Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Правительства
Красноярского края
от 05.03.2021 N 127-р
Стратегия
развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года
1. Основные положения
1.1. В рамках Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Красноярского края от 27.11.2013 N 864-р (далее - Стратегия-2013), в крае сформирована система профориентационной работы с различными категориями населения, включенная в решение задачи по формированию трудовых ресурсов в соответствии с потребностями экономики в кадрах.
Вместе с тем остается актуальным решение задачи по укреплению межведомственного и межинституционального взаимодействия при организации профориентационной работы, особенно в части ранней профориентации. Профориентационная работа с обучающимися общеобразовательных организаций слабо ориентирована на знакомство с профессиями будущего, новыми компетенциями, современными и перспективными социально-трудовыми ролями.
Новизна Стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года (далее - Стратегия) состоит в том, что развитие системы профориентации в предстоящий десятилетний период обеспечивается разработкой и реализацией серии инновационных проектов, направленных на консолидацию усилий и ресурсов всех заинтересованных субъектов профориентационной деятельности для построения определенной инновационной практики в рамках региональной модели профориентационной работы. По мере реализации инновационных проектов должен происходить постепенный отказ от неэффективных форм и методов образовательной профориентации, развитие эффективных механизмов консультативной профориентации со взрослым населением.
Предметом Стратегии является деятельность, направленная на развитие региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края. Стратегия определяет субъекты, цель, задачи, принципы и основные направления развития краевой системы профессиональной ориентации на период 2021-2030 годов. Органы исполнительной власти Красноярского края и органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края, подведомственные им организации руководствуются Стратегией при организации и проведении профориентационной работы с различными категориями населения в соответствии с их компетенцией либо участвуют в профориентационной деятельности в добровольном порядке.
Профессиональная ориентация обладает рядом специфических характеристик, среди которых: комплексность; многосубъектный, многоуровневый, межведомственный характер; высокая связанность с другими сферами социальной жизни; значительная отсроченность результатов профориентационной деятельности по времени.
Рынок труда в России носит отчетливый региональный оттенок, при этом наблюдается невысокий уровень межрегиональной мобильности. Следовательно основная часть государственной деятельности по координации профориентационной работы осуществляется на региональном уровне.
Самостоятельный и ответственный профессиональный выбор - ключевое звено в подготовке кадров для новой экономики. Осознанный выбор профессии способствует увеличению производительности труда и уменьшению "текучести" кадров. В то же время профессиональный выбор человека в современном обществе выступает предметом и результатом социального договора, участники которого - сам человек, члены его семьи, работодатели, образовательные организации, государство и общество. С этой точки зрения профориентационная работа представляет собой не только подготовку человека к профессиональному выбору, но и организацию диалога и взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Сущность профориентационной работы - взаимное согласование профессионально-карьерных намерений человека с потребностями экономики региона, страны в квалифицированных кадрах определенного профиля и уровня подготовки. В процессе решения задач кадрового обеспечения экономики конечные результаты профориентационной работы связаны с достижением баланса:
интересов человека, экономики и государства; работодателя, работника и членов его семьи;
актуальных и перспективных кадровых потребностей экономической сферы;
работы по сопровождению профессионального выбора человека и по его подготовке к выбору;
способностей человека, его интересов и внешних вызовов в процессе профессионального самоопределения.
При этом профориентационная работа должна одновременно удерживать следующие целевые ракурсы: помощь в профессионально-образовательном выборе в конкретной региональной ситуации; подготовка человека к жизни в условиях постиндустриальной эпохи и неопределенного будущего.
Данная Стратегия является преемственной по отношению к Стратегии-2013 и определяет очередной этап развития краевой комплексной профориентационной системы.
Основными документами, определяющими особенности нового этапа развития краевой системы профориентации, его цели и приоритетные направления, выступают государственная программа Красноярского края "Содействие занятости населения Красноярского края", утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 502-п, и Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п.
Ориентирами для развития профессиональной ориентации населения Красноярского края являются:
создание условий для выявления, максимального развития и реализации возможностей личности, удовлетворяющих потребности человека в самореализации и созидательной деятельности;
обеспечение подготовки специалистов, по структуре и уровню профессионализма соответствующих перспективным потребностям развития Красноярского края;
повышение профессионально-квалификационной и территориальной трудовой мобильности населения Красноярского края, в сочетании с минимизацией оттока трудовых ресурсов за пределы Красноярского края;
рост производительности труда, в первую очередь, за счет создания новых производств с высокой производительностью рабочих мест;
развитие межведомственной системы профессиональной ориентации, направленной на решение задач по формированию профориентационной культуры населения Красноярского края.
Исходя из этого главными принципами развития региональной системы профессиональной ориентации в Красноярском крае на период 2021-2030 годов выступают: включенность профессиональной ориентации в кадровую и образовательную политику региона; развитие многоуровневого межинституционального взаимодействия и социального партнерства; непрерывность сопровождения профессионального самоопределения; усиление прикладного характера профессиональной ориентации; перспективная направленность.
Нормативную правовую базу для разработки Стратегии и реализации обозначенных в ней приоритетов и задач составляют:
1) Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации";
2) Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
3) Федеральный закон от 03.07.2016 N 238-ФЗ "О независимой оценке квалификации";
4) Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
5) распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 N 1726-р "Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей";
6) распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 N 996-р "Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года";
7) распоряжение Правительства Российской Федерации от 27.12.2018 N 2950-р "Об утверждении Концепции развития добровольчества (волонтерства) в Российской Федерации до 2025 года";
8) постановление Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 27.09.1996 N 1 "Об утверждении положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации";
9) прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2036 года (разработан Минэкономразвития России), утвержденный на заседании Правительства Российской Федерации 22.11.2018 (N 34), опубликован на сайте http://www.economy.gov.ru;
10) постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 502-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Содействие занятости населения";
11) постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 508-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Развитие образования";
12) постановление Правительства Красноярского края от 30.09.2013 N 519-п "Об утверждении государственной программы Красноярского края "Молодежь Красноярского края в XXI веке";
13) постановление Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п "Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года".
