В целях формирования единообразного подхода к управлению коррупционными рисками в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях ОАО "РЖД" и подконтрольных ОАО "РЖД" обществах:
1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по управлению коррупционными рисками в ОАО "РЖД" (далее - Методические рекомендации).
2. Начальникам Департамента управления дочерними и зависимыми обществами Евсегнеевой В.А. и Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом Белянкину А.Ю. направить настоящее распоряжение в подконтрольные ОАО "РЖД" общества (по перечню согласно приложению) с целью разработки или актуализации ими своих внутренних документов в соответствии с Методическими рекомендациями.
3. Признать утратившим силу распоряжение ОАО "РЖД" от 9 августа 2016 г. N 1634р "Об утверждении Методических рекомендаций по оценке коррупционных рисков в ОАО "РЖД".
Генеральный директор - |
О.В. Белозёров |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением ОАО "РЖД"
от 01.02.2021 г. N 192/р
Методические рекомендации
по управлению коррупционными рисками в ОАО "РЖД"
I. Общие положения
1. Настоящие Методические рекомендации, разработанные в соответствии с Федеральным законом "О противодействии коррупции", иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами ОАО "РЖД" в области противодействия коррупции, направлены на установление в подразделениях аппарата управления, филиалах, структурных подразделениях ОАО "РЖД" и в установленном порядке в подконтрольных ОАО "РЖД" обществах (далее - подразделения) общих подходов к управлению коррупционными рисками и определению коррупционно опасных направлений деятельности, бизнес-процессов, проектов, функций, при реализации которых наиболее высока вероятность совершения работниками подразделений коррупционных правонарушений.
2. Методические рекомендации обязательны для применения всеми работниками ОАО "РЖД" и в установленном порядке подконтрольными обществами ОАО "РЖД" с учетом особенностей, устанавливаемых нормативными документами ОАО "РЖД" и подконтрольных ОАО "РЖД" обществ.
3. В настоящих Методических рекомендациях используются термины и определения в соответствии с пунктом 1.5. Политики по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденной решением совета директоров ОАО "РЖД" (протокол от 27 мая 2019 г. N 17), пунктом 1.11. Методических рекомендаций по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 30 июля 2019 г. N 1645/р, Глоссарием терминов и определений в области управления процессами ОАО "РЖД", утвержденным распоряжением ОАО "РЖД" от 27 ноября 2017 г. N 2426р, а также следующие термины и их определения:
1) активы - основные и оборотные средства ОАО "РЖД", включая денежные средства, материальные ценности, активы, нематериальные активы и финансовые вложения, а также федеральные денежные средства и т.д.;
2) должностные лица - лица, постоянно, временно или по специальному полномочию выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в ОАО "РЖД";
3) критическая точка бизнес-процесса - действие или совокупность нескольких действий (подпроцесс, процедура, операция), при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных правонарушений и которые, как правило, совпадают с точками бизнес-процесса, обязательными для установления контрольных процедур, например:
а) ключевые события (действия) бизнес-процесса;
б) ситуации, требующие принятия работником решения, затрагивающего его личные права и законные интересы и (или) интересы иных лиц, связанных с работником;
в) операции, связанные с движением денежных средств и материальных ценностей;
г) моменты перехода прав владения/распоряжения/пользования активами;
д) смена лица, ответственного за сохранность активов;
е) преобразование вида активов (например, деньги - материалы, материалы - незавершенное производство);
ж) возникновение или смена обязательств (доходных и расходных);
з) передача полномочий одного ответственного лица другому;
и) действия, осуществляемые на стыке нескольких процессов (участок перехода ответственности);
к) изменение формы передачи информации (например, когда данные отчета, подготовленного на бумажном носителе, заносятся в информационную систему);
л) операции, в которых нормативными правовыми актами предусмотрено обязательное исполнение контрольного действия (процедуры);
м) прочие действия (бездействие) и (или) решения, которые несут в себе существенные, по мнению владельцев групп бизнес-процессов, риски процесса;
4) ключевой индикатор коррупционных рисков - сведения, которые могут указывать на возможную подготовку или совершение работником подразделения коррупционного правонарушения;
5) коррупция - злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц, либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
6) коррупционно опасные функции - функции, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных рисков, в частности организационно-распорядительные, административно-хозяйственные, контрольные;
7) коррупционный риск - возможное коррупционное проявление (событие), обусловленное действиями (бездействием) работников подразделений при исполнении ими должностных обязанностей, а также условиями и обстоятельствами, предоставляющими возможность незаконного извлечения любой выгоды работниками подразделений при выполнении своих должностных полномочий, реализация которого может негативно отразиться на ОАО "РЖД" и причинить ущерб его деловой репутации.
8) коррупционная схема - выстроенный по определенному сценарию механизм использования работником полномочий в личных целях или в интересах третьих лиц (наиболее вероятный способ совершения коррупционного правонарушения), который может быть риск-фактором коррупционного риска;
9) подпроцесс - установленные регулирующими документами процедуры и реальные действия и взаимодействия структурных подразделений, коллегиальных органов, работников ОАО "РЖД", совершаемые в целях реализации конкретного бизнес-процесса (например, формирование плана закупок, разработка документации к закупке, объявление закупки, прием заявок от участников и т.д. - подпроцессы, имеющие место в рамках осуществления закупочной деятельности организации);
10) реализованный риск - коррупционный риск, в отношении которого установлен факт или имеется достоверная информация о незаконном извлечении выгоды и (или) причинении ущерба ОАО "РЖД";
11) реинжиниринг функций - создание принципиально новых бизнес-процессов, исключающих реализацию факторов коррупционных рисков, а также перераспределение функций между подразделениями;
4. Положения настоящих Методических рекомендаций используются при:
1) определении перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупции;
2) составлении реестра коррупционных рисков, плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски, отчета о реализации плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски, а также отчета о реализовавшихся коррупционных рисках;
3) ранжировании коррупционных рисков;
4) составлении перечня должностей, связанных с коррупционными рисками;
5) взаимодействии в рамках процесса управления коррупционными рисками;
6) мониторинге исполнения должностных обязанностей работниками подразделений, деятельность которых связана с коррупционными рисками.
