Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
УТВЕРЖДЕНА
постановлением Правительства
Амурской области
от 4 марта 2021 г. N 113
Региональная программа
ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей на территории Амурской области на 2021 - 2025 годы
1. Паспорт Региональной программы
1 |
Наименование Региональной программы |
Региональная программа ведения государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей на территории Амурской области на 2021 - 2025 годы (далее - Региональная программа) |
2 |
Координатор Региональной программы |
Министерство природных ресурсов Амурской области |
3 |
Участник Региональной программы |
Государственное бюджетное учреждение Амурской области "Экология" (далее - ГБУ "Экология") |
4 |
Исполнители Региональной программы |
ГБУ "Экология" Юридические лица (по согласованию) |
5 |
Цели Региональной программы |
1. Своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов. 2. Своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон, зон затопления, подтопления. 3. Оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов |
6 |
Задачи Региональной программы |
1. Организация регулярных наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления, изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей. 2. Организация и ведение наблюдений за динамикой морфологического строения берегов и дна озер и водохранилищ, речных русел и их пойм, а также прибрежных территорий в пределах водоохранных зон для установления преобладающих тенденций. 3. Выявление и классификация участков взаимодействия процессов формирования морфологического строения водных объектов с различными видами антропогенной деятельности. 4. Сбор, обработка и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, зон затопления, подтопления и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями |
7 |
Этапы (при их наличии) и сроки реализации Региональной программы |
2021 - 2025 годы, этапы реализации Региональной программы не выделяются |
8 |
Прогнозные объемы финансирования Региональной программы |
Ожидаемый объем финансирования мероприятий Региональной программы составляет 235 255,31 тыс. руб., в том числе: 2021 год - 19 143,13 тыс. руб.; 2022 год - 32 799,15 тыс. руб.; 2023 год - 55 003,58 тыс. руб.; 2024 год - 58 284,46 тыс. руб.; 2025 год - 70 024,99 тыс. руб. |
9 |
Ожидаемые конечные результаты реализации Региональной программы |
1. Данные мониторинга водных объектов служат информационной основой для разработки схем комплексного использования и охраны водных объектов. 2. Реализация мероприятий, направленных на предупреждение антропогенного воздействия на водные ресурсы. 3. В рамках реализации Региональной программы будет обследовано 5 144 км рек, проведено 3 630 проб отбора воды |
2. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программным методом
Амурская область обладает значительными ресурсами поверхностных и подземных вод.
Ресурсы поверхностных вод составляют 171 км 3/год, в том числе формирующиеся на территории Амурской области - 88,6 км 3/год. По территории Амурской области протекает 2628 рек длиной более 10 км, в том числе 31 протяженностью более 200 км и более 41 000 рек и ручьев длиной до 10 км. Крупнейшие реки Амурской области длиной более 500 км: Амур, Зея, Бурея, Селемджа, Гилюй, Олекма, Нюкжа.
Для поверхностных вод Амурской области наиболее характерным видом техногенного воздействия является химическое загрязнение. Связано оно, прежде всего, со сбросами сточных вод промышленных и горнодобывающих предприятий, предприятий жилищно-коммунального хозяйства.
Поверхностные водные объекты на территории Амурской области используются также для целей хозяйственно-питьевого и производственно-технического водоснабжения, энергетики, речного транспорта, промывки песков, при разработке россыпных месторождений золота, добычи нерудного сырья.
Систематические наблюдения за гидрохимическим режимом водных объектов в пределах Амурской области осуществляются Федеральным государственным бюджетным учреждением "Амурский областной центр по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды" (далее - ФГБУ "Амурский ЦГМС").
ФГБУ "Амурский ЦГМС" проводит мониторинг на 27 наблюдательных пунктах по 19 водным объектам, расположенным на территории Амурской области.
Существующая наблюдательная сеть нерепрезентативна, количество пунктов наблюдений недостаточно для объективной оценки состояния водных объектов и прогноза изменения этого состояния под влиянием техногенных и природных факторов для информационного обеспечения и контроля в области использования и охраны водных объектов, отсутствуют управляемые базы данных, геоинформационные системы, прогнозные модели.
