Решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2020 г. по делу N 3а-273/2020
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
судьи Сухаревой С.И.
при секретаре Васильевой Н.Э.
с участием прокурора Долженко А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-273/2020 по административному исковому заявлению Чусовой Александры Владимировны о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга N 820-7 от 24 декабря 2008 г. "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режима использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" в части включения земельного участка с кадастровым номером N... в зону единого охраняемого ландшафта "адрес", указанную в пункте 13 приложения N 1 к Закону N 820-7,
установил:
Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 24 декабря 2008 года принят и 19 января 2009 года Губернатором Санкт-Петербурга подписан Закон Санкт-Петербурга N 820-7 "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон" (далее - Закон N 820-7), который официально опубликован в издании "Информационный бюллетень администрации Санкт-Петербурга ", N 7/1 от 4 марта 2009 года.
Закон Санкт-Петербурга N 820-7 действует в редакции принятого Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 июня 2016 г, подписанного Губернатором Санкт-Петербурга 7 июля 2016 г. и официально опубликованного на официальном сайте администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 13 июля 2016 г, Закона Санкт-Петербурга N 437-83 "О внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга и режимах использования земель в границах указанных зон и о внесении изменений в Закон Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга и границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга".
Согласно пункту 13 приложения N 1 к Закону N 820-7 и листам 68-73 схемы приложения 1 к Закону N 820-7 участок с кадастровым номером N... находится в границах зоны единого охраняемого природного ландшафта "адрес"
Административный истец Ч.А.В. обратилась в суд с иском о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга N 820-7 от 24 декабря 2008 г. "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режима использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N... к зоне единого охраняемого ландшафта "адрес" и исключении указанного земельного участка из границ территориальной зоны "адрес" и охранной зоны "адрес"
В обоснование заявленных требований Ч.А.В. указала, что является правообладателем земельного участка площадью 1277 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый N... (свидетельство о государственной регистрации N... от "дата") и размещенного на указанном земельном участке жилого дома. Названный жилой дом нуждается в реконструкции, о чем "дата" заявителем подано уведомление в администрацию Пушкинского района Санкт-Петербурга. В ответ заявителем получено уведомление администрации Пушкинского района Санкт-Петербурга от 23 октября 2019 года N 78-042-504-2019 о несоответствии планируемого к строительству объекта индивидуального жилищного строительства требованиям законодательства о градостроительной деятельности и недопустимости его размещения на земельном участке. В указанном уведомлении приведена ссылка на территориальную зону "адрес" (зона рекреационного назначения), установленная на вышеуказанный участок постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 21 июня 2016 г. N 524 "О Правилах землепользования и застройки Санкт-Петербурга", а также на зону с особыми условиями использования "адрес", установленную Законом Санкт-Петербурга от 24 декабря 2008 г. N 820-7 "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон".
Административный истец ссылалась на то, что оспариваемый Закон N 820-7 в указанной части противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а именно статьям 2, 9, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с тем, что нарушает права и законные интересы Ч.А.В., поскольку земельный участок и расположенный на нем жилой дом 1917 года постройки, не являющийся памятником архитектуры или объектом культурного наследия, был неправомерно включен в границы охранной зоны "адрес" административный истец лишена возможности распорядиться принадлежащим ей земельным участком, так как незаконное включение его в границы названной охранной зоны делает участок исключительно неликвидным, снижает его стоимость, при этом административный истец ограничена в обязанности по содержанию недвижимого имущества по причине незаконного запрета на любые строительные работы, в том числе реконструкцию существующего жилого дома.
В судебном заседании представитель административного истца адвокат Б.И.Б., действующий на основании доверенности от "дата" и ордера от "дата" поддержал заявленные административные исковые требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении с учетом уточнений (л.д.2-8, 72-77).
Представитель административного ответчика Законодательного Собрания Санкт-Петербурга К.Т.А., действующая на основании доверенности от "дата", возражала против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.79-84), пояснив, что ссылки административного истца на несоответствие оспариваемого Закона N 820-7 статьям 2, 9 и 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации являются несостоятельными, поскольку названные нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливают основные принципы законодательства о градостроительной деятельности и касаются положений территориального планирования, определяемых в Санкт-Петербурге Генеральным планом и Правилами землепользования и застройки.
Представитель административных ответчиков Губернатора Санкт-Петербурга, Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры при Правительстве Санкт-Петербурга П.Е.Ю., действующая на основании доверенностей от "дата", "дата", просила в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д.85-89), пояснив, что в соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" границы зон природного ландшафта устанавливаются в зависимости от топографических условий, природных рубежей, характера композиционной взаимосвязи охраняемых памятников с природными особенностями местоположения, а также от степени урбанизации территории, окружающей объекты культурного наследия.