5. Ответственность за управление коррупционными рисками в рамках направлений деятельности, бизнес-процессов, проектов, функций, осуществляемое на непрерывной основе, несут руководители соответствующих подразделений.
6. Общую координацию и методологическую поддержку процесса управления коррупционными рисками осуществляет Центр по организации противодействия коррупции.
II. Определение перечня функций, при реализации которых наиболее вероятно возникновение коррупционных рисков
7. Руководители подразделений определяют применительно к своей деятельности, бизнес-процессам и проектам перечень функций, наиболее подверженных коррупционному воздействию.
При определении перечня следует обратить внимание на функции, приведенные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям.
Указанный перечень не является исчерпывающим и носит рекомендательный характер для конкретного подразделения, бизнес-процесса, проекта.
Отдельно рекомендуется оценивать риски, связанные с осуществлением внешнеэкономической деятельности или взаимодействием с зарубежными контрагентами. В частности, руководителям подразделений необходимо учитывать требования антикоррупционного законодательства той страны, на территории которой данные подразделения или их контрагенты осуществляют свою деятельность, уделяя особое внимание ситуациям, когда на них распространяются требования зарубежного антикоррупционного законодательства экстерриториального действия, в частности, Закона США о коррупционных практиках за рубежом (Foreign Corrupt Practices Act - FCPA) и Закона Великобритании о взяточничестве (Bribery Act).
III. Выявление коррупционных рисков
8. Выявление коррупционных рисков осуществляется для определения условий и обстоятельств, возникающих в конкретном бизнес-процессе, позволяющих злоупотреблять должностными обязанностями для получения выгоды вопреки интересам ОАО "РЖД", установления предмета коррупции (за какие действия (бездействие) предоставляется выгода) и возможных коррупционных схем, которые могли быть использованы.
Выявление коррупционных рисков осуществляется в соответствии с Методическими рекомендациями по управлению рисками и внутреннему контролю, утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 30 июля 2019 г. N 1645/р (далее - Методические рекомендации по управлению рисками и внутреннему контролю), с учетом особенностей, устанавливаемых настоящими Методическими рекомендациями, а также с учетом анализа:
1) материалов заседаний комиссии по урегулированию конфликта интересов в ОАО "РЖД" (региональных комиссий по урегулированию конфликта интересов) и Комиссии по вопросам деловой этики в ОАО "РЖД";
2) статистических данных, в том числе о состоянии преступности в Российской Федерации;
3) обращений граждан, содержащих информацию о коррупционных проявлениях и правонарушениях, в частности обращений, поступивших на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД", в Виртуальную приемную на сайте ОАО "РЖД", Единый информационно-сервисный центр и др.;
4) уведомлений представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения работника ОАО "РЖД" к совершению коррупционных правонарушений;
5) сообщений в средствах массовой информации, глобальной сети "Интернет" и других открытых источниках о коррупционных правонарушениях или фактах несоблюдения работниками ОАО "РЖД" требований Кодекса деловой этики ОАО "РЖД", Антикоррупционной политики ОАО "РЖД";
6) материалов (предписаний, запросов), направленных правоохранительными органами, иными государственными органами, органами местного самоуправления, постоянно действующими руководящими органами политических партий и зарегистрированных в соответствии с законом иных общероссийских общественных объединений, не являющихся политическими партиями, Общественной палатой Российской Федерации;
7) информации о возбужденных уголовных делах коррупционной направленности, делах об административных правонарушениях в отношении работников ОАО "РЖД" и вынесенных судебных актах по соответствующим делам;
8) информации внешних аудиторов о выявленных нарушениях, имеющих признаки коррупции, и недостатках процедур, направленных на предотвращение коррупции;
9) информации о результатах совещаний рабочих групп по рассмотрению вопросов в сфере противодействия коррупции;
10) сведений, полученных в ходе анкетирования руководителей и работников подразделений;
11) прочей информации и документации, необходимых для оценки коррупционных рисков.
Перечень источников получения информации, указанный в настоящем пункте, не является исчерпывающим.
9. При выявлении коррупционных рисков первые заместители генерального директора ОАО "РЖД", заместители генерального директора ОАО "РЖД", директоры ОАО "РЖД", руководители подразделений, проектов, владельцы бизнес-процессов (далее - руководители), исходя из мер по противодействию коррупции, определяют возможные события и угрозы, способные:
негативно повлиять на достижение цели;
вызвать негативные последствия (в виде штрафных санкций, репутационных и прочих рисков для подразделения и (или) ОАО "РЖД" в целом).
Основываясь на возможных негативных событиях и угрозах, руководители выявляют следующие коррупционные риски:
1) участие работников, обладающих организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, в предпринимательской деятельности;
2) лоббирование (продвижение частных интересов);
3) торговля инсайдерской информацией;
4) взятки при реализации контрольных и надзорных функций;
5) взятки за назначение на коррупционно опасные должности;
6) взятки за неисполнение должностных обязанностей;
7) взятки за ускорение решения процедурных вопросов;
8) взятки за сокрытие чрезвычайных происшествий;
9) непринятие за вознаграждение мер к коррупционерам и др.
