Решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 декабря 2020 г. N 3а-276/2020
Апелляционным определением СК по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 3 марта 2021 г. по делу N 66а-203/2021 настоящее решение рассмотрено и оставлено без изменения
Санкт-Петербургский городской суд в составе:
председательствующего судьи Витушкиной Е.А, при секретаре Яцкевич Т.В, с участием прокурора Кононенко Н.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Бобровского С.А., Костенко В.А., Коблова П.П., Курникова М С о признании недействующим в части постановления Правительства Санкт-Петербурга N 776 от 29 сентября 2020 года "Об утверждении Правил пользования Петербургским метрополитеном", установил:
Постановлением Правительства Санкт-Петербурга 29 сентября 2020 года N 776 утверждены Правила пользования Петербургским метрополитеном (далее - Правила пользования метрополитеном, оспариваемый акт), определяющие, в том числе, условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади Петербургским метрополитеном (далее - метрополитен).
Подпунктом 14 пункта 32 Правил пользования метрополитеном установлено, что пассажирам запрещается провозить оружие, его основные части, боеприпасы, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, указанные в Перечнях, коррозийные и другие опасные вещества, бытовые газовые баллоны.
Согласно сноске "6" к подпункту 14 пункта 32 Правил пользования метрополитеном под "Перечнями" понимается раздел Х "Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть" Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 23.07.2015 N 227. Запрет не распространяется на взрывчатые вещества, оружие, их снаряжение и компоненты, предназначенные для решения боевых и оперативно-служебных задач государственными военизированными организациями, определенными Федеральным законом"Об оружии", при их перемещении сотрудниками таких организаций на законном основании.
Правила пользования метрополитеном опубликованы на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга http://www.gov.spb.ru 02 октября 2020 года.
Бобровский С.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующим постановления Правительства Санкт-Петербурга N 776 от 29 сентября 2020 года в части запрета провозить оружие и боеприпасы, установленного в подпункте 14 пункта 32 Правил пользования Петербургского метрополитена.
Административные требования мотивированы тем, что у Правительства Санкт-Петербурга отсутствовали полномочия на введение оспариваемых положений, поскольку оно не является уполномоченным органом в сфере оборота оружия с учетом положений статьи 1 Федерального закона от 13.12.1996 года N 150-ФЗ "Об оружии", пункта 16 части 1 статьи 9 Федерального закона от 03.07.2016 N 226-ФЗ "О войсках национальной гвардии Российской Федерации", Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2016 N 510 "О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации". Административный истец указывает, что установленный запрет ограничивает право административного истца, который имеет разрешение на хранение и ношение охотничьего оружия и патронов к нему, на передвижение по городу в случае приобретении патронов, а также при перемещении с оружием в тиры и на стрельбище.
Административный истец дополнил административный иск требованием об оспаривании подпункта 14 пункта 32 Правил пользования метрополитеном, в том числе, в части запрета пассажирам провозить основные части оружия.
Костенко В.А. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным исковым заявлением о признании недействующими и не подлежащим применению с 29 сентября 2020 года Правил пользования метрополитеном в части подпункта 14 пункта 32, устанавливающего запрет пассажирам метрополитена провозить оружие и его основные части, ссылаясь на противоречие этих положений статье 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", пункту 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", не устанавливающих запрет на транспортирование оружия с использованием общественного транспорта при соблюдении предусмотренных федеральным законодательством условий, и нарушение оспариваемыми положениями прав административного истца, который не имеет возможности воспользоваться метрополитеном для проследования к месту охоты и обратно с соблюдением установленных федеральным законодательством правил транспортирования принадлежащего ему на законном основании оружия (т. 2 л.д. 1-5)
Коблов П.П. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском о признании недействующим подпункта 14 пункта 32 Правил пользования метрополитеном, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нарушают его право на владение и транспортирование принадлежащего на законном основании оружия, установленное статьями 13, 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", противоречат пункту 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", пунктам 13, 37, 38 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности" и подпункту 11 пункта 30 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2018 года N 386 "Об утверждении Типовых правил пользования метрополитеном", не содержащим запрета на транспортирование оружия, перемещаемого на законном основании (т. 3 л.д. 2-5).
