Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждено
постановлением администрации
муниципального района
"Троицко-Печорский"
от 1.02.2021 г. N 2/100
(приложение)
Положение
об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский"
I. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Положение) разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. N 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования", от 28 августа 2020 г. N 442 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".
1.2. Настоящее Положение устанавливает порядок организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе обучающимся с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях, подведомственных Управлению образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (далее - Управление образования).
1.3. Организация предоставления общедоступного и бесплатного общего образования на территории муниципального района "Троицко-Печорский" обеспечивается администрацией муниципального района "Троицко-Печорский" в лице Управления образования администрации муниципального района "Троицко-Печорский" (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).
1.4. Положение является обязательным для организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные общеобразовательные программы - образовательные программы дошкольного образования, в том числе адаптированные образовательные программы дошкольного образования, образовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования, в том числе адаптированные общеобразовательные программы.
1.5. Система общего образования представлена совокупностью подведомственных Управлению образования образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы (приложение 1).
1.6. Предоставление дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования осуществляют муниципальные образовательные организации, действующие на основании соответствующих лицензий на осуществление образовательной деятельности и осуществляющие обучение по разработанным и утвержденным ими основным общеобразовательным программам в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
II. Организация предоставления дошкольного образования
2.1. Дошкольное образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также вне организаций - в форме семейного образования.
2.2. Форма получения дошкольного образования определяется родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения дошкольного образования учитывается мнение ребенка.
2.3. При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения дошкольного образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Управление образования.
2.4. Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации образовательных программ дошкольного образования и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ воспитанниками с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации образовательных программ дошкольного образования осуществляется на основании договора между указанными организациями, в котором указываются основные характеристики образовательной программы, реализуемой с использованием такой формы (в том числе вид и (или) направленность) (при реализации части образовательной программы определенного вида и (или) направленности указываются также характеристики отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами), а также объем ресурсов, используемых каждой из указанных организаций, и распределение обязанностей между ними, срок действия этого договора.
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
2.4. Образовательная организация обеспечивает получение дошкольного образования, присмотр и уход за воспитанниками в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений.
2.5. Сроки получения дошкольного образования устанавливаются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2.6. Содержание дошкольного образования определяется образовательной программой дошкольного образования.
2.7. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения образовательной программы дошкольного образования определяются федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
2.8. Образовательные программы дошкольного образования самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные программы дошкольного образования разрабатываются и утверждаются образовательной организацией в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и с учетом соответствующих примерных образовательных программ дошкольного образования.
2.9. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации. Образовательная деятельность может осуществляться на родном языке из числа языков народов Российской Федерации, в том числе на русском языке как родном языке, в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и на основании заявления родителей (законных представителей).
Дошкольное образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с образовательной программой дошкольного образования и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации.
2.10. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.
2.11. Образовательная деятельность по образовательным программам дошкольного образования в образовательной организации осуществляется в группах.
Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.
В группах общеразвивающей направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования.
В группах компенсирующей направленности осуществляется реализация адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, нуждающихся в длительном лечении и проведении для них необходимого комплекса специальных лечебно-оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляется реализация образовательной программы дошкольного образования, а также комплекс санитарно-гигиенических, лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий и процедур.
В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой дошкольного образования, адаптированной для детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В образовательной организации могут быть организованы также:
группы детей раннего возраста без реализации образовательной программы дошкольного образования, обеспечивающие развитие, присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 3 лет;
группы по присмотру и уходу без реализации образовательной программы дошкольного образования для воспитанников в возрасте от 2 месяцев до прекращения образовательных отношений. В группах по присмотру и уходу обеспечивается комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня.
В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы).
2.12. Режим работы образовательной организации устанавливается ее локальным нормативным актом. Группы могут функционировать в режиме: кратковременного пребывания (до 5 часов в день), сокращенного дня (8 - 10-часового пребывания), полного дня (10,5 - 12-часового пребывания), продленного дня (13 - 14-часового пребывания) и круглосуточного пребывания детей. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.
Образовательные программы дошкольного образования реализуются в группах, функционирующих в режиме не менее 3 часов в день.
2.13. Родители (законные представители) несовершеннолетнего воспитанника, обеспечивающие получение воспитанником дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры.
III. Предоставление общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях муниципального района "Троицко-Печорский" детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья
3.1. Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой дошкольного образования, а для детей-инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации ребенка-инвалида. Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья определяются в заключении психолого-медико-педагогической комиссии.
