Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению Правительства
Тюменской области
от 04 марта 2021 г. N 109-п
Прогноз
социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года
1. Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития Тюменской области за 2015 год
В 2015 году в области наблюдался устойчивый рост промышленного производства, достигнуты высокие объемы ввода жилья. Продолжена реализация перспективных инвестиционных проектов. Сохранилась тенденция роста численности населения региона.
Валовой региональный продукт в текущих ценах составил 905,7 млрд рублей, темп роста ВРП в сопоставимых ценах - 105,3% к уровню 2014 года.
Индекс промышленного производства по итогам 2015 года составил 109,8% (в среднем по России - 100,2%).
Индекс производства по виду деятельности "Добыча полезных ископаемых" - 110,9%. Добыто 11,9 млн тонн нефти (110,4% к уровню 2014 года).
В обрабатывающем секторе рост производства составил 110,8%. Наибольшие темпы роста достигнуты в производстве химических веществ и химических продуктов (140,2%), производстве нефтепродуктов (128,9%), электрического оборудования (133,0%), металлургическом производстве (126,1%), производстве автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов (118,4%), деревообработке (110,9%), производстве компьютеров, электронных и оптических изделий (108,9%), машин и оборудования (107,1%).
Выпуск дизельного топлива возрос на 65,4%, сжиженных углеводородных газов (пропана и бутана) - на 33,6%, автомобильных аккумуляторов - на 26,8%, фанеры клееной - на 19,2%, древесностружечных плит - на 18,1%, бутылок из цветного стекла для напитков и пищевых продуктов - на 12,1%, сборных металлических конструкций - на 8,3%. Обеспечен прирост производства лекарственных средств (в фактически действовавших ценах) на 63,4%.
В пищевой промышленности выпуск цельномолочной продукции увеличился на 9,7%, мясных полуфабрикатов - на 9,8%, мясных консервов - на 75,4%, сыров и продуктов сырных - на 72,1%.
В "Обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха" индекс производства за 2015 год составил 98,0%. Выработано 10,95 млрд кВт/час электроэнергии, что на 2,5% меньше, чем в предыдущем году. Производство теплоэнергии возросло на 1,4% до 16,3 млн Гкал.
Индекс производства в "Водоснабжении; водоотведении, организации сбора и утилизации отходов, деятельности по ликвидации загрязнений" за 2015 год составил 107,6%.
Объем продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий в 2015 году составил 60,9 млрд рублей.
Хозяйствами всех категорий произведено 148 тыс. тонн мяса, 522,5 тыс. тонн молока, 1410,5 млн штук яиц.
Средний надой молока на одну корову в сельскохозяйственных организациях области (без субъектов малого предпринимательства) повысился на 2,5% и составил 6 051 кг. Птицефабриками региона поддерживается на высоком уровне яйценоскость кур-несушек - 337 яиц.
Валовой сбор зерна составил 1 338,5 тыс. тонн (в весе после доработки), картофеля - 423,2 тыс. тонн, овощей - 120,7 тыс. тонн. Объемы производства позволяют полностью закрыть потребности региона в продовольственном и кормовом зерне, картофеле.
Объем инвестиций в основной капитал в 2015 году составил 217,4 млрд рублей (78,9% к 2014 году в сопоставимых ценах). При этом 176,8 млрд рублей (81,3%) из общего объема инвестиций освоено крупными и средними организациями. По объему инвестиций на душу населения область в 1,6 раза превышает среднероссийский показатель (150,8 тыс. рублей и 94,9 тыс. рублей соответственно).
За 2015 год организациями, осуществляющими строительную деятельность, выполнено работ собственными силами на сумму 134,4 млрд рублей.
Организациями всех форм собственности, включая индивидуальных застройщиков, введено 2 131,5 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 20,1% больше, чем в предыдущем году (в расчете на 1 000 человек населения - 1 478,2 кв. метра).
Доля жилья, введенного населением за счет собственных и привлеченных средств, составила 36,6%. Ввод индивидуальных жилых домов, построенных населением, по сравнению с 2014 годом увеличился на 12,7%.
В 2015 году оборот розничной торговли составил 326,6 млрд рублей (91,3% к предыдущему году в сопоставимых ценах). В расчете на душу населения реализовано товаров на сумму 226,5 тыс. рублей.
В структуре оборота розничной торговли удельный вес пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий - 47,7%, непродовольственных товаров - 52,3%.
