Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение Б
(обязательное)
Требования
к испытаниям тары для опасных грузов
Б.1 Общие требования
Б.1.1 Тару следует испытывать в соответствии с программой обеспечения качества, одобренной компетентным органом. Испытания образцов тары каждого проектного типа для конкретных видов продукции следует проводить в соответствии с таблицей Б.1.
Б.1.2 Серийные образцы тары испытывают в соответствии с требованиями нормативных документов и технической документации.
Таблица Б.1
Вид или тип тары |
Вид испытания |
|||
сбрасыванием |
на герметичность |
гидравлическим давлением |
на штабелирование |
|
Алюминиевые, стальные пластмассовые барабаны, фляги |
+ |
+ * |
+ * |
+ |
Барабаны из фанеры и фибрового картона |
+ |
- |
- |
+ |
Стальные и пластмассовые канистры |
+ |
+ * |
+ * |
+ |
Ящики |
+ |
- |
- |
+ |
Мешки |
+ |
- |
- |
- |
Составная тара |
+ |
+ * |
+ * |
+ |
* Проводят испытания тары, предназначенной для жидкостей.
Примечания 1 Знак "+" означает, что испытания проводят, знак "-" - не проводят. 2 Нормы показателей качества тары устанавливают в соответствии с группой упаковки, для которой образец проектного типа выдержал испытание. 3 Испытания комбинированной тары допускается не проводить при соблюдении следующих условий: - в наружной таре объединены различные типы внутренней тары, прошедшие испытания в той же наружной таре; - в наружной таре размещено меньшее (по сравнению с первоначально испытанным) количество внутренней тары с применением прокладочного материала, предотвращающего ее смещение; - в наружной таре размещена внутренняя тара равного или меньшего размера по сравнению с первоначально испытанной при условии, что и внутренняя тара имеет такую же конструкцию и форму; - материал внутренней тары обладает равной или большей прочностью при сбрасывании и штабелировании; - внутренняя тара имеет отверстия равного или меньшего размера, а их укупорка (крышка, пробка) имеет одинаковую конструкцию; - для заполнения пустот и предотвращения смещения внутренней тары применяют достаточное количество прокладочного материала. 4 Для комбинированной тары проводят комплекс испытаний, предписанный для наружной тары совместно с внутренней тарой. При проведении испытаний тара должна содержать в себе внутреннюю тару. Классификацию комбинированной тары осуществляют по наружной таре; для внутренней тары, предназначенной для жидкостей, перемещаемых воздушным транспортом, проводят испытания по [3]. |
Б.1.3 Испытаниям подвергают тару, заполненную продукцией, для которой она предназначена. Допускается заполнять тару габаритно-массовым эквивалентом, имеющим физические свойства, аналогичные свойствам упаковываемого продукта. Тару для жидкостей допускается заполнять водой или водой с антифризом.
Б.2 Испытание сбрасыванием
Б.2.1 Температура тары из пластмассовых материалов (кроме ящиков из полистирола и мешков) и содержащейся в ней продукции при испытании сбрасыванием должна соответствовать указанной в нормативных документах и технической документации на конкретные виды тары или упаковываемой продукции. Если в нормативных документах и технической документации нет других указаний, то температуру принимают не выше минус 18 °С.
Б.2.2 Испытание сбрасыванием проводят по ГОСТ 18425. Циклы испытания приведены в таблице Б.2.
Таблица Б.2
Вид, тип или категория тары |
Количество испытуемых образцов |
Положение сбрасывания |
Стальные барабаны Алюминиевые барабаны Металлические барабаны, кроме стальных или алюминиевых Стальные канистры Алюминиевые канистры Барабаны из фанеры Барабаны из фибрового картона Барабаны и канистры из пластмассы Составная тара в форме барабана |
Шесть (три на каждое сбрасывание) |
Первое сбрасывание (три образца): образец должен по диагонали упасть на ударную площадку утором или, если он не имеет утора, кольцевым швом или кромкой. Второе сбрасывание (три оставшихся образца): образец должен упасть на ударную площадку наименее прочной частью, которая не была испытана при первом сбрасывании, например, затвором или, для некоторых цилиндрических барабанов, продольным сварным швом корпуса |
Ящики из естественной древесины Ящики из фанеры Ящики из древесного материала Ящики из фибрового картона Ящики из пластмассы Стальные или алюминиевые ящики Составная тара в форме ящика |
Пять (по одному на каждое сбрасывание) |
Первое сбрасывание - плашмя на дно. Второе сбрасывание - плашмя на верх. Третье сбрасывание - плашмя на боковую стенку. Четвертое сбрасывание - плашмя на торцевую стенку. Пятое сбрасывание - на угол |
Мешки однослойные с боковым швом (все типы) |
Три (три сбрасывания каждого мешка) |
Первое сбрасывание - плашмя на широкую сторону. Второе сбрасывание - плашмя на узкую сторону. Третье сбрасывание - на дно мешка |
Мешки однослойные без бокового шва или многослойные (все типы) |
Три (два сбрасывания каждого мешка) |
Первое сбрасывание - плашмя на широкую сторону. Второе сбрасывание - на дно мешка |
Б.2.3 Высота сбрасывания тары, предназначенной для жидкостей с плотностью более 1,2 г/см 3, при замене жидкости водой (или водой с добавлением антифриза) должна быть не менее:
- 1,5, м - для группы упаковки I;
- 1,0, м - для группы упаковки II;
- 0,67, м - для группы упаковки III.