Приведенный перечень не является исчерпывающим.
Для выявленных коррупционных рисков руководители могут выделять риск-факторы (коррупциогенные факторы), коренные причины коррупционных рисков - явление или совокупность явлений, объективные и (или) субъективные предпосылки, порождающие коррупционные правонарушения или способствующие их распространению; положения (проекты) нормативных документов, устанавливающие необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил; положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования, создающие условия для проявления коррупции.
Объективными предпосылками являются, например, доступность/незащищенность актива, отсутствие регламентации, бесконтрольность при осуществлении бизнес-процесса. К субъективным предпосылкам можно отнести отрицательную, в том числе корыстную мотивацию работника, неприязнь или ложно понятые интересы руководителей, контрагентов, в том числе по причине отсутствия необходимой регламентации и т.д.
По каждой коррупционно опасной функции проводится детальное описание возможных способов совершения коррупционного правонарушения в критической точке (коррупционные схемы), выявление коррупционно опасных должностей, которые могут быть причастны к реализации указанных коррупционных схем, анализируются возможные последствия реализации коррупционных рисков (дополнительные затраты, ущерб, в т.ч. репутационный и др.).
Выявленные риски, коррупционные схемы, коррупционно опасные должности и другие составляющие описываются в реестре коррупционных рисков, составленном по форме согласно приложению N 2 к настоящим Методическим рекомендациям.
Владельцами коррупционных рисков являются руководители подразделений, которые в рамках своих задач и функций организуют, обеспечивают и несут ответственность за функционирование системы управления рисками, в том числе коррупционными.
В приложении N 3 к настоящим Методическим рекомендациям представлен пример заполнения реестра коррупционных рисков.
IV. Анализ и оценка коррупционных рисков
10. Анализ и оценка коррупционных рисков проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по управлению рисками и внутреннему контролю с учетом особенностей, установленных настоящими Методическими рекомендациями.
11. На этапе анализа и оценки осуществляется ранжирование (упорядочение) коррупционных рисков.
Каждый коррупционный риск характеризуется по шкале вероятности реализации и шкале величины влияния, приведенным в приложении N 4 к настоящим Методическим рекомендациям;
На основании вероятности реализации риска и величины его влияния для каждого коррупционного риска определяется и переводится в баллы итоговая оценка, в соответствии с которой ранжируются коррупционные риски.
Результаты ранжирования графически отражаются в карте коррупционных рисков в соответствии с приложением N 5 к настоящим Методическим рекомендациям.
Оценка текущего коррупционного риска осуществляется до принятия мер по воздействию на коррупционный риск.
Оценка остаточного коррупционного риска проводится по результатам разработки и внедрения мероприятий по воздействию на коррупционный риск.
V. Определение и описание ключевых индикаторов риска
12. Ключевые индикаторы риска (далее - КИР) подразделяются на:
- индикативные - показатели (количественные или качественные), которые указывают на факт реализации риска;
- предикативные - показатели, указывающие на рост вероятности реализации риска (до фактической реализации) и являющиеся признаком предрискового состояния.
Индикаторы риска формируются с учетом следующих подходов:
- в качестве КИР могут использоваться показатели, характеризующие существенное внешнее воздействие на деятельность ОАО "РЖД", подразделения, бизнес-процесса, проекта (санкции и предписания со стороны государственных контрольно-надзорных органов, судебные иски/претензии контрагентов, случаи распространения негативной информации об ОАО "РЖД", подразделении, проекте в средствах массовой информации и др.);
- КИР являются индикаторами для рассмотрения необходимости изменения текущих мероприятий по воздействию на риск;
- КИР не являются описанием риска;
- предикативные КИР являются предпочтительными. При этом в ряде случаев одни и те же КИР могут быть как индикативными, так и предикативными, в зависимости от установленного порога/параметра;
- при формировании КИР целесообразно выбирать количественные показатели;
- одни КИР не должны быть частными случаями других;
- набор КИР должен быть минимальным и достаточным для определения предрискового состояния или факта реализации рисков для облегчения последующего мониторинга, при этом количество КИР для одного риска не должно быть избыточным, для того чтобы не усложнять процесс принятия решений;
- КИР должны быть простыми для мониторинга и измерения в целях исключения неэффективности затрат на их мониторинг.
13. Для всех КИР определяются плановые/пороговые значения, превышение которых свидетельствует о реализации риска либо предрисковом состоянии.
14. При подготовке отчетности по коррупционным рискам согласно приложениям N 2 и N 8 к настоящим Методическим рекомендациям для каждого риска обязательно использование следующих КИР.
Предикативные КИР:
- количество сообщений на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД", в Виртуальную приемную на сайте ОАО "РЖД", Единый информационно-сервисный центр и др. о возможных проявлениях коррупционной деятельности;
- количество выявленных неурегулированных конфликтов интересов.
Индикативные КИР:
- количество судебных актов, вступивших в законную силу, с квалифицирующими признаками составов правонарушений и преступлений, относящимися к коррупции;
- количество предписаний и требований уполномоченных органов по коррупционным правонарушениям;
- количество случаев нарушения лицами, замещающими должности, включенные в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2013 г. N 613, обязанностей, ограничений и запретов, установленных данным постановлением и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июля 2013 г. N 568;
- количество установленных государственными органами фактов привлечения к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.28 КоАП РФ.