Курников М.С. обратился в Санкт-Петербургский городской суд с административным иском о признании недействующим подпункта 14 пункта 32 Правил пользования метрополитеном, ссылаясь на то, что административный истец является владельцем гражданского оружия на законных основаниях и имеет право на его транспортирование в порядке, предусмотренном пунктом 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", которое нарушается оспариваемыми положениями, противоречащими приведенной норме постановления Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814, пунктам 13, 37, 38 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 23 июля 2015 года N 227 "Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности", подпункту 11 пункта 30 Приказа Министерства транспорта Российской Федерации от 26 октября 2018 года N 386 "Об утверждении Типовых правил пользования метрополитеном" (т. 4 л.д. 1-6).
Административные дела по указанным административным делам объединены в одно производство (т.1 л.д.187-189).
Административный истец Бобровский С.А, представитель административного истца Костенко В.А. - Славецкий Н.В, представитель административных истцов Коблова П.П. и Курникова М.С. Дронов Г.В. в суд явились, поддержали заявленные требования, ссылаясь на то, что оспариваемые положения противоречат законодательству в области оборота оружия, а также Типовым правилам пользования метрополитеном, утвержденным приказом Минтранса Российской Федерации от 26 октября 2018 N 386, которые не предусматривают запрет на провоз в метрополитене пассажирами оружия, его основных частей, патронов.
Представитель административного ответчика в суд явился, представил возражения на заявленные требования, полагая, что оспариваемые положения приняты в пределах предоставленных полномочий Правительства Санкт-Петербурга по организации транспортного обслуживания населения, учитывают региональные особенности функционирования Петербургского метрополитена; пояснил, что необходимость установления оспариваемого запрета с учетом баланса общественных интересов и интересов владельцев оружия, обусловлена тем, что Петербургский метрополитен является по большей части подземным закрытым (ограниченным) пространством и связан с использованием источников повышенной опасности, в связи с чем риски причинения вреда жизни и здоровью пассажиров и нарушения их прав на безопасную перевозку вследствие использования запрещенных оспариваемой нормой предметов в метрополитене, в том числе, лицами, владеющими оружием на законных основаниях, значительно увеличиваются; при этом метрополитен является основным видом общественного транспорта в регионе, нарушение графика его работы, вызванного последствиями использования таких предметов в метрополитене, влечет за собой сбой работы всей транспортной системы в Санкт-Петербурге.
Представитель заинтересованного лица Санкт-Петербургского государственного унитарного предприятия "Петербургский метрополитен" в суд явился, выразил несогласие с заявленные требованиями, полагая, что оспариваемые положения соответствуют актам, имеющим большую юридическую силу.
Выслушав объяснения сторон и их представителей, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявленных требований, суд находит заявленные требования подлежащими отклонению.
Правовые условия функционирования внеуличного транспорта, одним из видов которого является метрополитен, и основы организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 29 декабря 2017 N 442-ФЗ "О внеуличном транспорте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 29.12.2017 N 442-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 7 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области организации транспортного обслуживания населения при перевозках внеуличным транспортом относится утверждение правил пользования внеуличным транспортом, которые в силу части 1 статьи 10 этого же Федерального закона утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для каждого вида внеуличного транспорта отдельно и могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта.
Правительство Санкт-Петербурга является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии со статьей 16 Устава Санкт-Петербурга и статей 1 Закона Санкт-Петербурга от 06 июля 2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга"
Законом Санкт-Петербурга от 21 ноября 2018 года N 670-147 "О разграничении полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в области организации транспортного обслуживания населения внеуличным транспортом в Санкт-Петербурге" к полномочиям Правительства Санкт-Петербурга в области организации внеуличного транспорта отнесено заключение с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации соглашений об утверждении правил пользования внеуличным транспортом и правил технической эксплуатации внеуличного транспорта в случае, если линия внеуличного транспорта расположена в двух и более субъектах Российской Федерации, осуществление иных полномочий, установленных Федеральным законом, другими федеральными законами и законами Санкт-Петербурга (пункты 4, 9 статьи 2).
