Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ДОКУМЕНТ

Приложение N 1. Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904

Приложение N 1
к приказу Министерства юстиции
Российской Федерации
от 4 марта 2021 г. N 27

 

Разъяснения по применению Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904

 

I. Общие положения

 

1. Настоящие Разъяснения разработаны в целях единообразного применения Положения о порядке ведения федерального регистра нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - федеральный регистр), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2000 N 904 (далее - Положение).

2. Федеральный регистр ведет Минюст России через свои территориальные органы.

3. Федеральный регистр ведется в электронном виде с использованием подсистемы "Нормативные правовые акты Российской Федерации" Единой системы информационно-телекоммуникационного обеспечения Министерства юстиции Российской Федерации (далее - информационная система) 1.

4. Внесение сведений в федеральный регистр осуществляют главные управления (управления) Минюста России по субъектам Российской Федерации (далее - территориальные органы Минюста России) в срок до 14 календарных дней со дня их поступления в территориальный орган Минюста России.

Экспертные заключения и служебные записки вносятся в федеральный регистр в срок до 14 календарных дней со дня их подписания уполномоченным должностным лицом территориального органа Минюста России.

5. Федеральный регистр имеет региональный и федеральный уровни.

Региональный уровень федерального регистра представляет собой федеральный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации.

Федеральный уровень федерального регистра состоит из федеральных регистров субъектов Российской Федерации.

6. Пополнение федерального уровня федерального регистра осуществляется федеральным бюджетным учреждением "Научный центр правовой информации при Министерстве юстиции Российской Федерации" в течение одного рабочего дня, следующего за днем внесения территориальным органом Минюста России сведений в федеральный регистр соответствующего субъекта Российской Федерации (региональный уровень).

 

II. Структура федерального регистра

 

7. В соответствии с пунктом 5 Положения в федеральный регистр включаются:

учетные номера нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (далее - правовые акты);

реквизиты правовых актов (вид правового акта, название правового акта и принявшего его органа, дата принятия (подписания) правового акта, его номер);

сведения об источниках официального опубликования правовых актов;

тексты правовых актов в основной (первоначальной) редакции в электронном виде, в том числе в виде графических изображений;

тексты правовых актов с внесенными в них изменениями со ссылками на правовые акты, изменяющие (дополняющие), отменяющие (признающие утратившими силу) и (или) приостанавливающие действие правового акта в основной (первоначальной) редакции;

дополнительные сведения.

8. К дополнительным сведениям относятся:

экспертные заключения Минюста России и территориальных органов Минюста России;

постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации по делам о проверке конституционности правовых актов;

решения судов общей юрисдикции по делам об оспаривании правовых актов, рассмотренным ими в качестве суда первой инстанции, а также судебные постановления, вынесенные по апелляционным, кассационным и надзорным жалобам на эти решения независимо от результата рассмотрения жалоб;

решения и постановления арбитражных судов;

решения и постановления конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по делам о проверке соответствия правовых актов конституциям (уставам) субъектов Российской Федерации, а также о толковании конституций (уставов) субъектов Российской Федерации;

информация о мерах прокурорского реагирования, принятых в отношении правовых актов (протесты, представления, требования, заявления, направляемые в суд);

указы Президента Российской Федерации о приостановлении действия правового акта;

указы Президента Российской Федерации о предупреждении законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации;

сведения о дате и номере государственной регистрации Минюстом России соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации;

документы о приостановлении или прекращении действия соглашений;

письма, иная информация органов государственной власти и их территориальных органов, органов прокуратуры, иных государственных органов;

служебные записки о продлении срока проведения правовой экспертизы, снятия с экспертизы, в связи с признанием правового акта утратившим силу.

9. Конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации подлежат обязательному включению в федеральный регистр.

Правовые акты органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации), высшего органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативно-правовой характер.

