Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1
1.1. Анализ текущего состояния подконтрольной среды
Общее количество юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, соответствующего муниципального образования, деятельность которых подлежит государственному контролю (надзору) со стороны контрольного органа, составило за шесть месяцев 2020 года 7 988 263.
За первое полугодие 2020 г. территориальными органами Роструда в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 44 386 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что на 33,5% меньше, чем за аналогичный период 2019 года.
Количество проведенных за первое полугодие 2018-2020 года государственными инспекциями труда проверок соблюдения трудового законодательства (тыс.)
При этом количество проверок, проведенных во внеплановом порядке, - 41 788, что на 31,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в том числе:
- по контролю за исполнением предписаний, выданных по результатам проведенной ранее проверки, - 3 732 (что составляет 8,9% от общего количества проведенных проверок);
- по заявлениям (обращениям) граждан (на них приходится наибольшее количество проверок) всего - 35 922 (что составляет 85,9% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя органа государственного контроля (надзора), изданных в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, - 1387 (что составляет 3,3% от общего количества проведенных проверок);
- на основании приказов (распоряжений) руководителя государственной инспекции труда, изданных в соответствии с требованием органов прокуратуры, - 682 (что составляет 1,6% от общего количества проведенных проверок).
За первое полугодие 2020 года наибольший удельный вес в общем количестве проведенных проверок приходится на организации, осуществляющие деятельность в сфере:
- оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования - 15,2%;
- строительства - 11,9%;
- сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства - 3,7%
- обрабатывающего производства - 8,8%;
- образования - 5,6%;
- транспорта - 5,2%;
- предоставления прочих коммунальных, социальных услуг - 5,3%;
- здравоохранения и предоставления социальных услуг - 6,5%;
- добычи полезных ископаемых - 2,1%;
- других видов экономической деятельности - 35,2%.
Проведено проверок по видам экономической деятельности, в %
Из общего количества проведенных проверок 2 598 проверок или 5,8% от общего количества проведенных проверок было проведено в плановом порядке, все остальные проверки проводились во внеплановом порядке и составляют 94,1% от общего количества проведенных проверок.
Количество проведенных государственными инспекциями труда плановых и внеплановых проверок
(в % от общего количества проведенных проверок)
В целях устранения нарушений трудового законодательства, выявленных территориальными органами Роструда в ходе проведённых в первом полугодии 2020 года проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также в ходе проводимых в установленном порядке расследований обстоятельств и причин несчастных случаев на производстве, работодателям было выдано более 21 тыс. обязательных для исполнения предписаний, что составило 58,1% от показателя аналогичного периода 2019 года.
Удельный вес устранённых нарушений в общем количестве выявленных нарушений по вопросам соблюдения трудовых прав работников составил 77,6%.
По результатам проведенных надзорных мероприятий в связи с не прохождением в установленном порядке и в установленные сроки обучения, инструктажа по требованию госинспекторов труда были отстранены от работы 529 работников, что в 1,1 раз меньше, чем в 2019 году.
В первом полугодии 2020 года по сравнению с 2019 годом произошло уменьшение 25,1% количества случаев привлечения к административной ответственности в виде штрафа лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства.
При этом необходимо отметить, что произошел рост привлечения к административной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях трудового законодательства, в виде предупреждения.
Так за первое полугодие 2020 года государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок были приняты решения о наложении административных наказаний в виде предупреждения на 16 407 виновных лиц, включая субъекты малого предпринимательства - 2266, что составляет 13,8% от общего количества вынесенных предупреждений.
За первое полугодие 2020 года государственными инспекторами труда по результатам проведенных проверок и расследований несчастных случаев на производстве были приняты решения о наложении административных наказаний в виде штрафа на 53 829 виновных лиц, включая:
27 тыс. должностных лиц (50,4%);
4 тыс. индивидуальных предпринимателей (7,6%);
22 тыс. юридических лиц (41,9%);
11 на гражданина (0,02%).
Общая сумма наложенных административных штрафов составила 1 451,1 млн рублей, что на 333,6 млн рублей (или на 18,6%) меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
В доход федерального бюджета было перечислено 1 293 млн рублей в виде штрафов, что на 15,8% меньше, чем в аналогичном периоде прошлого года.
Суммы наложенных и взысканных штрафов, млн рублей
По результатам рассмотрения протоколов об административном правонарушении, оформленных должностными лицами федеральной инспекции труда, судами были приняты решения о привлечении к административной ответственности 2899 должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица, включая дисквалификацию 7 виновных должностных лиц за нарушения трудового законодательства, государственных нормативных требований охраны труда допустивших повторно аналогичные нарушения требований трудового законодательства.
Количество протоколов о привлечении к административной ответственности лиц и вынесенных по ним решений судебных органов
В первом полугодии 2020 года относительный показатель уровня принятых судебных решений о дисквалификации должностных лиц составил более 6,9% от общего количества направленных в суд протоколов о дисквалификации должностных лиц.
При этом относительный показатель уровня вынесенных судебных решений составил 49,3% от общего количества направленных в суд протоколов об административных правонарушениях.
Общее количество выявленных в первом полугодии 2020 года нарушений составило 65,2% от количества нарушений, выявленных за аналогичный период 2019 года.
Общее количество нарушений трудового законодательства, выявленных в ходе проведенных с начала 2020 года надзорных мероприятий, составило 105816 нарушений.
Анализ выявленных нарушений требований трудового законодательства за истекший период позволяет сделать вывод о том, что наиболее часто нарушения допускаются работодателями по вопросам:
- оплаты и нормирования труда - 34870 нарушений (33% от общего количества выявленных нарушений);
- расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве - 1678 нарушений (1,5% от общего количества выявленных нарушений);
- трудового договора - 9024 нарушений (8,5% от общего количества выявленных нарушений);
- обучения и инструктирования работников по охране труда - 7208 нарушений (6,8% от общего количества выявленных нарушений);
- обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты - 6129 нарушений (5,7% от общего количества выявленных нарушений);
- проведения медицинских осмотров работников - 6552 нарушений (6,1% от общего количества выявленных нарушений);
- рабочего времени и времени отдыха - 3848 нарушений (3,6% от общего количества выявленных нарушений);
- соблюдения установленного порядка проведения оценки условий труда на рабочих местах - 3452 нарушений (3,2% от общего количества выявленных нарушений);
- нарушения по другим вопросам - 26515 нарушений (25% от общего количества выявленных нарушений).
1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Федеральной службы по труду и занятости
Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда остается содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, применение "культуры профилактики" на предприятиях.
В рамках организованной Рострудом профилактической работы в первом полугодии 2020 года проведено 17575 консультаций и мероприятий для подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, "горячих линий".
Также за указанный период территориальными органами Роструда было выдано 23964 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства, что на 69,5% больше чем за аналогичный период 2019 года.
В первой половине 2020 года Рострудом осуществлялся сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также оценки информации для обеспечения внесения изменений или признания утратившими силу (отмены):
а) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;
б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральными законами;
в) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;
г) нормативных правовых актов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;
д) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;
е) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:
- совершенствование правовой системы Российской Федерации в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- обеспечение единства практики применения Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации*;
- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Роструда путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;
- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;
- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций и противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.
Вместе с тем обеспечивается подготовка ежеквартальной информации о классификации причин возникновения типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также размещенной на официальном сайте Роструда.
Кроме того, в целях профилактики нарушений обязательных требований, а также реализации пункта 1 части 2 статьи 82 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Рострудом обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
В то же время предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда не являются достаточными, что не позволяет в полной мере реализовать поставленные перед ней задачи и требует совершенствования механизма осуществления контрольно-надзорных мероприятий и возможности разработки и внедрения дополнительных государственных гарантий.
Территориальными органами Роструда ежеквартально проводятся совещания, посвященные итогам проверок. В рамках этой работы обобщаются выявленные нарушения, выявляются нарушения высокой степени опасности и готовятся соответствующие методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, об организации работы подконтрольных субъектов, во избежание нарушений в будущем.
В 2020 году проведено 84 публичных обсуждения результатов правоприменительной практики трудового законодательства в 58 субъектах Российской Федерации.
По итогам III кварталов 2020 года в публичных мероприятиях приняло участие более 10000 человек (представителей подконтрольных субъектов, предпринимательского сообщества, профсоюзных организаций).
В ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства с презентацией докладов по правоприменительной практике заслушаны выступления подконтрольных лиц и представителей общественных объединений предпринимателей, а также даны ответы на 962 вопроса, полученных из зала и в электронном виде.
