В соответствии со статьями 83, 87 Лесного кодекса Российской Федерации, приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27 февраля 2017 года N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений", Законом Курской области от 28 февраля 2011 года N 12-ЗКО "О разграничении полномочий в области лесных отношений между органами государственной власти Курской области" приказываю:
1. Утвердить прилагаемые изменения в лесохозяйственные регламенты лесничеств Курской области: Горшеченского лесничества, Дмитриевского лесничества, Железногорского лесничества, Курского лесничества, Льговского лесничества, Рыльского лесничества, Щигровского лесничества, утвержденные приказом комитета лесного хозяйства Курской области от 20 февраля 2014 года N 17 "Об утверждении лесохозяйственных регламентов лесничеств".
2. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.
3. Настоящий приказ вступает в силу со дня официального опубликования.
Председатель комитета |
К.О. Поляков |
УТВЕРЖДЕН
приказом комитета природных ресурсов
Курской области
от "20" января 2021 г. N 01-08/30
Изменения
в лесохозяйственный регламент Рыльского лесничества
Введение
Изменения в лесохозяйственный регламент вносятся в соответствии с приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 27.02.2017 N 72 "Об утверждении состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений".
Внесение изменений в лесохозяйственный регламент осуществляется в случаях:
- изменения структуры и состояния лесов, выявленных в процессе проведения лесоустройства, специальных обследований, включающих в себя сведения о лесных пожарах и лесных насаждениях поврежденных вредными организмами, промышленными выбросами, ветровалами (буреломами) и другими негативными воздействиями, а также в результате лесопатологических обследований;
- принятия или изменения нормативных правовых актов в области лесных отношений;
- проведения санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов (по результатам их осуществления);
- выявления технических ошибок.
Внесение изменений в лесохозяйственные регламенты по результатам осуществления санитарно-оздоровительных мероприятий и мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется ежегодно не позднее 30 января года, следующего за отчетным.
В изменениях в лесохозяйственный регламент в отношении лесов, расположенных в границах лесничества, установлены требования к охране, защите и воспроизводству лесов.
В основу разработки настоящего регламента положены:
- материалы лесоустройства 2012 г.;
- данные государственного лесного реестра на 01.01.2020;
- материалы лесопатологического обследования 2019 - 2020 гг.;
- законодательные и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации и Курской области;
- документы территориального планирования.
Основанием для разработки изменений в настоящий регламент является Государственный контракт от 26.10.2020 N 101 заключенный между комитетом природных ресурсов Курской области по Рыльскому лесничеству и филиалом федерального бюджетного учреждения "Российский центр защиты леса" "Центр защиты леса Воронежской области"
394087, г. Воронеж, ул. Ломоносова, 105
ИНН/КПП 7727156317/366602001
ОГРН 1025004905947
л/с 20316У57440 в УФК по Воронежской области отдел N 38
расчетный счет 40501810920072000002 в отделение Воронеж г. Воронеж
БИК 042007001
Тел./факс (473) 235-71-45, 235-77-11, 235-76-68.
E-mail: cz1136@rcfh.ru
2.17. Требования к охране, защите и воспроизводству лесов
2.17.1. Санитарно-оздоровительные мероприятия
Санитарно-оздоровительные мероприятия (далее - СОМ) проводятся с целью улучшения санитарного состояния лесных насаждений, уменьшения угрозы распространения вредных организмов, обеспечения лесными насаждениями своих целевых функций, а также снижения ущерба от воздействия неблагоприятных факторов (вредные организмы, воздействие огня, погодные условия, почвенно-климатические факторы и другие, биотические и абиотические факторы, наносящие ущерб устойчивости или целевой функции лесов).
К СОМ относятся рубка погибших и поврежденных лесных насаждений, уборка неликвидной древесины, а также аварийных деревьев.
СОМ не планируются в лесных насаждениях 4 и 5 бонитетов, за исключением случаев угрозы возникновения в этих лесных насаждениях очагов вредных организмов, а также в лесничествах, где лесные насаждения данных бонитетов являются преобладающими.
СОМ планируются в лесах любого целевого назначения и всех категорий защитных лесов, кроме заповедных участков.
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений проводится в форме сплошной (для погибших и поврежденных насаждений) и выборочной (для поврежденных насаждений) санитарной рубки.
В молодняках до созревания в них деловой древесины при наличии погибших семенников проводятся выборочные санитарные рубки и (или) уборка неликвидной древесины.