Населению области предоставлено платных услуг на сумму 75,7 млрд рублей (103% к уровню 2014 года в сопоставимых ценах), в расчете на душу населения - 52,5 тыс. рублей. Наибольший удельный вес в структуре платных услуг занимали услуги связи (19,5%), коммунальные (17,9%), транспортные (12,6%), системы образования (10,3%), бытовые (9,4%) и медицинские (9,3%) услуги.
Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2016 года составила 4 950 человек, уровень регистрируемой безработицы - 0,7% от численности экономически активного населения.
Коэффициент напряженности на региональном рынке труда составил 0,3 человека на 1 вакансию.
Денежные доходы населения в расчете на одного жителя в 2015 году составили 27,4 тыс. рублей (109,2% к уровню 2014 года). Снизились реальные располагаемые денежные доходы населения и составили 99,3%.
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2015 год сложилась в сумме 35,9 тыс. рублей (105,1% к предыдущему году).
Численность населения региона на 1 января 2016 года составила 1 454,6 тыс. человек, увеличившись за 2015 год на 25,4 тыс. человек.
Естественный прирост населения за 2015 год составил 7 461 человек, миграционный прирост - 17 933 человека.
2. Определение вариантов внутренних условий и характеристик социально-экономического развития, оценка факторов и ограничений экономического роста, направления социально-экономического развития и целевые показатели, включая количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития Тюменской области по отдельным видам деятельности, на долгосрочный период
2.1. Условия и характеристики вариантов социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период
Прогноз социально-экономического развития Тюменской области на долгосрочный период до 2030 года разработан в двух вариантах с учетом прогноза социально-экономического развития Тюменской области на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, одобренного на заседании Президиума Правительства Тюменской области 26.10.2020.
При формировании вариантов прогноза также учтены тенденции социально-экономического развития области, прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочный (одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 16.09.2020, протокол N 35, часть I) и долгосрочный (утвержден Правительством Российской Федерации 22.11.2018, протокол N 34, раздел II, пункт 2) периоды.
Варианты сформированы в зависимости от сочетания внутренних и внешних условий, факторов и ограничений экономического роста Тюменской области, а также с учетом национальных целей развития Российской Федерации на период до 2030 года, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474; Закона Тюменской области от 24.03.2020 N 23 "Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Тюменской области до 2030 года".
Тенденции развития национальной экономики и внешнеэкономические условия определяют параметры внешней среды для развития Тюменской области.
Внутренние факторы связаны с особенностями экономического развития области и спецификой стоящих перед ней целей и задач.
При формировании вариантов прогноза учтены тенденции, взаимосвязи между показателями социально-экономического развития области, в том числе демографического и научно-технического развития, состояния окружающей среды и природных ресурсов.
Консервативный вариант долгосрочного прогноза разработан на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом возможности ухудшения внешнеэкономических условий.
Базовый вариант долгосрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативного изменения внешних условий.
Ключевое отличие консервативного варианта прогноза от базового - это предпосылка о более негативном развитии внешнеэкономической ситуации.
В базовый вариант прогноза заложена успешная реализация мер экономической политики, направленных на достижение национальных целей развития и других приоритетов, установленных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474. Эти меры, реализуемые как в рамках управленческого механизма национальных проектов, так и за его пределами, должны обеспечить повышение инвестиционной активности и рост доходов населения.
Все варианты прогноза предполагают рост численности населения области как за счет естественного, так и за счет миграционного прироста (в том числе за счет внутрирегиональной миграции). Среднегодовая численность населения области в 2030 году по консервативному варианту составит 1 652,1 тыс. человек, по базовому варианту - 1 699,4 тыс. человек.
Развитие научно-инновационной сферы Тюменской области на период до 2030 года будет направлено на решение приоритетных задач, установленных Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.12.2011 N 2227-р: повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний; формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок; развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций.
Одним из важнейших факторов развития экономики в долгосрочной перспективе должны стать комплексные меры по повышению производительности труда. Это будет способствовать росту конкурентоспособности производств и увеличению результатов их деятельности. Ожидается, что производительность труда по области в 2030 году вырастет по консервативному варианту в 1,4 раза и по базовому варианту - в 1,5 раза к уровню 2015 года.