В качестве научно-методической основы Стратегии выступают разработанные ФГАУ "Федеральный институт развития образования" Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (далее - ФИРО РАНХиГС):
Концепция сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования, одобренная Научно-методическим советом Центра профессионального образования и систем квалификаций ФИРО РАНХиГС (протокол от 14.12.2015 N 9);
Концепция профессионального самоопределения в условиях постиндустриальной эпохи (ключевые тезисы, разработанные ФИРО РАНХиГС в 2019 г.).
1.2. Основные термины и понятия, используемые в Стратегии.
Готовность к профессиональному самоопределению - интегральная характеристика субъекта самоопределения (обучающегося, выпускника), свидетельствующая о наличии у него знаний, умений, опыта деятельности и личностных качеств, необходимых для успешного решения задач профессионального самоопределения, соответствующих текущему возрастному и образовательному этапу его развития.
Инфраструктура профессиональной ориентации (региональная, муниципальная) - комплекс специализированных организаций, организационных подразделений (отделов, Центров и т. п. в составе образовательных и иных организаций) и форм работы, обеспечивающий концентрацию и эффективное использование кадровых, информационно-аналитических, научно-методических, учебно-методических, материально-технических ресурсов педагогического сопровождения профессионального самоопределения.
Карьера (профессиональная, трудовая) - результат осознанной позиции и поведения человека в трудовой деятельности, связанный с его должностным, профессиональным ростом, а также с размером его материального вознаграждения.
Кейс - описание ситуации, проблем, путей и способов их решения для достижения намеченного результата.
Компетенция - основывается на приобретенных навыках, знаниях и опыте, которые обеспечивают способности для выполнения поставленной задачи или осуществления определенной деятельности.
Координация деятельности по профессиональной ориентации - согласование действий, установление целесообразных отношений между институциональными субъектами профориентационной деятельности, закрепление этих отношений в нормативных документах (межведомственных положениях, координационных планах, программах и т. п.).
Национальная система квалификаций (НСК) - совокупность механизмов правового и институционального регулирования квалификаций работников со стороны работодателей на основе настоящих и перспективных требований рынка труда, инструмент влияния на рынок труда и рынок образовательных услуг для подготовки и получения специалистов необходимой квалификации. Основные модули НСК: формирование справочника профессий; разработка и актуализация профессиональных стандартов и квалификационных требований; организация независимой оценки квалификации; организация профессионально-общественной аккредитации профессиональных образовательных программ.
Перспективные профессии (специальности) - профессии (специальности), содержание которых в среднесрочной перспективе будет изменяться в связи с обновлением техники, технологий и организации труда.
Постиндустриальная экономика - тип экономики, характеризующийся: высокой степенью инновационности и интеллектоемкости производства, производительности труда и эффективности; высокой конкуренцией во всех видах экономической деятельности; преобладанием доли населения, занятого в сфере услуг, отличающейся клиентоориентированностью и инновационностью.
Практикоориентированные технологии профориентационной работы - формы (методы, образовательные технологии) педагогического сопровождения профессионального самоопределения, направленные на формирование опыта практической и рефлексивно-самооценочной деятельности обучающегося в условиях реального или игрового профессионального контекста.
Профессиональная проба - профессиональное испытание, моделирующее элементы конкретного вида профессиональной деятельности или отдельную компетенцию, имеющее вид завершенного технологического процесса либо его отдельного этапа и способствующее профессиональному самоопределению.
Профессиональная ориентация - деятельность, направленная на оказание помощи человеку в процессе профессионального самоопределения, в выборе оптимального вида занятости с учетом его потребностей и возможностей, социально-экономической ситуации на рынке труда.
Профессионально-карьерная траектория - профессиональный путь человека, на котором он самостоятельно, осознанно и ответственно осуществляет выбор, формирование и развитие своей профессиональной деятельности и освоение соответствующих социальных и трудовых ролей.
Профессиональное самоопределение - процесс и результат: обретения личностью своего отношения к профессионально-трудовой сфере на основании согласования внутренних возможностей и потребностей с внешними требованиями; овладения необходимым для этого инструментарием: знаниями, умениями, навыками, опытом, компетенциями.
Профессиональный выбор - значимый этап профессионального самоопределения, локальное во времени решение человека, уточняющее его отношение к миру профессий.
Профессия - род трудовой деятельности человека, владеющего определенными общими и специальными теоретическими знаниями и практическими навыками, приобретенными в результате специальной подготовки, опыта работы
Профориентационная работа - профессиональная деятельность специалистов различных организаций, нацеленная на подготовку обучающихся и других категорий населения к самостоятельному и обоснованному выбору профессии, удовлетворяющему как личные интересы, так и общественные потребности.
Профориентационно значимые компетенции (компетенции профессионального самоопределения) - особая группа универсальных компетенций, обеспечивающих успешность человека в его профессиональном самоопределении и карьерной самонавигации.
Профориентационный нетворкинг - систематическая, последовательная и преемственная деятельность, направленная на организацию коммуникации и создание полезных контактов и связей между основными участниками и интересантами профориентационного процесса. Основной инструмент профориентационного нетворкинга - коммуникативная площадка, на которой открыто обсуждается широкий комплекс профориентационно значимых вопросов.
Ранняя профориентация - профориентационная работа с детьми и подростками, нацеленная на формирование у них готовности к осознанному и самостоятельному профессиональному выбору.
Сопровождение профессионального самоопределения - система работы по созданию организационно-управленческих и психолого-педагогических условий, обеспечивающих качество и результативность процесса профессионального самоопределения в контексте общего личностного и профессионального развития человека.
Система профессиональной ориентации - организованная, управляемая деятельность различных государственных и общественных организаций, а также семьи, нацеленная на согласование интересов, ожиданий и действий всех субъектов профессионального и социального самоопределения граждан.
Среда профессионального самоопределения (региональная, муниципальная) - социальная среда, содержащая систему условий и возможностей для профессионального самоопределения обучающихся и трудоспособных жителей территории и ограниченная естественным пространством профессиональной мобильности данных категорий населения.
Универсальные компетенции (общие, общекультурные, ключевые, "гибкие навыки", soft skills) - компетенции, которые являются универсальными для всех видов профессиональной и внепрофессиональной деятельности.
Экспертно-рабочая группа - региональная команда, сформированная для координации действий по реализации Стратегии из числа квалифицированных и высокомотивированных сотрудников организаций края, вовлеченных в решение профориентационных задач с различными категориями населения.