Сведения о видах и объемах СОМ, планируемых к проведению лицами, использующими леса на основании договора аренды, права постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, отражаются в лесной декларации.
Планирование объемов СОМ на лесных участках, не переданных в пользование, отражается в лесохозяйственном регламенте лесничества (лесопарка) на основании данных государственного лесопатологического мониторинга и ЛПО.
На основании государственного лесопатологического мониторинга и утвержденных актов ЛПО рекомендованы следующие объемы санитарно- оздоровительных мероприятий (таб. 2.17.2.2).
Таблица 2.17.2.2
Нормативы и параметры санитарно-оздоровительных мероприятий
N п/п |
Показатели |
Ед. изм. |
Рубка погибших и поврежденных лесных насаждений |
Уборка аварийных деревьев |
Уборка неликвидной древесины |
Итого |
||
всего |
в том числе: |
|||||||
сплошная |
выборочная |
|||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Хозяйство - хвойное | ||||||||
Порода - Сосна обыкновенная | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
96,3 |
4,4 |
91,9 |
- |
- |
96,3 |
м |
3451 |
938 |
2513 |
- |
- |
3451 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
96,3 |
4,4 |
91,9 |
- |
- |
96,3 |
|
выбираемый запас, всего: |
м |
3451 |
938 |
2513 |
- |
- |
3451 |
|
- корневой |
м |
2858 |
857 |
2001 |
- |
- |
2858 |
|
- ликвидный |
м3 |
2858 |
857 |
2001 |
- |
- |
2858 |
|
- деловой |
м3 |
520 |
396 |
124 |
- |
- |
520 |
Итого хвойных: | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
96,3 |
4,4 |
91,9 |
- |
- |
96,3 |
м |
3451 |
938 |
2513 |
- |
- |
3451 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
96,3 |
4,4 |
91,9 |
- |
- |
96,3 |
|
выбираемый запас, всего: |
м |
3451 |
938 |
2513 |
- |
- |
3451 |
|
- корневой |
м |
2858 |
857 |
2001 |
- |
- |
2858 |
|
- ликвидный |
м3 |
2858 |
857 |
2001 |
- |
- |
2858 |
|
- деловой |
м3 |
520 |
396 |
124 |
- |
- |
520 |
Хозяйство - твердолиственное | ||||||||
Порода - Дуб черешчатый | ||||||||
1. |
Выявленный фонд |
га |
64,1 |
- |
64,1 |
- |
- |
64,1 |
|
по лесоводственным требованиям |
м |
957 |
- |
957 |
- |
- |
957 |
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
Х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
64,1 |
- |
64,1 |
- |
- |
64,1 |
|
выбираемый запас, всего: |
м |
957 |
- |
957 |
- |
- |
957 |
|
- корневой |
м |
790 |
- |
790 |
- |
- |
790 |
|
- ликвидный |
м |
790 |
- |
790 |
- |
- |
790 |
|
- деловой |
м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Порода - Клён | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
1,2 |
1,2 |
- |
- |
- |
1,2 |
м |
87 |
87 |
- |
- |
- |
87 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
Х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
1,2 |
1,2 |
- |
- |
- |
1,2 |
|
выбираемый запас, всего: |
м3 |
87 |
87 |
- |
- |
- |
87 |
|
- корневой |
м3 |
51 |
51 |
- |
- |
- |
51 |
|
- ликвидный |
м3 |
51 |
51 |
- |
- |
- |
51 |
|
- деловой |
м3 |
29 |
29 |
- |
- |
- |
29 |
Порода - Ясень | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
11,2 |
- |
11,2 |
- |
- |
11,2 |
м3 |
157 |
- |
157 |
- |
- |
157 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
Х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
11,2 |
- |
11,2 |
- |
- |
11,2 |
|
выбираемый запас, всего: |
м |
157 |
- |
157 |
- |
- |
157 |
|
- корневой |
м |
129 |
- |
129 |
- |
- |
129 |
|
- ликвидный |
м |
129 |
- |
129 |
- |
- |
129 |
|
- деловой |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого твердолиственных: | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
76,5 |
1,2 |
75,3 |
- |
- |
76,5 |
м3 |
1201 |
87 |
1114 |
- |
- |
1201 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
Х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
76,5 |
1,2 |
75,3 |
- |
- |
76,5 |
|
выбираемый запас, всего: |
м3 |
1201 |
87 |
1114 |
- |
- |
1201 |
|
- корневой |
м3 |
970 |
51 |
919 |
- |
- |
970 |
|
- ликвидный |
м3 |
970 |
51 |
919 |
- |
- |
