Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 2
к распоряжению Администрации
города Тобольска
от 9 марта 2021 г. N 18-рк
1. Характеристика проблем, на решение которых направлена муниципальная программа
Достижение результатов нового качества образования (Цель программы) осуществляется через реализацию прав детей и молодежи на получение общедоступного и качественного общего образования на основе модернизации образовательной практики в соответствии с федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами и социальных функций системы образования. Обеспечение доступности и качества услуг невозможно без создания и развития соответствующей образовательной инфраструктуры, кадрового потенциала.
По состоянию на 01.01.2021 года в системе дошкольного образования города Тобольска осуществляют деятельность:
- 7 муниципальных автономных дошкольных образовательных учреждений (МАДОУ N 1, 7, 10, 30, 40, 49, 51);
- 1 дошкольное отделение (МАОУ СОШ N 15);
- 7 структурных подразделений (МАОУ СОШ N 1, 2, 6, 14, 15, 16 имени В.П. Неймышева, 20);
- 4 негосударственных частных дошкольных образовательных учреждения ("Детский сад N 142 ОАО "РЖД", Детский сад "38 попугаев", ИП Шоломова (ЧДС "Маленькая страна"), ИП Макеева (ЧДС РР "Речецветик").
Услуги дошкольного образования в 2019 году получали 9177 чел., с учетом частных дошкольных образовательных организаций - 9332 чел., в 2020 году - 8594 чел., с учетом частных дошкольных образовательных организаций - 8732 чел. (отрицательная динамика в связи с введением режима повышенной готовности, сложная эпидемиологическая обстановка).
Потребность граждан в услугах дошкольного образования удовлетворяется, в том числе посредством предоставления вариативных форм: интегрированное кратковременное пребывание, консультативно-методические пункты, услуги частных детских садов.
Проводимые мероприятия позволили достичь 100%-го охвата образовательной услугой детей в возрасте от 3 до 7 лет. Показатель охвата детей от 1 до 7 лет различными формами дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях составил 80,2% (84,9% - 2017 г., 84,4% - 2018 г., 87,8% - 2019 г.).
В целях повышения доступности дошкольного образования для детей в возрасте до трёх лет в 2019 году введен в эксплуатацию новый детский сад в 15 микрорайоне города на 550 мест, в том числе 180 мест для детей до 3-х лет (корпус МАОУ СОШ N 16 имени В.П. Неймышева), после ремонта открыты 5 бассейнов в МАДОУ N 1, 40, 49, 51 г. Тобольска).
В тоже время имеется локальная потребность в местах в дошкольных образовательных организациях в отдельных микрорайонах города, в том числе для детей от 1 до 3 лет в микрорайонах: Центральный, 7а, на территории Нижнего Посада.
В 2018 году произошло увеличение количества организаций, реализующих программы дошкольного образования, негосударственного сектора, соответственно, увеличение численности детей, посещающих частные дошкольные учреждения (2017 г. - 122 чел., 2018 г. - 121 чел., 2019 г. - 155 чел., 2020 - 138 чел.). Все частные дошкольные образовательные организации имеют лицензию на реализацию образовательной программы дошкольного образования (100%). Развитие частного предпринимательства в сфере дошкольного образования не только способствует повышению доступности дошкольного образования, но и создает благоприятную конкурентную среду на рынке услуг дошкольного образования.
Во всех дошкольных образовательных организациях создается безопасная развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
В рамках реализации регионального проекта "Поддержка семей, имеющих детей" национального проекта "Образование" и регионального проекта "Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет" национального проекта "Демография", актуальной остается поддержка семей в вопросах подготовки детей к обучению в школе, оказания консультативной помощи родителям по вопросам воспитания, образования, развития детей дошкольного возраста, проведения диагностического обследования детей перед поступлением в школу. Помощь родителям (законным представителям) и детям, воспитывающимся в условиях семьи, оказывается на базе всех дошкольных образовательных организаций в условиях консультативно-методического пункта.