10 июня 2020 года между Правительством Санкт-Петербурга и Правительством Ленинградской области заключено соглашение об организации транспортного обслуживания на межрегиональных маршрутах регулярных перевозок метрополитеном, в том числе по вопросам, связанным с осуществлением государственного регулирования тарифов на перевозки пассажиров и провоз ручной клади сверх установленных норм метрополитеном и установлением графиков (расписаний) транспортного обслуживания по таким маршрутам, утверждении правил пользования метрополитеном и правил технической эксплуатации метрополитена, в соответствии с пунктом 6 которого правила пользования Петербургским метрополитеном утверждаются Правительством Санкт-Петербурга в соответствии со статьями 9 и 10 Федерального закона N 442-ФЗ и действуют на всей территории Петербургского метрополитена (т. 4 л.д. 88-89)
Постановление Правительствам Санкт-Петербурга 29 сентября 2020 N 776 принято по согласованию с членами Правительства Санкт-Петербурга, подписано Губернатором Санкт-Петербурга и опубликовано на официальном сайте Администрации Санкт-Петербурга (gov.spb.ru) 02.10.2020 (т. л.д. 52).
Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом в рамках предоставленной компетенции, с соблюдением требования к форме акта, соблюдением процедуры принятия, установленных статьей 12 Закона Санкт-Петербурга от 06.07.2009 N 335-66 "О Правительстве Санкт-Петербурга" и Регламентом Правительства Санкт-Петербурга, утвержденным постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 16 декабря 2003 N 100, и опубликован в установленном порядке (в соответствии с пунктом 1 статьи 3 Закона Санкт-Петербурга от 16 июля 2010 года N 445-112 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Санкт-Петербурга").
Оценивая доводы административных истцов о противоречии оспариваемых положений действующему законодательству, имеющему большую юридическую силу, суд учитывает следующее.
Статьей 10 Федерального закона от 29.12.2017 N 442-ФЗ установлено, что правила пользования внеуличным транспортом утверждаются высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации для каждого вида внеуличного транспорта отдельно и могут учитывать региональные особенности функционирования внеуличного транспорта (часть 1); правила пользования внеуличным транспортом разрабатываются в соответствии с типовыми правилами пользования внеуличным транспортом соответствующего вида, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта (часть 2).
Федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию, в том числе в сфере внеуличного транспорта, обеспечения транспортной безопасности, является Министерство транспорта Российской Федерации (далее также - Минтранс России) (пункт 1 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395).
Типовые правила пользования метрополитеном утверждены приказом Минтранса России от 26 октября 2018 N 386 (далее - Типовые правила) определяют, в том числе, условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном.
В пункте 2 Типовых правил с учетом положений части 1 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ, указано, что в соответствии с этими Типовыми правилами высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются правила пользования метрополитеном (далее - Правила), которые могут учитывать региональные особенности функционирования метрополитена. То есть, под "Правилами" в тексте Типовых правил понимается соответствующий акт, устанавливающий правила пользования метрополитеном, принятый высшим исполнительным органом государственной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно подпункту 11 пункта 30 Типовых правил пассажирам запрещается провозить оружие и боеприпасы (за исключением случаев, установленных Правилами в соответствии с законодательством Российской Федерации), взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийные и другие опасные вещества и бытовые газовые баллоны.
Из буквального толкования указанной нормы Типовых правил следует, что Правилами пользования метрополитена, принятыми высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут быть установлены исключения из общего установленного указанными Типовыми правилами запрета пассажирам метрополитена провозить оружие и боеприпасы, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности; в части провоза взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлен запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности, а также коррозийных и других опасных веществ и бытовых газовых баллонов, такие Правила пользования метрополитеном должны соответствовать Типовым правилам, устанавливающим запрет их провоза пассажирами метрополитена.
При этом в силу части 5 статьи 27 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ, указанные Типовые правила применяются до вступления в силу таких актов, как оспариваемые Правила пользования Петербургским метрополитеном.
Отношения, связанные с транспортной безопасностью, как состоянием защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства, урегулированы Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" (далее - Федеральный закон "О транспортной безопасности").