Зоны охраны природного ландшафта наследия включают территории, в пределах которых должна быть сохранена и воссоздана характерная природная среда (рельеф, водные системы, леса, поля, луга и т.д.), связанная с исторической архитектурно-планировочной композицией.
Градостроительная композиционная ценность городов Пушкина и Павловска состоит в сочетании дворцово-парковых ансамблей с системой квартальной малоэтажной застройки, которые расположены в незначительно измененном природном ландшафте, автономно от урбанизированной городской среды новостроек южных районов Санкт-Петербурга.
Чтобы предотвратить слияние данных городов с многоэтажной микрорайонной системой новостроек Санкт-Петербурга и обеспечить их автономное существование в окружении сельского и природного ландшафта установлены зоны охраняемого природного ландшафта, в том числе "адрес", ограничение которых обеспечивают сохранность ценных элементов планировочной и ландшафтно-композиционной структуры.
В границах "адрес" в непосредственной близости от земельного участка истца в соответствии с пунктом 5.13.1 раздела 5 приложения 1 приложения 2 (режимы) к Закону N 820-7 имеются следующие элементы исторической планировочной структуры: железнодорожная ветка Варшавского направления и железнодорожная станция Александровская, где охраняются трассировка железнодорожной ветки, а в соответствии с пунктом 5.13.2 раздела 5 приложения 1 приложения 2 (режимы) к Закону N 820-7 элементы исторической ландшафтно-композиционной структуры: водная система "адрес" с водохранилищем ("адрес"), где охраняются акватория в пределах береговой линии, рельеф вдоль "адрес", где охраняется перепад отметок. Кроме того, в соответствии с пунктом 5.13.2 раздела 5 приложения 1 приложения 2 (режимы) к Закону N 820-7 охраняется обзор сложившихся панорам долины "адрес" с участка "адрес".
Указанные ценные элементы исторической ландшафтно-композиционной структуры определены, а границы ЗОЛ (42)04 и ее режимы установлены на основании Проекта зон, при разработке которого учтены результаты историко-культурных исследований, включающие анализ визуальное восприятия объектов культурного наследия и основных исторических доминант, анализ композиционных связей природного ландшафта с объектами культурного наследия, материалы ранее разработанных проектов зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, а также иные обоснования Проекта зон (материалы по обоснованию Проекта зон, подготовленные в 2014 году на основании государственного контракта от 23 сентября 2014 г. N 11-14, вх. КГИОП от 3 декабря 2014 г. N 3-11598).
В рамках выявления ценных элементов исторической ландшафтной структуры и уточнения пространственных взаимосвязей градостроительных структур, архитектурных объектов и природных элементов в ходе подготовки документации проводилось сравнение современной топографической основы с историческими планами, с материалами исследовательских и проектных работ, а также сравнение исторических иллюстративных материалов с фотоматериалами натурных исследований и выделение в результате данной работы ценных элементов исторической среды, в том числе сохранившегося природного ландшафта (перепады отметок рельефа долин рек и других водотоков, участки леса, лугов и болот), а также фиксация наиболее ценных панорам и видов обзора на ландшафт, сохранность которых обеспечивается ограничениями, установленными в единой зоне охраняемого природного ландшафта.
При этом, включение участка истца в границы зоны охраняемого природного ландшафта осуществлено еще в 2003 году в рамках распоряжения КГИОП от 21 ноября 2003 г. N 10-6 "Об установлении временных границ и режимов зон охраны объектов культурного наследия Пушкинского и Павловского административных районов Санкт-Петербурга".
Данное решение было обусловлено результатами исследований "Корректировка проекта зон охраны памятников истории и культуры Пушкина - Павловска, 2003 год".
Затем, при разработке Проектов зон охраны объектов культурного наследия Санкт-Петербурга 2008 и 2013 годов были учтены результаты данного исследования и уже вступивший в силу 19 января 2009 г. Закон N 820-7, а также его редакция от 26 июня 2014 г, установили границы и режимы зоны охраняемого природного ландшафта (ЗОЛ) 1-5, которые также включали участок в границы территории ЗОЛ 1-5 Пушкинского района с целью обеспечения сохранности ценных элементов ландшафтно-композиционной структуры, в том числе природного рельефа вдоль "адрес", в непосредственной близости от которого находится участок истца.
