Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 2 марта 2021 г. N 3.1-05/706
по проекту федерального закона N 1057336-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",
принятому Государственной Думой 17 февраля 2021 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству, рассмотрев Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части совершенствования правового регулирования вопросов агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях) (далее - Федеральный закон), отмечает следующее.
Проект названного Федерального закона (проект N 1057336-7) был внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы О.В. Савастьяновой, А.Е. Хинштейном, С.М. Боярским и другими 17 ноября 2020 года и принят Государственной Думой 23 декабря 2020 года в первом чтении, 16 февраля 2021 года - во втором чтении и 17 февраля 2021 года - в третьем чтении.
Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования вопросов, связанных с проведением агитации, в том числе в информационно-телекоммуникационных сетях.
Федеральным законом вносятся изменения в федеральные законы от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и от 22 февраля 2014 года N 20-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (далее - ЦИК России) при проведении выборов в федеральные органы государственной власти наделяется правом обратиться в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (далее - Роскомнадзор) с представлением о пресечении распространения в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети "Интернет", агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах, а также информации, распространяемой с нарушением законодательства Российской Федерации о выборах.
Избирательная комиссия субъекта Российской Федерации при проведении выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, референдума субъекта Российской Федерации, местных референдумов, а также территориальные избирательные комиссии, организующие выборы в органы публичной власти федеральной территории, наделяются аналогичным правом по обращению в Роскомнадзор в порядке, установленном ЦИК России.
Федеральным законом регламентируется порядок взаимодействия Роскомнадзора с операторами связи и провайдерами хостинга по вопросам принятия мер по ограничению доступа к вышеуказанным противоправным информации и (или) агитационным материалам. Оператор связи будет обязан незамедлительно ограничить доступ к указанному в требовании Роскомнадзора информационному ресурсу, а провайдер хостинга обязан незамедлительно уведомить обслуживаемого им владельца информационного ресурса о необходимости незамедлительно удалить противоправные информацию и (или) агитационные материалы.
Федеральным законом устанавливается срок (сутки) для удаления владельцем информационного ресурса противоправных информации и (или) агитационных материалов. В случае если владелец информационного ресурса удалил противоправную информацию и (или) материалы, оператор связи незамедлительно возобновляет доступ к информационному ресурсу, в случае отказа - ограничивает доступ к соответствующему информационному ресурсу.
Ограничение доступа к информационным ресурсам, на которых размещены информация и (или) агитационные материалы, распространяемые с нарушением требований законодательства Российской Федерации, вводится не ранее дня официального опубликования (публикации) решения о назначения соответствующих выборов, референдума и оканчивается по истечении пяти дней со дня определения результатов соответствующих выборов, референдума.
Порядок взаимодействия между ЦИК России, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации, избирательными комиссиями, организующими выборы в органы публичной власти федеральных территорий, и Роскомнадзором будет определяться соглашением между ЦИК России и Роскомнадзором.
Корреспондирующие изменения вносятся в Федеральный закон "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Федеральный закон позволит избирательным комиссиям оперативно реагировать на случаи появления в сети "Интернет" информации или агитационных материалов, изготовленных и (или) распространяемых с нарушением требований законодательства Российской Федерации о выборах и референдумах.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Положения федеральных законов "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" будут применяться к правоотношениям, возникшим в связи с проведением выборов, референдумов, назначенных после дня вступления в силу рассматриваемого Федерального закона.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера предлагает одобрить данный Федеральный закон.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В соответствии с пунктом "а.1" части 1 статьи 27 Регламента Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Комитетом проведена антикоррупционная экспертиза Федерального закона. Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросов, предусмотренных статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.