Для КИР устанавливаются нулевые плановые значения.
В дополнение к вышеуказанным подразделениями также могут быть разработаны и использоваться прочие КИР в зависимости от специфики деятельности.
VI. Связь коррупционных рисков с риск-аппетитом
15. Все коррупционные риски являются предметом особого внимания в связи с тем, что ОАО "РЖД" не приемлет коррупцию в любых формах и проявлениях (принцип "нулевой толерантности к коррупции" с учетом устанавливаемого ОАО "РЖД" риск-аппетита по данному направлению).
Правила и порядок формулирования заявлений (деклараций) о приемлемой величине рисков (риск-аппетите) и их пересмотра регламентируется Методическими рекомендациями по определению приемлемой величины рисков (риск-аппетита), утвержденными распоряжением ОАО "РЖД" от 06 апреля 2020 г. N 777/р.
VII. Воздействие на коррупционные риски
16. Воздействие на коррупционные риски проводится в соответствии с Методическими рекомендациями по управлению рисками и внутреннему контролю с учетом особенностей, установленных настоящими Методическими рекомендациями.
17. Воздействие на коррупционные риски вырабатывается в зависимости от особенностей конкретного подразделения, бизнес-процесса, проекта, функции и включает:
1) регламентацию способа и сроков совершения действий работником;
2) реинжиниринг бизнес-процессов, пересмотр функций;
3) совершенствование механизма отбора должностных лиц для включения в состав комиссий, рабочих групп, принимающих управленческие решения;
4) сокращение количества должностных лиц, участвующих в принятии управленческих решений;
5) сокращение сроков принятия управленческих решений;
6) совершенствование порядка внешнего взаимодействия работников с представителями контрагентов, органов государственной власти и др. (например, использование информационных технологий в качестве приоритетного направления для осуществления такого взаимодействия);
7) установление дополнительных форм отчетности работников о результатах принятых решений;
8) установление четкой регламентации способа и сроков совершения действий должностных лиц при осуществлении коррупционно опасных функций.
18. В целях недопущения совершения должностными лицами коррупционных правонарушений (реализации коррупционных рисков) необходимо осуществлять на постоянной основе:
внутренний контроль за исполнением работниками (должностными лицами) своих обязанностей. При этом должны учитываться поступившая информация о коррупционных проявлениях, жалобы и обращения граждан и организаций, публикации о фактах коррупционной деятельности работников ОАО "РЖД" в средствах массовой информации;
проведение разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении коррупционно опасных функций.
VIII. Порядок взаимодействия в рамках процесса управления коррупционными рисками, выявления коррупционно опасных функций
19. Вопросы противодействия коррупции рассматриваются руководителями подразделений на совещаниях рабочих групп, образованных в подразделении по решению руководителя.
Для определения коррупционно опасных функций, составления реестра коррупционных рисков, плана по воздействию на коррупционные риски, оценки коррупционных рисков и их ранжирования, составления перечня должностей, которые связаны с коррупционными рисками, в состав рабочей группы целесообразно включать специалистов по корпоративной безопасности, кадрам, юриспруденции, экономике, финансам, а также представителей других подразделений, которые, по мнению руководителя подразделения, необходимы в каждом конкретном случае.
20. По итогам проведения совещаний подразделениями формируются реестры коррупционных рисков и планы мероприятий по воздействию на коррупционные риски, которые утверждаются руководителем подразделения.
Форма плана мероприятий по воздействию на коррупционные риски представлена в приложении N 6 к настоящим Методическим рекомендациям.
21. Руководители подразделений представляют в Центр по организации противодействия коррупции:
ежегодно в срок до 1 ноября текущего года утвержденные реестры коррупционных рисков и планы мероприятий по воздействию на коррупционные риски на следующий год;
ежегодно в срок до 25 декабря текущего года утвержденные отчеты об исполнении мероприятий по воздействию на коррупционные риски в текущем году по форме приложения N 7 к настоящим Методическим рекомендациям;
ежеквартально не позднее 20 числа второго месяца, следующего за окончанием отчетного квартала (для IV квартала - не позднее 15 числа третьего месяца, следующего за окончанием отчетного квартала) отчеты о реализовавшихся в текущем году коррупционных рисках (в случае их реализации) по форме приложения N 8 к настоящим Методическим рекомендациям.
22. Центр по организации противодействия коррупции консолидирует в сводном реестре коррупционных рисков информацию о рисках и представляет его на утверждение заместителю генерального директора ОАО "РЖД", курирующему вопросы корпоративной безопасности (приложение N 9 к настоящим Методическим рекомендациям).
23. Основанием для внесения изменений в перечень коррупционно опасных функций, реестр коррупционных рисков и план мероприятий по воздействию на коррупционные риски являются изменения законодательства Российской Федерации, результаты работы по управлению коррупционными рисками, мониторингу исполнения должностных обязанностей работниками и т.д.
24. При установлении оснований для внесения изменений руководителям подразделений необходимо актуализировать реестры коррупционных рисков, планы мероприятий по воздействию на коррупционные риски и направить указанные документы в месячный срок с момента внесения соответствующих изменений в Центр по организации противодействия коррупции.
IX. Формирование перечня должностей, связанных с коррупционными рисками
25. Должности, которые являются ключевыми для совершения коррупционных правонарушений, определяются с учетом высокой степени свободы принятия решений, вызванной спецификой трудовой деятельности, интенсивности контактов с гражданами и организациями.
