или офисной площади к общей площади объекта - 100%.
В акте было указано, что обследование проведено путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания по причине отказа представителя собственника в доступе на объект общей площадью /__/ кв. м. К акту прилагались фотографии здания гостиницы, на фасаде которого размещались надписи "Сауна", "Кафе".
Проверка фактического использования помещений на момент формирования и утверждения перечней на 2018-2020 годы уполномоченным органом не проводилась.
Указывает, что здание гостиницы по адресу: /__/ состоит из двух объектов: непосредственно указанного в акте площадью /__/ кв. м, а также /__/.
Отмечает, что вход в гостиницу общедоступный, при входе отсутствует пост охраны. На момент проведения обследования (31.08.2016) и составления акта (07.09.2016) в гостинице проживали гости. Непосредственно из холла гостиницы имеются вход в помещение кафе и сауны для гостей и посетителей. Проход на этажи гостиницы, в которых размещены гостиничные номера, также свободный. У уполномоченной организации отсутствовали какие-либо преграды для проведения обследования.
Также отмечает, что у нее отсутствовала информация о том, что 31 августа 2016 года в помещениях гостиницы уполномоченной организацией будут проводиться мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
Указывает, что 26 февраля 2020 года представителями Уполномоченной организации проведены мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества в отношении спорных помещений. Согласно акту N 03-02/2020-55 от 4 марта 2020 г общая площадь объекта с кадастровым номером /__/ составляет /__/ кв. м, торговая или офисная площадь составляет /__/ кв. м, процентное соотношение - 17,47%. Полагает, что акт от 4 марта 2020 г. в полной мере опровергает сведения, содержащиеся в акте от 7 сентября 2016 года.
Определением судьи Томского областного суда от 12 октября 2020 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена У.З., являющаяся с 05.06.2020 г собственником спорного объекта недвижимости.
На основании части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца У.М.Н., заинтересованного лица У.З., извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
В судебном заседании представитель административного истца Н. заявленные требования поддержал по основаниям, указанным в иске. Дополнительно отметил, что здание, расположенное по адресу: /__/, состоит из двух объектов недвижимости, которые никак не выделены и не обособлены друг от друга.
Представитель Департамента по управлению государственной собственностью Томской области Б. заявленные требования не признал. Указал, что уполномоченной организацией 31 августа 2016 года было проведено обследование, в результате которого составлен акт о фактическом использовании спорного объекта недвижимости. Было установлено, что вся площадь спорного объекта используется для целей, соответствующих признакам, указанным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. На основании данного акта спорный объект недвижимости был включен в Перечень на 2017 год. Так как информации об изменении фактического использования объекта недвижимости не имелось, данный объект был включен в Перечни на 2018, 2019, 2020 гг.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, допросив свидетелей, заслушав заключение прокурора Гутова С.С., полагавшего заявленные требования подлежащими удовлетворению, проверив оспариваемые распоряжения на предмет соответствия федеральным законам и иным нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд приходит к следующим выводам.
В силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
В ходе судебного заседания установлено, следует из материалов дела, что У.М.Н. с 06.10.2005 по 05.06.2020 являлась собственником нежилого помещения с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о переходе права на объект недвижимости (т. 1, л.д. 18-19), и в силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации - плательщиком налога на имущество физических лиц.
Согласно статье 409 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1). Возврат (зачет) суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 настоящего Кодекса.
Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога в соответствии с пунктом 7 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах или по результатам взаимосогласительной процедуры в соответствии с международным договором Российской Федерации по вопросам налогообложения.
Оспариваемые Перечни объектов для целей налогообложения на 2017, 2018, 2019 годы в период их действия являлись основанием для расчета налога на имущество физических лиц за 2017, 2018, 2019 годы, исходя из кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости. При этом трехлетний срок, в пределах которого может быть подано заявление о зачете или возврате сумм уплаченного налога на имущество физических лиц до настоящего времени не истек. Срок уплаты налога на имущество физических лиц за 2019 год наступил 1 декабря 2020 г., обязанность по уплате указанного налога за 2020 год на день рассмотрения административного дела еще не наступила.
Изложенное свидетельствует о том, что оспариваемыми в части нормативными правовыми актами затрагиваются права У.М.Н. как налогоплательщика, она вправе обращаться в суд с соответствующим административным иском.