Таблица
Сравнительная характеристика качества воды в пунктах наблюдения с учетом комплексной оценки качества воды по удельному комбинированному индексу загрязнения воды (УКИЗВ) за 2018 - 2019 гг.*
п/п |
Пункт наблюдений |
2018 год |
2019 год |
||
Класс качества |
УКИЗВ |
Класс качества |
УКИЗВ |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
р. Амур - с. Игнашино |
3 "б" |
3,31 |
3 "б" |
3,31 |
2 |
р. Амур - с. Черняево |
3 "б" |
3,21 |
4 "а" |
3,84 |
3 |
р. Амур - г. Благовещенск |
3 "б" |
3,16 |
3 "б" |
3,21 |
4 |
р. Уруша - ст. Уруша |
- |
- |
- |
- |
5 |
р. Б.Невер - г. Сковородино |
3 "б" |
3,07 |
3 "б" |
3,07 |
6 |
р. Берея - с. Саскаль |
3 "а" |
2,80 |
3 "б" |
2,81 |
7 |
р. Зея - г. Зея |
4 "а" |
3,23 |
3 "б" |
2,99 |
8 |
р. Зея - г. Свободный |
3 "б" |
3,26 |
3 "б" |
2,97 |
9 |
р. Зея - г. Благовещенск |
3 "а" |
2,82 |
3 "б" |
3,27 |
10 |
р. Гилюй у Перевоза |
4 "а" |
3,74 |
3 "а" |
2,92 |
11 |
р. Тында - г. Тында |
4 "а" |
3,81 |
4 "а" |
4,15 |
12 |
р. Уркан - с. Арби |
4 "а" |
4,03 |
3 "а" |
2,65 |
13 |
р. Селемджа - с. Усть-Ульма |
4 "б" |
4,10 |
3 "б" |
3,58 |
14 |
р. Б.Пера - г. Шимановск |
4 "а" |
3,67 |
4 "а" |
3,31 |
15 |
р. Б.Пера - с. Дмитриевка |
3 "б" |
3,31 |
3 "б" |
3,20 |
16 |
р. М.Пера - с. Сукромли |
3 "а" |
2,28 |
3 "б" |
3,23 |
17 |
р. Томь - г. Белогорск |
4 "а" |
3,64 |
4 "а" |
3,63 |
18 |
р. Ивановка - с. Ивановка |
3 "б" |
3,10 |
3 "б" |
3,38 |
19 |
р. Бурея - п. г. т. Новобурейский |
3 "б" |
3,60 |
4 "а" |
4,10 |
20 |
р. Тюкан - ст. Бурея |
3 "а" |
2,33 |
4 "а" |
4,16 |
21 |
р. Кивда - п. Новорайчихинск |
4 "а" |
3,19 |
4 "б" |
4,30 |
22 |
р. Архара - с. Аркадьевка |
3 "б" |
3,90 |
4 "а" |
4,25 |
23 |
вдхр. Зейское - с. Бомнак |
4 "а" |
3,87 |
3 "б" |
2,95 |
24 |
вдхр. Зейское - 1 км выше г. Зея |
4 "а" |
4,02 |
3 "а" |
2,82 |
вдхр. Зейское - 11 км выше г. Зея |
3 "б" |
3,73 |
3 "а" |
2,80 |
|
25 |
р. Олекма - с. Усть-Нюкжа |
4 "а" |
3,92 |
4 "а" |
3,85 |
26 |
р. Нюкжа - с. Лопча |
4 "а" |
4,13 |
4 "а" |
3,84 |
* по данным Государственного доклада об охране окружающей среды и экологической ситуации в Амурской области за 2019 год.
Как видно из таблицы, существующая сеть гидрологических постов не охватывает малые реки и водохранилища, а также не учитывает увеличивающееся количество и разнообразие источников негативного воздействия.
Все малые водотоки чрезвычайно чувствительны к любой антропогенной деятельности на водосборе, изменяющей природные условия бассейна реки. Они в первую очередь реагируют на хозяйственную деятельность человека: на вырубку лесов, распашку, осушение, орошение и т.д. При этом малые реки теряют функцию естественных регуляторов водного режима, загрязняются и утрачивают способность к самоочищению или полностью исчезают.
