Транспортные терзания
Казалось бы, транспортный налог совсем не сложный. Однако и тут инспекторы находят к чему придраться. Правда, практика транспортных судебных разбирательств в Московском регионе не на стороне фискалов.
Никаких зачетов
Московская компания решила зачесть переплату по налогу на пользователей автомобильных дорог, который действовал до 1 января 2003 года, в счет транспортного. Однако чиновники проигнорировали просьбу компании.
Суть дела была в том, что компания заплатила налог на пользователей автодорог в 2002 году по завышенным ставкам. Впоследствии Конституционный Суд отменил повышение (определение КС от 10 апреля 2002 г. N 107-О), и у фирмы образовалась переплата, которую решили зачесть или вернуть.
Однако к тому времени, когда во всех начислениях и перечислениях разобрались, налог на пользователей автодорог уже отменили. Но появился транспортный налог. И фирма попросила зачесть переплату в счет новых платежей. Фискалы компании отказали. Они мотивировали свое решение тем, что автомобильный налог нужно было платить в федеральный бюджет, а транспортный - в региональный. Зачет же возможен только в рамках одного бюджета. Фирма, не согласившись с мнением налоговиков, обратилась в суд.
Арбитраж обязал инспекторов зачесть автомобильный налог в счет транспортного. Позиция Федерального арбитражного суда Московского округа изложена в деле N КА-А41/10727-03 от 20 июля 2004 г. Судьи указали, что бездействие фискалов идет вразрез со статьей 78 Налогового кодекса. Поэтому они обязаны сделать перезачет. Когда чиновники поняли, что вариант с бюджетами в суде не отстоять, они попытались оспорить саму переплату.
Отметим, что решение в пользу фирмы принял еще суд первой инстанции. Однако фискалы подавали апелляционную и кассационную жалобы на это решение. Чиновники указывали, что арбитры неверно истолковали определение Конституционного Суда. По мнению налоговиков, это определение нужно учитывать лишь в отношении тех налогов, которые фирма заплатила после его принятия. Следовательно, зачет делать не надо, да и переплаты у компании нет.
Между тем если Конституционный Суд признал какой-нибудь нормативный акт недействительным, то отменяется само положение, независимо от того, когда оно начало действовать. Иначе говоря, определение суда распространяется и на те налоговые платежи, которые фирма уже заплатила.
Поэтому, несмотря на то что суд отменил ставки уже после того, как фирма заплатила налог, у компании все равно возникает переплата. Следовательно, ее можно зачесть в счет транспортного налога. Причем разные бюджеты не играют никакой роли.
Платить в любом случае
В апреле этого года начался новый виток судебных разбирательств фирмы с фискалами. В деле N КА-А41/2194-04 от 5 апреля 2004 г., которое рассматривал московский арбитраж, суть претензий налоговиков сводилась к тому, что фирма должна заплатить налог и пени за то, что не включила в декларацию по налогу несколько транспортных средств. Компания пыталась объяснить, что не является собственником транспорта, поэтому и платить за него не должна.
Однако чиновники, ссылаясь на статью 357 Налогового кодекса, настаивали на том, что налог платит та компания, которая использует имущество. Здесь чиновники провели аналогию с гражданами. Ведь когда машина передана по доверенности, платит налог пользователь. Фирма, естественно, не согласилась с мотивацией фискалов и подала в суд.
В арбитраже выяснилось, что действительно эти транспортные средства были в собственности другой компании. Фирме, участвующей в разбирательстве, этот транспорт был передан во временное пользование по договору аренды.
Регистрацию таких транспортных средств производят по статье 131 Гражданского кодекса. Право собственности на это имущество также нужно подтвердить государственной регистрацией. Например, автомобили регистрируют в Госавтоинспекции.
Поэтому вся ответственность за транспортные средства лежит на собственнике. То есть на той компании, которая указана в свидетельстве о регистрации. И соответственно именно он должен платить транспортный налог.
Что самое интересное, эти доводы приводили и суды низших инстанций, но они не возымели действия на фискалов. И они продолжали упорно доказывать то, что фирма должна включить транспорт в декларацию и заплатить налог. Но арбитры опять отказали фискалам, заявив, что фирма не должна платить за машины, находящиеся у нее в аренде.
Новая бумага
Недавно фискалы опубликовали приказ от 7 июня 2004 г. N САЭ-3-01/355@. В документе чиновники утвердили порядок и сроки представления в налоговые инспекции бумаг для освобождения от транспортного налога.
Под действие этого приказа попадают все принадлежащие компании транспортные средства (за исключением легковых автомобилей), которые фирма использует для работы по соглашению о разделе продукции. Распространяется документ на все российские и иностранные предприятия.
Итак, компаниям, участвующим в соглашении о разделе продукции, необходимо представить следующие документы:
1. Заявление инвестора по соглашению о разделе продукции (оператора), об освобождении его от уплаты транспортного налога по принадлежащим ему транспортным средствам (за исключением легковых автомобилей).
2. Нотариально удостоверенная доверенность, выданная инвестором оператору на использование транспортных средств (представляется в случае, если оператору поручено платить транспортный налог).
3. Реестр транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения о разделе продукции. Первичные учетные документы. Среди таких документов могут быть свидетельства о регистрации, договоры, акты и др.
4. Выписки из программы работ и сметы затрат на соответствующий год, подтверждающие использование транспортных средств для целей соглашения о разделе продукции.
В. Пастухов
"Московский бухгалтер", N 9, сентябрь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007