Б.2.4 Высота сбрасывания тары, предназначенной для твердых веществ или жидкостей с плотностью не более 1,2 г/см 3, а также при замене жидкостей водой должна быть не менее:
- 1,8 м - для группы упаковки I;
- 1,2 м - для группы упаковки II;
- 0,8 м - для группы упаковки III.
Б.2.5 При проведении испытания после установления равновесия между внутренним и внешним давлением каждая тара, содержащая жидкость, должна быть герметичной, за исключением емкостей комбинированной тары, для которой уравновешивать давление не требуется.
Б.2.6 Когда тара, предназначенная для твердых веществ, подвергается испытанию на сбрасывание и ударяется об испытательную площадку своей верхней частью, считается, что образец успешно выдержал испытание в том случае, если содержимое полностью осталось во внутренней таре или внутренней емкости (например, мешке из полимерного материала), даже если затвор, сохраняя свою удерживающую функцию, уже не является непроницаемым для вещества.
Б.2.7 Тара, кроме внутренней тары составной или комбинированной тары, не должна иметь повреждений, способных отрицательно повлиять на безопасность перевозки. Внутренние емкости, внутренняя тара или изделия должны оставаться внутри наружной тары, и не должно происходить утечки наполняющего вещества из внутренней(их) емкости(ей) или внутренней тары.
Б.2.8 Наружный слой мешка и наружная тара не должны иметь повреждений, способных отрицательно повлиять на безопасность перевозки.
Б.2.9 Незначительная утечка вещества через затвор наружу при ударе не считается несоответствием требованиям к качеству тары при условии, что не происходит дальнейшей утечки.
Б.2.10 Тара для грузов класса 1 не должна иметь разрывов, которые могут привести к утечке или выпадению взрывчатых веществ или взрывчатых изделий из наружной тары.
Б.3 Испытание на герметичность
Б.3.1 Испытанию на герметичность подвергают каждую единицу тары, предназначенную для жидкостей. Это испытание проводят после изготовления или восстановления тары.
Б.3.2 Испытания тары на герметичность проводят сжатым воздухом (газом) при избыточном давлении, не менее:
- 30 кПа - для группы упаковки I;
- 20 кПа - для групп упаковки II и III.
Б.3.3 Если испытание проводят при погружении образца тары в жидкость, то давление воздуха (газа) должно быть увеличено на величину гидростатического давления жидкости в нижней части погружаемого образца. Внутренняя тара комбинированной тары может подвергаться испытанию без наружной, если это не влияет на результаты испытания. Испытанию подвергают три образца проектного типа тары каждого изготовителя (см. Б.3.1).
Б.3.4 Критерий прохождения испытания - отсутствие утечки.
Б.4 Испытание гидравлическим давлением
Б.4.1 Испытания тары гидравлическим давлением проводят в соответствии с требованиями нормативных документов и технической документации на конкретные виды тары. Испытательное давление Р и должно быть не менее рассчитанного по одной из формул:
;
(Б.1)
.
(Б.2)
Б.4.2 Независимо от результатов расчета по формулам (Б.1), (Б.2) испытательное давление должно быть не менее:
- 250 кПа - для группы упаковки I;
- 100 кПа - для групп упаковки II и III.
Б.4.3 Испытанию подвергают три образца каждого проектного типа тары каждого изготовителя.
Б.4.4 Критерий прохождения испытания - отсутствие утечки.
Б.5 Испытание на штабелирование
Б.5.1 Высота штабеля при испытании образцов тары должна быть не менее 3 м. Испытанию подвергают по три образца каждого проектного типа тары.
Б.5.2 Для проведения испытания наполненный образец тары помещают на гладкую горизонтальную площадку и сверху устанавливают груз, используя один из трех методов (1-3), приведенных в Б.5.2.1-Б.5.2.3, или помещают наполненный образец на нижнюю плиту пресса, опускают на него верхнюю плиту и осуществляют его нагружение (метод 4, см. Б.5.2.4). Методы испытаний на штабелирование при статической нагрузке приведены также в ГОСТ ISO 2234.