Элективные курсы - избираемые обучающимися в обязательном порядке учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность в рамках профильного обучения (после получения основного общего образования).
2. Актуальное состояние региональной системы профессиональной ориентации
2.1. На предшествующем этапе развитие региональной системы профессиональной ориентации населения Красноярского края осуществлялось в соответствии со Стратегией-2013. Целью Стратегии-2013 являлось создание системы по сопровождению профессионального самоопределения, способствующей удовлетворению потребностей рынка труда Красноярского края в квалифицированных, мотивированных и конкурентоспособных кадрах, с учетом личностных особенностей граждан и при соблюдении интересов работодателей, общества, государства, а также предусматривающей:
обеспечение социальных гарантий в сфере свободного выбора профессии, формы занятости и путей самореализации личности в условиях рыночных отношений;
достижение сбалансированности между профессиональными интересами человека, его психофизиологическими особенностями и возможностями рынка труда;
прогнозирование профессиональной успешности в какой-либо сфере трудовой деятельности;
содействие непрерывному росту профессионализма личности как важнейшего условия ее удовлетворенности трудом и собственным социальным статусом.
В рамках реализации Стратегии-2013:
профориентационная работа с населением осуществлялась с учетом тенденций развития рынка труда и мониторинга кадровой потребности региональной экономики;
сформирована модель управления профориентационной работой в крае, опирающаяся на механизмы межведомственного взаимодействия;
создано методическое, организационное, финансовое обеспечение и информационное сопровождение профориентационной деятельности;
сформирована сеть интернет-ресурсов, образующих региональную цифровую информационную среду профессионального самоопределения (Интерактивный портал агентства труда и занятости населения Красноярского края; профориентационные разделы сайтов организаций и учреждений края; сайт "Региональный атлас образовательных практик"; портал "Одаренные дети Красноярья"; Инвестиционный портал Красноярского края);
оказывается гарантированный минимум бесплатных профориентационных услуг, включающий в себя предоставление профессиональной информации, проведение групповых и индивидуальных профессиональных консультаций, в том числе онлайн, и мероприятий по сопровождению профессионального выбора;
успешно реализуется региональная модель организации профориентационной работы со школьниками с использованием возможностей краевого добровольческого профориентационного движения "Твои горизонты";
проводится ежегодный мониторинг актуального состояния и имеющихся ресурсов профессиональной ориентации населения, а также другие исследования профориентационной направленности;
обеспечивается систематическое повышение квалификации специалистов по вопросам организации профориентационной деятельности.
В ходе практической деятельности по реализации Стратегии-2013:
проводились профориентационные мероприятия различного типа (профориентационные месячники, фестивали, акции, конкурсы; Дни карьеры, Дни открытых дверей; ярмарки учебных и рабочих мест) для обучающихся, их родителей и других категорий населения;
реализовывались профессиональные пробы для обучающихся;
осуществлялись мероприятия по временной занятости обучающихся, в том числе в форме трудовых отрядов старшеклассников в соответствии с флагманской программой, направленной на профессиональную ориентацию и содействие профессиональному развитию молодежи(1);
в региональных и местных средствах массовой информации освещалась тематика профессиональной ориентации и популяризации востребованных в Красноярском крае профессий.
В общеобразовательных организациях Красноярского края реализовывались элективные курсы и факультативы профориентационной направленности (в том числе в рамках предпрофильной подготовки); в профессиональных образовательных организациях и вузах реализуются курсы по технологиям трудоустройства и самопрезентации на рынке труда.
В Красноярском крае создана инфраструктура, обеспечивающая выявление и сопровождение одаренных детей, развивается сеть интернатов и отдельных классов для одаренных и мотивированных к получению образования и развитию способностей детей.
Обеспечено участие детей и молодежи Красноярского края в международных, федеральных и всероссийских чемпионатах, конкурсах профессионального мастерства, других конкурсах профориентационной направленности.
Профориентационная работа с особыми категориями граждан (дети-сироты, подростки группы риска, лица, находящиеся в местах лишения свободы, дети-инвалиды) ведется на базе соответствующих организаций.
В Красноярском крае регулярно проводятся конкурсы, нацеленные на выявление лучших профориентационных практик профориентационной направленности, в том числе с использованием грантовых механизмов поддержки победителей. Органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края в рамках решения вопросов местного значения в сфере образования проводится выявление и распространение лучшего опыта и моделей профориентационной работы с детьми и молодежью.
В целом по сравнению с 2013 г. в 2020 г. в Красноярском крае:
в 2,7 раза возросла численность граждан, охваченных профориентационной работой;
в 3,5 раза вырос охват молодежи мероприятиями профориентационной направленности.
Заявленный Стратегией-2013 основной ожидаемый результат ее реализации - "создание комплексной краевой системы координации деятельности всех субъектов профориентационного процесса по сопровождению профессионального самоопределения и построения профессиональной карьеры различных групп населения, направленной на реализацию личностного потенциала и содействие обеспечению кадровой потребности социально-экономического развития Красноярского края" - можно считать достигнутым.
2.2. В то же время не все вопросы профориентационной работы за период действия Стратегии-2013 полностью решены; в динамично меняющейся ситуации обозначились новые вызовы, в том числе к системе профессиональной ориентации Красноярского края.
В настоящее время наблюдаются следующие тенденции, выступающие в качестве внешних вызовов по отношению к системе управления трудовыми ресурсами, включая механизмы профориентационного сопровождения самоопределения различных категорий граждан:
повышение динамики развития техники и технологий, сопровождающееся сменой технологических укладов; повышение степени неопределенности будущего, что требует высокой профессиональной и межпрофессиональной мобильности, готовности к непрерывному образованию, самообразованию, наращиванию пакета персональных компетенций;
цифровая трансформация производства, сферы услуг и бытовой сферы, формирование информационного общества, взросление новых поколений на основе механизмов сетевой социализации;
возрастание роли универсальных компетенций для работников любого уровня квалификации при сохранении значимости профессиональных компетенций;
повышение роли мотивационно-психологической составляющей как фактора производительности труда;
дифференциация социально-трудовых ролей, появление новых способов организации деятельности (фриланс, коворкинг, распределенные проектные команды, дистанционный формат работы), расширение пространства самозанятости, что влияет на изменение типичных моделей образа жизни;
повышение персональной свободы, самостоятельности и ответственности каждого человека, что меняет понимание профессиональной ориентации как помощи человеку не столько в выборе профессии, сколько в поиске ресурсов для самостоятельного формирования своей профессионально-карьерной траектории, а также обучение способам использования этих ресурсов;
размывание традиционных социальных (возрастных) норм профессионального самоопределения, повышение многообразия индивидуальных траекторий взросления, социализации и профессионализации.