При рассмотрении дела судом установлено, что оспариваемые административным истцом в части нормативные правовые акты регулируют отношения в сфере налогообложения.
Согласно пункту "и" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
Подпунктом 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.
В статье 3 Налогового кодекса Российской Федерации закреплено, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 названного кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого же кодекса, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В силу подпункта 1 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
Таким образом, формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, в том числе и для целей исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц, регламентируется пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и конкретизирующими его положения актами.
Постановлением Администрации Томской области N 454а от 3 декабря 2014 года утвержден Порядок определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N 1); создана комиссия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N 2); а также утверждено Положение о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (приложение N 3).
В силу подпункта 1 пункта 6 Положения о комиссии по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения комиссия рассматривает перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость имущества, в том числе объектов, в отношении которых в установленном порядке проведены мероприятия по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества, и принимает решения об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения.
По итогам рассмотрения данных вопросов комиссия принимает решения о включении или об отказе во включении объектов недвижимого имущества в перечень объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решение комиссии об утверждении перечней объектов носит рекомендательный характер при определении Департаментом по управлению государственной собственностью Томской области перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения. Решения комиссии оформляются протоколом заседания комиссии, который подписывается председателем комиссии, а при его отсутствии - председательствующим на заседании заместителем председателя комиссии. Решения комиссии (копии протокола заседания комиссии или выписки из него вместе со сводным перечнем объектов недвижимого имущества для целей налогообложения) в срок не позднее пяти рабочих дней с даты проведения заседания комиссии направляются секретарем комиссии в Департамент по управлению государственной собственностью Томской области для подготовки проекта распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов недвижимого имущества для целей налогообложения (пункты 12, 15 приведенного Положения).
Пунктом 15 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения предусмотрено, что в срок не позднее 30 ноября года, предшествующего очередному налоговому периоду по налогу на имущество организаций, Департамент по управлению государственной собственностью Томской области осуществляет подготовку распоряжения Департамента по управлению государственной собственностью Томской области об определении перечня объектов для целей налогообложения.
Департамент по управлению государственной собственностью Томской области согласно пункту 1 Положения, утвержденного постановлением Губернатора Томской области N 68 от 11 июня 2013 года, является исполнительным органом государственной власти Томской области, входящим в систему исполнительных органов государственной власти Томской области, а значит, наделен правом издавать нормативные правовые акты. При этом Департамент уполномочен на определение перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, для целей налогообложения, направление указанного перечня в электронной форме в налоговый орган по Томской области и размещение перечня на официальном сайте (пункт 10).
Таким образом, Департамент принимает распоряжение об утверждении перечней на основании рекомендательных решений комиссии об утверждении сводных перечней объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, включающих в себя как объекты, в отношении которых проведены мероприятия по определению вида фактического использования, так и те объекты, в отношении которых такие мероприятия не проводились.
Материалами дела подтверждено, что протоколом заседания комиссии N 4 от 23 ноября 2016 г. утвержден сводный перечень объектов недвижимости на 2017 год, в отношении которых налогооблагаемая база определяется как кадастровая стоимость; протоколом N 6 от 15 ноября 2017 года утвержден такой же сводный перечень объектов недвижимости на 2018 год; протоколом заседания комиссии N 8 от 30 октября 2018 года утвержден такой же сводный перечень объектов недвижимости на 2019 год; протоколом заседания комиссии N 10 от 28 октября 2019 года утвержден соответствующий сводный перечень объектов недвижимости на 2020 год (т. 2, л.д. 14 - 30).
Из содержания протоколов указанных заседаний комиссии следует, что во всех случаях в заседании принимали участие более половины ее членов.
Оспариваемые распоряжения приняты Департаментом на основании перечисленных решений комиссии, изложенных в соответствующих протоколах заседаний, в пределах своей компетенции и в порядке, установленном нормативными правовыми актами: постановлением Губернатора Томской области N 68 от 11 июня 2013 года, постановлением Администрации Томской области N 454а от 3 декабря 2014 года.