Б.5.2.1 Метод 1
Испытывают наполненный образец тары, на который установлен штабель, образованный из одинаковых образцов тары. Образцы устанавливают друг на друга в положении, в котором данный вид тары эксплуатируется. Количество образцов должно быть таким, чтобы их общая масса составляла необходимую нагрузку.
Б.5.2.2 Метод 2
Испытывают наполненный образец тары, установленный на горизонтальную площадку, в положении, в котором данный вид тары эксплуатируется. На образец устанавливают грузовую платформу с грузом, при этом груз и платформа свободно принимают положение равновесия на образце. Груз и платформа могут представлять одно целое.
Б.5.2.3 Метод 3
Испытывают наполненный образец тары, установленный на горизонтальную площадку, аналогично методу 2. На образец устанавливают грузовую платформу и груз, при этом нижняя поверхность грузовой платформы в течение всего испытания должна сохранять горизонтальное положение вместе с грузом при ее движении по вертикальным направляющим.
Б.5.2.4 Метод 4
Испытывают наполненный образец тары, установленный на нижнюю плиту пресса, в заданном положении. Образец нагружают путем относительного движения плит до получения заданной нагрузки. Допускается при необходимости над и/или под образцом помещать профильные элементы для воспроизведения специфических условий нагружения тары, уложенной в штабель, в соответствии с требованиями, предусмотренными в стандартах (технических условиях) на конкретные виды тары.
Б.5.3 При испытании по методам 2 и 3 на образец тары устанавливают грузовую платформу и груз так, чтобы центр тяжести их общей массы находился на одной вертикальной прямой с геометрическим центром верхней поверхности образца. Нагружение образца необходимо проводить без толчков и ударов.
Б.5.4 При испытании образцов тары на штабелирование значение общей массы груза (или грузовой платформы с грузом) или значение нагрузки при испытании с применением пресса должно соответствовать значениям, приведенным в стандартах (технических условиях) на конкретные виды тары. Отклонение от общей массы груза не должно превышать 2 % указанного значения.
Б.5.5 Нагруженный образец выдерживают в течение времени, установленного в стандартах (технических условиях) на конкретные виды тары. Если в стандартах (технических условиях) на конкретные виды тары не указана продолжительность испытания, то нагруженный образец выдерживают в течение 24 ч.
Б.5.6 Испытания прекращают, если образец разрушился, потерял устойчивость или получил повреждение, влияющее на сохранность продукции. Образец считают выдержавшим испытание, если ни у одного из образцов не обнаружено утечки. При испытании составной или комбинированной тары из внутренней емкости или внутренней тары не должно происходить утечки содержащегося в них вещества. Ни один из испытуемых образцов не должен иметь признаков повреждения, которое могло бы отрицательно повлиять на безопасность перевозки, или признаков деформации, которая могла бы снизить его прочность или вызвать неустойчивость в штабелях упаковок. Перед оценкой результатов испытания тара из пластмассы должна охлаждаться до температуры окружающей среды.
Б.5.7 Испытание на штабелирование полимерной тары проводят в течение 28 сут при температуре не ниже 40 °С.
Б.6 Результаты испытаний образцов тары для опасных грузов
Б.6.1 Результаты испытаний образцов тары оформляют протоколом испытаний. Экземпляр протокола испытаний должен быть представлен компетентному органу. Протокол должен содержать следующие сведения:
а) наименование и адрес организации, проводившей испытания;
б) наименование и адрес заявителя (где применимо);
в) однозначно определяемый идентификационный номер протокола испытаний;
г) дата оформления протокола испытаний;
д) наименование и адрес организации - изготовителя тары;
е) описание типа конструкции тары (например, размеры, материалы, затворы, толщина и т.п.), включая способ изготовления (например, формование выдувом), которое может включать чертеж(и) и/или фотографию(и);
ж) максимальная вместимость и/или максимальная масса брутто;
Нумерация подпунктов приводится в соответствии с источником
и) характеристики содержимого, использовавшегося при испытаниях, такие как вязкость и относительная плотность для жидкостей и размер частиц для твердых веществ;
к) описание испытаний и результаты испытаний;
л) подпись с указанием инициалов, фамилии и должности подписавшего документ лица.
Протокол испытаний должен содержать заявление о том, что тара, подготовленная в виде, предъявляемом к перевозке, была испытана согласно соответствующим требованиям настоящего стандарта, и в случае использования иных способов загрузки или иных компонентов тары сведения протокола не могут применяться.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.