На федеральном уровне значимость профориентационной работы с различными категориями населения определяется Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в котором установлены:
возможности для самореализации и развития талантов, в рамках которой одним из целевых показателей выступает формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся;
достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство;
цифровая трансформация.
В целом экономическая политика развития Красноярского края ориентирована на развитие в трех ключевых направлениях(2):
1) модернизация и повышение эффективности традиционных промышленных отраслей, включая широкое использование современных цифровых и материальных технологий;
2) построение инновационной экономики, использующей достижения пятого технологического уклада (информационные технологии, роботостроение, микроэлектроники) с переходом на развитие шестого (лидерство нано- и биотехнологий), а впоследствии и седьмого технологического укладов (лидерство когнитивных технологий), при максимальном участии университетов и научных учреждений. Предполагается формирование новых инновационных кластеров как основы новой "умной" экономики края;
3) развитие на основе современных технологий ключевых инфраструктурных и социальных отраслей.
Обозначенные тенденции повышают требования к уровню профессиональной подготовленности работников и качеству самоопределения личности. При этом дифференцируется базовый механизм социально-профессионального самоопределения; в основе его лежит выбор человека между двумя моделями самоопределения - индустриальной, или профессиональной (выбор одной конкретной профессии из множества возможных) и постиндустриальной, или мультипрофессиональной (формирование персонального динамичного набора компетенций, опирающихся на одну или несколько базовых профессиональных квалификаций). Готовность человека к профессиональному самоопределению и жизнедеятельности на основе мультипрофессионализма значительно повышает его социально-профессиональную мобильность и обеспечивает возможности для профессионально-личностного развития. Увеличение доли населения, для которого характерно самоопределение постиндустриального типа, является непосредственным фактором развития человеческого потенциала.
Стратегия направлена на преодоление или минимизацию следующих проблем и дефицитов, существующих в Красноярском крае и препятствующих эффективному достижению целей профориентационной работы с различными категориями населения:
противоречие между актуальными кадровыми потребностями региональной экономики Красноярского края, конкретных работодателей в кадрах определенного профиля и уровня квалификации и интересами инновационного развития экономики, требующими готовности выпускников к освоению новых профессий и овладению перспективными компетенциями;
противоречивость в интересах различных субъектов, вовлеченных в процессы профессионального самоопределения и его сопровождения (базовое противоречие - между интересами экономической сферы и интересами самоопределяющейся личности);
появление новых вызовов, связанных с профессиональной ориентацией взрослого населения в условиях неопределенности и высокой динамики изменений рынка труда, а также с увеличением возрастной продолжительности законодательно закрепленного и социально одобряемого периода социально-трудовой активности населения;
слабое взаимодействие между различными субъектами, реализующими профориентационные практики, в том числе между разными уровнями образования;
сфокусированность системы работы общеобразовательной школы на формировании фундаментальных знаний, исключенность задач сопровождения социально-профессионального самоопределения обучающихся из числа приоритетов общего образования;
недостаточная ориентированность профориентационной работы с обучающимися на новые и перспективные профессии, "компетенции будущего", на подготовку к социально-профессиональному самоопределению в условиях неопределенности и высокой динамики изменений;
нацеленность большинства имеющихся в крае профориентационно значимых программ, проектов и мероприятий на высокомотивированную, активную молодежь с уже сложившимся уровнем социально-профессионального самоопределения, при выраженном дефиците практик, работающих со "средними" и слабо мотивированными обучающимися;
недостаточная работа по формированию готовности к профессиональному самоопределению у обучающихся ранних возрастов (старший дошкольный, младший школьный, младший подростковый);
сохраняющееся доминирование разовых мероприятий, в том числе реализуемых в рамках федеральных программ и проектов; отсутствие продолжительности, непрерывности и преемственности в профориентационной работе;
дисбаланс между высокой значимостью родительского участия, как фактора профессионального самоопределения обучающихся, и низкой вовлеченностью родителей в систему профориентационной работы;
проблема кадрового обеспечения профориентационной работы с обучающимися в образовательных организациях; недостаточное количество таких специалистов и недостаточный уровень их готовности к реализации современных подходов и технологий профориентационной работы;
слабая разработанность механизмов оценки качества профориентационных программ, проектов, практик, реализуемых в крае.
В целом, основной проблемной зоной в организации профориентационной деятельности выступает недостаточность работы по оказанию помощи учащимся общеобразовательных организаций в профессиональном самоопределении, итоговым следствием чего выступает доминирование внешних факторов и случайных мотивов при выборе профессии, специальности, направления подготовки у некоторых категорий школьников.
2.3. Среда профессионального самоопределения Красноярского края насыщена разнообразными профориентационно значимыми ресурсами, образующими внешний контур профориентационной работы. К таким ресурсам могут быть отнесены:
производственная среда организаций Красноярского края различного отраслевого профиля, в том числе: отраслевых лидеров, высокотехнологичных и инновационных компаний, предприятий малого и среднего бизнеса, учреждений социальной сферы;
профессионально-образовательная среда образовательных организаций высшего образования и профессиональных образовательных организаций, в том числе осуществляющих подготовку кадров для передовых технологий, по востребованным профессиям и специальностям;
профессиональные конкурсы для учащейся и работающей молодежи ("Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)", "Junior Skills", "Абилимпикс"); многообразие программ дополнительного образования для детей и взрослых, имеющих практикоориентированную, предпрофессиональную или профессиональную направленность;
профориентационные возможности школьного курса технологии и других образовательных областей общеобразовательной программы, в том числе профильные и специализированные классы, а также "корпоративные классы", созданные и функционирующие при участии ведущих предприятий-работодателей;
развивающиеся практики коммерческой профориентации;
практики ученического и студенческого самоуправления, волонтерского и клубного движения, реализуемые на базе школ, профессиональных образовательных организаций, вузов, молодежных центров;
интернет-ресурсы различного типа, а также материалы региональных и местных средств массовой информации, отражающие актуальное состояние экономики, профессионального и высшего образования, рынка труда и профессий Красноярского края.
