Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 5 "Обеспечение авиационной безопасности" (АБ-5)
Нормативные акты, используемые в контрольной карте
1. Федеральный закон от 19.03.1997 N 60-ФЗ "Воздушный кодекс Российской Федерации" (далее - ВК РФ).
2. Федеральные авиационные правила "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, выполняющим авиационные работы, включенные в перечень авиационных работ, предусматривающих получение документа, подтверждающего соответствие требованиям федеральных авиационных правил юридического лица, индивидуального предпринимателя. Форма и порядок выдачи документа (сертификата эксплуатанта), подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования сертификата эксплуатанта", утвержденные приказом Минтранса России от 19.11.2020 N 494 (далее - ФАП-494).
3. Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности к аэропортам", утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142 (далее - ФАП-142).
4. Федеральные авиационные правила "Подготовка и выполнение полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденные приказом Минтранса России от 31.07.2009 N 128 (далее - ФАП-128).
5. Приказ Минтранса России от 25.07.2007 N 104 "Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров" (далее - приказ N 104).
6. Приказ Минтранса России от 16.02.2011 N 56 "О порядке информирования субъектами транспортной инфраструктуры и перевозчиками об угрозах совершения и о совершении актов незаконного вмешательства на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - приказ N 56).
7. Приказ Федеральной авиационной службы России от 29.07.1998 N 238 "О совершенствовании работы по производству досмотра гражданских воздушных судов" (далее - Приказ N 238).
Нумерация пунктов приводится в соответствии с источником
11.# Приказ Федеральной службы воздушного транспорта России и МВД России от 30.11.1999 N 120/971 "Об утверждении инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета" (далее - приказ N 120/971).
12. Приказ Минтранса России от 13.02.2012 N 34 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства воздушного транспорта" (далее - приказ N 34).
Примечание: В контрольных картах поле "Комментарии эксплуатанта" используется заявителем (эксплуатантом) при подготовке к предстоящему выезду уполномоченного органа. В данном поле заявитель (эксплуатант) указывает ссылки на собственные внутренние документы (разделы, пункты документов), содержащие положения, отвечающие требованиям пункта контрольных карт. В автоматизированной системе данная информация не ведется.
АБ.5.1. Общие положения |
5.1.1. Эксплуатант должен обеспечить исполнение требований по обеспечению авиационной безопасности, утвержденных в соответствии с главой XII Воздушного кодекса Российской Федерации (ФАП-494 п. 2.18). САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) обеспечивает выполнение требований по авиационной безопасности своими силами или за счет привлечения для этих целей САБ аэропортов на договорной основе (ФАП-142 п. 9). |
Нормативные ссылки: п. 3 статьи 8 ВК РФ, ФАП-494 п.2.18; ФАП-142 п. 9. |
Проверяемая документация: - устав; - организационно-штатная структура; - справка о численности САБ (при наличии САБ) с указанием штатной и фактической численности персонала, заверенная руководителем эксплуатанта; - договор, включающий обеспечение авиационной безопасности с аэропортом (аэропортами) базирования (при базировании в аэропорту); - сертификаты юридических лиц, осуществляющих обеспечение авиационной безопасности (при базировании в аэропорту); - должностные инструкции, определяющие квалификационные требования, полномочия и ответственность руководящего персонала в части обеспечения авиационной безопасности. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
АБ. 5.2. Документация |
5.2.1. Эксплуатант должен обеспечить исполнение требований по обеспечению авиационной безопасности, утвержденных в соответствии с главой XII Воздушного кодекса Российской Федерации (ФАП-494 п. 2.18). Эксплуатант должен разработать и утвердить программу авиационной безопасности, содержащую комплекс мер по обеспечению авиационной безопасности применительно к особенностям условий базирования, географии полетов воздушных судов, типов эксплуатируемых воздушных судов, видов авиационных работ. Программа авиационной безопасности согласовывается уполномоченным органом (ФАП-494 п. 2.19). |