В силу подпункта "б" пункта 5 статьи 1 указанного Федерального закона и постановления Правительства Российской Федерации от 22.12.2018 N 1636 "Об утверждении перечня объектов инфраструктуры внеуличного транспорта (в части метрополитенов), являющихся объектами транспортной инфраструктуры" к объектам транспортной инфраструктуры в части метрополитенов отнесены, в том числе, станции, включающие в себя подземный, наземный или надземный остановочный пункт, предназначенный для посадки и высадки пассажиров, в том числе вестибюли, эскалаторы или лестницы, платформенные и средние залы, помещения для обслуживания пассажиров, размещения эксплуатационного персонала и производственного оборудования, пересадочные сооружения и другие сооружения, оборудование и устройства, обеспечивающие функционирование метрополитена, участки главных путей линии станции, примыкающие тупик, станционные пути и соединительные пути с электродепо и (или) другой линией, примыкающие соединительные тоннели и (или) открытые участки, а также подземные, наземные и надземные переходы, тоннели, включающие в себя участки главных путей линии между смежными станциями, в том числе примыкающие соединительные пути с электродепо и (или) другой линией, перегонные и примыкающие соединительные тоннели и (или) открытые участки, притоннельные сооружения, зоны коллективной защиты пассажиров, а также другие сооружения, оборудование и устройства, обеспечивающие функционирование метрополитена.
На основании части 4 статьи 8 Федерального закона "О транспортной безопасности" Правительством Российской Федерации устанавливаются требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта. Указанные требования являются обязательными для исполнения физическими лицами, прибывающими на объекты транспортной инфраструктуры или транспортные средства либо находящимися на них.
Такие требования утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.11.2014 N 1208, подпунктом "а" пункта 2 которых установлено, что физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном средстве, обязаны осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Под зоной транспортной безопасности в соответствии с подпунктом 1.1 статьи 1 Федерального закона "О транспортной безопасности" понимается объект транспортной инфраструктуры, его часть (наземная, подземная, воздушная, надводная), транспортное средство, для которых в соответствии с требованиями по обеспечению транспортной безопасности устанавливается особый режим допуска физических лиц, транспортных средств и перемещения грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных.
На основании частей 13 и 14 статьи 12.2 Федерального закона "О транспортной безопасности", в правила проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, включаются перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлены запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть.
Правила проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности утверждены Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227 (далее - Правила проведения досмотра). В главе Х Правил проведения досмотра установлены Перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности или ее часть. При этом в перечень оружия включены боевое оружие и его основные части, а также боеприпасы к такому оружию, оружие гражданское и его основные части, оружие служебное и его основные части, холодное оружие.
Из указанных положений федерального законодательства следует, что к оружию, боеприпасам, взрывчатым веществам и другим устройствам, предметам и веществам, запрещенным к провозу пассажирами метрополитена Типовыми правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2018 N 386, относятся соответствующие предметы, указанные в Перечнях, содержащихся в главе Х Правил проведения досмотра, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
В связи с чем запрет на провоз пассажирами таких предметов в Петербургском метрополитене, введенный оспариваемым актом, а также установленное исключение из этого запрета в отношении провоза взрывчатых веществ, оружия, их снаряжения и компонентов, предназначенных для решения боевых и оперативно-служебных задач государственными военизированными организациями, определенными Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", при их перемещении сотрудниками таких организаций на законном основании, соответствует федеральному законодательству, регулирующему вопросы организации транспортного обслуживания населения и транспортной безопасности.
То обстоятельство, что в оспариваемой норме, в отличие от подпункта 11 пункта 30 Типовых правил отдельно выделены запрещенные к провозу пассажирам метрополитена основные части оружия, не свидетельствует о несоответствии этих положений нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, поскольку основные части огнестрельного оружия также указаны в Перечнях, содержащихся в главе Х Правил проведения досмотра, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227.
Суд не может согласиться с позицией административных истцов о противоречии оспариваемой нормы пунктам 13, 37, 38 Правил проведения досмотра, утвержденных Приказом Минтранса России от 23.07.2015 N 227, по следующим основаниям.
Оспариваемой нормой введен запрет на провоз соответствующих предметов пассажирами метрополитена.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2017 г. N 442-ФЗ пассажиром является физическое лицо, заключившее с перевозчиком договор перевозки пассажира (подпункт 11 части 1); под перевозкой понимается нахождение пассажира во внеуличном транспорте с момента его входа на станцию внеуличного транспорта через пропускной пункт до момента его выхода со станции внеуличного транспорта включительно (часть 2).
