Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству
на проект федерального закона N 1085826-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 25.01.2021 года (выписка из протокола N 301, п. 134) Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1085826-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), в части своей компетенции.
Законопроектом предлагается часть 2 статьи 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) изложить в новой редакции, согласно которой при наличии у осужденного имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра, суд разрешает вопрос о принятии мер по обеспечению сохранности указанных имущества или жилого помещения в соответствии с требованиями статьи 313.1 УПК РФ.
Законопроект направлен на исполнение постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 09.07.2020 г. N 34-П "По делу о проверке конституционности части второй статьи 313 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой администрации муниципального образования город Мурманск" (далее - постановление N 34-П).
Постановлением N 34-П часть вторая статьи 313 УПК РФ признана не соответствующей Конституции РФ в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования она не закрепляет конкретных мер по охране остающегося без присмотра жилого помещения, собственником которого является осужденный, не устанавливает субъектов, на которых судом может быть возложена обязанность по принятию таких мер, и не определяет за счет каких источников осуществляется финансирование этих мер.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, но полагает необходимым высказать следующие замечания.
1) Лишение свободы за преступление, определенное законом, не лишает гражданина жилищных прав и вытекающих из них обязанностей, в связи с чем его вынужденное отсутствие не является основанием для того, чтобы переложить исполнение этих обязанностей на орган публичной власти. На это же обратил внимание и Конституционный Суд, указав, что суд полномочен принять меры по охране остающегося без присмотра жилого помещения осужденного, если осужденным самостоятельно не приняты гражданско-правовые меры по охране своего жилого помещения и будет установлено отсутствие у него возможности в их самостоятельном принятии.
Полагаем необходимым установить данное условие в части второй статьи 313 УПК РФ, так как право иметь жилое помещение коррелирует с неотъемлемой обязанностью его содержать, в связи с чем невозможность исполнения определенных обязанностей в отношении своего имущества должна быть объективно подтверждена.
2) Проектируемой статьей 313.1 предлагается определить перечень мер по обеспечению сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным.
Учитывая тот факт, что законопроект направлен на реализацию постановления N 34-П, что прямо указано в пояснительной записке к нему, полагаем необходимым в проектируемой статье 313.1 установить меры по обеспечению сохранности только жилого помещения, без указания на иное имущество, которое не являлось предметом рассмотрения Конституционного Суда.
3) Частью 3 проектируемой статьи 313.1 в отношении жилого помещения предлагается установить меры по обеспечению сохранности, которые аналогичны предложенным в постановлении N 34-П: опечатывание жилого помещения и периодическая проверка его сохранности органом внутренних дел; обязанность по запрету регистрации граждан в жилом помещении без согласия собственника и обязанность по запрету государственной регистрации перехода права, ограничения права и обременения объекта недвижимости без личного участия собственника объекта недвижимости, а также иные обязанности, необходимые для охраны жилого помещения.
Частями 4-5 проектируемой статьи предлагается установить, что если орган государственной власти или орган местного самоуправления будет реализовывать меру в рамках своих полномочий, предусмотренных законодательством РФ, расходы лягут на соответствующий бюджет.
Если в законодательстве такие полномочия за указанными органами не закреплены, то оплачивать расходы придется осужденному.
При этом согласно документам, приложенным к законопроекту, реализация его положений не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет федерального бюджета и иных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а внесение изменений в иные федеральные законы не предусмотрено.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству поддерживает проект федерального закона N 1085826-7 "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части обеспечения сохранности имущества или жилого помещения, остающихся без присмотра на время отбывания наказания осужденным" с учетом высказанных замечаний.
Председатель Комитета |
Г.П. Хованская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.