Особое внимание будет уделено состоянию окружающей среды и природных ресурсов. В долгосрочном периоде будут продолжены мероприятия по строительству и модернизации канализационных очистных систем и гидротехнических сооружений; расчистке водных объектов, установлению водоохранных зон; проведению работ по берегоукреплению, защите территорий от подтопления; ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, рекультивации загрязненных земель; сбору и переработке биологических отходов агропромышленного комплекса; ликвидации бесхозяйных аварийных скважин, развитию и эксплуатации инфраструктуры по организации сбора, транспортировки и сортировки твердых коммунальных отходов.
2.2. Оценка факторов и ограничений социально-экономического роста Тюменской области на долгосрочный период
Определяющее воздействие на экономику Тюменской области будут оказывать следующие внешние факторы: состояние и тенденции развития мировой и российской экономики, конъюнктура мировых товарно-сырьевых рынков, соглашение со странами ОПЕК об ограничении добычи нефти, налоговая политика, таможенно-тарифная политика, параметры инфляции, динамика обменного курса рубля и др. Внутренние факторы - пространственная организация территории, тенденции демографического развития, региональная бюджетная политика и др.
2.3. Направления социально-экономического развития Тюменской области, количественные показатели и качественные характеристики социально-экономического развития по отдельным видам деятельности (по вариантам прогноза)
2.3.1. Инвестиции
В прогнозном периоде динамика инвестиций будет неравномерной. Прогнозируется снижение физических объемов инвестиций в период 2020 - 2021 годов по базовому варианту (в 2020 - 2022 годах - по консервативному варианту). Начиная с 2022 года прогнозируется возобновление положительных темпов роста инвестиций в основной капитал по базовому варианту (с 2023 года - по консервативному варианту).
В 2030 году по консервативному варианту прогноза на развитие экономики будет направлено 297,1 млрд рублей инвестиций (71,3% к уровню 2015 года в сопоставимой оценке), по базовому варианту - 450,7 млрд рублей (108,1% к уровню 2015 года).
Динамика показателя обусловлена завершением до 2020 года реализации целого ряда крупнейших, в том числе в масштабах страны, инвестиционных проектов в нефтепереработке и химии (строительство Антипинского НПЗ и комплекса производств "ЗапСибНефтехим"), а также завершением основных объемов работ по созданию нефтедобывающей инфраструктуры в Уватском районе.
На протяжении прогнозного периода значительные вложения инвестиций в развитие экономики будут обеспечены:
в нефтедобыче за счет дальнейшей реализации Уватского проекта компанией "Роснефть", реализации проектов по созданию нефтедобывающей инфраструктуры компаниями "Сургутнефтегаз" и "Газпромнефть-Хантос", а также реализации иных проектов по освоению новых месторождений;
в нефтепереработке за счет развития мощностей по переработке легкого углеводородного сырья на Тобольской промышленной площадке;
в производстве химических веществ и химических продуктов благодаря реализации проектов по созданию новых производственных мощностей по выпуску химической продукции;
в производстве пищевых продуктов за счет строительства новых заводов по глубокой переработке зерна, переработке овощей и картофеля, развития биотехнологий, кондитерских производств, а также традиционных направлений - мясной и молочной переработки;
в деревообработке, производстве бумаги и бумажных изделий - создание новых производственных мощностей по выпуску пиломатериалов, мебельных заготовок, фанеры, заводов по производству древесных плит, целлюлозно-бумажного (картонного) производства, а также производств иных видов продукции;
в производстве резиновых и пластмассовых изделий - проекты создания новых и развития действующих производств по выпуску различных видов продукции из полимерных материалов;
в производстве лекарственных средств за счет создания ряда фармацевтических производств, как новых, так и завершения уже начатых проектов;
в транспорте планируется реализация уже разработанного проекта по созданию в областном центре магистралей непрерывного движения, реконструкция автомобильных дорог с доведением их до I технической категории (с увеличением числа полос движения до четырех вместо двух в настоящее время) на участках Тюмень - Ишим - граница Омской области федеральной автодороги "Тюмень - Ялуторовск - Ишим - Омск", Тюмень - Тобольск - граница ХМАО - Югры федеральной автодороги "Тюмень - Тобольск - Ханты-Мансийск" и Тюмень - граница Курганской области федеральной автодороги "Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск, подъезд к г. Тюмени" ("Иртыш"), строительство отдельных участков второго обхода г. Тюмени, строительство аэропорта в г. Тобольске, развитие Тюменского железнодорожного узла, строительство третьего электрифицированного железнодорожного пути на участке Екатеринбург - Тюмень (Транссиб), организация скоростных городских и пригородных железнодорожных перевозок, развитие общественного транспорта в Тюменской агломерации и иных муниципальных образованиях.
