Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение 1
к приказу министерства
гражданской обороны и
чрезвычайных ситуаций
Краснодарского края
от 12.03.2021 N 37
Положение
о системах оповещения населения Краснодарского края
22 октября 2021 г.
I. Общие положения
1. Положение о системах оповещения населения Краснодарского края (далее - Положение) разработано в соответствии с Федеральными законами Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне", от 7 июля 2003 г. N 126-ФЗ "О связи", от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", от 21 июля 1997 г. N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", от 21 июля 1997 г. N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений", от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации", указами Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий", от 13 ноября 2012 г. N 1522 "О создании комплексной системы экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций", постановлениями Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2003 г. N 794 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций", от 26 ноября 2007 г. N 804 "Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации", от 2 апреля 2020 г. N 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности и чрезвычайной ситуации", от 26 сентября 2016 г. N 969 "Об утверждении требований к функциональным свойствам технических средств обеспечения безопасности и Правил обязательной сертификации технических средств обеспечения транспортной безопасности", от 9 декабря 2014 г. N 1342 "О порядке оказания услуг телефонной связи", от 28 декабря 2020 г. N 2322 "О порядке взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления с операторами связи и редакциями средств массовой информации в целях оповещения населения о возникающих опасностях", от 14 апреля 2017 г. N 447 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов", распоряжениями Правительства Российской Федерации от 14 октября 2004 г. N 1327-р "Об организации обеспечения граждан информацией о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических актов с использованием современных технических средств массовой информации", приказами Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" и от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения по организации эксплуатационно-технического обслуживания систем оповещения населения", Законом Краснодарского края от 13 июля 1998 г. N 135-КЗ "О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" для координации деятельности по выполнению мероприятий, направленных на создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения Краснодарского края.
2. Положение определяет назначение, задачи и требования к системам оповещения населения, порядок их задействования и поддержания в состоянии постоянной готовности.
3. Оповещение населения о чрезвычайных ситуациях - это доведение до населения сигналов оповещения и экстренной информации об опасностях, возникающих при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при ведении военных действий или вследствие этих действий, о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
Сигнал оповещения - это условный сигнал, передаваемый по системе оповещения Краснодарского края и являющийся командой для проведения определенных мероприятий органами, осуществляющими управление службами и силами территориальной подсистемы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Краснодарского края (далее - ТП РСЧС КК), формированиями гражданской обороны и населением.
ТП РСЧС КК - объединяющая органы управления, силы и средства территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти Краснодарского края, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных действующим законодательством.
4. Система оповещения населения является составной частью системы управления гражданской обороной (далее - ГО) и единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - РСЧС), обеспечивающей доведение до населения, органов управления и сил ГО и РСЧС сигналов оповещения и (или) экстренной информации, и состоит из комбинации взаимодействующих элементов, состоящих из специальных программно-технических средств оповещения, средств комплексной системы экстренного оповещения населения, общероссийской комплексной системы информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, а также обеспечивающих ее функционирование каналов, линий связи и сетей передачи данных единой сети электросвязи Российской Федерации.
Региональная автоматизированная система централизованного оповещения населения Краснодарского края (далее - РАСЦО) - организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения, сетей телерадиовещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил и средств гражданской обороны и населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
5. Комплексная система экстренного оповещения населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций (далее - КСЭОН) - это элемент системы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях, представляющий собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов, обеспечивающий доведение сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС КК и до населения Краснодарского края в автоматическом и (или) автоматизированном режимах.
Зона экстренного оповещения населения - это территория, подверженная риску возникновения быстроразвивающихся опасных природных явлений и техногенных процессов, представляющих непосредственную угрозу жизни и здоровью находящихся на ней людей.
6. В общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (далее - ОКСИОН) используются специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей.
Специализированные технические средства оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей - это специально созданные технические устройства, осуществляющие прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об угрозе возникновения, о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения.
7. Муниципальная система оповещения населения (далее - МСО) - система оповещения населения, расположенная на территории муниципального образования Краснодарского края, включающая в себя специальные технические средства оповещения населения, которые осуществляют прием, обработку и передачу аудио- и (или) аудиовизуальных, а также иных сообщений об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций и правилах поведения населения, громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, сетей телерадиовещания, и каналы связи.
8. Локальная система оповещения (далее - ЛСО) представляет собой комплекс программно-технических средств систем оповещения и каналов связи.
9. Система экстренного оповещения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций гостиниц и иных средств размещения, указанных в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 г. N 447 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности гостиниц и иных средств размещения и формы паспорта безопасности этих объектов" (далее - СЭО) - организационно-техническое объединение сил, средств и специальной аппаратуры оповещения, каналов связи, обеспечивающих оперативное информирование работников и посетителей гостиницы об опасностях, возникающих при угрозе возникновения и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, об угрозе совершения или о совершении террористического акта, о правилах поведения людей при возникновении чрезвычайных ситуаций.
СЭО должна иметь возможность подключения к РАСЦО.
10. Системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования ТП РСЧС КК:
на региональном уровне - РАСЦО; региональный информационный центр (далее - РИЦ) ОКСИОН (муниципальное образование город Краснодар);
на муниципальном уровне - МСО, КСЭОН; муниципальный информационный центр (далее - МИЦ) ОКСИОН (муниципальное образование город-курорт Сочи);
на объектовом уровне - ЛСО, СЭО.
РАСЦО создана и поддерживается в постоянной готовности к использованию по предназначению министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края.
ОКСИОН создана и функционирует за счет средств федерального бюджета и поддерживается в постоянной готовности к использованию по предназначению Главным управлением МЧС России по Краснодарскому краю.
Муниципальные системы оповещения создают органы местного самоуправления.
Локальные системы оповещения создают организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, последствия аварий на которых могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность в зонах воздействия поражающих факторов за пределами их территорий, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности.
Организации оповещают работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций, а также иных граждан, находящихся на территории организации.
Границами зон действия региональной и муниципальной систем оповещения являются административные границы субъекта Российской Федерации и муниципального образования соответственно.
Границами зоны действия локальной системы оповещения являются границы территории (зон) воздействия поражающих факторов, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, от аварий на опасных производственных объектах I и II классов опасности, особо радиационно опасных и ядерно опасных производствах и объектах, на гидротехнических сооружениях чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности, которые могут причинять вред жизни и здоровью населения, проживающего или осуществляющего хозяйственную деятельность за пределами их территорий (для гидротехнических сооружений чрезвычайно высокой опасности и гидротехнических сооружениях высокой опасности - в нижнем бьефе, в зонах затопления на расстоянии до 6 км от объектов).
11. КСЭОН создаются на муниципальном уровне.
Границами зон действия (создания) КСЭОН являются границы зон экстренного оповещения населения.
12. Создание и поддержание в состоянии постоянной готовности систем оповещения населения является составной частью комплекса мероприятий, проводимых министерством гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, государственным казенным учреждением "Управление по обеспечению пожарной безопасности, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороне" (далее - ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС и ГО"), органами местного самоуправления и организациями, в пределах своих полномочий на соответствующих территориях (объектах), по подготовке и ведению гражданской обороны, предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
13. Системы оповещения населения должны соответствовать требованиям, изложенным в приложении 1 к настоящему Положению.
На системы оповещения населения оформляется паспорт в соответствии с формами, определенными в приложении 2 к настоящему Положению.
II. Назначение, состав и основные задачи систем оповещения населения Краснодарского края
14. Системы оповещения населения Краснодарского края предназначены для обеспечения своевременного доведения сигналов оповещения и экстренной информации до органов управления ТП РСЧС КК, органов местного самоуправления муниципальных образований и населения Краснодарского края об опасностях, возникающих при ведении военных конфликтов или вследствие этих конфликтов, а также при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, информирования о правилах поведения населения и необходимости проведения мероприятий по защите.
15. В состав систем оповещения населения Краснодарского края входят:
ОКСИОН;
РАСЦО;
МСО;
КСЭОН;
ЛСО;
СЭО.
16. Основной задачей РАСЦО является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и ТП РСЧС КК;
Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю;
органов, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны при органах местного самоуправления;
единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований (далее - ЕДДС);
специально подготовленных сил и средств ТП РСЧС КК, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории Краснодарского края;
дежурных (дежурно-диспетчерских) служб организаций, перечисленных в пункте 10 настоящего Положения (далее - ДДС);
людей, находящихся на территории Краснодарского края.
17. Основной задачей муниципальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС муниципального образования;
специально подготовленных сил и средств, предназначенных и выделяемых (привлекаемых) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, сил и средств ГО на территории муниципального образования Краснодарского края;
ДДС организаций, перечисленных в пункте 10 настоящего Положения;
дежурных служб (руководителей) социально значимых объектов;
людей, находящихся на территории соответствующего муниципального образования.
18. Основной задачей КСЭОН является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до людей, находящихся в зонах экстренного оповещения населения, а также руководящего состава ГО и звена ТП РСЧС муниципального образования.
19. Основной задачей локальной системы оповещения является обеспечение доведения сигналов оповещения и экстренной информации до:
руководящего состава ГО и персонала организации, эксплуатирующей объект, производство, гидротехническое сооружение, перечисленные в пункте 10 настоящего Положения, а также объектового звена ТП РСЧС;
объектовых аварийно-спасательных формирований, в том числе специализированных;
ЕДДС;
руководителей и дежурных служб организаций, расположенных в границах зоны действия локальной системы оповещения;
людей, находящихся в границах зоны действия локальной системы оповещения.
III. Порядок задействования систем оповещения населения Краснодарского края
20. Задействование по предназначению систем оповещения населения планируется и осуществляется в соответствии с настоящим Положением, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций муниципальных образований Краснодарского края.
Пункт 21 изменен с 23 октября 2021 г. - Приказ министерства гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края от 22 октября 2021 г. N 170
21. Решение на задействование региональной, муниципальных, КСЭОН, локальных систем оповещения и СЭО принимается соответственно:
РАСЦО - главой администрации (губернатором) Краснодарского края, начальником Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю или министром гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края, а также главами муниципальных образований на соответствующих территориях муниципальных образований.