Распоряжения с приложениями были официально опубликованы в полном соответствии со статьей 30 Закона Томской области N 9-ОЗ от 7 марта 2002 года "О нормативных правовых актах Томской области", статьей 6 Закона Томской области N 19-ОЗ от 12 мая 2000 года "О порядке опубликования и вступления в силу законов и иных нормативных правовых актов Томской области" на официальном интернет-портале "Электронная администрация Томской области" https://tomsk.gov.ru в разделе нормативные правовые акты и интернет-портале Департамента по управлению государственной собственностью Томской области в телекоммуникационной сети "Интернет" http://dugs.tomsk.gov.ru.
Таким образом, оспариваемые административным истцом в части распоряжения приняты уполномоченным органом в пределах компетенции с соблюдением требований законодательства к порядку и процедуре принятия, официально опубликованы для всеобщего сведения в сроки, предусмотренные подпунктом 3 пункта 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, и по этим основаниям не оспариваются.
Разрешая вопрос о соответствии оспариваемых в части распоряжений требованиям нормативных актов, имеющих большую юридическую силу, суд принимает во внимание, что федеральный законодатель указал критерии, при наличии которых нежилое здание, помещения в них признается объектом налогообложения, налоговая база которого определяется как его кадастровая стоимость.
Объекты недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется исходя из их кадастровой стоимости, определены пунктом 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в том числе к ним относятся административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них, а также нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
В соответствии с пунктом 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
В силу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Согласно пункту 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (пункт 5 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации).
Как следует из материалов дела, спорный объект, принадлежавший на праве собственности У.М.Н., с кадастровым номером /__/ площадью /__/ кв. м является помещением, имеет назначение - нежилое, расположен на земельном участке, который отнесен к землям населенных пунктов, с видом разрешенного использования "для эксплуатации административного здания".
Из содержания подпункта 1 пункта 3, подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что для отнесения объекта недвижимости к административно-деловым центрам или торговым центрам (комплексам) разрешенное использование земельного участка, на котором он расположен, должно предусматривать размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Положения пункта 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривают, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Методическими указаниями по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 15 февраля 2007 года N 39, действующими до 31 октября 2017 года, устанавливалась группировка земельных участков по видам разрешенного использования, в том числе: земельные участки, предназначенные для размещения объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания (пункт 1.2.5), земельные участки, предназначенные для размещения офисных зданий делового и коммерческого назначения (пункт 1.2.7).
Вид разрешенного использования земельного участка "для эксплуатации административного здания" пунктам 1.2.5, 1.2.7 Методических указаний не соответствует и не свидетельствует о размещении на нем офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания.
Указанный вид разрешенного использования земельного участка также не соответствует поименованным в пунктах 3.3, 4.2, 4.4 и 4.6 Классификатора видов разрешенного использования земельных участков, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540, видам разрешенного использования земельных участков, предусматривающих размещение объектов, перечисленных в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
При таком положении объект недвижимости, принадлежавший административному истцу, не мог быть включен в Перечни лишь по критерию, предусмотренному подпунктом 1 пункта 3 и подпункта 1 пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, то есть по виду разрешенного использования земельного участка, на котором оно находится.
Как установлено в ходе судебного заседания, следует из пояснений представителя Департамента по управлению государственной собственностью Томской области, спорный объект недвижимости включен в оспариваемые Перечни на основании акта N 01-28/2016-290/01 от 07.09.2016 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения (т. 1, л.д. 28 - 29).
В соответствии с пунктом 9 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Порядка определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения, утвержденного постановлением Администрации Томской области N 454а от 3 декабря 2014 года, установлено, что обследование объектов недвижимого имущества в целях определения вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения проводится (далее - Мероприятие) Уполномоченной организацией на основании плана по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области (далее - План мероприятий).
Согласно пункту 6 Порядка (в ред., действовавшей на момент проведения обследования в 2016 году) перед осуществлением Мероприятия Уполномоченная организация информирует собственников (владельцев) объектов недвижимого имущества о предстоящем Мероприятии любыми доступными способами (устно, письменно, в том числе с использованием средств факсимильной и электронной связи).
В соответствии с пунктом 10 Порядка по результатам проведенного Мероприятия представителями Уполномоченной организации составляется акт о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения.
Уполномоченной организацией на территории Томской области является ОГБСУ "Областное имущественное казначейство", целями деятельности которого в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.2 Устава данного учреждения является определение вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений в целях налогообложения налогом на имущество по правилам, установленным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Приказом директора ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" N 324 от 22 июня 2016 утвержден план мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2016 года (т. 1, л.д. 238).