Деловая и инвестиционная активность субъектов предпринимательства обеспечит повышение финансовых результатов деятельности организаций. Прибыль прибыльных организаций в 2030 году увеличится по сравнению с 2015 годом в 2 раза по консервативному, в 2,2 раза по базовому вариантам прогноза.
2.3.2. Строительство
На развитие строительного комплекса будут оказывать влияние реализация в регионе мероприятий по активному развитию системы транспортной, инженерной и социальной инфраструктур, а также реализация крупных проектов строительства промышленных производств.
В 2030 году объем строительных работ составит 258,8 млрд рублей (108,6% к уровню 2015 года в сопоставимой оценке) по консервативному варианту развития, 327,9 млрд рублей (137,5% к уровню 2015 года) - по базовому.
Значительное влияние на прогнозируемый рост объема строительных работ будет оказывать формирование рынка доступного жилья - одного из приоритетных направлений социально-экономического развития области. Основной задачей этого направления является повышение доступности жилья для населения путем строительства стандартного жилья, в том числе малоэтажного, отвечающего требованиям ценовой доступности, энергоэффективности и экологичности, а также арендного жилья.
Ввод общей площади жилых домов в 2030 году ожидается в объеме 1 635 тыс. кв. метров - по консервативному, 1 817 тыс. кв. метров - по базовому вариантам развития. Всего в долгосрочной перспективе с 2016 по 2030 годы предполагается построить 22,7-24,6 млн кв. метров жилых домов в зависимости от вариантов развития.
2.3.3. Промышленность
В долгосрочной перспективе (2016 - 2030 годы) ожидается среднегодовая динамика прироста промышленного производства в пределах 3,5-4,7% по вариантам развития с сохранением тенденции опережающего роста обрабатывающих производств (среднегодовой темп прироста - 6,7% и 8,0% по вариантам прогноза).
Индекс промышленного производства в 2030 году по сравнению с 2015 годом по консервативному варианту прогноза составит 167,4%, по базовому - 199,5%.
Индекс производства в добыче полезных ископаемых в 2030 году составит 91,1% и 106,3% в зависимости от вариантов развития (по сравнению с 2015 годом) и будет определяться динамикой дальнейшей реализации проектов по добыче нефти компаниями "Роснефть", "Сургутнефтегаз", "Газпромнефть-Хантос" и др.
Рост обрабатывающего сектора в 2030 году к 2015 году составит 264,9% по консервативному варианту, 315,3% - по базовому варианту.
Рост ожидается в производстве химических веществ и химических продуктов, лекарственных средств, резиновых и пластмассовых изделий, кокса и нефтепродуктов, машин и оборудования, обработке древесины и производстве изделий из дерева за счет увеличения загрузки действующих и создания новых производственных мощностей.
Положительная динамика развития прогнозируется в производстве пищевых продуктов, где рост будет обеспечиваться за счет импортозамещения, развития экспортного потенциала, создания производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья, в том числе с применением биотехнологий.
Индекс производства в обеспечении электрической энергией, газом и паром; кондиционировании воздуха в 2030 году по сравнению с 2015 годом составит 132,8%, 148,0% по вариантам развития. Рост по данному виду деятельности прогнозируется за счет увеличения выработки электроэнергии, который будет обеспечен в основном загрузкой генерирующих мощностей компании "Фортум" в городе Тюмени и генерирующих мощностей компании "СИБУР" в городе Тобольске для обеспечения нужд создаваемых крупных химических производств, развитием малой генерации, в том числе на возобновляемых источниках энергии, а также роста производства тепловой энергии для производственных нужд предприятий компании "СИБУР" на Тобольской промышленной площадке.
Значимым приоритетом развития жилищно-коммунального хозяйства области в прогнозном периоде является использование механизмов привлечения частных инвестиций (государственно-частное партнерство). Получение частным оператором долгосрочного права управления коммунальным имуществом позволит создать условия для привлечения внебюджетных средств с целью финансирования мероприятий по модернизации объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения.