Для предотвращения ухудшения экологического состояния водных объектов Амурской области требуется проведение следующих работ:
слежение за естественными природными явлениями на водных объектах области, а также за антропогенным на них воздействием;
своевременное выявление и прогнозирование негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние;
разработка мер по предотвращению негативных
последствий этих процессов;
оценка эффективности осуществляемых водоохранных мероприятий;
информационное обеспечение управления в области использования и охраны водных объектов.
Необходимость мониторинга малых рек и водохранилищ Амурской области является актуальной задачей, от правильного решения которой зависит не только сохранение природных ландшафтов, но и качество жизни населения Амурской области.
С развитием в Амурской области мелиоративного строительства - осушения и орошения сельскохозяйственных земель (начало - 1970 г.) начало развиваться и гидротехническое строительство водохранилищ. Начиная с 1980 года в целях рекреации стали стихийно создаваться водохранилища вблизи населенных пунктов Амурской области. Большинство водохранилищ из-за длительного срока их эксплуатации находятся в запущенном состоянии: заилены, заросли водной растительностью. В результате резко уменьшился их объем и площадь водного зеркала. Степень использования таких прудов весьма низкая и приводит к бессмысленным потерям водных и земельных ресурсов. Состояние большинства прудов крайне неудовлетворительное. Построены они в основном силами хозяйств по упрощенной документации, а зачастую и без нее. Плотины грунтовые, с неукрепленными откосами, многие из них со следами размыва. Водосбросные сооружения по своему техническому состоянию и капитальности, как правило, не отвечают современным требованиям, что затрудняет возможность регулирования и рационального использования речного стока. 40% водосбросов трубчатые, построенные без учета величины максимального паводкового расхода воды, почти все они подлежат ремонту. Значительная часть прудов (50%) имеет площадь до 25 га с преобладающей глубиной 1,0 м. При таких глубинах пруды прогреваются до дна и усиленно зарастают. По сути это естественные бассейны-испарители, бесполезно и безвозвратно потребляющие воду.
Одной из существенных проблем для Амурской области в водохозяйственной сфере является негативное воздействие вод. Это связано с тем, что населенные пункты Амурской области сосредоточены в основном вдоль крупных рек региона - Амур, Зея, а также высоким уровнем хозяйственного освоения паводкоопасных территорий.
Повторяемость наводнений на реках Амурской области (включая малые) велика и колеблется от 56% до 98%, периодичность катастрофических наводнений один раз в 10 - 12 лет. Большие наводнения, такие как в 1958, 1972, 1984 годах, охватывают одновременно огромные территории, причиняют значительный материальный ущерб. В результате прошедшего катастрофического наводнения в 2013 году и наводнений в период с 2016 по 2019 год на территории сел подтоплению подверглись жилые массивы частного сектора с приусадебными участками, подполья с имуществом жителей, хозпостройки, объекты инфраструктуры, теплотрассы.
Кроме того, остро стоит вопрос о защите автомобильных дорог в период паводков на поверхностных водных объектах и паводков в период прохождения ливневых дождей.
Наряду с главной проблемой водного хозяйства в бассейне р. Амур - наводнениями немаловажной проблемой для рассматриваемой территории является и интенсивный размыв берегов рек. Берега большинства рек Амурской области сложены мелкими легкоразмываемыми песками и супесями, что обуславливает высокие плановые деформации разрушения берегов. Средняя интенсивность горизонтальных миграций р. Амур оценивается в 1,9 м/год.
С деформациями водотока в горизонтальной плоскости неразрывно связана динамика береговых откосов. От степени устойчивости их зависят особенности и характер русловых переформирований.
Строение и динамика берегов определяется не только непосредственным воздействием текущей воды, но совокупностью природных условий, рассматриваемых как факторы берегоформирования. Среди них наибольшую рельефообразующую роль играют литология, морфология и морфометрия (высота, крутизна) берегов, а также пространственное расположение динамической оси потока по отношению к берегам, скрепляющее влияние растительности на берегах, подверженность берегов воздействию льдин при заторах.
На примере р. Амур: деформации берегов происходят крайне неравномерно не только в течение года, но даже в период открытого русла. Наибольшие изменения берегов в плане происходят в периоды летних паводков. В зависимости от условий, в которых протекают руслоформирующие процессы, интенсивность переформирования берегов колеблется от первых сантиметров до 10 - 15 мв год и более.
