Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
администрации
Владимирской области
от 12 марта 2021 г. N 119
Региональная программа
"Развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области"
Паспорт региональной программы
1. Общая характеристика сферы реализации программы, формулировки основных проблем в указанной сфере и прогноз ее развития
Программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года", утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р.
Вопросы защиты прав потребителей и усиления социальных гарантий, государственного контроля в области защиты прав потребителей являются целью стратегического развития России, в основе которой лежит достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, с привлекательным образом жизни, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надёжно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан.
В настоящее время защиту прав потребителей во Владимирской области осуществляют Управление Роспотребнадзора по Владимирской области как федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в сфере защиты прав потребителей, иные территориальные органы федеральных органов исполнительной власти в пределах своей компетенции, 6 общественных организаций. Департамент предпринимательства Владимирской области наделен полномочиями осуществлять мероприятия по реализации, обеспечению и защите прав потребителей в соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 16.12.2005 N 725 "Об утверждении Положения о Департаменте предпринимательства Владимирской области".
Структурные подразделения по защите прав потребителей созданы в администрациях округа Муром, Меленковского районов и г. Киржач. Кроме того, администрации 14 муниципальных образований области реализуют полномочия по защите прав потребителей силами специалистов других отделов (отделов потребительского рынка и услуг, отделов экономики). Недостаточное внимание к данному вопросу со стороны органов местного самоуправления негативно сказывается на уровне защищенности потребителей от действий недобросовестных изготовителей, продавцов, исполнителей.
В период 2018 - 2020 годов на территории области реализована региональная программа "Создание и развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области на 2018 - 2020 годы".
В рамках программных мероприятий в работу областного Координационного совета по вопросам развития торговой деятельности, регулирования алкогольного рынка и защиты прав потребителей, созданного постановлением Губернатора области от 06.05.2011 N 413, вовлечено 5 общественных объединений потребителей и иных организаций, занимающихся вопросами прав потребителей.
Одной из причин, порождающей нарушения прав потребителей, по-прежнему являются низкая правовая грамотность населения и хозяйствующих субъектов, а также недостаточная информированность граждан о механизмах реализации своих прав.
Поскольку предупреждение нарушения прав потребителей не может быть достигнуто только через реализацию контрольно-надзорных функций, важнейшим направлением деятельности является применение мер превентивного характера, направленных на повышение правовой грамотности и социальной ответственности хозяйствующих субъектов и информированности потребителей об их правах и механизмах защиты этих прав.
Со снижением административных барьеров для предпринимателей риск реализации на потребительском рынке товаров (работ, услуг), не соответствующих обязательным требованиям, также остается высоким.
Несовершенство правовых и организационных механизмов в отношении качества продукции приводит к тому, что на потребительском рынке имеет место оборот продуктов, не отвечающих потребностям большинства населения, а также фальсифицированной продукции. В связи с этим предотвращение реализации контрафактной продукции является одним из важнейших элементов защиты прав потребителей.
С 2017 года на территории Российской Федерации реализуется система цифровой маркировки по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха". Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.04.2018 N 792-р утвержден перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации, в который включены табачная и обувная продукция, лекарства, духи и туалетная вода, шины, фотокамеры и товары легкой промышленности, такие как: белье, блузки, верхняя одежда, одежда из кожи и пр. Проводится эксперимент по подключению к системе обязательной маркировки других групп товаров: молочной продукции, кресел-колясок, велосипедов, питьевой воды и т.д. К 2024 году единая национальная система маркировки охватит все отрасли промышленности.
В этой связи обеспечение безусловного исполнения требований законодательства Российской Федерации об обязательной маркировке товаров средствами идентификации хозяйствующими субъектами - участниками оборота указанных товаров является важнейшим элементом защиты прав потребителей.
В результате внедрения системы маркировки потребитель получает возможность приобретать только легальный и качественный товар. Популяризация цифрового ресурса проверки легальности и качества товаров "Честный знак" позволит вовлечь в обеспечение прав потребителя широкие массы населения области.
С учётом комплексного характера проблематики наиболее эффективным подходом к реализации мероприятий по обеспечению защиты прав потребителей является программно-целевой подход.