В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников, привития навыков здорового образа жизни, дошкольные образовательные организации принимают активное участие в областном фестивале-конкурсе детских тематических проектов "Питание и здоровье". Кроме этого, обучающиеся дошкольных образовательных организаций являются активными участниками мероприятий: "Кросс Наций", "Лыжня России", Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне", Спартакиада дошкольных образовательных организаций (2019 г., победители - МАДОУ N 1, N 7, призеры - МАДОУ N 7, 40, 51, МАОУ СОШ N 2).
Достигнуты позитивные тенденции развития системы дошкольного образования по следующим направлениям:
- обеспечение комфортной среды развития дошкольника (режим дня, двигательная активность, разнообразие игр);
- взаимодействие семьи и детского сада в обеспечении социального благополучия и успешного развития каждого ребёнка.
Вместе с положительными тенденциями имеются проблемы, требующие решений:
- отмечается локальная потребность в обеспечении детей местами в детских садах в отдельных микрорайонах города;
- увеличение численности детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции нарушений развития и здоровья;
- недостаточный уровень владения педагогами эффективными формами и методами работы с детьми с особенностями развития.
По состоянию на 01.01.2021 сеть системы общего образования представлена 16 муниципальными общеобразовательными организациями, в том числе 3 учреждения повышенного статуса: гимназия, лицей, МАОУ СОШ N 9 с углубленным изучением отдельных предметов, 1 частное общеобразовательное учреждение "Православная гимназия во имя Святителя Иоанна, митрополита Тобольского". Кроме того осуществляет деятельность Муниципальное бюджетное учреждение "Центр содействия семейному устройству детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождения приемных семей г. Тобольска".
В 2020/2021 учебном году образовательные организации приняли 1825 первоклассников (2017/2018 уч.г. - 1838 чел., 2018/2019 уч.г. - 1775 чел., 2019/2020 - 1847 чел.). Общее образование получают - 16176 чел. (2017/2018 уч.г. - 14873 чел., 2018/2019 уч.г. - 15455 чел., 2019/2020 - 15860 чел.).
В 2017 - 2020 годах в сфере общего образования приоритетное внимание было сосредоточено на следующих аспектах деятельности общеобразовательных организаций:
обеспечение доступности качественного образования независимо от места проживания и состояния здоровья детей;
реализация региональных проектов национального проекта "Образование", в том числе: изменение содержания предметных областей предметов технология, информатика, ОБЖ, биология, химия, география, физика; организация работы по внедрению "вынесенного урока технологии";
развитие системы работы с одарёнными детьми, в том числе участие школьников в олимпиадных мероприятиях (2017 г. - 81,7%, 2018 г. - 81,9%, 2019 г. - 82,1%, 2020 г. - 82,3%);
повышение уровня обученности выпускников 9, 11 (12) классов по итогам государственной (итоговой) аттестации (2017 г. - 91,1%, 2018 г. - 94,9%, 2019 г. - 94,7%, 2020 г. - 100% выпускников успешно сдали ЕГЭ по обязательным предметам). Медалью "За особые успехи в учении" в 2019/2020 учебном году учебном году награждены 59 выпускников 11-х классов (2017/2018 уч.г. - 36 чел., 2018/2019 уч.г. - 42 чел.); аттестат с отличием получил 91 выпускник 9-х классов (2017/2018 уч.г. - 49 чел., 2018/2019 уч.г. - 63 чел.).
В целом, по основным показателям образовательной деятельности, прослеживается положительная динамика.
За последние три года отмечены позитивные тенденции развития муниципальной системы общего образования по следующим направлениям.
Переход на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам всех уровней образования, что обязывает осуществлять поиск эффективных подходов к формированию проектных, учебно-исследовательских компетенций, компетенций в сфере информационно-коммуникационных технологий, универсальных учебных действий обучающихся. В 2017 году по федеральным государственным образовательным стандартам обучалось 72,5% обучающихся, в 2019 году - 90,8% обучающихся, в 2020 году - 96,2% обучающихся.
