Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению Администрации
Голышмановского городского округа
от 15.10.2019 N 518
Муниципальная программа
"Развитие торговли в Голышмановском городском округе на 2020 - 2022 годы"
Паспорт программы
Наименование программы: |
муниципальная программа "Развитие торговли в Голышмановском городском округе на 2020 - 2022 годы" (далее - Программа). |
Правовое обоснование программы: |
Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". |
Заказчик программы: |
Администрация Голышмановского городского округа. |
Разработчики программы: |
Комитет по экономике и прогнозированию Администрации Голышмановского городского округа |
Исполнители программы: |
Комитет по экономике и прогнозированию, комитет имущественных и земельных отношениям Администрации Голышмановского городского округа; Управление АПК Администрации Голышмановского городского округа; территориальный отдел N 1 территориального управления Роспотребнадзора в Голышмановском, Аромашевском, Армизонском, Омутинском районах; юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в сфере торговли. |
Характеристика проблем, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения программным методом: |
необходимость обеспечения ценовой и территориальной доступности услуг торговли для различных категорий населения городского округа; увеличение уровня оборота розничной торговли в расчете на душу населения; уменьшение индекса физического объема оборота розничной торговли на рынках и ярмарках. |
Цели программы: |
повышение качества жизни населения; создание условий для наиболее полного удовлетворения спроса населения на потребительские товары в широком ассортименте, по доступным ценам, в пределах территориальной доступности, при обеспечении качества и безопасности приобретаемой продукции; равномерное и эффективное развитие торговой отрасли по всей территории городского округа; формирование конкурентной среды на потребительском рынке городского округа; повышение уровня комфортности, культуры торгового обслуживания населения городского округа; обеспечение занятости населения. |
Задачи программы: |
стимулирование развития торговли в сельских населенных пунктах; совершенствование кадрового обеспечения городского округа (совершенствование подготовки и повышения квалификации кадров, создание новых рабочих мест); увеличение доли налоговых поступлений в бюджеты всех уровней; стимулирование субъектов торговли к участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках с целью развития и повышения их статуса; создание условий для развития в Голышмановском городском округе эффективной и доступной системы обеспечения и защиты прав потребителей, минимизации рисков нарушения законных прав и интересов потребителей; повышение технического уровня предприятий торговли, строительство новых, реконструкция и модернизация действующих объектов в соответствии с требованиями нормативных документов; развитие информационной инфраструктуры. Создание условий для повышения качества и безопасности реализации товаров, работ и услуг; Повышение правовой грамотности и информированности населения городского округа в вопросах обеспечения и защиты прав потребителей. |
Перечень программных мероприятий Программы: |
программа реализуется в соответствии с прилагаемыми мероприятиями (приложения N 1 к программе). |
Сроки выполнения программы: |
2020 - 2022 годы. |
Финансовое обеспечение программных мероприятий: |
Реализация программы осуществляется за счет средств муниципальной программы "Развитие торговли в Голышмановском городском округе на 2020 - 2022 годы" 2020 год - 1087,0 тыс. рублей; 2021 год - 1087,0 тыс. рублей; 2022 год - 1087,0 тыс. рублей. |
Ожидаемые результаты реализации программы по годам (показатели эффективности реализации): |
повышение качества обслуживания населения; увеличение числа предприятий торговли действующих на территории городского округа; рост оборота розничной торговли в сопоставимых ценах в 2020 году до 102,1%, в 2021 году до 102,5%, в 2022 году до 102,6%; рост оборота розничной торговли городского округа на розничных рынках и ярмарках; создание дополнительных рабочих мест в сфере торговли; увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от организаций торговли. Повышение потребительской грамотности населения за счет применения различных форм и способов информирования и консультирования потребителей по вопросам защиты их прав; снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка; повышение качества реализуемых товаров (работ, услуг) на потребительском рынке городского округа. |
Система управления выполнением программы: |
контроль за реализацией программы осуществляет Администрация Голышмановского городского округа. Комитет по экономике и прогнозированию представляет отчеты о ходе выполнения мероприятий программы за 1 полугодие до 10 июля и до 10 февраля за отчетный год и так до 2022 года включительно. |
Описание программы
1. Характеристика проблем, включая анализ причин их возникновения, целесообразность и необходимость их решения
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Обоснованием разработки и реализации Программы является выполнение показателей, необходимость обеспечения ценовой и территориальной доступности услуг торговли для различных категорий населения городского округа. Особенно актуальны эти вопросы для жителей сельских населенных пунктов, где недостаточно развита инфраструктура предприятий торговли. В тех населенных пунктах, где нет стационарных торговых объектов, остро встает вопрос доставки товаров первой необходимости. Кроме того, важным моментом в создании достойных условий жизни сельских жителей является качество реализуемых товаров. Для улучшения качества торговли в городском округе необходимо открытие торговых точек с современными методами обслуживания (самообслуживание, расчеты по платежным картам).
На 01.01.2019 г. количество действующих на территории Голышмановского городского округа торговых объектов, включая объекты общественного питания составило 229 единиц, в том числе 11 нестационарных торговых объектов.