Основой Программы является создание и сохранение баланса между активной адресной защитой прав потребителей и обеспечением условий для повышения уровня правовой грамотности и формирования у населения навыков рационального потребительского поведения, навыков самостоятельного решения возникающих проблем с минимальным применением административного и судебного вмешательства.
Вместе с тем важным элементом Программы будет организация работы с хозяйствующими субъектами по исключению из оборота контрафактной продукции и ответственному отношению к правам потребителей.
2. Приоритеты государственной политики в сфере реализации программы, цели, задачи и показатели (индикаторы) их достижения; основные ожидаемые конечные результаты программы, сроки и этапы ее реализации
В Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 N 1837-р, отмечается, что эффективная защита прав потребителей приобретает решающее значение для формирования справедливого, прозрачного и конкурентного, основанного в том числе на применении современных цифровых технологий, рынка Российской Федерации.
Одной из основных задач социально-экономического развития Владимирской области является повышение качества жизни населения. Неотъемлемым элементом качества жизни становится реализация гражданами своих потребительских прав, рациональное использование полученных доходов для приобретения качественных и безопасных для здоровья и имущества, не причиняющих вреда окружающей среде, товаров и услуг.
Приоритетами государственной политики в сфере защиты прав потребителей являются:
- обеспечение соблюдения прав граждан на доступ к качественным и безопасным товарам и услугам;
- защита интересов потребителей всех слоев населения при обеспечении им равного доступа к товарам и услугам;
- повышение уровня и качества жизни населения Российской Федерации.
Исходя из приоритетов государственной политики, сформулирована цель Программы - развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области, которая характеризуется индикатором "Доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей".
Достижение цели предполагается посредством решения 4 задач:
- обеспечение оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей - показатель "количество общественных объединений потребителей и иных организаций, занимающихся вопросами прав потребителей, вовлеченных в работу координационных органов по защите прав потребителей" - 6 ед. в 2025 году;
- повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения - показатель "количество консультаций в сфере защиты прав потребителей" - 4500 ед. в 2025 году;
- повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке - показатель "количество мероприятий для хозяйствующих субъектов, направленных на повышение их правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей" - 24 ед. в 2025 году;
- создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых на потребительском рынке товаров, работ и услуг - показатель "доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков" - 84% в 2025 году и "доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя" - 88% в 2025 году.
Осуществляя комплексную реализацию поставленных задач для достижения значимых результатов, Программа является наиболее целесообразной формой достижения поставленной цели развития системы защиты прав потребителей во Владимирской области, направленной на минимизацию рисков нарушения законных прав и интересов потребителей и обеспечение необходимых условий для их эффективной защиты.
Сведения о показателях (индикаторах) Программы и их значениях приведены в таблице N 1.
Программа реализуется в один этап. Срок реализации Программы 2021 - 2025 годы.
3. Обобщенная характеристика основных мероприятий программы
В рамках реализации Программы планируется выполнение основных мероприятий, исходя из необходимости достижения ее цели и задач:
Для решения задачи "обеспечение оперативного обмена информацией в системе органов в сфере защиты прав потребителей" реализуются мероприятия:
- основное мероприятие 1. Организация деятельности областного Координационного совета по вопросам развития торговой деятельности, регулирования алкогольного рынка и защиты прав потребителей.
- основное мероприятие 2. Проведение совещаний, круглых столов, конференций, заседаний рабочих групп и иных мероприятий, направленных на выработку комплексных подходов к решению задач, связанных с обеспечением прав потребителей региона, в том числе, с участием представителей хозяйствующих субъектов.
- основное мероприятие 3. Заключение и актуализация соглашений о взаимодействии с заинтересованными организациями, в том числе общественными организациями по вопросам защиты прав потребителей.
Для решения задачи "повышение уровня правовой грамотности и формирование у населения навыков рационального потребительского поведения" реализуются мероприятия:
- основное мероприятие 4. Проведение образовательно-организационных мероприятий для населения (семинаров, форумов, лекций, выставок, конференций, олимпиад и др.), направленных на повышение его правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей.