В пункте 13 Правил проведения досмотра установлено, что основаниями для пересечения объектами досмотра границ сектора свободного доступа зоны транспортной безопасности, а также их нахождения на его территории, является отсутствие у таких объектов досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в перечни оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные настоящим Приказом, перемещаемых без законных на то оснований, а также выполнение требований по соблюдению транспортной безопасности.
Исходя из положений подпункта 28 пункта 5 как действующих на момент принятия оспариваемого акта Требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий метрополитенов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.04.2017 N 410, так и действующих в настоящее время аналогичных положений, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 N 1641, сектором свободного доступа зоны транспортной безопасности метрополитена является часть зоны транспортной безопасности, на которой в отношении допускаемых физических лиц, транспортных средств и (или) перемещаемых грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, иных материальных объектов, а также животных (далее - объект досмотра) проводится досмотр, дополнительный досмотр и повторный досмотр, а выявление у физических лиц (транспортных средств) правовых оснований для допуска не требуется. То есть находящиеся в этой зоне лица до прохода через пропускной пункт в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности не являются пассажирами по смыслу оспариваемого нормативного правового акта, с ними не заключен договор перевозки, и на них не распространяется оспариваемый запрет.
Пунктом 37 Правил проведения досмотра установлено, что в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры или транспортное средство или их части не допускаются объекты досмотра, включая физических лиц, у которых были обнаружены, распознаны оружие, взрывчатые вещества или другие устройства, предметы и вещества, включенные в Перечни, оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ, в отношении которых установлен запрет или ограничение на перемещения в зону транспортной безопасности, утвержденные названных приказом, которые перемещались без законных на то оснований.
Однако указанная норма устанавливает общие правила допустимости нахождения в зоне транспортной безопасности указанных в ней объектов, не конкретизируя такие правила в отношении определенных секторов зоны транспортной безопасности. Вместе с тем, в соответствии с пунктом 15 Правил проведения досмотра, основаниями для пересечения объектами досмотра - иными материальными объектами границ перевозочного и технологического секторов зоны транспортной безопасности или критического элемента объекта транспортной инфраструктуры или транспортного средства, а также основанием для нахождения таких объектов досмотра на их территории, является, в том числе, отсутствие в данных материальных объектах досмотра запрещенных или ограниченных для перемещения предметов и веществ, включенных в Перечни, перемещаемых в зону транспортной безопасности или ее часть в нарушение правил (порядков, условий) перевозки, установленных нормативными правовыми актами, действующими на воздушном, морском, речном, железнодорожном, автомобильном транспорте и дорожном хозяйстве, городском наземном электрическом транспорте, метрополитене, а также правил перевозки, установленных субъектами транспортной инфраструктуры (перевозчиками).
Поскольку, как было отмечено ранее, Типовыми правилами, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2018 N 386, определяющими условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади метрополитеном, установлен общий запрет на провоз пассажирами в метрополитене указанных в подпункте 11 пункта 30 Типовых правил предметов, то в силу приведенного пункта 15 Правил проведения досмотра, основания для пересечения такими предметами границ перевозочного сектора зоны транспортной безопасности метрополитена и нахождения на этой территории, отсутствуют.
По этим же основаниям являются необоснованными доводы административных истцов о противоречии оспариваемого акта пункту 38 Правил проведения досмотра, в соответствии с которым перемещение в зону транспортной безопасности и на критические элементы объектов транспортной инфраструктуры или транспортные средства с целью дальнейшей перевозки предметов и веществ, включенных в вышеуказанные Перечни, допускается в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правила, порядок и условия их перевозки по видам транспорта, а также правилами перевозки, установленными субъектами транспортной инфраструктуры, перевозчиками. При этом то обстоятельство, что условия перевозок пассажиров и провоза ручной клади Петербургским метрополитеном установлены высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а не указанными в пункте 38 Правил проведения досмотра перевозчиком или субъектами транспортной инфраструктуры, правового значения не имеет, поскольку вышеприведенными нормами федерального законодательства установлены полномочия этих органов на принятие таких правил.
Позиция административных истцов о том, что административный ответчик вышел за пределы предоставленных полномочий и урегулировал отношения в области оборота оружия в нарушение требований статьи 25 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и пункта 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 1998 N 814 "О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", является ошибочной.