Развитие системы профильного образования и углубленного изучения отдельных учебных предметов. Доля общеобразовательных организаций, реализующих профильное обучение на уровне среднего общего образования в 2020/2021 учебном году составила - 94% (2018/2019 уч.г. - 82%, 2019/2020 уч.г. - 94%). Углубленное изучение отдельных учебных предметов организовано в МАОУ СОШ N 9 (биология, химия, физика), МАОУ "Гимназия имени Н.Д. Лицмана" (математика, информатика), МАОУ "Лицей" (обществознание). В МАОУ СОШ N 9,18 открыты классы Сибура, в МАОУ СОШ N 17, "Гимназия имени Н.Д. Лицмана" - индустриальные классы.
Реализация мероприятий в рамках проекта "Одаренные дети". В общеобразовательных организациях открыты предметные кружки, секции, клубы, разновозрастные научные общества обучающихся, в том числе на сетевой и межведомственной основе с привлечением лабораторной базы и кадрового потенциала учреждений профессионального образования. В 2019 году внедрена система поощрения одаренных детей - выплачивается стипендия Главы города. Популяризация олимпиадного движения в регионе, городе посредством использования средств массовой информации, в том числе через медиа-ресурсы, позволила увеличить количество участников всероссийской олимпиады на муниципальном уровне. Общая численность участников олимпиад составляет более 80% от общей численности обучающихся. На базе МАОУ "Гимназия имени Н.Д. Лицмана" осуществляется работа с педагогами по использованию методик и технологий, направленных на выявление талантливой молодежи, дальнейшее сопровождение, проводятся учебно-тренировочные сборы для обучающихся города Тобольска, Тобольского, Уватского и Вагайского районов.
Расширение спектра вариативных дополнительных услуг, направленных на выявление и развитие детских талантов. Ведется работа по реализации персонифицированного финансирования дополнительного образования - 1713 первоклассников выбрали программы дополнительного образования. Охвачено дополнительными занятиями различной творческой, спортивной, общественной направленности в 2020 году - 98%.
Результатами работы по повышению качества образования в общеобразовательных организациях являются стабильные показатели абсолютной успеваемости и положительная динамика качественной успеваемости - 99,8/56,4% (2018 г. - 99,9%/47,9%, 2019 г. - 99,8%/49,4%).
Образовательные результаты - это показатели государственной итоговой аттестации выпускников основного и среднего уровней образования. Несмотря на их позитивную динамику, они не могут рассматриваться на данном этапе как достаточные. В 2020 году показатель "Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем (полном) образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций" составил 0% и имеет положительную динамику (2018 г. - 5,1%, 2019 - 5,3%). Результаты государственной итоговой аттестации в 9, 11 (12)-х классах свидетельствуют о том, что в образовательных организациях в целом созданы необходимые условия для получения общего образования.
Вместе с тем, выявлены следующие проблемы: не достаточный уровень работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению, применение эффективных методик работы с данной категорией обучающихся.
Таким образом, на 2021 - 2023 годы актуальными остаются следующие задачи:
проведение информационно-разъяснительной работы с выпускниками по процедуре проведения государственной итоговой аттестации, переход на обучение по индивидуальным учебным планам;
расширение пула используемых результативных методик и технологий индивидуальной работы с учащимися низкого уровня мотивации к обучению.
В городе Тобольске ведется активная работа по созданию условий для образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (более 900 человек), которые получают образовательные услуги, исходя из своих возможностей и запросов, в том числе по адаптированным программам. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья различными формами обучения составляет 100%. В целях обеспечения социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья реализуется комплекс мер по совершенствованию форм оказания логопедической помощи. На базе каждой образовательной организации функционирует логопедический пункт, оказана коррекционная помощь более 600 обучающимся.
В рамках реализации социальных функций в образовательных организациях созданы условия для достижения поставленных целей: осуществляется реализация индивидуальных подходов в организации школьного питания, включая использование возможностей формирования родителями меню АИС "Электронная школа" Тюменской области, подбор диетического ассортимента питания; систематически реализуются меры социальной поддержки в форме компенсации части средств на оплату питания всем категориям обучающихся из областного бюджета, с учётом дифференцированного подхода к объёму финансирования различных категорий обучающихся.
Не менее важным аспектом деятельности является расширение физической активности с учётом потребностей и возможностей обучающихся, повышение эффективности занятий физической культурой, развитие различных спортивно-оздоровительных форм и организация просветительской работы с родителями и общественностью.