Правовые акты иных органов власти субъектов Российской Федерации включаются в федеральный регистр, если они носят нормативно-правовой характер и отвечают одному или нескольким из следующих условий:

затрагивают права, свободы и обязанности человека и гражданина;

устанавливают правовой статус организаций;

имеют межведомственный характер (содержат правовые нормы, обязательные для других органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и (или) организаций, не входящих в систему органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердившего (двух или более органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, совместно утвердивших) правовой акт).

Также подлежат включению в федеральный регистр:

соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенные органом государственной власти субъекта Российской Федерации (далее - соглашения);

правовые акты, изменяющие правовой акт в целом (новая редакция) или его часть;

правовые акты, содержащие положения об отмене, признании утратившим силу, продлении срока действия, приостановлении действия правового акта, признании его недействующим;

правовые акты, устанавливающие порядок, сроки ввода в действие (вступления в силу) основного правового акта в целом или его частей, а также содержащие иную информацию о состоянии или изменении реквизитов правового акта;

изменения, вносимые в соглашения;

правовые акты субъектов Российской Федерации о выражении согласия на обязательность соглашения;

правовые акты, вносящие в правовой акт изменения ненормативного характера (например, изменяющие поименный состав комиссии или органа).

10. В федеральный регистр не включаются правовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, иные правовые акты, относящиеся к категории ограниченного доступа (с пометками "Для служебного пользования", "Не для печати", "Не подлежат опубликованию").

11. В федеральный регистр включаются действующие правовые акты вне зависимости от срока их действия, а также правовые акты с отложенным сроком вступления в силу.

12. Правовые акты, вносящие изменения, приостанавливающие и (или) отменяющие (признающие утратившим силу), включаются в федеральный регистр с присвоением самостоятельного учетного номера.

 

III. Организация ведения федерального регистра

 

13. Ведение федерального регистра включает:

юридическую обработку правового акта и присвоение правовому акту учетного номера;

формирование текстов правовых актов в электронном виде;

формирование реквизитов правового акта и заполнение полей карточек документа;

проведение правовой и антикоррупционной экспертиз правового акта 2;

обработку дополнительных сведений, формирование их текстов в электронном виде;

поддержание базы данных федерального регистра в актуальном состоянии;

формирование интегрированной базы данных федерального регистра.

14. В ходе юридической обработки правового акта определяются его нормативность, взаимосвязь с правовыми актами, ранее включенными в федеральный регистр, и принимается решение о необходимости включения его в федеральный регистр и проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

При обработке правового акта, вносящего изменения в основной (первоначальный) правовой акт, в течение 14 календарных дней со дня поступления изменяющего правового акта в территориальный орган создается новая редакция основного (первоначального) правового акта.

15. При внесении правового акта в федеральный регистр он классифицируется в соответствии с классификатором правовых актов, одобренным Указом Президента Российской Федерации от 15.03.2000 N 511 "О классификаторе правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 12, ст. 1260; 2005, N 28, ст. 2865) (далее - классификатор).

Правовому акту может присваиваться как один, так и несколько индексов классификатора в зависимости от предмета правового регулирования правового акта.

При классификации правового акта по каждому предмету регулирования проставляется только индекс (без наименований разделов, подразделов и пунктов), отражающий наиболее узкую область (институт, субинститут) права.

16. Формирование текстов правовых актов, текстов дополнительных сведений в электронном виде, заполнение полей карточек документа и структура учетного номера, присваемого правовому акту при включении в федеральный регистр, осуществляются в соответствии с технической документацией по ведению информационной системы (руководство пользователя).

17. В информационной системе обеспечивается ведение справочников видов дополнительных сведений, правовых актов, органов, принявших правовой акт, и иных справочников.

При включении сведений в базу данных федерального регистра обеспечивается их отнесение к соответствующим категориям справочников.

18. В федеральный регистр включается следующая информация о действии правового акта:

действующий;

недействующий (если правовой акт отменен или признан утратившим силу органом, его принявшим, признан судом недействующим, истек срок действия правового акта);

действие приостановлено (в случае приостановления действия правового акта Президентом Российской Федерации или органом, его принявшим).

