Решение Калининградского областного суда от 29 сентября 2020 г. N 3а-225/2020
Калининградский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску К.С.В. об оспаривании нормативно-правовых актов Генерального плана городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утв. решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления границ санитарно-защитной зоны в пределах земельного участка КН N установил:
К.С.В. обратился с административным иском в суд, указав, что является арендатором земельного участка КН N, площадью N кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 14 октября 2009 года N 8477-и, соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора от 19 марта 2018 года. На этом земельном участке располагался индивидуальный жилой дом КН N, который был снят с кадастрового учета 26 ноября 2019 года. 31 июля 2020 года административный истец обратился в администрацию ГО "Город Калининград" с уведомлением о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на вышеуказанном земельном участке. 5 августа 2020 года ему было направлено уведомление N 164-7/угр-326-3207 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что жилой дом размещен в зоне с особыми условиями использования территорий Н-8 - санитарно-защитной зоне предприятия АО "ПЖТ "Д.". Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Включение земельного участка КН N в зону с особыми условиями использования территории Н-8 нарушает его права как арендатора, поскольку препятствует постройке индивидуального жилого дома. Просит признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части установления санитарно-защитной зоны предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в пределах границ земельного участка с кадастровым номером КН N.
Административный истец К.С.В., будучи надлежаще извещен о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, об отложении дела слушанием ходатайства не заявил. Его представитель Ч.О.А. поддержала заявленные требования по изложенным в административном исковом заявлении основаниям и указал на то, что установление санитарно-защитной зоны АО "ПЖТ "Д." до настоящего времени не завершено.
Представитель административного ответчика городского Совета депутатов г. Калининграда З.Д.А. относительно заявленных требований возражал.
Представитель заинтересованных лиц Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области Ж.И.Ю. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований и пояснила, что санитарно-защитная зона предприятия подлежала отображению в документах территориального планирования и функционального зонирования в силу положений СанПин 2.2.1/2.1.1200-03, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 сентября 2007 г. N 74.
Представитель заинтересованного лица АО "ПЖТ "Д." В.В.С. возражала против удовлетворения заявленных исковых требований, дала пояснения, аналогичные пояснениям представителя Правительства Калининградской области и Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области.
Заинтересованные лица Администрация ГО "Город Калининград", Управление Роспотребнадзора по Калининградской области о рассмотрении дела извещены надлежаще, об отложении дела слушанием ходатайства не заявили, их представители в судебное заседание не явились.
Выслушав пояснения представителя административного истца, представителей городского Совета депутатов г. Калининграда, Правительства Калининградской области, Агентства по архитектуре, градостроению и перспективному развитию Калининградской области, ООО "ПЖТ "Д." исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора об удовлетворении административного иска, суд приходит к следующему.
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Город Калининград - муниципальное образование, наделенное статусом городского округа в соответствии с Законом Калининградской области от 15 мая 2004 года N 397.
В соответствии с п. 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации", ч. 3 ст. 8, ч. 1 ст. 24 ГрК РФ утверждение генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки относится к вопросам местного значения городского округа, по которым представительных орган муниципального образования принимает муниципальные правовые акты.
Статьей 8.2 ГрК РФ установлена возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления и органов государственной власти субъекта РФ в области градостроительной деятельности в порядке, предусмотренном ч. 1.2 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
С 1 января 2017 года в соответствии с п.п. 2, 3 п. 1 ст. 1 Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19 полномочия по утверждению документов территориального планирования муниципальных образований Калининградской области, правил землепользования и застройки, внесению таких изменений в такие документы переданы Правительству Калининградской области.
В соответствии с п. 4 ст. 2 указанного закона документы территориального планирования, документы градостроительного зонирования муниципальных образований, документация по планировке территории муниципальных образований, местные нормативы градостроительного проектирования, разработка которых была начата до вступления в силу данного закона, утверждаются органами местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области.
Генеральный план городского округа "Город Калининград" принят, а разработка Правил землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" началась до вступления в силу Закона Калининградской области от 30 ноября 2016 года N 19. Указанные нормативные акты были утверждены: Генеральный план городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 33-с от 15 июля 2016 года; Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" - решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339, опубликованным в специальном выпуске еженедельной Калининградской городской газеты "Гражданин" N 1 от 9 января 2019 года.
В соответствии с частью 1 статьи 9 ГрК РФ территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план городского округа (пункт 3 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа (часть 3 статьи 23 ГрК РФ).
Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают, в частности, зоны с особыми условиями использования территорий (пункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
В свою очередь, градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов (пункт 6 статьи 1 ГрК РФ).
Правила землепользования и застройки являются документом градостроительного зонирования (пункт 8 статьи 1 ГрК РФ).
Пунктом 1 части 1 статьи 30 ГрК РФ определено, что правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия.
Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты (часть 2 статьи 30 ГрК РФ).
На карте градостроительного зонирования в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (часть 5 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии с пунктом 4 статьи 1 ГрК РФ санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий.
С учетом положений пункта 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. N 74 "О введении в действие новой редакции санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН), размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (пункты 3.1, 3.10 СанПиН). Установление, изменение размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации (пункт 4.2 СанПиН).
В соответствии с ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" До 1 января 2025 года зоны с особыми условиями использования территорий считаются установленными в случае отсутствия сведений о таких зонах в Едином государственном реестре недвижимости, если такие зоны установлены до 1 января 2022 года, в том числе, нормативным правовым актом, предусматривающим установление зон с особыми условиями использования территорий в границах, установленных указанным актом, без принятия решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об установлении таких зон либо согласования уполномоченным органом исполнительной власти границ зоны с особыми условиями использования территории.
В соответствии с ч. 13 этой же статьи с 1 января 2022 года определенные в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают существование, а ограничения использования земельных участков в них не действуют.
Установлено, что К.С.В. является арендатором земельного участка КН N, площадью N кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора аренды земельного участка от 14 октября 2009 года N 8477-и, соглашения о передаче прав и обязанностей арендатора от 19 марта 2018 года.
Данный земельный участок в соответствии с действующими Правилами землепользования и застройки ГО "Город Калининград" находится в территориальной зоне Ж-4/Б - зона застройки индивидуальными жилыми домами.
Вместе с тем, согласно этому же документу территориального планирования земельный участок КН N находится в зоне с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических, а также объектов для размещения твердых коммунальных отходов (мусоросортировочных станций).
Суд приходит к выводу о том, что в оспариваемых нормативных актах данная зона с особыми условиями использования территории Н-8 - санитарно-защитная зона АО "ПЖТ "Д." в части включения в нее земельного участка КН N отображена без наличия законных оснований.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об установлении санитарно-защитной зоны предприятия АО "ПЖТ "Д." как для объекта II класса опасности не принималось, сведения о наличии такой зоны в ЕГРН не вносились.
Оснований полагать санитарно-защитную зону установленной в силу положений ч. 8 ст. 26 Федерального закона от 3 августа 2018 г. N 342-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", не имеется. Доказательств того, что такая зона была установлена в силу закона ранее и является действующей в соответствии с указанной нормой, не представлено.
Правила землепользования и застройки, как и Генеральный план, не устанавливают санитарно-защитные зоны, а только отображают их на соответствующей карте. Как указывалось выше, установление санитарно-защитных зон для объектов II класса опасности отнесено к компетенции Главного государственного санитарного врача РФ.
Отображение зоны с особыми условиями использования территории Н-8 в Генеральном плане, Правилах землепользования и застройки нарушает права административного истца как арендатора земельного участка с кадастровым номером N, так как существенно ограничивает землепользование.
Поскольку Генеральный план городского округа "Город Калининград" и Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград" противоречат нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, в части отнесения земельного участка с кадастровым номером N к зоне с особыми условиями использования территории Н-8, в данной части они подлежат отмене.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 175-180, 215 КАС РФ, суд решил:
Административное исковое заявление К.С.В. удовлетворить.
Признать недействующими с даты вступления решения суда в законную силу:
Генеральный план городского округа "Город Калининград", утвержденного решением городского Совета депутатов Калининграда от 6 июля 2016 года N 225 в части отображения на Карте ограничений градостроительной деятельности и комплексного анализа территории границы зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - "санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Правила землепользования и застройки городского округа "Город Калининград", утвержденных решением городского Совета депутатов Калининграда от 25 декабря 2017 года N 339 в части отображения на Карте границ зоны с особыми условиями использования территории Н-8 - "санитарно-защитная зона предприятий, сооружений и других объектов (производственно-, санитарно-, инженерно-технических) в границах земельного участка с кадастровым номером N.
Решение подлежит опубликованию в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании муниципального образования городской округ "Город Калининград".
Решение может быть обжаловано в Первый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца с даты составления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 5 октября 2020 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Калининградского областного суда от 29 сентября 2020 г. N 3а-225/2020
Текст решения предоставлен Калининградским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании