Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к приказу Министерства образования
Калининградской области
от 2 марта 2021 г. N 191/1
Концепция
региональной системы управления качеством образования Калининградской области
1. Общие положения
1. Концепция региональной системы управления качеством образования Калининградской области (далее - концепция) разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 N 1642 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования", постановлением Правительства Калининградской области от 31.12.2013 N 1023 "О государственной программе Калининградской области "Развитие образования", иными законодательными актами Российской Федерации и Калининградской области, регламентирующими реализацию процедур контроля и оценки качества образования и определяет основные цели, задачи, функциональную структуру системы оценки качества образования Калининградской области.
2. Концепция, а также дополнения и изменения к ней утверждаются приказами Министерства образования Калининградской области.
3. Концепция распространяется на органы управления образованием регионального, муниципального уровней и образовательные организации всех видов ведомственной подчиненности, реализующих общеобразовательные и профессиональные образовательные программы.
2. Основные цели, задачи и принципы функционирования системы управления качеством образования Калининградской области
4. Целью региональной системы управления качеством образования является организация деятельности всех субъектов системы образования Калининградской области по повышению качества образования в Калининградской области посредством:
1) создания единой системы диагностики и контроля за состоянием образования в Калининградской области, обеспечивающей определение факторов и своевременное выявление изменений, влияющих на качество образования в регионе;
2) получения объективной информации о системе качества образования, состоянии и результатах образовательной деятельности, тенденциях изменения качества общего и профессионального образования в Калининградской области, причинах, влияющих на его уровень;
3) создания условий для государственно-общественной оценки качества образования, обеспечивающей возможность выработки образовательных политик, сопряженных с социально-экономическими и социо-культурными задачами развития региона;
4) повышения уровня информированности потребителей образовательных услуг при принятии решений, связанных с образованием;
5) обеспечения объективности и справедливости при приеме в образовательные организации;
6) формирования информационной основы принятия управленческих решений органами управления образованием различных уровней;
7) оценки качества образовательных достижений обучающихся;
8) качества реализации образовательных программ;
9) качества условий осуществления образовательного процесса в образовательных организациях;
10) принятия соответствующих управленческих решений на региональном, муниципальном уровнях и на уровне образовательных организаций.
5. В настоящее время в Российской Федерации сложилась система оценки качества образования, включающая на федеральном уровне целый комплекс процедур оценки качества образования и государственной итоговой аттестации:
- единый государственный экзамен;
- основной государственный экзамен;
- национальные исследования качества образования;
- всероссийские проверочные работы;
- международные сравнительные исследования качества образования.
На региональном уровне этот комплекс дополняется централизованным мониторингом образовательных достижений обучающихся в форме региональных диагностических работ, состав и содержание которых ежегодно определяется в соответствии с приоритетными целями и задачами системы образования Калининградской области и утверждается распорядительным актом Министерства образования Калининградской области.
Оценку знаний обучающихся общеобразовательных организаций дополняют исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей образовательных организаций.
6. В Концепции используются следующие термины:
Региональная система управления качеством образования Калининградской области (далее - ОКО КО) представляет собой совокупность организационных и функциональных структур, норм и правил, диагностических, оценочных и аналитических процедур, обеспечивающих на единой концептуально-методологической основе оценку образовательных результатов обучающихся, эффективности деятельности образовательных организаций, региональных и муниципальных систем образования, качества образовательных программ с учетом запросов основных пользователей результатов системы оценки качества образования Калининградской области.
Качество образования - комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.
Оценка качества образования - процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых образовательных результатов, степень достижения планируемых результатов образовательной программы, условий их обеспечения эталонному уровню, зафиксированному в нормативных документах, а также социальным, профессиональным и личностным потребностям, в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы региона.
Индивидуальные достижения обучающихся - совокупность образовательных достижений, позволяющих обучающимся, воспитанникам успешно социализироваться в обществе и реализовать себя в различных сферах деятельности.
Механизмы оценки качества образованием - совокупность принятых и осуществляемых в образовательной системе процедур оценки качества образовательных программ, условий реализации образовательного процесса в конкретной образовательной организации, деятельности муниципальных систем образования и всей образовательной системы региона.
Мониторинг - специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза.
7. Основные задачи ОКО КО, решаемые на основе концепции:
1) развитие и совершенствование механизмов и процедур оценки качества подготовки обучающихся;
2) развитие механизмов управления качеством образования;
3) информационное, аналитическое и экспертное обеспечение мониторинга региональной системы образования;
4) определение перечня критериев качества образования с учетом социально-экономических особенностей Калининградской области и формирование системы аналитических показателей, позволяющей эффективно реализовывать основные цели оценки качества образования;
5) оценка состояния и эффективности деятельности образовательных организаций, муниципальных и региональной образовательных систем;
6) осуществление оценки качества образования и индивидуальных образовательных достижений обучающихся по уровням образования, включая независимую оценку, общественную и педагогическую экспертизу;
7) выявление факторов, влияющих на качество образования;
8) выявление образовательных организаций с низкими образовательными результатами и реализация мер адресной поддержки;
9) оценка качества образовательных программ с учетом запросов основных потребителей образовательных услуг;
10) реализация мероприятий по обеспечению объективности проведения процедур оценки качества;
11) оценка механизмов управления качеством системы воспитания и социализации;
12) осуществление оценки качества подготовки выпускников образовательных организаций профессионального образования и соответствия их квалификации требованиям работодателей; оценка условий осуществления образовательной деятельности по уровням образования;
13) оценка результативности педагогической и управленческой деятельности в системе образования Калининградской области для повышения эффективности управления на основе системного (сравнительного) анализа;
14) разработка учебно-методических материалов для подготовки специалистов по оценке различных аспектов качества образования;
15) содействие повышению квалификации работников системы образования, принимающих участие в процедурах оценки качества образования;
16) формирование экспертного сообщества, участвующего в различных формах профессиональной и независимой оценки качества образования; информационное, методическое и техническое сопровождение процедур управления качеством образования и его оценки;
17) информирование населения Калининградской области о качестве образования.
8. Диагностические и оценочные процедуры в рамках ОКО КО проводятся, в том числе с привлечением общественных наблюдателей, профессиональных и общественных экспертов, экспертных сообществ, (далее - общественные эксперты), требования к которым устанавливаются нормативными документами, регламентирующими реализацию процедур оценки качества образования.
9. Формат предоставляемой информации определяется запросами потребителей и комплексом утвержденных индикаторов состояния системы образования региона и ее отдельных компонентов, а также объектов оценки.
10. В основу ОКО КО и управленческих механизмов оценки качества общего образования положены принципы:
1) ориентация на потребителя и интересы обучающихся. Используемые критерии качества образования должны стимулировать развитие образовательных методик, технологий и управленческих механизмов, ориентированных на наиболее полный учет организациями системы образования потребностей и интересов обучающихся, на повышение возможностей для самореализации;
2) ориентации на оценивание как подготовки обучающихся, так и образовательной деятельности:
- оценка культуры самооценки образовательных организаций, внедрение технологий формирующего оценивания ка# способа продвижения к поставленным целям обучения с учетом целей и особенностей участников образовательных отношений;
- оценка степени соответствия подготовки обучающихся требованиям ФГОС к результатам;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности требованиям ФГОС к условиям реализации образовательной деятельности;
- оценка степени соответствия образовательной деятельности потребностям обучающихся, потребностям предприятий и учреждений профессионального образования;
3) открытости, прозрачности, объективности процедур и механизмов оценки качества образования;
4) доступности информации о состоянии системы качества образования и качестве образования для различных групп потребителей;
5) реалистичности требований, норм и показателей качества образования, их социальной и личностной значимости;
6) учета имеющегося российского опыта в сфере оценки качества образования;
7) сопоставимости системы показателей с федеральными и международными аналогами;
8) учета реальной проблематики системы образования, формирования управленческих инструментов и механизмов, направленных на решение этих проблем, а также формирование инструментов оценки эффективности их решения;
9) ориентации на развитие региональных механизмов управления качеством образования, направленных на реализацию ключевых приоритетов развития системы образования Калининградской области;
10) минимизации системы показателей с учетом потребностей разных уровней управления областной системой образования;
11) выявления и распространения позитивных управленческих практик, касающихся значимых аспектов деятельности системы общего образования, что возможно только в случае регулярного участия всех заинтересованных групп пользователей в анализе, обсуждении и применении результатов оценки;
12) повышения потенциала внутренней оценки, самооценки, самоанализа;
13) стимулирования большей вовлеченности всех участников образовательных отношений и органов исполнительной власти, местного самоуправления в решение актуальных задач, связанных с модернизацией образования и повышением качества образования;
14) обеспечение возможности использования результатов оценки для управления качеством образования на всех уровнях системы общего образования Калининградской области;
15) ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования, выявляющего проблемы, тенденции, закономерности, оценку эффективности принимаемых управленческих решений, выявление позитивного управленческого опыта, формирование или корректировку критериев оценки качества образования на всех уровнях управления образованием;
16) ежегодного общественно-профессионального обсуждения результатов функционирования и развития системы общего образования Калининградской области;
17) соблюдения морально-этических норм при проведении процедур оценки качества образования.
11. Важнейшей основой интеграции всего спектра мероприятий по оценке качества образования, проводимых в Калининградской области, является проведение ежегодного комплексного анализа данных о качестве образования. В рамках комплексного анализа выявляются проблемы, тенденции и закономерности, оценивается эффективность принятых управленческих решений, выявляется позитивный управленческий опыт, формируются или корректируются критерии оценки качества образования на всех уровнях управления образованием.
3. Организационно-функциональная характеристика ОКО КО
12. Организационная структура ОКО КО предусматривает четыре уровня: региональный уровень, муниципальный уровень, уровень образовательной организации, уровень общественных институтов.
13. Функциональная характеристика ОКО КО:
1) Региональный уровень:
- Министерство образования Калининградской области:
формирует единые подходы к оценке качества образования;
разрабатывает нормативные правовые документы, регламентирующие функционирование ОКО КО;
осуществляет финансовое обеспечение ОКО КО;
утверждает комплекс показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Калининградской области;
корректирует и утверждает критерии ОКО КО;
обеспечивает разработку критериев, показателей и реализацию направлений Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации;
осуществляет полномочия Российской Федерации в сфере образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации: государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Калининградской области, а также органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;
обеспечивает реализацию процедур контроля и оценки качества образования;
организует и координирует работу структур, деятельность которых непосредственно связана с вопросами оценки качества образования;
осуществляет аналитическую деятельность, учитывающую состояние и тенденции развития системы образования Калининградской области;
обеспечивает осуществление мониторинга в системе образования на уровне Калининградской области;
обеспечивает проведение государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего и среднего общего образования на территории Калининградской области;
формирует механизмы стимулирования образовательных организаций на повышение качества образования;
обеспечивает изучение информационных запросов основных пользователей региональной системы оценки качества образования;
принимает на основе аналитических материалов управленческие решения по совершенствованию качества образования в регионе;
обеспечивает проведение мониторинга региональных механизмов управления качеством образования на территории Калининградской области;
обеспечивает проведение общественной экспертизы, гласности и коллегиальности при принятии управленческих решений в области оценки качества образования;
информирует общественность о результатах оценки качества образования.
- Государственное бюджетное учреждение Калининградской области "Региональный центр образования":
участвует в развитии ОКО КО, в разработке методических подходов к оценке качества образования;
в определении системы критериев, показателей, индикаторов качества образования с учетом видового разнообразия образовательных организаций, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Калининградской области;
содействует обновлению нормативно-правовой базы документов Калининградской области, относящейся к обеспечению качества образования;
обеспечивает разработку критериев, показателей и реализацию отдельных направлений Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации;
формирует показатели и методы сбора информации, адресные рекомендации, механизмы анализа эффективности принятых мер по обеспечению объективности процедур оценки качества образования, системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, системы методической работы, системы мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников, системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций региона;
участвует в организации системы мониторинга качества образования на территории Калининградской области, осуществляет сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития системы образования в Калининградской области, анализирует результаты оценки качества образования;
обеспечивает методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в рамках контрольно-надзорных мероприятий и государственной аккредитации образовательных организаций, лицензирования образовательной деятельности, государственной аккредитации, аттестации педагогических работников и руководящих кадров, Всероссийской олимпиады школьников;
обеспечивает проведение мониторинга условий осуществления образовательного процесса;
обеспечивает проведение мониторинг удовлетворенности предоставляемыми образовательными услугами и результатами образовательного процесса;
обеспечивает проведение мониторинга уровня квалификации и профессиональных компетенций педагогических работников;
проводит мониторинговые, социологические и статистические исследования по вопросам качества образования;
обеспечивает изучение информационных запросов основных пользователей областной системы оценки качества образования;
участвует в формировании нормативной базы документов, относящихся к обеспечению качества образования;
принимает участие в контрольно-оценочных и экспертных видах деятельности;
обеспечивает информационную поддержку системы оценки качества образования Калининградской области;
разрабатывает мероприятия и готовит предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества образования, участвует в этих мероприятиях;
оказывает услуги по вопросам создания, функционирования и развития систем оценки качества образования, проведения процедур лицензирования и государственной аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих работников, проведения мониторинговых и социологических исследований;
обеспечивает организационно-технологическое сопровождение работы конфликтной комиссии Калининградской области государственной итоговой аттестации;
участвует в организации проведении регионального этапа всероссийской олимпиады школьников;
осуществляет подготовку экспертов для осуществления экспертной и контрольно-оценочной деятельности;
проводит анализ результатов оценки качества образования;
осуществляет аналитическую деятельность по выявлению и оценке факторов, влияющих на качество образования.
- Государственное автономное учреждение Калининградской области дополнительного профессионального образования "Институт развития образования":
обеспечивает научно-методическое, информационное и аналитическое сопровождение ОКО КО;
участвует в разработке ОКО КО, системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Калининградской области; в разработке методических подходов к оценке качества образования; в определении системы критериев, показателей, индикаторов качества образования с учетом видового разнообразия образовательных организаций, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Калининградской области;
организует разработку и внедрение методического инструментария для проведения мониторинговых исследований образовательных достижений обучающихся;
осуществляет организационное, инструментальное, информационно-аналитическое сопровождение международных, национальных, федеральных, региональных мониторинговых исследований и оценочных процедур и иных исследований качества образования;
организует централизованный мониторинг образовательных достижений обучающихся в форме региональных диагностических работ;
организует исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей образовательных организаций;
проводит комплексный анализ качества образования в разрезе общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных систем и региональной образовательной системы;
обеспечивает разработку критериев, показателей и реализацию отдельных направлений Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации;
формирует показатели и методы сбора информации, адресные рекомендации, механизмы анализа эффективности принятых мер по обеспечению объективности процедур оценки качества образования, системы работы со школами с низкими результатами обучения и/или школами, функционирующими в неблагоприятных социальных условиях, системы методической работы, системы мониторинга качества дополнительного профессионального образования педагогических работников, системы мониторинга эффективности руководителей образовательных организаций региона;
обеспечивает проведение мониторинга уровня квалификации и профессиональных компетенций педагогических работников;
обеспечивает методическое, организационно-технологическое сопровождение оценки качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе в рамках контрольно-надзорных мероприятий и государственной аккредитации образовательных организаций, аттестации педагогических и руководящих кадров, единого государственного экзамена, всероссийской олимпиады школьников;
обеспечивает организационно-методическое сопровождение проведения мониторинга образовательных достижений обучающихся по отдельным предметам на различных уровнях обучения;
обеспечивает организационно-методическое и технологическое сопровождение государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов на территории Калининградской области;
обеспечивает информационную поддержку работы государственной экзаменационной комиссии Калининградской области, органов управления образованием, образовательных учреждений в части подготовки, проведения и анализа результатов государственной итоговой аттестации (далее - ГИА);
обеспечивает информационное взаимодействие ГЭК Калининградской области с федеральными организациями, ответственными за проведение ГИА;
создает и ведет региональные базы данных образовательных организаций;
создает и ведет базы данных участников ГИА;
готовит аналитическую и статистическую информацию об итогах организации и проведения государственной итоговой аттестации в Калининградской области;
анализирует результаты оценки качества образования по данным ГИА;
формирует и ведет базы данных показателей качества образования по результатам ГИА;
обеспечивает проведение мониторинга исполнения на муниципальном уровне распорядительных документов в части организации и проведения ГИА;
организует изучение информационных запросов основных пользователей областной системы оценки качества образования;
формирует нормативную базу документов, относящихся к обеспечению проведения мониторинга качества образования в образовательных организациях по направлениям в части имеющихся полномочий;
организует формирование и анализ данных о педагогических работниках, системе повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов образования на территории области;
изучает, обобщает и распространяет передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования;
осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов в области оценки качества образования;
участвует в принятии управленческих решений по результатам оценки качества образования на уровне образовательных организаций, педагогических работников образовательных организаций;
принимает участие в экспертизе образовательных программ, в деятельности по оценке результатов образовательных организаций области;
предоставляет информацию о качестве образования по запросам;
организует систему мониторинга баз данных ОКО КО, осуществляет сбор, обработку, анализ, хранение всей информационной базы данных ОКО КО в части определенных Министерством направлений деятельности;
проводит мониторинг уровня квалификации и профессиональных компетенций педагогических работников и управленческих кадров;
обеспечивает предоставление информации по повышению квалификации, подготовке и переподготовке специалистов образования на региональном уровне;
осуществляет сбор, обработку, анализ, хранение информации о качестве повышения квалификации, подготовки и переподготовки специалистов образования.
- Государственное бюджетное учреждение Калининградской области нетиповой образовательной организации "Центр развития одаренных детей", государственное автономное учреждение Калининградской области для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи "Центр диагностики и консультирования детей и подростков":
участвуют в разработке методик оценки качества образования в части своего направления;
участвуют в разработке системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития системы образования Калининградской области в части своего направления;
обеспечивает разработку критериев, показателей и реализацию отдельных направлений Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъектах Российской Федерации;
участвуют в проведении мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования в части своего направления;
участвуют в разработке программного обеспечения для сбора, хранения и статистической обработки информации о состоянии и динамике развития системы образования в Калининградской области в части своего направления;
участвуют в организации системы мониторинга качества образования на территории Калининградской области, анализирует результаты оценки качества образования в части своего направления;
обеспечивают предоставление информации на региональный уровень о качестве качества образования в части касающейся;
участвуют в обеспечении информационной поддержки системы оценки качества образования Калининградской области в части своего (своих) направлений деятельности;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы контроля и оценки качества своего направления деятельности, участвуют в этих мероприятиях;
содействуют обновлению нормативной правовой базы документов Калининградской области, относящейся к обеспечению качества образования в части своего направления деятельности;
проводят анализ образовательной и социальной эффективности функционирования сети образовательных организаций по своим направлениям деятельности и разрабатывают предложения по ее оптимизации;
проводят экспертизу учебно-программной документации учреждений своего направления (учебных планов, образовательных программ);
участвуют в экспертизе деятельности организаций своего направления, содержания и результатов оценки качества образования обучающихся и формируют предложения по их совершенствованию.
2) Муниципальные органы управления образованием:
участвуют в разработке методики оценки качества образования;
разрабатывают и регламентируют системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития муниципальной системы образования и критерии системы оценки качества образования на муниципальном уровне;
обеспечивают разработку критериев, показателей и реализацию направлений Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в органах местного самоуправления;
формируют муниципальную нормативно-правовую базу документов, относящихся к обеспечению качества образования;
разрабатывают и реализуют программы развития/"дорожные карты" муниципальной системы оценки качества образования;
осуществляют сбор и анализ информации, характеризующей состояние и динамику развития муниципальной системы образования; обеспечивают проведение в муниципальном образовании мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования и контрольно-оценочных процедур в муниципальных образовательных организациях;
организуют систему мониторинга качества образования на территории муниципального образования, осуществляют сбор, обработку, хранение и предоставление информации о состоянии и динамике развития муниципальной системы образования, анализируют результаты оценки качества образования на муниципальном уровне;
контролируют качество предоставляемой образовательными организациями информации;
обеспечивают сбор, обработку и передачу информации о муниципальной системе образования на региональный уровень;
организуют сбор образовательной статистики;
организуют изучение информационных запросов основных пользователей муниципальной системы оценки качества образования;
содействуют в проведении мониторинговых, контрольно-оценочных процедур, мониторинговых мероприятий по профилактике нарушений, социологических исследований по вопросам качества образования;
участвуют в организации информационных потоков для пользователей системы оценки качества образования Калининградской области на муниципальном уровне;
содействуют проведению подготовки специалистов органов управления образованием, работников образовательных организаций и общественных экспертов, и институтов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование муниципальной системы оценки качества образования, участвуют в этих мероприятиях;
обеспечивают информационную поддержку муниципальной системы оценки качества образования;
проводят анализ образовательной и социальной эффективности функционирования муниципальной сети образовательных организаций, разрабатывают предложения по ее оптимизации;
проводят экспертизу организации, содержания и результатов аттестации обучающихся в муниципальных образовательных учреждениях и формируют предложения по их совершенствованию;
осуществляют ресурсную поддержку функционирования муниципальной системы оценки качества образования;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на муниципальном уровне;
анализируют результаты оценки качества образования на уровне муниципального образования; создают условия для организации проведения независимой оценки качества учебных достижений обучающихся и условий осуществления образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность; координируют деятельность структур, осуществляющих оценку качества образования на уровне муниципального образования;
принимают соответствующие управленческие решения по повышению качества образования.
3) Образовательные организации, действующие в системе образования Калининградской области:
разрабатывают и реализуют программу/"дорожную карту" развития системы оценки качества образования образовательной организации;
разрабатывают систему показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательной организации и соотносящихся с муниципальной системой образования и системой образования Калининградской области;
обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
обеспечивают проведение в образовательной организации контрольно-оценочных процедур, мониторинговых, социологических и статистических исследований по вопросам качества образования;
организуют систему мониторинга качества образования в образовательной организации, осуществляют сбор, обработку, хранение и представление информации о состоянии и динамике развития образовательной организации, анализируют результаты оценки качества образования на уровне образовательной организации;
организуют изучение информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования образовательного учреждения;
обеспечивают информационную открытость в соответствии с действующим законодательством;
обеспечивают предоставление информации о качестве образования на муниципальный и региональный уровни системы оценки качества образования Калининградской области;
содействуют проведению подготовки работников образовательных организаций и общественных экспертов по осуществлению контрольно-оценочных процедур;
разрабатывают мероприятия и готовят предложения, направленные на совершенствование системы оценки качества образования образовательных организаций, участвуют в этих мероприятиях;
формируют нормативную базу документов, относящихся к обеспечению качества образования в образовательной организации;
проводят самообследование и обеспечивают функционирование внутренней системы оценки качества образования;
создают условия для проведения в образовательной организации процедур внешней (независимой) оценки качества образования;
изучают, обобщают и распространяют передовой опыт построения, функционирования и развития системы оценки качества образования образовательной организации;
осуществляют индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся;
проводят стартовую и текущую диагностику, оценку образовательных достижений на рубежных этапах обучения с определением индивидуального прогресса и при необходимости диагностика проблем в освоении образовательных программ;
принимают управленческие решения по результатам оценки качества образования на уровне образовательной организации.
4) Общественные институты:
принимают участие в развитии региональной системы ОКО КО качества образования;
принимают участие в обсуждении системы показателей, характеризующих состояние и динамику развития образовательного учреждения, муниципальной системы образования и системы образования Калининградской области;
принимают участие в разработке критериев, показателей направлений Методики для проведения оценки механизмов управления качеством образования в субъекте Российской Федерации;
осуществляют общественный контроль за качеством образования и деятельностью образовательных учреждений в Калининградской области в форме общественной экспертизы;
принимают участие в оценке качества образования по стандартизированным процедурам, в том числе при государственной аккредитации образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Калининградской области (за исключением указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), аттестации педагогических и руководящих работников;
принимают участие в формировании информационных запросов основных пользователей системы оценки качества образования Калининградской области;
принимают участие в обсуждении результатов оценки качества образования в рамках системы оценки качества образования Калининградской области.
14. Регулирование отношений, возникающих при осуществлении обмена информацией между организационными структурами ОКО КО, осуществляется посредством соответствующих нормативно-правовых документов.
4. Организационно-технологические механизмы оценки качества общего образования
15. Процедуры проведения оценки качества образования осуществляются в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и Калининградской области.