Кроме того, границы зон охраны объектов культурного наследия, включающие участок истца в границы зоны охраняемого природного ландшафта в рамках Проектов зон охраны объектов культурного наследия 2008, 2013, 2015 годов получили положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы, выполненной в соответствии с требованиями статьей 28, 30 Закона 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, проверив оспариваемый нормативный правовой акт на его соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, проверив порядок принятия оспариваемого нормативного правового акта, заслушав заключение прокурора Д.А.А., полагавшей необходимым отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требованиях, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административного искового заявления по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации нормативный правовой акт (или его часть), не соответствующий иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, признается судом недействующим полностью или в части со дня его принятия или иной определенной судом даты.
С учетом положений части 8 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), для правильного разрешения настоящего спора об оспаривании нормативного правового акта юридически значимыми обстоятельствами являются:
- соблюдение порядка принятия нормативного правового акта, в частности требования, устанавливающие полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
- соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 99 Земельного кодекса Российской Федерации в целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.
Правовое регулирование отношений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия народов Российской Федерации осуществляется Федеральным законом от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Законодательство о градостроительной деятельности регулирует отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, а также по эксплуатации зданий, сооружений. К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (пункты 1 и 3 статьи 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (постановление от 28 марта 2017 г. N 10-П, определения от 1 декабря 2005 г. N 468-О и от 7 февраля 2013 г. N 127-О) отношения в сфере градостроительной деятельности имеют комплексный, межотраслевой характер, а их содержание составляют преимущественно предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов - природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории, охрана памятников истории и культуры (пункт "д" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), а потому законодательство о градостроительной деятельности в своей основе находится, как и административное, земельное, водное, лесное законодательство, законодательство об охране окружающей среды (пункт "к" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации), в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, несмотря на отсутствие специального указания на него, как обособленную отрасль, в статье 72 Конституции Российской Федерации.
Согласно Перечню исторических поселений, утвержденному приказом Министерства культуры Российской Федерации и Министерства регионального развития Российской Федерации (далее - Минрегион России) от 29 июля 2010 г. N 418/339, Санкт-Петербург отнесен к историческим поселениям, а исторический центр Санкт-Петербурга и связанные с ним группы памятников включены в 1990 г. в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО (N 540-001).
Принимая во внимание, что предметом охраны исторического поселения являются объекты культурного наследия, представляющие собой уникальную ценность и являющиеся неотъемлемой частью всемирного культурного наследия, сохранность которых гарантируется в Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ) определено, что в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий, сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие ценные объекты (статья 59).
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 60 названного федерального закона установлено, что особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении включает в том числе разработку градостроительных регламентов, предусматривающих предельные параметры разрешенного строительства; реконструкции объектов капитального строительства; ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства, с учетом требований к сохранению планировочной структуры исторического поселения, размерам и пропорциям зданий и сооружений, использованию отдельных строительных материалов, цветовому решению; запрет или ограничение размещения автостоянок, рекламы и вывесок; другие ограничения, необходимые для обеспечения сохранности объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, предмета охраны исторического поселения.
Согласно статье 34 Федерального закона N 73-ФЗ в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта; в пределах зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливается режим использования земель, ограничивающий строительство и хозяйственную деятельность, определяются требования к реконструкции существующих зданий и сооружений.
Статьей 1 оспариваемого закона N 820-7 утверждены границы объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, с описанием указанных границ согласно приложению 1 к данному закону, а также режимы использования земель (далее также - Режимы) и требования к градостроительным регламентам в границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, согласно приложению 2 к названному закону.
Пунктом 1.1 части 1 приложения 2 к Закону N 820-7 предусмотрено, что Режимами устанавливаются требования по использованию земель при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности в объединенных зонах охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга.
Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон на дату принятия оспариваемого нормативного правового акта был установлен Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. N 315, пунктами 10 и 11 которого предусмотрено, что особый режим использования земель и градостроительный регламент в границах охранной зоны и зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности устанавливаются с учетом требования об ограничении капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей, в том числе касающихся их размеров, пропорций и параметров.
Такое правовое регулирование сохранено и в действующем постановлении Правительства Российской Федерации от "дата" N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации".
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. N 972 "Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации" было утверждено Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение N 972).
Пунктом 2 Положения N 972 установлено, что в целях одновременного обеспечения сохранности нескольких объектов культурного наследия в их исторической среде допускается установление для данных объектов культурного наследия единой охранной зоны, единой зоны регулирования застройки и хозяйственной деятельности и единой зоны охраняемого природного ландшафта.
В соответствии с пунктом 11 Положения N 972 режим использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах единой зоны охраняемого природного ландшафта, устанавливаются, в том числе с учетом требования:
о запрете строительства объектов капитального строительства, ограничение хозяйственной деятельности, капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства и их частей в целях сохранения и восстановления композиционной связи с объектом культурного наследия природного ландшафта, включая долины рек, водоемы, леса и открытые пространства (за исключением работ по благоустройству территории и размещению малых архитектурных форм);
сохранения сложившегося в охраняемом природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств в целях обеспечения визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде.
Согласно пункту 13 приложения 1 к Закону N 820-7 и листам 68-73 схемы приложения 1 к Закону N 820-7 участок истца находится в границах "адрес"
В соответствии с пунктами 20.1.1, 20.1.3, 20.1.5. раздела 20 части 4 приложения 2 (режимы) к Закону N 820-7 в границах указанной зоны охраны объектов культурного наследия запрещается строительство объектов капитального строительства, изменение внешнего облика исторических зданий, а также увеличение габаритов зданий, не являющихся историческими зданиями, изменение основных характеристик ландшафта, в том числе рельефа.
При этом в границах "адрес" согласно пунктам 20.2.1, 20.2.2. раздела 20, 22.13.40 раздела 22 части 4 приложения 2 (режимы) к Закону N 820-7 допускается реконструкция существующих зданий в объемах, не превышающих высоту и габариты этих зданий, а также возведение временных сооружений.
Пунктом 14 Положения N 972 установлено, что на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия федерального значения, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия с учетом наличия положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы соответствующий орган государственной власти субъекта Российской Федерации утверждает правовым актом, согласованным с Министерством культуры Российской Федерации, границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации или объекта культурного наследия, включенного в Список Всемирного наследия), режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон.
Пунктом 1-1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 12 июля 2007 г. N 333-64 "Об охране объектов культурного наследия в Санкт-Петербурге" (далее - Закон N 333-64) установлено, что Законами Санкт-Петербурга утверждаются на основании проектов зон охраны объектов культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия границы зон охраны объектов культурного наследия, в том числе границы объединенной зоны охраны объектов культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации и объектов культурного наследия, включенных в Список Всемирного наследия), особые режимы использования земель в границах территорий данных зон и требования к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Закона N 333-64 к компетенции Правительства Санкт-Петербурга относится разработка проектов законов
Санкт-Петербурга об утверждении границ объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, особых режимов использования земельных участков в границах территорий данных зон и требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон.
В силу статьи 2 Закона N 333-64 Правительство Санкт-Петербурга непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченный в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране выявленных объектов культурного наследия, объектов культурного наследия регионального и федерального значения в соответствии с действующим законодательством.
На основании Положения о Комитете по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры, утвержденного постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 28 апреля 2004 г. N 651, исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга, уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и охраны объектов культурного наследия является Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (далее - КГИОП).
В силу пункта 4 статьи 34 Федерального закона N 73-ФЗ порядок разработки проекта зон охраны объекта культурного наследия, проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия, требования к режимам использования земель и общие принципы установления требований к градостроительным регламентам в границах территорий данных зон устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 Положения N 972, разработка проекта объединенной зоны охраны объектов культурного наследия осуществляется физическими или юридическими лицами на основе материалов историко-архитектурных, историко-градостроительных и архивных исследований, а также с использованием данных государственного кадастра недвижимости при их наличии.
Разработанный проект объединенных зон охраны объектов культурного наследия в соответствии с пунктами 12, 14 Положения N 972 являлся объектом исследования государственной историко-культурной экспертизы, выполненной в период с 20 октября 2015 г. по 24 ноября 2015 г. аттестованными экспертами "..." которая установила, что проект соответствует требованиям государственной охраны объектов культурного наследия (л.д. 105-119); акт рассмотрен органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области государственной охраны объектов культурного наследия, - Комитетом по государственному контролю, использованию, популяризации и охране памятников истории и культуры, который согласился с выводами экспертов (письмо от 21 декабря 2015 г. N 3-11114-1, л.д. 102), в период с 22 января 2016 г. по 5 февраля 2016 г. проект размещен на сайте Администрации Санкт-Петербурга и проведено его общественное обсуждение (л.д. 99), письмами от 12 мая 2016 г. N 2556-12-04 и от 3 июня 2016 г. N 3221-12-04 Министерство культуры Российской Федерации согласовало проект (л.д. 93-98).
Процедура принятия оспариваемого нормативного правового акта, установленная частями 2 и 4 статьи 7 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статьей 32 Устава Санкт-Петербурга, соблюдена.
Учитывая вышеизложенное, оспариваемый Закон Санкт-Петербурга "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режимах использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" "адрес" принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и подписан Губернатором Санкт-Петербурга в пределах установленной компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Процедура разработки, принятия и введения в действие указанного Закона Санкт-Петербурга была также проверена Санкт-Петербургским городским судом при рассмотрении административных судебных дел N 3а-39/2016, 3а-71/2017, 3а-182/2018 и в данной части нарушений не было выявлено.
