Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 февраля 2021 г. N 03-03-06/1/12530
Департамент налоговой политики рассмотрел обращение по вопросу учета для целей налога на добавленную стоимость и налога на прибыль организаций грантов в форме субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации, и сообщает следующее.
Согласно пункту 1 статьи 146 главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации независимо от источника оплаты.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом на добавленную стоимость, в налоговую базу не включаются.
Таким образом, денежные средства в виде субсидий, получаемые налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), в налоговую базу не включаются, поскольку указанные денежные средства не связаны с оплатой реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг). При этом следует отметить, что в соответствии с пунктом 2.1 статьи 170 Кодекса в случае приобретения товаров (работ, услуг) за счет субсидий, полученных налогоплательщиком из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные налогоплательщику либо фактически уплаченные им при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, вычету не подлежат. При получении налогоплательщиком субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на возмещение ранее понесенных затрат на приобретение товаров (работ, услуг), суммы налога на добавленную стоимость, ранее принятые к вычету по таким товарам (работам, услугам), следует восстановить на основании подпункта 6 пункта 3 статьи 170 Кодекса. В то же время если документами о предоставлении субсидий на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг) предусмотрено финансирование затрат на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг) без включения в состав таких затрат предъявленных сумм налога на добавленную стоимость, то налогоплательщики имеют право принимать к вычету (не восстанавливать) суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет указанных субсидий, полученных с 1 января 2019 года.
В случае, если субсидии получены налогоплательщиком не на возмещение затрат по приобретению товаров (работ, услуг), а в качестве оплаты реализуемых этим налогоплательщиком товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению, то налог на добавленную стоимость в отношении таких субсидий исчисляется в общеустановленном порядке. При этом суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные поставщиками товаров (работ, услуг), используемых налогоплательщиком для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), оплаченных за счет бюджетных средств, принимаются к вычету в порядке, установленном статьей 172 Кодекса.
Что касается налога на прибыль организаций, то отмечаем, что порядок учета субсидий, полученных коммерческими организациями из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на осуществление расходов, определен пунктом 4.1 статьи 271 Кодекса, согласно которому такие субсидии учитываются в составе внереализационных доходов по мере осуществления и признания данных расходов, или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете. Таким образом, дополнительного налогообложения получаемых субсидий не происходит.
В отношении порядка учета грантов, отнесенных к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, сообщаем, что для целей подпункта 14 пункта 1 статьи 251 Кодекса грантами признаются денежные средства или иное имущество в случае, если их передача (получение) удовлетворяет следующим условиям:
гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями и объединениями по перечню таких организаций, утверждаемому Правительством Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), охраны здоровья, охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально незащищенных категорий граждан, а в случае предоставления грантов Президента Российской Федерации - на осуществление деятельности (программ, проектов), определенной актами Президента Российской Федерации;
гранты предоставляются на условиях, определяемых грантодателем, с обязательным предоставлением грантодателю отчета о целевом использовании гранта.
При этом на налогоплательщиков, получивших средства целевого финансирования, возложена обязанность по ведению раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в качестве целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Из вышеизложенного следует, что условиями для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования является, в частности, их предоставление на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами и некоммерческими организациями на осуществление конкретных программ, перечисленных в данной норме.
Соблюдение вышеуказанных условий обязательно для отнесения полученных грантов к средствам целевого финансирования, не учитываемым при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. В противном случае, полученные денежные средства или иное имущество не признаются грантами для целей налога на прибыль организаций.
Заместитель директора Департамента |
А.А. Смирнов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Минфин разъяснил, как учитываются гранты в форме субсидий, полученные из регионального бюджета, в целях:
- НДС;
- налога на прибыль.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 24 февраля 2021 г. N 03-03-06/1/12530
Текст письма опубликован в бухгалтерском приложении к газете "Экономика и жизнь" от 19 марта 2021 г. N 10