В соответствии с пунктом 73 приложения к приказу ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" от 22.06.2016 N 324 нежилое помещение по адресу: /__/ было включено в План проведения мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области на 3 квартал 2016 года и проведение указанных мероприятий запланировано в период с 01.07.2016 по 30.09.2016 (т. 1, л.д. 240).
Письмом от 25.07.2016 N 769 ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" уведомило У.М.Н. о проведении обследования нежилого помещения, что подтверждается журналом регистрации отправляемых документов (т. 1, л.д. 246).
В соответствии с приказом директора ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" от 30.08.2016 N 503 "О создании комиссии и проведении мероприятий по определению вида фактического использования объектов недвижимого имущества для целей налогообложения в Томской области" создана комиссия в составе Б. и Ю. по проведению в срок до 31.08.2016 мероприятия по определению вида фактического использования объекта недвижимого имущества - спорного нежилого помещения для целей налогообложения (т. 1, л.д. 242).
По результатам проведенного 31 августа 2016 года обследования комиссией был составлен акт N 01-28/2016-290/01 от 07.09.2016 о фактическом использовании зданий (строений, сооружений, нежилых помещений) для целей налогообложения, согласно которому установлено, что 100% площади обследуемых нежилых помещений с кадастровым номером /__/ по адресу: /__/ используется под размещение кафе и сауны (т. 1, л.д. 28 - 29).
Как следует из данного акта, а также показаний свидетеля Б., вывод о фактическом использовании спорного объекта недвижимости под размещение в нем кафе (объекта общественного питания) и сауны (объекта бытового обслуживания) сделан исходя из визуального осмотра, фактическое назначение помещений внутри здания не исследовалось.
Согласно пункту 9 Порядка (в редакции, действовавшей на момент проведения обследования) в случае, если доступ на объект недвижимого имущества не был осуществлен по причинам, не зависящим от Уполномоченной организации (объект закрыт и отсутствует персонал, режимный объект, иные причины), а также в случае отказа (противодействия) собственника (владельца) объекта недвижимого имущества в доступе непосредственно на объект, но при этом имеется информация, что на указанном объекте размещены офисы и (или) торговые объекты, обследование осуществляется без доступа на объект недвижимого имущества путем визуального осмотра и фиксации внешних признаков размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания, бытового обслуживания.
В нарушение данного пункта акт от 07.09.2016 не содержит какого-либо текстового описания результатов осмотра здания, равно как и указания на выявленные внешние признаки, на основании которых помещения, расположенные в объекте отнесены к объектам общественного питания и объектам бытового обслуживания в полном объеме.
Фототаблица, включенная в названный акт обследования, содержит четыре фотографии, на которых отображен фасад здания с вывесками "гостиница", "сауна", "кафе".
Описание внешнего вида здания не дает возможности определить, какой процент площади внутренних помещений здания занимает кафе и сауна.
Сам факт недопуска представителей ОГБСУ "Областное имущественное казначейство" для проведения обследования объекта недвижимости без наличия объективных данных, свидетельствующих об использовании более 20% общей площади объекта для размещения кафе и сауны, не может служить достаточным и единственным основанием для вывода о фактическом использовании объекта недвижимости под названные цели и, как следствие, возложение на собственника обязанности по уплате налога на имущество в большем размере.
В материалы дела представлена выписка из технического паспорта на нежилые помещения, общей площадью /__/ кв. м, расположенных по адресу: /__/ по состоянию на 2000 г. (т. 1, л.д. 228 - 237), а также технический паспорт на здание, расположенное по адресу: /__/ по состоянию на 2008 г. (т. 1, л.д. 153 - 156).
Согласно экспликации к поэтажному плану выписки из технического паспорта спорный объект недвижимости имеет следующие наименования помещений - кабинет, коридор, тамбур, сауна, бассейн, парная, туалет, лестничная клетка, подсобное, столовая, тамбур-холодильник, склад, мойка, раздевалка, гардероб, мастерская, душевая, тамбур (т. 1, л.д. 233 - 234).
Согласно экспликации нежилых помещений в строении в техпаспорте на здание по состоянию на 2008 г. назначение помещений в строении по /__/ указаны как котельная, основное, коридор, подсобное, лестничная клетка, санузел (т. 1, л.д. 154 - 156).