2.3.4. Агропромышленный комплекс
Главными приоритетами развития на долгосрочный период определены следующие направления: в животноводстве - наращивание поголовья крупного рогатого скота молочного и мясного направлений, создание собственной племенной базы в молочном и мясном животноводстве, развитие промышленного производства свиней мясных пород на основе достижений селекционно-гибридного центра, рост объемов производства в мясном и яичном птицеводстве; в растениеводстве - развитие зернового производства, картофелеводства и овощеводства, в том числе закрытого грунта, с целью импортозамещения и максимального обеспечения населения Тюменской области (включая автономные округа) отечественной продукцией, развитие производств по глубокой переработке сельскохозяйственного сырья с высокой добавленной стоимостью. Особое внимание по-прежнему планируется уделять развитию малых форм хозяйствования. Трансформации части ЛПХ в крестьянские (фермерские) хозяйства и дальнейшему их развитию как формы малого предпринимательства в сельском хозяйстве будет способствовать предоставление государственной грантовой поддержки, развитие потребкооперации, интеграция с рыночной торговлей в городах, крупными и средними субъектами рынка.
Важным инструментом развития агропромышленного комплекса станет реализация инвестиционных проектов, создание благоприятного инвестиционного климата. Продолжится работа по оказанию государственной поддержки субъектам инвестиционной деятельности.
Также развитию будет способствовать реализация механизма льготного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций агропромышленного комплекса.
По консервативному варианту развития объемы продукции сельского хозяйства в 2030 году планируется увеличить до 106,3 млрд рублей, что на 8,0% превышает уровень 2015 года в сопоставимых ценах.
Реализация приоритетных инвестиционных проектов обеспечит поступательное развитие сельского хозяйства с доведением объемов продукции сельского хозяйства по базовому варианту развития в 2030 году до 113,5 млрд рублей или 115,2% в сопоставимых ценах к уровню 2015 года.
Индекс производства продукции сельского хозяйства в 2021 году, указанный в целевых показателях государственной программы Тюменской области "Развитие агропромышленного комплекса" на 2013 - 2025 годы, соответствует индексу производства продукции сельского хозяйства по консервативному варианту прогноза. Индексы 2022 и 2023 годов, указанные в государственной программе, находятся в диапазоне между консервативным и базовым вариантами прогноза. Индексы 2024 и 2025 годов соответствует индексу производства продукции сельского хозяйства по базовому варианту прогноза.
Предполагается дальнейшее развитие крупного агробизнеса, основанного на достижении уровня урожайности сельскохозяйственных культур и продуктивности скота с широким использованием автоматизированного и роботизированного производства.
Одновременно с наращиванием производства будет продолжена работа по организации новых каналов поставок продукции, включая экспорт продукции АПК.
2.3.5. Транспорт и связь
В прогнозном периоде планируются активные работы по строительству, реконструкции и ремонту автомобильных дорог и мостовых сооружений, развитие инфраструктуры железнодорожного транспорта.
В связи с ростом экономики и модернизацией транспортной инфраструктуры прогнозируется увеличение объемов грузоперевозок (в том числе за счет транзитных грузов), улучшение качественных характеристик и скоростей движения грузо- и пассажиропотоков.
Приоритетными направлениями развития отрасли "Связь" в долгосрочной перспективе станет формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, высокий уровень ее доступности и качества предоставляемых услуг. Это создаст дополнительные возможности для широкого внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовании, медицинском обслуживании, науке, культуре, социальной защите населения, средствах массовой информации, взаимодействии с органами государственной власти и повышения качества услуг в данных сферах.
2.3.6. Малое и среднее предпринимательство
В долгосрочной перспективе одним из важных факторов экономического роста Тюменской области останется развитие малого и среднего предпринимательства и повышение его роли в экономике. В первую очередь, это сфера услуг, отрасли обрабатывающих производств и сельское хозяйство.
Важное значение в развитии малого и среднего предпринимательства имеют реализуемые на территории области крупные инвестиционное проекты, которые позволяют задействовать предпринимателей региона в процессе создания новых предприятий, привлекать к выполнению части заказов для нужд крупных предприятий, а также способствуют развитию сферы услуг.
Развитие туристской отрасли (на территории области имеются различные рекреационные ресурсы, в том числе термальные воды, объекты историко-культурного наследия и т.п.) позволит инициировать новые виды деятельности для населения в сфере услуг в туристской индустрии, развивать малое предпринимательство на базе традиционных (национальных) ремесел и промыслов.