При проведении публичных обсуждений и по результатам проведенного анкетирования от представителей предпринимательского сообщества поступило 25 предложений по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Так, было предложено внесение изменений в нормативно-правовые акты в сфере труда в части:
ужесточения (лицензирование) требований к получению аккредитации частными агентствами занятости;
установления ответственности работодателя и работника, порядок расследования и учет несчастных случаев с дистанционными работниками;
установления требований к лицам проводящим оценку рисков специальной оценки условий труда;
на законодательной основе обязать следственные органы, расследующие дорожно-транспортные происшествия, предоставлять в 10-дневный срок комиссии по расследованию несчастных случаев материалы расследования дорожно-транспортных происшествий (фотографии, схемы, протоколы осмотра места происшествия, протоколы опроса участников ДТП, постановление о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела);
определить дату увольнения работника, с которым был заключен срочный трудовой договор в случае, если она выпадает на выходной день;
перевода документов по выдаче средств индивидуальной защиты в электронный вид;
использования телемедицины при проведении предрейсовых медицинских осмотров;
оформления наряда допуска в электронном виде;
снижения кадрового документооборота.
В ходе публичных обсуждений правоприменительной практики большинство экспертов обратило внимание на неурегулированность вопросов, связанных с личными затратами работников на обеспечение рабочей деятельности.
"В трудовом законодательстве не учтены личные издержки при выполнении трудовой деятельности на дому: электроэнергия, интернет, корпоративная сотовая связь, проведение СОУТ и увеличение сроков носки спецодежды при смешанном графике работы, проведение инструктажей, обучения по ОТ и обеспечение безопасных условий труда, предварительный мед. осмотр при приеме на работу, травматизм при удаленной работе (производственный, бытовой)";
"Не определен порядок финансового обеспечения по оплате за издержки работников на расходы пользования сетью интернет, средствами связи (городская, сотовая связь)".
Указанные предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, были учтены Рострудом, в том числе при подготовке доклада с обзором анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.
По итогам мероприятий участники заполнили 3795 анкет, позволяющие оценить эффективность и полезность состоявшихся мероприятий, а также оставить предложения по дальнейшему совершенствованию практики проведения публичных обсуждений.
Один из основных инструментов профилактической деятельности Роструда - система электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф".
Система обеспечивает пользователей - работников и работодателей - постоянным и удобным каналом для направления обращений в государственные инспекции труда в целях защиты трудовых прав и законных интересов; создаёт условия для формирования в хозяйствующих субъектах системы внутреннего контроля за соблюдением законодательства о труде; обеспечивает доступность и понятность требований трудового законодательства, разъяснений и инструкций по исполнению данных требований.
В 2020 году продолжались работы по развитию системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", запущены новые сервисы:
1. "Электронная проверка" используя который работодатели, зарегистрированные и имеющие личный кабинет на портале "Онлайн-инспекция.рф", могут направить в электронном виде документы, которые запрашивает инспектор труда в ходе проверки;
2. "Категория риска" позволяет направить заявление о снижении категории риска, которая присвоена работодателю. Для этого потребуется заполнить форму, указать текущую и желаемую категорию риска предприятия и приложить документы, на основании которых должна быть произведена смена категории риска. Заявление автоматически будет направлено на рассмотрение в государственную инспекцию труда в соответствующем регионе. Отследить решение работодатель сможет так же на портале в личном кабинете.
3. Разработан и запущен в тестовом режиме "Чат-бот Онлайнинспектор", помогающий пользователям ориентироваться в материалах системы "Онлайнинспекция.рф".
Также в текущем году создана и продолжает работу "Горячая линия" (https://онлайнинспекция.рф/соvid19), содержащая справочные тематические материалы по вопросам противодействия распространению новой коронавирусной инфекции, а также защиты трудовых прав в период пандемии. В данном разделе посетители могут направить заявление о фактах нарушения трудовых прав в инспекцию труда, или получить консультацию по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
"Горячая линия" запущена 27 марта 2020 года, по состоянию на 1 декабря 2020 года через её функционал направлено в Роструд 7,8 тыс. обращений пользователей, также пользователям представлено более 7,0 тыс. консультаций.
В 2020 году увеличились основные показатели системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", по состоянию на 1 декабря 2020 отмечено 8,58 млн посетителей, зарегистрировано 57 млн просмотров страниц системы.