Признаками, характеризующими коррупционное поведение работника (должностного лица) при осуществлении коррупционно опасных функций, могут служить:
1) необоснованное затягивание решения вопроса сверх установленных сроков при принятии решений, решение вопроса во внеочередном порядке в отношении отдельного физического или юридического лица при наличии значительного числа очередных обращений;
2) использование своих должностных полномочий при решении личных вопросов, связанных с удовлетворением материальных потребностей должностного лица либо связанных с ним лиц;
3) предоставление не предусмотренных законом преимуществ (протекционизм, семейственность) для поступления на работу в ОАО "РЖД";
4) оказание предпочтения физическим лицам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам в предоставлении услуг, а также содействие в осуществлении предпринимательской деятельности;
5) использование в личных или групповых интересах информации, полученной при выполнении должностных обязанностей, если такая информация не подлежит официальному распространению;
6) требование от физических и юридических лиц информации, предоставление которой не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
7) нарушение должностными лицами требований нормативных правовых и локальных нормативных актов, регламентирующих вопросы организации, планирования и проведения мероприятий, предусмотренных должностными (трудовыми) обязанностями;
8) искажение, сокрытие или представление заведомо ложных сведений в учетных и отчетных документах, являющихся существенным элементом трудовой деятельности;
9) попытка несанкционированного доступа к информационным ресурсам;
10) действия распорядительного характера, превышающие или не относящиеся к должностным (трудовым) обязанностям;
11) бездействие в случаях, требующих принятия решений в соответствии с должностными (трудовыми) обязанностями;
12) получение должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками необоснованно высокого вознаграждения за создание произведений литературы, науки, искусства, чтение лекций и иную преподавательскую деятельность;
13) получение должностным лицом, его супругой (супругом), близкими родственниками кредитов или займов на необоснованно длительные сроки или по необоснованно низким ставкам, равно как и предоставление необоснованно высоких ставок по банковским вкладам (депозитам) указанных лиц;
14) совершение частых или крупных сделок между подразделением и субъектами предпринимательской деятельности, участниками которых или руководящие должности в которых замещают связанные с должностными лицами ОАО "РЖД" гражданами;
15) совершение финансово-хозяйственных операций с очевидными нарушениями законодательства Российской Федерации.
Указанные признаки не являются исчерпывающими.
26. По итогам анализа признаков, указанных в пункте 25 настоящих Методических рекомендаций, руководитель подразделения актуализирует перечень должностей подразделения, связанных с коррупционными рисками, и направляет его в Центр по организации противодействия коррупции для консолидации и подготовки к утверждению генеральным директором - председателем правления ОАО "РЖД".
Актуализацию указанного перечня необходимо осуществлять по результатам периодической оценки коррупционных рисков.
27. Лица, замещающие должности, включенные в утвержденный генеральным директором - председателем правления ОАО "РЖД" перечень должностей, связанных с коррупционными рисками, ежегодно должны представлять сведения о своих доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
В трудовые договоры лиц, замещающих должности, включенные в вышеуказанный перечень, вносится обязанность по представлению в Центр по организации противодействия коррупции сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в установленном в ОАО "РЖД" порядке.
28. Подразделениям необходимо реализовывать дополнительные меры контроля к лицам, замещающим коррупционно опасные должности, включенные в утвержденные в подразделениях перечни (организация внутреннего контроля за исполнением указанными лицами своих обязанностей, проведение разъяснительной и иной работы для существенного снижения возможностей коррупционного поведения при исполнении ими коррупционно опасных функций и др.).
X. Мониторинг исполнения должностных обязанностей работниками, деятельность которых связана с коррупционными рисками
29. Основными задачами мониторинга исполнения должностных обязанностей работниками, деятельность которых связана с коррупционными рисками являются:
1) своевременная фиксация отклонения действий должностных лиц от установленных норм, правил служебного поведения;
2) выявление и анализ рисков (риск-факторов), способствующих ненадлежащему исполнению либо превышению должностных полномочий;
3) подготовка предложений по воздействию на коррупционные риски для их минимизации, избежания (устранения);
4) корректировка перечня коррупционно опасных функций и реестра коррупционных рисков, а также перечня должностей, связанных с коррупционными рисками.
30. Проведение мониторинга представляет собой постоянное наблюдение за соблюдением ограничений, запретов и требований в сфере предупреждения и противодействия коррупции в подразделениях посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации с целью определения его текущего состояния и соответствия законодательству Российской Федерации и нормативным документам ОАО "РЖД".
31. При проведении мониторинга:
устанавливаются показатели, характеризующие антикоррупционное поведение должностных лиц, деятельность которых связана с коррупционными рисками;
обеспечивается взаимодействие с подразделениями в целях изучения документов, иных материалов, содержащих сведения о коррупционных нарушениях.
32. Результатами проведения мониторинга являются:
подготовка материалов о несоблюдении должностными лицами при исполнении должностных обязанностей требований нормативных документов ОАО "РЖД" в области противодействия коррупции;
подготовка предложений по воздействию на коррупционные риски, по внесению изменений в перечень коррупционно опасных функций, реестр коррупционных рисков, а также в перечень должностей, связанных с коррупционными рисками.
Мониторинг исполнения должностных обязанностей работниками осуществляет руководитель подразделения на постоянной основе. Результаты мониторинга используются для последующей реализации в порядке, устанавливаемом нормативно-методическими документами ОАО "РЖД".
XI. Порядок внесения изменений
33. Ответственным за актуализацию настоящих Методических рекомендаций является Центр по организации противодействия коррупции.
34. Инициатор внесения изменений представляет в Центр по организации противодействия коррупции обоснование целесообразности их внесения.