Помещения под названием сауна, бассейн, парная, столовая, душевая, которые могли бы подтвердить факт размещения сауны и кафе, по выписке из техпаспорта 2000 г. занимают /__/ кв. м, что составляет 12,8% от площади объекта недвижимости, что менее 20%, требуемых в соответствии с действующим законодательством, для включения объекта в Перечень.
Кроме того, представителем административного истца в материалы дела представлены копии договоров аренды спорных помещений от 01.02.2016 между У.М.Н. и /__/, договоры на гостиничное обслуживание за 2016 год между /__/ и иными лицами, журнал регистрации постояльцев, подтверждающие осуществление деятельности гостиницы в спорных помещениях, в том числе на момент проведения обследования работниками ОГБСУ "Областное имущественное казначейство".
То обстоятельство, что кроме кафе и сауны в спорном объекте недвижимости находились гостиничные номера, холл, подсобные помещения, подтвердили также свидетели П. и К.
Таким образом, представленный стороной ответчика акт от 07.09.2016 не может являться достоверным и достаточным доказательством того, что более 20% площади объекта недвижимости с кадастровым номером /__/, расположенного по адресу: /__/, занимают кафе (объект общественного питания) и сауна (объект бытового обслуживания), в связи с чем включение указанного объекта в Перечень объектов для целей налогообложения на 2017 год является неправомерным.
Проверка фактического использования помещений, принадлежавших У.М.Н. на момент утверждения Перечней на 2018, 2019, 2020 годы, уполномоченной организацией не проводилась.
Учитывая, что понятие "кабинет" неравнозначно понятию "офис", данные выписки из технического паспорта по состоянию на 2000 г. не свидетельствуют о том, что более 20% общей площади спорного объекта недвижимости предусматривают размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания. Не содержит таких данных и технический паспорт на здание по состоянию на 2008 г.
Как было указано ранее, вид разрешенного использования земельного участка также не может являться основанием для включения спорного объекта недвижимости в Перечни на 2018, 2019, 2020 годы.
Таким образом, учитывая предписание федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), спорные нежилые помещения не могли быть включены в оспариваемые Перечни ни по одному из оснований, предусмотренных налоговым законодательством.
В нарушение требований части 9 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Департамент по управлению государственной собственностью Томской области не представил относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие спорного объекта условиям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, и необходимых для включения его в Перечни.
При таких обстоятельствах заявленные У.М.Н. требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть не соответствуют иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Учитывая, что защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений в силу статьи 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации является задачей административного судопроизводства, а оспариваемые положения распоряжений Департамента по управлению государственной собственностью Томской области вступили в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, со дня их принятия, суд пришел к выводу о том, что оспариваемые пункты указанных перечней подлежат признанию недействующими со дня принятия распоряжений.
В соответствии с требованиями пункта 2 части 4 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сообщение о принятии данного решения подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru), предусматривающих официальное опубликование нормативных правовых актов.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 - 180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление У.М.Н. удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия пункт 296 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 96-о от 28 ноября 2016 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 284 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 85-о от 29 ноября 2017 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 278 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 105-о от 29 ноября 2018 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год".
Признать недействующим со дня принятия пункт 265 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области N 99-о от 27 ноября 2019 года "Об утверждении перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год".
Возложить на Департамент по управлению государственной собственностью Томской области обязанность по публикации сообщения о принятии настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу на официальном интернет-портале Администрации Томской области и сайте Департамента по управлению государственной собственностью Томской области (https://tomsk.gov.ru и http://dugs.tomsk.gov.ru).
На решение может быть подана апелляционная жалоба, а прокурором принесено апелляционное представление в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции через Томский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 15 декабря 2020 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Томского областного суда от 1 декабря 2020 г. по делу N 3а-136/2020 "О признании недействующими пункта 296 Перечня объектов для целей налогообложения на 2017 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 28.11.2016 N 96-о, пункта 284 Перечня объектов для целей налогообложения на 2018 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2017 N 85-о, пункта 278 Перечня объектов для целей налогообложения на 2019 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 29.11.2018 N 105-о, пункта 265 Перечня объектов для целей налогообложения на 2020 год, утв. распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от 27.11.2019 N 99-о" (извлечение)
Текст решения опубликован не был