Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 3 "Система управления безопасностью полетов" (СУБП-3)
Нормативные акты, используемые в контрольной карте
1. "Правила расследования авиационных происшествий и инцидентов с гражданскими воздушными судами в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 18.06.1998 N 609, ред. от 07.12.2011 (далее - ПРАПИ-98).
2. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденные приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 (зарегистрирован Минюстом России 30.12.2020, регистрационный N 61979) (далее - ФАП-494).
3. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (зарегистрирован Минюстом России 31.08.2009 регистрационный N 14645), ред. от 22.04.2020 (далее - ФАП-128).
Международные стандарты и рекомендуемая практика
1. Конвенция о международной гражданской авиации, заключена в г. Чикаго 07.12.1944, с изменениями и дополнениями, вступившими в силу на 01.01.2000.
2. Приложение N 19 к Конвенции о международной гражданской авиации.
3. Doc 9859/AN/474 Руководство по управлению безопасностью полётов.
Примечание: В контрольных картах поле "Комментарии эксплуатанта" используется заявителем (эксплуатантом) при подготовке к предстоящему выезду уполномоченного органа. В данном поле заявитель (эксплуатант) указывает ссылки на собственные внутренние документы (разделы, пункты документов), содержащие положения, отвечающие требованиям пункта контрольных карт. В автоматизированной системе данная информация не ведется.
СУБП.3. Система управления безопасностью полетов |
СУБП.3.1. Общие положения |
3.1.1. Эксплуатант создает систему управления безопасностью полетов, которая соответствует объему и сложности выполняемых полетов, и обеспечивает ее функционирование (ФАП-128 п. 4.6). Эксплуатант должен утвердить и использовать в своей деятельности руководство по управлению безопасностью полетов (далее - РУБП), которое должно соответствовать объему и сложности выполнения полетов и включать: обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов; перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения; источники данных для получения сведений в области безопасности полетов; порядок выявления факторов опасности; порядок сбора данных о факторах опасности; порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска; порядок разработки мероприятий по снижению риска; порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска; порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска (ФАП-494 п. 2.13.) |
Нормативные ссылки: ФАП-128 п. 4.6, 4.7; ФАП-494 п. 2.13. |
Проверяемая документация: - наличие руководства по управлению безопасностью полетов эксплуатанта; - порядок внесения изменений в РУБП, полномочия и ответственность персонала по внесению изменений в РУБП; - положения РУБП, определяющие обязанности должностных лиц по организации и обеспечению функционирования системы управления безопасностью полетов; - положения РУБП, определяющие перечень сведений в области безопасности полетов, порядок их учета и хранения; - положения РУБП, определяющие источники данных для получения сведений в области безопасности полетов; - положения РУБП, определяющие порядок выявления факторов опасности; - положения РУБП, определяющие порядок анализа данных о факторах опасности и проведения оценки риска; - положения РУБП, определяющие порядок разработки мероприятий по снижению риска; - положения РУБП, определяющие порядок обеспечения организационными и финансовыми ресурсами мероприятий по снижению риска; - положения РУБП, определяющие порядок оценки эффективности реализованных мероприятий по снижению риска. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
СУБП.3.2. Координация и планирование мероприятий при возникновении авиационного происшествия (инцидента) |
3.2.1. В каждой организации ГА должна быть разработана специальная инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии (ПРАПИ-98 п. 2.3.1.). В Инструкции указывается, какие действия должны предпринять все ответственные сотрудники ВО ВРЕМЯ АВИАЦИОННЫХ ПРОИСШЕСТВИЙ. Цель Инструкции заключается в обеспечении упорядоченного и эффективного перехода от штатных к аварийным операциям, включая делегирование чрезвычайных полномочий и обязанностей. В Инструкции также указываются полномочия ведущих сотрудников на принятие соответствующих мер, а также способы координации действий по разрешению аварийной ситуации. Главная цель состоит в продолжении безопасной производственной деятельности или в возобновлении как можно скорее нормальной производственной деятельности. |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.3.1, 2.3.2, 2.3.3, 3.3.2. |
Проверяемая документация: - инструкция, определяющая порядок действий, обязанности и ответственность конкретных должностных лиц при авиационном происшествии (далее - Инструкция), в т.ч. включающая актуальную контактную информацию для передачи первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах. Инструкция должна соответствовать организационной структуре эксплуатанта. Инструкция должна быть согласована с Росавиацией или с территориальным органом Росавиации. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.2. С момента авиационного происшествия (инцидента) до прибытия руководителя организации гражданской авиации или территориального органа Росавиации ответственность за проведение первоначальных действий на месте авиационного происшествия (инцидента) возлагается на командира воздушного судна (ПРАПИ-98 п.п. 2.3.1., 3.3.1.). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.3.1, 2.3.2, 3.3.1. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие действия, которые должен предпринять командир воздушного судна в случае авиационного происшествия или инцидента. Предписанные документом действия командира воздушного судна должны соответствовать организационной структуре эксплуатанта; - инструктивный материал, определяющий, в зависимости от эксплуатируемых типов воздушных судов, действия экипажа ВС и персонала эксплуатанта для обеспечения сохранности записей бортовых самописцев, в том числе выключение экипажем ВС бортовых самописцев по завершении полёта в случае авиационного происшествия или инцидента и не включение их вновь до тех пор, пока они не будут переданы в порядке, предусмотренном ПРАПИ-98; - документы, определяющие форму сообщения об авиационном происшествии, инциденте и опасном сближении и перечень первичной информации о происшедшем событии. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.3. Лица, виновные в умышленном сокрытии авиационного происшествия или инцидента, сведений о них, а равно в искажении информации, в повреждении или уничтожении бортовых и наземных средств объективного контроля и других, связанных с авиационным происшествием или инцидентом доказательственных материалов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ПРАПИ-98 п. 1.1.4). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п. 1.1.4. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие процедуры получения, учета, хранения и передачи уполномоченным органам гражданской авиации первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ПРАПИ-98; - приказ о назначении лица, ответственного за принятие решения за первичную классификацию авиационного события и контроль отправки соответствующего уведомления уполномоченным органам гражданской авиации; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта за получение, учет, хранение и передачу уполномоченным органам гражданской авиации первичных сообщений об авиационных происшествиях и инцидентах, подлежащих расследованию в соответствии с требованиями ПРАПИ-98. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.4. Первичное сообщение об авиационном происшествии (инциденте) на территории иностранного государства передается представителем эксплуатанта в государстве места события в уполномоченный орган Российской Федерации. В случае отсутствия представительства организации ГА Российской Федерации в государстве, на территории которого произошло авиационное происшествие (инцидент), ПЕРВИЧНОЕ СООБЩЕНИЕ может быть передано по оперативным дипломатическим каналам или по каналам органов ОрВД членами экипажа или официальным представительством Российской Федерации, аккредитованным в государстве места события (ПРАПИ-98 п. 2.2.3). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.2.3, 3.2.2. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие порядок действий персонала эксплуатанта и прохождения информации об авиационном событии в случае авиационного происшествия (инцидента) на территории иностранного государства. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.5. Эксплуатант обязан принять участие в расследовании авиационного происшествия (инцидента) и осуществлять координацию действий с местными органами исполнительной власти и местного самоуправления по обеспечению работы комиссии по расследованию авиационного происшествия (инцидента) (ПРАПИ-98 п.п. 2.1.8,3.1.8). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.1.3., 2.1.8, 3.1.8. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие квалификационные требования к персоналу, участвующему в работе комиссии по расследованию авиационного происшествия (инцидента); - документы, определяющие обязанности и порядок назначения лиц из числа персонала эксплуатанта, ответственных за создание условий для проведения расследований в установленные сроки, координацию действие и взаимодействие с комиссией по расследованию и местными органами самоуправления. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.6. После завершения расследования авиационного инцидента в организации эксплуатанта воздушного судна, с которым произошел авиационный инцидент, проводится разбор обстоятельств, причин и факторов авиационного инцидента (ПРАПИ-98 раздел 3.7). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 раздел 3.7. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие порядок: - организации и проведения разборов (изучения результатов расследований) по результатам расследований инцидентов; - доступа персонала эксплуатанта к самостоятельному изучению результатов расследования; - учета проведения разборов по результатам расследований. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.7. Мероприятия по результатам расследования авиационных происшествий (инцидентов) разрабатываются на основе рекомендаций комиссий по расследованию. Основанием для разработки мероприятий является утвержденный отчет с приложениями (ПРАПИ-98 п.п. 2.10.4., 3.8.2). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.10.4, 2.4.16, 3.4.11, 3.8.2. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие порядок рассмотрения и реализации предложенных по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов рекомендаций; - документы, отражающие результаты рассмотрения и реализации рекомендаций, предложенных по результатам расследований авиационных происшествий и инцидентов; - документы, определяющие порядок выявления и расследования отклонений от правил и процедур, которые могли бы стать причинами авиационного происшествия или серьезного инцидента; - документы, определяющие порядок учета разработанных мероприятий и контроля их реализации. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.8. Эксплуатант разрабатывает и внедряет порядок учёта авиационных событий (ПРАПИ-98 п.п. 2.10.2, 3.9.2). |
Нормативные ссылки: ПРАПИ-98 п.п. 2.10.2, 3.9.2. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие порядок учёта информации об авиационных событиях; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта, осуществляющего учёт информации об авиационных событиях. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
3.2.9. Эвакуация потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта (ВК РФ статья 89 п.2). |
Нормативные ссылки: ВК РФ статья 89 п.2. |
Проверяемая документация: - документы, определяющие порядок эвакуации потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия силами эксплуатанта или иными силами за счет средств эксплуатанта; - инструкции, разработанные и утверждённые эксплуатантом для конкретного типа ВС с учётом требований эксплуатационно-технической документации данного типа ВС; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта, осуществляющего или организующего за счет средств эксплуатанта эвакуацию потерпевшего бедствие воздушного судна с места бедствия. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и рекомендации |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.