Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Народного Хурала Республики Бурятия
от 25 февраля 2021 года N 1424-VI
Обращение Народного Хурала Республики Бурятия к Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации В.В. Володину по вопросу о необходимости дополнительного регулирования отдельных положений федерального законодательства в области обращения с животными
Уважаемый Вячеслав Викторович!
В настоящее время в субъектах Российской Федерации сложились определенные трудности, связанные с реализацией положений Федерального закона от 27 декабря 2018 года N 498-ФЗ "Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон). В большинстве случаев это обусловлено необходимостью дополнительного регламентирования отдельных положений федерального законодательства в области обращения с животными.
К одной из основных проблем, существующих на сегодняшний день, можно отнести неурегулированность вопросов бесконтрольного роста популяции животных без владельцев из-за выброшенного потомства домашних животных их владельцами. Особенно остро стоит этот вопрос в городской среде в случаях содержания животных в частном секторе или в промышленных зонах.
Количество обращений граждан, связанных с нападением животных, в том числе стерилизованных и выпущенных обратно в среду обитания, из года в год не уменьшается. В обществе нарастает социальная напряженность, возникают открытые призывы к нарушению действующих норм Федерального закона, гражданами предпринимаются самостоятельные попытки решения проблем регулирования численности животных без владельцев, в том числе с нарушениями принципов гуманного отношения к животным, установленных Федеральным законом.
Выходом из данной ситуации может стать проведение целенаправленной политики по сокращению популяции бездомных животных гуманными методами. Пунктом 3 части 1 статьи 9 Федерального закона установлена обязанность владельца животного принимать необходимые меры по предотвращению появления нежелательного потомства у животных. Вместе с тем перечень конкретных мер, принимаемых владельцами, в том числе требований по обязательной стерилизации (кастрации) животных, отсутствует.
В связи с этим предлагаем внести изменения в указанные положения Федерального закона в части введения для владельцев животных обязанности по стерилизации (кастрации) животных, за исключением случаев их содержания и использования в целях получения потомства. Для малоимущих слоев населения установить льготную стерилизацию (кастрацию) животных. Также необходимо рассмотреть вопрос об установлении обязательного страхования ответственности владельца животного, предусмотрев льготное страхование для владельцев стерилизованных животных.
Введение указанных изменений позволит в полной мере реализовать положения пункта "е.5" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации в части формирования в обществе ответственного отношения к животным и установленные в Федеральном законе требования для владельцев животных по принятию мер по предотвращению появления нежелательного потомства у животных.
Немаловажным шагом в решении вопросов сокращения численности животных без владельцев является решение вопросов идентификации животных, в частности собак. Из-за отсутствия достоверных сведений о владельце собаки на правоприменительной практике затруднителен поиск пропавших животных, а также привлечение к ответственности владельцев, не соблюдающих требования к содержанию животных, в том числе допускающих неконтролируемый и не обеспечивающий безопасности граждан выгул собак.
Федеральный закон не содержит положений, регламентирующих вопросы идентификации и учета животных (регистрации путем маркирования или чипирования). Вместе с тем Перечень видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержден приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 апреля 2016 года N 161 "Об утверждении Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету" и включает в себя в том числе собак. Учитывая изложенное, предлагаем внести в Федеральный закон нормы по установлению порядка осуществления идентификации и учета животных.
Также отмечаем, что сложившаяся практика реализации отдельных положений Федерального закона субъектами Российской Федерации свидетельствует о необходимости установления на федеральном уровне методических указаний по подсчету численности животных без владельцев с учетом региональных особенностей. Это позволит сформировать единую государственную информационную систему учета животных, исключить коррупциогенную составляющую и возможность излишнего выделения средств из соответствующих бюджетов на реализацию полномочий по обращению с животными без владельцев.
Следующим фактором, затрудняющим реализацию Федерального закона, является отсутствие в нем исчерпывающего понятия (критерия) немотивированной агрессивности животного. Это, в свою очередь, ставит под сомнение правомерность реализации положений Федерального закона в части размещения в приютах для животных и содержания в них животных без владельцев (агрессивных животных), которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления их естественной смерти.
Кроме указанного, необходимо дополнительно урегулировать вопросы соотношения понятий "животное без владельца", используемое в Федеральном законе, и "безнадзорное животное", установленное статьей 230 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также сроков приобретения права собственности на таких животных (статья 231 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Профилактика нарушений в области обращения с животными напрямую связана с повышением ответственности владельцев животных, в том числе путем установления административной ответственности за нарушения требований к их содержанию и использованию. В настоящее время субъекты Российской Федерации обладают ограниченными полномочиями по правовому регулированию в этой сфере. Существующие нормы региональных законодательств по установлению административной ответственности в области обращения с животными вступают в противоречие с нормами федерального законодательства и в связи с этим признаются утратившими силу. Поэтому в настоящее время необходимо ускорить работу по принятию Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в новой редакции или внесению изменений в Кодекс Российской Федерации в действующей редакции и введению в них норм, корреспондирующих требования Федерального закона.
Учитывая актуальность проблемы и необходимость принятия взвешенного решения по сложившейся ситуации, депутаты Народного Хурала Республики Бурятия просят Вас, уважаемый Вячеслав Викторович, принять во внимание указанные выше предложения при рассмотрении вопросов дополнительного регулирования отдельных положений федерального законодательства в сфере обращения с животными.
<< Назад |
||
Содержание Постановление Народного Хурала Республики Бурятия от 25 февраля 2021 г. N 1424-VI "Об Обращении Народного Хурала Республики... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.