Стратегия предполагает актуализацию всех обозначенных ресурсов и их включение в единую систему профориентационной работы с детьми и молодежью Красноярского края.
_____________________
(1)До июня 2020 г. - флагманская программа "Моя территория". В соответствии с распоряжением Губернатора Красноярского края N 262-рг от 22.06.2020 определен перечень флагманских программ, реализуемых в Красноярском крае, одна из которых направлена на профессиональную ориентацию и содействие профессиональному развитию молодежи.
(2)Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года утверждена постановлением Правительства Красноярского края от 30.10.2018 N 647-п.
3. Цель реализации Стратегии
Цель реализации Стратегии - достижение устойчивого функционирования региональной системы профессиональной ориентации Красноярского края, обладающей следующими базовыми характеристиками:
включенность профориентационной деятельности в кадровую политику региона и его инновационную систему, направленность на содействие успешной социализации и эффективной самореализации граждан;
развитие межведомственной системы профессиональной ориентации в формате "Профориентация всю жизнь" с ориентацией на перспективные потребности развития Красноярского края;
непрерывность процесса сопровождения профессионального самоопределения человека от старшего дошкольного до пенсионного возраста;
перспективная направленность, обеспечивающая готовность к профессиональному самоопределению в условиях перехода к постиндустриальной эпохе, цифровой экономике и информационному обществу, неопределенности и динамичности мира труда и профессий.
4. Задачи реализации Стратегии
Задача 1. Координация, межинституциональное взаимодействие, мониторинг и оценка организации профориентационной деятельности.
Задача 2. Развитие информационной инфраструктуры, формирование краевой системы профориентационной навигации для разных возрастных групп.
Задача 3. Кадрово-методическое обеспечение, направленное на создание региональной модели подготовки кадров, задействованных в решении профориентационных задач.
Задача 4. Организация профориентационной работы с различными категориями населения с учетом тенденций развития рынка труда, на основе комплексности и непрерывности сопровождения процесса профессионального самоопределения, внедрения инновационных форм и методов организации профориентационной деятельности.
Для достижения обозначенных в Стратегии целей и задач разработан План мероприятий по реализации стратегии развития профессиональной ориентации населения в Красноярском крае до 2030 года (согласно приложению к Стратегии).
5. Субъекты реализации Стратегии
Осуществление взаимодействия и координацию деятельности органов исполнительной власти Красноярского края и учреждений (организаций) в области профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения, содействия развитию служб профориентационной направленности обеспечивает краевая межведомственная комиссия по вопросам профессиональной ориентации граждан, деятельность которой определена постановлением Правительства Красноярского края от 30.07.2013 N 369-п "Об утверждении порядка формирования и деятельности краевой межведомственной комиссии по вопросам профессиональной ориентации граждан" (далее - Краевая комиссия).
В число субъектов реализации Стратегии могут входить в соответствии с компетенцией либо в добровольном порядке:
органы исполнительной власти Красноярского края, включенные в региональную систему профессиональной ориентации: министерство образования Красноярского края, министерство культуры Красноярского края, министерство социальной политики Красноярского края, министерство сельского хозяйства и торговли Красноярского края, министерство транспорта Красноярского края, министерство строительства Красноярского края, министерство лесного хозяйства Красноярского края, агентство труда и занятости населения Красноярского края, агентство молодежной политики и реализации программ общественного развития Красноярского края, агентство печати и массовых коммуникаций Красноярского края;
краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и развития квалификаций", выполняющий функцию базового инфраструктурного и методического центра краевой системы профессиональной ориентации;
организации и учреждения социальной сферы: краевые государственные учреждения службы занятости населения; дошкольные образовательные организации, общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного образования, организации дополнительного профессионального образования; организации социального обслуживания; краевые государственные учреждения, осуществляющие деятельность в сфере молодежной политики, муниципальные молодежные центры; организации культуры.
органы местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края;
организации, действующие в Красноярском крае и выполняющие функции операторов и провайдеров федеральных программ и проектов профориентационной направленности;
организации, оказывающие услуги по профессиональной ориентации и сопровождению профессионального самоопределения на территории Красноярского края;
работодатели, объединения и союзы работодателей, действующие на территории Красноярского края;
средства массовой информации;
экспертно-рабочая группа, состав которой одобрен решением заседания Краевой комиссии от 17.06.2020.
В деятельность по реализации Стратегии в добровольном порядке также вовлекаются:
организации и учреждения науки, здравоохранения, спорта, военкоматы, органы внутренних дел, исправительно-трудовые учреждения, находящиеся на территории Красноярского края;
родительские, молодежные, общественные организации, другие социальные институты, ответственные за воспитание, образование, профессиональное обучение и трудоустройство граждан, находящиеся на территории Красноярского края;
разработчики современных цифровых, игровых, диагностических и других средств, которые могут быть использованы для решения профориентационных задач;
федеральные, региональные, отраслевые эксперты, ведущие исследователи и ученые-практики, обладающие высоким уровнем квалификации в сфере профориентационной деятельности.
Субъекты профориентационной деятельности в пределах своей компетенции решают задачи Стратегии, исполняют функции в области профессиональной ориентации населения, влияющие на кадровую ситуацию в Красноярском крае, взаимодействуют друг с другом в соответствии с заключенными соглашениями с использованием других механизмов.
Координатором реализации Стратегии является агентство труда и занятости населения Красноярского края.
6. Реализация Стратегии
Стратегия предусматривает выполнение комплекса мероприятий в рамках задач, обозначенных в разделе 4 Стратегии, а также реализацию инновационных проектов, имеющих интегративный характер относительно выделенных задач (раздел 6.1 Стратегии).
Организация профориентационной работы в Красноярском крае предполагает широкое и постоянно растущее многообразие технологий, форм и методов современной профориентационной работы.
1. Методы профессиональной активизации, или "точки входа" в профориентационный процесс, катализирующие у молодого человека интерес к своему профессиональному будущему.
2. Методы профессионально-образовательного информирования, обеспечивающие адресатов (обучающихся и их родителей) информацией, необходимой для ориентации в профориентационно значимом пространстве, осознанного построения личного профессионального плана.