- основное мероприятие 5. Размещение актуальной информации по вопросам защиты прав потребителей на официальных сайтах органов и организаций, входящих в систему защиты прав потребителей.
- основное мероприятие 6. Проведение тематических горячих линий по вопросам защиты прав потребителей в наиболее актуальных сферах защиты прав потребителей.
- основное мероприятие 7. Организация и проведение консультаций, приемов граждан, в том числе социально уязвимых категорий населения, по вопросам защиты прав потребителей.
Для решения задачи "повышение уровня социальной ответственности и правовой грамотности хозяйствующих субъектов, работающих на потребительском рынке" реализуются мероприятия:
Основное мероприятие 8. Проведение образовательно-организационных мероприятий для хозяйствующих субъектов (семинаров, лекций, выставок, конференций, вебинаров и др.), направленных на повышение их правовой грамотности в сфере защиты прав потребителей.
Основное мероприятие 9. Разработка и реализация мер противодействия правонарушениям в сфере розничной продажи алкогольной продукции на территории Владимирской области, в том числе проведение профилактических мероприятий с хозяйствующими субъектами по соблюдению требований законодательства Российской Федерации и Владимирской области в данной сфере.
Основное мероприятие 10. Осуществление мер по исполнению требований законодательства Российской Федерации об обязательной маркировке товаров средствами идентификации хозяйствующими субъектами - участниками оборота указанных товаров.
Основное мероприятие 11. Применение Знака "Владимирская марка" для стимулирования производства и приобретения потребителями качественных и безопасных продуктов питания добросовестных региональных производителей.
Для решения задачи "создание условий для повышения качества и безопасности реализуемых на потребительском рынке товаров, работ и услуг" реализуются мероприятия:
Основное мероприятие 12. Подготовка предложений в законодательство Российской Федерации в области защиты прав потребителей, регулирующее потребительский рынок, и направление данных предложений в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы.
Основное мероприятие 13. Подготовка предложений по внесению направленных на защиту прав потребителей изменений в нормативные правовые акты Владимирской области, в том числе регулирующие производство и оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Основное мероприятие 14. Проведение опросов (анкетирования, тестирования) среди населения по вопросам защиты прав потребителей.
Основные мероприятия представляют в совокупности комплекс взаимосвязанных мер, которые будут способствовать решению задач Программы.
Программа включает мероприятия, реализуемые органами государственной власти области и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Муниципальные образования Владимирской области осуществляют мероприятия в рамках Программы по согласованию, без финансового участия.
Перечень основных мероприятий Программы представлен в таблице N 2.
4. Ресурсное обеспечение программы
Общий объем финансового обеспечения Программы составляет 0,0 тыс. руб., в том числе:
2021 год - 0,0 тыс. руб.;
2022 год - 0,0 тыс. руб.;
2023 год - 0,0 тыс. руб.;
2024 год - 0,0 тыс. руб.;
2025 год - 0,0 тыс. руб.
5. Прогноз конечных результатов реализации программы
Реализация Программы позволит обеспечить эффективную и доступную региональную систему защиты прав потребителей за счет взаимодействия органов государственной власти всех уровней, органов местного самоуправления, общественных организаций, а также комплексный подход к защите прав потребителей. Это позволит в результате повысить социальную защищенность граждан, обеспечить сбалансированную защиту интересов потребителей региона.
Основными ожидаемыми результатами реализации Программы будет создание и развитие эффективной региональной системы защиты прав потребителей, оцениваемой через целевые показатели:
- увеличение доли потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей до 70% к 2025 году;
- увеличение количества общественных объединений, входящих в комплексную систему защиты прав потребителей, в том числе вовлеченных в работу координационных органов по защите прав потребителей до 6 ед. к 2025 году;
- повышение правовой грамотности населения и хозяйствующих субъектов в сфере обеспечения защиты прав потребителей, характеризующееся долей удовлетворенных исков в защиту прав потребителей:
- 84% от количества исков, поданных в защиту неопределенного круга потребителей к 2025 году;
- 88% от количества исков, поданных в защиту конкретного потребителя к 2025 году.
