Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 2
к постановлению
администрации Города Томска
от 08.02.2021 N 84
5. Основные риски, влияющие на сбалансированность бюджета муниципального образования "Город Томск"
В сфере бюджетной политики риски невыполнения плановых расходных обязательств зависят от множества внешних и внутренних факторов. Внешним фактором риска зачастую является бюджетная политика Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень муниципалитетов, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств муниципалитетов, изменения федерального и регионального законодательства, приводящие к выпадающим доходам бюджета. Данные меры могут повлечь за собой значительное увеличение расходной нагрузки на бюджет муниципального образования или сокращение объема и количества межбюджетных трансфертов, предоставляемых из федерального и областного бюджетов. Кроме того, рост стоимости расходных обязательств может быть обусловлен неблагоприятными экономическими условиями, ростом инфляции и цен на услуги естественных монополий.
К числу основных внешних рисков относятся:
1) бюджетная и налоговая политика Российской Федерации, субъекта Российской Федерации в части перераспределения дополнительных полномочий на уровень муниципалитета, внесения изменений в межбюджетные отношения или принятия на федеральном и региональном уровне решений, приводящих к увеличению стоимости расходных обязательств регионов и муниципалитетов или к сокращению доходной части местных бюджетов.
Так, в 2020 году в целях установления дополнительных мер поддержки субъектов предпринимательства в условиях распространения коронавирусной инфекции на федеральном и региональном уровнях власти были приняты меры, приведшие к сокращению доходной части бюджета муниципального образования "Город Томск" в 2020-2021 годах, причем компенсация выпадающих доходов местного бюджета не предусмотрена.
1. Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" приняты масштабные поправки в законодательство об экстренных мерах в период пандемии коронавируса. На 2020 год правительству и высшим исполнительным органам власти субъектов Российской Федерации предоставлены дополнительные полномочия. Принятые на основании этих полномочий нормативные акты могут распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2020 года, но будут действовать не дольше, чем до конца 2020 года, в котором правительство вправе:
- приостанавливать, отменять или переносить на более поздний срок мероприятия налогового контроля, а также приостанавливать течение сроков, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации;
- продлевать сроки уплаты налогов и авансовых платежей по ним (в том числе по транспортному, земельному налогам и налогу на имущество), сборов, страховых взносов;
- продлевать сроки сдачи в инспекцию налоговой и бухгалтерской отчетности, а также иных документов и сведений;
- продлевать сроки направления и исполнения требований об уплате налогов, сборов, страховых взносов, а также сроки принятия решений о их взыскании;
- предусматривать дополнительные основания для предоставления в 2020 году отсрочки или рассрочки по уплате налогов, взносов, пеней, штрафов и процентов, а также изменять порядок и условия ее предоставления;
- устанавливать основания и условия неприменения или особенности применения способов обеспечить исполнение обязанности по уплате налогов, сборов, взносов;
- определять основания и условия, когда не применяется ответственность за нарушение сроков сдачи налоговой отчетности, бухгалтерской отчетности или иных документов и сведений.
2. Федеральным законом от 01.04.2020 N 102-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установлено на период до 31.12.2020, что Правительство Российской Федерации путем издания подзаконных актов может устанавливать регулирование, отличное от положений Налогового кодекса Российской Федерации: приостанавливать, отменять или переносить налоговые проверки, продлевать сроки уплаты налогов и сборов, продлевать сроки подачи документов и отчетности в налоговые органы, вводить дополнительные основания освобождения от ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Высшие органы исполнительной власти Российской Федерации наделяются аналогичными полномочиями в отношении региональных и местных налогов.
3. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 409 "О мерах по обеспечению устойчивого развития экономики" установлено:
- дополнительные основания для предоставления в 2020 году налогоплательщикам, ведущим деятельность в пострадавших отраслях, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов, авансовых платежей по налогам со сроками уплаты в 2020 году. На срок до 3 лет может быть предоставлена рассрочка при снижении доходов предприятия более чем на 50% либо наличии убытков при одновременном снижении доходов более чем на 30%;
- продление сроков для пострадавших субъектов малого и среднего предпринимательства сроков уплаты практически всех налогов (кроме НДС) с погашением образовавшейся после окончания продленного срока уплаты задолженности равными платежами в течение года по 1/12 ежемесячно;
- запрет на взыскание задолженности налоговыми органами с 4 апреля до 1 июля 2020 г.
4. Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 N 439 "Об установлении требований к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества" определены условия и сроки отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, находящегося в государственной, муниципальной или частной собственности, за исключением жилых помещений. Отсрочка предоставляется на срок до 1 октября 2020 года начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
5. Федеральным законом от 08.06.2020 N 172-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено освобождение от исполнения обязанности по уплате почти всех налогов (кроме НДС) за 2 квартал 2020 года для субъектов малого и среднего предпринимательства, относящихся к пострадавшим отраслям экономики.
6. Законом Томской области от 06.05.2020 N 45-ОЗ "О внесении изменений в приложение к Закону Томской области "О патентной системе налогообложения" снижена на 2020 год стоимость патента для предпринимателей из наиболее пострадавших от пандемии отраслей до 1 рубля.
7. Законом Томской области от 08.06.2020 N 65-ОЗ "О внесении изменения в Закон Томской области "Об установлении на территории Томской области налоговых ставок по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" установлена на период 2020 года для налогоплательщиков, относящихся к пострадавшим отраслям и выбравших в качестве объекта налогообложения доходы, налоговая ставка по налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, в размере 3% вместо 6%.
Минимизация указанного риска возможна путем постоянной оценки расходных обязательств, оптимизации расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;
2) превышение прогнозируемого уровня инфляции, которое выльется в снижение реальных доходов населения и покупательской способности, рост социальной напряженности, снижение экономической активности, снижение доходов бюджета.
Влияние внешних рисков потребует регулярного уточнения прогноза доходов и впоследствии, в случае их уменьшения, ограничения роста расходных обязательств, сокращение избыточных и неэффективных расходов будущих периодов.
К числу основных внутренних рисков относятся:
1) снижение численности населения в трудоспособном возрасте.
Минимизация указанного риска должна быть выражена в проведении работы по выявлению и исключению из числа неработающего населения граждан трудоспособного возраста, фактически осуществляющих трудовую деятельность, но не уплачивающих налоги и взносы;
2) большой объем социальных обязательств, в том числе связанных с реализацией региональных проектов в рамках национальных проектов, утвержденных согласно Указу Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года".
Меры поддержки, оказываемые государством, направлены на повышение социальных возможностей. В случае замедления темпов экономического развития существует риск увеличения числа нуждающихся в социальной поддержке и, соответственно, увеличения объема социальных расходов бюджета.
Минимизация риска должна осуществляться за счет принятия эффективных мер, направленных на развитие экономического потенциала муниципального образования "Город Томск", качественного проведения системных реформ в отраслях социальной сферы, а также перехода к адресности оказания мер социальной поддержки;
3) сокращение (отсутствие интенсивного роста) инвестиций в основной капитал.
Дефицит инвестиций в основной капитал сдерживает темп экономического роста муниципального образования, поскольку в среднесрочной перспективе инвестиции остаются практически единственным источником для его стимулирования.
Минимизация указанных рисков возможна путем реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры, в том числе через построение эффективного сотрудничества и партнерских отношений власти, бизнеса и общества (муниципально-частное партнерство) по всем направлениям развития города.
Таким образом, в целях эффективной реализации бюджета муниципального образования "Город Томск" основными мерами, направленными на минимизацию риска его несбалансированности, будут являться:
- оптимизация расходов и мораторий на принятие новых расходных обязательств;
- активное использование оценки эффективности бюджетных расходов при подготовке бюджетных решений;
- повышение адресности мер социальной поддержки нуждающихся категорий граждан;
- активное участие в привлечении средств федерального и областного бюджетов, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации и Томской области;
- постоянная оценка расходных обязательств муниципального образования "Город Томск" в целях приведения их в соответствие со складывающимися бюджетными возможностями.
<< Приложение 1 Приложение 1 |
Приложение 3 >> Приложение 3 |
|
Содержание Постановление Администрации г. Томска от 8 февраля 2021 г. N 84 "О внесении изменений в постановление Администрации города... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.