16. Основными процедурами оценки качества образования являются:
1) государственная итоговая аттестация выпускников по образовательным программам основного общего и среднего общего образования;
2) государственная итоговая аттестация выпускников профессиональных образовательных организаций;
3) мониторинговые исследования качества образования обучающихся в образовательных организациях и удовлетворенности участников образовательного процесса;
4) мониторинговые исследования функциональной грамотности учащихся общеобразовательных организаций;
5) оценка результатов деятельности системы образования и условий осуществления образовательной деятельности;
6) аттестация педагогических и руководящих работников образовательных организаций;
7) обеспечение системы управления образованием различных уровней аналитической информацией и вариантами управленческих решений;
8) национальные, региональные, международные исследования качества образования;
9) Всероссийские проверочные работы;
10) мониторинг системы образования всех уровней и типов образовательных организаций Калининградской области;
11) мониторинг трудоустройства выпускников профессиональных образовательных организаций;
12) процедура сертификации, квалификации выпускников образовательных организаций профессионального образования, а также сертификации и аттестации рабочих кадров и специалистов без прохождения формального обучения ("демонстрационный экзамен");
13) социологические опросы (мониторинги удовлетворенности) участников образовательного процесса;
14) мониторинг здоровья обучающихся и воспитанников в образовательных организациях;
15) мониторинг психолого-педагогического сопровождения и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья;
16) мониторинг (сведения о несовершеннолетних, не посещающих общеобразовательные организации по неуважительным причинам, и мерах по их возвращению в общеобразовательные организации для продолжения обучения);
17) социально-психологическое тестирование лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования;
18) мониторинг динамики достижений детей-победителей олимпиад, конкурсов различного уровня;
19) исследования профессиональных компетенций учителей;
20) централизованный мониторинг образовательных достижений обучающихся в форме региональных диагностических работ;
21) исследования профессиональных компетенций учителей и оценка деятельности руководителей образовательных организаций;
22) проведение комплексного анализа качества образования в разрезе общеобразовательных организаций, муниципальных образовательных систем и региональной образовательной системы;
23) информирование внешних пользователей о результатах оценки, о состоянии и развитии образования в Калининградской области и муниципальных образованиях.
17. Основными организационно-технологическими механизмами реализации указанных мероприятий являются Федеральная информационная система оценки качества образования.
18. Оценка качества образования осуществляется на основе утвержденной системы ключевых индикаторов, характеризующих основные элементы качества образования (качество результата, качество условий и качество процесса).
19. Важным требованием к формулировке критериев и показателей является отсутствие негативных последствий для системы образования в результате их применения. Критерии и показатели не должны стимулировать участников образовательных отношений к искусственному завышению показателей или внедрению управленческих решений, негативно сказывающихся на качестве или доступности образования.
20. Перечень критериев качества образования в Калининградской области, их количественные характеристики устанавливаются Министерством образования Калининградской области.
21. Показатели и индикаторы, используемые в системе оценки качества образования, должны отвечать следующим требованиям:
1) согласованность с общероссийской системой оценки качества образования;
2) целесообразность и использование их для принятия управленческих решений, в процедурах аттестации и аккредитации;
3) актуальность, соответствие приоритетным направлениям развития образования;
4) сравнение результатов образовательных организаций и муниципалитетов внутри своего кластера и собственной динамики;
5) возможность количественного измерения; однозначность интерпретации значений показателей.
22. Процедуры оценки качества образования, мониторинговые исследования осуществляются в соответствии с планом работы Министерства образования Калининградской области и утверждаются приказом Министерства образования Калининградской области.
23. Процессы сбора, хранения, обработки информации о качестве образования в регионе, а также исполнители работ и формы представления информации в рамках региональной системы оценки качества образования устанавливаются Министерством образования Калининградской области.
5. Обеспечение объективности процедур ОКО КО
24. Контроль за деятельностью ОКО КО осуществляет Министерство образования Калининградской области.
25. Формирование сети муниципальных и школьных координаторов, ответственных за организацию и проведение мероприятий по оценке качества образования.
26. Разработка регламента проведения оценочных процедур ОКО КО, закрепляющего описание всех направлений работ при проведении исследований:
1) план-график проведения оценочной процедуры;
2) организационно-технологическое обеспечение всех этапов оценочной процедуры;
3) описание действий муниципальных, школьных координаторов и участников оценочной процедуры;
4) описание контрольных измерительных материалов для проведения оценочной процедуры или описание другого используемого инструментария.
