Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
на проект федерального закона N 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения"
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции рассмотрен внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона N 1078992-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования мер ответственности за коррупционные правонарушения" (далее - законопроект).
Исходя из пояснительной записки данный законопроект подготовлен во исполнение подпункта "в" пункта 1 Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 29 июня 2018 г. N 378.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон), направленные на освобождение от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации или муниципальные должности, государственных (муниципальных) служащих, а также иных физических лиц, в отношении которых федеральными законами в целях противодействия коррупции установлена такая ответственность (далее - физические лица). При этом освобождение от ответственности возможно, если это следствие независящих от данных лиц обстоятельств и комиссией по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов (иным коллегиальным органом, осуществляющим функции указанной комиссии) установлена причинно-следственная связь между возникновением этих обстоятельств и невозможностью соблюдения указанных ограничений, запретов и требований, а также исполнения указанных обязанностей.
Предлагается установить, что независящими от физического лица обстоятельствами признаются находящиеся вне контроля затронутого ими физического лица чрезвычайные и непредотвратимые обстоятельства, которых при данных условиях нельзя было ожидать или избежать либо которые нельзя было преодолеть, которые исключают возможность соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнения обязанностей, установленных Федеральным законом и другими федеральными законами в целях противодействия коррупции. При этом законопроект устанавливает, что исполнение обязанностей должно быть обеспечено физическим лицом не позднее чем через один месяц со дня прекращения действия указанных независящих от него обстоятельств.
Законопроектом также вносятся корреспондирующие изменения и в ряд других законодательных актов Российской Федерации в целях приведения их в соответствие с изменениями, вносимыми в Федеральный закон.
Так, например, вносятся изменения в пункт 13 статьи 12.1 Закона Российской Федерации от 26 июня 1992 г. N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации". В том числе, устанавливается, что уведомление о возникновении независящих от судьи обстоятельств может быть подано должностным лицом, уполномоченным квалификационной коллегией судей.
Представляется, что данное положение требует уточнения, поскольку не позволяет прийти к однозначному выводу о том, при каких обстоятельствах вышеуказанное уведомление может быть подано не самим судьей, а указанным должностным лицом. Аналогичное замечание может быть высказано и в отношении последнего предложения части 6 статьи 13 Федерального закона в редакции законопроекта.
Кроме того, антикоррупционные требования к поведению судьи закреплены непосредственно в Законе Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", поэтому ссылка на другие федеральные законы, которыми такие требования могут быть установлены, представляется некорректной.
При этом следует уточнить целесообразность внесения вопроса об установлении причинно-следственной связи между возникновением независящих от судьи обстоятельств и невозможностью соблюдения ограничений (запретов) к компетенции квалификационных коллегий судей, поскольку реализация данного подхода может привести к тому, что деятельность коллегий будет фактически дублировать работу соответствующих комиссий судов и советов судей, отвечающих за вопросы предупреждения и противодействия коррупции.
Вместе с тем, положения законопроекта не противоречат Конституции Российской Федерации.
Реализация законопроекта не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, являющийся соисполнителем, поддерживает концепцию данного законопроекта.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы замечаний концептуального характера не имеет.
Комитет Государственной Думы по безопасности и противодействию коррупции поддерживает концепцию законопроекта и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении с учетом доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.И. Пискарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.