Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроект направлен на снижение рисков недобросовестных продаж и защиту прав физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг" (далее - неквалифицированные инвесторы).
Законопроектом предусматривается наделение Банка России полномочиями ограничивать заключение финансовыми организациями договоров с неквалифицированными инвесторами.
Предлагается дополнительно оценить и уточнить перечень оснований для введения таких ограничений.
Кроме того, представляется необходимым объединить положения частей 8.4 и 8.5 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 306-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в редакции законопроекта, предусмотрев, что совершение финансовыми организациями сделок с клиентом-физическим лицом, не являющимся квалифицированным инвестором, или за его счет по приобретению ценных бумаг, по которым размер выплат зависит от наступления или ненаступления одного или нескольких обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта 23 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О рынке ценных бумаг", а также заключение договоров, являющихся производными финансовыми инструментами, не на организованных торгах допускается после 1 апреля 2022 г. в случае, если соответствующие ценные бумаги и производные финансовые инструменты не являются финансовыми инструментами, предназначенными для квалифицированных инвесторов.
Также целесообразно предусмотреть, что установленные частью 8.3 статьи 5 указанного Федерального закона в редакции законопроекта ограничения не применяются в случае, если по состоянию на 15 декабря 2020 г. физическое лицо владело соответствующей ценной бумагой или являлось стороной договора, являющегося производным финансовым инструментом, независимо от того, в какой срок ранее была приобретена такая ценная бумага и заключен соответствующий договор.
Кроме того, пункт 4 статьи 10 законопроекта наделяет Банк России правом самостоятельного утверждения стандартов деятельности кредитных организаций, а также стандартов осуществления надзора за соблюдением стандартов деятельности кредитных организаций. При этом предусмотрено, что указанные стандарты не подлежат государственной регистрации. Данный подход не может быть поддержан, поскольку самостоятельное утверждение Банком России стандартов является государственным регулированием и должно осуществляться в форме нормативных актов Банка России, принимаемых в установленном порядке, в том числе предполагающем регистрацию в Минюсте России.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает представленный законопроект при условии его доработки в соответствии с указанными замечаниями.
Заместитель Председателя |
Д. Григоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 16 февраля 2021 г. N 1357п-П13 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 1098730-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части определения объема информации, предоставляемой потребителю - физическому лицу при заключении финансового договора, и об ограничениях на совершение финансовых сделок с или за счет физических лиц, не являющихся квалифицированными инвесторами)", внесенный депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским, М.Л. Шаккумом и другими"
Текст письма опубликован не был