Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления
на проект федерального закона N 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 1080003-7 "О внесении изменений в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции" в целях совершенствования регулирования деятельности организаций культуры" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Нормами законопроекта предлагается дополнить статью 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закона N 135-ФЗ) новой частью 3.5, предусматривающей, что заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, осуществляется без проведения конкурсов или аукционов в порядке и на условиях, которые будут определяться Правительством Российской Федерации. Согласно законопроекту данные договора могут заключаться с:
- организациями общественного питания в целях создания необходимых условий для организации питания посетителей и работников организаций культуры;
- юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю сувенирной продукцией, в целях организации соответствующей целям деятельности организаций культуры розничной торговли сувенирной продукцией для обеспечения потребностей посетителей организаций культуры.
В проектируемой законопроектом части 3.6. статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ также предусматривается, что заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) и к стационарному сценическому оборудованию, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, для использования такого имущества в театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных целях будет осуществляться без проведения конкурсов или аукционов. При этом законопроектом предусматривается, что заключение таких договоров должно осуществляться в порядке, на условиях и в соответствии с перечнем видов указанного имущества, которые будут утверждаться Правительством Российской Федерации.
Следует отметить, что существенным недостатком законопроекта является то, что его положения не имеют прямого действия, поскольку порядок и условия их реализации будут определяться в основном исключительно постановлениями Правительства Российской Федерации, проекты которых не представлены вместе с законопроектом. Из положений законопроекта следует, что в целях реализации его положений Правительство Российской Федерации должно будет разработать и принять постановления:
- "Об утверждении порядка и условий заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного за государственными или муниципальными организациями культуры" (в соответствии с проектируемой законопроектом частью 3.5 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ);
- "Об утверждении перечня видов государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным организациям культуры, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) и к стационарному сценическому оборудованию, в отношении которого заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования осуществляется без конкурсов и аукционов" (в соответствии с проектируемой законопроектом частью 3.6 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ);
- "Об утверждении порядка и условий заключения без проведения конкурсов или аукционов договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления государственным или муниципальным организациям культуры, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) и к стационарному сценическому оборудованию" (в соответствии с проектируемой законопроектом частью 3.6 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ).
Таким образом, без принятия указанных постановлений Правительства Российской Федерации законопроект не может быть реализован и применяться.
Вместе с тем полагаем, что регулирование указанных вопросов в основном исключительно постановлениями Правительства Российской Федерации не позволяет четко определить пределы предмета правового регулирования указанного законопроекта, содержание его положений, а также оценить возможные риски установления необоснованных ограничений, которые могут негативно повлиять на развитие конкуренции.
В связи с этим в законопроекте необходимо определить, что понимается под созданием необходимых условий для организации питания посетителей и работников организаций культуры (в том числе основные характеристики таких условий), а также понятие сувенирной продукцией, необходимой для обеспечения потребностей посетителей организаций культуры, соответствующей целям деятельности таких организаций и в каком порядке будет определяться соответствие данной продукции целям деятельности соответствующих организаций культуры.
Полагаем, что на возможность оказания необходимых услуг по организации питанием посетителей и работников организаций культуры, а также на осуществление розничной торговли сувенирной продукцией, необходимой для обеспечения потребностей посетителей организаций культуры соответствующей целям деятельности таких организаций могут претендовать несколько хозяйствующих субъектов. Поэтому заключение договоров аренды в отношении государственного или муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры с определенными хозяйствующими субъектами, в целях оказания ими указанных услуг или организации продажи упомянутой сувенирной продукции без проведения торгов может привести к ограничению конкуренции. При этом одним из признаков такого ограничения в силу части 17 статьи 4 Федерального закона N 135-ФЗ является сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке. Кроме того, согласно части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ органам публичной власти, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия). В частности, запрещается установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров (пункты 1 и 3 части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ).
Полагаем также, что в целях конкретизации положений проектируемой законопроектом части 3.6. статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ необходимо установить понятие государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) и к стационарному сценическому оборудованию, а также его основные признаки.
В пояснительной записке к законопроекту указывается, что к стационарному сценическому оборудованию относятся сборные подиумы, оборудование для декораций, звуковое оборудование, а к имуществу по сценическому оформлению спектакля (представления) - декорации, костюмы, бутафория. Вместе с тем полагаем, что в силу специфики и особенностей театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятий возможность определения Правительством Российской Федерации конкретного и исчерпывающего перечня указанного имущества, закрепленного на праве оперативного управления за государственными или муниципальными организациями культуры, вызывает сомнение.
Кроме того, нельзя исключать ситуации, когда на заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении указанного государственного или муниципального имущества, для использования такого имущества в аналогичных или иных театрально-зрелищных, культурно-просветительских или зрелищно-развлекательных мероприятиях могут претендовать несколько хозяйствующих субъектов. В связи с этим предоставление такого имущества по указанным договорам определенному хозяйствующему субъекту без проведения торгов по усмотрению соответствующей организации культуры может привести к необоснованному недопущению или ограничению, конкуренции, что не соответствует части 17 статьи 4 и части 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ.
При этом в силу части 3 и пункта 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ возможно заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении государственного или муниципального имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным и казенным учреждениям, без проведения торгов с лицом, подавшему единственную заявку на участие в конкурсе или аукционе, в случае, если указанная заявка соответствует требованиям и условиям, предусмотренным конкурсной документацией или документацией об аукционе, а также с лицом, признанному единственным участником конкурса или аукциона, на условиях и по цене, которые предусмотрены заявкой на участие в конкурсе или аукционе и конкурсной документацией или документацией об аукционе, но по цене не менее начальной (минимальной) цены договора (лота), указанной в извещении о проведении конкурса или аукциона.
Таким образом, в случае отсутствия конкурентной среды в отношении государственного или муниципального имущества, относящегося к сценическому оформлению спектакля (представления) и к стационарному сценическому оборудованию, данное имущество может быть предоставлено в аренду или безвозмездное пользование без проведения торгов определенному хозяйствующему субъекту на основании положений части 3 и пункта 15 части 1 статьи 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ.
В законопроекте возможно также предоставить право заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования в отношении данного государственного или муниципального имущества без проведения торгов с определенным лицом, в случае, если такое имущество будет иметь незначительную ценность и определенную невысокую стоимость.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления считает возможным поддержать законопроект и рекомендовать Государственной Думе принять его при рассмотрении в первом чтении при условии его доработки с учетом указанных замечаний и предложений.
Председатель Комитета |
А.Н. Диденко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.