3. Практикоориентированные технологии профориентационной работы, предусматривающие включение самоопределяющегося человека в практическую деятельность и профессиональный контекст, создание им профориентационно значимого продукта и формирование у него личностно значимого опыта участия в трудовой деятельности.
4. Профориентационное наставничество, как особая технология сопровождения профессионального самоопределения, обеспечивающая персонализованную поддержку самоопределяющегося человека, его навигацию в профориентационно значимой среде.
5. Диагностико-консультативные формы и методы работы, включая различные методики профессиональной диагностики, профессиональное и карьерное консультирование, карьерную навигацию с использованием очных и дистанционных форм работы.
6. Технологии профориентационного нетворкинга, основанные на организации коммуникативных площадок различной тематики и формата, в том числе онлайн, обеспечивающих социальный диалог всех основных участников и интересантов профориентационного процесса.
7. Технологии и методы инвент-профориентации для работы с массовым контингентом, обеспечивающие создание яркой, эмоционально окрашенной, "вдохновляющей" среды, с использованием специальных средств зрелищности.
8. Технологии оценивания, адекватные задачам профориентационной работы, например, персональное профориентационное портфолио.
Основными принципами, на которые необходимо опираться при отборе и проектировании технологий, форм и методов профориентационной работы с различными категориями населения, являются принципы субъектной направленности и целесообразного многообразия. При этом необходимо учитывать как возрастные особенности различных категорий населения, так и ожидаемые результаты, на достижение которых эта работа направлена.
В работе с обучающимися образовательных организаций различные формы и методы работы не только используются автономно, но и интегрируются в программы сопровождения профессионального самоопределения, что отвечает принципу продолжительности и непрерывности, а также встраиваются в различные типы образовательных и учебных программ, реализуемых на разных ступенях образования (например, школьный курс технологии; элективные и профильные курсы; программы "Введение в специальность", "Конструктор карьеры" и "Технология трудоустройства" для студентов профессиональных образовательных организаций и вузов).
В профориентационной работе со взрослым населением преимущественно используются средства профессиональной диагностики, профконсультирования и карьерной навигации, обеспечивающие помощь человеку на сложном этапе его профессионального самоопределения.
Значительная протяженность Красноярского края и наличие большого количества удаленных территорий требует использования особых средств профориентационной работы, среди которых:
мобильные центры профессиональной ориентации, на базе которых могут осуществляться диагностико-консультативные процедуры, проводиться профессиональные пробы, организовываться коммуникативные площадки профориентационного нетворкинга;
современные цифровые технологии, не только обеспечивающие возможность дистанционной профдиагностики, профинформирования, профконсультирования, профориентационного наставничества, но и позволяющие разрабатывать новые методы профориентационной работы, такие как виртуальные экскурсии, виртуальные профессиональные пробы, сетевые (телекоммуникационные) проекты профориентационной направленности.
6.1. Инновационные проекты
Реализация Стратегии предусматривает разработку, апробацию и внедрение серии комплексных инновационных проектов профориентационной направленности (далее - инновационные проекты).
Инновационный проект "Волонтерская "Лаборатория новых форм", предусматривающий разработку многообразных активно-деятельностных профориентационных форматов добровольческой деятельности, отвечающих идее "Точек входа" в процесс самоопределения и адресованных ранним возрастам (старший дошкольный, младший школьный, младший подростковый); повышение статуса волонтерского движения.
Инновационный проект "Диплом качества" в профессиональной ориентации". Особый диплом, выдаваемый субъектам профориентационной деятельности Красноярского края, прошедшим экспертизу и показавшим высокий уровень достигнутых результатов.
Инновационный проект "Профориентационный нетворкинг", предусматривающий организацию в Красноярском крае системы работы коммуникативных площадок в контуре "Ребенок - Родитель - Работодатель". Предполагается создание площадок на базе образовательных организаций, библиотек, организаций социального обслуживания. Особое внимание уделяется использованию потенциала волонтерского движения, вовлечению родителей обучающихся в профориентационный процесс.
Инновационный проект "Разработка кейсов региональной модели профориентационной деятельности", предусматривающий разработку и мультипликацию методического обеспечения по всем направлениям реализации региональной модели профориентации и его оформление (технологичное и удобное для трансляции описание, использование инфографики, единый стиль).
Инновационный проект "Единая программа сопровождения профессионального самоопределения обучающихся образовательных организаций", предусматривающий подготовку к процессу профессионально-образовательного самоопределения обучающихся от старшего дошкольного возраста до выпуска из техникума, колледжа, образовательной организации высшего образования. Ожидаемый результат реализации проекта - опережающее формирование у обучающихся образовательных организаций комплекса компетенций, необходимых для успешного социально-профессионального самоопределения в условиях динамично меняющегося мира и высокой степени неопределенности.
Инновационный проект "Высокотехнологичный ресурсный центр профориентации" (далее - ВРЦ профориентации), предусматривающий создание одного ВРЦ профориентации (краевого уровня) или нескольких (в муниципальных образованиях Красноярского края) для проведения комплексной профориентационной работы с использованием инновационных технологий. Предполагаемые направления работы ВРЦ профориентации: профессиональные пробы для школьников разных возрастов по единому графику; коммуникативные площадки профориентационного нетворкинга; программы профессиональной подготовки для школьников разных возрастов; уроки технологии; вовлекающая и развивающая софт-диагностика; виртуальные экскурсии на предприятия и другие профессионально-информационные программы для детей и родителей.
Инновационный проект "Дифференциация муниципальных моделей профориентации", направленный на стимулирование разработки и внедрения различных моделей организации профориентационной работы в муниципальных образованиях Красноярского края с учетом территориальной специфики.
6.2. Этапы реализации Стратегии
Реализация Стратегии предусматривается на протяжении 2021-2030 годов в три этапа.
