Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу
от 23 сентября 2020 г. N 263-п
Методические рекомендации
по разработке муниципальных программ "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума"
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации подготовлены в целях оказания методической помощи органам местного самоуправления Тюменской области по разработке муниципальных программ снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума для достижения целевого показателя "снижение уровня бедности в два раза по сравнению с показателем 2017 года" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Муниципальная программа).
2. Муниципальная программа является системой мероприятий и показателей, направленных на решение вопросов в области обеспечения устойчивого роста реальных доходов граждан, снижения доли населения с доходами ниже прожиточного минимума.
В Муниципальную программу рекомендуется включать конкретные мероприятия, реализуемые на территории муниципального образования, а также соответствующие источники финансирования из федерального, областного, местного бюджетов, внебюджетные источники и планируемые результаты от предлагаемых мероприятий.
3. Целями Муниципальной программы являются:
- достижение показателя по снижению в два раза уровня бедности по сравнению с базовым значением 2017 года на основании данных Единой информационной системы социальной защиты населения Тюменской области;
- повышение уровня жизни населения в муниципальном образовании.
4. Плановые показатели рассчитываются для каждой цели Муниципальной программы.
Целевое значение и методика расчета показателя "Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения" устанавливается региональной программой "Снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума".
5. Ожидаемые результаты реализации Муниципальной программы:
а) построение на уровне муниципального образования эффективной системы по выводу граждан из трудной жизненной ситуации посредством обеспечения устойчивого роста реальных денежных доходов, содействия занятости, повышения адресности предоставления мер социальной поддержки;
б) достижение в муниципальном образовании к 2030 году целевого значения показателя "Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения".
II. Порядок разработки Муниципальной программы
6. В целях разработки Муниципальных программ образованиями проводится анализ текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения в муниципальном образовании, выявляются причины и особенности бедности, разрабатываются мероприятия по достижению целевого значения показателя "Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения".
7. Муниципальные программы разрабатываются по примерной форме, указанной в Приложении, и утверждаются нормативными правовыми актами местной администрацией муниципального образования после их публичной защиты.
8. Муниципальная программа разрабатывается на срок до 2030 года.
III. Управление реализацией Муниципальной программы
9. Разработку Муниципальной программы осуществляют созданная на уровне Главы (заместителя Главы) муниципального образования межведомственная комиссия по реализации мероприятий, направленных на снижение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума (далее - Комиссия).
10. Положение о Комиссии и ее состав утверждаются администрацией муниципального образования.
11. Комиссия может привлекать к разработке Муниципальной программы территориальные органы федеральных органов исполнительной власти - Федеральной налоговой службы, органов внутренних дел, органов прокуратуры и других, профессиональных сообществ, общественных организаций и иных заинтересованных организаций.
12. К функциям Комиссии относятся:
- подготовка предложений по реализации мероприятий Муниципальной программы;
- анализ текущей ситуации, связанной с уровнем жизни населения;
- разработка программы, включая разработку межведомственных мероприятий и показателей Муниципальной программы с последующей подготовкой к публичной защите;
- мониторинг и оценка эффективности проводимых мероприятий реализации Муниципальной программы.
IV. Анализ текущей ситуации, выявление причин и особенностей бедности в муниципальном образовании
13. С целью качественной подготовки плановых показателей и плановых мероприятий по снижению доли населения с доходами ниже прожиточного минимума рекомендуется провести анализ уровня жизни населения в муниципальном образовании и выявить причины и особенности бедности, оценить глубину бедности населения в соответствии с пунктом 14 настоящих Методических рекомендаций.
14. Анализ уровня жизни в муниципальном образовании рекомендуется проводить на основе:
а) показателей социально-экономического развития муниципального образования, в том числе показателей экономического развития, уровня занятости и безработицы, демографической ситуации, уровня доходов населения (номинальных и реальных), состава доходов населения;
б) данных о реальном уровне и структуре бедности на муниципальном уровне;
в) факторов и причин бедности семей и одиноко проживающих граждан (уровень доходов, иждивенческая нагрузка, состояние здоровья, уровень образования, уровень занятости и безработицы, участие в программах социальной поддержки и др.);
г) данных о периоде пребывания семьи в состоянии бедности (постоянно или периодически в силу чрезвычайных обстоятельств);
д) особенностей бедности в муниципальном образовании;
е) факторов, которые обусловливают попадание и хроническое пребывание в группе малоимущих;
ж) ранжирования граждан с доходами ниже прожиточного минимума, выявления наиболее незащищенных граждан с доходами ниже прожиточного минимума, социальная поддержка которых является приоритетной;
з) мер социальной поддержки на региональном и муниципальном уровне, в том числе данных об охвате малоимущих граждан мерами социальной поддержки.
и) практики оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе:
- данных о количестве заключенных социальных контрактов, размере выплат, периодичности предоставления помощи;
- оценки эффективности оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, в том числе изменения материального положения семьи (одиноко проживающего гражданина) по окончании срока действия социального контракта.
15. Измерение глубины бедности и ранжирование граждан с доходами ниже прожиточного минимума в целях выявления наиболее нуждающихся граждан с доходами ниже прожиточного минимума, оказание помощи которым является приоритетным, целесообразно проводить по следующей формуле:
где:
- глубина бедности;
СД - среднедушевой доход семьи или одиноко проживающего гражданина (в рублях), рассчитываемый в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" за три последних календарных месяца, предшествующих месяцу обращения за мерой социальной поддержки;
ПМ - величина прожиточного минимума семьи или одиноко проживающего гражданина.