3.2. В образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам дошкольного образования, должны быть созданы специальные условия для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3.3. Под специальными условиями для получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких детей, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего детям необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательных организаций и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
3.4. В целях доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья организацией обеспечивается:
1) для детей с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
присутствие ассистента, оказывающего ребенку необходимую помощь;
обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
2) для детей с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
3) для детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа детей в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
3.5. Дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими детьми, так и в отдельных группах или отдельных образовательных организациях.
3.6. Для воспитанников, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по образовательным программам дошкольного образования организуется на дому или в медицинских организациях.
IV. Организация предоставления начального общего, основного общего, среднего общего образования
4.1. Формы получения образования и формы обучения по общеобразовательным программам определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, если иное не установлено Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.
4.2. Общее образование может быть получено в образовательных организациях, а также вне образовательных организаций - в форме семейного образования. Среднее общее образование может быть получено в форме самообразования.
Форма получения общего образования и форма обучения по конкретной общеобразовательной программе определяются родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося. При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования и формы обучения учитывается мнение ребенка.
При выборе родителями (законными представителями) несовершеннолетнего обучающегося формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе Управление образования.
Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации в образовательных организациях.
4.3. Обучающиеся, получившие основное общее образование, или достигшие восемнадцати лет, имеют право на выбор образовательной организации, формы получения образования и формы обучения.
4.4. Обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, в пределах осваиваемых общеобразовательных программ осуществляется в порядке, установленном локальными нормативными актами образовательной организации.
При прохождении обучения в соответствии с индивидуальным учебным планом его продолжительность может быть изменена образовательной организацией с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.
4.5. Сроки получения начального общего, основного общего и среднего общего образования устанавливаются федеральными государственными образовательными стандартами общего образования.
4.6. Содержание начального общего, основного общего и среднего общего образования определяется образовательными программами начального общего, основного общего и среднего общего образования.
4.7. Требования к структуре, объему, условиям реализации и результатам освоения общеобразовательных программ определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами.
4.8. Общеобразовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями.
Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию общеобразовательным программам, разрабатывают указанные образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.
4.9. Общеобразовательная программа включает в себя учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), оценочные и методические материалы, рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы.
Учебный план общеобразовательной программы определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных видов учебной деятельности обучающихся и формы их промежуточной аттестации.
Рабочая программа воспитания и календарный план воспитательной работы разрабатываются и утверждаются образовательной организацией с учетом включенных в примерные общеобразовательные программы примерных рабочих программ воспитания и примерных календарных планов воспитательной работы.
4.10. Организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).
Образовательная деятельность при освоении общеобразовательных программ или отдельных компонентов этих программ может быть организована в форме практической подготовки.
4.11. При реализации общеобразовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.
4.12. При угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на ее части реализация общеобразовательных программ осуществляется с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий вне зависимости от ограничений, предусмотренных в федеральных государственных образовательных стандартах, если реализация указанных образовательных программ без применения указанных технологий и перенос сроков обучения невозможны.
4.13. Общеобразовательные программы реализуются образовательной организацией как самостоятельно, так и посредством сетевых форм их реализации.
Образовательная организация может использовать сетевую форму реализации общеобразовательных программ и (или) отдельных компонентов, предусмотренных образовательными программами (в том числе различного вида, уровня и (или) направленности), обеспечивающую возможность освоения образовательных программ обучающимися с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, включая иностранные, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций. Использование сетевой формы реализации общеобразовательных программ осуществляется на основании договора между указанными организациями.
4.14. При реализации общеобразовательных программ образовательной организацией может применяться форма организации образовательной деятельности, основанная на модульном принципе представления содержания общеобразовательной программы и построения учебных планов, использовании соответствующих образовательных технологий.
4.15. В образовательных организациях образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации.
В муниципальных образовательных организациях может вводиться преподавание и изучение государственного языка Республики Коми (коми язык) в соответствии с законодательством Республики Коми. Преподавание и изучение государственного языка Республики Коми (коми язык) в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ осуществляются в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Преподавание и изучение государственного языка Республики Коми (коми язык) не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка Российской Федерации.
Общее образование может быть получено на иностранном языке в соответствии с общеобразовательной программой и в порядке, установленном законодательством об образовании и локальными нормативными актами образовательной организации.
При приеме (переводе) на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам начального общего и основного общего образования выбор языка образования, изучаемых родного языка из числа языков народов Российской Федерации, в том числе русского языка как родного языка, государственного языка Республики Коми (коми язык) осуществляется по заявлениям родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
4.16. Организация создает условия для реализации общеобразовательных программ.
В Организации могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.