Перечень основных целевых показателей Программы с расшифровкой плановых значений по годам ее реализации представлен в таблице N 1.
6. Порядок и методика оценки эффективности программы
Эффективность Программы определяется на основании степени выполнения целевых показателей Программы и основных мероприятий Программы.
7. Анализ рисков реализации программы и описание мер управления рисками реализации программы
В рамках реализации Программы могут быть выделены следующие риски ее реализации.
Правовые риски:
Правовые риски связаны с изменением федерального законодательства, длительностью формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации Программы. Это может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации ее мероприятий.
Для минимизации воздействия данной группы рисков будет осуществляться проведение мониторинга планируемых изменений в федеральном законодательстве в сфере потребительского рынка и защиты прав потребителей, подготовка предложений и замечаний по ним и направление их в органы государственной власти, обладающие правом законодательной инициативы.
Меры управления рисками:
При реализации Программы предусматриваются меры, направленные на снижение последствий указанных рисков и повышение уровня гарантированности достижения предусмотренных в ней конечных результатов.
Меры по управлению рисками реализации Программы основаны на:
- годовом периоде проведения мероприятий Программы, что позволяет приостановить реализацию отдельных мероприятий в случае наступления указанных негативных сценариев развития;
- регулярном анализе результатов реализации Программы, возможности корректировки мероприятий Программы по результатам проведенного мониторинга и анализа;
- использование возможностей организации мероприятий с удаленным участием (с использованием сети Интернет).
В целях минимизации рисков в процессе реализации Программы предусматривается:
- осуществление эффективного управления;
- мониторинг выполнения Программы, регулярный анализ реализации мероприятий Программы;
- разработка дополнительных мероприятий;
- контроль за реализацией мероприятий;
- осуществление своевременных корректировок мероприятий и показателей (индикаторов) Программы в зависимости от промежуточных результатов реализации Программы;
- применение мер по координации деятельности участников Программы, таких как правовое регулирование, проведение совещаний, заседание рабочих групп, конференций, согласительные процедуры, методическое сопровождение.
Снижение негативных последствий действия факторов риска достигается путем использования комплексного подхода к разработке программных мероприятий с позиций устойчивого развития сферы потребительского рынка и защиты прав потребителей.
Принятие мер по управлению рисками осуществляется ответственным исполнителем Программы в процессе мониторинга реализации Программы и оценки ее эффективности и результативности.
Таблица 1
Сведения
об индикаторах и показателях региональной программы "Развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области" и их значениях
Наименование целевого показателя |
Единица измерения |
Значения показателей |
||||
первый год реализации |
второй год реализации |
третий год реализации |
четвертый год реализации |
пятый год реализации |
||
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
2025 |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
Региональная программа "Развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области" | ||||||
Количество общественных объединений, занимающихся вопросами прав потребителей, вовлеченных в работу координационных органов по защите прав потребителей. |
ед. |
5 |
5 |
5 |
5 |
6 |
Количество консультаций в сфере защиты прав потребителей. |
ед. |
4000 |
4100 |
4200 |
4300 |
4500 |
Доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей (не менее)* |
% |
60** |
60** |
60** |
60** |
70** |
Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту неопределенного круга потребителей и (или) коллективных исков (не менее). |
% |
83** |
83** |
83** |
83** |
84** |
Доля удовлетворенных исков в общем количестве исков, поданных государственным органом, уполномоченным на защиту прав потребителей, в защиту конкретного потребителя (не менее). |
% |
86** |
86** |
86** |
86** |
88** |
* - показатель "Доля потребителей, удовлетворенных состоянием уровня защиты их прав как потребителей" определяется путем анкетирования потребителей, проводимого государственным органом по защите прав потребителей, органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями.
** - в соответствии со Стратегией государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2017 N 1837-р).
Таблица 2
Перечень
основных мероприятий региональной программы "Развитие системы защиты прав потребителей во Владимирской области"
<< Назад |
||
Содержание Постановление администрации Владимирской области от 12 марта 2021 г. N 119 "О внесении изменений в постановление администрации... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.