19. В случае если к включенному в федеральный регистр правовому акту не имеется дополнительных сведений о его противоречии федеральному законодательству, в федеральный регистр включается запись, что данный правовой акт "соответствует федеральному законодательству". Запись "соответствует федеральному законодательству" включается также для внесенных в федеральный регистр соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

В случае если правовой акт вследствие противоречия федеральному законодательству признан вступившим в законную силу решением суда полностью или в части не соответствующим федеральному законодательству или не подлежащим применению, в федеральный регистр включается запись, что он "не соответствует федеральному законодательству". Если о наличии в правовом акте противоречий федеральному законодательству свидетельствуют иные дополнительные сведения (при отсутствии судебного решения), то в федеральный регистр включается запись "выявлено несоответствие федеральному законодательству".

Запись "не требует правовой экспертизы" вносится в федеральный регистр, если правовой акт вносит в правовой акт изменения и не устанавливает новых норм права, а также если правовой акт утратил силу до проведения правовой экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений. Если правовой акт утратил силу до проведения правовой экспертизы или утратил нормативность после внесения в него изменений, изменение статуса на "не требует правовой экспертизы" осуществляется на основании мотивированной служебной записки с подписью начальника территориального органа Минюста России, лица, исполняющего его обязанности, или заместителя начальника, курирующего вопросы проведения правовой экспертизы.

Запись "правовой акт на правовой экспертизе" вносится в случаях, если сведения о проведении правовой экспертизы отсутствуют, а также нет иных дополнительных сведений о противоречии правового акта федеральному законодательству.

По результатам проведения антикоррупционной экспертизы правового акта в федеральный регистр включается соответственно запись "коррупциогенные факторы выявлены" или "коррупциогенные факторы не выявлены".

Запись "не вступил в силу" вносится в случае, если правовой акт принят, но в тексте имеется указание на вступление в силу по истечении определенного срока после официального опубликования или на дату вступления в силу.

20. Для формирования списков правовых актов, изменяющих правовой акт, в заголовке правового акта в новой редакции после наименования в круглых скобках указываются реквизиты (без наименования) всех изменяющих правовых актов и создаются ссылки на эти правовые акты.

Запись об отмене (признании утратившим силу), приостановлении действия правового акта делается над его заголовком с указанием реквизитов (без наименования) правового акта, отменяющего (признающего утратившим силу), приостанавливающего действие правового акта, и созданием ссылок на эти правовые акты.

Запись "Фактически утратил силу в связи с истечением срока действия" делается над заголовком принятого на определенный срок правового акта, срок действия которого истек, а также правовых актов, вносящих в него изменения (если эти правовые акты вносят изменения только в основной (первоначальный) правовой акт, срок действия которого истек).

В тексты правовых актов также включаются ссылки на все федеральные и региональные правовые акты, которые указаны в тексте. При формировании ссылки на правовой акт выделяются все имеющиеся в тексте реквизиты данного правового акта без названия (вид правового акта, орган, принявший правовой акт, дата, номер).

Для формирования ссылки в государственном реестре соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей, заключенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и осуществления перехода к тексту такого соглашения при внесении данного соглашения в федеральный регистр в карточку документа вносится номер его государственной регистрации в Минюсте России.

21. В случае официального опубликования правового акта в печатном средстве массовой информации наименование источника официального опубликования указывается полностью в именительном падеже. Также указываются дата издания, номер выпуска и статьи.

В случае официального опубликования правового акта на сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации или на Официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru указываются наименование сайта, номер и дата опубликования правового акта.

При поступлении сведений о нескольких источниках официального опубликования правового акта указываются все поступившие сведения об источниках официального опубликования.

 

------------------------------

1Пункт 4 Положения.

2Пункт 4 части 3 статьи 3 Федерального закона от 17.07.2009 N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов правовых актов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 29, ст. 3609; 2011, N 48, ст. 6730); пункт 2 Указа Президента Российской Федерации от 10.08.2000 N 1486 "О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 33, ст. 3356; 2017, N 1, ст. 144).