4.17. Образовательная деятельность по общеобразовательным программам, в том числе адаптированным общеобразовательным программам, организуется в соответствии с расписанием учебных занятий, которое определяется образовательной организацией.
4.18. При наличии необходимых условий (кадровых, финансовых, материально-технических и иных условий) возможно деление классов на группы при проведении учебных занятий, курсов, дисциплин (модулей).
При наличии потребности в изучении нескольких родных языков из числа языков народов Российской Федерации допускается деление класса на две и более группы.
При проведении учебных занятий в малокомплектных образовательных организациях допускается объединение в группы обучающихся по образовательным программам начального общего образования из нескольких классов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
4.19. Учебный год в образовательных организациях начинается 1 сентября и заканчивается в соответствии с учебным планом соответствующей общеобразовательной программы. Начало учебного года может переноситься образовательной организацией при реализации общеобразовательной программы в очно-заочной форме обучения не более чем на один месяц, в заочной форме обучения - не более чем на три месяца.
В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Сроки начала и окончания каникул определяются образовательной организацией самостоятельно.
4.20. Количество обучающихся в классе (группе) определяется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
4.21. Освоение общеобразовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) общеобразовательной программы, сопровождается текущим контролем успеваемости и промежуточной аттестацией обучающихся. Формы, периодичность и порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся определяются образовательной организацией самостоятельно.
4.22. При реализации утвержденных рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) общеобразовательной программы объем домашних заданий (по всем учебным предметам) должен быть таким, чтобы затраты времени на его выполнение не превышали (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 часа, в 4 - 5 классах - 2 часа, в 6 - 8 классах - 2,5 часа, в 9 - 11 классах - до 3,5 часа.
В первом классе обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.
4.23. Освоение обучающимися основных образовательных программ основного общего и среднего общего образования завершается итоговой аттестацией, которая является обязательной.
Лица, осваивающие образовательную программу в форме семейного образования или самообразования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в образовательной организации по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам основного общего и среднего общего образования бесплатно. При прохождении указанной аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе.
Обучающиеся, освоившие в полном объеме соответствующую образовательную программу учебного года, переводятся в следующий класс.
Обучающиеся, не прошедшие промежуточной аттестации по уважительным причинам или имеющие академическую задолженность, переводятся в следующий класс условно.
Обучающиеся в образовательной организации по общеобразовательным программам, не ликвидировавшие в установленные сроки академической задолженности с момента ее образования, по усмотрению их родителей (законных представителей) оставляются на повторное обучение, переводятся на обучение по адаптированным общеобразовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану.
Лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, выдается в установленном законодательством об образовании порядке аттестат об основном общем или среднем общем образовании, подтверждающий получение общего образования соответствующего уровня.
Лицам, успешно прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы об образовании, образцы которых самостоятельно устанавливаются образовательными организациями.
Лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим на итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы основного общего и среднего общего образования и (или) отчисленным из образовательной организации, выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому образовательной организацией.
Обучающиеся, не прошедшие государственной итоговой аттестации или получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, вправе пройти государственную итоговую аттестацию в сроки, определяемые порядком проведения государственной итоговой аттестации по соответствующим образовательным программам.
Обучающиеся, освоившие образовательные программы основного общего образования и получившие на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) с учетом мнения обучающихся, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) могут быть оставлены на повторное обучение или получить основное общее образование в форме семейного образования с последующим прохождением государственной итоговой аттестации в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
V. Особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья
5.1. Содержание общего образования и условия организации обучения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной общеобразовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов специальных технических средств коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания образовательной организации, а также иные условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Правила доступности образовательных организаций, реализующих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, определяются порядком обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи.
5.2. Исходя из категории обучающихся с ограниченными возможностями здоровья их численность в классе (группе) устанавливается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами.
5.3. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, создаются специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья:
а) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
адаптация официальных сайтов образовательных организаций в сети Интернет с учетом особых потребностей инвалидов по зрению с приведением их к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG);
размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
обеспечение наличия альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлов;
обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-поводыря, к зданию Организации, располагающему местом для размещения собаки-поводыря в часы обучения самого обучающегося;
б) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения);
обеспечение надлежащими звуковыми средствами воспроизведения информации;
обеспечение получения информации с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода);
в) для обучающихся, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата:
обеспечение беспрепятственного доступа обучающихся в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения Организации, а также их пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; наличие специальных кресел и других приспособлений).
5.4. Для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья создаются:
необходимые условия для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения;
условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья.