970 |
|
- деловой |
м3 |
29 |
29 |
- |
- |
- |
29 |
Хозяйство - мягколиственное | ||||||||
Порода - Осина | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
- |
- |
- |
- |
5,3 |
5,3 |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
1 |
1 |
1 |
1 |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
- |
- |
- |
- |
5,3 |
5,3 |
|
выбираемый запас, всего: |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- корневой |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- ликвидный |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- деловой |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Порода - Береза | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
- |
- |
- |
- |
24,9 |
24,9 |
м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
х |
х |
х |
х |
Х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
- |
- |
- |
- |
24,9 |
24,9 |
|
выбираемый запас, всего: |
м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- корневой |
м |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- ликвидный |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
|
- деловой |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Порода - Тополь | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
1,9 |
- |
1,9 |
- |
- |
1,9 |
м3 |
95 |
|
95 |
|
- |
95 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
х |
х |
х |
х |
Х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
1,9 |
- |
1,9 |
- |
- |
1,9 |
|
выбираемый запас, всего: |
м3 |
95 |
- |
95 |
- |
- |
95 |
|
- корневой |
м3 |
71 |
- |
71 |
- |
- |
71 |
|
- ликвидный |
м3 |
71 |
- |
71 |
- |
- |
71 |
|
- деловой |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Итого мягколиственных: | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
1,9 |
- |
1,9 |
- |
30,2 |
32,1 |
м3 |
95 |
- |
95 |
- |
- |
95 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
х |
х |
х |
х |
Х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
1,9 |
- |
1,9 |
- |
30,2 |
32,1 |
|
выбираемый запас, всего: |
м3 |
95 |
- |
95 |
- |
- |
95 |
|
- корневой |
м3 |
71 |
- |
71 |
- |
- |
71 |
|
- ликвидный |
м3 |
71 |
- |
71 |
- |
- |
71 |
|
- деловой |
м3 |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Всего по лесничеству: | ||||||||
1. |
Выявленный фонд по лесоводственным требованиям |
га |
174,7 |
5,6 |
169,1 |
- |
30,2 |
204,9 |
м3 |
4747 |
1025 |
3722 |
- |
- |
4747 |
||
2. |
Срок вырубки или уборки |
лет |
х |
х |
х |
Х |
х |
х |
3. |
Ежегодный допустимый объем изъятия древесины: |
|
|
|
|
|
|
|
|
площадь |
га |
174,7 |
5,6 |
169,1 |
- |
30,2 |
204,9 |
|
выбираемый запас, всего: |
м3 |
4747 |
1025 |
3722 |
- |
- |
4747 |
|
- корневой |
м3 |
3899 |
908 |
2991 |
- |
- |
3899 |
|
- ликвидный |
м3 |
3899 |
908 |
2991 |
- |
- |
3899 |
|
- деловой |
м3 |
549 |
425 |
124 |
- |
- |
549 |
Примечание: В 2020 году на территории Рыльского лесничества были проведены следующие санитарно-оздоровительные мероприятия: сплошные санитарные рубки на площади 11,9 га, объемом 2059 м3, выборочные санитарные рубки на площади 167,8 га, объемом 4366 м3, уборка неликвидной древесины на площади 26,2 га объемом 384 м3, уборка аварийных деревьев в количестве-38 шт. объемом 59,9 м3. В дальнейшем планирование объемов санитарно-оздоровительных мероприятий осуществляется на основании данных ГЛПМ и ЛПО.
Отвод лесосек под санитарные сплошные и выборочные рубки производится по результатам ЛПО, проводимого инструментальным способом в соответствии с Правилами заготовки древесины и особенностями заготовки древесины в лесничествах и лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474.
Отвод лесосек для проведения СОМ в лесных насаждениях (лиственных и лиственничных) (30% и более в составе насаждений) проводится в вегетационный период (кроме лесных участков, поврежденных ветрами (ветровал, бурелом - деревьев 5 "а", "б" и 6 "а", "б" категорий состояния) и верховыми пожарами).
Размер лесосек для проведения СОМ не лимитируется.