Согласно материалам дела, административный истец является правообладателем земельного участка площадью 1277 кв. м, расположенного по адресу: "адрес" кадастровый N..., свидетельство о государственной регистрации N... от "дата" и размещенного на указанном участке жилого дома.
Проверяя доводы административного истца на несоответствие оспариваемого Закона N 820-7 статьям 2, 9, 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации суд исходит из следующего.
Статьей 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены основные принципы законодательства о градостроительной деятельности, содержащие основополагающие моменты, находящие дальнейшую реализацию в нормах Градостроительного кодекса Российской Федерации, обязательных для их исполнения.
В соответствии с пунктами 2 и 9 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах обеспечения сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации устанавливает общие положения о документах территориального планирования. При этом в соответствии со статьей 63 Градостроительного кодекса Российской Федерации документом территориального планирования Санкт-Петербурга является генеральный план Санкт-Петербурга. Генеральный план Санкт-Петербурга утвержден Законом Санкт-Петербурга "О Генеральном плане Санкт-Петербурга".
Статьей 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации разъяснены требований к правилам землепользования и застройки, которые в Санкт-Петербурге утверждаются постановлением Правительства Санкт-Петербурга.
Таким образом, ссылки административного истца на то, что оспариваемый Закон N 820-7 противоречит вышеприведенным нормам права, суд находит несостоятельными.
Закон N 820-7 в оспариваемой части не нарушает вышеприведенные принципы, не противоречит нормам федерального законодательства, регулирующего правоотношения в области охраны объектов культурного наследия, установленных вышеназванными Федеральным законом N 73-ФЗ и Положением N 972. При этом установленный режим ЗОЛ (42)04 не препятствует истцу пользоваться и распоряжаться указанным земельным участком по его назначению.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации права владения, пользования и распоряжения принадлежат собственнику имущества. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В силу положений статьи 263 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем земельном участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (пункт 2 статьи 260 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 2 части 1 статьи 40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Абзац 2 части 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает использование объектов недвижимости без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если их использование опасно для жизни и здоровья людей, окружающей среды, памятников истории и культуры.
Следует отметить, что в соответствии с частью 8 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации земельные участки или объекты капитального строительства, виды разрешенного использования, предельные (минимальные и(или) максимальные) размеры и предельные параметры которых не соответствуют градостроительному регламенту, могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Согласно части 9 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации реконструкция указанных в части 8 настоящей статьи объектов капитального строительства может осуществляться только путем приведения таких объектов в соответствие с градостроительным регламентом или путем уменьшения их несоответствия предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции. Изменение видов разрешенного использования указанных земельных участков и объектов капитального строительства может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленными градостроительным регламентом.
Из приведенных норм следует, что истец вправе использовать свои земельный участок и дом без ограничений по сроку, если такое использование не создает опасности использования, не опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия.
Таким образом, оспариваемым Законом N 820-7 истец не ограничена в праве пользования и распоряжения домом и земельным участком. Истец также не ограничена в праве на ремонт, находящегося на рассматриваемом земельном участке существующего дома, без изменения его габаритных характеристик.
Поскольку оспариваемый нормативный правовой акт принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в пределах предоставленной ему компетенции с соблюдением порядка принятия и введения в действие, не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд полагает административный иск не подлежащим удовлетворению в полном объеме.
В отношении требования административного иска об исключении указанного земельного участка из границ территориальной зоны ТР5-2, установленной Правилами землепользования и застройки Санкт-Петербурга и охранной зоны ЗОЛ(42)04, суд исходит из того, что в силу положений ст. 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в компетенцию суда не входит возможность удовлетворения такого требования, в связи с чем данное требование является неправомерным в рамках оспаривания нормативного правового акта.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 215, 216 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Ч.А.В. о признании недействующим Закона Санкт-Петербурга N 820-7 от 24 декабря 2008 г. "О границах объединенных зон охраны объектов культурного наследия, расположенных на территории Санкт-Петербурга, режима использования земель и требованиях к градостроительным регламентам в границах указанных зон" в части включения земельного участка с кадастровым номером N... в зону единого охраняемого ландшафта "адрес", указанную в пункте 13 приложения N 1 к Закону N 820-7 - отказать в полном объеме.
Возложить на Губернатора Санкт-Петербурга обязанность опубликовать данное решение суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.gov.spb.ru).
Решение суда может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через суд, вынесший решение.
Судья Санкт-Петербургского городского суда |
С.И. Сухарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 24 ноября 2020 г. по делу N 3а-273/2020
Текст решения опубликован не был