Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1078994-7 "О внесении изменений в статью 26 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона уточняется компетенция наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, а также определяется формирование попечительских советов в государственных и муниципальных образовательных организациях высшего образования, являющихся бюджетными учреждениями, и их компетенция. В связи с этим обращаем внимание, что в соответствии с частью 5 статьи 26 изменяемого Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) структура, порядок формирования, срок полномочий и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок принятия ими решений и выступления от имени образовательной организации устанавливаются уставом образовательной организации в соответствии с законодательством Российской Федерации. Данный подход в формировании и деятельности органов управления образовательной организации является также одной из форм проявления принципа автономии образовательных организаций, закрепленного в пункте 9 части 1 статьи 3 Федерального закона. Учитывая изложенное, необходимость законодательного закрепления компетенции наблюдательного совета и попечительского совета вышеуказанных образовательных организаций представляется дискуссионной. Особо отмечаем, что в законопроекте предлагается отнести "решение иных вопросов, отнесенных уставом образовательной организации" к компетенции этих органов, что по сути дублирует действующие положения части 5 статьи 26 Федерального закона.
Кроме того, в проектируемой части 5.1 статьи 26 Федерального закона указано, что "к компетенции наблюдательного совета образовательной организации высшего образования, являющейся автономным учреждением, относятся рассмотрение вопросов, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 3 ноября 2006 года N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях". Указанная статья 11 содержит нормы прямого действия, которые и так подлежат применению в настоящее время независимо от сферы деятельности автономного учреждения (образование, культура, наука и т.д.) и без дополнительного упоминания об этом.
В соответствии со статьей 2 законопроекта уставы государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования со дня вступления в силу предлагаемых им изменений будут действовать в части, не противоречащей положениям Федерального закона. Полагаем, уставы не должны противоречить нормам Федерального закона или действовать частично, в связи с чем необходимо установить срок для приведения уставов названных организаций в соответствие с положениями законодательства Российской Федерации.
Замечания юридико-технического характера по законопроекту отсутствуют.
Исполняющий обязанности |
А.А. Дубровский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.