Интенсивность плановых деформаций тесно связана с особенностями строения долины р. Амур - в местах ее сжатия (русло выработано в скальных породах) плановые деформации практически отсутствуют, в местах расширения долины, наоборот, наблюдается многорукавность, отмечается заиление старых проток и разработка новых. В целом интенсивность плановых деформаций на Верхнем Амуре (от с. Покровка до г. Благовещенск) в 3 - 4 раза ниже, чем на Среднем Амуре (от г. Благовещенск до г. Хабаровск). Практически на всем протяжении отмечается размыв вогнутых берегов и намыв выпуклых берегов излучин поймы р. Амур. Намыв выпуклых берегов обычно происходит за счет присоединения побочней, осередков и небольших островов, формирующихся в основном из влекомых наносов твердого стока.
Подсчитан объем наносов, поступающих в русло р. Амур в результате горизонтальных миграций водотока. В среднем за год в р. Амур поступает 234,7 - 867,3 м 3 обломочного материала с 1 км длины русла.
3. Цели, задачи Региональной программы и ожидаемые конечные результаты ее реализации
Целями Региональной программы являются:
1. Своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия вод, а также развития негативных процессов, влияющих на качество воды в водных объектах и их состояние, разработка и реализация мер по предотвращению негативных последствий этих процессов.
2. Своевременное выявление и прогнозирование негативного воздействия процессов руслоформирования и деформаций берегов озер и водохранилищ на инженерные объекты и условия использования водных объектов и их прибрежных территорий в пределах водоохранных зон, зон затопления, подтопления.
3. Оценка эффективности мероприятий по охране морфологического состояния водных объектов.
Достижение целей Региональной программы требует решения следующих задач:
Задача 1. Организация регулярных наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления, изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей.
Задача 2. Организация и ведение наблюдений за динамикой морфологического строения берегов и дна озер и водохранилищ, речных русел и их пойм, а также прибрежных территорий в пределах водоохранных зон для установления преобладающих тенденций.
Задача 3. Выявление и классификация участков взаимодействия процессов формирования морфологического строения водных объектов с различными видами антропогенной деятельности.
Задача 4. Сбор, обработка и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, зон затопления, подтопления и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями.
Планируется достижение следующих результатов:
1. Проведение систематических наблюдений за состоянием дна и берегов, режимом использования водоохранных зон и морфометрическими характеристиками на 15 водных объектах Амурской области.
2. Проведение ежегодного отбора проб в местах, в которых донные отложения достигают максимального развития (места поступления сточных вод, зоны подпора боковых притоков, приплотинная часть в водохранилищах).
3. Проведение ежегодного отбора проб в местах, где обмен загрязняющими веществами между водной массой и донными отложениями наиболее интенсивен (на судовом ходу, на перекатах рек, на мелководных участках водоёмов (до 10 м), на участках ветрового перемешивания).
4. Проведение ежегодного обследования 20 гидротехнических сооружений, подверженных негативному воздействию вод.
5. Создание базы данных мониторинга водных объектов на территории Амурской области.
В результате реализации Региональной программы достигнется ряд положительных социальных и экономических эффектов, которые будут выражены в улучшении защищенности территорий и населения области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, повышении эффективности использования водных ресурсов.
4. Описание системы основных мероприятий
В рамках задачи 1 "Организация регулярных наблюдений за состоянием водных объектов, количественными и качественными показателями состояния водных ресурсов, за режимом использования водоохранных зон, зон затопления, подтопления, изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей" планируется проведение наблюдений, измерение, регистрация и первичная обработка и обобщение показателей, характеризующих состояние водных объектов, источников антропогенного воздействия на эти объекты и использования водных объектов, общей протяженностью 5 144 км.
В рамках задачи 2 "Организация и ведение наблюдений за динамикой морфологического строения берегов и дна озер и водохранилищ, речных русел и их пойм, а также прибрежных территорий в пределах водоохранных зон для установления преобладающих тенденций" планируется:
выявление негативных процессов разрушения берегов водных объектов;
определение преобладающего типа русловых процессов;
выявление негативных процессов проявления русловой активности, оказывающих воздействие на рельеф дна и изменения морфометрических особенностей водных объектов;
оценка состояния водных объектов и контроль за соответствием его показателей требованиям нормативов и стандартов.