Образовательным результатом в парадигме новых стандартов является воспитание успешного поколения граждан, владеющих адекватными времени знаниями, навыками и компетенциями, основанными на идеалах демократии и правового государства, в соответствии с национальными и общечеловеческими ценностными установками. Приоритетными являются духовно-нравственное развитие гражданина России, формирование гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции.
Планирование своей профессиональной и социальной деятельности определяется наличием активной жизненной позиции и лидерских качеств несовершеннолетних, на формирование которых направлена деятельность детских общественных объединений, функционирующих на базе 16 общеобразовательных организаций, в которых задействовано 46% обучающихся. 517 старшеклассников принимают активное участие в волонтерском движении, 755 - в тимуровском движении (около 8% обучающихся). В социально значимых акциях ("Тепло родного дома", "Ветеран живет рядом", "Праздник в дом к ветерану", "Лес Победы") ежегодно принимают участие около 3000 человек (19% обучающихся).
В 2018, 2020 годах во всех общеобразовательных организациях особое внимание уделялось развитию Российского движения школьников. В течение года школы принимали участие в мероприятиях по всем направлениям деятельности Российского движения школьников: личностное развитие, гражданская активность, информационно-медийное направление, военно-патриотическое направление - в рамках Дней единых действий, объединяющих все детские организации страны.
Расширение практики детского самоуправления, участия детей в принятии решений по значимым вопросам их жизнедеятельности посредством представительства в органах управления образовательными организациями, общественных организациях и советах позволяет более эффективно решать задачи социализации подрастающего поколения, формировать моральные ценности и гражданские установки.
В целях подготовки будущих выпускников к проектированию школьного образовательно-профессионального маршрута в общеобразовательных организациях проводятся следующие мероприятия: тематические классные часы, встречи с представителями учреждений профессионального образования, выезды на предприятия, в учреждения и организации, мероприятия с родителями в рамках работы городского Родительского университета, профориентационные игры, квесты.
С 2017 года реализуется план взаимодействия и профориентационной работы ООО "СИБУР", в рамках которого обучающиеся общеобразовательных организаций принимали участие в следующих мероприятиях:
- "Встречи без галстуков" для учащихся 8-11 классов;
- уроки на производстве для учащихся классов СИБУРа МАОУ СОШ N 9, 18.
На базе мультицентра "Моя территория" с целью профессиональной ориентации детей и подростков организовано участие в городских мероприятиях: образовательный курс "Школа блогеров", Тобольский муниципальный чемпионат по решению кейсов "Tyumen Case School", конкурс школьных команд "Битва проектов", Выездная школа "Проектная лаборатория".
Предупреждение правонарушений и асоциальных проявлений, привитие иммунитета к негативным проявлениям внешней среды, реализуется как через педагогические технологии доверительного участия и личного примера, так и через сотрудничество с семьей.
Организована информационно-разъяснительная и просветительская работа с родителями "Родительский всеобуч", к которой подключены специалисты всех ведомств системы профилактики, в том числе на базе кабинетов ПАВ (МАОУ СОШ N 1, МАУ "Центр ОДО "Образование" г. Тобольска"). Ежегодно проводится более 1 тыс. индивидуальных консультаций по медико-социальным и правовым вопросам, семинаров, конференций, лекций. Наряду с традиционными формами "родительского всеобуча", развиваются "сетевые", интерактивные формы, внедряется семейное и школьно-семейное проектирование, которое объединяет усилия семьи и школы в создании комфортной, дружественной ребенку образовательной среды.
Отставание изменений содержания форм, методов воспитания от потребностей и запросов учащихся, воспитанников, семьи и общества является причинами возникновения проблем:
- недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
- незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности.
Наличие существующих проблем препятствует успешной социализации обучающихся и воспитанников, развитию патриотического воспитания граждан и волонтерства как важнейших факторов приобретения социального опыта. В результате отсутствия комплексного подхода к решению проблем молодого поколения в последние годы появились негативные тенденции, которые проявляются, прежде всего, в снижении интереса обучающихся и воспитанников к общественной, социально значимой деятельности, к принятию ответственности за выбор нравственных ценностей и профессиональных предпочтений.