5.5. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для слабослышащих обучающихся (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших обучающихся (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), создаются два отделения:
1 отделение - для обучающихся с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха;
2 отделение - для обучающихся с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха.
5.6. В организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается совместное обучение слепых и слабовидящих обучающихся, а также обучающихся с пониженным зрением, страдающих амблиопией и косоглазием и нуждающихся в офтальмологическом сопровождении.
Основой обучения слепых обучающихся является система Брайля.
5.7. В Организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся, имеющих тяжелые нарушения речи, создаются два отделения:
1 отделение - для обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи тяжелой степени (алалия, дизартрия, ринолалия, афазия), а также обучающихся, имеющих общее недоразвитие речи, сопровождающееся заиканием;
2 отделение - для обучающихся с тяжелой формой заикания при нормальном развитии речи.
В составе 1 и 2 отделений комплектуются классы (группы) обучающихся, имеющих однотипные формы речевой патологии, с обязательным учетом уровня их речевого развития.
5.8. В случае если обучающиеся завершают освоение адаптированных общеобразовательных программ основного общего образования до достижения совершеннолетия и не могут быть трудоустроены, для них открываются классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы.
5.9. В организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам, допускается:
совместное обучение обучающихся с задержкой психического развития и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития;
совместное обучение по образовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью и обучающихся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с умственной отсталостью (не более одного ребенка в один класс).
Обучающимся с расстройством аутистического спектра, интеллектуальное развитие которых сопоставимо с задержкой психического развития, на период адаптации к нахождению в Организации (от полугода до 1 года) организуется специальное сопровождение.
Для успешной адаптации обучающихся с расстройствами аутистического спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует воспитатель (тьютор), организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития таких детей из расчета 5 - 8 обучающихся с расстройством аутистического спектра на одну ставку должности педагога-психолога.
5.10. Реализация адаптированных общеобразовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, ориентированных на потребность в рабочих кадрах, и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей) на основе выбора профиля труда, включающего в себя подготовку обучающегося для индивидуальной трудовой деятельности.
В классы (группы) с углубленным изучением отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы принимаются обучающиеся, окончившие 9 (10) класс.
5.11. В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным общеобразовательным программам для обучающихся с умственной отсталостью, создаются классы (группы) для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
В классы (группы), группы продленного дня для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью принимаются дети, не имеющие медицинских противопоказаний для пребывания в организации, владеющие элементарными навыками самообслуживания.
5.12. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, на основании заключения медицинской организации и письменного обращения родителей (законных представителей) обучение по общеобразовательным программам организуется на дому или в медицинских организациях.
Порядок регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях определяется нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
VI. Организация учета детей, подлежащих обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и проживающих на территории муниципального района "Троицко-Печорский"
6.1. В целях обеспечения обязательного, своевременного получения образования лицами, подлежащими обучению по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования и проживающими на территории муниципального района "Троицко-Печорский", Управлением образования ведется учет детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территории муниципального района "Троицко-Печорский", и форм получения образования, определенных родителями (законными представителями) детей.
VII. Оказание платных образовательных услуг муниципальными образовательными организациями муниципального района "Троицко-Печорский"
7.1 Образовательные организации вправе осуществлять образовательную деятельность за пределами основных образовательных программ за счет средств физических и (или) юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг. Доход от оказания платных образовательных услуг используется образовательной организацией в соответствии с уставными целями.
7.2. Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках финансируемой из бюджета муниципального района "Троицко-Печорский" в рамках субвенции на реализацию муниципальными дошкольными и муниципальными общеобразовательными организациями в Республике Коми образовательных программ.
7.3. Порядок и условия предоставления платных образовательных услуг устанавливаются Положением о платных образовательных услугах, утвержденным руководителем образовательной организации.
7.4. Стоимость платных образовательных услуг рассчитывается на основе экономически обоснованных затрат с учетом возможности развития и совершенствования образовательной деятельности муниципальных образовательных организаций.
VIII. Финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования
8.1. Финансовое обеспечение организации предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
8.2. Источниками финансового обеспечения муниципальных образовательных организаций являются средства бюджета муниципального района "Троицко-Печорский" в рамках субвенции на реализацию муниципальными дошкольными и муниципальными общеобразовательными организациями в Республике Коми образовательных программ; средства, полученные от приносящей доход деятельности муниципальных образовательных организаций; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.
8.3. Нормативы финансового обеспечения муниципальных образовательных организаций в части обеспечения государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам обеспечиваются за счет средств муниципального бюджета муниципального района "Троицко-Печорский", бюджета Республики Коми в соответствии с нормативами, определяемыми действующим законодательством.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.