35. Решение о целесообразности внесения изменений в настоящие Методические рекомендации принимает заместитель генерального директора ОАО "РЖД", курирующий вопросы корпоративной безопасности.
36. Проект изменений, вносимых в настоящие Методические рекомендации, после оценки их целесообразности проходит процедуру согласования в установленном порядке.
Приложение N 1
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
Перечень направлений деятельности и коррупционно опасных функций
Приложение N 2
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель подразделения ______________________ ФИО "__" __________________ г. |
Реестр коррупционных рисков на _____ год
наименование подразделения
Наименование риска |
Направление деятельности* |
Бизнес-процесс** |
Подпроцесс*** |
Коррупционные схемы (риск-факторы) |
Коррупционно опасные должности |
Последствия реализации риска |
Владелец риска |
Оценка текущего риска |
Оценка остаточного риска |
Ключевые индикаторы риска |
||||
Вероятность реализации риска/баллы |
Влияние риска/баллы |
Итоговая оценка риска/баллы |
Вероятность реализации риска/баллы |
Влияние риска/баллы |
Итоговая оценка риска/баллы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
* Указывается направление деятельности согласно Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям по управлению коррупционными рисками в ОАО "РЖД"
** Указывается бизнес-процесс согласно Карте бизнес-процессов верхнего уровня холдинга "РЖД" (утверждена протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 20.02.2019 г. N 12)
*** Указывается подпроцесс согласно Сводному реестру коррупционных рисков ОАО "РЖД" за предыдущий период либо новый подпроцесс
Исполнитель: должность, ФИО, телефон
Приложение N 3
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
Пример заполнения реестра коррупционных рисков подразделения
Наименование риска |
Направление деятельности |
Бизнес-процесс |
Подпроцесс |
Коррупционные схемы (риск-факторы) |
Коррупционно опасные должности |
Последствия реализации риска |
Владелец риска |
Оценка текущего риска |
Оценка остаточного риска |
Ключевые индикаторы риска |
||||
Вероятность реализации риска/баллы |
Влияние риска/баллы |
Итоговая оценка риска/баллы |
Вероятность реализации риска/баллы |
Влияние риска/баллы |
Итоговая оценка риска/баллы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
Извлечение личной выгоды работниками ОАО "РЖД" путем: - лоббирования (продвижения) частных интересов; - использования авторитета и иных возможностей занимаемой должности для оказания воздействия на других должностных лиц; - общего покровительства или попустительства, в частности, действия (бездействия) и др. |
Закупки |
Организация закупочной деятельности |
Соблюдение процедур проведения тендера, документальное оформление результатов |
Создание преимущественных условий лоббируемому участнику при рассмотрении заявок, в т.ч.: - включение в конкурсную документацию требований, не предусмотренных законодательством и нормативными документами ОАО "РЖД", для отклонения заявок других претендентов (ориентированность на конкретного исполнителя) |
Начальник подразделения, заместитель начальника подразделения, главный специалист (лица непосредственно причастные к проведению конкурсной процедуры) |
Некачественное выполнение работ, услуг; дополнительные расходы ОАО "РЖД", репутационный ущерб ОАО "РЖД" |
Подразделение, осуществляющее закупочную процедуру |
2 |
4 |
8 |
1 |
4 |
4 |
- наличие подтвержденных жалоб и обращений участников закупок; - наличие предписаний надзорных органов; - факты выявления нарушений по закупочным процедурам (внутренние проверки ЦДЗС, ЦБЗ, ЦЖДК и др.) |
Приложение N 4
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
Вероятность возникновения и величина влияния коррупционных рисков
Шкала вероятности (справочно)
Вероятность реализации риска (в рамках оцениваемого периода) |
Баллы |
Вероятность, % |
Описание события |
Качественные критерии |
Крайне низкая |
1 |
<5% |
событие почти точно не произойдет |
1) Не имелись случаи реализации риска в подразделении за последние 3 года; 2) Не имелись нарушения в части исполнения процедур в области противодействия коррупции за предыдущий период (по результатам проверок ЦОПК, внутренних проверок подразделений, внутреннего аудита/контроля) за последние 3 года; 3) Не имелись обращения, поступающие на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД", в Виртуальную Приемную ОАО "РЖД", за последние 3 года; 4) Не имелись предписания правоохранительных и надзорных органов за последние 3 года. |
Низкая |
2 |
5-25% |
событие возможно, но скорее не произойдет. Имеются некоторые предпосылки |
1) Не имелись случаи реализации риска за последние 2 года; 2) Не имелись нарушения в части исполнения процедур в области противодействия коррупции (по результатам проверок ЦОПК, внутренних проверок подразделений, внутреннего аудита/контроля) за последние 2 года; 3) Не имелись обращения, поступающие на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД", в Виртуальную приемную ОАО "РЖД", за последние 2 года; 4) Не имелись предписания правоохранительных и надзорных органов за последние 2 года. |
Средняя |
3 |
26-50% |
умеренная вероятность наступления события. Весьма возможно, что событие реализуется |
1) Отмечен один случай реализации отдельной коррупционной схемы (не приведший к превышению риск-аппетита); 2) Выявлены нарушения в части неисполнения процедур в области противодействия коррупции за предыдущий период (по результатам проверок ЦОПК, внутренних проверок подразделений, внутреннего аудита/контроля); 3) Отмечено одно подтвердившееся обращение, поступившее на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД"/в Виртуальную приемную ОАО "РЖД"; 4) Имеется одно предписание правоохранительных и надзорных органов. |
Высокая |
4 |
51-75% |
событие скорее произойдет, чем не произойдет |