Исходя из анализа результатов и выявленных проблемных вопросов, приоритетами в части развития воспитания являются:
- расширение новых форм внеурочной занятости, в том числе творческих переменок, мастер - классов, занятий в клубах.
- вовлечение детей и молодежи в различные социальные практики, волонтерское движение;
- развитие комплексной социально-психологической, педагогической помощи и поддержки всех категорий детей и молодежи;
- противодействие асоциальным проявлениям в подростково-молодежной среде (профилактика наркомании, агрессивности, жестокости, алкоголизма).
Основой повышения качества образования является качество кадровых ресурсов. Одной из задач является постоянное обновление и омоложение учительского корпуса. Удельный вес численности учителей общеобразовательных организаций в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций составляет 29,4%.
В рамках реализации регионального проекта "Учитель будущего" национального проекта "Образование" организована работа по реализации гибких форм повышения профессионального мастерства, в том числе методического абонемента педагогических коллективов, сквозных сессий, единых методических дней. Активно развивается система наставничества, поддержка молодых учителей.
В образовательных организациях осуществляется системная работа по позиционированию педагогического труда и развитию высокого уровня технологичности через участие педагогов в конкурсах профессионального мастерства регионального и всероссийского уровней: "Гордость Тюменской области", "Педагог года Тюменской области", "Мастер педагогического труда по внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы", "За нравственный подвиг учителя", "Мой лучший урок". Доля педагогов, принявших участие в конкурсах, проектах разного уровня в 2020 году составила 28,7% (2018 г. 19,3%, 2019 - 24,5%).
В 2019/2020 учебном году 5 молодых учителей стали призёрами в составе команд проекта "Next-педагог", 2 педагога стали суперфиналистами областного конкурса в номинации "Педагогический дебют-2020" (учитель истории и обществознания средней школы N 18, воспитатель детского сада N 51).
Педагогические команды все активнее принимают участие в инновационных конкурсах педагогического мастерства.
В ноябре 2019 года стартовал всероссийский профессиональный конкурс "Учитель будущего", который реализуется в рамках федерального проекта "Социальные лифты для каждого" национального проекта "Образование" при поддержке Министерства просвещения Российской Федерации. Муниципальную систему общего образования на этом первом масштабном федеральном проекте для учительских команд представляли педагоги МАОУ СОШ N 9. По итогам были определены 13 лучших команд, в число которых вошла команда педагогов МАОУ СОШ N 9 (учителя предметов: русский язык, география, история и обществознание).
В течение учебного года работают предметные методические объединения, проводятся заседания Школ руководителей ГМО, кадрового резерва, молодого педагога. В рамках организационно-методического и информационного обеспечения деятельности образовательных организаций созданы и функционируют городской научно-методический совет, экспертный совет.
Методической службой особое внимание уделяется позитивным изменениям в структуре и содержании образования, развитии инновационной и опытно-экспериментальной деятельности. В муниципальной системе общего образования функционируют 24 инновационные площадки федерального, регионального и муниципального уровней. Доля образовательных организаций, систематически использующих инновационные технологии в образовательном процессе - 87,1%.
В целом, в муниципальной системе общего образования города Тобольска сформирована городская сетевая и внутришкольная модель повышения квалификации, ведется системная работа по развитию кадровых ресурсов.
Вместе с тем, необходимо отметить недостаточный уровень качественного изменения форм и методов преподавания, применения эффективных управленческих технологий, в том числе в организации индивидуальной работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Следует отметить, что муниципальная политика ориентирована на полноценную поддержку всех образовательных организаций, что обуславливает выдвижение требований к каждой образовательной организации соответствовать современным запросам общества и предоставлять все необходимые условия для полноценного развития обучающихся.
Качество предоставляемых образовательных услуг непосредственно зависит от состояния инфраструктуры образовательных организаций.
По состоянию на 01.01.2021 функционирует 49 зданий школ и детских садов. Развитие инфраструктуры образовательных организаций осуществляется посредством поддержания зданий в нормативном техническом состоянии, проведения ремонтных работ текущего либо капитального характера. За последние десять лет капитальный ремонт и реконструкция выполнены в 7 образовательных организациях, частичный капитальный ремонт (устройство скатной кровли, устройство ограждения территории, замена оконных и дверных блоков) - в 47 зданиях образовательных организаций.