27. Использование общественного наблюдения при проведении оценочных процедур. Для организации общественного наблюдения проводится аккредитация общественных наблюдателей.
28. Организация видеонаблюдения при проведении оценочных процедур ОКО КО.
29. Выезд в пункты проведения оценочных процедур муниципальных и/или региональных специалистов, курирующих вопросы оценки качества образования.
6. Выявление образовательных организаций с признаками необъективности и профилактическая работа с ними.
30. Использование статистических методов выявления образовательных организаций с признаками необъективности.
31. Использование региональных показателей объективности процедур оценки качества образования.
32. Динамика численности выпускников, преодолевших минимальный порог по предметам ЕГЭ.
33. Обеспечение объективности проведения ГИА-9.
34. Показатель необъективности проведения Всероссийских проверочных работ.
35. Проведение регионального контроля качества образования с использованием инструментария федеральной информационной системы оценки качества образования в образовательных организациях с выявленными признаками необъективности.
36. Использование независимых муниципальных предметных комиссий для проверки работ учащихся в образовательных организациях с выявленными признаками необъективности при проведении регионального контроля качества образования.
37. Определение муниципальных образований с положительной динамикой снижения количества школ с признаками необъективности для распространения опыта их работы.
7. Формирование у участников образовательного процесса позитивного отношения к объективной оценке образовательных результатов учащихся
38. Формирование позитивного отношения образовательных организаций региона к проводимым федеральным оценочным процедурам (Всероссийские проверочные работы, Национальные исследования качества образования и др.) через использование результатов исследований для совершенствования внутришкольной системы оценки качества образования и повышения объективности оценивания работ.
39. Организация адресной помощи учителям и руководителям образовательных организаций с низкими образовательными результатами.
40. Обмен лучшими практиками.
41. Проведение разъяснительной работы с муниципальными органами управления образованием и руководителями образовательных организаций по вопросам повышения объективности оценки образовательных достижений школьников.
42. Формирование позитивного отношения родительской общественности к оценочным процедурам.
8. Порядок информирования всех заинтересованных сторон о результатах оценки
43. Информирование граждан, в том числе обучающихся и их родителей (законных представителей) осуществляется посредством размещения актуальной информации на сайтах Министерства образования Калининградской области, подведомственных организаций, муниципальных образований, муниципальных образовательных организаций.
44. Информирование образовательных организаций - участниц мероприятий по оценке качества образования о конкретных промежуточных и итоговых результатах оценки осуществляется посредством передачи информации через личные кабинеты этих образовательных организаций ФИС ОКО.
45. Общественно-профессиональное обсуждение результатов функционирования и развития системы общего образования Калининградской области обсуждается на заседаниях, коллегиях, конференциях, семинарах и т.д.
9. Финансовое и материально-техническое обеспечение ОКО КО
46. Финансовое и материально-техническое обеспечение ОКО КО осуществляется за счет средств федерального, регионального и местных бюджетов в пределах утвержденной сметы затрат, за счет средств субсидий из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации, государственных федеральных и региональных целевых программ, выделяемых на цели, связанные с оценкой качества образования, а также за счет средств заинтересованных потребителей образовательных услуг.
10. Заключительные положения
47. ОКО КО представляет собой часть инфраструктуры общероссийской системы оценки качества образования и соблюдает единство подходов к проведению оценки качества образования на территории Российской Федерации.
В то же время ОКО КО может содержать вариативную составляющую, связанную со спецификой региональной образовательной политики и включающую в себя показатели качества образования, отсутствующие в инвариантном компоненте.
48. Анализ и интерпретацию собранной информации осуществляет экспертно-аналитическая группа, состав которой утверждается приказами Министерства образования Калининградской области, с целью регулярного представления информационно-аналитических обзоров о состоянии системы образования и основных тенденциях изменений; подготовки вариантов оптимальных управленческих решений, мониторинга влияния принятых управленческих решений и реализуемых в регионе проектов.
<< Назад |
||
Содержание Приказ Министерства образования Калининградской области от 2 марта 2021 г. N 191/1 "Об утверждении концепции региональной... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.