1) Отмечено 2-3 случая реализации отдельной коррупционной схемы за предыдущий период (не приведшие к превышению риск-аппетита); 2) Выявлены повторные нарушения в части неисполнения процедур в области противодействия коррупции за предыдущий период (по результатам проверок ЦОПК, внутренних проверок подразделений, внутреннего аудита/контроля); 3) Повторные подтвержденные обращения за предыдущий период, поступившие на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД"/в Виртуальную приемную ОАО "РЖД"; 4) Повторные предписания правоохранительных и надзорных органов за предыдущий период; 5) Отмечено непредставление сведений о доходах и расходах; 6) Подразделение осуществляет функции, указанные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. |
Крайне высокая |
5 |
>75% |
событие почти точно произойдет |
1) Отмечено более 3 случаев реализации отдельной коррупционной схемы или нескольких коррупционных схем за предыдущий период (приведшие к превышению риск-аппетита); 2) Выявлены повторные нарушения в части неисполнения процедур в области противодействия коррупции за предыдущий период (по результатам проверок ЦОПК, внутренних проверок подразделений, внутреннего аудита/контроля) и их неустранение; 3) Отмечено более 3 случаев подтвержденных обращений, поступивших на "Горячую антикоррупционную линию ОАО "РЖД"/в Виртуальную приемную ОАО "РЖД"; 4) Регулярное неисполнение предписаний правоохранительных и надзорных органов; 5) Отмечено повторное непредставление сведений о доходах и расходах; 6) Подразделение осуществляет функции, указанные в приложении N 1 к настоящим Методическим рекомендациям. |
Если риск по разным критериям может быть отнесен к разным группам риска по уровню вероятности реализации, то он относится к группе с наибольшей вероятностью. Например, если риск соответствует как критериям "средней" так и "высокой" вероятности (хотя бы по одному качественному критерию), то для данного риска выбирается наибольшая оценка (то есть "высокая вероятность").
Шкала влияния (справочно)
Величина влияния/баллы |
Количественные показатели |
|||
|
Выручка подразделения (%) |
Расходы подразделения (%) |
Балансовая стоимость основных средств подразделения (%) |
Балансовая стоимость запасов подразделения (%) |
Крайне низкое/1 |
<5% (от показателя выручки ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
<5% (от показателя себестоимости продаж ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
<5% (от показателя основных средств ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
<5% (от показателя запасов ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
Низкое/2 |
5-25% (от показателя выручки ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
5-25% (от показателя себестоимости продаж ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
5-25% (от показателя основных средств ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
5-25% (от показателя запасов ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
Среднее/3 |
26-50% (от показателя выручки ОАО "РЖД в отчете о финансовых результатах) |
26-50% (от показателя себестоимости продаж ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
26-50% (от показателя основных средств ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
26-50% (от показателя запасов ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
Высокое/4 |
51-75% (от показателя выручки ОАО "РЖД в отчете о финансовых результатах) |
51-75% (от показателя себестоимости продаж ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
51-75% (от показателя основных средств ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
51-75% (от показателя запасов ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
Крайне высокое/5 |
>75% (от показателя выручки ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
>75% (от показателя себестоимости продаж ОАО "РЖД" в отчете о финансовых результатах) |
>75% (от показателя основных средств ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
>75% (от показателя запасов ОАО "РЖД" в бухгалтерском балансе) |
Шкала влияния по возможному ущербу (справочно)
Величина влияния/баллы |
Качественные критерии влияния |
Крайне низкое/1 |
Несущественное влияние на достижение целей направлений деятельности, бизнес-процессов, структурных подразделений; Несущественные дополнительные затраты, не требующие корректировки, перераспределения бюджета. |
Низкое/2 |
Незначительное влияние на достижение целей направлений деятельности, бизнес-процессов, структурных подразделений; Задержка реализации проектов, не приводящая к недостижению их целей; Несущественное искажение отдельной статьи финансовой отчетности, которое не оказывает влияния на получение положительного мнения со стороны внешнего аудитора; Дополнительные затраты в рамках бюджета, которые могут быть восполнены в рамках перераспределения расходов бюджета подразделения; Низкое влияние на безопасность движения; Низкое негативное влияние на имидж и деловую репутацию, в том числе негативное освещение деятельности неофициальными интернет-ресурсами. |
Среднее/3 |
Существенное влияние на достижение целей отдельного подразделения; Существенное искажение отдельных статей финансовой отчетности, которое невозможно устранить без существенных разногласий с внешним аудитором; Санкции, предписания со стороны иностранных государств, государственных органов, влияющие на деятельность, но не ведущие к приостановке отдельных процессов, бизнес-процессов; Превышение бюджета подразделения, проекта, его неисполнение в пределах допустимого отклонения, не требующее дополнительного финансирования; Среднее влияние на безопасность движения; Среднее негативное влияние на имидж и деловую репутацию, в том числе негативное освещение деятельности официальными СМИ на муниципальном уровне и неофициальными ресурсами с высокой популярностью (например, информационные ресурсы и интернет-сайты широко известных политических деятелей, медийных личностей). |
Высокое/4 |