Нормативные ссылки: ФАП-494 п. 2.18, п. 2.19; ФАП-128 п. 3.10, п.5.102; приказ N 34 п. 4.8; приказ N 238 п.2.1, 2.2; приказ N 104 (Приложение N 1); приказ N 120/971; п. 1.7, 2.2.1; приказ N 56. |
Комментарии эксплуатанта |
Проверяемая документация: - программа обеспечения авиационной безопасности, согласованная уполномоченным органом; - организационно-распорядительные и технологические документы по обеспечению АБ: - инструкция по пропускному и внутриобъектовому режиму, согласованная территориальным органом Ространснадзора; - инструкция о порядке проведения досмотра ВС в полете с перечнем мест досмотра по типам ВС, согласованная территориальным органом Ространснадзора; - планы (инструкции) по противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта; схемы связи и оповещения на случай угрозы или совершения акта незаконного вмешательства в деятельность эксплуатанта; - инструкция о порядке перевозки ВС ГА оружия; - приказ о назначении ответственных лиц за сохранность и перевозку оружия на борту ВС; - инструкция по охране ВС, согласованная территориальным органом Ространснадзора; - приказ о назначении ответственных лиц за прием-передачу и охрану ВС; - порядок покидания и возвращения на свое рабочее место одного из членов экипажа ВС в полете по типам ВС (может быть включен в РПП), соответствие пунктам 3.10 ФАП-128; - технологии по предполетному и послеполетному досмотрам пассажиров и багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты, согласованные территориальным органом Ространснадзора; - копии документов, указанных в приложении N 2 (заявление, часть 1, часть 2, часть 3, часть 4, часть 8), приложение 4 к ФАП-494. Что проверяется: - наличие документов; - осуществление эксплуатантом обновления программы в случае изменений (освоения новых типов ВС, изменения аэропорта базирования, выполнения международных полетов и пр.); - ознакомление с документами сотрудников эксплуатанта. |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
5.2.2. Эксплуатант должен реализовывать процедуры, обеспечивающие своевременное ознакомление персонала эксплуатанта с необходимой информацией, включая информацию о безопасности полетов, авиационной безопасности, изменениями в воздушном законодательстве Российской Федерации, правилами и иными нормативными правовыми актами государств, на территории которых осуществляется деятельность эксплуатанта, а также изменениями в руководствах эксплуатанта (ФАП-494, п. 2.17). |
Нормативные ссылки: ФАП-494 п. 2.17 |
Проверяемая документация: - положения Программы обеспечения авиационной безопасности (иных документов), содержащие полномочия и ответственность по выполнению и контролю выполнения данного требования в части АБ; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) данного требования; - документы, определяющие порядок актуализации и организации изучения персоналом эксплуатанта инструкций и указаний по авиационной безопасности; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по разработке и актуализации инструкций и указаний по авиационной безопасности; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по организации и контролю своевременного изучения персоналом эксплуатанта инструкций и указаний по авиационной безопасности; - ознакомление с документами сотрудников эксплуатанта. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
АБ. 5.3. Подготовка и обучение |
5.3.1. Эксплуатант должен организовать подготовку и контроль квалификации принятых (привлеченных) на работу специалистов, включая лиц из числа авиационного персонала, а также исполнение работниками нормативных правовых актов, регулирующих выполнение авиационных работ, и иных правил и процедур, установленных воздушным законодательством Российской Федерации, необходимых для обеспечения безопасности полетов и авиационной безопасности, а также государств, в воздушном пространстве которых выполняются полеты, и государства регистрации (учета) воздушного судна (ФАП-494 п. 2.8). |
Нормативные ссылки: ФАП-494 п.2.8, 2.9; ФАП-142 п. 6. |
Проверяемая документация: - положения РПП (иные документы), содержащие предусмотренное настоящим пунктом требование; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) данного требования. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
АБ.5.4. Требования авиационной безопасности |