По прогнозу в 2030 году численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей (с учетом самозанятых), составит по консервативному варианту развития 253 тыс. человек (126,4% к 2015 году), по базовому варианту - 278 тыс. человек (139,0% к 2015 году).
2.3.7. Потребительский рынок
Для эффективного развития потребительского рынка в долгосрочной перспективе планируется реализация следующих проектов: создание условий для развития регионального сетевого ритейла, привлечения инвестиций в развитие объектов потребительского рынка, развития эффективной логистической инфраструктуры с целью сокращения издержек, связанных со сбытом продукции местных товаропроизводителей и поставками товаров, произведенных за пределами области; реализация проектов по развитию магазинов шаговой доступности, специализированных и фирменных магазинов, мобильной торговли, альтернативных каналов сбыта продукции местных товаропроизводителей, в том числе КФХ и ЛПХ; содействие развитию конкуренции на рынках товаров и услуг региона.
Прогноз потребительского рынка сформирован с учетом различных тенденций спроса на основные виды товаров и услуг в зависимости от вариантов развития экономики.
Консервативный вариант характеризуется невысокими темпами роста потребительского спроса.
В период с 2016 по 2030 год среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли составят 101,9%. Темп роста в 2030 году к 2015 году составит 132,8%.
Среднегодовые темпы роста платных услуг населению составят 101,7%, в 2030 году к 2015 году - 129,3%.
Базовый вариант предусматривает сдержанную динамику потребительского спроса. По мере роста реальных располагаемых доходов и реальной заработной платы ожидается постепенное восстановление потребительской активности.
Среднегодовые темпы роста оборота розничной торговли составят в период с 2016 по 2030 год 102,4%. Темп роста в 2030 году к 2015 году составит 142,8%.
Среднегодовые темпы роста платных услуг составят 102,2%, в 2030 году к 2015 году - 137,8%.
2.3.8. ВРП
Одним из ключевых индикаторов, позволяющих оценить развитие региональной экономики, является валовой региональный продукт.
Консервативный вариант развития области будет характеризоваться умеренными темпами роста экономики за счет традиционных секторов, в том числе из-за невысокого инвестиционного спроса. К 2030 году ВРП в сравнении с 2015 годом в сопоставимых ценах увеличится в 1,4 раза. Развитие сервисного сектора экономики и усиление в этом процессе инновационных факторов по базовому варианту будут способствовать увеличению темпов роста экономики и повышению ее конкурентоспособности (рост ВРП в 2030 году в сопоставимых ценах по отношению к 2015 году составит 1,5 раза).
Экономическое развитие области создаст условия для роста доходов населения, среднемесячная номинальная заработная плата в 2030 году вырастет по консервативному варианту в 2,6 раза, по базовому - в 2,7 раза к уровню 2015 года, фонд начисленной заработной платы в 2030 году вырастет в 2,5 раза и в 2,7 раза к уровню 2015 года соответственно.
Приоритеты и направления развития экономики и социальной сферы увязаны с национальными целями развития и национальными проектами, обозначенными в Указе Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Региональные проекты, реализуемые в области в рамках национальных проектов, также направлены на достижение национальных целей.
3. Прогноз баланса трудовых ресурсов Тюменской области, в том числе потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности
Прогноз баланса трудовых ресурсов Тюменской области подготовлен в соответствии с подпунктом 2.2 пункта 2 статьи 3 Закона Тюменской области от 08.07.2003 N 155 "О регулировании трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений в Тюменской области". Прогноз баланса трудовых ресурсов разработан до 2030 года в двух вариантах и представлен в приложении 3 к настоящему постановлению.