Существенное влияние на достижение целей отдельного направления деятельности, бизнес-процесса (ведущее к существенной корректировке целей ОАО "РЖД"); Несвоевременное выполнение, некачественное выполнение работ, которые приводят к недостижению целей проектов; Существенное искажение нескольких статей финансовой отчетности, ведущее к выражению внешним аудитором мнения о достоверности с оговоркой; Санкции, предписания со стороны иностранных государств, государственных органов, ведущие к временной приостановке отдельных процессов, бизнес-процессов, оказывающих существенное влияние на цели; Значительное превышение бюджета подразделения, проекта, не приводящее к привлечению дополнительного внешнего финансирования, но требующее существенной корректировки бюджета (включая отказ от отдельных проектов, инвестиций, инициатив); Высокое влияние на безопасность движения, в том числе с ущербом активам ОАО "РЖД" и существенным влиянием на график движения; Высокое негативное влияние на имидж и деловую репутацию, в том числе негативное освещение деятельности официальными СМИ на региональном уровне. |
Крайне высокое/5 |
Ненадлежащее выполнение, невыполнение, оказывающее существенное влияние на достижение целей ОАО "РЖД" (цели могут быть не достигнуты); Несвоевременное выполнение, некачественное выполнение работ в отношении проектов особой важности (поручения Президента РФ, Правительства РФ, обязательств перед иностранными государствами); Существенное искажение финансовой отчетности, влекущее отражение отрицательного мнения внешнего аудитора или отказ внешнего аудитора от выражения мнения; Санкции, предписания со стороны иностранных государств, государственных органов, ведущие к остановке отдельных процессов, бизнес-процессов, оказывающих существенное воздействие на цели; Существенное превышение или невыполнение бюджета, ведущее к привлечению дополнительного внешнего финансирования и/или невыполнению целей; Существенное влияние на безопасность движения, в том числе с человеческими жертвами и/или порче/потере активов; Существенное негативное влияние на имидж и деловую репутацию, в том числе, негативное освещение деятельности официальными СМИ на международном и федеральном уровне. |
Если риск по разным критериям (количественным и качественным, приведенным в шкале) может быть отнесен к разным группам риска по уровню влияния, то риск относится к группе с наибольшим уровнем влияния. Например, если риск по количественной оценке соответствует "среднему влиянию", но хотя бы по одному качественному критерию (критерии указаны в колонке "Качественные критерии оценки") относится к "высокому влиянию", то для данного риска выбирается наибольшая оценка (то есть "высокое влияние").
Приложение N 5
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
Карта коррупционных рисков
Приложение N 6
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель подразделения ______________________ ФИО "___" _________________ г. |
План мероприятий по воздействию на коррупционные риски в на _____ год
наименование подразделения
Направление деятельности |
Бизнес-процесс |
Коррупционные схемы (риск-факторы) |
Коррупционно опасные должности |
Итоговая оценка риска из реестра |
Наименование мероприятий по воздействию на коррупционные риски |
Срок исполнения мероприятий |
Ответственный за реализацию мероприятий (ФИО, должность) |
|
Текущий |
Остаточный |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель: должность, ФИО, телефон
Приложение N 7
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель подразделения ______________________ ФИО "___" _________________ г. |
Отчет об исполнении плана мероприятий по воздействию
на коррупционные риски в за _____ год
наименование подразделения
Направление деятельности |
Бизнес-процесс |
Коррупционные схемы (риск-факторы) |
Коррупционно опасные должности |
Итоговая оценка риска из реестра |
Наименование проведенных мероприятий по воздействию на коррупционные риски |
Срок исполнения мероприятий |
Ответственный за реализацию мероприятий (ФИО, должность) |
|
Текущий |
Остаточный |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель: должность, ФИО, телефон
Приложение N 8
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
|
УТВЕРЖДАЮ Руководитель подразделения ______________________ ФИО "___" _________________ г. |
Отчет о реализовавшихся коррупционных
рисках в за ______ квартал _____ года
наименование подразделения
Наименование риска |
Направление деятельности |
Бизнес-процесс |
Коррупционные схемы (риск-факторы) |
Владелец риска |
Итоговая оценка риска из реестра |
Причина реализации коррупционного риска |
Последствия реализации коррупционного риска |
КИР план/факт |
|
Текущий |
Остаточный |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Исполнитель: должность, ФИО, телефон
Приложение N 9
к Методическим рекомендациям
по управлению коррупционными
рисками в ОАО "РЖД"
|
УТВЕРЖДАЮ Заместитель генерального директора ОАО "РЖД" ______________________ ФИО "___" _________________ г. |
Сводный реестр коррупционных рисков ОАО "РЖД" на _____ год
Наименование риска |
Направление деятельности* |
Бизнес-процесс** |
Подпроцесс*** |
Коррупционные схемы (риск-факторы) |
Коррупционно опасные должности |
Последствия реализации риска |
Владелец риска |
Оценка текущего риска |
Оценка остаточного риска |
Ключевые индикаторы риска |
||||
Вероятность реализации риска/баллы |
Влияние риска/баллы |
Итоговая оценка риска/баллы |
Вероятность реализации риска/баллы |
Влияние риска/баллы |
Итоговая оценка риска/баллы |
|||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
______________________________
* Указывается направление деятельности согласно Приложению N 1 к настоящим Методическим рекомендациям по управлению коррупционными рисками в ОАО "РЖД"
** Указывается бизнес-процесс согласно Карте бизнес-процессов верхнего уровня холдинга "РЖД" (утверждена протоколом заседания правления ОАО "РЖД" от 20.02.2019 г. N 12)
*** Указывается подпроцесс согласно Сводному реестру коррупционных рисков ОАО "РЖД" за предыдущий период либо новый подпроцесс
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение ОАО "РЖД" от 1 февраля 2021 г. N 192/р "Об утверждении Методических рекомендаций по управлению коррупционными рисками в ОАО "РЖД"
Текст распоряжения опубликован не был