В период с 2012 по 2019 годы построена новая школа и 2 новых детских сада - корпуса школы и детского сада МАОУ СОШ N 16 имени В.П. Неймышева в 15 микрорайоне, корпус детского сада МАОУ СОШ N 1.
Благодаря системным подходам к реализации единых типовых решений по осуществлению строительства, реконструкции и проведению комплексных ремонтных работ, в муниципальной системе общего образования отсутствуют ветхие и аварийные здания, во всех образовательных организациях созданы безопасные и комфортные условия пребывания.
За последние годы произошла модернизация школьных столовых, обновлены фонды библиотек, приобретено учебное, учебно-лабораторное оборудование, специализированные средства обучения для проведения технических, исследовательских и иных творческих работ и проектов.
В 2018, 2019 годах в рамках комплексного проекта модернизации образования 6 общеобразовательных организаций были оснащены научно-лабораторными комплексами "НаукоЛаб". С целью построения безбарьерной среды в дошкольных образовательных организациях для детей с ограниченными возможностями здоровья (нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, интеллекта, речи) в 2019 году за счет средств областного бюджета выполнены работы по обеспечению доступности в МАДОУ N 10, 40 - ЦРР, за счет средств муниципального бюджета - в МАДОУ N 1.
Вместе с тем, отмечаются недостаточные темпы модернизации материально - технической базы образовательных организаций, наличие локальной потребности в образовательных организациях в строящихся микрорайонах.
Причины возникновения проблемы:
- отставание темпов строительства новых образовательных организаций от темпов застройки города;
- низкие темпы проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
- отсутствие в значительной части образовательных организаций безбарьерной среды и специального оснащения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
В целом, анализ состояния муниципальной системы общего образования позволяет отметить позитивную динамику как количественных, так и качественных изменений.
Результативность работы подтверждают и проводимые социологические опросы родительской общественности. Так, по итогам 2020 года:
- 99% респондентов удовлетворены качеством дошкольного образования;
- 98% - удовлетворены качеством общего образования.
В рамках реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских и муниципальных районов", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" осуществляется мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления для оценки динамики изменения показателей, характеризующих качество жизни, уровня социально-экономического развития муниципального образования, степени внедрения методов и принципов управления, обеспечивающих переход к более результативным моделям муниципального управления.
Результаты мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления позволяют определить зоны, требующие приоритетного внимания, сформировать перечень мероприятий по повышению результативности деятельности, а также выявить внутренние ресурсы для повышения качества и объема предоставляемых населению услуг. Факторный анализ значений целевых показателей мониторинга приведен в таблице 1.
Факторный анализ значений целевых показателей достижения качества общего образования
таблица 1 | |||||||
N |
Наименование показателя |
Ед. изм. |
Динамика значений показателей |
Факторный анализ |
|||
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
||||
1. |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет |
ед. |
83,8 |
83,2 |
86,3 |
80,2 |
На значение показателя влияет количество воспитанников, получающих дошкольную образовательную услугу и (или) услугу по их содержанию в муниципальных образовательных учреждениях в отчетном периоде. Данный показатель имеет положительную динамику с 2018 года за счет: - увеличения количества мест, введение детского сада в 15 мкр., на 550 мест; - улучшения образовательной среды (интерактивное оборудование, современные МАФы, площадки, развивающие игровые комплексы); - развития вариативных форм (полный день, группа кратковременного пребывания, консультативно-методический пункт). В 2020 году данный показатель имеет отрицательную динамику в связи с введением режима повышенной готовности, сложная эпидемиологическая обстановка |
2. |
Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения, в общей численности детей в возрасте 1 - 6 лет |
% |
0 |
0 |
0 |
0 |
На значение показателя влияет количество детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих на учете для определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения. Потребность определения в муниципальные дошкольные образовательные учреждения удовлетворена для данной категории детей - 100%, за счет свободных мест в дошкольных образовательных организациях и введения детского сада на 550 мест в 15 мкр., города. |
3. |
Удельный вес численности учащихся по программам общего образования, обучающихся в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами в общей численности учащихся |
% |
72,5 |
82 |
90,8 |