Потребность в привлечении иностранных работников по отдельным видам экономической деятельности*
|
Единица измерения |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
|||||||
прогноз | |||||||||||||
факт |
факт |
факт |
оценка |
Консервативный вариант |
Базовый вариант |
||||||||
Иностранные трудовые мигранты |
человек |
8 023 |
8 782 |
2 813 |
1438 |
1 553 |
1 593 |
||||||
в том числе по видам экономической деятельности: |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство |
человек |
- |
- |
1 |
- |
- |
- |
||||||
Обрабатывающие производства |
человек |
8 |
- |
4 |
4 |
- |
29 |
||||||
Строительство |
человек |
7 971 |
8 726 |
2 762 |
1384 |
1 481 |
1 481 |
||||||
Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов |
человек |
6 |
8 |
5 |
- |
- |
- |
||||||
Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания |
человек |
7 |
14 |
11 |
4 |
15 |
26 |
||||||
Деятельность по операциям с недвижимым имуществом |
человек |
1 |
- |
- |
- |
- |
- |
||||||
Деятельность профессиональная, научная и техническая |
человек |
- |
6 |
3 |
- |
- |
- |
||||||
Образование |
человек |
2 |
2 |
2 |
- |
- |
- |
||||||
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений |
человек |
4 |
2 |
3 |
- |
- |
- |
||||||
Предоставление прочих видов услуг |
человек |
24 |
24 |
22 |
46 |
57 |
57 |
* трудовые мигранты из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации
В 2018 году выдано заключений о целесообразности привлечения 8 782 иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации, в том числе по виду экономической деятельности "строительство" - 8 726 работникам. В 2019 году потребность в привлечении трудовых мигрантов из стран с визовым порядком въезда составила 2 813 человек, что в 3,1 раза ниже потребности 2018 года. Снижение обусловлено завершением строительства самого крупного в стране и одного из крупнейших в мире по мощности комплекса глубокой переработки углеводородного сырья "ЗапСибНефтехим". В 2020 году выдано 24 заключения о целесообразности привлечения 89 иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации. Значительное снижение числа привлекаемых иностранных работников из стран с визовым порядком въезда на территорию Российской Федерации в 2020 году обусловлено введением в целях обеспечения безопасности государства, защиты здоровья населения и нераспространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации временных ограничений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан, установленных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2020 N 635-р "О временном ограничении въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства и временном приостановлении оформления и выдачи виз и приглашений".
4. Основные параметры государственных программ Тюменской области
Наименование государственной программы Тюменской области* |
Цели государственной программы Тюменской области |
1. Развитие отрасли "Социальная политика" |
1.1. Содействие повышению социальной обеспеченности и социального благополучия населения Тюменской области. |
2. Развитие здравоохранения |
2.1. Обеспечение доступности медицинской помощи, повышение качества и эффективности медицинских услуг. |
3. Развитие образования и науки |
3.1. Достижение результатов нового качества образования. |
3.2. Создание и эффективное использование образовательной инфраструктуры. | |
4. Развитие физической культуры, спорта и дополнительного образования |
4.1. Создание условий, обеспечивающих возможность гражданам систематически заниматься физической культурой и спортом, путем развития инфраструктуры спорта, популяризации массового спорта, подготовки спортивного резерва и спорта высших достижений и приобщения различных слоев общества к регулярным занятиям физической культурой и спортом. |
4.2. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности. | |
5. Развитие культуры |
5.1. Удовлетворение потребностей населения в услугах культуры. |
6. Содействие занятости населения и регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений |
6.1. Содействие повышению эффективной занятости населения, развитие кадрового потенциала региона, содействие повышению уровня жизни населения. |
6.2. Снижение уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости. | |
7. Повышение безопасности дорожного движения |
7.1. Сокращение смертности от дорожно-транспортных происшествий. |
8. Развитие жилищного строительства |
8.1. Повышение доступности и комфортности жилья для населения. |
9. Антинаркотическая программа |
9.1. Сокращение масштабов незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков. |
10. Развитие жилищно-коммунального хозяйства |
10.1. Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению Тюменской области, а также соблюдение ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Губернатора Тюменской области "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Тюменской области на период с 01 января 2019 года по 2023 год". |
10.2. Повышение качества и комфорта городской среды на территории муниципальных образований Тюменской области. | |
10.3. Повышение качества питьевой воды. | |
11. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах |
11.1. Минимизация социального, экономического и экологического ущерба, наносимого населению, экономике и природной среде вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров и происшествий на водных объектах. |
12. Реализация государственной национальной политики |
12.1. Обеспечение межнационального, межконфессионального согласия и общественно-политической стабильности в регионе. |
13. Развитие ветеринарной службы |
13.1. Обеспечение стабильной благополучной эпизоотической обстановки в Тюменской области и защита населения от болезней, общих для человека и животных. |