Уменьшение периметра лесосеки (уменьшение количества столбов на углах лесосеки) при отводе в сплошную и выборочную санитарную рубку допускается в пределах, не превышающих 10% от площади погибшего или поврежденного участка леса.
На визирах лесосек, отводимых в выборочную санитарную рубку, деревья не срубаются, и визиры расчищаются за счет обрубки сучьев и веток, а также рубки кустарника.
При назначении в сплошную и выборочную санитарную рубку в обязательном порядке отбираются деревья 5 - 6-й категорий состояния. Ветровал, бурелом и снеголом относят к 5 - 6-й категориям состояния.
Допускается назначение в сплошную и выборочную санитарную рубку деревьев категорий состояния в следующих случаях:
- деревья хвойных пород 4-й категории состояния;
- деревья 3 - 4-й категорий состояния (сильно ослабленные и усыхающие) назначаются в рубку при повреждении корневой губкой (в сосняках), деревья осины - при повреждении осиновым трутовиком и деревья различных видов вяза - при повреждении голландской болезнью;
- в лесных насаждениях, пройденных лесным пожаром: деревья с наличием прогара корневой шейки не менее 3/4 окружности ствола (при этом обязательно наличие пробной площади с раскопкой корневой шейки не менее чем у 100 деревьев) или высушивание луба не менее 3/4 окружности ствола (наличие пробной площади также обязательно);
- деревья хвойных пород, имеющие повреждения коры лосем и другими животными более трети окружности ствола, или поселения стволовых вредителей, занимающие более половины окружности ствола.
Отбор деревьев в выборочную и сплошную санитарную рубку при повреждении хвое- и листогрызущими насекомыми производится после завершения периода восстановления хвои (листвы).
При выборочной санитарной рубке жизнеспособные деревья с дуплами в количестве 5 - 10 шт./га оставляются в целях обеспечения естественными укрытиями представителей животного мира.
Для лесных растений, относящихся к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красную книгу Курской области, а также включенных в перечень видов (пород) деревьев и кустарников, заготовка древесины которых не допускается (приказ Федерального агентства лесного хозяйства от 05.12.2011 N 513), разрешается рубка только погибших экземпляров.
После проведения выборочных санитарных рубок полнота лесных насаждений не должна быть ниже минимальных допустимых значений, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие их категориям защитности или целевому назначению.
В лесных насаждениях, для которых в естественных условиях характерно произрастание низкополнотных древостоев, снижение полноты после выборочных санитарных рубок не лимитируется. К таким лесным насаждениям относятся: можжевеловые, арчовые, саксауловые, высокогорные кедрачи.
В спелых и перестойных эксплуатационных лесах, выборочные санитарные рубки не проводятся. При наличии в них повышенного текущего отпада, они планируются в рубку первой очереди.
В лесных насаждениях с участием ели, пихты в составе 70% и более проведение выборочных рубок запрещается, за исключением случаев, когда полнота в данной категории защитности не лимитируется.
Санитарная рубка считается сплошной, если вырубается весь древостой на площади 0,1 га и более. Запрещается проводить сплошную санитарную рубку на всем выделе, если куртины деревьев без признаков ослабления превышают половину площади данного выдела.
Сплошная санитарная рубка проводится в лесных насаждениях, в которых после уборки деревьев, подлежащих рубке, полнота становится ниже предельных величин, при которых обеспечивается способность древостоев выполнять функции, соответствующие категориям защитных лесов или целевому назначению. Расчет фактической полноты древостоя обеспечивается при проведении ЛПО.
Порубочные остатки после выборочных и сплошных санитарных рубок подлежат сжиганию, мульчированию или вывозу в места, предназначенные для переработки древесины.
Уборка неликвидной древесины проводится в местах образования ветровала, бурелома, снеголома, верховых пожаров и других повреждений при наличии неликвидной древесины более 90% от общего запаса погибших деревьев.
В первую очередь уборка неликвидной древесины производится в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, а также в ценных лесах. На землях другого целевого назначения и иных категорий защитных лесов уборка неликвидной древесины производится в случае, если создается угроза возникновения очагов вредных организмов или пожарной опасности в лесах.
Рубка аварийных деревьев проводится в целях недопущения вреда жизни и здоровью граждан или ущерба государственному имуществу и имуществу граждан и юридических лиц.
По результатам осуществления СОМ вносятся изменения в лесной план субъекта Российской Федерации, лесохозяйственный регламент лесничества (лесопарка).