Самыми востребованными у пользователей сервисами Системы остаются сервисы "Сообщить о проблеме", "Дежурный инспектор" и "Электронный инспектор".
Сервис "Сообщить о проблеме": по состоянию на 1 декабря 2020 года поступило 380 тыс. обращений (ГИТами подготовлено ответов - 266 тыс.), из них в 2020 году - 41,31 тыс. обращений (ГИТами подготовлено ответов - 37,76 тыс.).
Сервис "Дежурный инспектор": за время работы сервиса гражданам предоставлено свыше 115 тыс. консультаций.
Сервис "Электронный инспектор": на 1 ноября 2020 года сервисом за всё время функционирования проведено 773 тыс. самопроверок, в ходе которых было выявлено более 510 тыс. нарушений.
Результаты общественной оценки референтными группами деятельности федеральной инспекции труда в 2020 году
В 2020 г. Рострудом был проведен опрос, по итогам которого изучены результаты общественной оценки референтными группами деятельности Роструда и его 12 территориальных органов в субъектах Российской Федерации.
Оценка процесса взаимодействия работников с инспекцией подразумевает оценку того, насколько удовлетворенными оказались работники полученным результатом после получения окончательного результата. Следует отметить, что не всегда инспекция может удовлетворить все требования обращающегося работника на законных основаниях: в некоторых случаях выясняется, что работодатель не нарушал закона, в других случаях оказывается, что проблема не относится к компетенции трудовых инспекций и Роструда.
Работники могут обращаться в инспекцию труда ожидая получить только консультацию и разъяснение вопросов или конкретные действия со стороны инспекции труда (например, проверку работодателя). В первом случае, к инспекции будет предъявляться меньше требований в части ожидаемого эффекта. Результаты опроса представлены на рисунке 1.0.
Ожидание действий со стороны инспекции
Только 15% респондентов, при написании обращения в инспекцию, ожидали получить консультацию, 85% ожидали конкретных действий от инспектора. В разрезе субъектов РФ, доля желающих получить только консультацию различается: варьируется от 9% (в Краснодарском крае) до 25% (в г. Санкт-Петербурге).
Также был проведен опрос респондентов с целью выяснить конечный результат, который они получили от своего обращения в инспекцию. В первую очередь были выявлены те, кто получил ответ от инспекции (Рисунок 1.1.).
Доля респондентов, получивших окончательный ответ инспекции
Кроме того, важно оценить, насколько аргументирован и понятен был ответ инспекции (консультация, разъяснение) по обращению. На рисунке 1.2. показано, что из 808 респондентов (те, кто получил разъяснения, консультацию или ответ), для 18% опрошенных работников ответ абсолютно не понятен и не аргументирован, тогда как для 53% ответ полностью понятен и аргументирован.
Понятность и аргументированность ответа инспекции
Результаты одного из результирующих вопросов, призванных оценить насколько инспекция оказалась полезной для работника, представлены на рисунке 1.3. Вопрос задавался тем, кто получил ответ от инспекции - 808 граждан.
Ответы на вопрос: "Согласны ли Вы с тем, что ваше обращение в инспекцию в целом являлось полезным для Вас?"
Из рисунка 1.3. следует, что большая часть респондентов (63%) посчитали свое обращение полезным.
В ряде субъектов Российской Федерации проведен опрос об удовлетворенности работников результатом работы трудовой инспекции в целом (рисунок 1.4.). Из всех респондентов 33% оказались полностью удовлетворенными, а 26% чем-то удовлетворены, чем-то нет.
Удовлетворенность работой инспекции в целом
Из рисунка 1.4. видно, что самый большой процент полностью удовлетворенных респондентов работой инспекции в целом достигается в Иркутской области (45%). При этом минимальная доля абсолютно удовлетворенных присутствует в Новосибирской области (27%).
Также проведено аналитическое исследование уровня информирования работодателей и открытости Федеральной инспекции труда.
Под открытостью Роструда и региональных инспекций труда в данном анализе подразумевается доступность и удобство получения предоставляемой официальной информации через официальные каналы информации Роструда и региональных инспекций.
Таким образом, анализ открытости Роструда и региональных инспекций включает оценку удовлетворенности понятностью и доступностью информации из официальных источников, удовлетворенность использованием различных каналов информации, а также сравнительную оценку полезности официальных и неофициальных источников информации.