14. Развитие малого и среднего предпринимательства и научно-инновационной сферы |
14.1. Повышение роли малого и среднего предпринимательства в развитии конкурентной экономической среды области. |
14.2. Усиление интеграции научно-технической сферы и производства, обеспечивающей внедрение новых технологий. | |
15. Развитие промышленности и инвестиционной деятельности |
15.1. Содействие развитию промышленных производств и созданию благоприятного инвестиционного климата. |
16. Развитие внутреннего и въездного туризма |
16.1. Повышение качества и конкурентоспособности региональных турпродуктов на российском и международном туристских рынках. |
17. Развитие потребительского рынка и защита прав потребителей |
17.1. Улучшение условий для комплексного развития сферы потребительского рынка, эффективной, доступной защиты прав потребителей и обеспечения населения Тюменской области качественными товарами и услугами. |
18. Развитие лесного комплекса |
18.1. Повышение эффективности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов при гарантированном сохранении ресурсно-экологического потенциала и глобальных функций. |
19. Сохранение и использование объектов культурного наследия |
19.1. Обеспечение сохранности объектов культурного наследия и их надлежащее использование. |
20. Развитие агропромышленного комплекса |
20.1. Повышение эффективности и конкурентоспособности агропромышленного производства. |
20.2. Создание благоприятных социально-экономических условий для устойчивого развития сельских территорий Тюменской области. | |
20.3. Повышение продуктивности и устойчивости сельскохозяйственного производства и плодородия почв средствами комплексной мелиорации. | |
20.4. Защита Тюменской области от заноса и распространения вируса африканской чумы свиней. | |
20.5. Повышение эффективности и доходности малых форм хозяйствования на селе. | |
21. Недропользование и охрана окружающей среды |
21.1. Сокращение негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. |
21.2. Сохранение биологического и ландшафтного разнообразия. | |
21.3. Рациональное использование минерально-сырьевой базы. | |
21.4. Защита населения и территории от негативного воздействия вод и охрана водных объектов. | |
22. Развитие транспортной инфраструктуры |
22.1. Повышение доступности услуг транспортного комплекса для населения и удовлетворение потребности населения в качественных пассажирских перевозках в пригородном и межмуниципальном сообщении на всех видах транспорта. |
22.2. Повышение технического уровня автомобильных дорог, их пропускной способности и создание современной, развитой, безопасной и эффективной автомобильной дорожной сети регионального или межмуниципального значения. | |
23. Оказание содействия добровольному переселению в Тюменскую область соотечественников, проживающих за рубежом |
23.1. Обеспечение реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 22.06.2006 N 637 на территории Тюменской области. |
23.2. Обеспечение социально-экономического развития территорий вселения Тюменской области путем содействия добровольному переселению на постоянное место жительства квалифицированных специалистов из числа соотечественников, постоянно или временно проживающих на законных основаниях на территории Российской Федерации, либо прибывших на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанных беженцами на территории Российской Федерации или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, или проживающих за пределами Российской Федерации. | |
24. Государственная программа по реализации Договора между органами государственной власти Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Ямало-Ненецкого автономного округа "Сотрудничество" |
24.1. Дальнейшее социально-экономическое развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа, Тюменской области, включая интеграционные процессы в экономике и социальной сфере. |
25. Развитие гражданского общества, общественные связи и молодежная политика |
25.1. Обеспечение гарантий реализации конституционного права граждан на получение своевременной и объективной информации о социально-экономическом развитии региона. |
25.2. Содействие позитивной самореализации и интеграции молодежи в систему общественных отношений. | |
26. Развитие имущественного комплекса |
26.1. Стимулирование экономического оборота объектов земельно-имущественного комплекса для перераспределения их в пользу конкурентоспособных эффективно хозяйствующих правообладателей и повышение эффективности управления областными объектами земельно-имущественного комплекса. |
27. Развитие информатизации |
27.1. Создание устойчивой и безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры высокоскоростной передачи, обработки и хранения больших объемов данных на основе отечественных разработок, внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечение подготовки квалифицированных кадров для цифровой экономики. |
28. Профилактика правонарушений |
28.1. Снижение криминализации общества, обеспечение воздействия на причины и условия, способствующие совершению правонарушений и преступлений, в том числе террористической направленности. |
28.2. Повышение безопасности населения и объектов в местах с массовым пребыванием людей. | |
29. Повышение конкурентоспособности экономики |
29.1. Создание условий для повышения конкурентоспособности предприятий региона и повышения эффективности системы занятости. |
*на 01.12.2020
<< Назад |
Приложение >> N 2 |
|
Содержание Постановление Правительства Тюменской области от 4 марта 2021 г. N 109-п "О внесении изменений в постановление от 21.11.2016... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.