В рамках задачи 3 "Выявление и классификация участков взаимодействия процессов формирования морфологического строения водных объектов с различными видами антропогенной деятельности" планируется:
прогнозирование изменений состояния водных объектов;
отбор проб для производства количественного химического анализа;
отбор проб донных отложений на определение концентрации загрязняющих веществ.
В рамках задачи 4 "Сбор, обработка и хранение сведений, полученных в результате наблюдений за состоянием дна, берегов и водоохранных зон водных объектов или их частей, зон затопления, подтопления и наблюдений за водными объектами, гидротехническими сооружениями" планируется создание и ведение информационных баз данных, обеспечивающих оценку состояния водных объектов и прогнозирование его изменения, а также информационное обеспечение запросов о состоянии водных объектов.
Перечень основных мероприятий, мероприятий и плановых показателей, а также сроки проведения мероприятий Региональной программы представлены в приложении N 1 к региональной программе.
5. Сведения об основных мерах правового регулирования в сфере реализации Региональной программы
Региональная программа базируется на положениях:
Водного кодекса Российской Федерации;
Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды";
постановления Правительства Российской Федерации от 10.04.2007 N 219 "Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга водных объектов";
постановления Правительства Российской Федерации от 18.04.2014 N 360 "О зонах затопления, подтопления";
приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 24.02.2014 N 112 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части организации и проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов";
приказа Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.10.2014 N 432 "Об утверждении Методических указаний по осуществлению государственного мониторинга водных объектов в части наблюдений за состоянием дна, берегов, состоянием и режимом использования водоохранных зон и изменениями морфометрических особенностей водных объектов или их частей";
ГОСТа 17.1.3.07-82. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Гидросфера. Правила контроля качества воды водоемов и водотоков (утвержден и введен в действие постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 19.03.1982 N 1115);
постановления губернатора Амурской области от 01.09.2015 N 222 "Об утверждении Положения о министерстве природных ресурсов Амурской области";
распоряжения губернатора Амурской области от 06.09.2010 N 312-р "О перечне гидротехнических сооружений на малых водохранилищах Амурской области";
постановления Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 453 "Об утверждении государственной программы "Охрана окружающей среды в Амурской области".
Принятие дополнительных правовых актов для реализации Региональной программы не требуется.
6. Ресурсное обеспечение Региональной программы
Финансирование мероприятий Региональной программы планируется осуществлять за счет средств областного бюджета в рамках предельных объемов бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию государственной программы "Охрана окружающей среды в Амурской области", утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 N 453.
Объемы финансирования подлежат ежегодному уточнению исходя из возможностей областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период.
Ресурсное обеспечение и прогнозная (справочная) оценка расходов на реализацию мероприятий Региональной программы приведены в приложении N 2 к Региональной программе.
7. Прогноз конечных результатов и критерии результативности и эффективности реализации Региональной программы
Планируемые средства областного бюджета позволят создать систему проведения регулярных наблюдений на водных объектах в качестве информационной основы для обеспечения условий эффективного управления водными объектами.
8. Организация управления и контроль за реализацией Региональной программы
Общее руководство и контроль за ходом реализации Региональной программы осуществляется координатором Региональной программы - министерством природных ресурсов Амурской области.
Участник Региональной программы может заключать с юридическими лицами соглашения, договоры (контракты) и проводит организационную работу по их выполнению в соответствии с документацией, регламентирующей порядок реализации Региональной программы.
Участник Региональной программы готовит:
проекты правовых актов по вопросам реализации Региональной программы;
решения по отбору проектов и мероприятий для реализации в рамках Региональной программы;
предложения, связанные с корректировкой целевых показателей, сроков, исполнителей и объемов ресурсов по Региональной программе;
представляет в заинтересованные органы отчеты о ходе реализации мероприятий.
Участник Региональной программы, основываясь на данных контроля, может обратиться с предложением о продлении или сокращении срока действия Региональной программы.
Исполнители Региональной программы несут ответственность за выполнение мероприятий Региональной программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.