Федеральным законом от 13.12.19963 N 150-ФЗ "Об оружии" регулируются правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории Российской Федерации, которым является производство оружия, торговля оружием, продажа, передача, приобретение, коллекционирование, экспонирование, учет, хранение, ношение, перевозка, транспортирование, использование, изъятие, уничтожение, ввоз оружия в Российскую Федерацию и вывоз его из Российской Федерации (преамбула, абзац 12 статьи 1)
Статьей 24 Федерального закона "Об оружии" установлены правила применения оружия гражданами Российской Федерации, в том числе установлены случаи запрета ношения оружия лицами, владеющим им на законном основании
Согласно статье 25 Федерального закона "Об оружии" правила учета, ношения, перевозки, транспортирования и уничтожения оружия определяются Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 77 Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 года N 814, граждане Российской Федерации осуществляют транспортирование оружия по территории Российской Федерации в количестве не более 5 единиц и патронов не более 1000 штук на основании разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или ее территориальных органов на хранение, хранение и ношение, хранение и использование, на ввоз в Российскую Федерацию соответствующих видов, типов и моделей оружия либо лицензий на их приобретение, коллекционирование или экспонирование оружия; транспортирование принадлежащего гражданам оружия осуществляется в чехлах, кобурах или специальных футлярах, а также в специальной упаковке производителя оружия; оружие при транспортировании должно находиться в разряженном состоянии отдельно от патронов.
Действительно, указанными положениями не установлен запрет на ношение и транспортирование оружия в общественном транспорте. Вместе с тем, необходимо учитывать, что согласно преамбуле Федеральный закон"Об оружии" направлен на защиту жизни и здоровья граждан, собственности, обеспечение общественной безопасности, охрану природы и природных ресурсов, обеспечение развития связанных с использованием спортивного оружия видов спорта, укрепление международного сотрудничества в борьбе с преступностью и незаконным распространением оружия и не регулирует вопросы обеспечения транспортной безопасности, которые урегулированы отдельным Федеральным законом от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности", в силу частей 7 и 14 статьи 12.2 которого допускается запрет или ограничение на перемещение в зону транспортной безопасности или ее часть оружия, взрывчатых веществ или других устройств, предметов и веществ.
Довод административно истца Бобровского С.А. о том, что оспариваемый акт не согласован с Минтрансом России, ФСБ России и МВД России в нарушение требований пункта 13 статьи 12.2 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" также является ошибочным, поскольку указанной нормой установлены требования согласования Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, т.е. Минтрансом России.
Позиция Бобровского С.А. о нарушении оспариваемой нормой права административного истца на реализацию публичного договора перевозки транспортом общего пользования не может быть принята судом, поскольку этим положением не ограничиваются права каких-либо лиц на заключение договора перевозки, а устанавливается запрет на транспортирование любыми лицами определенных предметов в соответствии с установленными федеральным законодательством правилами исходя из баланса личных и общественных интересов.
С учетом изложенного, суд полагает, что оспариваемые положения не противоречат нормативным правовым актам, регулирующим данные отношения и имеющим большую юридическую силу, в связи с чем оснований для признания их недействующими не имеется.
Руководствуясь статьями 175, 177, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Решил:
В удовлетворении административных исковых заявлений Бобровского С А о признании недействующим подпункта 14 пункта 32 Правил пользования Петербургским метрополитеном, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга N 776 от 29 сентября 2020 года в части запрета провозить оружие, его основные части и боеприпасы, Костенко В А о признании недействующим подпункта 14 пункта 32 Правил пользования Петербургским метрополитеном, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 N 776 в части, касающейся запрета провозить оружие, его основные части, Коблова П.П о признании недействующим подпункта 14 Правил пользования Петербургским метрополитеном, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 N 776, Курникова М С о признании недействующим подпункта 14 пункта 32 Правил пользования Петербургским метрополитеном, утвержденных постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 29.09.2020 N 776 - отказать.
Обязать Правительство Санкт-Петербурга опубликовать на сайте Администрации Санкт-Петербурга сообщение о принятом судом решении в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу.
Решение может быть обжаловано во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Санкт-Петербургский городской суд.
Судья |
Е.А. Витушкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 7 декабря 2020 г. N 3а-276/2020
Текст решения опубликован не был