96,2 |
На значение показателя влияет количество учащихся, обучающихся по программам общего образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами. Увеличение показателя достигнуто путем планомерного перехода на обучение по федеральным государственным образовательным стандартам. Данный показатель имеет положительную динамику с 2017 года. |
4. |
Доля выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании, в общей численности выпускников муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
8,9 |
5,1 |
5,3 |
0 |
На данный показатель влияет количество выпускников муниципальных общеобразовательных организаций, не получивших аттестат о среднем общем образовании. На улучшение показателя влияют следующие факторы: - качество обучения (применение индивидуального обучения, деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий, мотивация учащихся). Реализация комплекса мер, направленных на повышение качества образования, в том числе путем применения индивидуального подхода, новых форм и методов работы позволит снизить количество выпускников, не прошедших государственную итоговую аттестацию за уровень среднего общего образования. |
5. |
Доля педагогических работников, повысивших квалификацию в текущем году в рамках курсов, семинаров от общей потребности в повышении квалификации. |
% |
100 |
100 |
100 |
100 |
На данный показатель влияет количество педагогических работников, которым требуется повышение квалификационной категории и количество педагогических работников повысивших квалификационную категорию. Сохранение достигнутого показателя возможно путем применения форматов непрерывного образования. |
6. |
Доля муниципальных общеобразовательных организаций, соответствующих современным требованиям обучения, в общем количестве муниципальных общеобразовательных организаций |
% |
91,51 |
91,76 |
93,38 |
93,57 |
На данный показатель влияет число образовательных организаций соответствующих современным требованиям обучения. Реализация комплекса мер, направленных на развитие инфраструктуры образовательных организаций позволит увеличить данный показатель за счет: - увеличения числа учреждений, соответствующих требованиям Пожнадзора; - увеличения числа учреждений, в которых созданы условия для беспрепятственного доступа инвалидов (пандусы, подъемники, входные группы). Данный показатель имеет положительную динамику в связи с приведением в нормативное состояние входных групп образовательных организаций. |
Таким образом, на основе факторного анализа выявлена следующая проблематика:
1. Недостаточность условий для обеспечения качества услуг дошкольного образования:
- отмечается локальная потребность в обеспечении детей местами в детских садах в отдельных микрорайонах города;
- увеличение численности детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции нарушений развития и здоровья;
- недостаточный уровень владения педагогами эффективными формами и методами работы с детьми с особенностями развития.
2. Недостаточный уровень качества образовательных результатов требованиям федеральных государственных образовательных стандартов и современного общества:
- недостаточный уровень реализации индивидуального обучения, деятельностных (проектных, исследовательских) образовательных технологий в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами;
- неполное использование имеющихся материально-технических, научно-методических, кадровых ресурсов в рамках межведомственного взаимодействия и сотрудничества с учреждениями профессионального образования;
- недостаточная преемственность в формировании ценностных ориентаций у учащихся и воспитанников в урочной и внеурочной деятельности;
- незаинтересованность несовершеннолетних в планировании своей профессиональной и общественной деятельности.
3. Отставание качественного изменения форм и методов преподавания, применения эффективных управленческих технологий, в том числе в работе с детьми с особыми образовательными потребностями.
4. Недостаточный уровень организации психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
5. Недостаточные темпы модернизации и совершенствования материально-технической базы образовательных организаций, наличие локальной потребности в образовательных организациях в строящихся микрорайонах:
- отставание темпов строительства новых образовательных организаций от темпов застройки города;
- низкие темпы проведения капитальных ремонтов и реконструкции зданий, возведенных по старым проектам, не соответствующим современным запросам системы образования;
- отсутствие в значительной части образовательных организаций безбарьерной среды и специального оснащения учебно-воспитательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Наличие существующих проблем затрудняет создание условий для обеспечения доступности и повышения качества общего образования.
<< Приложение N 1 |
Приложение >> N 3 |
|
Содержание Распоряжение Администрации города Тобольска Тюменской области от 9 марта 2021 г. N 18-рк "О внесении изменений в муниципальную... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.