2.17.2. Ликвидация очагов вредных организмов
Ликвидация очагов вредных организмов осуществляется в соответствии с Правилами ликвидации очагов вредных организмов, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 23.06.2016 N 361.
Мероприятия по ликвидации очагов вредных организмов, в том числе на лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, осуществляются в соответствии со статьей 19 Лесного кодекса РФ органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ (далее - уполномоченные органы).
Ликвидация очагов вредных организмов в лесах включает в себя следующие меры:
- проведение обследований очагов вредных организмов;
- уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества);
- рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, проведение мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов осуществляется с учетом особенностей правового режима особой охраны территорий.
До начала проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов лесных насаждений уполномоченными органами осуществляется комплекс подготовительных работ. Основными подготовительными работами являются:
- организация авиационных работ;
- организация и контроль завоза пестицидов (химических или биологических препаратов, используемых для борьбы с вредными организмами, повреждающими лесные растения);
- проведение контрольного обследования очагов вредных организмов в порядке, установленном Правилами ликвидации очагов вредных организмов (пункты 11 - 14).
- проведение мероприятий по ограничению пребывания граждан в лесах и въезда в них транспортных средств.
2.17.3. Проведение обследований очагов вредных организмов
Для назначения рубок лесных насаждений, зараженных вредными организмами, проводится обследование. Результаты обследования оформляются актом обследования, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, площадь запланированного мероприятия, информация о фактической таксационной характеристике, причинах ее несоответствия таксационному описанию, причины повреждения насаждений, с указанием вида вредителя, его встречаемости, степени заселения, расчета процента выборки деревьев, полноты после уборки деревьев, заключения о виде и площади мероприятия с дополнительным заполнением ведомости перечета деревьев, подлежащих вырубке с приложением абриса лесного участка.
Акт обследования утверждается органом государственной власти или органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса РФ, и в срок не позднее трех рабочих дней со дня его утверждения размещается на официальном сайте органа государственной власти или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Контроль за достоверностью сведений и обоснованностью мероприятий, предусмотренных актами обследований, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в пределах полномочий, определенных в соответствии с пунктом 4 части 9 статьи 83 Лесного кодекса РФ.
Для подтверждения необходимости проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов проводится контрольное обследование. Контрольные обследования в соответствии с биологическими особенностями вредителя проводятся не позже, чем за месяц до начала работ по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.
Контрольные обследования проводятся комиссией, сформированной уполномоченным органом.
Результаты обследования оформляются актом контрольного обследования, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, фазы развития очагов, период обработки насаждения, плотность популяции на единицу учета, дополнительно заполняется ведомость учета численности вредных организмов, в которой указываются: участковое лесничество, номер обрабатываемого участка, квартал, выдел, повреждаемая порода, вид вредного организма, номера пунктов и точек учета, фазы развития вредителя, прогнозируемое повреждение насаждения.
На основании данных контрольных обследований комиссиями, сформированными уполномоченным органом, могут быть изменены (сокращены или продлены) сроки проведения мер по ликвидации очагов вредных организмов, но не более чем на десять дней.
2.17.4. Уничтожение или подавление численности вредных организмов
Планирование мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов в лесах, в том числе на лесных участках, переданных в пользование, проводится в соответствии с документом, являющимся основанием для проведения указанных мероприятий (Обоснованием).
Обоснования составляются уполномоченными органами по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой, в том числе, на основании данных государственного лесопатологического мониторинга.
В соответствии с подготовленными Обоснованиями, а также по итогам проведения контрольных обследований, уполномоченные органы принимают решение о проведении мероприятий, и включают выбранные лесные участки в план мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.
При проведении обследований для оценки результата эффективности проведенных мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов определяются техническая эффективность и лесозащитный эффект (результат применения пестицида (биологических и химических препаратов), выраженный показателями снижения степени повреждения лесных насаждений или снижения интенсивности питания гусениц (личинок).
Техническая эффективность определяется на основе данных учета гибели вредителей по результатам проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов. Лесозащитный эффект определяется на основе данных о сохранности листвы (хвои) на деревьях после проведения мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов.
Мероприятия по уничтожению или подавлению численности вредных организмов могут осуществляться наземным и авиационным способами.