По итогам первого этапа реализации Стратегии (2021-2023 годы) будет предусмотрено достижение следующих результатов:
1) сформированы и успешно функционируют механизмы государственно-общественного управления реализацией Стратегии, обеспечивающие в том числе эффективное межведомственное взаимодействие в профессиональной ориентации;
2) обеспечен механизм согласования федеральных профориентационно значимых практик с региональными, корпоративно-отраслевыми, муниципальными практиками профессиональной ориентации, реализуемыми в Красноярском крае;
3) переведены в режим устойчивого функционирования инновационные проекты: "Волонтерская "Лаборатория новых форм" и "Диплом качества" в профессиональной ориентации";
4) не менее чем в 50% муниципальных образований Красноярского края обеспечено систематическое функционирование коммуникативных площадок в рамках инновационного проекта "Профориентационный нетворкинг";
5) сформирована система постоянно обновляемого научно-методического обеспечения по всем направлениям профориентационной работы в Красноярском крае и полностью подготовлен к началу внедрения инновационный проект "Разработка кейсов региональной модели профориентационной деятельности";
6) внедрение не менее чем в 80% профессиональных образовательных организаций и не менее чем в 50% образовательных организаций высшего образования обучающих программ, обеспечивающих эффективное сопровождение профессионального самоопределения студентов, в том числе в контексте национальной системы квалификаций Российской Федерации;
7) краевым государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и развития квалификаций" разработана, утверждена и реализуется модульная дополнительная профессиональная программа повышения квалификации специалистов, занимающихся профориентационной работой, обеспечивающая освоение современных подходов, технологий и методов профориентационной работы с различными категориями населения, по которой проведено обучение не менее 100 человек;
8) разработаны и реализуются (в пилотном режиме) информационно-обучающие программы для родителей учащихся общеобразовательных организаций по вопросам профессионального самоопределения;
9) осуществляется ежегодный мониторинг реализации Стратегии по критериям качества, состояния, результативности профориентационной работы.
По итогам второго этапа реализации Стратегии (2024-2026 годы) будет предусмотрено достижение следующих результатов:
1) успешно функционируют механизмы привлечения представителей профессиональных сообществ, в т. ч. крупного, среднего и малого бизнеса, к профессиональной ориентации школьников;
2) переведены в режим устойчивого функционирования инновационные проекты: "Профориентационный нетворкинг" и "Разработка кейсов региональной модели профориентационной деятельности";
3) ответственными исполнителями в сроки, указанные в Плане мероприятий по реализации Стратегии, проведена актуализация функционирующих инновационных проектов;
4) проведена пилотная апробация инновационного проекта "Единая программа сопровождения профессионального самоопределения";
5) краевым государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и развития квалификаций" завершено формирование единой региональной модели подготовки кадров на основе внедрения разработанной и утвержденной модульной дополнительной профессиональной программы повышения квалификации специалистов, занимающихся профориентационной работой, обеспечивающей освоение современных подходов, технологий и методов профориентационной работы с различными категориями населения, по которой проведено обучение не менее 300 человек;
6) функционирует и регулярно обновляется региональный методический интернет-ресурс для специалистов в области профессиональной ориентации, обеспечивающий интегративное взаимодействие пользователей в цифровой среде (аналог профессиональной социальной сети нового поколения);
7) доля выпускников общеобразовательных организаций, обладающих достаточным уровнем профессионального самоопределения (уровни осознанной компетентности и осознанной некомпетентности), возросла по сравнению с 2020 годом не менее чем в два раза.
По итогам третьего этапа реализации Стратегии (2027-2030 годы) будет предусмотрено достижение следующих результатов:
1) переведены в режим устойчивого функционирования инновационные проекты: "Единая программа сопровождения профессионального самоопределения", "Высокотехнологичный ресурсный центр профориентации" и "Дифференциация муниципальных моделей профориентации";
2) ответственными исполнителями в сроки, указанные в Плане мероприятий по реализации Стратегии, проведена актуализация функционирующих инновационных проектов;
3) в Красноярском крае сформирован ведущий тренд общественного мнения: от потребности во внешней поддержке в каждом конкретном профессионально-карьерном выборе к самостоятельности и ответственности в построении профессионально-карьерной траектории;
4) краевое государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и развития квалификаций" выполняет функцию базового инфраструктурного и методического центра краевой системы профессиональной ориентации, способного осуществлять экспорт профильных разработок, образовательных и методических услуг в межрегиональном масштабе;
5) показатели состояния и качества профориентационной работы включены в систему оценки деятельности руководителей образовательных организаций различного уровня.
На протяжении каждого этапа реализации Стратегии осуществляется разработка и внедрение инновационных проектов, указанных в пункте 6.1 Стратегии. При разработке и реализации инновационных проектов учитываются возможности и направления работы в рамках федеральных проектов ранней профессиональной ориентации обучающихся ("Билет в будущее", "ПроеКТОриЯ", "Начни трудовую биографию с Арктики и Дальнего Востока!", "Zaсобой"), региональных этапов международных и всероссисйких чемпионатов профессионального мастерства "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia), JuniorSkills, "Абилимпикс"), осуществляется их синхронизация. Это позволяет избежать дублирования мероприятий и перегрузки участников профориентационной деятельности, оптимизировать затраты, обеспечить комплексный профориентационный эффект.
По факту завершения первого и второго этапов (первое полугодие 2024 года и первое полугодие 2027 года) осуществляется комплекс действий по актуализации Стратегии, включающий:
1) анализ результативности действий по реализации Стратегии, определение степени решения поставленных задач и выявление нерешенных проблем;
2) анализ изменившихся внешних условий и вызовов к системе профессиональной ориентации Красноярского края;
3) уточнение и обновление целей, направлений и задач реализации Стратегии, при необходимости - корректировка номенклатуры, графика реализации, а также ожидаемых результатов реализуемых инновационных проектов.
В соответствии с выделенными этапами реализации Стратегии разрабатывается краевой межведомственный план мероприятий по профессиональной ориентации населения Красноярского края. План формирует агентство труда и занятости населения Красноярского края в сроки, указанные в пункте 1.2 приложения к Стратегии. Аналитический отчет по исполнению плана проводится агентством труда и занятости населения Красноярского края ежегодно, начиная с февраля 2022 года, и предоставляется Краевой комиссии в срок до 31 марта года, следующего за отчетным.
В случае изменения приоритетов государственной социально-экономической, кадровой и образовательной политики обеспечивается дополнительная актуализация Стратегия, включающая пересмотр основных положений и других разделов Стратегии.
