Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 2 марта 2021 г. N 3.1-05/704
на проект федерального закона N 1021316-7 "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации",
принятый Государственной Думой 16 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству (далее - Комитет), рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект Федерального закона (проект N 1021316-7) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 15 сентября 2020 года, принят 23 декабря 2020 года в первом чтении, 9 февраля 2021 года - во втором чтении, 16 февраля 2021 года - в третьем чтении.
Федеральным законом устраняется двоякое толкование понятия минимального размера оплаты труда (далее - МРОТ) в рамках гражданско-правовых обязательств.
Так, согласно статье 3 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ (далее - Федеральный закон N 82-ФЗ) МРОТ применяется для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Применение минимального размера оплаты труда для других целей не допускается.
В соответствии со статьей 5 Федерального закона N 82-ФЗ до внесения изменений в соответствующие федеральные законы, определяющие порядок исчисления налогов, сборов, штрафов и иных платежей, исчисление налогов, сборов, штрафов и иных платежей, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации в зависимости от минимального размера оплаты труда, производится с 1 января 2001 года, исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Принимая во внимание наличие в ГК РФ аналогичных норм, ранее содержащих ссылки на МРОТ, Федеральный закон вносит изменения в статьи 226, 887 и 899 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в которых определение размера стоимости вещи исчисляется исходя из МРОТ.
В рамках пункта 2 статьи 226 ГК РФ, согласно которому лицо, в собственности, владении или пользовании которого находится земельный участок, водный объект или иной объект, где находится брошенная вещь, стоимость которой явно ниже суммы, соответствующей пятикратному минимальному размеру оплаты труда, либо брошенные лом металлов, бракованная продукция, топляк от сплава, отвалы и сливы, образуемые при добыче полезных ископаемых, отходы производства и другие отходы, имеет право обратить эти вещи в свою собственность, приступив к их использованию или совершив иные действия, свидетельствующие об обращении вещи в собственность, Федеральным законом пятикратный МРОТ заменяется на фиксированную сумму 3 тысячи рублей.
Согласно пункту 1 статьи 887 ГК РФ договор хранения должен быть заключен в письменной форме в случаях, указанных в статье 161 ГК РФ. При этом для договора хранения между гражданами (подпункт 2 пункта 1 статьи 161 ГК РФ) соблюдение письменной формы требуется, если стоимость передаваемой на хранение вещи превышает не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда. Федеральным законом указание на 10 МРОТ заменяется на фиксированную сумму 10 тысяч рублей.
Также в рамках пункта 2 статьи 899 ГК РФ, согласно которому при неисполнении поклажедателем своей обязанности взять обратно вещь, переданную на хранение, в том числе при его уклонении от получения вещи, хранитель вправе, если иное не предусмотрено договором хранения, после письменного предупреждения поклажедателя самостоятельно продать вещь по цене, сложившейся в месте хранения, а если стоимость вещи по оценке превышает сто установленных законом минимальных размеров оплаты труда, продать ее с аукциона в порядке, предусмотренном статьями 447 - 449 ГК РФ, Федеральным законом указание на 100 МРОТ заменяется на фиксированную сумму 50 тысяч рублей.
Комитет полагает, что Федеральный закон, учитывая правоприменительную практику, позволит устранить двоякое толкование понятия МРОТ в рамках гражданско-правовых обязательств, а также актуализировать размеры стоимости вещей в рамках гражданско-правовых отношений.
Комитет Совета Федерации по социальной политике предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон не противоречит Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в статью 226 части первой и статьи 887 и 899 части второй Гражданского кодекса Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.