В целях уничтожения или подавления численности вредных организмов могут использоваться следующие средства:
пестициды;
биологические фунгициды (биологически активные вещества органического происхождения, подавляющие жизнеспособность или вызывающие гибель микроорганизмов), энтомофаги (хищные и паразитические насекомые, являющиеся естественными врагами вредителей леса); вирусы; и иные (например, аэрозоли или вещества, образующие на поверхности кладок яиц воздухонепроницаемые пленки), а также следующие виды работ: развешивание феромонных ловушек; сбор и уничтожение яйцекладок, гнезд вредителей; обработка нетоксичными средствами; нанесение ловчих клеевых поясов.
Препараты для обработки насаждений уполномоченные органы выбирают из числа разрешенных к применению на территории Российской Федерации (в соответствии с Государственным каталогом пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации.
В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, в водоохранных зонах, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов (лесопарковые зоны), в зеленых зонах, в городских лесах, на особо защитных участках лесов (заповедные лесные участки) использование токсичных химических препаратов (химических препаратов, обладающих токсическим воздействием) запрещается в соответствии со статьями 103 - 105, 107 Лесного кодекса РФ.
По результатам обследований для оценки технической эффективности мероприятий по уничтожению или подавлению численности вредных организмов оформляется акт, в котором указываются: лесничество (лесопарк), субъект Российской Федерации, фамилия, имя, отчество (при наличии) исполнителя, дата и место проведения, количество пунктов учета, способы обработки, техническая эффективность, степень повреждения насаждения на обработанных лесных участках, дополнительно заполняется ведомость учетов эффективности мер по уничтожению (подавлению) численности вредных организмов, в которой указываются номера обрабатываемых участков, кварталов, выделов, вид вредного организма, его численность до и после обработки, единица учета, эффективность обработок.
Рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами
Рубки лесных насаждений, зараженных вредными организмами, проводятся на основании утвержденного в установленном порядке акта обследования.
Рубка лесных насаждений, зараженных вредными организмами, включает в себя следующие мероприятия:
- рубку и выкладку ловчих деревьев с их последующей уборкой;
- рубку лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов.
Выкладка ловчих деревьев направлена на частичный отлов и уничтожение стволовых вредителей. После заселения ловчих деревьев они должны быть вовремя окорены или обработаны инсектицидами и вывезены из леса в соответствии с требованиями Правил санитарной безопасности в лесах.
Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, планируется в случае развития активного процесса заражения деревьев от первой до третьей категорий состояния, определенных в соответствии с Правилами санитарной безопасности в лесах, стволовыми вредителями или возбудителями сосудистых и бактериальных заболеваний.
Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, проводится сплошным способом. Отвод лесосек для рубки лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов, осуществляется в соответствии с Правилами заготовки древесины и Особенностями заготовки древесины в лесничествах и лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса РФ, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 N 474.
Таблица 2.17.2.3
Параметры мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов
Наименование мероприятия |
Единицы измерения |
Объем мероприятия |
Срок проведения |
Ежегодный объем мероприятия |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
Проведение обследований очагов вредных организмов |
- |
- |
- |
- |
Уничтожение или подавление численности вредных организмов, в том числе с применением химических препаратов (препаратов, в которых действующим началом являются химические вещества) |
- |
- |
- |
- |
в том числе: |
- |
- |
- |
- |
- наземными способами |
- |
- |
- |
- |
- авиационными способами |
- |
- |
- |
- |
Рубка лесных насаждений в целях регулирования породного и возрастного составов лесных насаждений, зараженных вредными организмами |
- |
- |
- |
- |
Рубка и выкладка ловчих деревьев с их последующей уборкой |
- |
- |
- |
- |
Рубка лесных насаждений, являющихся очагами вредных организмов |
- |
- |
- |
- |
Примечание: На момент разработки лесохозяйственного регламента специальных обследований очагов вредных организмов не проводилось и проведение мер по ликвидации очагов вредных организмов не планировалось.
В дальнейшем планирование мероприятий по ликвидации очагов вредных организмов проводится в соответствии с Обоснованием, которое составляется по результатам инвентаризации очагов вредных организмов, проводимой, в том числе, на основании данных ГЛПМ.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ Комитета природных ресурсов Курской области от 20 января 2021 г. N 01-08/30 "О внесении изменений в лесохозяйственные регламенты лесничеств"
Вступает в силу с 17 марта 2021 г.
Текст приказа опубликован на сайте Комитета природных ресурсов Курской области (http://www.ecolog46.ru), на официальном сайте Администрации Курской области (http://adm.rkursk.ru) 17 марта 2021 г.