Состав малоимущей семьи определяется в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи".
Целесообразно определить глубину бедности малоимущих семей или одиноко проживающих граждан и ранжировать получателей социальной помощи по трем группам: очень бедные, бедные, умеренно бедные:
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "очень бедным" в случае, если 0 < < 0,5;
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "бедным" в случае, если 0,5 < < 0,8;
семья или одиноко проживающий гражданин относится к "умеренно бедным" в случае, если 0,8< <1,0.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
15. По результатам оценки глубины бедности населения и на основе анализа текущей ситуации уровня жизни населения в муниципальном образовании Комиссии рекомендуется выявлять причины бедности населения и разрабатывать мероприятия Муниципальной программы, способствующие устранению выявленных причин.
V. Разработка плановых мероприятий, установление плановых показателей и ожидаемых результатов
16. Достижение целей Муниципальной программы требует решения основных задач, формируемых Комиссией на основании анализа текущей ситуации и выявления причин бедности малоимущих граждан в муниципальном образовании.
Рекомендуется решать задачи посредством реализации плановых мероприятий. На решение одной задачи Муниципальной программы может быть направлено несколько плановых мероприятий.
17. Рекомендуемые направления разработки плановых мероприятий:
а) Проведение мероприятий по социально-экономическому развитию территорий, в том числе проведение мероприятий по развитию агропромышленного комплекса;
б) Проведение мероприятий по сокращению уровня безработицы;
в) Проведение мероприятий по профилактике алкоголизации населения и снижение случаев злоупотребления гражданами алкогольной продукции;
г) Мониторинг теневой занятости. Организация работы территориальных межведомственных рабочих групп по снижению неформальной занятости, легализации доходов;
д) Мониторинг просроченной задолженности по заработной плате и анализ динамики задолженности;
е) Предоставление гражданам субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг;
ж) Обеспечение бесплатного горячего питания в общеобразовательных организациях для детей школьного возраста из малообеспеченных семей, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей инвалидов;
з) Вовлечение в оказание помощи нуждающимся гражданам благотворительных фондов, некоммерческих организаций и волонтеров;
и) Предоставление государственной социальной помощи нуждающимся гражданам (семьям граждан) на основании социального контракта в виде денежной выплаты:
- для ведения личного подсобного хозяйства;
- для организации собственного дела (предпринимательской деятельности);
- для оплаты профессионального обучения;
- для обеспечения первоочередных нужд в период прохождения профессионального обучения;
- для обеспечения первоочередных нужд в период поиска работы при содействии государственного учреждения службы занятости населения.
к) Содействие организации и проведению ярмарок на территории муниципальных образований;
л) Систематическое освещение в СМИ и социальных медиа мероприятий, направленных на снижение уровня бедности.
18. Разработку плана мероприятий рекомендуется проводить так же с учетом реализации мероприятий национальных проектов в сфере демографии, производительности труда и поддержки занятости, малого и среднего предпринимательства и поддержки индивидуальной предпринимательской инициативы, образования и здравоохранения, государственных и муниципальных программ в сфере социально-экономического развития, образования, здравоохранения, культуры, молодежной политики, физической культуры и спорта, содействия занятости населения, социальной поддержки граждан и др.
VI. Мониторинг хода реализации Муниципальной программы
19. Мониторинг реализации Муниципальной программы осуществляется в целях контроля за ходом реализации Муниципальной программы, включая:
- сбор и анализ сведений о ходе реализации Муниципальной программы с определенной периодичностью;
- оценку эффективности реализации Муниципальной программы, достижения плановых значений показателей, анализ факторов, оказавших влияние на результаты реализации Муниципальной программы.
20. Мониторинг реализации Муниципальной программы предоставляется на рассмотрение Комиссии ответственными исполнителями в срок до 15 июля и по итогам года в срок до 15 января года, следующего за отчетным годом.
21. Мониторинг реализации муниципальной программы включает информацию:
- о достижении показателей муниципальной программы;
- пояснительную записку, которая является неотъемлемой частью отчета.
Пояснительная записка носит описательный характер, в ней должны содержаться:
- сведения о результатах реализации Муниципальной программы за отчетный период;
- информация о ходе и полноте выполнения программных мероприятий;
- сведения о степени достижения плановых показателей реализации муниципальной программы;
- оценка эффективности результатов реализации муниципальной программы;
- обоснования причин отклонений плановых и фактических значений показателей;
- описание негативных факторов, оказавших влияние на ход реализации программы, и мер, принятых для их нейтрализации;
- предложения по дальнейшей реализации муниципальной программы в случае значительных отклонений плановых и фактических значений показателей.
22. В срок до 25 июля и по итогам года в срок до 25 января года, следующего за отчетным годом Комиссией направляется итоговый отчет главе администрации муниципального образования.
Отчет подписывается главой администрации муниципального образования. Отчет, утвержденный главой администрации муниципального образования, направляется в Департамент социального развития Тюменской области в срок до 1 августа и по итогам года в срок до 1 февраля года, следующего за отчетным годом.
VII. Методика оценки эффективности реализации Муниципальной программы
23. Оценка эффективности реализации Муниципальной программы проводится Департаментом социального развития Тюменской области по итогам года по достижению целевого показателя "Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения".
24. По количественному значению достижения целевого показателя "Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения" программе присваивается соответствующая качественная оценка:
- Высокая эффективность реализации (Целевой показатель 95%);
- Средняя эффективность реализации (85% Целевой показатель < 95%);
- Низкая эффективность реализации (Целевой показатель < 85%).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.