Оборот розничной торговли за 2018 год по району составил 4219,2 млн. рублей, что составило 132,8% к в уровню предыдущего года в сопоставимых ценах.
Ведущая роль в обеспечении населения городского округа товарами принадлежит стационарной торговле, на долю которой приходится 97% объема оборота розничной торговли.
Обеспеченность населения городского округа площадью торговых объектов на 1 января 2019 года составила 726 кв. м. на 1000 жителей, это в 1,7 раза больше норматива минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов (436 кв. м).
Основные показатели, характеризующие состояние розничной торговли на территории городского округа:
N |
Наименование показателя |
Значение показателя по годам: |
|
2017 |
2018 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
1. |
Оборот розничной торговли (млн. руб.) |
3081,6 |
4219,23 |
продовольственные товары |
1848,9 |
1848,9 |
|
непродовольственные товары |
1232,7 |
1232,7 |
|
2. |
Темп роста оборота розничной торговли в % к предыдущему году: |
102 |
104 |
3. |
Индекс дефлятор оборота розничной торговли (% к предыдущему году) |
104 |
103,1 |
4. |
Оборот розничной торговли на душу населения (тыс. руб.) |
118,3 |
165,6 |
Для увеличения показателя оборота розничной торговли на душу населения, кроме повышения уровня доходов населения городского округа в целях увеличения покупательной способности, необходимо способствовать развитию конкуренции на потребительском рынке округа.
В настоящее время розничная торговля непродовольственными товарами на территории городского округа развита на недостаточном уровне.
Низкий покупательский спрос на дорогостоящие товары, на сложную бытовую технику вызывает сложности в торговле. Покупку дорогостоящих товаров (бытовая техника, видеотехника, мебель) многие жители округа предпочитают совершать в других городах: Ишим, Тюмень.
Необходимо развитие сельскохозяйственных розничных рынков на территории городского округа, поскольку данный формат торговли является одним из основных путей по расширению возможностей реализации продукции сельхозтоваропроизводителей напрямую потребителям: минуя посредников, в целях обеспечения населения округа продукцией высокого качества по доступным ценам.
В целях стабилизации и достижения положительной динамики по основным показателям в сфере "Торговля" организации торговли разрабатывают меры, направленные на повышение эффективности работы за счет повышения культуры и профессионализма обслуживания, внедрению ее прогрессивных форм: самообслуживания, торговли в кредит, по заказам, техники работы со штрих - кодированием, оплаты пластиковыми картами, доступности и качества товаров для потребителей, более гибкой ценовой политики.
Состояние и тенденции развития потребительского рынка свидетельствуют также о наличии в торговой отрасли округа ряда проблем, требующих своего решения.
Имеет место дифференциация цен на одноименные товары, в том числе первой необходимости. Рост потребительских цен обусловлен внутренними причинами: высокими издержками обращения, наличием многочисленных посредников, недостаточной конкуренцией между предприятиями.
Требуют решения задачи обеспечения качества и безопасности товаров.
Существующая потребность в объектах торговли, предлагающих товары со средними ценами и качеством, восполняется иными формами торговли (рынки). Задача состоит в том, чтобы найти им цивилизованную альтернативу.
Некоторые сельские населенные пункты характеризуются острым дефицитом и даже полным отсутствием торговых площадей. Для предприятий торговли целесообразно открывать магазины в сельских населенных пунктах с невысоким платежеспособным спросом и с недостаточно развитой инфраструктурой. Сложность у торговых организаций вызывает отдаленность торговых точек в малых населенных пунктах, что не позволяет в срок и в достаточном количестве осуществлять поставки товаров (с ограниченными сроками реализации) и приводит к росту цен на отдельные группы товаров.
Среди основных проблем развития торговли в городском округе можно выделить:
недостаточное привлечение денежных средств из-за пределов округа;
низкий уровень конкуренции на рынке непродовольственных товаров округа;
отсутствие сельскохозяйственного розничного рынка.
В условиях развития рыночных отношений возникает необходимость укрепления существующей системы защиты прав потребителей, а также принятия дополнительных мер по защите потребительских прав и поддержания баланса интересов между потребителями и продавцами (исполнителями). Общие тенденции, закономерности и положение на потребительском рынке Голышмановского городского округа характеризуются, как и в любом другом экономически развитом районе тем, что предложения порождающие спрос, обуславливают не только удовлетворение потребностей потребителя, но и возникновение ряда проблем, вызванных потребительскими спорами между продавцами (исполнителями) и потребителями.
Потребительский рынок делится на сферы торговли и услуг (работ). Рынок услуг включает в себя такие сферы как: общественное питание и бытовое обслуживание, жилищно-коммунальное хозяйство, связь, финансы, медицина, туризм, образование, а также ряд других отраслей.
Анализ ситуации на потребительском рынке позволяет сделать вывод о том, что ежедневно потребитель испытывает потребность в защите своих прав уполномоченными органами по причине либо недостаточности правовых знаний для самостоятельного решения вопросов, либо необоснованных действий хозяйствующих субъектов.