В целях обеспечения устойчивого функционирования РАСЦО предусматривается передача информации и сигналов оповещения населения с двух территориально разнесенных краевых Центров оповещения населения по сетям связи.
Непосредственные действия (работы) по задействованию РАСЦО осуществляется отделом дежурных смен ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС и ГО", ЕДДС муниципальных образований на соответствующих территориях муниципальных образований и дежурными службами организаций связи, операторов связи и организаций телерадиовещания, привлекаемых к обеспечению оповещения.
Основной способ оповещения и информирования населения - передача информации и сигналов оповещения по каналам телерадиовещания первого мультиплекса РТРС-1 (Первый канал, Россия-1, Матч ТВ, НТВ, Пятый канал, Россия-К, Россия-24, Карусель, OTP, ТВ Центр), по каналам эфирного и проводного вещания "Радио России".
МСО и КСЭОН - руководителями органов местного самоуправления (главами местных администраций) с передачей информации в отдел дежурных смен ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС и ГО".
КСЭОН задействуется в автоматизированном режиме по решению руководителя органа местного самоуправления, в ведении которого находится соответствующая КСЭОН.
Непосредственные действия (работы) по задействованию МСО и КСЭОН осуществляется дежурной сменой ЕДДС муниципального образования.
В населенных пунктах, не охваченных РАСЦО, МСО, КСЭОН, сигналы оповещения и экстренная информация до населения доводятся с помощью специальных транспортных средств с установленными устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов (с помощью мобильных комплексов информирования и оповещения населения), громкоговорящих средств на подвижных объектах, мобильных и носимых средств оповещения, ручных механических сирен, рынд и электромегафонов.
ЛСО - руководителями организаций, перечисленных в пункте 10 настоящего Положения, с передачей информации в ЕДДС муниципального образования Краснодарского края.
Непосредственные действия (работы) по задействованию ЛСО осуществляется дежурной сменой ДДС организаций.
СЭО - собственником гостиницы или дежурной сменой ЕДДС муниципального образования.
Руководители ликвидации чрезвычайных ситуаций по согласованию с администрацией Краснодарского края, органами местного самоуправления и организациями, на территориях которых возникла чрезвычайная ситуация, устанавливают границы зоны чрезвычайной ситуации, порядок и особенности действий по ее локализации, а также принимают решения по проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ.
22. Передача сигналов оповещения и экстренной информации, может осуществляться в автоматическом, автоматизированном либо ручном режимах функционирования систем оповещения населения.
В автоматическом режиме функционирования системы оповещения населения включаются (запускаются) по заранее установленным программам при получении управляющих сигналов (команд) от систем оповещения населения вышестоящего уровня или непосредственно от систем мониторинга опасных природных явлений и техногенных процессов без участия соответствующих дежурных (дежурно-диспетчерских) служб, ответственных за включение (запуск) систем оповещения населения.
В автоматизированном режиме функционирования включение (запуск) системы оповещения населения осуществляется соответствующей дежурной (дежурно-диспетчерской) службой, ответственной за включение (запуск) системы оповещения населения, с автоматизированных рабочих мест при поступлении установленных сигналов (команд) и распоряжений.
В ручном режиме функционирования:
уполномоченные дежурные (дежурно-диспетчерские) службы органов повседневного управления ТП РСЧС КК осуществляют включение (запуск) средств оповещения непосредственно с мест их установки, а также направляют заявки операторам связи и (или) редакциям средств массовой информации на передачу сигналов оповещения и экстренной информации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
задействуются громкоговорящие средства на подвижных объектах, мобильные и носимые средства оповещения.
Автоматический режим функционирования является основным для локальных систем оповещения и КСЭОН, при этом допускается функционирование данных систем оповещения в автоматизированном режиме.
Основной режим функционирования региональной и муниципальных систем оповещения - автоматизированный.
Приоритетный режим функционирования определяется положениями о системах оповещения населения, планами гражданской обороны и защиты населения и планами действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
23. Передача сигналов оповещения и экстренной информации населению осуществляется подачей сигнала "ВНИМАНИЕ ВСЕМ!" путем включения сетей электрических, электронных сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по сетям связи, в том числе сетям связи телерадиовещания, через радиовещательные и телевизионные передающие станции операторов связи и организаций телерадиовещания с перерывом вещательных программ аудио- и (или) аудиовизуальных сообщений длительностью не более 5 минут (для сетей связи подвижной радиотелефонной связи - сообщений объемом не более 134 символов русского алфавита, включая цифры, пробелы и знаки препинания).
Сигналы оповещения и экстренная информации передаются непосредственно с рабочих мест дежурных (дежурно-диспетчерских) служб органов повседневного управления ТП РСЧС КК.
Допускается трехкратное повторение этих сообщений (для сетей подвижной радиотелефонной связи - повтор передачи сообщения осуществляется не ранее, чем закончится передача предыду
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.