5.4.1. Члены экипажа воздушного судна для выполнения полетного задания или иных служебных обязанностей допускаются в рабочую площадь аэропорта, прилегающую к ней территорию и расположенные вблизи здания или часть их, доступ в которые контролируется (далее - контролируемая зона аэропорта) по удостоверениям членов экипажей воздушных судов в порядке, установленном администрацией аэропорта, после прохождения процедуры предполетного досмотра. |
Нормативные ссылки: ФАП-142 п. 12. |
Что проверяется: - сведения в программе авиационной безопасности о месте базирования эксплуатанта; - организация учета, выдачи, хранения, списания и контроля наличия удостоверений членов экипажей (УЧЭ) гражданских воздушных судов Российской Федерации (применительно к полетам на аэродромы (аэропорты). |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
5.4.2. В аэропортах иностранных государств представитель эксплуатанта совместно с КВС принимают необходимые меры по предотвращению и пресечению попыток незаконного вмешательства в деятельность в области авиации в соответствии с законами и правилами государства пребывания (ФАП-128 п. 8.29). |
Нормативные ссылки: ФАП-128 п. 8.29. |
Проверяемая документация: - меры безопасности, принимаемые эксплуатантом в аэропортах иностранных государств, описание в Программе авиационной безопасности; - документы, определяющие порядок выполнения и контроля выполнения требований, предусмотренных настоящим пунктом; - должностные инструкции, определяющие полномочия и ответственность персонала эксплуатанта по выполнению (контролю выполнения) в части выполнения требований, предусмотренных настоящим пунктом. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
5.4.3. На аэродромах, посадочных площадках, на которых не предусмотрено наличие службы авиационной безопасности, КВС организует обеспечение мер авиационной безопасности с привлечением членов экипажа воздушного судна (ФАП-128 п. 8.30). В отсутствие служб авиационной безопасности КВС проводит предполетный досмотр воздушного судна, его бортовых запасов, членов экипажа воздушного судна, перевозимых лиц и их имущества, а также груза и почты. В случае совершения акта незаконного вмешательства в деятельность в области авиации, КВС информирует о нем орган обслуживания воздушного движения, а при отсутствии связи с ним по возможности - орган внутренних дел (ФАП-128 п. 2.6). |
Нормативные ссылки: ФАП-128 п. 8.30; ФАП-128 п. 2.6; Приказ N 104 (Приложение N 1). |
Проверяемая документация: - программа обеспечения авиационной безопасности; - инструкция по охране ВС; - технологии проведения досмотров, наличие применяемых ТСД; - памятка экипажу по действиям в чрезвычайной ситуации; - отражение в указанных документах мер безопасности на посадочных площадках. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
5.4.4. Предметы и вещи, разрешенные к перевозке в салоне воздушного судна, которые, однако, могут быть использованы как орудия нападения или для сокрытия опасных веществ и предметов, должны на период полета помещаться в специальные, запираемые помещения, металлические шкафы (ящики) на борту воздушного судна. |
Нормативные ссылки: Приложение N 1 к приказу N 104. |
Что проверяется: - наличие специальных запираемых помещений или металлических шкафов (ящиков) на борту воздушного судна, в случае осуществления перевозки Заявителем данных предметов и вещей. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
5.4.5. Для перевозки оружия на борту воздушного судна в изолированном багажном отсеке должен быть размещен запираемый на замок металлический ящик с толщиной стенок не менее 1,2 мм, окрашенный в красный цвет. На воздушных судах, не имеющих изолированных багажных отсеков, оружие перевозится в кабине экипажа в опечатываемых мешках, изготовленных из плотной ткани. |
Нормативные ссылки: Приказ ФСВТ России и МВД России N 120/971 п. 7, п. 8. |
Что проверяется: - наличие в изолированных багажных отсеках ВС Заявителя металлических ящиков установленного образца, либо наличие в кабине экипажа опечатываемого мешка из плотной ткани. |
Комментарии эксплуатанта |
/-\ | | Подтверждено документами и выполняется (Соответствует) \-/ /-\ | | Подтверждено документами и выполняется, требуется \-/ корректировка (Соответствует) /-\ | | Подтверждено документами, но не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Выполняется, но не подтверждено документами (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не подтверждено документами и не выполняется (Не соответствует) \-/ /-\ | | Не применимо \-/ /-\ | | Не проверялось \-/ |
Выявленные несоответствия и/или замечания |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.