Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по финансовому рынку от 16 февраля 2021 г. N 236/1
(седьмого созыва)
о проекте федерального закона N 1098313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в части уточнения требований, применяемых при использовании усиленной неквалифицированной электронной подписи) (внесен депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, И.Б. Дивинским и другими, сенатором Российской Федерации Н.А. Журавлевым)
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 1098313-7 "О внесении изменения в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об электронной подписи" и статью 1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по финансовому рынку (далее - Комитет) отмечает следующее.
В настоящее время законодательством об электронной подписи предусматривается закрытый перечень способов удаленной идентификации (действующий квалифицированный сертификат ключа проверки электронной подписи, единая биометрическая система, биометрический паспорт гражданина Российской Федерации и единая система идентификации и аутентификации) при выдаче неквалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи. В то же время, предусмотренный для идентификации заявителя личный визит в удостоверяющий центр при каждой смене ключа электронной подписи помимо существенного ухудшения сложившегося клиентского опыта создаёт необоснованные риски для здоровья в условиях неблагоприятной эпидемиологической обстановки.
В целях сохранения действующих в организациях бизнес-процессов электронного документооборота с использованием усиленной неквалифицированной электронной подписи (далее - УНЭП), применение которой ограничено рамками корпоративного документооборота, законопроектом предлагается расширить способы удаленной идентификации заявителей без его личного присутствия путем:
использования неквалифицированной электронной подписи, при наличии действующего сертификата ключа проверки УНЭП или действующего ключа проверки УНЭП, зарегистрированных в той же информационной системе и в соответствии с теми же правилами проверки УНЭП;
использования простой электронной подписи, ключ которой получен заявителем при его идентификации при личном присутствии уполномоченным лицом удостоверяющего центра если взаимодействие удостоверяющего центра с гражданами, организациями было осуществлено с применением прошедших в установленном порядке процедуру оценки соответствия средств защиты информации;
свидетельствования нотариусом подлинности подписи заявителя на заявлении на выдачу сертификата ключа проверки неквалифицированной электронной подписи в соответствии с законодательством Российской Федерации о нотариате.
В законопроекте отсутствуют обязательные требования, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, при рассмотрении дел об административных правонарушениях, или обязательные требования, соответствие которым проверяется при выдаче разрешений, лицензий, аттестатов аккредитации, иных документов, имеющих разрешительный характер.
Учитывая все вышесказанное, Комитет поддерживает принятие законопроекта в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Г. Аксаков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.