Структура обращений потребителей в 2018 году представлена следующим образом:
- на 1 месте - жалобы на нарушение прав потребителей в сфере розничной торговли товаров;
- на 2 месте находятся жалобы на услуги (ЖКХ, финансовые, бытовое обслуживание, связь и другие услуги).
Характер и существо поступающих обращений граждан свидетельствует о том, что потребители в большей степени не обладают достаточными знаниями в области потребительского законодательства, в механизме реализации своих прав, способах и методах их защиты.
В связи с этим возникает необходимость проведения систематической разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами, которая должна обеспечить профилактику нарушений прав потребителей, разрешение потребительских споров в рамках правового поля, досудебное удовлетворение законных требований потребителей.
В соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" полномочиями в области защиты прав потребителей наделены федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления и общественные объединения потребителей.
2. Цели и задачи муниципальной программы
К перспективным направлениям развития торговой деятельности на территории Голышмановского городского округа относятся следующие:
стимулирование и реализация инвестиционных проектов, направленных на строительство новых современных объектов торговой инфраструктуры в городском округе;
оптимизация размещения торговых объектов на территории округа, повышение эффективности их деятельности;
изучение и внедрение передового опыта муниципальных районов и округов области по обеспечению населения округа услугами торговли;
стимулирование деловой активности торговых предприятий и организации взаимодействия между хозяйствующими субъектами, осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами, осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Принятие программы обусловлено необходимостью комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в округе, необходимостью консолидации усилий органов местного самоуправления округа и бизнеса.
В ходе реализации программы показатели могут быть не достигнуты вследствие неблагоприятных внешних и внутренних условий развития экономики (рост инфляции, падение денежных доходов населения, рост безработицы, сокращение инвестиционного спроса).
Важной задачей является обеспечение населения качественными и экологически безопасными продуктами питания.
В целом итоги развития потребительского рынка городского округа свидетельствуют о наличии предпосылок для его дальнейшего роста на среднесрочную перспективу.
Реализация программы будет направлена на преодоление слабых сторон в вопросе обеспечения услугами торговли.
Целью Программы является создание условий для развития в Голышмановском городском округе эффективной и доступной системы обеспечения и защиты прав потребителей, минимизации рисков нарушения законных прав и интересов потребителей.
Для достижения данной цели необходимо решение комплекса задач, в том числе:
- координация деятельности всех участников (соисполнителей Программы) по достижению цели Программы;
- создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых товаров, работ и услуг;
- повышение правовой грамотности и информированности населения городского округа в вопросах защиты прав потребителей.
3. Ожидаемые результаты программы
В целом по результатам реализации мероприятий, предусмотренных данной программой, можно ожидать рост товарооборота, занятости, а также повышения качества жизни населения:
рост оборота сектора торговли, развитие современных форматов и сетевых форм торговли (рост торговых точек и площадей позволит существенно расширить каналы продвижения продукции, потребителю будет предоставлен более широкий выбор товаров, что приведет к росту оборота и снижению цен);
рост налоговых поступлений;
рост эффективности отрасли (современные форматы торговли, будучи наиболее производительными, нежели традиционные магазины, киоски и открытые рынки, позволят повысить общую эффективность отрасли).
Показатели для оценки эффективности реализации программы:
N |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Отчет |
Ожид. 2019 |
Прогноз |
||
2018 |
2020 |
2021 |
2022 |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. |
Оборот розничной торговли |
млн. руб. |
4219,23 |
4509,65 |
4770,11 |
5080,04 |
5415,40 |
2. |
Индекс физического объёма оборота розничной торговли |
% к предыдущему году |
132,8 |
101,6 |
102,1 |
102,5 |
102,6 |
3. |
Оборот розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, в ценах соответствующих лет |
млн. руб. |
4160,16 |
4446,45 |
4703,33 |
5008,92 |
5339,58 |
4. |
В том числе: оборот розничной торговли по торговым сетям в ценах соответствующих лет |
млн. руб. |
688,4 |
721,54 |
763,22 |
812,81 |
866,46 |
5. |
Продажа на розничных рынках и ярмарках |
млн. руб. |
59,07 |
63,2 |
66,78 |
70,84 |
75,82 |
Реализация Программы позволит достичь следующих результатов:
- повышение потребительской грамотности населения за счет применения различных форм и способов информирования и консультирования потребителей по вопросам защиты их прав: ежегодный рост количества консультаций, информационных материалов по вопросам защиты прав потребителей;
- снижение количества нарушений законодательства в сфере потребительского рынка;
- увеличение количества потребительских споров, урегулированных в досудебном порядке службами по защите прав потребителей.
4. Система управления выполнением программы
Общий контроль за реализацией программы осуществляет первый заместитель Главы городского округа, организующий комплексное решение вопросов по повышению эффективности развития торговли на территории Голышмановского городского округа.
Для обеспечения мониторинга реализации программы исполнители программы:
2 раза в год представляются в Департамент потребительского рынка и туризма Тюменской области отчеты о ходе реализации мероприятий программы.
<< Назад |
Приложение >> N 1. Мероприятия программы |
|
Содержание Постановление Администрации Голышмановского городского округа Тюменской области от 15 октября 2019 г. N 518 "Об утверждении... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.