7. Мониторинг реализации Стратегии
Мониторинг реализации Стратегии осуществляется на различных уровнях: территориальном (краевом, муниципальном) и локальном, при этом для оценки различных параметров используются определенные инструменты. Мониторинг выступает не только инструментом контроля и оценки, но и инструментом развития, поскольку его критерии и показатели соотнесены с перспективными направлениями развития системы профессиональной ориентации и ее желаемым состоянием.
1. Мониторинг качества профориентационной работы. Параметры: социально-экономические и социально-образовательные эффекты профориентационной работы; качество профориентационной среды. Уровень мониторинга: краевой, муниципальный. Инструменты: экспертная оценка на основе объективных данных, опросы (анкетирование). Периодичность: по запросу органов исполнительной власти Красноярского края.
2. Мониторинг состояния профориентационной работы. Параметры: созданные условия; охват населения профориентационной работой. Уровень мониторинга: краевой, муниципальный, локальный. Инструменты: анализ отчетной документации субъектов, ответственных за исполнение мероприятий в рамках Стратегии, экспертная оценка на основе объективных данных, опросы (анкетирование), анализ информации профориентационной направленности, размещенной субъектами профориентационной работы в сети Интернет. Периодичность: ежегодно.
3. Мониторинг результативности профориентационной работы, в том числе по итогам реализации инновационных проектов. Параметры: качество профессионального самоопределения (наличие, осознанность, самостоятельность, устойчивость профессионально-образовательного выбора выпускников во всех точках институционального перехода). Уровень мониторинга: муниципальный, локальный. Инструменты: анкетирование, специализированные диагностические методики. Периодичность: ежегодно.
Агентство труда и занятости населения Красноярского края на основании рекомендаций Краевой комиссии поручает краевому государственному бюджетному образовательному учреждению дополнительного профессионального образования "Красноярский краевой центр профессиональной ориентации и развития квалификаций" посредством ежегодно формируемого государственного задания проведение дополнительных исследований качества профориентационной работы, выявляющих:
сбалансированность между профессиональными намерениями выпускников школы и реально выбранным уровнем и профилем среднего профессионального и высшего образования;
отношение обучающихся, их родителей, взрослого населения к профориентационной работе, ее качеству и результативности;
результативность различных направлений профориентационной работы, инновационных проектов, реализуемых в рамках Стратегии, других проектов и программ профориентационной направленности;
проблемные зоны и барьеры, препятствующие успешному функционированию и развитию системы профессиональной ориентации, отдельных профориентационных практик, решению тех или иных профориентационных задач.
Дополнительным инструментом мониторинга реализации Стратегии выступают региональные и муниципальные конкурсы лучших профориентационных практик, позволяющие определить средний уровень и максимумы актуального качества профориентационной работы в регионе, а также точки роста по отдельным аспектам качества (номинациям), например:
корпоративные модели профориентационной работы с населением;
профориентационные практики, отвечающие признаку перспективности (формирование готовности к самоопределению в условиях будущего);
комплексное сопровождение социального и профессионального самоопределения, связь профориентации и "жизнеориентации";
профориентационная работа с особыми группами населения (лица с ограниченными возможностями здоровья, одаренные дети, низкомотивированные учащиеся, дети-сироты);
работа с родителями обучающихся в профориентационном процессе;
использование цифровых технологий в профориентационном процессе.
Назначение мониторинга реализации Стратегии - принятие управленческих решений, направленных на актуализацию Стратегии, оказание консультативно-методической или ресурсной помощи, обогащение деятельности лидеров, распространение их опыта.
8. Ожидаемые социально-экономические эффекты реализации Стратегии
1) Развитие человеческого потенциала Красноярского края:
повышение степени готовности выпускников образовательных организаций к успешному профессиональному самоопределению в условиях перехода к постиндустриальной эпохе, расширения спектра социально-трудовых ролей, увеличение гибкости образовательных и профессиональных треков, развитие проектно-командных форм профессиональной деятельности, формирование культуры мультипрофессионализма;
повышение качества трудовых ресурсов Красноярского края за счет устойчивой профессиональной мотивации, удовлетворенности своей профессиональной деятельностью.
2) Согласование интересов и потребностей граждан с приоритетами социально-экономического развития Красноярского края; повышение сбалансированности спроса и предложения на региональном рынке труда (по уровню, профилю и содержанию квалификации), в том числе:
рост числа обучающихся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования по профессиям, специальностям и направлениям подготовки, перспективным и востребованным на рынке труда Красноярского края;
минимизация показателей молодежной безработицы в Красноярском крае;
оптимизация потоков профессионально-трудовой миграции как на территории Красноярского края, так и в межрегиональном измерении; привлечение талантливой молодежи и высококвалифицированных кадров к реализации перспективных экономических проектов Красноярского края.
3) Повышение профориентационной культуры населения Красноярского края, включая педагогическую и родительскую общественность:
изменение ведущего тренда общественного мнения от потребности во внешней поддержке в профессионально-карьерном выборе к самостоятельному построению профессионально-карьерной траектории с использованием доступных профориентационных ресурсов;
уменьшение влияния социальных мифов о мире труда и профессий и других деформаций социального сознания на профессиональное самоопределение граждан;
осознание государственного и общественного характера профориентационной работы, понимание ее как общего дела; формирование чувства причастности и ответственности по отношению к ней у широких слоев населения края.
4) Формирование в Красноярском крае научно-образовательного и экспертно-методического центра профессиональной ориентации, способного осуществлять экспорт профильных разработок, образовательных и методических услуг в межрегиональном и международном масштабе.
Основные целевые индикаторы реализации Стратегии:
численность граждан, принявших участие в мероприятиях профориентационной направленности;
100%-ный охват профориентационной работой обучающихся выпускных классов общеобразовательных организаций;
динамика численности предприятий (организаций), осуществляющих деятельность на территории Красноярского края и участвующих в профессиональной ориентации населения в добровольном порядке в соответствии с компетенцией;
доля граждан, получивших государственную услугу по профессиональной ориентации, в общей численности граждан, обратившихся в органы службы занятости населения Красноярского края.
Основным результатом реализации Стратегии будет являться устойчивое функционирование системы профессиональной ориентации Красноярского края, содействующей успешной социализации и эффективной самореализации граждан, формированию готовности граждан к профессиональному самоопределению в условиях перехода к постиндустриальной эпохе и цифровой экономике.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.