Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
2. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
2.1. Объекты государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия:
используемые органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами при осуществлении хозяйственной и иной деятельности территории, здания, производственные, хозяйственные и иные помещения, строения, сооружения, являющиеся объектами культурного наследия либо находящиеся в зонах охраны таких объектов, земельные участки, на которых такие объекты расположены либо которые находятся в зонах охраны таких объектов, либо земельные участки, непосредственно связанные с земельным участком в границах территории объекта культурного наследия и зонах охраны.
2.2. Субъекты государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия (далее - подконтрольные субъекты):
органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица:
собственники или иные законные владельцы объектов культурного наследия, включая лиц, являющихся владельцами объектов культурного наследия на праве оперативного управления, хозяйственного ведения, безвозмездного пользования, аренды, ином праве;
собственники или иные законные владельцы объектов недвижимости, расположенных в границах территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия;
лица, осуществляющие деятельность по сохранению объектов культурного наследия;
лица, осуществляющие строительные и иные работы на землях, расположенных в границах территории объектов культурного наследия, зон охраны объектов культурного наследия, защитных зон объектов культурного наследия, а также земельных участках, непосредственно связанных с земельными участками в границах территории объекта культурного наследия.
2.3. Предмет государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия:
соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и физическими лицами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами города Москвы в области охраны объектов культурного наследия (далее - обязательные требования), а также требований, содержащихся в охранном обязательстве собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия.
Перечень обязательных требований, соблюдение которых оценивается при осуществлении Департаментом культурного наследия города Москвы федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, и Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Департаментом культурного наследия города Москвы федерального и регионального государственного надзора за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, утверждены приказом Департамента от 5 октября 2020 г. N 642.
Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Департаментом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, и их тексты размещены на сайте Департамента в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - сайт Департамента).
2.4. Данные о проведенных мероприятиях по государственному надзору в области охраны объектов культурного наследия.
В рамках осуществления государственного надзора Департаментом за истекший период 2020 года проведено 76 проверок, из них:
7 плановых проверок в отношении юридических лиц;
69 внеплановых проверок, из которых:
58 внеплановых проверок исполнения требований ранее выданных предписаний об устранении выявленных нарушений;
59 внеплановых проверок в отношении юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей по сведениям о фактах возникновения угрозы причинения вреда либо причинении вреда объектам культурного наследия.
В рамках контроля за состоянием объектов культурного наследия и мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований за истекший период 2020 года проведено 3859 мероприятий, в том числе 1164 мероприятия по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований в рамках контроля за сроками проведения работ, предусмотренными актами технического состояния объектов культурного наследия.
За истекший период 2020 года Департаментом возбуждено 385 дел об административных правонарушениях, проведено 83 административных расследования.
2.5. Данные о проведенных мероприятиях по профилактике обязательных требований.
На сайте Департамента размещены Перечень правовых актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении Департаментом государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия, и их тексты.
Разработаны и размещены на сайте Департамента 15 руководств, разъяснений и методических рекомендаций по соблюдению обязательных требований.
Сотрудниками Департамента проведено 14 лекций-семинаров. В связи с введением в городе Москве режима повышенной готовности и ограничением проведения публичных мероприятий большая часть мероприятий проведена посредством видео-конференц-связи.
Проанализирована и обобщена практика осуществления Департаментом государственного надзора в области государственной охраны объектов культурного наследия за 2019 год, соответствующее обобщение размещено на сайте Департамента.
Сформирован и размещен на сайте Департамента перечень наиболее часто встречающихся нарушений обязательных требований.
За истекший период 2020 года Департаментом выдано 276 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, 176 из которых исполнено, обстоятельства, послужившие основанием для направления предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований, устранены.
Проведены мероприятия в форме профилактических собеседований, консультаций (132) с представителями организаций, которым по результатам мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением требований предписаний о выполнении работ, указанных в актах технического состояния объектов культурного наследия, направлены предостережения либо предписания. В ходе таких мероприятий разъясняются обязательные требования в области охраны объектов культурного наследия и порядок их исполнения.
Также проводится индивидуальная работа по разъяснению обязательных требований в области охраны объектов культурного наследия и порядка их исполнения с приглашенными участниками заседаний рабочей группы по координации работы по пресечению, предупреждению и профилактике нарушений федерального законодательства об охране объектов культурного наследия в отношении территорий музеев-заповедников, музеев-усадеб, достопримечательных мест, иных объектов культурного наследия и их зон охраны, расположенных на территории города Москвы.
Мероприятия, предусмотренные программой выполнены в полном объеме.
2.6. Основные нарушения, выявленные Департаментом в 2020 году.
Исходя из анализа дел об административных правонарушениях за истекший период 2020 года, возбужденных Департаментом, основными нарушениями обязательных требований являются:
непроведение работ по сохранению объекта культурного наследия (разработка проектной документации, проведение ремонтно-реставрационных и консервационных работ, приведение планировки объекта культурного наследия в соответствие с документацией технической инвентаризации и т.д.);
установка на объекте культурного наследия навесного оборудования (систем кондиционирования, видеонаблюдения, иного оборудования) без разрешительной документации;
проведение работ на объектах культурного наследия с отклонением от проектной документации;
проведение работ на объектах культурного наследия без разрешительной документации (в отсутствие разрешения на проведение работ, согласованной проектной документации);
самовольное возведение построек на территориях объектов культурного наследия, пристроек и надстроек к объектам культурного наследия;
отсутствие надписи и обозначения, содержащих информацию об объекте культурного наследия;
неисполнение обязанности по приостановлению земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, проведение которых может ухудшить состояние объекта культурного наследия.
2.7. Основными причинами вышеуказанных нарушений являются:
недостаток денежных средств либо отсутствие финансирования на проведение дорогостоящих работ по сохранению объекта культурного наследия;
сознательное нарушение обязательных требований в связи с недооценкой возможности применения Департаментом штрафных санкций и иных мер воздействия;
недостаточный уровень правовой грамотности собственников и иных законных владельцев объектов культурного наследия;
непроведение работ по сохранению объекта культурного наследия либо нарушение сроков проведения таких работ в связи с введением в городе Москве режима повышенной готовности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.