Работодатели при подготовке к проверке (а также и просто при возникновении необходимости) могут пользоваться различными источниками информации Роструда для решения вопросов, связанных с трудовым правом и законодательством. К официальным источникам информации были отнесены:
1. Официальный сайт Роструда или инспекции труда;
2. Официальные странички Роструда в социальных сетях;
3. Справочный телефон инспекции труда;
4. Узнавал информацию лично в инспекции;
5. Портал "Онлайнинспекция.рф";
6. Узнавал информацию через официальный письменный запрос по почте;
7. Узнавал информацию при личном взаимодействии с инспектором в ходе проверки.
На рисунке 2.1 отмечена востребованность каждого из официальных источников (т.е. доля опрошенных работодателей, которые пользовались данными источниками информации, чтобы получить информацию по вопросам трудовых отношений с работниками, трудового законодательства). Из рисунка видно, что самым востребованным источником информации является личное взаимодействие с инспектором во время проверки (50%) и официальный сайт Роструда (54%). При этом за личной консультацией в инспекции труда обращалось 26%.
Востребованность официальных источников информации
Общую удовлетворенность в целом доступностью и понятностью информации официальных источников информации трудовой инспекции, Роструда, которыми пользовался респондент, можно увидеть на рисунке 2.2.
Удовлетворенность доступностью и понятностью официальных источников
Из опроса можно увидеть, что большая доля респондентов отмечают, что полностью удовлетворены доступностью и понятностью официальных источников (57%). При этом только 2% респондентов ответили, что не удовлетворены.
1.3. Характеристика проблем, на решение которых направлена Программа
Анализ результатов надзорной деятельности государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации свидетельствует, что причинами и условиями сохраняющейся массовости нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на протяжении последних лет являются:
износ и старение на ряде предприятий основных производственных фондов;
финансирование работодателями не в полном объеме мероприятий по охране труда (в т.ч. проведения необходимого обучения и проверок знаний в учебных центрах руководителей и работников по безопасным методам и приемам работ на высоте);
отсутствие системы управления охраной труда как основного фундамента соблюдения трудового законодательства;
отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых (в том числе уголовно-правовых) механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о труде;
нестабильное финансовое состояние организаций (отсутствие заказов и прекращение работы предприятий, применение процедур банкротства);
отсутствие у работодателя достаточных мер по организации трудового процесса; осуществление работодателем действенного контроля за действиями должностных лиц, ответственных за организацию и ведение кадрового документооборота;
несоответствие локальных актов, принимаемых работодателем, трудовому законодательству;
низкая информированность руководителей и специалистов организаций по вопросам трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Кроме того, проанализировав контрольно-надзорную деятельность Роструда и его территориальных органов можно сделать вывод, что одной из основных причин нарушения трудового законодательства является правовая неграмотность как работодателя, так и работников.
В этой связи основная направленность профилактической работы должна быть связана с повышением информированности населения в области защиты трудовых прав и соблюдения норм трудового законодательства.
Данная проблема на протяжении нескольких лет решается путем организации перехода от стратегии санкций к стратегии информирования подконтрольных субъектов и профилактики нарушений трудового законодательства, в том числе с помощью разработанной Рострудом системы электронных сервисов "Онлайнинспекция.рф", организации консультирования по разъяснению обязательных требований и проведения публичных обсуждений правоприменительной практики Роструда.
Таким образом, в ходе анализа профилактической работы можно выделить следующие зоны, требующие особого внимания:
повышение уровня информированности подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
адаптация форм информирования подконтрольных субъектов по вопросам соблюдения обязательных требований для эффективного восприятия подконтрольными субъектами;
формирование понимания обязательных требований у подконтрольных субъектов;
обеспечение доступности сведений о применении обязательных требований, основных ошибках при их применении и способах их предотвращения;
создание системы обратной связи с подконтрольными субъектами по вопросам применения обязательных требований, в том числе с использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий;
осуществление превентивного разъяснения подконтрольным субъектам обязательных требований;
обеспечение устойчивого взаимодействия, основанного на диалоге, с подконтрольными субъектами и повышение уровня доверия подконтрольных субъектов к Роструду и его территориальным органам;
осуществление мер по мотивации подконтрольных субъектов к добросовестному поведению и сознательному соблюдению обязательных требований.
Виды и формы профилактических мероприятий, направленные на устранение причин и условий, способствующих нарушению обязательных требований в области трудовых отношений, приведены в разделе 3 настоящей Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.